Организация и содержание деятельности пмпк доклад

Обновлено: 18.05.2024

Оглавление
Ведение 3
1. Психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) в образовательных учреждениях 4
2. Цели и задачи ПМПк 6
3. Организация деятельности ПМПк 8
Заключение 12
Литература 13

В настоящее время в стране существуют различные организационные формы деятельности ПМПК: многопрофильные комиссии, которые комплектуют разные коррекционно-образовательныеучреждения; профильные, осуществляющие комплектование учреждений одного вида; постоянно действующие и временные, образованные только на период комплектования образовательных учреждений. Типовое положение о деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в настоящее время разрабатывается Министерством образования .
ПМПК является государственным консультативно-диагностическим,коррекционным учреждением в системе специализированной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполняет функцию высшей экспертной службы при определении вида и форм обучения детей. В своей деятельности ПМПК руководствуется Международной Конвенцией о правах ребенка, а также действующими законоположениями Российской Федерации об образовании,здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России.
С учетом административного деления создаются республиканские, региональные, городские, областные, окружные и межрайонные ПМПК.

1. Психолого-медико-педагогические консилиумы
(ПМПк) в образовательных учреждениях

В связи с расширением сети образовательных учреждений, появлением альтернативных школ со своими учебнымипрограммами, а также предоставлением родителям права выбирать учебное заведение для своего ребенка все больше проблем стало возникать с обучением некоторых детей. В одних случаях причиной трудностей в обучении и особенностей поведения детей было несоответствие педагогических требований их психофизическим возможностям, не учитывался уровень умственного развития, соматическое и нервно-психическоесостояние ребенка; в других - неготовность к школьному обучению (несформированность отдельных психических функций, навыков общения, незрелость эмоционально-волевой сферы и т.д.) и др. Все это стало основанием для поиска новых путей помощи детям. В 90-е годы XX в. по инициативе педагогов и психологов городские и окружные управления образованием стали открывать в массовых школахпсихолого-медико-педагогические консилиумы. В их функции входило обеспечение детям оптимальных условий обучения с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей развития.
Опыт работы ПМПк оправдал себя, и 27.03.2000 (приказ № 27/901-6) Министерство образования Российской Федерации узаконило создание психолого-медико-педагогических консилиумов в образовательных дошкольных и школьных учреждениях любого типа (см. приложение 2).ПМПк создаются приказом руководителя образовательного учреждения при наличии необходимых специалистов. В состав ПМПк входят: учителя и воспитатели школьного (или дошкольного) образовательного учреждения, имеющие большой опыт работы с детьми; учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов (групп); психолог; педагог-дефектолог; логопед; врач-педиатр (невропатолог, психиатр); медицинскаясестра. Председателем ПМПк является заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
ПМПк строит свою деятельность в соответствии с Уставом образовательного учреждения, договором с родителями, договором с психолого-медико-педагогической консультацией-комиссией (ПМПК), куда в случаенеобходимости можно направлять ребенка для уточнения диагноза и решения вопроса о типе образовательного учреждения, форме и программе его дальнейшего обучения и воспитания.

2. Цели и задачи ПМПк

Основная цель ПМПк - обеспечение в образовательном учреждении диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с.

Рассматриваются цели, задачи, содержание работы ПМПК. Рекомендуется педагогам дошкольных образовательных учреждений.

ВложениеРазмер
statya_metody_organizatsii_sistemy_kompleksnyh_psihologo-pedagogicheskih_sluzhb.docx 37.33 КБ

Предварительный просмотр:

Веслополовой Юлии Валериевны

(Первая квалификационная категория)

Введение

Актуальность данного исследования состоит в том, что современные образовательные учреждения призваны не только обучать ребенка, но и заниматься его воспитанием, его социализацией. Выполнять работу по урегулированию педагогических, а также психологических проблем ребенка, и совместно с его родителями и педагогами, искать пути выхода из сложившейся ситуации.

Предмет исследования: методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб (цели, задачи, содержание работы ПМПК).

Объект исследования: особенности психолого-медико-педагогического сопровождения детей в возрасте от 4 до 18 лет.

Цель исследования: выяснить содержание, цели и задачи психолого-медико-педагогических консультаций.

1. Выяснить, что собой представляют психолого-медико-педагогические консультации, какова их основная цель.

2. Охарактеризовать основные задачи психолого-медико-педагогических консультаций.

3. Рассмотреть основное содержание работы, а также основные методы организации системы комплексных психолого-медико-педагогических служб.

Методы исследования: при написании данной работы мною были использованы методы научного исследования, а точнее: анализ, синтез, обобщение, индукции, дедукции, метод историзма, логико-правовой метод и библиографический метод.

Теоретическая база исследования: А.В. Иванов, С.В. Алиева, Н.Ф. Басов, Т.А. Василькова, И.А. Липский, Л.Е. Сикорская, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Л.Д. Столяренко, И.В. Самыгин и др.

Структура работы: эссе имеет следующую структуру, это введение, основная часть, которая состоит из трех вопросов, выводы и список использованной литературы.

Основная часть

1. Понятие и особенности психолого-медико-педагогического

консультирования

Каждый человек за свою жизнь проходит довольно много различных комиссий, начиная с того момента, когда его осматривают при выписке из роддома. Далее ребенка ждет комиссия при поступлении в детский сад, школу, вуз и так далее. Что же такое ПМПК и зачем это нужно ребенку?

Если говорят маме, что ребенку нужно пройти ПМПК, то это будет означать психолого-медико-педагогическая комиссия. Если же речь идет о враче или педагоге, который является ее членом, то мы будем говорить о психолого-медико-педагогическом консилиуме (далее ПМПк). Есть еще один вариант, который я буду использовать: психолого-медико-педагогическая консультация, и такая расшифровка мне нравиться больше.

Итак, что же такое ПМПК.

Специальные учебные заведения, в которых должны учится дети с аномальными отклонениями, такими как глухота, умственная отсталость, немота, были укомплектованы посредством работы специальных медико-педагогических комиссий, и именно эти органы давали свое заключение, о направление ребенка в ту, или иную школу. Как утверждает С.В. Алиева медико-педагогическая комиссия была сформирована под началом органов здравоохранения страны, а так же под началом органов образования [1] . В данную комиссию входили очень хорошие высококвалифицированные специалисты. Но достаточно часто встречались существенные ошибки, потому как единичный вывод, без постоянной диагностики и наблюдений может быть определен и неверно.

В этой связи необходимо уточнить, что помимо этой выше рассмотренной комиссии для каждого типа учреждения таких детей, были на месте созданы свои медико-педагогические комиссии.

Работа таких комиссий на местах не давала требуемых (ожидаемых) результатов, это значит за недостачей времени обследования детей, а также отсутствие возможности проследить динамику развития (так как обследование было одноразовое), не могло надлежащим образом обеспечить качество диагностики медицинской и психолого-педагогической. При данных обстоятельствах очень часто встречались диагнозы, поставленные специалистами, которые были попросту ошибочные. По мнению Л.В. Мардахаева данную тенденцию в равной мере следует отнести как к педагогической, так и к медицинской диагностике [2] .

Многие десятилетия пошли на поиски усовершенствования путей, которые бы могли значительно дополнить данную систему рабочих исследований медико-педагогических комиссий. За это время были разработаны критерии и новые (более усовершенствованные) методы диагностики. Дефектологи пытались усовершенствовать данную диагностику, чтобы результаты, полученные входе исследования, были самыми близкими к объективной реальности. Психолого-медико-педагогические консультации стали решением данной проблемы.

Цель их работы сделать систему комплектования специальных учреждений для аномальных детей наиболее оптимальной для коррекционной работы. В самом начале работа строилась только на энтузиазме отдельных дефектологов, которая была подкреплена поддержкой органами народного образования, местной (муниципальной) властью и органами здравоохранения.

На сегодняшний день официально узаконено существование психолого-медико-педагогической консультации.

Особенность психолого-медико-педагогической консультации состоит в том, что специалисты действуют на постоянной основе, это дает им возможность широты своих действий, диагностическое обследование проводить они могут столько, сколько это необходимо, чтобы понять реальное состояние и динамику развития ребенка. Так же ПМПК существенно расширило свою деятельность в различных направлениях, теперь их работа состоит в помощи не только детям, но и педагогам, которые работают с этими детьми, а также родителям, близким родственникам и опекунам.

2. Цель и задачи психолого-медико-педагогического консультирования

В первом параграфе моего исследования было сказано, что цель ПМПК состоит в том, чтобы проводит не только первичную диагностику детей, а также повторные диагностики, которые покажут реальное состояние развития ребенка, а также дают возможность изучить динамику развития в целом.

Целью ПМПК является определение уровня развития ребенка, а именно выявление различных отклонений и назначение того или иного курса лечения или реабилитации. Комиссия имеет право консультировать родителей по поводу вопросов относительно не только физического, но и психического развития ребенка. Члены комиссии обязательно должны представить определенные выводы и дать рекомендации по дальнейшим действиям относительно данного ребенка или группы детей.

Далее рассмотрим задачи психолого-медико-педагогического консультирования.

Основными задачами ПМПК являются:

1. Своевременное выявление, предупреждение нарушений в речевом и интеллектуальном развитии и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;

3. Определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;

4. Внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;

5. Своевременное направление детей в научно – исследовательские, лечебно - профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики;

6. Консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

7. Участие в просветительской деятельности, деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;

8. Содействие процессам интеграции в общество детей с отклонениями в развитии.

Потребность в работе современных ПМПК на постоянной основе обусловлена существенным преобразованием цели ПМПК. В настоящее время ПМПК занимаются не отбором детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а подбором (определением) для каждого ребенка с отклонениями в развитии соответствующих образовательных условий, а также определением характера сопутствующей медико-социальной и психологической помощи.

Цель и задачи современных ПМПК не предполагают выполнение специалистами ПМПК административно-управленческих функций, а предполагают выход на управленческие структуры в форме направления и обмена соответствующей документацией. Речь идет об ориентации не только на диагноз, но, в первую очередь, на динамические характеристики адаптации ребенка в рекомендованных ему ПМПК условиях.

3. Содержание работы психолого-медико-педагогического

консультирования (ПМПК)

Чтобы понять содержание работы службы психолого-медико-педагогического консультирования, необходимо рассмотреть штат сотрудников, которые входят в данную службу.

Комиссия состоит из различного рода специалистов, а также председателя (из области образования) и его заместителя (чаще всего специалиста здравоохранения). В состав комиссии в обязательном порядке должны входить следующие специалисты: психолог, различные врачи (например, педиатр, ортопед, ЛОР, окулист и т.д.), специальные педагоги (это могут быть дефектологи, логопеды, сурдопедагоги), социальный работник (а также социальный педагог), юрист. Также в состав могут включаться различные члены правления из областей здравоохранения и образования.

Почему же такая большая ПМПК? Комиссия именно в таком составе дает возможность ребенку (а также его родителям) пройти обследование в кратчайшие сроки, обойдя всех специалистов в одном месте. Это существенно ускоряет, облегчает и оптимизирует весь процесс.

Таким образом в психолого-медико-педагогической службе работать должны только специалисты, имеющие самую высокую квалификацию, которые владеют методикой обследования аномальных детей.

Итак, мы выяснили, что возглавить службу ПМПК вправе квалифицированный специалист, который имеет дефектологическое образование, а также стаж работы с такими детьми. Рассмотрим круг обязанностей данного специалиста:

✔ организация коллегиальной работы;

✔ методическое руководство службой;

✔ связь службы с органами здравоохранения и образования;

✔ приобретение оборудования и необходимого инвентаря, методических пособий и различной наглядности для диагностического инструментария исследования детей:

✔ ведение записей медицинской статистики;

✔ изучение документов, направляемых на обследование в их службу детей;

✔ фиксирование результатов диагностики, отслеживание динамики развития детей;

✔ заполнение журнала учета детей, которые в ПМПК прошли обследование;

✔ оформление выписки и результатов обследования.

Руководитель службы психолого-медико-психологическое консультирования проводит запись (предварительную запись) детей на консультацию, оговаривая с родителями (опекунами) предварительно время встречи. Имея график работы, специалисты могут выехать на дом к ребенку (в случае необходимости). Обследование детей до 12 лет происходят только в присутствии родителей, опекунов, или близких родственников. Если ребенку исполнилось 12 лет, он вправе обратится в данную службу самостоятельно, доктора и специалисты обязаны его принять и провести обследование и без родителей.

1. Свидетельство о рождении (предъявляется);

2. Подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, ортопеда);

3. Педагогическая характеристика, отражающая подробный анализ развития с указанием педагогической помощи и ее эффективности;

4. Письменные работы, раскрывающие динамику развития ребенка, рисунки.

Как же должна быть организована деятельность данной комиссии? Так, заседания чаще всего проводятся не регулярно, а по необходимости (в зависимости от ситуации или согласно подготовленности методических материалов по проблеме). Важно сказать, что заседание может быть собрано в экстренном порядке, а все, что происходит в момент работы комиссии, фиксируется секретарем в специальном протоколе. Все проводится в форме беседы, к которой специалисты готовятся заблаговременно. На заседании обговариваются различные способы оптимизации учебного процесса ученика или группы учеников, а также даются предварительные выводы и общие рекомендации по решению существующей проблемы.

Выводы

Таким образом, в данной работе мы ознакомились, и детально проработали методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб (цели, задачи, содержание работы ПМПК).

Особенность психолого-медико-педагогической консультации состоит в том, что она действует на постоянной основе, это дает возможность широты действий, диагностическое обследование специалисты могут проводить столько, сколько это необходимо, чтобы понять реальное состояние и динамику развития ребенка. Так же психолого-медико-педагогической консультации существенно расширяют свою деятельность в различных направлениях, их работа состоит в помощи не только детям, но и педагогам, которые работают с этими детьми, а также родителям, близким родственникам и опекунам этих детей.

Еще важный момент: ПМПК занимаются не отбором детей в специальные образовательные учреждения, а подбором для каждого ребенка с отклонениями в развитии соответствующих образовательных условий, а также определением характера сопутствующей медико-социальной и психологической помощи. Для этого необходимо провести раннюю диагностику состояния ребенка, выяснить состояние его развития. Таким образом, я считаю, в психолого-медико-педагогической комиссии работать должны только специалисты, имеющие самую высокую квалификацию, которые владеют методикой обследования аномальных детей, и могут оказать коррекционную помощь детям самых разных возрастных категорий, с различными дефектами развития.

В заключение остаётся только добавить, что заключения как ПМПК, так и ПМПк носят строго рекомендательный характер. Последнее слово и решение в выборе образовательного маршрута всегда остаётся за законными представителями ребёнка. Таким образом, организация работы службы направлена на всестороннее обследования и реальную помощь ребенку. И его родителям.

Список использованной литературы

1. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева. - М.: Дашков и К, 2017. - 424 c.

2. Басов, Н.Ф. Социальная педагогика: Учебное пособие для ВУЗов / Н.Ф. Басов. - М.: КноРус, 2010. - 230 c.

3. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: педагогический опыт и методы работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.А. Василькова. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 208 c.

4. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. - М.: Дашков и К, 2014. - 280 c.

5. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 c.

6. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: Учебник / Л.В. Мардахаев. - М.: Юрайт, 2016. - 376 c.

7. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. - М.: ИЦ Академия, 2016. - 240 c.

8. Самойлов, В.Д. Педагогическая антропология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям " Педагогика и психология девиантного поведения", "Социальная педагогика", "Психология служебной деятельности" / В.Д. Самойлов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2016. - 271 c.

9. Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, И.В. Самыгин. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.

[1] Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева . - М.: Дашков и К, 2017. – с. 81

[2] Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: Учебник / Л.В. Мардахаев. - М.: Юрайт, 2016. – с.73

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания

Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания.

Психолого-педагогическое представление на дошкольника, как способ взаимодействия ПМПК и дошкольного учреждения.

При психолого-педагогическом обследовании на ПМПК изучаются: интеллектуальное развитие, речевое развитие, познавательная деятельность, состояние ведущей для ребенка деятельности, индивидуальные особен.


Система формирования психолого - педагогической компетентности родителей одарённых детей в условиях ДОУ.

В развитии, воспитании и формировании одарённого ребёнка главную роль, несомненно, играет семья. Часто мы в своей практике сталкиваемся с непониманием родителями особенностей развития одар.

Цели, задачи, содержание деятельности воспитателя логопедической группы для детей с ОНР

Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя (исходя из структуры дефекта) включает в себя:-Коррекцию недоразвития всех компонентов речи;-Коррекцию недоразвития неречевых психических ф.


Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. После проведения игр–экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мот.


Представление психолого - педагогического консилиума на воспитанника для предоставления на ПМПК.

Примерный образец психолого - педагогического консилиума на воспитанника ДОУ для предоставления на ПМПКподготовила воспитатель: Акшинцева М.П.

В настоящее время в стране существуют различные организационные формы деятельности ПМПК:
- многопрофильные комиссии, которые комплектуют разные коррекционно-образовательные учреждения;
- профильные, осуществляющие комплектование учреждений одного вида;
- постоянно действующие и временные, образованные только на период комплектования образовательных учреждений.

Содержимое работы - 1 файл

Реферат специальная психология.docx

Организация и содержание деятельности
психолого-медико- педагогического комиссии
(ПМПК)

В настоящее время в стране существуют различные организационные формы деятельности ПМПК:

  • многопрофильные комиссии, которые комплектуют разные коррекционно-образовательные учреждения;
  • профильные, осуществляющие комплектование учреждений одного вида;
  • постоянно действующие и временные, образованные только на период комплектования образовательных учреждений.

ПМПК является государственным консультативно- диагностическим, коррекционным учреждением в системе специализированной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполняет функцию высшей экспертной службы при определении вида и форм обучения детей.

В своей деятельности ПМПК руководствуется Международной конвенцией о правах ребенка, а также действующими законоположениями Российской Федерации об образовании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России.

С учетом административного деления создаются республиканские, городские, окружные и межрайонные ПМПК.

ПМПК решают вопросы комплектования специальных (коррекционных) учреждений, а также оказывают консультативно- диагностическую и коррекционную помощь всем, кто в этом нуждается.

Обращаться в ПМПК могут как отдельные образовательные и медицинские учреждения, так и непосредственно родители, педагоги, подростки по личной инициативе. В своей деятельности ПМПК неуклонно следует принципам, разработанным отечественной дефектологией. Одним из главных является принцип гуманности, заключающийся в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.

Обязательным является принцип комплексного изучения детей. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, назначается повторное обследование ребенка. При решении самых сложных вопросов интересы ребенка должны занимать первое место. Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей позволяет еще до комиссии точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии. Так, педагог может первым обратить внимание на усиливающую рассеянность, утомляемость, плаксивость ребенка и т.д. В свою очередь, врач может установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения.

Большое значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребенка. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей. Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не определяется простой суммой отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о состоянии ребенка только на основании исследования его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех полученных о ребенке данных: об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния.

Всестороннее, целостное изучение ребенка может быть успешным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности: учебной, трудовой или игровой. Необходимо, чтобы и методы, и материалы, используемые при изучении детей, были максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей. Установленный с ребенком контакт поможет лучше выявить все качества его личности: интересы, состояние волевой сферы, целенаправленность в действиях, особенности протекания основных психических процессов и т.д.

Самым специфическим для отечественной дефектологии является принцип динамического изучения детей, согласно которому при обследовании важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении.

Одно из отличий умственно отсталых детей от интеллектуально нормальных состоит в том, что они плохо используют помощь. Именно поэтому при обследовании педагог должен всегда обращать внимание, насколько улучшается работа ребенка после объяснения, как он выполняет аналогичное задание. Все обследования детей рекомендуется строить с учетом принципа обучающего эксперимента.

При оценке выполненного ребенком здания важно учитывать принцип качественно- количественного подхода, то есть оценивать не только конечный результат, но и способ, рациональность выбранных решений задачи, логическую последовательность операции, настойчивость в достижении цели и т.п.; при этом оценка должна быть дифференцированной.

Таковы принципы, которыми следует руководствоваться при изучении детей в ПМПК.

СПЕЦИАЛИСТЫ И ЗАДАЧИ ПМПК

В штатный состав ПМПК входят следующие специалисты:

• врачи (невропатолог, психиатр, отоларинголог, офтальмолог);

• педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, ортопед);

Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической работы с аномальными детьми. В его обязанности входит организация коллегиальной работы; оснащение ПМПК необходимым оборудованием; осуществление связи с учреждениями и органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, ассоциациями, фондами; планирование работы ПМПК и ее кадровое обеспечение.

Важнейшей задачей ПМПК, а значит, и основным содержанием ее деятельности является проведение комплексной психолого-медико- педагогической диагностики детей и подростков с рождения до 18 лет. Ранняя диагностика необходима для оказания своевременной помощи детям, уточнения уровня и особенностей их развития, а также определения места и характера воспитания и обучения.

В тех случаях, когда в детских садах, школах педагоги и специалисты психолого- медико-педагогических консилиумов затрудняются своими силами решить вопросы, связанные с поведением, неуспеваемостью и иными проблемами детей, их направляют в психолого-медико- педагогические комиссии для уточнения психофизического состояния и определения места дальнейшего обучения и воспитания. При этом на ребенка оформляются следующие документы:

• свидетельство о рождении (предъявляется);

• подробная выписка из истории развития с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, ортопеда);

• педагогическая характеристика, отражающая подробный анализ развития с указанием педагогической помощи и ее эффективности;

• письменные работы, рисунки, раскрывающие динамику развития ребенка;

• заключение психолого-медико- педагогического консилиума.

Необходимо, чтобы в педагогической характеристике не просто перечислялось, чему ребенок не научился, его недостатки, но и указывалось, каков характер затруднений, испытываемых ребенком, как ему помогали их преодолевать. В характеристике следует отметить и те положительные качества ребенка, которые могут быть использованы в дальнейшей работе с ним. В содержание характеристики должны войти формальные данные о ребенке с обязательным указанием срока пребывания его в детском саду, обучения в школе; сведения о семье; сведения об особенностях познавательной деятельности, данные о навыках самообслуживания; указания относительно основных трудностей и причин отставания; сведения об особенностях эмоционально-волевой сферы; материалы, характеризующие особенности личности.

Наличие этих сведений не является формальным требованием. Тщательное оформление материалов, характеризующих ребенка, поможет правильнее построить обследование, определить главную цель работы — выявление и установление причин трудностей, которые больше всего мешают развитию ребенка.

В ПМПК при проведении работы по комплектованию ведутся журнал записи на ПМПК и журнал учета детей, прошедших обследование; протоколы, фиксирующие ход обследования; архив с делами детей, выведенных из системы коррекционно- развивающего обучения, и дубликаты заключения ПМПК.

Актуальные вопросы выявления и коррекции отклонений в развитии.

Деятельность Психолого - медико - педагогической комиссии (ПМПК).

1. Цели, задачи ПМПК, состав специалистов.

2. Принципы ПМПК.

4. Направление в ПМПК. Условия приема и организация обследования ребенка в ПМПК.

На сегодня проблема ранней диагностики и профилактики нарушений в развитии стоит особенно остро, т.к. чем раньше родители с ребенком обратятся со своей проблемой в специальные службы, тем эффективнее будет оказанная им помощь.

Патронаж - вид помощи ребенку, родителям, педагогам в решении проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, становлением человека как личности.

Медико – социально - психолого - педагогический патронаж - мероприятия комплексной реабилитационной помощи, ориентированные на семью ребенка с отклонением в развитии, осуществляются в процессе согласованной работы специалистов (единство диагностики, поиска образовательного маршрута, разработки реабилитационных программ).

Этот патронаж осуществляется психолго- педагогическими и медико- социальными учреждениями и службами гос. образования и социальной защиты и др. негосударственных учреждений: общественные учреждения, ассоциации, благотворительные фонды.

Базовой основой патронажа является ПМПК, диагностические реабилитационные центры, социальные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.

Система Медико - психолого – педагогической помощи формируется как часть системы специального образования, координирует свою деятельность с научно- методическими учреждениями, с учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения.

Таким образом, ПМПК оказывает большую помощь в диагностике, лечении и воспитании детей с отклонениями в развитии.

Психолого – медико – педагогические комиссии (консультации) создаются на:

- региональном уровне (главенствующая) и

- муниципальном уровне (городские , районные ПМПК) - консультации как подразделения образовательного учреждения и медико - социальной помощи или как центр диагностики и консультации.

- консилиумы на базе образовательного учреждения.

Цель ПМПК – определение на основании диагностики специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию интеграцию в социуме детей и подростков с отклонением в развитии.

Задачи ПМПК:

1) Разработка и осуществление медико – психолого – педагогической помощи населению с целью предупреждения отклонений в развитии.

2) Своевременное обследование ребенка раннего, дошкольного школьного возраста, выявление нарушений физического, интеллектуального, эмоционального развития с целью оказания коррекционной помощи.

3) Помощь в предупреждении отклонений в развитии.

4) Выявление готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, определение форм обучения, разработка индивидуальных рекомендаций по лечению, обучению, воспитанию.

5) Оказание консультативной помощи родителям, методической помощи педагогам.

При необходимости специалисты пересматривают ранее поставленные детям диагнозы (заключение ПМПК). От комиссии поступают предложения по дальнейшей организации специализированной помощи в регионе.

Состав специалистов:

- психолог (со знанием клинической или специальной психологии);

- дефектологи( олигофренопедагог, логопед, на региональном уровне в ПМПК: тифлопедагог, сурдопедагог);

- врачи (отоларинголог, ортопед, невропатолог);

- возможно участие воспитателей.

Отбор детей в специальные учреждения, комплектование групп в соответствии с возрастом, видом нарушения развития также осуществляется специалитсами ПМПК районного уровня и в учреждении.

При этом они руководствуются следующими принципами:

1) Отграничение детей с разными видами нарушений (д/с компенсирующего V вида (для детей с нарушениями речи)).

2) Дифференцированное обучение по степени тяжести отклонения (д/с для слепых и д/с для слабовидящих).

3) Возрастной принцип( в каждую группу зачисляются дети определенного возраста от 2 – 7 лет).

4) Целостный, комплексный подход к ребенку (взаимосвязь в работе всех специалистов, обследование всех сторон психической деятельности и личности). В спец. ДОУ работает врач, помогающий точнее определить диагноз ребенка, назначает и проводит лечение, следит за соблюдением режима.

5) Всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка.

6) Анализ динамики развития ребенка.

7) Использование в условиях ПМПК обучающего эксперимента с ориентацией на ЗБР ребенка, в форме игры и т.д.

8) Индивидуальная работа с ребенком, в малых группах, с родителями, в присутствии нескольких специалистов.

Функции ПМПК (направления деятельности):

Обеспечивает высоко – профессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной помощи психолога, мед. работников, социального работника.

Соблюдается:

- своевременность (ранняя диагностика, постановка вопросов о подозрении на наличие отклонений в развитии);

- комплексная, всесторонняя диагностика (учет медицинских, педагогических, психологических, социальных аспектов диагностики, что выявляется специалистами различных профилей);

- динамическая диагностика отклонений в развитии (анализ анамнестических и катамнестических данных, наблюдение за ребенком на разных возрастных этапах).

Так реализуется целостный подход к ребенку.

- Оформление заключения ( см. образец) и

- определение условий (тип, вид ОУ, программа), форм получения образования (фронтальная, индивидуальная; на дому, смешанное обучение),

- совмещение обучения и лечения с решением вопросов социальной защиты ребенка.

2) Информационная (формирование базы данных о детях с отклонениями, об учреждениях специального образования, здравоохранения, соц.защиты).

3) Аналитическая:

- определение процедуры и условий обследования;

- обсуждение результатов обследования всеми специалистами.

4) Организационная (координация деятельности городских и районных ПМПК, контроль ПМПК разных уровней между собой, с другими учреждениями и т.д.

Осуществляется на трех уровнях системы ПМПК, где:

- единый пакет стандартизированных диагностических методик для обследования, но набор для каждого индивидуален (в соответствии с планом обследования).

- единые требования к формам документации и статистической отчетности по результатам обследования.

- единые требования к процедуре обследования.

- обязательное повышение квалификации на курсах для специалистов (не реже 1 раза в 5 лет).

6) Консультативная:

- консультации детей и подростков,

- консультации родителей, законных представителей ребенка, педагогов, медицинских и социальных работников.

7) Функция сопровождения (контроль эффективности рекомендаций ПМПК и динамики развития ребенка – через ПМП–е консилиумы образовательных учреждений и через родителей).

8) Просветительская (просвещение по вопросам в различных формах: лекции, тренинги, консультации и т.д., распространение печатной продукции для детей, населения в целом, специалистов, СМИ)

Обращение в ПМПК:

- родители и работники учреждений с согласия родителей.

Педагоги направляют родителей к психиатру, предоставляют психолого-педагогическую характеристику на ребенка, что поможет определить существующие трудности, особенности развития у ребенка. Если через образовательное учреждение родителям обосновывается положительная роль официального направления и др. документов для решения проблемы ребенка. Без согласия родителей или ответственных лиц в ПМПК не направляются. ПМПК в свою очередь гарантирует конфиденциальность сведений о ребенке.

- Направляются дети и подростки отклонения в развитии которых препятствуют пребыванию, адаптации, развитию и образованию детей и подростков в учреждениях, в семье, в социуме.

До обследования педагогами и психологами проходит медицинская диагностика:

- сбор анамнестических сведений,

- оценка соматического, неврологического и психического состояния ребенка (общий осмотр: состояние анализаторов, особенности лица, конечностей и т.д., оценка нервной системы, наличие патологий в развитии артикуляционного аппарата).

Далее обследуется состояние психического развития ребенка: интеллектуального, речевого, эмоционального. Обследование начинается с изучения неречевых функций. Важно определить, какие звенья в структуре психической деятельности не сформированы (либо нарушены), чтобы строить изучение ребенка с учетом зоны актуального развития и с ориентацией на зону ближайшего развития (определение направлений коррекционной работы).

Состояние психических процессов оценивается в соответствии с возрастными особенностями развития психики ребенка. (исследование с помощью различных методик) Проводится диагностическое наблюдение за игрой ребенка, конструктивной деятельностью, его поведением в различных ситуациях.

Методы:

Одновременно исследуется понимание речи, речевое и неречевое общение, речевая активность ребенка, далее – речевое развитие (особенности звукопроизношения и т.д.). При обследовании используется наглядность. Методы и приемы выявления отклонений в развитии ребенка подбираются в соответствии с возрастом и с учетом предполагаемого дефекта у ребенка (к Пр., слабослышащему ребенку задают вопросы громким голосом).

Особенно затруднено обследование непонимающих, неговорящих , детей с нарушением поведения, с повышенной психологической истощаемостью. Трудно дифференцировать близкие по внешнему проявлению состояния, причины, прогноз может быть различным.

В любом случае обследование и в ДОУ и в ПМПК должно быть совместным, согласованным со всеми специалистами, рповодится с учетом возрастных, личностных особенностей, идет не только выявление затруднений ребенка, но и оценка сохранных возможностей ребенка, на которые опираются при отборе содержания и форм обучения и воспитания. Обследование должно быть индивидуальным (в плане отбора заданий, упражнений, речевого и дидактического материала). Заключении выносится всеми специалистами

Читайте также: