Организация обучения учащихся с овз в условиях интегрированного образования доклад

Обновлено: 18.05.2024

2 Основная задача воспитания и образования любого ребенка - подготовка его к жизни в обществе как полноправного гражданина, способного к самостоятельной жизни, продуктивной деятельности, взаимоотношениям с окружающими людьми.

3 Достижение этой цели - серьезный и нелегкий труд не только для ребенка, но и для родителей и педагогов. Для детей с особыми образовательными способностями эта задача усложняется : дети с нарушениями развития требуют специального постоянного сопровождения со стороны взрослых. Образовательный процесс является важнейшим фактором, определяющим дальнейшую судьбу ребенка.

5 Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями здоровья не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Поэтому Л. С. Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением в развитии является его включение в жизнь социума и осуществление компенсации его недостатка каким - либо другим путем.

7 Интеграцию в общество человека с ограниченными возможностями здоровья означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни ( включая и образование ) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей ( Л. И. Аксенова ).

8 Инклюзивное обучение предполагает, что : дети с ОВЗ учатся вместе с детьми с сохранными психофизическими возможностями в обычной школе ; организуют обучение детей с ограниченными возможностями здоровья специалисты ( учителя - дефектологи, психолог, социальный педагог и др.); создаются специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ( санитарно - гигиенические, материально - технические, методические и др.); дети с ОВЗ получают возможность жить вместе с родителями ; дети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование в соответствии с их образовательными потребностями для дальнейшей социальной адаптации в обществе.

9 Инклюзивное ( включенное ) образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. Инклюзивное ( включенное ) образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения ( А. Шпагина ).

10 Структура инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы должна включать в себя : 1. Разработку философии, поддерживающей соответствующую инклюзивную практику 2. Всестороннее планирование инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. В процесс создания инклюзии детей с ограниченными возможностями включаются все учителя и администрация школы. 4. Включение родителей 5. Методическое обучение учителей, специалистов, всех участников процесса инклюзии.

11 Для качественной организации образовательного процесса необходимо соблюдение организационно- педагогических условий: 1. Лицензия на проведение специального (коррекционного) обучения. 2. Наличие психолого-медико- педагогического консилиума. 3. Положение об интегрированном обучении

12 Система инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья строится с учетом ряда специальных принципов ( Л. С. Выготский ): - учет возрастных психофизических возможностей детей ; - постоянное изучение детей в динамике их развития и выявление психических новообразований ; - равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе обучения ; - единство диагностики и коррекции развития ( выявляется состояние основных сфер психического развития ) и анализа социокультурной ситуации развития ребенка ( уровень требований родителей и уровень их притязаний, уровень располагаемых ребенком возможностей, ресурсов ); - развивающий характер обучения ; - деятельностный подход к обучению

13 Инклюзивное образование предполагает создание учебного плана на каждого ученика, имеющего ограниченные возможности здоровья, включающего как общеобразовательную программу, так и коррекционно - развивающую.

14 В структуре личностного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья преобладают главным образом непосредственные переживания, эмоции, вытекающие из конкретной ситуации и деятельности, актуальные только в данный момент.

15 Основная цель уроков интегрированного обучения Основная цель уроков интегрированного обучения создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно - воспитательный процесс.

16 К сожалению, традиционная форма ведения урока или занятия не дает детям данной категории возможности непосредственной деятельности. Эти дети быстро пресыщаются заданиями, теряют внимание, выражают неудовольствие, истощаются.

17 привлекательность задания, Большинство специалистов в области специальной педагогики и психологии ( Д. В. Зайцев и др.) переходят на систему использования нетрадиционных, в основном, психотерапевтических, методов обучения, где главным побуждающим фактором деятельности ребенка является – привлекательность задания, опора на эмоциональные потребности, практические действия, опора на эмоциональные потребности, практические действия, двигательная активность. двигательная активность.

19 Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.

20 обучение было связано с реальной жизнью Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни ; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника.

21 Принцип сознательности и активности учащихся в процессе обучения реализуется благодаря использованию различных приемов обучения, помогающих вызвать у школьников переживания и сочувствие. Переживания стимулируют развитие интеллекта.

23 ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ Критерии оценивания (1-4 классы ) Критерии оценивания (1-4 классы )

26 Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе интегрированного обучения. Ниже приведена таблица структуры урока при внутренней дифференциации, которая поможет педагогу в составлении поурочных планов и уточнении целей обучения каждой группы детей.

27 Этапы урока Методы и приемы Организация работы по общеобразовательной программе Организация работы по программе для С(К)ОУ VII вида Орг. момент Словесный (слово учителя)Общий для всех детей класса Проверка домашнего задания Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка Индивидуальная проверка Повторение изученного материала Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) Беседа, письменное и устное выполнение упражнений Работа по карточкам Подготовка к восприятию нового материала Словесный (беседа)Беседа Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе Изучение нового материала Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) Объяснение нового материала Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания) Закрепление изученного Словесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам) Выполнение упражнений. Проверка Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам Итог урока Словесный (беседа)Общий для всех детей класса Инструктаж по выполнению домашнего задания Словесный (слово учителя)Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии

28 Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками).

29 При изучении темы, материал распределяется фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).

30 Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта. Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно- развивающие задачи.

31 Коррекционно - развивающие задачи

32 Преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимание (какой вид внимания для данного ребенка является более приемлемым); Коррекция трудностей словесно- логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения; Увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти (определение ведущего вида памяти);

33 Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук; Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря; Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной критики.

Содержание образования для детей, интегрированных в ОУ, должно отличаться от того, которое они могли бы получить в специальных (коррекционных) классах. Такое обучение может быть эффективно лишь для детей, соответствующих или близких по уровню психофизического и речевого развития возрастной норме и психологически готовых к совместному обучению со здоровыми сверстниками. В статье представлены формы организации образовательного процесса.Как происходит комплектование классов интегрированного обучения (решение городской или областной ПМПК). Рассмотрен вопрос о программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений и учебных планах.Организация эффективной социально-образовательной интеграции возможна только в условиях тесного взаимодействия педагогов и специалистов службы сопровождения: учителей-дефектологов, логопедов и психологов, т. е. сотрудников, чья профессиональная деятельность обеспечивает проведение медицинской, психологической, педагогической, социальной коррекции.

Оценить 1506 0

Организация обучения обучающихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования.

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Социально-образовательная интеграция предполагает такую организацию совместного обучения, при которой обеспечиваются условия, необходимые для приобретения учащимися опыта положительного взаимодействия. Содержание образования для детей, интегрированных в ОУ, должно отличаться от того, которое они могли бы получить в специальных (коррекционных) классах. Такое обучение может быть эффективно лишь для детей, соответствующих или близких по уровню психофизического и речевого развития возрастной норме и психологически готовых к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Эти дети (от 1 до 5 человек) включаются в обычные классы общеобразовательной школы по месту жительства. В общеобразовательной школе увеличивается количество тех уроков, которые дети с особенностями в развитии могли бы посещать с обычными сверстниками. Но в то же время при обучении таких учеников необходимо руководствоваться специальными образовательными программами. Еще сложнее выстроить систему обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Они нуждаются в особых условиях обучения, социально - психологического сопровождения, воспитания и первоначальной профессиональной подготовки. Как учесть все эти сложные моменты, возникающие при интеграции? Опыт экспериментальной работы свидетельствует о том, что наиболее эффективно интегрированное обучение детей с ОВЗ при комбинированных вариантах. Выбор модели оказания коррекционно - педагогической поддержки учащимся с отклонениями в развитии должен осуществляться с учетом состава учащихся школы и желания педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в нее. Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесса:

1) обучение в общеобразовательном интегрированном классе по программам для общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

2) обучение в условиях классов коррекционно - педагогической поддержки по рекомендованным психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) специальным образовательным программам в соответствии с индивидуальными коррекционно-образовательными маршрутами, разработанными специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк);

3) оказание специальной коррекционной помощи с целью компенсации имеющихся нарушений в развитии ребенка специалистами службы сопровождения;

4) развитие и коррекция через систему дополнительного образования.

Обучение в условиях общеобразовательного (интегрированного) класса

Комплектование классов интегрированного обучения осуществляется на основании решения городской или областной ПМПК при совпадении желания родителей и наличия в учреждении необходимых психолого-педагогических условий: служб сопровождения, учебно-методического и кадрового обеспечения, развитой материально-технической базы. Деятельность общеобразовательного интегрированного класса регламентируется Положением о специальном (коррекционном) обучении в муниципальном общеобразовательном учреждении, Положением о социально-образовательной интеграции в условиях общеобразовательного класса, Положением об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях. Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья зачисляются в те классы, которые работают по традиционным массовым программам. Количество учащихся, интегрированных в общеобразовательный класс, может составлять от одного ребенка до пяти, при общей наполняемости класса 25 человек. Нужно стремиться к тому, чтобы в один класс попадали дети лишь одной нозологической группы (например, только нормально развивающиеся и глухие или нормальные и умственно отсталые дети). Внутри учреждения всем ходом интегрированного обучения руководит школьный ПМПк. Он же осуществляет необходимую корректировку образовательных маршрутов обучающихся, если в этом возникает необходимость. Кроме того, члены консилиума рекомендуют прохождение дополнительной диагностики (при необходимости дифференциальной диагностики или уточнение образовательного маршрута), посещение тех или иных кружков дополнительного образования, контролируют результативность обучения и психолого-педагогического сопровождения. При совместном обучении детей с особенностями психофизического развития существует опасность их изоляции от основного коллектива. Это происходит только в том случае, если они занимаются отдельно в классах коррекционно-педагогической поддержки (в нормативных документах — это классы КРО — специального (коррекционного) обучения). Классы интегрированного обучения объединяют разных детей, отличающихся друг от друга. Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные человеческие качества. Основная цель уроков интегрированного обучения — создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс. Интегрированное обучение основывается на дидактических принципах специального и общего образования. Оно должно носить воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности. В интегрированном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия школьников с различными умственными способностями. Систематичность требует, чтобы учитель не только решал задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал меры для оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции отклоняющегося поведения учеников класса, развития сильных сторон личности каждого ребенка. В классе интегрированного обучения необходимо создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Тем самым будет осуществляться принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке. Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника. Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это возможно только в том случае, если деятельность учеников осуществляется в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая коррекция основывается на том или ином виде деятельности. В ней можно смоделировать трудные конфликтные ситуации и сориентировать ученика на их конструктивное разрешение. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения. Принцип сознательности и активности учащихся в процессе обучения реализуется благодаря использованию различных приемов обучения, помогающих вызвать у школьников переживания и сочувствие. Переживания стимулируют развитие интеллекта. Эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные, так как они есть у детей с любыми отклонениями в умственном развитии. Ученики должны понимать тот учебный материал, который им предлагается усвоить, научиться его использовать в самостоятельной практической деятельности, что невозможно без положительного эмоционального отношения ребенка к обучению. Позитивного результата во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения можно достичь только при продуманной системной работе, составными частями которой являются формирование положительного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития и расширение опыта продуктивного общения с ними. Большую роль в этом играет грамотный отбор ученых планов, образовательных программ, учебно-методических и дидактических комплектов. В школьном учебном плане определяется состав учебных предметов в рамках образовательных областей и образовательных компонентов базисного учебного плана, а значит, должна быть отражена специфика образовательной деятельности школы как учреждения, работающего в рамках интегрированного обучения. Методическое обеспечение такого обучения учащихся с психофизическими нарушениями и детей с нормальным развитием включает программные, учебно-методические и дидактические материалы, как для общеобразовательной школы, так и для специального (коррекционного) образовательного учреждения. При организации учебно-воспитательного процесса главная трудность для учителя состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии, интегрированного в среду нормально развивающихся сверстников, с выполнением образовательного стандарта, заложенного в специальной коррекционной образовательной программе для учреждений VII или VIII вида. Опыт показывает, что в обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) на начальных этапах преобладает работа учителя-дефектолога в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки, но постепенно дети всё в большем объеме получают знания на уроках в условиях общеобразовательного класса. При обучении же детей с нарушением интеллекта ситуация обратная. На начальных этапах умственно отсталые дети большую часть учебного времени проводят со своими нормально развивающимися сверстниками, но по мере адаптации детей к классу и усложнения образовательной программы увеличивается количество часов обучения в классе коррекционно-педагогической поддержки под руководством учителя-дефектолога. Выбор программ ― основа обучения. В начальной школе для обучения учащихся с особенностями развития за основу берутся:

1)Типовые государственные программы для общеобразовательных учреждений ― 1―4 кл. (авторы: Л. В. Занков, В. В. Истомин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. Я. Виленкин, Л. Г. Петерсон, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Т. Г. Рамзаева, Л. Ф. Климанова, Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей, М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова);

2)Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развития (авторы: Е. А. Екжанова, Г. М. Капустина, Ю. А. Костенкова, Т. В. Кузмичева, Е. Б. Новикова, Е. Н. Морсакова, Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко);

3) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для детей с нарушением интеллекта (авторы В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина, Н. М. Барская, С. Ю. Ильина; 3. Н. Смирнова, Г. Н. Гусева, А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская, А. А. Хилько, В. В. Эк, М. Н. Перова и др.);

ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ КЛАССА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

ОКАЗАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ СПЕЦИАЛИСТАМИ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Организация эффективной социально-образовательной интеграции возможна только в условиях тесного взаимодействия педагогов и специалистов службы сопровождения: учителей-дефектологов, логопедов и психологов, т. е. сотрудников, чья профессиональная деятельность обеспечивает проведение медицинской, психологической, педагогической, социальной коррекции. Отличительными особенностями деятельности специалистов службы психолого-медико-педагогического сопровождения является командный стиль взаимодействия, систематическое обсуждение прохождения ребенком с ограниченными возможностями здоровья индивидуально-образовательного маршрута и его корректировка. Учителя-логопеды, олигофренопедагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги работают в тесном контакте как с преподавателями общеобразовательных предметов, так и с родителями учащихся, постоянно отслеживают развитие ребенка, результативность его обучения. Роль специалистов в осуществлении комплексного диагностико - консулътативного и коррекционно-педагогического сопровождения учащихся с разным уровнем развития через систему коррекционных кабинетов в условиях общеобразовательной школы велика. Практика убеждает, что только при правильном и своевременном выявлении нарушений интеллектуального, речевого и психофизического развития учащихся, а также при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения ребенка в общеобразовательном классе он в состоянии успешно овладеть учебной программой, адаптироваться в социуме. Особое внимание при работе с детьми, имеющими нарушения в познавательной сфере, уделяется разработке и четкому применению системы оценок, которые, с одной стороны, отражают реальный вклад ребенка в подготовку к уроку или выполнение заданий, а с другой ― фиксируют уровень усвоения им предложенной образовательной программы. Кроме того, выставляемые ребенку оценки должны быть понятны и ему самому. На начальных этапах обучения ребенку необходимо разъяснить, за что ему выставляется та или иная отметка. Отметим, что оценка деятельности ученика может быть как устная, так и письменная, а отметка выставляется в журнал или в тетрадь. При этом важно, чтобы при ее выставлении за четверть и по итогам учебного года участвовали как учителя общеобразовательных классов, так и классов коррекционно - педагогической поддержки.


Одна из наиболее острых проблем образования в настоящее время – организация совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и их нормально развивающихся сверстников в условиях массовой школы. Все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками. Каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель интегрированного обучения, сохраняя нужную специализированную психолого-педагогическую помощь.

В России практика обучения детей с ОВЗ вместе с нормально развивающимися сверстниками началась более 15 лет назад. Первым успешным примером можно считать обучение детей с нарушениями слуха в системе общего образования по методике Э.И. Леонгард. Тогда же в образовательных учреждениях общего типа были открыты специальные (коррекционные) классы для детей с особыми образовательными потребностями, что позволило решить вопросы как получения образования детьми с ОВЗ, так и сохранения и укрепления института семьи и интеграции ребенка в общество [8].

В настоящее время существуют различные определения понятия интеграция, которые раскрывают его в полной мере. В широком смысле, (лат. интегратио – восстановление, восполнение, целый) данное понятие означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию [1].

Исследователь Л.М. Шипицына делает акцент на формах интегра­ции, выделяя социальную и педагогическую интеграцию . Первая форма предполагает адаптацию детей с ОВЗ в общую систему социальных отношений в рамках той образовательной среды, в которую они интегрируются. Педагогическая интеграция предусматривает формирование у детей с проблемами в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом [9].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс интеграции определяется как закономерный этап развития системы специального образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к детям с ОВЗ, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.

Анализ исследований Н.Н. Малофеева и Н.Д. Шматко свидетельствует о том, что они в процессе реализации интегрированного образования, выделяют следующие модели интеграции: постоянная полная, пос­тоянная неполная, постоянная частичная, временная частичная и эпизодическая [4]. Дадим их краткую характеристику.

Постоянная полная интеграция пред­полагает обучение ребенка с тем или иным нарушением в развитии на равных с нормально развивающимися детьми в од­них дошкольных группах и классах. Данная модель может быть эф­фективна для тех детей, чей уровень пси­хофизического и речевого развития соот­ветствует или приближается к возраст­ной норме и кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению. [5].

Постоянная неполная интег­рация может быть эффективна для тех детей школьного возраста, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систе­матической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в це­лом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально разви­вающимися сверстниками, а также прово­дить с ними большую часть внеклассного времени. Постоянная, но неполная интегра­ция может быть полезна дошкольникам с различным уровнем психического разви­тия, но не имеющим сочетанных наруше­ний. Смыслом такой интег­рации является максималь­ное использование всего потенциала уже имеющихся у ребенка и довольно значи­тельных возможностей общения, взаимо­действия и обучения с нормально разви­вающимися детьми. [4].

Постоянная частичная интеграция может быть полезна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых уме­ний и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени. Смыслом постоянной частичной интег­рации является расширение общения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками [5].

Характеризуя организационные основы реализации образовательной интеграции Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко отмечают следующее: при временной и частичной ин­теграции все воспитанники специальной группы или класса вне зависимости от до­стигнутого уровня развития объединяют­ся со своими нормально развивающимися сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий в основном воспитательного характера. Смыслом временной интеграции явля­ется создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками. Времен­ная интеграция является, по сути, этапом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрирован­ного обучения. Данная модель интеграции может быть реализована в дошкольных учреждениях комбинированного вида, имеющих как группы для нормально развивающихся детей, так и специальные группы, а также в массовых школах, где открыты специальные классы [4].

Таким образом, все выше сказанное позволяет говорить о подборе доступной и полезной модели интеграции для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в об­щеобразовательную среду.

Анализ исследований Н.Н. Малофеева, Н.Д. Шматко позволяет в качестве одного из перспективных видов образовательных учреждений, реализующих интегрированное обучение детей, выделить учреждение комбинированного вида. Именно в этих учреждениях есть возможность создавать и обычные, и специальные, и смешанные группы детей, что позволяет осуществлять все формы интеграции, подбирая каждому ребен­ку необходимую квалифицированную специальную педагогическую помощь, налаживать подлинное взаимодействие педагогов общеобразовательных школ со специалистами дефектологами. При этом в комбинированном учреждении можно обеспечить специальное образо­вание детям с выраженными нарушени­ями развития и качественное образова­ние нормально развивающимся детям, обогатив их социально-эмоциональное развитие уникальным и необходимым в будущей взрослой жизни опытом взаи­модействия с теми людьми, кто в силу не зависящих от них обстоятельств ока­зался менее способным, смышленым, умелым, но от этого не менее добрым, отзывчивым и способным к соблюдению нравственных норм и законов [5].

Таким образом, интеграция в общество человека с ограниченными возможностями здоровья, на данный момент, означает процесс и результат предоставления ему всех прав и реальных возможнос­тей участвовать во всех видах социаль­ной жизни общества наравне и вместе с остальными членами общества в усло­виях, компенсирующих ему отстава­ние в развитии и ограничения возмож­ностей жизнедеятельности. Следовательно, интегрированное обучение создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка, которые реализуются в зависимости от структуры дефекта, психофизических, психологических особенностей лечения в условиях определенных моделей интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей (постоянная полная, пос­тоянная неполная, постоянная частичная, временная частичная и эпизодическая).

1. Большой Российский энциклопедический словарь. – Большая Российская энциклопедия, 2007. – 1888 с.

2. Дефектология. Словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Педагогика, 1996. – 236 с.

3. Волкова Л.С. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе / Л.С. Волкова, Н.Е. Граш, А.М. Волков //Дефектология. – 2002. – № 3. – С. 3-8.

4. Малофеев Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71-78.

5. Малофеев Н.Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 86-93.

6. Назарова Н.М. Понятие интеграция в специальной педагогике // Понятийный аппарат педагогики и образования. – Екатеринбург, 1998. – Вып. 3. – С. 262.

7. Никитина М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей. – СПб. , 1997. – Ч. 2. – С. 152.

8. Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование. – 2011. - №1. – С.104.

9. Шипицына, Л.М. Экскурс в историю интеграции / Л. М. Шипицына // Специальная педагогика / под ред. М.Н. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – С. 355.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, интегрированное обучение, модель интеграции, постоянная, сверстник, специальное образование, учреждение, частичная интеграция, внеклассное время.

Похожие статьи

Из истории интегрированного обучения | Статья в журнале.

ребенок, ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, образовательное пространство, психофизическое развитие, совместное обучение детей, массовая школа, начальная школа.

Методические рекомендации для будущих педагогов по обучению.

ребенок, ограниченная возможность здоровья, интегрированное обучение, учреждение, специальное образование, сверстник, частичная интеграция, постоянная, модель интеграции, внеклассное время.

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: интеграция, общеобразовательная школа, ограниченные возможности здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом подходе, который включает в себя психолого-педагогические.

Организационно-психологические условия интеграции детей.

Организационно-психологические условия интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в

На нынешний момент остро поставлен вопрос о других способах обучения и воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

О проблемах реализации интегрированного обучения детей.

Полная интеграция, предполагающая инклюзивное образование, активно внедряется в нашей стране и успелакоснуться многих учебных заведений, а так же затронуть различные группы людей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование в условиях современной.

 интегрированное обучение в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, учебный процесс, обучающийся, студент.

Технологии инклюзивного образования как средства для создания.

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика, безбарьерное образование, групповая работа.

Интегрированное обучение лиц с нарушениями слуха в России

Актуальность. В настоящее время проблема ограниченности возможностей здоровья считается актуальной, так как интегрированное обучение детей с ОВЗ является современной тенденцией, которая характерна для зарубежных стран.

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной.

Тенденция сегодняшнего дня — интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную среду нормально развивающихся сверстников.

Похожие статьи

Из истории интегрированного обучения | Статья в журнале.

ребенок, ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, образовательное пространство, психофизическое развитие, совместное обучение детей, массовая школа, начальная школа.

Методические рекомендации для будущих педагогов по обучению.

ребенок, ограниченная возможность здоровья, интегрированное обучение, учреждение, специальное образование, сверстник, частичная интеграция, постоянная, модель интеграции, внеклассное время.

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: интеграция, общеобразовательная школа, ограниченные возможности здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом подходе, который включает в себя психолого-педагогические.

Организационно-психологические условия интеграции детей.

Организационно-психологические условия интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в

На нынешний момент остро поставлен вопрос о других способах обучения и воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

О проблемах реализации интегрированного обучения детей.

Полная интеграция, предполагающая инклюзивное образование, активно внедряется в нашей стране и успелакоснуться многих учебных заведений, а так же затронуть различные группы людей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование в условиях современной.

 интегрированное обучение в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, учебный процесс, обучающийся, студент.

Технологии инклюзивного образования как средства для создания.

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика, безбарьерное образование, групповая работа.

Интегрированное обучение лиц с нарушениями слуха в России

Актуальность. В настоящее время проблема ограниченности возможностей здоровья считается актуальной, так как интегрированное обучение детей с ОВЗ является современной тенденцией, которая характерна для зарубежных стран.

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной.

Тенденция сегодняшнего дня — интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную среду нормально развивающихся сверстников.

Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.

К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:

  • раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;
  • желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность помогать ему в процессе обучения;
  • наличие возможностей оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь
  • создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

К внутренним условиям или показателям способствующим эффективной интеграции, относятся:

  • уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
  • возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;
  • психологическая готовность ребенка к интегрированному обучению.

Инклюзия (от inclusion - включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.

Отличие интеграции от инклюзии в образовании заключается в следующем:

Интегративное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения

Инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным образовательным программам.

Инклюзия - это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества.

Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Три аспекта развития инклюзии:

  • разработка инклюзивной политики
  • развитие инклюзивной практики
  • создание инклюзивной культуры

Инклюзия в образовании - это

  • Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников.
  • Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом.
  • Различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.
  • Признание права учеников на получение образования в школах,

расположенных по месту жительства.

  • Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ,.
  • Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.

Разработка инклюзивной политики показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во всех планах образовательного учреждения. Развитие инклюзивной практики учитывает разнообразие потребностей учащихся, а учащиеся поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники образовательного учреждения проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, не только материальных.

Создание инклюзивной культуры - создание безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая культура создаёт общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми новыми сотрудниками, детьми, администраторами и родителями опекунами.

Критики интеграции считают, что в российских образовательных учреждениях: отсутствуют необходимые методики и оборудование для интегрированного обучения детей; не готовы учителя массовых образовательных учреждений, на которых ляжет основная работа; вызывает недовольство у многих родителей;

На Западе в 60-70-е гг. интеграция возникла под влиянием усиления эгалитарного движения и в условиях экономического подъема, тогда как в России в 90-е гг. интеграция - это дитя социального кризиса и разочарования в ценностях традиционной педагогики. В сложившихся обстоятельствах типичная российская общеобразовательная среда вряд ли может быть для ребенка с ограниченными возможностями более благоприятной средой развития, чем спецшкола.

Читайте также: