Обязанность государственных органов ежегодно готовить доклад о состоянии окружающей среды

Обновлено: 16.05.2024

Экологическое законодательство РФ составляют:

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, являющуюся основой жизни на Земле.

Особенностью правового регулирования экологических отношений является преобладание административно-правового метода воздействия. Характерным моментом его является не юридическое равенство сторон (присущее гражданско-правовому методу), а отношение власти и подчинения. Властными полномочиями при этом обладают природоохранные органы, осуществляющие эту деятельность в соответствии с законодательством и стоящие на страже интересов общества и граждан.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный, общественный надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Государственный надзор осуществляют специальные государственные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ, Госкомитет РФ по земельной политике, Министерство природных ресурсов России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Росгидромет, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Министерство РФ по атомной энергии и др.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

За неисполнение экологического (природоохранного) законодательства виновные несут ответственность, которая зависит от вида экологических правонарушений.


Экологическое правонарушение — это противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Признаками экологического правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.

Виновные в экологических правонарушениях граждане несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Различные виды ответственности за экологические правонарушения приведены в таблице. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
  • нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • загрязнение вод;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение морской среды;
  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
  • порча земли;
  • нарушение правил охраны и использования недр;
  • незаконная добыча водных животных и растений;
  • нарушение правил охраны рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу;
  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • уничтожение или повреждение лесов;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
  • экоцид.

Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтожение растительного, животного мира (в том числе людей), отравление атмосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

За совершение экологических преступлений предусмотрены различные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, штрафы.

Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

  • экологизацию экономики;
  • создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;
  • выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Экологический мониторинг

С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти изменения, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.

Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления:

  • наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;
  • оценку фактического состояния окружающей среды и, уровня ее загрязнения;
  • прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.

По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.


По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

  • глобальный — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;
  • базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;
  • национальный — мониторинг в масштабах страны;
  • региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерной для всей биосферы;
  • локальный — мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;
  • импактный —мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг —это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Физический мониторинг— система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).

Биологический мониторинг —мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.

Экобиохимический мониторинг —мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Дистанционный мониторинг —в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.

Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.

Экологический менеджмент– это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.

Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.

Экологический менеджмент на предприятии– это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.

Экологический аудит включает в себя проверку следующих видов деятельности:

  • выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;
  • определение уровня экологичности компании;
  • функционирование систем экоуправления;
  • получение экологического сертификата;
  • выполнение финансовых обязательств и выплата долгов;
  • составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах.

Экозащитная техника и технологии

Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

Экологическая экспертиза.

Содержанием экологической экспертизы является выявление комплекса факторов, негативно воздействующих на окружающую среду и здоровье человека, и сопоставление на этой основе альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.

Главная цель экологической экспертизы — предупреждение негативных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.

Собственно экспертная — оценочно-аналитическая — работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проектную и послепроектную экспертизу.

Проектная экспертиза — это экспертиза проекта сооружения, нормативно-технических документов на новую технику, технологию, материалы, а также проектов административных актов и законов.

Послепроектная экспертиза (экологический аудит) — это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также применяемого законодательства. Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заключение, без которого не выдается разрешение на строительство проектируемого объекта (производства).

В экспертном заключении отражено следующее:

  • исходные данные, характеризующие состояние окружающей среды до начала реализации проекта, технические особенности проекта;
  • перечень воздействий проектируемого объекта на окружающую среду, в том числе первичных, вторичных и долговременных эффектов, необратимых и неизбежных последствий; при этом воздействия характеризуются количественными и качественными показателями;
  • данные о воздействии различных вариантов проектируемого сооружения на исходное состояние окружающей среды;
  • компенсационные меры, включая технические и/или финансовые, предусматривающие уменьшение негативных экологических воздействий.

Главной задачей послепроектной экспертизы является оценка воздействия работающих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта). Тем самым осуществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов: 1) требованиям природоохранного законодательства, стандартам качества окружающей среды и 2) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.

Инициатором экологической экспертизы могут быть как государство, ведомство, так и общественность и общественные организации.

Международно-правовая охрана природной среды на планете Земля является одной из функций международного сообщества и представляет собой форму межгосударственного, общегуманистического официального сотрудничества человечества в рамках международного экологического права.

Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасности осуществляется в рамках деятельности ряда международных организаций. В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:

В соответствии со статьей 63.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.

2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 24 января 1993 г. N 53 "О порядке разработки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 5, ст. 393).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

24 сентября 2012 г. N 966

Положение
о подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды
(утв. постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. N 966)

С изменениями и дополнениями от:

10 сентября 2014 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды (далее - доклад).

2. Доклад представляет собой документированный систематизированный свод аналитической информации о состоянии окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, о происходящих в них процессах, явлениях, результатах оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием природных и антропогенных факторов.

3. Доклад подготавливается в целях обеспечения реализации прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и информационного обеспечения деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических лиц и физических лиц, направленной на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Доклад служит основой для формирования и проведения государственной политики в области экологического развития Российской Федерации, определения приоритетных направлений деятельности органов государственной власти в этой области, а также разработки мер, направленных на предупреждение и сокращение негативного воздействия на окружающую среду.

4. Доклад подготавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основе информации, содержащейся в государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с методическими рекомендациями, согласованными с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Российской академией наук. Проект методических рекомендаций размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в свободном доступе для общественного обсуждения, результаты которого рассматриваются общественным советом при Министерстве и представляются в Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации для рассмотрения и экспертной оценки. С учетом результатов указанной экспертной оценки Министерство утверждает методические рекомендации.

5. Доклад содержит:

а) основные показатели фактического состояния окружающей среды;

б) показатели, характеризующие взаимосвязь показателей состояния окружающей среды и показателей социально-экономического развития Российской Федерации (показатели экологической эффективности). В качестве основы для определения показателей экологической эффективности используются экологические показатели, рекомендованные решениями Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций и Организации экономического сотрудничества и развития;

в) сведения о природных и антропогенных факторах, в том числе основных отраслях экономической деятельности, влияющих на состояние окружающей среды, анализ, тенденции и прогноз их воздействия на окружающую среду;

г) оценку достижения целевых показателей качества окружающей среды, предусмотренных программными документами (концепциями, доктринами, стратегиями, государственными (федеральными) целевыми программами);

д) сведения об осуществляемых экономических, правовых, социальных и иных мерах в области охраны окружающей среды и анализ их эффективности;

е) результаты научных исследований в области охраны окружающей среды;

ж) сведения о международной деятельности в области охраны окружающей среды и о выполнении Российской Федерацией обязательств по международным договорам Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

з) предложения о предотвращении, ограничении и минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

6. Доклад подготавливается по отдельным видам экономической деятельности, по каждому компоненту природной среды, в том числе по видам природных ресурсов, и структурируется по субъектам Российской Федерации, федеральным округам и Российской Федерации в целом.

7. Доклад размещается на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для проведения его общественного обсуждения с указанием информации о порядке направления гражданами на соответствующий сайт замечаний и предложений по докладу и с указанием срока, в течение которого будет проводиться его общественное обсуждение.

Срок общественного обсуждения доклада определяется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, но не может быть менее 30 дней со дня размещения доклада.

8. Информация о результатах общественного обсуждения доклада обобщается, анализируется и рассматривается на общественном совете при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации. По результатам рассмотрения могут быть сделаны выводы о необходимости внесения в доклад корректировок и уточнений.

9. Проект доклада и результаты его общественного обсуждения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации представляются в Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации для экспертной оценки.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2014 г. N 920 в пункт 10 внесены изменения

10. После рассмотрения Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации и доработки с учетом экспертной оценки и рекомендаций общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации проект доклада вносится Министерством в Правительство Российской Федерации не позднее 15 ноября для одобрения.

11. По поручению Правительства Российской Федерации Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обеспечивает распространение доклада до 31 декабря года, следующего за отчетным, путем размещения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в интерактивном режиме с обеспечением визуализации информации, содержащейся в докладе, и направления на электронном носителе в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Утвержден новый порядок подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.

Доклад готовит Минприроды России на основе информации, содержащейся в фонде данных государственного экологического мониторинга, в соответствии с методическими рекомендациями, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией "Росатом" и РАН.

В докладе, в частности, отражаются сведения о природных и антропогенных факторах, влияющих на состояние окружающей среды, результаты научных исследований. Также приводятся оценка достижения целевых показателей качества окружающей среды, данные об осуществляемых экономических, правовых, социальных и иных мерах в обозначенной области и анализ их эффективности. Речь идет и о предложениях о предотвращении, ограничении и минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Доклад формируется по отдельным видам экономической деятельности, по каждому компоненту природной среды, в т. ч. по видам природных ресурсов, и структурируется по регионам, федеральным округам и России в целом. Его публикуют на официальном сайте Министерства для проведения его общественного обсуждения. Срок обсуждения - не менее 30 дней.

Результаты обсуждения обобщаются, анализируются и рассматриваются на общественном совете при Минприроды России.

Проект доклада и результаты его обсуждения представляются в Экспертный совет при Правительстве РФ. После рассмотрения проекта доклада названным советом и его доработки документ вносится в Правительство России для одобрения. Срок - до 1 августа.

Прежний порядок утрачивает силу.

Постановление вступает в силу с 1 января 2013 г.

Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. N 966 "О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды"

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 г.

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 октября 2012 г. N 40 ст. 5448

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2014 г. N 920

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Тест по обществознанию Экологическое право для 11 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. Экологическое право — это

1) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов
2) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
3) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по сохранению , восстановлению, изучению окружающей человека среды и её частей
4) совокупность правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на благо человечества

2. К способам защиты права на благоприятную окружающую среду не относится

1) сужение рамок уголовных наказаний за совершение экологических правонарушений
2) совершенствование экологического законодательства в целях исключения возможности неоднозначного толкования его правоприменителями
3) осуществление реальной борьбы с коррупционерами от экологии независимо от занимаемой должности
4) расширение системы природоохранных прокуратур в рамках единой системы органов Прокуратуры РФ

3. К экологическим правам человека и гражданина относится(-ятся)

1) право на благоприятную окружающую среду
2) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
3) право на возмещение ущерба, причинённого имуществу экологическим правонарушением
4) все перечисленные

4. Укажите, какое действие граждан по защите своего права на благоприятную окружающую среду не является правовым

1) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы
2) оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды
3) угрожать расправой гражданину, совершившему экологическое правонарушение
4) создавать общественные объединения, фонды, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды

5. Верны ли следующие суждения о праве на благоприятную окружающую среду?

А. Право на благоприятную окружающую среду является естественным правом человека.
Б. Реализация права на благоприятную окружающую среду связана с финансовыми, материальными, организационными и иными возможностями органов государственной власти.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о способах охраны окружающей среды?

А. К способам охраны окружающей среды относится увеличение налогов с юридических и физических лиц при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
Б. К способам охраны окружающей среды относится установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о праве на достоверную информацию о состоянии окружающей среды?

А. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды заключается в обязанности государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовить доклад о её состоянии в субъектах РФ.
Б. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды заключается в возможности человека обращаться с запросом в государственные органы по охране окружающей среды.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Сельские жители Ноздринского района обратились с заявлением в областной комитет природных ресурсов. Из заявления следовало, что гражданин Ф., назвавший себя предпринимателем, в водоохранной зоне возвёл трёхэтажный кирпичный коттедж и отгородил его высокой кирпичной стеной. Какой способ защиты права граждан на благоприятную окружающую среду иллюстрирует этот пример?

1) создавать общественные объединения в области охраны окружающей среды
2) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениям и по вопросам, касающимся охраны окружающей среды
3) предъявлять иск в суд о возмещении вреда окружающей среде
4) направлять обращения в органы государственной власти о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды

1) приводит только к дисциплинарной ответственности
2) является виновным действием
3) всегда представляет собой нарушение земельного законодательства
4) наносит вред исключительно имуществу человека

Диаграмма

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Меньшинство опрошенных в качестве наиболее эффективного способа защиты своих экологических прав считает выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз.
2) Более трети опрошенных высказалось за обращение в государственные органы власти по вопросам охраны окружающей среды в качестве наиболее эффективной меры защиты своих экологических прав.
3) Выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз среди опрошенных в качестве способа защиты своих экологических прав оказалось менее популярным, чем участие в собраниях, митингах, демонстрациях по вопросам охраны окружающей среды.
4) На третье место по популярности среди способов защиты своих экологических прав опрошенные поставили выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз.

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Схема экологических нормативов

2. Установите соответствие между компонентами окружающей среды и её объектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Компоненты окружающей среды

A) инженерные сети
Б) сад
B) шоссейная дорога
Г) животный мир
Д) почва

Объекты окружающей среды

1) природные
2) природно-антропогенные
3) антропогенные

3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Природопользование, с точки зрения законодателя, должно осуществляться таким образом, чтобы не создавать угрозу для жизни людей, не причинять вреда их здоровью. (Б) Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности имеют своей целью сохранение благоприятной для человека среды обитания. (В) Представляется, что на защиту объектов окружающей среды должна быть направлена реализация принципа разумного сочетания экономических потребностей и экологических интересов в процессе взаимодействия человека и природы. (Г) Смысл этого принципа, по мнению специалистов, заключается в том, что человечество, будучи вынужденным заниматься постоянным воспроизводством материальных объектов, обречено на потребление природных ресурсов.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

Запишите рядом с буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.


Благоприятная окружающая природная среда — это состояние окружающей природной среды, которая не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов.

Основные экологические1 права граждан и иных физических лиц (по Конституции РФ, ст. 42)

Право на благоприятную окружающую среду

Является естественным правом человека, т. е. принадлежащим ему от рождения.

Реализация права связана:

• с финансовыми, материальными, организационными и иными возможностями органов власти

• с собственными определёнными усилиями человека (участие в природоохранных мероприятиях и др.)

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Реализация права связана:

• с обращениями, запросами граждан к уполномоченному органу власти

• с обязанностью государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовить доклад о состоянии окружающей среды в субъектах РФ и на базе его — федеральный доклад, который затем обнародуется

• с обязанностью уполномоченного органа власти доводить до населения информацию о реальной угрозе жизни и здоровью населения в каждом конкретном случае

Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением

Возникает при наличии установленной экспертными исследованиями и подтверждённой в заключении причинно-следственной связи между экологическим правонарушением и причинением ущерба.

Экологическое правонарушение — виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное

Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением

законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Способы (механизмы) защиты права на благоприятную окружающую среду

Несудебные способы, используемые гражданами:

— Непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

— Обращение в органы государственной власти РФ, её субъектов, органы местного самоуправления, в иные организации и к должностным лицам:

• в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;

• с жалобами, заявлениями, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на неё.

— Активное участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях.

— Выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке.

— Оказание содействия органам государственной власти РФ, её субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды.

— Обращение в правоохранительные органы по фактам совершения уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжалование действия (бездействия) органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.

Судебные способы, используемые гражданами:

— Обращение граждан в суды общей юрисдикции. Нарушенные экологические права восстанавливаются путём вынесения решения, например:

• в возмещении вреда, причинённого здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием;

• об обязании уполномоченного органа власти представить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;

• об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;

• об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.

— Обращение граждан в арбитражный суд, если имеют место следующие факты, например:

• отказ специально уполномоченного органа в выдаче лицензии на природопользование;

• нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании, своих обязанностей;

• принятие органом государственной власти решения, ограничивающего конкуренцию в сфере природопользования, например, о недопущении гражданина- предпринимателя к участию в конкурсе на освоение участка недр.

Экономические способы, используемые государством:

— Планирование и финансирование природоохранных мероприятий.

— Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.

Поскольку человек не может не воздействовать на окружающую среду — не забирать воду, не выбрасывать загрязняющие вещества, не извлекать минеральных ресурсов и т. д., установлены научно обоснованные пределы (нормы) такого воздействия. С этой целью вводится экологическое нормирование — закреплённые в нормативных правовых документах экологические критерии (нормативы) предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на окружающую среду.

Нормативы качества — это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий.

Нормативы устанавливают пределы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ для различных источников воздействия на окружающую среду.

— Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду; размещение отходов и другие виды вредного воздействия.

— Предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии.

— Возмещение вреда, причинённого окружающей природной среде и здоровью человека.

Защита права на благоприятную окружающую среду станет эффективной, если граждане будут выполнять свои экологические обязанности.


1 Экология (от гр. oikos — дом, жилище, родина, logos — понятие, учение) — наука, изучающая взаимоотношения организма с окружающей средой.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: