Официальный и неофициальный этикет современного российского общества доклад

Обновлено: 06.05.2024

Но главное, что любопытно понять: лично мне какая польза следовать правилам этикета? Я не надеюсь сегодня вечером познакомиться с настоящим принцем. Мне не светит миллиардная сделка с японским бизнес-партнером. В моем окружении мало кто даже правила дорожного движения соблюдает — не то что благородные манеры иметь. В чем интерес?

Этикет. Кому нужны эти устаревшие аристократические условности? Даже правила современного этикета далеко не всем известны, как и сам факт существования такого понятия — современный этикет.

И тем не менее реальность доказывает: чем успешнее в жизни человек, тем больше правил и ограничений он соблюдает. Странно, не правда ли? Но обо всем по порядку.

Этикет в современном мире

Этикет, как установленные в современном обществе правила поведения, так или иначе есть везде. Как вы ведете себя по отношению к женщинам, пожилым людям. Как вы здороваетесь и проявляете себя в общественном месте — это все расскажет многое о вас.

Появились правила этикета в глубокой древности и перерабатывались с учетом образа жизни разных стран, социальных или профессиональных групп людей. Даже в самом далеком, по нашим представлениям, от этикета сообществе есть свои правила — у кого-то этикет, у кого-то понятия. Правильно ли подвернуты брюки, правильная ли прическа. Как приветствуете знакомых, как общаетесь с посторонними. Не знаете правила современного делового этикета — потеряете потенциальных партнеров.

Но главное, что любопытно понять: лично мне какая польза следовать правилам этикета? Я не надеюсь сегодня вечером познакомиться с настоящим принцем. Мне не светит миллиардная сделка с японским бизнес-партнером. В моем окружении мало кто даже правила дорожного движения соблюдает — не то что благородные манеры иметь. В чем интерес?

Шесть тысяч лет до современного этикета: сперва табу, потом закон

Человек способен состояться только в окружении себе подобных. Иначе не выжить. Даже самый отъявленный негодяй, противопоставляя себя обществу, стремится быть его частью, пользоваться всеми его благами. Обществом же обусловлен имидж и этикет современного человека. Ни один отшельник не существует в отрыве от культуры, религиозных идей, да и вообще общечеловеческих навыков, невозможных без взаимодействия с обществом хотя бы в детстве: говорить, писать, пользоваться орудиями труда.

Пока человек еще не был ни разумным, ни культурным, выживать можно было только единой стаей — небольшой кучкой вечно голодных особей. Клыков нет, когтей нет. Каждый мимо пролетающий, проползающий и пробегающий норовит съесть. Сохранить себя — только вместе. Но голодно, и кто посильнее недобро поглядывает на более слабого.

Обладателю кожного вектора лишь бы только все и вся ограничить! Он один получает от этого наслаждение. Туда не ходи, здесь не стой, много не ешь — оставь на завтра. Всех он, конечно, сильно раздражает своей железной логикой, но завтра тоже будет голодно, удачная охота бывает не всегда, так что запасы нужны. Прагматичный он, этот кожный человек, понимает, что выгодно.

Современный этикет человека картинка

Развитие — в ограничении: с чего начинаются правила современного этикета

Любой психолог скажет: хочешь развития — выйди из зоны комфорта. Отчасти это так. Все человечество потому и развилось, что до нескольких последних десятилетий не было даже намека на комфорт. Тем же обладателям кожного вектора сильно приходилось напрягать мозг, чтобы выкрутиться. Остальные тоже без дела не сидели, конечно, развивались по мере сил. А кожники то мост построили, то колесо изобрели — ведь хочется комфорта, а ходить далеко и таскать тяжелое не хочется.

Сейчас уже колесо изобретать не нужно, но кожный ребенок развивается именно так — в ограничениях. Если совсем не ограничивать, он не разовьет важнейшее качество — изобретательность. Во всех смыслах. Да, неразвитый кожник сможет быть изобретательным… мошенником, но с тем потенциалом, что задан природой, это несопоставимо. Логичные рамки закона и современные нормы этикета задают совершенно иные мыслеформы — более глобальные, полезные для всего общества. Такой человек с куда большей вероятностью достигнет успеха во всех смыслах.

Чем более развит кожник, тем более самоограничен и более согласован с обществом. Он работает на общество, а все общество работает на него. Чем больше ограничена животная природа человека, тем больше он человек.

Но при чем здесь этикет?

Этикет — элемент следующего этапа развития ограничений — культуры.

Современный этикет Человека Культурного

Еще на пару слов вернемся к прошлому. Когда человек с кожным вектором ограничил законом первобытную стаю, выживать стало полегче. Но неприязнь неизбежно накапливалась. Ближнего съесть нельзя, жену его взять нельзя, еду его — тоже нельзя. Никакой свободы личности! Все готовы перегрызть друг другу глотки — один лишь закон не удержит.

В природе нет ничего лишнего или случайного. Слабенькая, не способная родить, пугливая и излишне впечатлительная кожно-зрительная девочка больше других нуждалась в защите. Ее бы и съели, но девочек не едят, и глаза у нее особенные — все подмечают. По сей день эта хрупкая девчонка шагает рядом с мужчинами по дорогам войны, поддерживая и вдохновляя на подвиги, спасая раненные тела и души. Или воспитывает малышей, прививая им идеи гуманизма и правила современного этикета.

И точно так же, как развитый и ограниченный законом обладатель кожного вектора, развитый в рамках культуры обладатель зрительного вектора ограничен множеством условностей. Культура, как и законы, по мере развития общества становилась общим достоянием, ограничивая ненависть между людьми, регулируя отношения. И вот уже культура породила этикет, задав основы современного этикета в том числе.

Этикет высшего общества: быть или казаться

Закон в иерархии стоит ниже культуры. Природный вождь — обладатель уретрального вектора — высшая власть и высшая справедливость. Его цель — выживание и процветание общества, не себя лично. Власть создает будущее. И культура от кожно-зрительной возлюбленной вождя всегда обслуживала власть, создавая рамки взаимодействия.

Именно культура позволила сохранить человеческий вид, побуждая к состраданию, к защите слабых. Этикет современного общения — это культура взаимоотношений.

Поскольку культура всегда была рядом с властью, ее благами могли пользоваться лишь избранные. Элитарная культура впервые стала доступна простому люду в СССР. В иных случаях, если говорить уж совсем грубо, боярам — опера и хорошие манеры, а для прочих масс-культура — петрушка на площади.

Тут обязательно нужно внести пару уточнений. Мы говорим о векторах и природной иерархии. Не всегда у власти оказывается настоящий уретральный вождь, способный выполнить свою миссию. Очень редко, к сожалению, его вассалы обладают развитыми свойствами кожного вектора и способны создавать адекватные законы, а главное, сами следовать им. И далеко не всегда в достаточной мере развит зрительный вектор тех, кто устанавливает культурные рамки общества, кто первым должен следовать принципам современного этикета.

Чтобы все представители правящих сословий могли хоть как-то соответствовать своему месту, возникли первые правила этикета. По сути, этикет — культурные рамки, в которых идет развитие ребенка до пубертата, чтобы он свободно вписался во взрослое общество. Вторично уже рамки общения в более узких группах. Те условия, которые определяют, правильно ли человек развит.

Этикет, используемый в современном мире, — это действия, позволяющие человеку самостоятельно и осознанно поставить себя в необходимые рамки.

Как стать принцессой: этикет в современной жизни

Практически каждая девочка со зрительным вектором в детстве мечтает стать принцессой. А в чем отличие настоящих принцесс и настоящих леди от простых девчонок? В знании этикета.

Правила современного этикета картинка

И в этих строгих рамках этики и современного этикета максимально развивается культура, задавая ограничение на действия, приносящие окружающим какой-либо дискомфорт. Это еще не сострадание, не любовь, но важнейшее условие для сохранения общества и человеческого вида в целом.

Зная правила современного этикета, немного разобравшись в хитростях стиля и поведения в обществе, выглядеть настоящей леди может любая женщина. Как и любой мужчина может создать себе имидж истинного аристократа. Вопрос в одном — зачем это нужно. Если вас, как лучшего тракториста республики, пригласили на прием в министерство, бессмысленно строить из себя графа. Достаточно хоть немного ознакомиться с правилами современного делового этикета. А вот если вы сами готовитесь стать министром — эти знания необходимы.

Проблемы современного этикета: принцессами не рождаются

Многим кажется, этикет — что в современном обществе, что в кругах потомственных аристократов — только набор правил. Но действие — это результат мышления. Если внутри вас бушует раздражение или лицо невольно перекашивает гримаса брезгливости — не важно, в какой руке вы держите вилку и что сказали хозяйке при встрече. Это неизбежно почувствуют окружающие. Возможно, только этикет и не позволит хозяевам поскорее избавиться от вашего общества.

Возвращаемся к главной мысли: чем успешнее в жизни человек, тем больше правил и ограничений он соблюдает. Эти ограничения — внутренние. Невозможно декларировать, что вы беспокоитесь о жизни пенсионеров, и при этом не уступать им место в транспорте.

Современный этикет — как состояние сознания

Сегодня культура не справляется с ограничением ненависти. Закон ничего не сдерживает уже давно. Что остается? Устанавливать новые правила игры, новый современный этикет — как свод внутренних ограничений. Для себя.

Конечно, здесь тоже присутствует расчет на получение выгоды для себя лично. Но когда расчет основан на системном понимании ситуации — выигрывают все. Попробуйте начать прямо сегодня хотя бы с правил дорожного движения. Не нарушайте даже в мелочах. Даже если все нарушают.

Послушайте, как меняется взаимодействие с другими людьми после тренинга, сколько радости это может привнести в жизнь:

Правила поведения важно соблюдать и в общественной жизни, и в деловой среде, чтобы не оказаться в неудобном положении. Формирование негативного имиджа в сфере бизнеса грозит убытками, поэтому необходимо знать деловой этикет и придерживаться его основных принципов.

Встреча

Деловой этикет в России

На территории РФ проживают представители разных национальностей, каждой из которых присущи поведенческие нормы. При этом они могут различаться в зависимости от региона проживания. Такого понятия, как общепринятый деловой профессиональный этикет, в России не существует. Но в любых ситуациях принято быть вежливым, тактичным, доброжелательным.

В силу того что российским бизнесменам приходится общаться с отечественными и зарубежными партнерами, сформировались особенности деловой этики:

Сравнение с другими странами

Трудолюбивые, пунктуальные, рациональные и организованные немцы ведут себя официально и сдержанно, поэтому могут показаться недружелюбными. При встрече у них принято пожать руку и обменяться визитными карточками.

Немцы требуют от партнеров строгого соблюдения обязательств, нарушение которых чревато штрафами. Работая с немецким заказчиком, необходимо предоставить гарантии на свою продукцию. После ужина в ресторане каждая сторона оплачивает свой счет.

Этикет Германия

Сдержанные, немногословные и справедливые англичане рассчитывают на честность в партнерских отношениях. С англичанином нельзя обсуждать личную жизнь партнеров по бизнесу.

В Англии соблюдаются все традиции и формальности. Без разрешения к человеку нельзя обращаться по имени.

В официальной среде используются обращения — мисс, миссис, мистер. Перед встречей следуют ознакомиться с титулами и званиями королевства.

На деловой встрече первым представляют клиента, делая акцент на его важности. Не стоит ждать от англичан быстрого принятия решения, но если они берут на себя обязательства, то всегда их исполняют. Но как только заканчивается рабочее время, англичане прекращают все деловые разговоры и переключаются на отдых.

Англия этикет

Французы не отличаются пунктуальностью, поэтому могут приходить с опозданием на 15-20 минут. Причем чем выше занимаемая должность делового партнера-француза, тем дольше придется его ждать. При встрече принято пожать руку.

На ужин с партнером-французом следует приходить с небольшим презентом: бутылкой шампанского, коробкой конфет или цветами. Встреча начинается с достаточно продолжительного обсуждения новостей в сфере искусства и культуры. Личную жизнь не обсуждают.

Франция

Американцы проявляют настойчивость и жесткость в переговорах, рьяно защищают свои интересы и могут навязывать свои требования. Улыбка на лице американца — это хороший знак.

Переговоры проводятся за завтраком, обедом или ужином. На встречу с американцем следует идти с красиво оформленной открыткой. Дорогой презент может быть воспринят негативно.

Америка этика

При встрече принято поклониться — чем ниже поклон, тем большее уважение демонстрируется. Но современный деловой этикет японцев все чаще сводится к рукопожатию в качестве приветствия. При первом знакомстве бизнесмены обмениваются визитками.

В Японии не принято называть партнеров по имени, это допускается только в кругу семьи и близких друзей. Японцы стараются избегать столкновения интересов.

Их партнеры часто оказываются в ситуации, когда сделка срывается практически на стадии подписания договора. При этом японцы умудряются отказать, не озвучив отрицательного ответа.

В Японии принято приходить на встречу с подарком, который принимают двумя руками. Внешнее оформление презента намного важнее самого подарка.

Япония этикет

Разница этики и этикета

Этика и деловой этикет — это понятия, которые имеют различия.

Этика — это термин из области философии, который связан с нравственностью и моралью, милосердием и справедливостью в отношениях с окружающими.

Этика как наука выполняет несколько функций:

  • разъясняет основы и принципы морали;
  • прививает нравственные ценности;
  • помогает понять, что такое зло и добро.

Этикет представляет собой правила поведения, которые присущи для общества, и имеет многовековое происхождение. Его нормы зародились в эпоху древних цивилизаций, когда люди соблюдали ритуалы и иерархию.

Деловая этика впервые была применена на церемониале, который проходил во дворце Людовика XIV во Франции. Гостям были выданы карточки с правилами поведения на королевском приеме.

Знание норм этикета позволяет проявлять обходительность, правильно подбирать дресс-код и вести себя надлежащим образом. Регулярное нарушение деловой этики вызовет негодование со стороны общественности, после чего человеку будет сложно восстановить хорошую репутацию.

Различия слов

Польза от знания правил поведения

Современный этикет далек от того этикета, который был принят в прошлых столетиях. Молодые люди позволяют себе приходить на встречу в джинсах и футболке, использовать смайлы в интернет-общении, дружественно хлопать собеседника по плечу. Но такое поведение допустимо только в узком кругу.

Если бизнесмен в таком виде придет на встречу с высокопоставленным лицом или иностранным инвестором, который представляет старшее поколение, то рискует своей репутацией.

Зная основы делового этикета, можно произвести хорошее впечатление на коллег и партнеров с первых минут общения, а также показать другим людям примеры правильного поведения.

Основные принципы и правила

Незнание основных правил и принципов бизнес-этикета или их несоблюдение приводит к сложностям в ведении переговоров.

Следующие базовые принципы помогут избежать возможных проблем:

  1. Соблюдение сроков, оговоренных в соглашении. Несоблюдение сроков считается неуважением и признаком отсутствия профессионализма. Бизнесмен должен уметь планировать свое рабочее время так, чтобы все делать вовремя.
  2. Грамотная устная и письменная речь. В общении нельзя использовать грубые слова, неуместны речевые ошибки, неправильная расстановка ударений.
  3. Четкая и краткая формулировка мыслей. Следует исключить сухие и шаблонные фразы, но и излишние эмоции не должны присутствовать. Оптимальный вариант — это уверенный и спокойный тон.
  4. Умение слушать. Когда говорит собеседник, нельзя его перебивать и подсказывать ему слова. При общении следует проявлять сдержанность и терпеливо слушать, даже если собеседник медленно высказывается и сбивается.
  5. Уважение к коллегам и партнерам. Необходимо наладить обратную связь с подчиненными и клиентами, отвечать на вопросы, которые не имеют отношения к проекту. Необходимо находить компромиссы и общаться так, чтобы клиенты и коллеги ощущали заботу и поддержку.
  6. Соблюдение конфиденциальности. Нельзя разглашать коммерческую тайну, даже если состоялась устная договоренность.

Взаимное общение

Внешний вид

По нормам этикета принято носить костюм, дополненный обувью и аксессуарами. Неряшливый вид ассоциируется с забывчивостью и суетливостью. Аккуратность свидетельствует об организованности, умении ценить свое и чужое время.

Разновидности дресс-кода

  1. White Tie. Торжественный прием, на который мужчины приходят в черном фраке и белом жилете. Обязательные аксессуары — белый платок и белый галстук-бабочка. Желательно иметь при себе белые перчатки, карманные часы и тонкую трость. Женщины надевают платье в пол, укладывают волосы, делают макияж. Из аксессуаров — длинные перчатки, меховая накидка, драгоценности, миниатюрная сумочка.
  2. Black Tie. Одежда в стиле свадьбы или праздничного приема. Мужчины приходят в смокингах, строгих брюках и черной бабочке, которая должна быть завязана, а не закреплена как значок. На ногах классические дерби или оксфорды, только не лаковые. Для женщин предусмотрены туфли на каблуке и длинные вечерние наряды, допускаются коктейльные платья до колена. Аксессуары — дорогая бижутерия.
  3. Cocktail. Для мужчин — классические темные костюмы, яркая бабочка, но можно и без нее, длинные носки на несколько тонов темнее, чем брюки. Важно, чтобы галстук не касался пуговицы на брюках, нижняя пуговица на пиджаке была расстегнута, а из-под рукавов на 1-2 см выглядывали манжеты. Для женщин — коктейльное платье, туфли на высоком каблуке.
  4. Smart и Business Casual. Допускается, чтобы мужчина надел костюм, а под него джемпер или водолазку. Возможный вариант — пиджак и джинсы. Женщины должны выбрать одежду в классическом элегантном стиле, дополнив ее обувью и интересными аксессуарами.
  5. Костюмированная вечеринка. Наряд выбирается с учетом тематики вечера. Необязательно подбирать тематический костюм, достаточно воспользоваться несколькими характерными деталями.

Основные принципы дресс-кода:

  1. Мужчины приходят на бизнес-мероприятия в деловом костюме или в рубашке с брюками. В зависимости от формата встречи, можно надеть рубашку, джинсы и пиджак. Женщины — в костюме, юбке-карандаше и блузке. Под запретом декольте и мини.
  2. Аксессуаров должно быть немного. У мужчин — запонки и часы. На женщине должно быть не более двух аксессуаров: серьги и цепочка, серьги и кольцо и т. д.
  3. Волосы аккуратно подстрижены или уложены. Мужчины укладывают усы и бороду.
  4. На руках — маникюр.
  5. Независимо от погоды обувь должна быть чистой.
  6. Если на теле есть пирсинг или татуировки, то их следует прикрыть одеждой.

Строгость дресс-кода зависит от ответственности деловой встречи.

Разновидности дресс кода

Жестикуляция и мимика

Фамильярство, использование неуместных жестов, размахивание руками могут стать причиной расторжения сделки.

Чтобы этого не случилось, следует помнить:

  • важно, чтобы осанка была прямой, а движения — сдержанными;
  • уверенный взгляд направлен в глаза собеседнику;
  • необходимо контролировать свои эмоции и мимику;
  • допускается только рукопожатие.

Правильные движения и мимику можно прорепетировать перед зеркалом, чтобы при встрече не проявлять суетливость и нервозность. Предприниматели-профессионалы должны владеть языком тела и знать основные составляющие делового этикета.

Жесты рук

Общение с партнерами

Правила делового общения:

  1. Проявлять уважение к собеседнику и не опаздывать на встречу.
  2. Уметь слышать и слушать, не перебивать собеседника, пока он не закончит речь.
  3. Уметь грамотно говорить и писать, не используя словесный мусор.
  4. Сформировать дикцию без дефектов.

Правила организации рабочего места

Люди творческих профессий часто оправдывают бардак в кабинете и на рабочем столе спецификой своей работы. Однако порядок на столе улучшает работоспособность и упорядочивает мысли, а также производит хорошее впечатление на окружающих.

Рабочее место организованно правильно, если на столе не разбросаны бумаги, на нем нет пыли, большого количества семейных фотографий, сувениров и прочих личных предметов. Бумаги и папки аккуратно сложены и строго расположены на столе.

Рабочее место в офисе

Этикет переговоров

Для бизнесмена важно владеть навыками ведения деловых переговоров. К ним следует подготовиться, определиться с целями и сформировать план действий. Выбрать место и время, которые будут удобны двум сторонам переговоров.

Переговоры пройдут удачно, если получится завладеть вниманием собеседника, установить доверительные отношения. Деловое общение должно проходить по намеченному плану. Каждый его пункт следует фиксировать, а достигнутые результаты — анализировать. Переговоры завершаются, когда все намеченные цели достигнуты.

Ошибки и их избежание

Во время переговоров не стоит делать следующее:

  1. Относиться к собеседнику как к противнику.
  2. Проявлять враждебность, скрытность и подозрительность.
  3. Акцентировать внимание на том, что регион или город, в котором находится компания, лучше других.
  4. Выбирать коллективистский тип мышления. Он свидетельствует о нежелании принимать на себя обязательства.
  5. Занимать авторитарную позицию, при которой участники своей делегации не владеют полной информацией.
  6. Вести переговоры жестко, не идти на уступки и компромиссы.
  7. Стараться избегать обсуждения проблем, переводить ход переговоров в другое тематическое русло, настаивать на перерыве, заранее, зная, что после него не последует обсуждение неудобного вопроса.
  8. Не учитывать региональные и национальные особенности партнеров.
  9. Не выполнять обязательства, которые были оговорены.

Этикет деловых переговоров по телефону

Правила делового этикета следует соблюдать и во время проведения телефонных переговоров.

Подготовка к беседе и приветствие

Перед началом разговора следует наметить вопросы для обсуждения, чтобы не пришлось перезванивать и повторно обговаривать тему.

Если после 5-7 гудков абонент не отвечает, то, возможно, он занят. Не надо надоедать и ожидать ответа. Услышав ответ, следует попросить позвать к телефону абонента, назвав его имя и отчество.

Прежде чем приступить к обсуждению вопроса, следует поинтересоваться, удобно ли сейчас собеседнику разговаривать. Если он занят, то необходимо уточнить время, в которое можно перезвонить. Получив отказ на повторный звонок, не стоит перезванивать.

Этикет деловых переговоров предполагает, что звонить по работе можно в период с 9:00 до 21:00.

Звонить на личный номер допускается только в экстренном случае.

По телефону

Начало и конец разговора

Ответив на звонок, необходимо поздороваться, добавить название своего предприятия и представиться. Совершая звонок, следует повторить эти же действия.

Прежде чем ставить разговор на паузу или включать громкую связью, следует получить согласие абонента.

В ходе разговора нельзя пить чай или кофе, параллельно заниматься посторонними делами, просматривать документацию и работать на компьютере. Но допустимо делать записи в блокноте по теме разговора.

Если в процессе разговора прерывается связь, то необходимо перезвонить собеседнику. В иной ситуации должен перезванивать тот, кто инициировал разговор.

По телефону надо говорить кратко, чтобы решение вопроса заняло не более 10 минут. Если этого времени недостаточно, то беседу стоит продолжить в Skype или договориться о личной встрече.

Переписка через интернет

Современные предприниматели часто общаются посредством социальных сетей и мессенджеров, считая такой способ удобным и менее формальным.

Но даже при таком общении необходимо соблюдать этикет делового письма:

  1. Недопустимо фамильярное общение, к собеседнику обращаются по имени и отчеству.
  2. Не следует пользоваться большим количеством смайлов.
  3. Не акцентировать внимание на важных мыслях с помощью крупного шрифта. Многие люди воспринимают это негативно.
  4. Перед общением следует изучить профиль человека, чтобы понимать, чем он увлекается, в каких обсуждениях участвует, что публикует.

Переписка

Этика деловых отношений

Человек, соблюдающий этикет деловых отношений, придерживается таких принципов:

  1. Вежливое, доброжелательное, приветливое отношение к коллегам.
  2. Корректное поведение. Если приходится сталкиваться с недобросовестными партнерами, необходимо подавлять негативные эмоции.
  3. Тактичное общение с коллегами и клиентами.
  4. Проявление деликатности при разговоре. Допускаются искренние комплименты.
  5. Скромность в поступках. Человеку несложно доверять, если он ведет себя уравновешенно.
  6. Выполнять свои обязанности и обязательства.

Соблюдая основные правила делового этикета, можно быстро наладить партнерские отношения, заручиться поддержкой инвесторов, сформировать клиентскую базу. Знание базовых норм и принципов позволит принять верное решение в любой ситуации, развивать бизнес.

Как вести себя в обществе

Как говорят консультанты по этикету: всегда берите с собой хорошие манеры. Правила этикета нужно соблюдать везде, будь то поход в театр, кафе, ресторан, кино, поездка в общественном транспорте или даже просто прогулка по парку. Они нужны, чтобы обеспечить комфортное сосуществование и взаимодействие людей в обществе.

Нормы этикета – это унифицированные правила поведения для тех или иных ситуаций. Поведение, уместное в ночном клубе, недопустимо в театре, а общение с близкими друзьями всегда будет отличаться от общения при первом знакомстве с человеком.

Понимание этих норм для разных ситуаций и правильное их применение является неотъемлемой частью общей культуры человека. Итак, как должен вести себя культурный человек? Мы ответим на этот вопрос, но прежде предлагаем вам проверить себя: знаете ли вы сейчас, как правильно вести себя в разных ситуациях?

А теперь перейдем к статье. Начнем с общих правил поведения в общественных местах.

Этикет поведения в любом общественном месте

Будучи в общественных местах, помните о следующем:

  • Если возникла потребность остановиться в потоке людей, следует сначала отойти в сторонку.
  • Не расталкивайте людей, если вам нужно пройти.
  • Если вы случайно зацепили кого-то или наступили на ногу, следует извиниться.
  • Свои вещи – сумку, портфель, скейт, музыкальный инструмент – нужно нести таким образом, чтобы не зацепить окружающих.
  • Мусор следует бросать в урну или же забрать с собой до ближайшей урны.
  • Стоит воздержаться от продолжительных объятий и поцелуев, даже между близкими людьми, влюбленными или супругами.
  • Следует воздержаться от громких разговоров как по телефону, так и между собой, если вы с другом, супругом, супругой или в компании.
  • Нужно воздержаться от обсуждения домашних дел и нюансов своей личной жизни.
  • Во время общения стоит воздержаться от избыточной жестикуляции. Также не стоит чесаться, потирать руки, хрустеть костяшками пальцев.
  • По улице мужчина идет слева от женщины. Исключение – военные, которые выполняют воинское приветствие (отдают честь) правой рукой.
  • Не стоит показывать пальцем на людей и предметы.
  • Нужно постоянно следить за своими детьми, чтобы они не мешали окружающим.

Отдельным блоком следует выделить правила этикета в помещениях общего назначения.

Этикет поведения в помещениях общего назначения

Правила хорошего тона и этикета в помещениях общего назначения таковы:

А теперь стоит сказать несколько слов об этикете в транспорте.

Правила поведения в общественном транспорте

Даже если вы давно обзавелись личным авто, вам следует усвоить правила поведения в общественном транспорте. И даже если вы едете автобусом от выхода из здания аэровокзала к трапу самолета, вам следует их соблюдать:

  • Подождать, пока из транспорта выйдут все, кто собирался выйти на остановке, и только потом заходить в салон.
  • Подождать, пока свободные места займут пожилые люди, инвалиды, родители с маленькими детьми, беременные, и только потом занять одно из оставшихся свободным мест.
  • Следует занимать только одно сидячее место, если вы едете один. Не ставьте сумку на соседнее сиденье, не расставляйте широко ноги, мешая занять соседнее место.
  • Если увидели знакомых в другом конце салона, поприветствуйте кивком и улыбкой.
  • Мужчине следует выйти из общественного транспорта первым, затем подать руку и помочь выйти спутнице.

Не менее интересны нюансы этикета в заведениях, где можно перекусить и выпить кофе.

Правила поведения в кафе и ресторане

Оказавшись в кафе или ресторане, старайтесь не забывать о следующем:

  • За одежду спутницы отвечает мужчина – помогает снять шубу или пальто и сдает верхнюю одежды спутницы в гардероб.
  • В зале мужчина помогает сесть спутнице, отодвинув стул, и только после этого садится сам.
  • Во время трапезы или ожидания заказа не следует ставить локти на стол. Как исключение, локти на стол может ненадолго поставить дама, но не джентльмен.
  • Нельзя класть на стол посторонние предметы, не имеющие отношения к трапезе.
  • При необходимости показать какой-либо предмет – телефон, книгу, что-то еще – просто передайте его из рук в руки.
  • Пользоваться косметикой, причесываться, наводить прочий марафет следует исключительно в уборной.
  • Не разговаривать по телефону за столом.
  • При необходимости позвонить или принять звонок – извиниться и отлучиться из-за стола.
  • Откашляться или чихнуть допустимо в сгиб локтя.
  • Не следует брать прозрачный фужер или бокал жирными руками.

На самом деле, этикет за столом – это намного больший объем знаний, причем в разных странах он может отличаться. Будет лучше, если перед поездкой за рубеж вы ознакомитесь с правилами поведения в стране своего визита.

Если же объем сведений покажется слишком большим и сложным для запоминания, можно воспользоваться мнемоническими правилами или ассоциативными техниками запоминания. Например, известно, что хлеб должен быть слева, напитки – справа. Сложите пальцы в жест Ok, при этом комбинация на левой руке будет напоминать букву b (bread – хлеб), а на правой – d (drink – напиток).

Правила поведения в театре и кинотеатре

Следить за поведением важно и нужно, помимо прочего, и в местах досуга:

  • Приходить к началу спектакля и сеанса вовремя, без опозданий.
  • Воздержаться от употребления пищи и напитков в зрительном зале.
  • Выключить или перевести гаджеты в беззвучный режим на время киносеанса или спектакля.
  • Не снимать происходящее, если организаторы запретили съемку.
  • Сидеть спокойно, не наклоняться вправо-влево и вперед-назад, чтобы не мешать соседям и сидящим сзади вас.
  • Пришедшим вдвоем нельзя сидеть, положив голову на плечо спутника, или наклонив голову в направлении друг к другу, т.к. это мешает сидящим сзади зрителям.
  • Если на сеанс или спектакль пришли две пары М+Ж, в зрительном зале женщины сидят по центру, мужчины – с обеих сторон, каждый возле своей спутницы.
  • В антракте перемещаться на выход вдоль ряда лицом к сидящим, а не спиной.
  • Не стоит беседовать во время сеанса или спектакля – следует дождаться окончания или антракта.
  • Не следует жестикулировать, подпевать или отбивать такт ногой, если по ходу фильма или спектакля заиграла музыка.

Отдельной темой является этикет общения при знакомстве. Тут тоже есть свои правила.

Основные правила знакомства

Соблюдая эти правила, вы не только проявите вежливость, но и произведете на людей приятное первое впечатление:

И, наконец, еще одна важная тема – деловой этикет.

Основные правила делового этикета

По сути, это свод правил для коммуникаций в рабочей обстановке, обязательный для всех, будь то биг босс, топ-менеджер или рядовой сотрудник:

Это основные правила этикета. Мы не будем касаться всех правил деловой коммуникации – их много, и они несколько отличаются по ситуациям (общение с клиентом, начальником или деловым партнером). В принципе, хороший тон и деловой этикет – это не так сложно.

Также мы не будем останавливаться на правилах дресс-кода – они могут заметно отличаться для разных сфер. Требования к одежде сотрудников креативного агентства и коммерческого банка очень разные, и даже внутри отрасли стоит уточнять наличие или отсутствие ограничений. В любом случае, одежда должна быть чистой, смотреться гармонично и сочетаться с аксессуарами.

Это основные правила этикета, которые обязательны для соблюдения. Если ваши знания будут намного больше и шире, это исключительно плюс вам в карму. Более того, следует освоить специальные правила поведения для тех мест, которые вы посещаете часто. Например, правила этикета в спортзале или фитнес-центре. Это заметно облегчит вашу коммуникацию с окружающими.


Правила этикета в современном обществе кажутся уже не такими строгими, как в прошлом. Кроме того, определенные общественные процессы, которые происходили в наше время, не могли на них не повлиять. Сегодня тот, кто собирается оплатить даме счет в ресторане, должен крепко задуматься о том, не покажется ли ей оскорбительным этот жест. А, с появлениям соцсетей, правила этикета появились и в этом пространстве. Некоторые основы взаимодействия с обществом пошатнулись, какие-то больше совсем не актуальны. Есть и новые нормы, которые только начинают укореняться в нашем сознании. Поговорим о правилах этикета, которые актуальны сегодня.

Правила этикета при знакомстве и общении

Правила этикета за столом

сервировка стола

Правила делового этикета

  • Приветствие при знакомстве с коллегами или партнерами по работе — это рукопожатие.
  • Соблюдайте дресс-код компании, а при его отсутствии не приходите на работу в слишком откровенных, экзотических или пляжных нарядах.
  • Общайтесь сдержанно и не затрагивайте личные темы в общении с коллегами по работе во время делового общения. Не принято посвящать тех, кто с вами сотрудничает, в перипетии вашей личной жизни или проблем со здоровьем.
  • Не обсуждайте свой уровень заработной платы или руководство с коллегами.
  • На совещании не стоит класть на стол смартфон или отвлекаться от речи выступающего.
  • Уважайте рабочее время коллег, старайтесь придерживаться заранее оговоренных сроков, предупреждать и извиняться, если что-то пошло не так.
  • Если вы получили срочное письмо, которое потребует у вас времени для ответа или решения проблемы, предупредите об этом отправителя и скажите, в какой срок сможете разобраться в ситуации.
  • Не начинайте без предупреждения видеозвонки, особенно, если ваш коллега работает из дома.

правила этикета

Правила этикета в театре, музее и других общественных местах

Правила этикета в интернете

Главное правило этикета в современном обществе: люди заслуживают того же отношения, которого вы ждете от них к себе. Если вы будете скромны и доброжелательны, уместны в любой обстановке и станете задумываться, не причиняете ли неудобства другим людям, никто не сочтет вас невежливым.

Читайте также: