Организация инклюзивного образования дошкольников доклад

Обновлено: 04.07.2024

Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями.

На каких же законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

ВложениеРазмер
lektsiya1-inklyuziya.ppt 1.02 МБ
lektsiya1-doshkolniki.ppt 868 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Инклюзивное образование Теоретические основы, идеология, региональная проблематика инклюзивного образования

Вызовы : - реализация Закона об образовании в РФ − обустройство новой практики работы с особыми детьми − инклюзивного образования (ориентированного на особые потребности детей, но организованного в пространстве общеобразовательной школы)

Кому нужна инклюзивная школа?

От культуры полезности к культуре достоинства?

Какое образование называется инклюзивным? Инклюзивное образование фр. inclusif - включающий в себя - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. ЮНЕСКО рассматривает инклюзию как «динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для обогащения процесса

Какое образование называется инклюзивным? Неверные представления об инклюзии : Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать Фокусирование не на целях, а на действиях Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию

Как называть и как не называть тех, кому нужно инклюзивное образование ? Дети с ограниченными возможностями здоровья Дети с особыми образовательными потребностями

Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Медицинская модель Идея заботы о ребенке, которому требовались особые условия для успешного обучения Условия : -специальные материально-технические средства ; -наличие специальных педагогов; -специальные программы обучения, учитывающие возможности ребенка; -медицинское сопровождение; -предпрофессиональная и профессиональная подготовка.

Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Медицинская модель Минусы : -неготовность воспитанников с ОВЗ к полноценной социальной жизни, -оторванность от общества, замкнутость в своей социальной группе; изоляция ребенка от нормально развивающихся сверстников и от семьи, т. к. часто специальные (коррекционные) учреждения находятся далеко от места проживания ребенка, -общение с детьми одного уровня не способствует полноценному развитию речи, -не происходит социализация ребенка в общество, за отсутствием его

Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Медицинская модель Минусы : - проблема дезинтеграции людей с ОВЗ носит двусторонний характер: наряду с неготовностью людей с ОВЗ к включению в полноценную жизнь в социуме, присутствует и нежелание большинства людей без отклонений в развитии существовать в одном пространстве с инвалидами.

Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Принципы инклюзивного образования на международном уровне (Саламанкская декларация) : - необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей; - лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей;

Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Принципы инклюзивного образования на международном уровне (Саламанкская декларация) : - обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех .

Отличия инклюзии и интеграции Главное отличие интеграции и инклюзии, заключается в различии объектов , на которые оказывается воздействие: - в интегрированном образовании – попытка изменить ребенка с ОВЗ, - в инклюзивной модели – изменение образовательной среды, с учетом индивидуальных потребностей всех участников образовательного процесса.

Отличия инклюзии и интеграции Интеграция: -Внимание направлено на проблемы детей с ОВЗ; -Изменение обучающихся с ОВЗ, с целью их соответствия существующей образовательной практике; -Адресное использование форм и методов работы, принятых в коррекционных учреждениях; -Преимущество от этого процесса получают только обучающиеся с ОВЗ; -Ассимиляция.

Отличия инклюзии и интеграции Инклюзия: -Внимание направлено на всех обучающихся; -Изменение образовательной среды в целом, с целью предоставления возможностей для развития и реализации всем обучающимся; -Использование специальных методов неотрывно от общего образовательного процесса; -Преимущества получают все обучающиеся; -Трансформация.

Модели образования особых детей

Модели образования особых детей

Модели образования особых детей

Принципы инклюзии в школе (м/н) 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений 2. Каждый человек способен чувствовать и думать 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным 4. Все люди нуждаются друг в друге 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Принципы инклюзии (по Шипициной) -признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов; -повышение степени участия учеников в культурной жизни школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни; -реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;

Принципы инклюзии -устранение барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности; -анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников, проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;

Принципы инклюзии -различия между учениками ― это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать; -признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;

Принципы инклюзии -улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов; -признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей; -развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами; признание инклюзии в образовании как одного из аспектов инклюзии в обществе (Шипицина)

Содержательные и организационные подходы, способы, формы -индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося ― ребенка с ОВЗ ― по развитию академических знаний и жизненных компетенций; -социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его; - психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

Содержательные и организационные подходы, способы, формы • психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения; • индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ; • портфолио учащегося ― ребенка с ОВЗ; • компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

Содержательные и организационные подходы, способы, формы • повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования; • рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами; • тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

Содержательные и организационные подходы, способы, формы • адаптивная образовательная среда ― доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения); • адаптивная образовательная среда ― оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа); • адаптивная образовательная среда ― коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

Содержательные и организационные подходы, способы, формы • сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи; • ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Подходы в обучении детей с особыми образовательными потребностями 5 подходов в обучении детей с особыми образовательными потребностями: Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов и интернатах. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях. Домашнее обучение Дистанционное обучение Инклюзивное обучение

Формирование образовательной политики Региональная проблематика образования детей с ОВЗ, направления изменений

Проблематика: 1. Отсутствует стратегия развития инклюзивного образования в крае, не оформились структуры и органы, которые бы направляли и обеспечивали развитие инклюзивной практики в крае (Советы по развитию инклюзивного образования, Ресурсные центры и т.д.). 2. Имеются отдельные пробы создания инклюзивных практик образования в ДОУ и школах

Проблематика: 3. Недостаток систематических, комплексных психолого-педагогических знаний и технологий, специальных мониторинговых исследований, непосредственно касающихся опыта регионального и отечественного инклюзивного образования. 4. Внятно не сформирован заказ на исследования и разработки относительно проблем реализации инклюзивного подхода в образовании, научно-методическое сопровождение и разработку программно-дидактических материалов и методических пособий для обеспечения инклюзивного образования

Проблематика: 5. Отсутствуют экономические и финансовые механизмы реализации инклюзивной практики. (Школа, являющаяся инклюзивной, требует дополнительных финансовых вложений (финансовая поддержка учителя инклюзивного класса, финансирование ставок ассистента учителя, тьютора, логопеда и т.д. для сопровождения ребенка с ОВЗ), финансирование дополнительных занятий педагога с ребенком с ОВЗ во внеурочное время; финансирование ПК педагогов, разработки и приобретения методического обеспечения учителя)

Проблематика: 6. Интолерантность мышления общества (в т.ч. профессионального сообщества), наличие стереотипов и предрассудков, неготовность или отказ учителей, детей и их родителей принять новые принципы инклюзивного образования 7. Необеспеченность образовательного процесса нормативно-правовой базой в части регулирования процесса инклюзии детей с ОВЗ в систему общего образования, в части организации индивидуального обучения, инклюзивного обучения детей с ОВЗ.

Проблематика: 8. Недостаточность оснащения образовательного процесса техническими и дидактическими средствами обучения, затрудненность архитектурной доступности образовательных учреждений для организации обучения отдельных категорий детей с ОВЗ. 9. Н едостаточная профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход.

Целевые ориентиры и основные задачи образовательной политики по направлению Цель политики - качественное и планомерное усовершенствование системы образования детей с ООП путем внедрения инклюзивного образования, учитывающего разнообразие особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей и направленного на их полноценное развитие и самореализацию, социальную, профессиональную, жизненную успешность.

Направления и содержание изменений Организационно-управленческие Содержательные Ценностные

Организационно-управленческие изменения - разработка стратегии развития инклюзивного образования в крае, создание структуры и органов, которые бы направляли, координировали и обеспечивали развитие инклюзивной практики в крае (Советы по развитию инклюзивного образования), расширение функций Краевого ПМПК - разработка нормативно-правового и финансового обеспечения инклюзивного образования. Пересмотр имеющейся региональной базы, разработка примерных нормативных актов, которые в дальнейшем смогут быть приняты органами местного самоуправления.

Организационно-управленческие изменения - создание разноуровневой системы ресурсных центров по обеспечению инклюзивного образования (материально-техническому и методическому), в том числе использование потенциала специальных (коррекционных) учреждений .

Организационно-управленческие изменения - межведомственное взаимодействие: 1) создание сетевой модели взаимодействия ряда структур: коррекционная школа, общеобразовательная школа, ППМС-центры − для детей; коррекционная школа, общеобразовательная школа, ППМС-центры, КГПУ, ИПК, краевая ПМПК – для специалистов; коррекционная школа, общеобразовательная школа, ППМС-центры, общественные организации и фонды – для родителей.

Организационно-управленческие изменения 2) создание единой межведомственной базы данных детей с ОВЗ, позволяющей получить наиболее полную информацию о потребностях особых детей в образовательных, реабилитационных, социальных и прочих услугах; 3) реализация моделей сетевого взаимодействия государственных учреждений социальной помощи, медицинской помощи с государственными общеобразовательными учреждениями для сопровождения детей с ОВЗ;

Организационно-управленческие изменения - апробация моделей сетевого взаимодействия учреждений и образовательных организаций на территориях для обеспечения реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ; - создание инклюзивных школ-пилотов, школ-лабораторий; - поддержка общеобразовательных учреждений, реализующих эффективные программы инклюзивного образования, создание стажировочных площадок и инновационных сетей по распространению лучших практик;

Организационно-управленческие изменения - разработка и реализация программ подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов и специалистов сопровождения общеобразовательных учреждений. Введение дисциплин, необходимых для овладения инклюзивными технологиями обучения во всех ВУЗах, готовящих педагогов и психологов. - создание команд сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении

Организационно-управленческие изменения - обеспечение вариативности структуры и содержания образовательного процесса с применением индивидуальных маршрутов образования, индивидуальных учебных планов, разноуровневого обучения, вариативное расписание -создание условий для ранней профориентации, предпрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся с ОВЗ в системе общего образования.

Организационно-управленческие изменения -отработка технологий поддержки педагогов инклюзивного образования (ресурсные центры) на базе ИПК, ПМПК и коррекционных школ, -сотрудничество с общественными организациями родителей детей с ОВЗ, привлечение родителей детей с ООП к участию в образовательно-реабилитационном процессе с целью повышения его эффективности

Содержательные изменения - Разработка методологических оснований инклюзивного образования в условиях российской системы. - Р азработка и введение стандартов качества образования в обучение детей с ОВЗ; -Изменение подходов к организации оценки качества образования (разработка мониторинговых программ оценки индивидуальных образовательных потребностей и достижений ребенка, качества образовательной среды). - Разработка и внедрение учебных и дидактических комплектов с применением дифференцированного и разноуровневого подхода в условиях единого образовательного пространства.

Содержательные изменения - Разработка методов и педагогических технологий обучения и воспитания в разнородной образовательной среде (группе, классе). - Разработка технологий психолого-педагогического сопровождения детей с различными нарушениями на всех ступенях инклюзивного образования (от дошкольного до высшего профессионального образования).

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях.

Содержимое публикации

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Некоторые из этих направлений уже достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих десятилетий. Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии

Эффективным условием реализации инклюзивного дошкольного образования является организация образовательной среды. Это требует, чтобы в дошкольной образовательной организации были созданы специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях должна быть создана с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей воспитанников, что позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.

Необходимым условием для коррекционно-развивающей работы является организация взаимодействия всех участников образовательной деятельности. Выстраивая взаимодействие с родителями необходимо создавать условия для принятия детей ОВЗ детско — взрослым коллективом. Благодаря профессионализму воспитателей в нашей дошкольной образовательной организации воспитанники помогают друг другу, в том числе детям с ОВЗ, получая при этом опыт сочувствия, становятся добрее, толерантнее. Родители воспитанников, смотря на своих детей, приходят к пониманию, что все дети нуждаются в образовании и общении .

ФГОС ДО определяет требования к содержанию и осуществлению адаптированной программы. Программа гарантирует личностный рост и развитие дошкольников в коммуникативной деятельности, в процессе обучения и игры на основе возрастных особенностей, психологических и физиологических способностей детей.

Содержание инклюзивного обучения включается в программу, если предполагается освоение программы дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Раздел инклюзивного образования и работы по коррекции содержит способы адаптации образовательной программы для освоения детьми с ОВЗ. Поэтому в нашем образовательном учреждении разработана адаптированная программа.

Адаптированная программа направлена на помощь в изучении детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования. При организации инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.

Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.

При отборе материала для дошкольников с нарушениями зрения учитываются величина предмета и контрастность цветов. Для слепых и слабовидящих детей проводятся занятия по ориентированию в пространстве, мимике и пантомимике.

Чтобы добиться результата педагоги и родители должны работать в команде. Этому мы уделяем особое внимание.

С детьми с ОВЗ занимаются педагог по коррекции речи, психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, медицинский персонал ДОУ.

Логопед определяет степень понимания и воспроизведения речи, готовит индивидуальные планы коррекции речи, ведёт персональные и групповые занятия.

Педагог-психолог подготавливает индивидуальные программы для коррекции, проводит психодиагностику дошкольников и даёт консультации для родителей.

Воспитатель развивает мелкую и общую моторику детей, ведёт персональные и групповые занятия по продуктивным видам активности: рисование красками и карандашами, лепка из пластилина и конструирование из бумаги и природных материалов.

Музыкальный руководитель при отборе материала учитывает психофизические и речевые способности детей, использует элементы звукотерапии на занятиях музыкой.

Медработник ДОУ организует лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.

Такие коллективные действия сотрудников детского сада формируют благоприятную среду для адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями в детском коллективе.

Педагоги ДОУ сотрудничают друг с другом и с родителями воспитанников. Постоянное взаимодействие воспитателей и семьи ведёт к положительному результату. Сотрудничество с семьями дошкольников организуется в форме консультаций, дней открытых дверей и семинаров-практикумов, на которых родителей знакомят с дидактической литературой, играми и учат использовать полученные сведения на практике.

Праздники в детском саду – тоже часть работы воспитателей с семьёй дошкольника. На мероприятиях родители наблюдают достижения ребёнка, участвуют вместе с детьми в конкурсах и соревнованиях.

Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации).

Основной принцип управления инклюзивным детским садом – принцип совместного принятия решения участниками образовательного процесса и ответственность за его выполнение. На основе данного принципа определяются структуры управления инклюзивным процессом:

1) научно-методический совет ДОУ;

2) психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ;

3) педагогический коллектив инклюзивной группы;

4) родительский комитет.

Принцип индивидуального подхода

предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка

Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

Принцип активного включения в образовательный процесс

предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе

Принцип междисциплинарного подхода

Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания

предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики

Принцип партнерского взаимодействия с семьей

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада

Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы

4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы

5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.

Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция, это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменениям образовательного пространства.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – М.: Просвещение, 2005, – 272 с.

5. Самсонова Е.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации / Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева, С.И. Сабельникова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.С. Аркелян – Москва – 2012

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему

Инклюзивное образование в ДОУ

Количество детей с инвалидностью неуклонно растет, что подтверждается данными Росстата.

Инклюзивное образование в ДОУ, которое еще несколько лет назад рассматривалось в числе приоритетных решений, становится оптимальной моделью функционирования детского сада.

Инклюзия позволяет успешно решать ряд проблем:

-обеспечивать процесс социализации дошкольников с особыми потребностями;

- прививать воспитанникам толерантность,

- уважительное отношение к инвалидам; оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ).

Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС

Каждому ребенку, проживающему в РФ, от рождения гарантируются государством права и свободы гражданина, в том числе право на получение образования. В 2012 году наша страна ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, тем самым не только признав право несовершеннолетних с ОВЗ на получение учебно-воспитательных услуг, но и обязавшись обеспечивать доступность образования для инвалидов на всех уровнях.

Согласно положениям стандартов, одной из приоритетных задач государства является обеспечение доступности образовательного комплекса, в том числе для детей с особыми потребностями.

Реализация инклюзивного образования воспитанников в ДОУ по ФГОС дает возможность улучшить перспективы детей с инвалидностью в вопросах получения навыков коммуникации, выработки поведенческих функций, налаживания взаимодействия со сверстниками, педагогами.

Однако внедрение принципа инклюзивности для многих дошкольных учреждений нашей страны связано с необходимостью преодоления ряда проблем, которые затрагивают не только необходимость усовершенствования инфраструктуры групповых помещений, адаптации утвержденных программ, но и преодоление стереотипов, ведение масштабной разъяснительной работы среди педагогов, родителей воспитанников.

Детский сад для детей-инвалидов и детей должен характеризоваться:

1.Адаптированной безбарьерной средой, физической доступностью объектов для всех малышей..

2. Наличием условий и средств для осуществления непрерывного воспитательно-образовательного процесса, в том числе проведение коррекционных занятий.

Изменения, внедрение которых предусмотрена данным нормативным актом при поступлении в детский сад дошкольников с инвалидностью разного типа, представлена в таблице.

Изменения, внедрение которых предусмотрено данным нормативным актом при поступлении в детский сад дошкольников с инвалидностью разного типа, представлена в таблице.

Этапы организации работы с воспитателями по подготовке к обучению детей с ОВЗ

ознакомление воспитателей с нормативной базой, регулирующей отношения в сфере инклюзивного образования, особенностями работы коррекционных групп и принципами формирования предметно-развивающей среды для них;

получение педагогами сертификатов о повышении квалификации, дающих право работать с воспитанниками группы здоровья.

Целью реализации этапа является обеспечение психолого-педагогической поддержки, личностного и профессионального роста воспитателей коррекционных групп. В это время осуществляется налаживание сотрудничества между педагогическим составов, медицинскими сотрудниками ДОУ, профильными специалистами (логопедом, неврологом, психологом и т.д.).

В рамках этого временного периода следует:

проанализировать полученные знания и навыки работы с контингентом коррекционных групп;

наметить пути дальнейшего развития педагогов с целью совершенствования предоставления образовательных услуг в условиях инклюзии.

Детский сад для детей-инвалидов должен быть оснащен прогулочными дорожками, расположенными на пути следования к остановкам общественного транспорта. Все объекты, имеющиеся на территории ДОУ, не должны быть препятствием для проведения прогулок и подвижных игр.

План инклюзивного образования в ДОУ

Успешная реализация прав и свобод лиц с ОВЗ, а также улучшение качества их жизни, невозможны без повышения уровня социальной адаптации. Дети с ОВЗ с рождения чувствуют свое отличие от сверстников, они растут в условиях искусственно создаваемого вакуума, и наличие социальных барьеров лишь усугубляет ситуацию. Поэтому главной задачей реализации плана перехода к инклюзивному образованию должна стать работа с воспитанниками, имеющими особые потребности, в рамках всесторонней социализации.

Обучение детей-инвалидов в специализированных ОУ, не позволяет успешно решать проблемы социализации. Малыши, растущие чужими среди чужих, еще больше отдаляются от социума, забывают нормы поведения в разных ситуациях, отказываются идти на контакт с взрослыми и сверстниками.

Выпускники специализированных детских садов-интернатов впоследствии часто проявляют:

-неспособность овладеть базовыми умениями и навыками, подходить к решению жизненных задач.

И наоборот, создание единой воспитательно-образовательной среды для дошкольников с разными возможностями способствует укреплению физического и психического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет последним стать полноправными участниками учебно-воспитательного процесса, реализовать природные таланты, развить уверенность, самостоятельность, инициативность, найти свое место в социуме.

hello_html_m2321950f.jpg

Дети с ОВЗ в детском саду успешно проходят процесс социализации при условии подчинения образовательного процесса таким принципам:

-Ритуальность (проведение занятий в одно и то же время в одном и том же месте).

-Игровая подача материала.

- Учет индивидуальных особенностей дошколят.

-Деление на подгруппы (проведение групповых занятий для части детского контингента).

-Доступность подачи материала.

-Получение помощи узкопрофильных специалистов.

-Прохождение разных стадий вовлеченности в занятия (от присутствия до участия, выполнения части заданий, и, наконец, точного выполнения всех поставленных воспитателем задач).

Инклюзивные детские сады способны реализовать все вышеперечисленные условия, поскольку педагогический коллектив таких учреждений ведет комплексную работу по составлению индивидуальных маршрутов обучения, социализации воспитанников с разными стартовыми возможностями, а также подготовке детей с ОВЗ к обучению в школе.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ также предусматривает осуществление коррекционной деятельности. Для этих целей в детском саду должны быть отведены отдельные помещения (под сенсорные комнаты, монтессори-комнаты, бассейн, творческие мастерские, кабинеты специалистов — логопеда, дефектолога, психолога, психоневролога).

hello_html_m3a01cf91.jpg

В условиях реализации плана инклюзивного образования и воспитания в ДОУ следует реорганизовать наполнение предметно-развивающей среды и атмосферы в группах с учетом характера возможностей здоровья, возраста, интересов воспитанников.

Включение в группу малыша с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание таких условий:

-Обустройство привлекательной, насыщенной игрушками предметно-развивающей среды (для дошкольников с умственной отсталостью необходимо добавить в среду игрушки предыдущей возрастной категории, для обучения слабовидящих — игрушки, стимулирующие развитие полисенсорного восприятия).

-Использование дидактического материала разноуровневого содержания. Определение сильных сторон ребенка с ОВЗ, на которые впоследствии делается упор (получение похвалы стимулирует дальнейшее развитие).

-Отказ от соревновательной практики.

- Создание атмосферы взаимопомощи и взаимоподдержки.

-Обустройство уголков уединения (под нишами, с использованием балдахинов).

- Стимулирование развития коммуникации между малышами, между воспитанниками и взрослыми.

-Постоянное присутствие второго взрослого при режимных моментах для оказания помощи.

Важной частью плана реализации инклюзивного образования в детском саду следует сделать ведение разъяснительной работы с воспитателями. Еще до пополнения детского контингента дошкольниками с ограниченными возможностями физического и (или) психического здоровья педагогический состав ДОУ должен четко понимать порядок действий при условии введения инклюзии.

Этапы организации работы с воспитателями по подготовке к обучению детей с ОВЗ

Подготовительный

Данный этап предусматривает:

- ознакомление воспитателей с нормативной базой,

- регулирующей отношения в сфере инклюзивного образования,

-особенностями работы коррекционных групп и принципами формирования предметно-развивающей среды для них;

- получение педагогами сертификатов о повышении квалификации, дающих право работать с воспитанниками группы здоровья.

Целью реализации этапа является обеспечение психолого-педагогической поддержки , личностного и профессионального роста воспитателей коррекционных групп. В это время осуществляется налаживание сотрудничества между педагогическим составов, медицинскими сотрудниками ДОУ, профильными специалистами (логопедом, неврологом, психологом и т.д.).

В рамках этого временного периода следует:

- проанализировать полученные знания и навыки работы с контингентом коррекционных групп;

-наметить пути дальнейшего развития педагогов с целью совершенствования предоставления образовательных услуг в условиях инклюзии.

Эпизодического расширения арсенала педагогических методов и приемов в условиях работы в коррекционной группе часто оказывается недостаточно.

Воспитатель в условиях реализации инклюзивного образования должен систематически изучать медицинские карты воспитанников, проводить беседы с родителями для определения сильных сторон дошкольника, взаимодействовать с медицинским персоналом и профильными специалистами, следить за реакциями дошкольника в режимных моментах, применять инновационные педагогические приемы, составлять индивидуальные маршруты развития для каждого малыша

Программа инклюзивного образования в ДОУ Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования предусматривает необходимость обучения детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам (далее — АОП), разработанным с учетом психофизических возможностей воспитанников.

hello_html_7b64c24c.jpg

Требования к содержанию, структуре, ожидаемым результатам реализации АОП предусмотрены положениями ФГОС.

В структуре АОП следует обязательно указывать:

Цели и задачи образовательного процесса на текущий учебный год.

Примерные программы, на базе которых разрабатывалась АОП (в т.ч. порядок перераспределения часов, отведенных на занятия по конкретным темам, изменение порядка изложения этих тем). 3

3.Приемы ведения коррекционной работы, учитывающие особенности психофизического развития детского контингента.

4. Особенности формирования предметно-развивающей среды.

5. Частоту привлечения к образовательному процессу профильных специалистов.

6.Характеристики ведения воспитательной работы.

Реализация программы инклюзивного образования детей в ДОУ предусматривает необходимость подбора педагогических методов и приемов, позволяющих закрепить имеющиеся навыки, привить новые знания и умения в пределах возможностей дошкольника, создать позитивное отношение к образовательной деятельности, и главное — научить воспитанника с физическими и (или) психическими недостатками добиваться успехов.

Методы ведения образовательной деятельности в коррекционных группах, должны отвечать следующим требованиям:

1. Соответствовать индивидуальным возможностям каждого воспитанника.

2. Закреплять и поощрять маленькие успехи с целью выработки мотивации к обучению.

3. Обеспечивать постановку интересных образовательных целей.

4. Формировать навыки, необходимые для облегчения процесса образовательной деятельности.

Подбор оптимальных методов и форм обучения детей с ОВЗ, способствующих получению такими воспитанниками качественного образования, остается прерогативой воспитателя. Включение в образовательный процесс занятий в монтессори-комнатах, сенсорных комнатах, бассейнах позволяет добиться положительной динамики и подготовить воспитанников группы здоровья к обучению в общеобразовательной школе.

Оценить эффективность реализации АОП позволяет практика поэтапной фиксации результатов проделанной педагогической работы, связанных не только с предметным содержанием, но и динамикой показателей здоровья. Педагог должен проанализировать продвижение детей с ОВЗ, сравнив прошлогодние результаты с актуальными, наметить дальнейшие пути развития ключевых компетенций, что впоследствии отражается при выборе программного содержания на следующий учебный год.

Неделя инклюзивного образования в ДОУ Инклюзивная модель дошкольного обучения, основанная на идее совместного пребывания здоровых воспитанников и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в современном образовательном пространстве считается передовой. Адепты инклюзии уверены, что такой инновационный способ организации образовательного процесса позволяет не только унифицировать систему распределения дошкольников по учреждениям, но и создать оптимальную среду для развития возможностей и удовлетворения потребностей всех детей без исключения. Инклюзия — прототип безбарьерного общества, каждый участник которого открыт к общению, эмпатии, толерантности. Проведение недели инклюзивного (совместного) образования в ДОУ позволяет донести эти важные посылы до всех участников учебно-воспитательного процесса, привлечь внимание дошкольников и представителей семей к вопросам преодоления стереотипов, связанных с инвалидностью.

hello_html_57599001.jpg

В ходе тематической недели, посвященной вопросам инклюзии, в дошкольной образовательной организации можно провести следующие виды активности:

3. Педагогические чтения для специалистов дошкольного образования, посвященные принципам взаимодействия при организации образования малышей с особыми потребностями.

6. Организация особых видов активности в рамках взаимодействия с семьями, способствующих выработке толерантного отношения к людям с инвалидностью.

В ходе проведения недели инклюзии важно донести до участников учебно-воспитательного процесса, что главная проблема детей с инвалидностью заключается в нарушении связей с окружающим миром. Успешное преодоление сложностей социализации воспитанников с ОВЗ, решаемое через проявление уважения и доброты к ближним, преодоление стереотипов и предубеждений по поводу инвалидности, оказание посильной помощи малышам с особыми потребностями, позволяет выстроить систему качественного дошкольного образования, воспитать поколение толерантных, сознательных, ответственных граждан.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что включает в себя система инклюзивного образования, какие для этого необходимо создать условия, какова цель инклюзии и формы её реализации?

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ

на межмуниципальном семинаре

для руководителей и педагогов ДОО



Докладчик: Ужгина

г. Усть – Катав, 2019г.

Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что состояние здоровья представителей всех возрастных групп, и особенно детей, носит в настоящее время кризисный характер. Но, почему то говоря об инклюзии, в большинстве случаев обращают внимание на общеобразовательные и коррекционные школы, а дошкольные учреждения стараются обходить стороной. В то же время России, как и во всём мире, наблюдается рост числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. При этом под ограниченными возможностями понимаются как временные, так и постоянные отклонения в физическом или психическом развитии.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. В тоже время практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками),

отсутствует или сужена социальная активность

Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок !

И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Этого же требует от нас и ФГОС ДО (от 17.10.2013 № 1155 – ФЗ), в котором говорится об условиях, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, которые будут направлены на:

обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком;

поддержку индивидуальности и инициативы детей;

установление правил взаимодействия в разных ситуациях;

построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития каждого ребёнка;

и, конечно же, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка

Основа инклюзивного образования - исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования .

Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования.

Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе . В условиях инклюзивного обучения родители также получают возможность воспитывать детей в соответствии с собственными жизненными установками. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.

Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех уровнях человеческого функционирования , процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе социально-экономического статуса родителей и других различий.

Инклюзия - формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Инклюзия (включение) - процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность.

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах:

При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями;

В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми.

Виды инклюзии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Виды инклюзии условно обозначают по уровню включения ребенка в образовательный процесс:

«Временная (точечная) инклюзия - ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.

Инклюзивное образование необходимо всем участникам образовательного процесса( и детям, и педагогам, и родителям, и в целом самому обществу). Одним оно придаёт уверенность в себе, в других воспитывает отзывчивость и понимание, а третьих заставляет задуматься над проблемами инвалидности.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России.

Государство, стремясь обеспечить равный для всех доступ к образованию, прилагает усилия для создания в образовательных учреждениях безбарьерной среды. Однако при этом на первый план выходят материальный и организационный аспекты.

Внедрение инклюзивного образования в детском саду выявляет ряд проблем:

Во – первых, это недостаточный объём необходимой методической литературы. В дошкольном учреждении обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации непосредственно – образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями. Существует необходимость вариативной методической базы обучения и воспитания, которая позволит педагогам воплощать различные методы и средства работы, в том числе и по специальной педагогике.

Во – вторых, остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, психологов, тьюторов и т.д.), ведь организовать полноценное коррекционно – педагогическое сопровождение обучающихся с особыми потребностями возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.

Следующая, и наверное, самая серьёзная проблема, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования. К сожалению, многие сады с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных групп, как раз по тому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования, так же необходимы средства для организации безбарьерной среды и т.д.

Только при решении этих проблем инклюзивное образование будет наиболее эффективным и принесёт свои плоды.

Читайте также: