Опрос общественного мнения доклад

Обновлено: 27.06.2024

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений общественного мнения. Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение социальной общности есть специфический способ проявления состояния сознания этой общности, в котором опосредственно и обобщенно отражается отношения большинства ее членов к фактам, событиям, .явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссий, и которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности.

Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Оно относится к числу тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

1. Общественное мнение как социальная категория. Формирование общественного мнения.

Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

Общественное мнение имеет 3 важных момента:

1) Общественное мнение формируется там и тогда, когда на обсуждение народа выносится, ставится проблема, имеющая важное практическое значение, т. е. проблема (вопрос), которая затрагивает социальные интересы людей (экономической, социальной, политической, духовной жизни). Это - первый очень важный момент.

2) Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, правом, моралью или искусством, где больше спорного и затрагивающего наши интересы. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т. е. заключают в себе момент дискуссионности. Это второе условие появления общественного мнения. Данная проблема или вопрос должны носить дискуссионный характер.

Функции общественного мнения :

Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц в первую очередь от характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Для общественного мнения характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная); консультативная; директивная.

Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства.

Таким образом, объективным содержанием деятельности общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективно по своим результатам. Этот эффект будет безусловно выше, если он подкрепляется разнообразными формами контроля со стороны трудящихся.

И, наконец, директивная функция общественного мнения -проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место.

В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным. Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений. Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и инструктивное мнения не совпадают. Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т. д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное мнение может также выступать в форме позитивных или негативных суждений.

Формирование общественного мнения

Выделим следующие основные этапы:

- Восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.

- Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний, опыта, умения анализировать, уровня информированности.

- Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми

- На этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы людей.

- Обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя.

- Возникновение общенародного мнения.

Можно выделить основные стадии формирования и функционирования общественного мнения:

- Достигает определенной степени развития

- "Умирает" или реализует себя в конкретных проявлениях жизни.

Практика показывает, что если необходимые меры, в частности пропагандистские, приняты в период зарождения или на начальном этапе формирования общественного мнения его значительно легче сориентировать в позитивном, нужном направлении либо локализовать, не дать перерасти в неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующие действия и проявления в жизни.

2. Этапы проведения исследования по изучению общественного мнения (общественного сознания, общественного настроения)

При подготовке и проведении изучения общественного мнения не обходимо придерживаться следующих основных требований:

1 ) Постановка цели исследования,

2) Разработка инструмента (анкеты, вопросники). Вопросы должны формулироваться четко, быть краткими, не допускающими различных толкований. Следует избегать прямых, "лобовых" вопросов, особенно в тех случаях, если они по смыслу касаются оценок работы опрашиваемого, направлены на получение данных непосредственно о самом человеке , его взглядах. Для получения более объективной информации вводятся проверочные вопроса (по этой же теме, но в другой постановке, позволяющей получить косвенное подтверждение ответа на основной вопрос).

З) Подготовка выборки (число и состав опрашиваемых).

При проведении исследований в городе, районе по Проблемам, касающимся всех социальных слоев оптимальное количество опрашиваемых должно составлять 1 - 1,5 процента от общей численности населения. Если же опрос проводится среди отдельных групп, в крупных трудовых коллективах, учебных заведениях количество респондентов может достигать 10 процентов от списочного состава. В небольших подразделениях по возможности опрос проводится среди всех его членов, либо какой-то его части по усмотрению исследователей. При устных, телефонных , экспресс-опросах по текущим, не требующим глубокого анализа вопросам достаточно проинтервьюировать несколько десятков человек. Для получения наиболее объективной информации в число опрашиваемых должны быть включены все категории населения— по национальности, возрасту, (социальному положению, образованию и т.д.

4) Проведение анкетирования, опроса.

Как правило, его надо проводить анонимно, что повышает достоверность информации. Многое зависит от организаторов этого дела, насколько умело они настроят, подготовят людей на откровенные высказывания своих взглядов, позиций, мнений.

Анкетирование, проводится по любому поводу, на любую тему, нередко не выдерживает никакой критики и расценивать его следует только как дань моде.

Многие анкеты представляют из себя механический набор на думанных, нередко неграмотно сформулированных, курьезных вопросов, не дают представления о цели исследования, никаких чувств, кроме недоумения и раздражения у респондентов не вызывают и, соответственно, полученная информация практической ценности не имеет. Более того, такие анкеты носят порой провокационный характер, сами по себе являются источником возникновения и формирования извращенного общественного мнения. Так, в одной из районов проводили опрос старшеклассников об их отношение к религии. Для наглядности приведем полный текст некоторых вопросов анкеты;

1) что вы знаете о происхождении Иисуса Христа?

а) в твоем понятии "бог" - это человек

б) в твоем понятии "бог" - это миф, выдумка

2) могут ли в нашей жизни существовать духовные интересы верующих в "бога", не верующих, убежденных сторонников атеизма?

3) кто на вас оказывает положительное влияние в вопросах религии?

в) художественная и церковная литература

4) как вы относитесь к загадочным явлениям природа (землетрясение, бури, "летающие тарелки, гипноз, чародейская сила и тд, Что это по вашему мнению?

а) научно объяснимые явления

б) сотворение "бога"

в) прочие явления

Этот метод предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

Наконец, при классификации анкет, используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д.

Независимо от того, прибегаем ли мы к интервью или анкетному опросу, большинство проблем, связанных с надежностью информации, оказываются для них общими.

Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Опрос - почти универсальный метод. при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том что нельзя увидеть или прочитать.

Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам.

Для исследователя надо в первую очередь уяснить, что в опросе участвует не “средний респондент”, а живой, реальный человек одаренный сознанием и самосознанием, который воздействует на социолога так же как и социолог на него.

Респонденты не беспристрастные регистраторы своих знаний и мнений, а живые люди, которым не чужды какие-то симпатии, предпочтения, опасения и т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могут ответить из-за недостатка знаний, на другие - не хотят отвечать или отвечают неискренне.

5) Обработка анкет, подготовка выводов, рекомендаций и предложений, по преодолению развития нежелательных процессов, прогнозирование возможных результатов и последствий их реализации.

6) Принятие конкретных мер.

7) Последующие проверки правильности решений и результатов принятия мер (отслеживание).

ВЫВОД: не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям - социальный интерес, дискуссионность, компетентность. А его выразители - классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как индивидуальное; групповое, или общее; мнение общественности, или общественное.

Общественное мнение – это убеждения тех, кого не спрашивали. Такую шутку можно часто услышать, особенно в кругах молодежи. Об этом говорят в контексте обсуждения проблемы зависимости от чужого мнения. Давайте и мы изучим понятие общественного мнения, дадим определение, проанализируем структуру, функции, механизм формирования, найдем связь между ним и убеждениями отдельной личности.

общественное мнение

Что такое общественное мнение

Для изучения общественного мнения социологи и психологи пользуются следующими методами исследования:

  • опросы,
  • анкеты,
  • интервью,
  • телефонный звонок.

Сам феномен известен давно, но пристальному изучению подвергся в XX веке. Сначала изучением феномена занялась социология, а затем психология. Рассмотрим каждую из теорий подробнее.

В социологии

В социологии под этим понимают отношение большинства к событиям, которые происходят в обществе. Оно отражает общую позиции людей по какому-то вопросу, выражает их интересы. Общество состоит из групп, у каждой из них есть свое мнение. Оно и внутренне и общественное одновременно.

В психологии

В психологии его рассматривают как зеркало, отражающее состояния общества. Оно отражает реальность, показывает усредненное мнение людей по какому-то вопросу, усредненную систему ценностей, убеждений. Оно отражает среднестатистическую оценку действительности, диктует нормы поведения в конкретной ситуации.

Как средство манипуляции

Манипулируя убеждениями общества, можно управлять городами, странами. Подчинять себе людей и управлять их поведением.

Популярные методы манипулирования общественным мнением:

Признаки

Какое мнение можно считать общественным:

  • то, которое включает убеждения отдельных личностей строго в отношении этой ситуации (в другой ситуации их мнение по тому же вопросу может отличаться);
  • то, которое выразили публично, до этого оно считается индивидуальным;
  • то, которое четко определено, сохраняется в течение долгого времени.

Свойства

К свойствам относится:

  • охват;
  • распространенность (по субъектам);
  • направленность;
  • поляризованность;
  • распространение (география, социальные слои);
  • интенсивность;
  • устойчивость;
  • скорость формирования;
  • непротиворечивость.

Если анализировать феномен как социальный институт, то можно назвать следующие свойства:

  • зрелость,
  • направленность,
  • ориентированность,
  • действенность.

Сознание большинства содержит негативные или позитивные убеждения (по полярности), а также оценочные, аналитические, конструктивные суждения (по содержанию).

Структура

В структуру входит объект и субъект. Объект – какое-либо событие (процесс, факт, явление). При изучении объекта важно обращать внимание на то, правильно ли субъекты понимают проблему, и на то, что именно в объекте привлекло их внимание. Субъект – люди, которые выражают оценочные суждения относительно объекта. Субъект имеет свою структуру: классы, общности, слои, группы. Включаются те группы, для которых проблема имеет наибольшее значение.

Что еще входит в структуру:

  • оценки (суждения большинства, даже если они ошибочны);
  • знания социума (теория и практика);
  • чувства и эмоции;
  • социальные установки;
  • воля.

Таким образом, в структуру общественного мнения входит эмоциональный, волевой и рациональный аспект.

Сущность и функции

Итак, в чем же суть общественного мнения:

  • это вывод всего общества (большей части социума) по какому-то конкретному вопросу;
  • это отражение интересов и потребностей общества;
  • это регулятор поведения субъектов;
  • это результат объединения, взаимодействия членов социума.

Групповое убеждение может быть ложным, если субъекты руководствуются слухами и домыслами, а не реальными фактами.

Функции общественного мнения:

  1. Социальный контроль. Народ может поддержать или затормозить реализацию какой-то идеи.
  2. Экспрессия. При помощи ответных реакций, оценок общество может регулировать деятельность каких-либо организаций.
  3. Консультирование. Опросы среди народа помогают решать важные, насущные проблемы.
  4. Директива. Народ имеет право голоса и может участвовать в принятии серьезных решений.

Как формируется общественное мнение

Формирование может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим подробнее механизм, этапы, факторы формирования.

Механизм формирования

Для того чтобы сформировалось общественное мнение, должны быть соблюдены конкретные условия:

  • острота проблемы, актуальность и социальная важность, практическая значимость (объект всегда затрагивает политическую, экономическую, духовную или другую важную часть жизни общества);
  • возможность для дискуссии (проблема должна подразумевать наличие альтернативных убеждений, разницы взглядов, двусмысленности);
  • компетентность, культурная или информационная просвещенность, образованность (общество должно понимать, о чем идет речь, разбираться в вопросе).

Таким образом, общественным может быть только то мнение, которое соответствует всем трем критериям: значимость, дискуссионность, компетентность.

Этапы формирования

Общественное мнение формируется в три этапа:

  1. Зарождение. У общества возникает интерес к какому-либо явлению, отдельные группы дают ему свою оценку. Народ стремится к поиску, получению новой информации.
  2. Формирование. Члены социума обмениваются своими суждениями, на их основе формируется групповое отношение.
  3. Функционирование. Большинство начинает поддерживать групповое отношение, подстраивает свое поведение под него.

Социологи выделяют еще четвертый этап – спад (интерес к проблеме снижается). Почему это происходит: проблема решена или ее нельзя решить, возникла более серьезная проблема.

Факторы, которые влияют

На формирование группового отношения влияют:

  • слухи,
  • сплетни,
  • факты,
  • слова авторитетных лиц,
  • чьи-то убеждения.

То есть общее отношение по какому-либо вопросу формируют СМИ, социальные институты и отдельные личности. Обычно психологи и социологи сводят источники к двум позициям: личное наблюдение за другими членами социума и СМИ. Уделим особое внимание влиянию СМИ на общественное мнение.

Общественное мнение и СМИ взаимосвязаны. Основное средство влияния СМИ – стереотипизация. При помощи определенных стереотипов поведения, мифов иллюзий они вызывают те эмоции, которые нужны, например, страх, радость, восторг. СМИ показывают людям такую картину мира, которая вызовет у них реакции, нужные правительству. Но в то же время каждый участник общества может влиять на СМИ, например, через интернет.

Общественное мнение и общественное сознание

Социум диктует, что осуждать, а что хвалить, что скрывать, а что поддерживать, как себя вести можно, а как лучше не стоит. Общественное мнение – это состояние общественного сознания. Отражает скрытое или явное отношение людей к каким-либо явлениям действительности. Если убеждения какого-то человека не совпадают с убеждениями большинства, то он предпочитает отмалчиваться. Эта закономерность наблюдается во всех сферах жизни. Таким образом, групповое отношение и сознание регулируют поведение отдельных людей.

Влияние общественного мнения на человека

Социум диктует человеку, как он должен себя вести, каких норм придерживаться. Общество учит человека нести ответственность за свои слова и поступки. Социум воспитывает и перевоспитывает, он формирует традиции, привычки, обычаи. Массовое сознание диктует общие для всех нормы жизни, ограничивая свободу и покушаясь на индивидуальность. Найти баланс между общественным и индивидуальным – одна из главных задач жизни любого человека.

Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию, каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе

Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию, каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе.

Зависимость от общественного мнения

Как быть собой и не думать, что скажут люди, но при этом поддерживать хорошие отношения с социумом? Зависимость от взглядов других связана со страхом критики и осуждения, которому общество может подвергнуть человека. Далеко не каждый может выступить против большинства. Однако это важно делать, потому что зависимость препятствует развитию, самореализации. Страх делает человека пассивным, лишает мечтаний и устремлений. Проблема в том, что человек не может жить вне социума, но и подчиняться ему во всем не лучший вариант. Что же остается?

Как перестать зависеть от общественного мнения

Прежде всего, нужно принять тот факт, что все люди зависят от других. Кто-то в меньшей степени (волевые, уверенные в себе люди), а кто-то в большей степени (неуверенные индивиды с комплексами и страхами), но исключений нет. Так что совсем избавиться от зависимости не получится. Так устроен человек, что нам нужно учитывать убеждения большинства, оглядываться на других людей, если мы хотим чего-то добиться в жизни.

Разнообразие взглядов обусловлено разным жизненным опытом людей, разными интересами, спецификой восприятия. Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию. Помните о том, что отношение большинства переменчиво. Мы уже сказали, от чего это зависит. При определенной доли уверенности в себе, арсенале фактов и аргументов вы сами можете сделать свои убеждения всенародными. Каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для изучения различных общественных и экономических явлений проводят специальные статистические исследования. Всякое статистическое исследование начинается со сбора информации. Затем информация обрабатывается и группируется в таблицы. По таблицам бывает достаточно трудно сделать вывод, поэтому на следующем этапе информацию представляют наглядно в виде диаграмм и графиков. Они позволяют проанализировать информацию и сделать вывод.












ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ученицы 6 класса

Смирновой Анны

Руководитель: Жарикова Л.С., учитель

Что такое опрос общественного мнения и как диаграммы помогают думать ……………………………………………….4

II.1. Опрос общественного мнения…………………………………….…4

II.2. Наглядное представление информации. Диаграммы………….…..6

Этот год был годом выборов. По телевидению очень часто показывали столбики-диаграммы с процентами прогнозов.

Что такое проценты, я знаю. Мы их изучали и в 5 и в 6 классах. А вот столбчатые диаграммы мне были незнакомы. Но в марте на уроках математики мы изучали эти диаграммы, мы строили их и в тетрадях, и на компьютере. Учитель сказал, что диаграммы очень часто нужны для того, чтобы определить общественное мнение. Меня заинтересовало это и захотелось самой собрать информацию, провести опрос общественного мнения, захотелось узнать о применении диаграммах как можно больше.

Цель работы: выяснить общественное мнение по определённым вопросам.

Задачи:

изучить правила и способы проведения опросов общественного мнения;

изучить Мастер диаграмм программы Excel и научиться строить диаграммы разных видов;

провести опросы общественного мнения среди учащихся и учителей школы, жителей моей деревни и обработать результаты в программе Excel;

познакомить учащихся школы с итогами моей работы.

Что такое опрос общественного мнения и как диаграммы помогают думать.

Для изучения различных общественных и социально-экономических явлений проводят специальные статистические исследования.

Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении. Затем информация обрабатывается и группируется в таблицы. По таблицам бывает достаточно трудно сделать вывод, поэтому на следующем этапе информацию представляют наглядно в виде диаграмм и графиков. Они позволяют проанализировать информацию и сделать вывод.


II.1. Опрос общественного мнения

Очень часто в жизни важно знать мнения и взгляды людей по самым разным вопросам.

как население страны относится к политическим реформам

какие телепепередачи наиболее популярны;

какие танцевальные мелодии наиболее популярны, чтобы к школьному вечеру записать именно их;

какие сорта огурцов чаще всего покупают, чтобы для продажи заказать именно эти сорта;

какие заболевания чаще встречаются в регионе, чтобы продумать профилактические меры и заказать нужные лекарства;

сколько времени тратят школьники на домашнее задание, сколько на общение в Интернете, чтобы разработать рекомендации.

Чтобы узнать мнения людей по таким и другим вопросам, проводят специальные опросы населения, или опросы общественного мнения. Их проводят специально подобранные люди – корреспонденты, которые доброжелательно, внятно и чётко предлагают людям (респондентам) ответить на ряд вопросов. Опросы общественного мнения можно поводить в устной форме, письменно – в виде анкетирования, и даже по телефону.

Чем больше людей будет опрошено, тем достовернее будет результат.

II.2. Наглядное представление информации. Диаграммы

Диаграмма (с греческого Διάγραμμα (diagramma) — изображение рисунок, чертёж), позволяющий быстро оценить соотношение нескольких величин.

Диаграммы бывают самые разнообразные:

Столбчатые диаграммы (гистограммы),







Диаграммы с областями,






Пространственные (трёхмерные) диаграммы

Представление данных таблицы в виде диаграммы (графика) производит более сильное впечатление, чем циф­ры. Диаграммы позволяют лучше осмыслить результаты статистического на­блюдения, правильно их истолковать, облегчают по­нимание статистического материала, делают его наглядным и до­ступным.

II.3. Практическая работа

Изучив правила проведения опросов общественного мнения, освоив мастер диаграмм программы Excel, я провела три статистических исследования.

Это исследование проводилось, чтобы выяснить предпочтения учащихся нашей школы в выборе школьного обеда. Опрос проводился в устной форме. Каждому ученику предлагалось назвать только одно блюдо. По результатам опроса я сделала цилиндрическую (пространственную) диаграмму.


Изучая диаграмму, делаю вывод: предпочтения ребят в выборе блюда разнообразны, наиболее популярные блюда – картофель с колбасой и каши.

В этом статистическом исследовании было трудно выявить объективный результат, потому что меню нашей столовой очень разнообразно, а количество участников опроса было небольшим

Это исследование проводилось, чтобы выяснить наиболее популярные у учеников нашей школы марки мобильных телефонов и мобильные сети. Учащимся и работникам школы была предложена небольшая анкета с 4 вопросами:

Укажите марку Вашего телефона.

Довольны ли Вы маркой своего телефона.

Услугами какой телефонной сети Вы пользуетесь?

Довольны ли Вы услугами Вашей телефонной сети?

Обработав анкеты, я построила лепестковые и кольцевые диаграммы. Глядя на диаграммы, делаю вывод: самая популярная марка мобильного телефона – Самсунг, самая популярная сеть мобильной связи - МТС, большая часть опрошенных довольны и маркой своего телефона, и услугами своей телефонной сети.

II.3в. Исследование №3 «Ваше отношение

Это исследование было самым объёмным, самым трудным и самым интересным.

Вопрос 1. Как Вы думаете, почему люди в своей речи используют бранные слова?


Диаграмма показывает, что основным поводом сквернословия люди считают злость – 40% и желание казаться крутым, взрослым - 30%.

Вопрос 2. 3.Как часто Вы произносите эти слова?


Диаграмма очень наглядно показывает, как мало людей совсем не употребляют бранные слова – только 10%, и как много употребляют часто-35%

Вопрос 3. Если Вы используете в своей речи бранные слова, то объясните почему?

Больше половины опрошенных осознают, что бранятся потому что злятся, не умеют сдерживаться ни в разговоре, ни в споре.

Вопрос 4. Как Вы думаете, плохо это или нет?

Диаграмма радует нас – 67% опрошенных считают –нецензурная речь – плохо, 11% –не определились с решением, а вот 27% считают мат нормой своей жизни. Думаю, что это много!

Вопрос 5. Как Вы думаете, что чувствуют или думают другие люди, когда Вы произносите бранные слова?

Половина опрошенных считают, что другие люди считают невоспитанными тех, кто сквернословит

Вопрос 6. Что Вы чувствуете, когда при Вас ругаются матом?

На диаграмме видим, что только половине опрошенных это неприятно, 40% - всё равно, а 10% считают нормальным такое явление и не обращают внимание, когда мат звучит при них или в их адрес.

Вопрос 7. От кого Вы чаще всего слышите эти слова?

Вопрос 8 Хотите ли Вы, чтобы Ваши дети в своей речи использовали бранные слова?

Вопрос 9. Если в Вашем присутствии кто-то разговаривает с матом, то каковы Ваши действия?

Диаграмма свидетельствует, что 2/3 опрошенных никаких действий не предпринимают – или не обращают внимания, или просто отходят в сторону. Некоторые говорили, что делать замечания – себе дороже, особенно незнакомым людям. И только около 20% опрошенных делают замечания.

Вопрос 10. Известны ли Вам случаи, когда кого-либо серьёзно наказали за бранную речь?

Диаграмма подтверждает, что за нецензурные слова практически не наказывают. 93% опрошенных таких случаев не знают.

Если подвести общий итог этого общественного опроса, то получается

Так опросы общественного мнения и диаграммы помогают выявить социальные проблемы, узнать отношение людей к определённым вопросам, взгляды людей на конкретные проблемы.

Мне понравилось быть корреспондентом, проводить опросы и анкетирование. Я теперь знаю, как составляются анкеты, как информация группируется в таблицы, я научилась строить на компьютере самые разные диаграммы, анализировать их.

И ещё я поняла, что скверные слова – это большое зло, и я постараюсь никогда не употреблять эти слова.

ДорофееваГ.В., Шарыгин И.Ф. Математика 5. Учебник для 5 класса. - М. Просвещение. 1994.

Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика 6. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Мнемозина. 2004.


Ключевые слова: тенденции, общественное мнение, исследование

Общественное мнение представляет собой совокупность индивидуальных взглядов, убеждений по конкретной теме, вкупе они отражают общие представления на ту или иную проблему.

Противоречивые представления об общественном мнении формировались на протяжении веков, особенно когда новые методы измерения общественного мнения были применены в политике, торговле, религии и социологии.

Политологи и историки подчеркивали роль общественного мнения в сфере политики, уделяя особое внимание его влиянию на разработку государственной структуры. Действительно, некоторые политологи считают общественное мнение эквивалентным национальной воле. Однако в таком ограниченном смысле в любой момент времени может существовать только одно общественное мнение по проблеме. Социологи, напротив, обычно воспринимают общественное мнение как продукт социального взаимодействия и общения. Согласно этой точке зрения, по данному вопросу не может быть общественного мнения, если представители общественности не общаются друг с другом. Даже если их индивидуальные мнения с самого начала очень похожи, их убеждения не будут составлять общественное мнение, пока они не будут переданы другим в той или иной форме, будь то через печатные СМИ, радио, телевидение, Интернет, или по телефону, или лицом к лицу через разговор. Социологический подход также признает важность общественного мнения в тех областях, которые практически не имеют отношения к правительству.

Почти все исследователи общественного мнения, независимо от того, как они его идентифицируют, согласны с тем, что для того, чтобы явление считалось общественным мнением, должны быть выполнены как минимум четыре условия: должна быть проблема, должно быть значительное число людей, которые выражают мнения по этому вопросу, должен быть какой-то консенсус, по крайней мере среди некоторых из этих мнений и этот консенсус должен прямо или косвенно оказывать влияние на них.

Средства массовой информации играют еще одну важную роль, давая людям понять, что думают другие. Таким образом, средства массовой информации позволяют общественному мнению охватывать большое количество людей и широкие географические районы.

Лидеры общественного мнения оказывают большое влияние на определение популярных вопросов и на индивидуальные мнения о них. В частности, политические лидеры могут превратить относительно неизвестную проблему в общенациональную проблему, если решат привлечь к ней внимание средств массовой информации.

На сегодняшний день наиболее распространенным способом изучения общественного мнения является выборочный опрос. В выборочном опросе исследователи спрашивают у нескольких сотен человек свое мнение о рассматриваемых проблемах. Некоторые исследователи считают опросное исследование единственным способом узнать об общественном мнении.

В личных интервью интервьюеры разговаривают с респондентами с глазу на глаз, чаще всего в неформальной обстановке. Преимущество личных интервью заключается в том, что они могут быть очень длинными (иногда более часа) и более сложными, поскольку интервьюер может объяснить вопросы респондентам. Кроме того, интервьюер может использовать наглядные пособия. У личных интервью есть два серьезных недостатка. Во-первых, респонденты вряд ли дадут смущающие или социально неприемлемые ответы, потому что не хотят, чтобы интервьюер думал о них плохо. Вопросы о расе, ориентации и национальности особенно чувствительны в личных интервью. Другая проблема заключается в том, что они требуют много времени для проведения. Но наиболее важной проблемой при личных интервью является их затратность. Учитывая, что интервьюеры должны ездить по домам респондентов, а если их там не окажется, придется возвращаться обратно, уровень зарплаты интервьюеров может взлететь до небес. Наиболее распространенный тип опроса общественного мнения, проводимый сегодня — телефонный. Телефонные опросы имеют некоторые преимущества по сравнению с личными интервью, особенно в том, что они значительно дешевле и быстрее проводятся. Главным недостатком телефонного опроса является его узкое поле охвата. Невозможно задавать и получать содержательные ответы на сложные или неоднотипные вопросы. Людям просто трудно анализировать сложные вопросы по телефону. Другая проблема заключается в неожиданном и навязчивом характере телефонных опросов.

Преимущества почтовых опросов заключаются в том, что могут быть включены фотографии для визуализации вопросов и что респонденты могут давать смущающие, социально неприемлемые, но честные ответы, не боясь быть откровенными. Основным недостатком является то, что невозможно определить, кто на самом деле ответил на вопросы.

Выделяют два вида опроса, использующиеся в бизнес-исследованиях и маркетинговых исследованиях, не затрагивающих сферу политики. Во-первых, это — интернет-интервью. Его вопросы очень похожи на те, что используются в почтовых опросах, но на них легче отвечать через Интернет.

Общественное мнение часто подвергается различного рода манипуляциям со стороны средств массовой информации. Под манипуляцией в данном случае подразумевается преднамеренное искажение информации с целью скрытого управления людьми. Манипулятивный характер воздействия на общественное мнение обусловлен стремлением управлять массовым сознанием в политических интересах.

Основной метод воздействия СМИ на людей — стереотипирование. Он основан на создании иллюзорных стереотипов — иллюзий, мифов, стандартов поведения, которые призваны вызывать реакцию в форме страха, симпатии, любви, ненависти и т. д. Средства массовой информации и общественное мнение тесно взаимосвязаны, поскольку СМИ могут создать ложную картину мира, используя возможности манипулирования и научить людей безоговорочно принимать за правду все, о чем они говорят по телевидению, радио и т. д. Мифы основаны на стереотипах, и на них же основывается любая идеология.

Исследования общественного мнения вступают в новую эру, в которой традиционные исследования могут играть менее доминирующую роль. Распространение новых технологий, таких как мобильные устройства и платформы социальных сетей, меняет общественный ландшафт, в котором работают исследователи общественного мнения. По мере расширения этих технологий расширяется доступ к мыслям, чувствам и действиям пользователей, выражаемым мгновенно, органично и часто публично на всех платформах, которые они используют. Способы, с помощью которых люди получают доступ к информации о мнениях, отношениях и поведении, обмениваются ею, за прошедшее десятилетие изменились более, чем, возможно, в любой предыдущий момент истории, и эта тенденция, вероятно, сохранится. Повсеместное распространение социальных сетей и мнений пользователей в социальных сетях предоставляют исследователям новые инструменты сбора данных и открывают альтернативные источники качественной и количественной информации для дополнения или, в некоторых случаях, альтернативы более традиционным методам сбора данных.

Основные термины (генерируются автоматически): общественное мнение, массовая информация, интервью, мнение, опрос, проблема, выборочный опрос, интервьюер, средство, сфера политики.

Читайте также: