Органы военной полиции вооруженных сил российской федерации доклад

Обновлено: 28.03.2024

Военная полиция — структура Вооруженных Сил РФ, которая подчинена непосредственно Министерству обороны. Она была создана 8 лет назад для обеспечения порядка в армии, участия в контртеррористических операциях и охране военных объектов. В ближайшее время ожидается проведение реформы, которая еще больше расширит полномочия военных полицейских.

Военная полиция: что это такое

Военная полиция (ВП) — относительно новое ведомство, которое входит в состав Вооруженных Сил РФ.

Обеспечивает правопорядок в армии (в том числе контроль за "дедовщиной"), занимается дознанием по делам об административных правонарушениях и дисциплинарным проступкам.

Если нужно найти сбежавшего с военных сборов или угнавшего военную технику бойца, то этим и будет заниматься подразделение ВП. Потом полицейский может конвоировать его в изолятор, обеспечить охрану и безопасность движения ВС РФ. Защитит ВП также свидетелей по уголовным делам с участием военных.

Ведомство может привлекаться в боевой службе в мирное или военное время в составе наряда, караула, конвоя, группы или подразделения. Задачи и порядок действий подразделений военной полиции определяет Минобороны, а также Устав, утвержденный Президентом РФ.

Структура

В систему ВП входит Главное управление, региональные управления в ВО и в Северном флоте, территориальные органы и дисциплинарные части. Возглавляет полицию начальник Главного управления, который назначается на должность Президентом.

Руководство всем подразделением, а также контроль за его численностью осуществляет Министр обороны РФ. Штатная численность ВП уже составляет более 6,5 тысяч человек. В планах также создание морской ВП на Балтийском флоте с быстроходными катерами БЛ-680 и огнестрельным оружием.

Полиция должна будет пресекать правонарушения среди военнослужащих на флоте, а также заниматься противодиверсионной деятельностью.

Полномочия

У военной полиции большой объем полномочий. Под общим термином "обеспечение правопорядка" понимается требование от военнослужащих соблюдения дисциплины, а в необходимых случаях и прекращения противоправных действий, а также их предотвращения. Если на территории воинской части находится гражданский персонал, то ВП может распространять свои полномочия и на них.

  • проверять документы, проводить досмотр, организовывать проверки войск;
  • задерживать военнослужащих (если для этого есть основания);
  • исполнять решения суда, письменные поручения следователя;
  • беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов;
  • требовать от граждан покинуть место происшествия, если это необходимо;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства;
  • временно ограничивать или запрещать дорожное движение.

Особая функция военной полиции — участие в контртеррористической операции во время ЧП или военных действий (в частности период обучения многие сотрудники проходили в Сирии, о чем неоднократно заявляли руководители ведомства).

Полиция уже активно участвует в акциях по предупреждению нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств Минобороны. Используется ВП и для охраны стратегически важных объектов (например, комплекса зданий Минобороны РФ в Москве на Фрунзенской набережной или авиабаз в Сирии).

В 2019 году ожидается серьезная реформа системы ВП. Планируется, что на нее возложат функции учета преступлений и административных правонарушений в армии, разработку стандартов боевой подготовки и программ перевооружения, изучение новых систем вооружения и спецтехники.

После реформы начальник соответствующей части ВП будет вести записи обо всех происшествиях в гарнизоне . Полицейский также будет осматривать место происшествия, и заниматься оперативно-розыскной деятельностью.

Имеет ли полномочия в отношении третьих лиц

В основном военная полиция имеет дело с военнослужащими и лицами гражданского персонала.

Она имеет право требовать от них прекращения противоправных действий, задерживать лиц, совершивших преступление на территории воинской части, в том числе тех, кто оказался там незаконно.

Задержание третьих лиц возможно только на срок не более трех часов. У них могут быть проверены документы.

Каков устав

Военная полиция подчиняется Уставу, который утвержден Указом Президента. Данный документ определяет функции, полномочия полицейских, их обязанности, возможности по применению оружия, боевой, специальной техники, физической силы.

Устав также регулирует:

  • основные направления деятельности полиции;
  • возможность применения мер госпринуждения;
  • порядок участия органов военного управления в служебной деятельности полиции.

Действие устава полиции распространяется на военнослужащих Вооруженных сил РФ, граждан, проходящих военные сборы, гражданский персонал ВС РФ. Помимо Устава ВП существует также Типовые положения о региональном и территориальном органах ВП, а также положения о военных комендатурах Москвы и Санкт-Петербурга.

Как попасть на службу

Чтобы стать полицейским нужно соответствовать определенным требованиям и иметь достаточный уровень профессиональной подготовки. Обычно отбор проводят среди уже отслуживших претендентов мужского пола. Набор на службу по контракту в военные комендатуры не отличается от набора службы по контракту в обычные воинские части.

Подать резюме можно в Главном или территориальном управлении военной полиции (адреса есть на официальном сайте Минобороны). Если претендент пройдет отбор, то он может выбрать место службы. Набор на службу в ВП объявляется на сайте Министерства обороны, на ежегодных ярмарках вакансий. Можно также обратиться в военкомат по месту жительства или в пункт отбора на военную службу по контракту.

После тестирования кандидата ждет заключительное собеседование с комендантом ВП. Ему будет предложено звание и должность. Медицинское освидетельствование кандидатов проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности к военной службе.


В работе рассмотрены особенности правового регулирования деятельности военной полиции вооруженных сил. Автором представлен анализ законодательной базы, регламентирующей деятельность военной полиции вооруженных сил, а также выявлены некоторые проблемы, которые требуют решений.

Ключевые слова: военная полиция, законодательство, устав военной полиции, военнослужащие.

The article discusses the features of legal regulation of the activities of the military police of the armed forces. The author presents an analysis of the legislative framework governing the activities of the military police of the armed forces, and also identifies some problems that need to be addressed.

Keywords: military police, legislation, military police charter, military personnel.

Охрана правопорядка и законности в государстве является основным критериям поддержания суверенитета страны. Также данная охрана обеспечивает защиту прав и свобод всех субъектов права. Общество, правоотношения и жизненный уклад страны динамически развивается, что отражается в систематическом изменении законодательства, появлением новых правоотношений. Любая сфера жизнедеятельности охватывает большую совокупность норм права, которые охраняются государственными органами власти. Одним из таких органов является военная полиция.

Военная полиция имеет давнюю историю, но в свете современного периода времени данный орган является молодым. Военная полиция входит в систему правоохранительных органов власти и подчиняется в порядке иерархии органов исполнительной ветви власти Министерству обороны Российской Федерации. Основной задачей данного органа является обеспечение и укрепление правопорядка и воинской дисциплины.

Кроме того, стоит отметить, что правовые положения военной полиции нашли свое отражение в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (далее — УПК РФ) [4]. УПК РФ наделяет начальников органов военной полиции полномочиями органа дознания. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ начальники органов военной полиции относятся к органам дознания [5]. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ начальникам органов военной полиции наделены правами, схожие с правами дознавателей, но с учетом особенностей, которые распространяются на военную сферу. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ начальники органов военной полиции наделены полномочиями, которые свойственны органам расследования. Полномочия дознавателя в военной полиции реализуются офицерами, состоящими в должности дознавателей

Стоит отметить, что Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2015 г. № 50 осуществлено разграничение полномочий органов дознания между органами военной полиции и командирами воинских частей, которое действует с 1 декабря 2015 г [7].

С учетом того, что деятельность по расследованию преступлений, совершенных военнослужащими, является специфической, считаем верным и положительным регулирования деятельности военной полиции отдельными нормативно-правовыми актами, а также статьями, содержащихся в уголовно-процессуальном законодательстве.

Стоит также упомянуть Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации [8]. Считается, что данный источник права является главенствующий при регулировании полномочий сотрудников военной полиции. В уставе точечно отражены направления деятельности, функции, полномочия и организацию службы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

Правовое регулирование деятельности военной полиции обладает отличительной чертой — особенностью его субъектов и источников, обусловленные разнообразием задач, которые решает полиция [9].

Стоит отметить и проблемные аспекты правового регулирования деятельности военной полиции вооруженных сил.

На сегодняшний день у военных следственных органов практически отсутствует оперативная поддержка со стороны оперативно-розыскных органов, предусмотренных Законом об ОРД [10]. Кроме того, отсутствуют нормы, посвящённые особенностями оперативно-правовой деятельности в военной сфере. Вместе с тем, в соответствии с Уставом военной полиции она уполномочена принимать меры по розыску военнослужащих и военного имущества Вооруженных Сил, а также осуществлять иные оперативно-розыскные меры.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что военная полиция Вооруженных Сил РФ является чем-то вроде квазиоперативно-розыскным органом.

С учетом изложенного, представляется, что было бы целесообразно урегулировать вопрос оперативно-розыскной деятельности военной полиции в рамках Закона об ОРД.

Подводя итог, можно сделать вывод, что на сегодняшний день законодателем проработаны основные положения деятельности военной полиции вооруженных сил. Безусловно, правовая база установила особенности деятельности военной полиции вооруженных сил, но вместе с тем, законодательство не лишено проблем, которые требуют решений.

Основные термины (генерируются автоматически): военная полиция, Российская Федерация, РФ, начальник органов, сила, правовое регулирование деятельности, военная сфера, орган, орган дознания.

Несмотря на объективные различия, основное назначение этой структуры во всех странах — поддержание правопорядка и воинской дисциплины.

Что такое военная полиция

В России военной полиции не существовало до 2010 года. Именно тогда было принято решение о ее создании на базе сети комендатур, однако, реализовано оно было немного позже в 2014 году.

Военная полиция РФ

Для территориальных, региональных органов, а также для комендатур Москвы и Санкт-Петербурга разрабатываются отдельные положения.

Подготовка специалистов осуществляется в общевойсковых командных училищах. В частности, в Московском в 2017 году состоялся первый набор курсантов. Также возможна подготовка кадров в рамках переквалификации и переподготовки. Принимаются не все офицеры, а только те, кто закончил командные, общевойсковые и инженерные учебные заведения.

Структура

Структуре этой организации посвящено мало статей, из которых следует не слишком много информации, в частности, п.14-18 Устава.

Подчиняется данное формирование Министерству обороны. Глава именно этого ведомства компетентен в вопросах состава, структуры и численности штата.

Согласно общим сведениям, структура такова:

  • центральный аппарат;
  • региональные отделения;
  • территориальные отделения;
  • дисциплинарные части;
  • гауптвахты.

Территориальные отделения находятся вблизи крупных расположений Вооруженных Сил. Их численность зависит от общего количества военнослужащих, находящихся на определенной территории. При необходимости отдельные формирования могут создаваться внутри крупных подразделений.

Особое положение у комендантов гарнизонов в 2-х городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге) они одновременно являются городскими комендантами.

Подробно о структуре Министерства обороны РФ читайте по этой ссылке.

Основные задачи

Задачи ведомства довольно обширны. Они предполагают большой объем работы, как непосредственной, так и бумажной. Среди основных функций военной полиции выделяют следующие:

Военная полиция наиболее известна среди военнослужащих такими задачами, как патрулирование, дающее возможность проверки документов и выполнения требований по соблюдению формы одежды. В некоторых случаях ее сотрудники вправе задержать граждан, находящихся в состоянии опьянения.

Полномочия структуры

Военнослужащие военной полиции

Задачи полиции самые разнообразные, и требуют наличия разветвленной сети, иначе эффективное исполнение возложенных на нее функций сводится к минимуму. Выделяется примерно 10 направлений работы ведомства. Эти функции выполняются разными структурами, которые наделяются полномочиями, достаточными для эффективного исполнения поставленной задачи.

Полномочия полиции подразделяются в зависимости от того, в отношении кого они применимы. Так, определяются полномочия, применяемые касательно:

  • военнослужащих;
  • призывников, служащих в ФСБ;
  • иных лиц и общие.

В число полномочий в отношении военнослужащих включается требование о прекращении совершения проступка или преступления. Действие может нарушать Устав военной полиции, Уголовный кодекс, иные законы, иметь признаки административного проступка.

Проверка документов возможна при обнаружении совершения преступления или при наличии оснований для задержания. В связи с этим предусмотрена и другая функция, такая как задержание и доставление подозреваемых в комендатуру, проведение личного и вещевого досмотра.

Направление для проведения освидетельствования возможно, когда имеются основания в подозрении совершения запрещенного деяния, либо результаты этого исследования необходимы для установления объективной картины произошедшего.

Внутреннее расследование обстоятельств действий, нарушающих закон, осуществляется дознавателем в полиции ВС РФ.

Аналогичные полномочия предоставляются сотрудникам военной полиции и в отношении солдат-срочников, служащих в ФСБ.

Полномочия в отношении третьих лиц

Под третьими лицами понимаются граждане, не указанные выше, но попавшие в поле зрения правоохранителей вследствие совершения ими незаконных действий, посягающих на права и интересы гражданского персонала частей и военнослужащих.

Сотрудники полиции вправе требовать прекращения совершения противоправного деяния, если события происходят на территории части, либо в отношении персонала, гражданского или военного, а также казенного имущества. Указанные лица, допустившие совершение проступка, могут быть задержаны до передачи их гражданским правоохранительным органам.

Сотрудники военной полиции охраняют некоторые важные объекты, определяемые главой силового ведомства. В связи с этим им предоставляется право задерживать тех, кто попытался незаконно проникнуть на охраняемую территорию. Срок задержания ограничен 3-мя часами, по их истечении задержанных граждан следует передать в иные структуры либо отпустить.

Полицейские вправе проверить документы, удостоверяющие личность, но только в том случае, если лицо подозревается в совершении незаконного действия, и находится в расположении части.

Отдельно указывается обязанность по обеспечению сохранности следов преступления, улик, иных доказательств, имеющих значение для расследования.

Вы служили в военной полиции или комендатуре? Делитесь своими впечатлениями в комментариях под статьей.


ТАСС-ДОСЬЕ. 3 февраля 2019 года исполняется пять лет со дня подписания президентом РФ Владимиром Путиным закона о правовых основах деятельности военной полиции (ВП) Министерства обороны Российской Федерации. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о военной полиции в российских вооруженных силах.

История создания

В Вооруженных силах (ВС) СССР вопросами поддержания порядка и законности, борьбой с правонарушениями и преступлениями военнослужащих занимались военные комендатуры, действовавшие по гарнизонному принципу. Вопросами безопасности дорожного движения в армии занималась военная автоинспекция (ВАИ). Кроме того, правоохранительные функции в армии выполняла военная юстиция - система органов военной прокуратуры в подчинении Генерального прокурора СССР и военных трибуналов, подчиненных Министерству юстиции. После распада СССР системы военных комендатур, ВАИ и военной юстиции унаследовали и российские вооруженные силы.

Военные комендатуры оказались малоэффективны в условиях резкого роста количества преступлений в армии. Впервые о формировании в России института военной полиции заговорили в январе 1992 года, когда Генпрокуратура предложила создать территориальные отделы военной милиции по гарнизонному принципу и с различными службами - криминальной, по борьбе с экономическими преступлениями и др. В июле 1994 года Минобороны подготовило соответствующий законопроект и направило его в Госдуму, однако он не был принят.

Вновь к этой идее вернулись в 2005 году. Предложение о создании военной полиции, которая будет бороться с неуставными отношениями ("дедовщиной") и другими правонарушениями в армии, содержалось в докладе уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина. По мнению омбудсмена, военная полиция могла бы взять на себя оперативно-разыскные и следственные функции, несение патрульно-постовой службы, конвоирование задержанных, охрану и досмотр военных грузов. Лукин также считал принципиально важным, чтобы органы военной полиции строились не по гарнизонно-окружной (как военные комендатуры), а по территориальной схеме, не находились в подчинении у военного командования, и финансировались по отдельной статье бюджета.

31 января 2006 года на пресс-конференции в Кремле президент РФ Владимир Путин заявил, что контроль за соблюдением законности в Вооруженных силах должен быть ужесточен. Президент уточнил, что министр обороны Сергей Иванов подготовил и "в ближайшее время сделает предложения" по качественному улучшению системы воспитания в ВС, включая "возможное создание военной полиции". Поводом послужило дело рядового Андрея Сычева, которого в ночь на 1 января 2006 года жестоко искалечили сослуживцы по батальону обеспечения Челябинского танкового училища.

В декабре 2009 года Анатолий Сердюков (министр обороны РФ в 2007-2012 годах) подписал приказ о создании военной полиции на базе военных комендатур и военной автоинспекции, однако уже весной следующего года это решение было отменено из-за отсутствия нормативной правовой базы.

1 декабря 2011 года было сформировано Главное управление военной полиции Министерства обороны РФ. Этот день считается датой основания военной полиции. Первоначально управление функционировало на основании ведомственных актов. Подготовка закона о военной полиции продолжалась, его проект прошел все согласования, в том числе и в Госдуме, и был готов к подписанию в 2012 году, однако из-за коррупционного скандала в военном ведомстве и увольнения самого Сердюкова эти планы не были реализованы. Процесс создания военной полиции продолжил новый министр обороны Сергей Шойгу.

В декабре 2013 года президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, в котором предлагалось законодательно закрепить правовые основы деятельности военной полиции. 24 января 2014 года Госдума приняла, 29 января того же года Совет Федерации одобрил этот законопроект, а 3 февраля 2014 года его подписал Владимир Путин. На следующий день, 4 февраля, федеральный закон о ВП был опубликован и вступил в силу. Документом были снесены изменения в 13 нормативных актов, в том числе в федеральные законы "Об обороне", "О статусе военнослужащих", в Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ. ВП Минобороны РФ создавалась на основе военных комендатур и военной автоинспекции.

25 марта 2015 года указом Владимира Путина был утвержден устав ВП.

Текущее состояние и деятельность

Задачи военной полиции Минобороны РФ - защита жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих и лиц гражданского персонала ВС РФ, обеспечение в вооруженных силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов ВС, а также противодействие преступности и защита других охраняемых законом правоотношений в области обороны.

Структурно ВП включает в себя центральный орган - Главное управление военной полиции (Москва), региональные управления в каждом из четырех военных округов и на Северном флоте, а также территориальные органы - более 140 военных комендатур, около 100 военных автомобильных инспекций, два дисциплинарных батальона (в Нижегородской области и Забайкалье). В феврале 2017 года численность ВП составляла около 10 тыс. человек.

Также в 2018 году началось создание взводов военной полиции в отдельных бригадах и полках, а в течение 2019 года взводы военной полиции будут сформированы в каждой дивизии и армии. Кроме того, в состав органов ВП вошли подразделения морской военной полиции, первое из которых было открыто в 2018 году на Балтийской военно-морской базе Западного военного округа. В августе того же года в ходе специальных учений на полигоне Мулино (Нижегородская область) были впервые апробированы положения проектов боевого устава ВП.

Участие в операции ВС РФ в Сирии

С 2016 года по настоящее время батальоны ВП ВС РФ на ротационной основе выполняют специальные задачи на территории Сирии. Они охраняют важные объекты группировки российских войск на территории этого государства, обеспечивают правопорядок и безопасность мирных жителей в освобожденных от террористов населенных пунктов, организовывают сопровождение гуманитарных колонн и безопасность при проведении гуманитарных акций.

Униформа, экипировка и др.

Отличительные элементы формы одежды российского военного полицейского - красный берет, черная нарукавная повязка со словами "Военная полиция" и аббревиатурой "ВП", а также нагрудный знак.

В отличие от остальных военнослужащих, военные полицейские, помимо личного боевого оружия, имеют на вооружении спецсредства - наручники, резиновые дубинки, травматическое оружие, электрошоковые устройства. В комплект штатной экипировки военного полицейского включаются индивидуальные средства фотовидеофиксации.

На оперативные автомобили ВП (обычно они выкрашены в защитный темно-зеленый цвет) в 2016-2017 годах наносилась синяя полоса с надписью "Военная полиция" и эмблемой ВС РФ. С 2017 года цветографическая схема изменена: теперь это красная полоса с белой окантовкой и надписью "Военная полиция", а на капоте - белые буквы "ВП" на красном поле. Автомобили снабжаются проблесковыми огнями синего цвета и сиренами. Окраска машин ВАИ в целом повторяет окраску автомобилей Госавтоинспекции МВД России (синяя полоса, сине-красные проблесковые огни).

Командование

По состоянию на начало 2019 года всеми правоохранительными частями и соединениями ВП руководит из Москвы начальник Главного управления военной полиции Минобороны РФ (с августа 2016 года эту должность занимает генерал-лейтенант Владимир Ивановский). На 2019 год запланирован переход к новой системе управления, в рамках которой задачи руководства военной полицией будут решаться командующими войсками военных округов и флотов совместно со столичным главком. Новая система будет учитывать опыт действий российских военнослужащих в Сирии, где задачи военным полицейским ставили командиры, знакомые с обстановкой на местах.

Учебные заведения

Для обучения солдат и сержантов-контрактников ВП во Владикавказе (Северная Осетия) создан первый центр по подготовке военной полиции. Он начал работу 1 декабря 2017 года и за год своей деятельности подготовил более 2 тыс. курсантов. С января 2019 года в учебном центре ведется подготовка военнослужащих по новым программам с учетом сирийского опыта.

Инспекторов ВАИ с 2018 года готовят на базе Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им. генерала армии В.Ф. Маргелова. По вопросам подготовки военных дознавателей главк военной полиции сотрудничает с Военным университетом Минобороны РФ (Москва). Мобилизационный резерв для ВП готовят военные кафедры в Московской академии Следственного комитета РФ и во Всероссийском государственном университете юстиции (также в Москве).

Читайте также: