Оптика и изобразительное искусство доклад

Обновлено: 04.07.2024

Воспринимая невоспринимаемое

Пытаться объяснить искусство с точки зрения психологии — задача не из легких, особенно когда речь идет об абстрактном искусстве, лишенном сюжета и четкой композиции. Впрочем, можно подойти к вопросу редукционистски: произведения искусства призваны заворожить нас красками, формами и техникой, — и понять их можно, оценив краски, форму и технику по отдельности. И здесь совершенно необязательно искать глубокий смысл: достаточно обратиться к физиологии человеческого восприятия.

Хенрик Стажевский. Металлический рельеф №4. 1966 Дерево, ДВП, алюминий, краска. Предоставлено галереей Starmach, Краков

Хенрик Стажевский. Металлический рельеф №4. 1966 Дерево, ДВП, алюминий, краска. Предоставлено галереей Starmach, Краков

Объект действительности — подвижный или статичный — привлекает наше внимание в первую очередь за счет расхождения в цвете и освещенности между ним и его фоном. Появление движения в статичных фигурах (таких, как работа Стажевского) — это пример оптической иллюзии, когнитивного и перцептивного искажения. Объяснить иллюзорное появление движения в рельефе статичных металлических квадратов можно с точки зрения гештальтпсихологии.

Все составляющие картины окружающего мира (цвета, формы, наличие движения, его направление) существуют совместно, и человеческий глаз совмещает их в единую картину. При иллюзиях это единство нарушается; мы видим сочетания цветов и форм, идущие вразрез с привычной действительностью. Разница в освещении становится избыточной для разделения фона и фигуры, это сочетание приводит к искажению картины, и в человеческом восприятии она приходит в движение.

Тайна пятой зоны

У каждой части экстрастриарной коры, в свою очередь, имеется собственная функция. Эти функции не эксклюзивны: каждая из четырех второстепенных структур очень мала, и выделить их функции можно, но весьма примерно — по селективной активации принадлежащих им нейронов. Исходя из того, к какой информации чувствительны разные участки коры, можно выделить основные составляющие объектов действительности, важные для нашего восприятия: цвет, форма, глубина, наличие и направление движения.

За обработку информации о движущихся объектах в мозге приматов отвечает зона V5, или средняя височная зрительная зона. Нейроны этой зоны активизируются достаточно селективно. Эксперименты с участием макак-резусов показали, что клетки V5 практически не отвечают на статичные стимулы, безразличны к цвету и направлению движения, из чего ученые сделали вывод, что V5 отвечает за обработку движения как такового.

Другая зона зрительной коры, играющая важную роль в обработке стимула в движении, — V3. Нейроны этой зоны также селективны и отвечают в основном за обработку ориентации стимула в пространстве, игнорируя, подобно клеткам V5, цвета и форму. Тем не менее, V3 слабо реагирует на ориентацию статичных объектов — эта зона более восприимчива к ориентации движения в пространстве.

Другой интересный пример оптической иллюзии в произведениях оп-арта — использование художниками муарового узора , возникающего при наложении друг на друга двух периодических сетчатых рисунков (его также часто можно наблюдать в тюлевых занавесках). Оптический эффект этого узора наблюдается и при перемещении картины в поле зрения наблюдателя, когда он, например, проходит мимо или отдаляется от нее, рассматривая под разными углами. Иллюзорное движение муарового узора появляется за счет того, что зрительная кора при обработке визуального стимула настроена, в первую очередь, на то, чтобы отметить четкие границы какого либо образа: выделить фигуру на окружающем ее фоне. В муаровом узоре такая задача усложняется большим количеством линии: человеческий глаз, постоянно совершая быстрые движения (или саккады), не может сразу же уловить границы линий, за счет чего и создается видимость движения.

Часто последователи оп-арта используют в своих работах высокую контрастность: расположение темных фигур на светлом фоне. Движение в таких фигурах может возникать благодаря послеобразу — феномену зрительного восприятия, благодаря которому человек продолжает видеть зрительный стимул даже после прекращения фиксации на нем. Появление послеобраза происходит благодаря адаптации глаза к изменению зрительного стимула: контрастность между фоном и фигурой может быть слишком яркой, и при смене поля зрения обработка фигуры не прекратится даже несмотря на то, что будет уже не нужна. Обычно послеобраз возникает при полном исчезновении контрастного зрительного стимула из поля зрения, но может наблюдаться даже в том случае, когда фигура находилась на периферии.

Люди воспринимают окружающий мир по-разному. И причиной этого могут быть не столько наши индивидуальные особенности, воспоминания, эмоции и страхи, сколько различия в физиологии нашего мозга. Зрительная кора одних людей может быть особо восприимчива к цвету, что позволяет им видеть его малейшие изменения, невидимые для остальных; другие чувствительны к форме — их завораживают изгибы линий, формирующих целостный объект.

Художники воплощают собственное восприятие мира в своих произведениях, показывая окружающим волшебство красок и форм реального мира. И представители оптического искусства — точно так же — стимулируют зрительную кору своей аудитории, заставляя их видеть мир таким, каким видят сами — в постоянном движении.

Содержание работы

Введение 3
Явления, связанные с преломлением света 5
Мираж 5
Радуга 9
Полярные сияния 10
Оптические иллюзии 13
Оптическое искусство 16
Морис Корнелиус Эшер 18
Биография М. Эшера 18
Техника исполнения картин Мориса Эшера 22
Заключение 27
Список Литературы 28

Содержимое работы - 1 файл

ЛНО.doc

Проблема иллюзий и оптических явлений меня заинтересовала после того, как я посмотрел документальный фильм об иллюзиях. Для меня она является очень актуальной так, как я хочу узнать, что является источником иллюзий, откуда они происходят, при каких условиях, и вообще об их применении в жизни.

Возможно, вы никогда не слышали этого имени, а возможно, уже успели перепутать его с последним отпрыском дома Эшеров - героем рассказа Эдгара По. Если да, то ваше заблуждение по-своему символично, потому что художник Эшер не менее загадочен, чем его литературный однофамилец. Но в любом случае, вы обязательно видели его работы. Гравюры с изображением замкнутой лестницы, идущей все время вверх, дома с невероятно переплетенными колоннами, мозаики, или как их называют - паркеты из повторяющихся фигур людей, животных или монстров - все это надо увидеть, чтобы понять, что это невозможно. А поняв, остаться в растерянности - ведь картины-то существуют!

Именно этой выдающейся личности, художнику и немного сумасшедшему человеку я собираюсь посвятить одну или несколько глав своей работы. В них я планирую немного рассказать о самом Морисе Эшере, о его картинах, и немного о технике выполнения его картин.

Вот, собственно те проблемы и аспекты, которые я хочу рассмотреть в своей работе.

Мираж

Мираж (фр. mirage) –

1) оптическое явление, наблюдаемое обычно в пустынях, состоящее в том, что кроме предметов в их истинном положении видны их мнимые изображения; при мираже предметы, скрытые за горизонтом, становятся видимыми; могут являться результатом искривления световых лучей в неравномерно нагретых слоях воздуха;

2) обманчивое видение; нечто кажущееся, призрачное.

Как уже известно свет распространяется только в прямой среде. На границе двух сред луч света преломляется, то есть несколько отклоняется от первоначального пути. Такой неоднородной средой является, в частности, воздух земной атмосферы: плотность его возрастает у земной поверхности. Луч света искривляется, и в результате светила выглядят несколько смещенными, "приподнятыми" относительно своих истинных положений на небе. Это явление называется рефракцией (от лат. refractus - "преломленный"). Вследствие рефракции в атмосфере могут появляться мнимые изображения отдельных объектов - миражи. 2

Люди видели миражи, начиная с глубокой древности, о чем сохранилось немало преданий. Особенно красочные рассказы о миражах Палестины остались от крестоносцев, которым, впрочем, никто особенно не верил. Уж больно любили приврать рыцари о чудесах Востока. Древние египтяне верили, что мираж - это призрак страны, которой больше нет на свете. Красивое поверье гласило о том, что у каждого места на Земле есть своя душа. Прошли века, и сказка утратила былой смысл, превратившись в природное явление, о котором известно все и одновременно ничего.

С одной стороны, трудно найти человека, который хоть раз в жизни не видел бы самый простой мираж - голубое озерцо на раскаленном шоссе. Оптики доходчиво, с чертежом и формулами, расскажут об этом явлении. С другой - тысячи людей наблюдали в небе буквально висящие города, причудливые замки и даже целые армии, но вот тут у специалистов нет объяснений этому природному феномену. Изучать миражи практически невозможно, ведь они не появляются по заказу. Их хозяйка, Фата-Моргана, всегда оригинальна и непредсказуема.

Миражи бывают, условно говоря, трех видов. Условно - потому что эти атмосферные явления по своей форме и по причинам, вызывающим их, очень разнообразны.

Атмосферные миражи делятся на три класса: озерные, или нижние; верхние (они возникают прямо в небе) или миражи дальнего видения; боковые миражи.

Более сложный вид миража называется "Фата-Моргана".

К разновидности миражей принято относить миражи - оборотни, миражи-призраки, "Летучих Голландцев".

Нижний (озёрный) мираж

Нижние миражи возникают преимущественно в тех случаях, когда слои воздуха у поверхности Земли (например, в пустыне) разогреты настолько, что лучи света, исходящие от предметов, сильно искривляются. Описав дугу у поверхности, они идут снизу вверх. Тогда можно вдруг увидеть деревья и дома, как будто отражённые в воде. На самом деле это перевёрнутые изображения далёких ландшафтов.

Если в жаркий летний день встать на железнодорожное полотно или холмик над ним, когда солнце находится немного сбоку или сбоку и чуть впереди железнодорожного пути, то можно разглядеть, как рельсы в двух-трех километрах от нас как будто погружаются в искрящееся озеро, словно пути залило наводнением. Попробуем приблизиться к "озеру" - оно отодвинется, и сколько бы мы ни шли по направлению к нему, оно неизменно будет находиться в 2-3 километрах от нас. 3

Такие "озерные" миражи доводили до отчаяния путников пустыни, изнывавших от зноя и жажды. Они видели также в 2-3 километрах вожделенную воду, брели к ней из последних сил, но вода отступала, а потом точно растворялась в воздухе.

Природа же озерного миража изучена подробно и практически досконально. Солнечные лучи накаляют почву, от которой нагревается нижний слой воздуха. Он в свою очередь устремляется вверх, тут же заменяясь новым, который нагревается и утекает вверх. Световые лучи всегда искривляются от теплых слоев в сторону более холодных. В физике это явление называется рефракцией и известно со времен Птолемея. Лучи от светлого неба близ горизонта, направляясь к земле, загибаются над ней кверху и по наклонной доходят до нашего глаза снизу, точно отражаясь от чего-то над самой землей. Видим мы, конечно, кусочек голубого неба, только ниже того места, где оно есть на самом деле. А эффект блеска и переливов вызван неоднородностью потоков теплого воздуха, поднимающегося от горячей поверхности. 4

Миражи приводят к жертвам. Физическое объяснение феномена миражей нисколько не облегчает участь путников, введенных эфемерным оазисом в гибельное заблуждение. Дабы уберечь занесенных в пустыню людей от риска заблудиться и погибнуть от жажды, составляются специальные карты с отметкой мест, где обычно наблюдаются миражи. На этих путеводителях указано, где могут привидеться колодцы, а где - пальмовые рощи и даже горные цепи.

Верхний мираж (мираж дальнего видения)

Этот вид миражей по своему происхождению не сложнее "озерных", но разнообразнее. Их принято называть "миражами дальнего видения".

Воздух нагревается от поверхности Земли, и с высотой его температура падает. Однако если над слоем прохладного воздуха оказывается более тёплый (принесённый, например, южными ветрами) и сильно разреженный воздушный слой, а переход между ними довольно резок, то рефракция значительно усиливается. Лучи света, идущие от предметов на Земле, описывают подобие дуги и возвращаются вниз, иногда за десятки, даже сотни километров от своего источника. Тогда наблюдается "поднятие горизонта", или верхний мираж.

Жители Лазурного берега Франции ясным утром не раз видели, как на горизонте Средиземного моря, где вода сливается с небом, из моря поднимается цепочка Корсиканских гор, до которой от Лазурного берега примерно двести километров.

В том же случае, если дело происходит в самой пустыне, поверхность которой и прилегающие слои воздуха раскалены солнцем, наверху давление воздуха может оказаться большим, лучи станут загибаться в другую сторону. И тогда уже любопытные явления будут происходить с теми лучами, которые должны были, отразившись от предмета, сразу уткнуться в землю. Hо нет, они будут заворачивать кверху и, пройдя перигей где-то возле самой поверхности, уйдут в него.

Этот вид миражей может возникнуть в тех случаях, когда слои воздуха одинаковой плотности располагаются в атмосфере не горизонтально, как обычно, а наклонно или даже вертикально. Такие условия создаются летом, утром вскоре после восхода Солнца у скалистых берегов моря или озера, когда берег уже освещен Солнцем, а поверхность воды и воздух над ней еще холодные.

Боковые миражи неоднократно наблюдались на Женевском озере. Видели лодку, которая приближалась к берегу, а рядом с нею в точности такая же лодка удалялась от берега. Боковой мираж может появиться у каменной стены дома, нагретой Солнцем, и даже сбоку от нагретой печи. Природа этого миража точно такая же, как у озерного. Конечно, лучи света отражаются не от стены, а от примыкающей к ней более горячей прослойки воздуха.

Радуга

Радуга даёт уникальную возможность наблюдать в естественных условиях разложение белого света в спектр.

Радуга обычно появляется после дождя, когда Солнце стоит довольно низко. Где-то между Солнцем и наблюдателем ещё идёт дождь. Солнечный свет, проходя сквозь капли воды, многократно отражается и преломляется в них, как в маленьких призмах, и лучи разного цвета выходят из капель под различными углами. Это явление называется дисперсией (т. е. разложением) света. В результате образуется яркая цветная дуга (а на самом деле крут; целиком его можно увидеть с самолёта).

Иногда наблюдаются сразу две, реже - три разноцветные дуги. Первую радугу создают лучи, отразившиеся внутри капель однократно, вторую - лучи, отразившиеся дважды, и т. д. В 1948 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) среди туч над Невой появилось сразу четыре радуги.

Вид радуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров и количества водяных капель в воздухе. Яркая радуга бывает летом после грозового дождя, во время которого падают крупные капли. Как правило, такая радуга предвещает хорошую погоду.

Оптика и изобразительное искусство Работу выполнили:Войтова Кристина Пучков Конс

№ слайда 1

Оптика и изобразительное искусство Работу выполнили:Войтова Кристина Пучков Константин, учащиеся 11 А класса Преподаватель Триппель Н.Н

Понятие о перспективе

№ слайда 2

Понятие о перспективе

Перспектива – явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальн

№ слайда 3

Перспектива – явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении.

Альбрехт ДюрерНемецкий живописец и график, признанный крупнейшим европейским мас

№ слайда 4

Альбрехт ДюрерНемецкий живописец и график, признанный крупнейшим европейским мастером ксилографии и одним из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса.


№ слайда 5

Понятие о светотени

№ слайда 7

Понятие о светотени

Светотень – совокупность оттенков света на предметах.

№ слайда 8

Светотень – совокупность оттенков света на предметах.


№ слайда 9


№ слайда 10

Силуэтная живопись

№ слайда 11

Силуэты – теневые изображения фигур.

№ слайда 12

Силуэты – теневые изображения фигур.


№ слайда 13


№ слайда 14

Пантограф

№ слайда 15

Театр теней

№ слайда 16


№ слайда 17

Оптические иллюзии

№ слайда 18

Оптическая иллюзия – явление, когда зрительное восприятие объекта не соответству

№ слайда 19

Оптическая иллюзия – явление, когда зрительное восприятие объекта не соответствует его реальным свойствам.


№ слайда 20


№ слайда 21

Оп-арт

№ слайда 22

Оп-арт – оптическое искусство.

№ слайда 23

Оп-арт – оптическое искусство.

Виктор Вазарели Французский художник, график и скульптор венгерского происхожден

№ слайда 24


№ слайда 25


№ слайда 26

Цвет в природе и живописи

№ слайда 27

Цвет в природе и живописи


№ слайда 28


№ слайда 29


№ слайда 30


№ слайда 31


№ слайда 32


№ слайда 33

Список литературыС. А. Тихомирова, Б. М. Яворский, Физика 11 классhttp://ru.wiki

№ слайда 35

Конец

№ слайда 36

Прикрепленные файлы: 1 файл

Оптическое искусство yjdjt.docx

Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур.

Представители оп-арт:
- Виктор Вазарели
- Хесус Рафаэль Сото
- Бриджит Райли
- Агам Яков

В 1968 году Вазарели начинает работать над серией картин, известной по названием “Вега”. Хотя только ранняя картина художника 1957 года была названа именем звезды,серия получила такое же название из -за того, что в ней воссоздается тот же эффект ожившей поверхности, но на этот раз присутствует цвет.Мастер также использует свою систему пластических единиц. Таким образом создаются совершенно невероятные оптические иллюзии космической поверхности, поражающей нереальными, цветовыми эффектами.

Фонд Вазарели в Экс-ан-Провансе (1976г.)

Во Львовском Дворце искусств открылась выставка работ известного французского художника венгерского происхождения, основателя европейского оптического искусства Виктора Вазарели. Выставили 150 работ — картины-иллюзии, скульптуры. Самое известное произведение — коллаж "Вихрь". Он побывал на космической станции "Салют 7" в 1982 году. На нем расписались все космонавты экипажа. Оп-арт — искусство на стыке живописи и оптики удивляет своей смелостью и новаторством. В работах художников объединены геометрические линии и краски создают иллюзию объема и движения.

Видный представитель оп-арта Хесус-Рафаэль Сото .

Хесус Сото родился 5 июня 1923 г. в Венесуэле, умер 14 января 2005 г. Работал в области живописи и скульптуры, является признанным мастером в таких художественных направлениях, как кинетическое искусство и оп-арт. В 1970-е Сото создает многочисленные произведения, связанные с архитектурой, наиболее удачные из которых находятся на заводах Рено в Булонь-Бийянкур(1975), в Центре Банавен в Каракасе (1979) и в Центре Помпиду в Париже(1986). Сото интересовали оптические эффекты. В его работах такие эфекты получаются путем наложения одного слоя на другой. Например: два рисунка на органическом стекле с промежутком между ними. Кажется, что они сливаются в новом пространстве. Позже Сото начал экспериментировать с линиями разложенными между экранами.


Агам Яков (наст. имя и фамилия Яков Гипштейн) (р. 1928), израильский художник, один из лидеров кинетического искусства. . В его картинах-рельефах сочетаются принципы оп-арта (см. ОП-АРТ) и кинетизма (см. КИНЕТИЗМ), элементы геометрической абстракции и реального движения, что создает самобытные декоративные и в то же время располагающие (по замыслу автора) к мистическому созерцанию эффекты. Так, вольно или невольно, а может быть благодаря своим собственным открытиям, оп-арт незаметно соединился с кинетизмом.

Ставший в 1960–1970-е годы наиболее авторитетным мастером израильского арт-авангарда, Агам исполнил целый ряд престижных государственных и муниципальных заказов. Среди них – кинетическая композиция Тысяча ворот в саду президентского дворца в Иерусалиме (1972) и огромный музыкальный фонтан в парижском квартале Дефанс (1975).

оп-арт незаметно соединился с кинетизмом. Возможности Оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве.Кинетическое искусство - направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих.

Оп-арт – это не так давно возникшее направление в искусстве, вызывающее иллюзии, основанные на особенностях нашего зрительного восприятия.

Для этого направления характерно воспроизведение движения без движения как такового, только за счет изобразительных средств. Художники с помощью геометрических форм и цветовых сочетаний воздействуют на глаз зрителя, порождая иллюзию движения. Так же к этому направлению примыкали художники, создававшие на своих полонах новое оптическое пространство за счет больших цветовых плоскостей.

Оп-арт не стремиться воспроизвести действительность в какой-либо форме, он создает особую среду оптических эффектов, поэтому он близок эстетике абстракционизма. В качестве основных средств выразительности используются: цвет - контрастный или мягкий и геометрический рисунок – извивающиеся линии, однообразные геометрические фигуры. В оп-арте нет сюжета и темы в привычном понимании, на первое место в нем выходит визуальный эффект.

Со временем в оп-арте выделилось кинетическое направление. Его представители использовали различные механизмы, приводимые в движение электричеством; линзы преломляющие свет для создания иллюзии ирреального пространства.

Оп-арт и в настоящее время продолжает оказывать влияние на современное искусство, находя новых сторонников.

Читайте также: