Обследование слуха в раннем возрасте доклад

Обновлено: 19.04.2024

Методы исследования слуха у детей раннего возраста подразделяются на 2 группы.

© Елена Соколова, PhD (Отоларингология)

  • Поведенческая аудиометрия – наблюдение за реакциями, изменением поведения ребенка при предъявлении звука. В поведенческой аудиометрии выделяют:
  • Безусловно-рефлекторный метод – основан на наблюдении за безусловными реакциями ребенка на звук.
  • Условно-рефлекторные методы - основанные на выработке условных рефлексов на звуковую стимуляцию (выработке двигательной, поведенческой или словесной реакции на звук).
  • Объективные (физиологические) методы исследования - измерение физических параметров или регистрация физиологических реакций слухового анализатора на звуковое раздражение. Объективные методы исследования не требуют активного участия в процессе обследования самого пациента, могут быть проведены в состоянии сна или под наркозом.

Поведенческая аудиометрия

Безусловно-рефлекторный метод


Рисунок 1. Безусловно-рефлекторная аудиометрия с помощью ручного педиатрического аудиометра PA5 производства Interacoustics, Дания.

В ответ на звуковую стимуляцию медсестра или врач отмечает наличие или отсутствие безусловных рефлексов ребенка на звук, среди них, основные:

  • рефлекс Моро - движение подрагивания руками и ногами, ребенок вытягивает руки и ноги, а потом снова подтягивает их к телу
  • кохлеопальпебральный рефлекс - сжимание век при закрытых глазах или быстрое смыкание век при открытых глазах
  • дыхательный рефлекс - за глубоким вдохом следует 5–10-секундная задержка дыхания, после которой дыхание снова нормализуется
  • ауропальпебральный рефлекс Бехтерева - мигание и активность век
  • ауропупилярный рефлекс Шурыгина - расширение зрачка

Безусловные рефлексы новорожденных угасают в возрасте примерно 3–5 месяцев и начинают развиваться первые ориентировочные реакции. При проведении безусловно-рефлекторной аудиометрии детям старше 6-7 месяцев обращают внимание на изменение поведения в ответ на акустические сигналы, такие как:

  • изменения мимики
  • поворот или движение головы
  • движение глазами или бровями
  • сосательная активность – замирание или усиленное сосание
  • изменение дыхания, движение руками и/или ногами.

Безусловно-рефлекторная аудиометрия имеет существенные недостатки. Реакция ребенка на звук зависит от состояния ребенка: может быть различна, если ребенок голоден, капризен, сонный или наоборот – хочет спать. Многие дети (в том числе и нормально слышащие) реагируют на громкий звук, что не позволяет точно определить пороги слышимости.

Нарушения слуха различной степени тяжести диагностируют у 0,1-0,3% новорожденных. Негативные факторы могут повреждать структуры уха, головной мозг малыша во время беременности, в родах или уже после рождения. Вероятность глухоты или тугоухости выше у детей, что родились раньше срока, длительно находились в отделении интенсивной терапии. Проверка слуха у новорожденных проводится в первые несколько дней жизни и позволяет оценить, нуждается ли ребенок в помощи или наблюдении у отоларинголога.

Как проверяют слух у новорожденных

Нарушения слуха, которые выявляются в периоде новорожденности, чаще связаны:

  • с наследственными причинам (например, синдром Стиклера, Варденбурга) ;
  • с аномалиями развития органа (например, аплазия Шайбе, Майкла);
  • с гибелью структур мозга при воздействии неблагоприятных факторов (инфекция, интоксикация, гипоксия).

Для диагностики нарушений слуха применяют субъективные и объективные методики. Субъективные связаны с получением от ребенка ответа, как он слышит, понимает звуки и до определенного возраста технически недоступны. Объективное исследование основано на регистрации рефлекторных, физиологических реакций на стимуляцию звуком.

Первая проверка проводится в условиях роддома. Она включает в себя визуальный осмотр, инструментальные методы диагностики. Результат заносится в медицинскую документацию, которую выдают родителям при выписке. Если в медицинском учреждении не было возможности провести обследование, его не стоит откладывать на более поздний срок. При первом посещении педиатра на дому можно уточнить, как проверить слух у новорожденного, если процедура по каким-то причинам не была проведена в условиях роддома.

Проверка слуха у новорожденных и детей раннего возраста

Что такое аудиологический скрининг

Объединенная комиссия по слуху у детей в США более 10 лет назад создала стандартны диагностики (так называемый Принцип 1-3-6), которых придерживаются во всем мире:

  1. Первую проверку слуха у новорожденных проводят всем малышам в возрасте до 1 месяца. Оптимально - до выписки из роддома.
  2. При выявлении нарушений слуха всем младенцам до 3 месяцев проводят аудиологическую диагностику.
  3. При выявлении необратимых нарушений слуха протезирование назначают в возрасте до 6 месяцев.

К методикам оценки слуха у новорожденных предъявляют особые требования: они должны быть безболезненными, неинвазивными, недорогими, обладать высокой чувствительностью.

Обследование включает в себя:

  • опрос родителей, уточнение факторов риска развития тугоухости;
  • осмотр малыша;
  • инструментальная диагностика методом отоакустической эмиссии (ОАЭ).

Метод ОАЭ, или как его называют, проверка слуха у новорожденных в роддоме аппаратом, рекомендуют проводить не ранее 4 дня от момента рождения: в более раннем возрасте у ряда малышей эмиссия не регистрируется. Во время исследования в ухо ребенка поступает звуковой сигнал. В норме он проводится в среднее ухо, внутреннее ухо, затем возвращается обратно и регистрируется в наружном слуховом проходе с определенной задержкой от времени подачи. Возвращенный сигнал очень слаб, чтобы уловить его, используют высокочувствительный микрофон.

Отоакустическая эмиссия не регистрируется при сенсоневральной тугоухости со снижением более, чем на 30 дБ, при проводниковых нарушениях. В таком случае говорят об отрицательном результате теста и проводят ОАЭ повторно через 1 -1,5 месяца. Если изменений нет, рекомендовано более полное обследование до трехмесячного возраста ребенка.

Проверка слуха у новорожденных и детей раннего возраста

Проверка слуха у детей раннего возраста

Такие особенности в развитии могут сопровождать ребенка с рождения — самостоятельно, в сочетании с другой патологией или же возникают внезапно после травмы, инфекционного заболевания, приема препаратов.

При подозрении на ухудшение слуха родители могут провести тесты с крупой, помещенной в герметичные емкости (например, от шоколадного яйца). Одну из них оставляют пустой, в другие насыпают манку, гречку, горох и последовательно потряхивают ими на расстоянии до 20 см от уха, оценивая реакцию малыша. От размера крупинок зависит громкость звука. Пустая емкость используется для контроля. При отсутствии реакции на звук следует немедленно обратиться к отоларингологу.

Проверка слуха у новорожденных и детей раннего возраста

Проверка слуха у детей до 3 лет врачом включает в себя сбор анамнестических сведений (наследственность, перенесенные заболевания, прием препаратов), осмотр наружного уха, тимпанометрию с использованием высокочастотного зонда. Поведенческие методы недостоверны, так как ребенок еще не в состоянии усваивать инструкции и сохранять произвольное внимание продолжительное время.

Даже незначительное снижение слуха нарушает развитие ребенка и может привести к его социальной изоляции. Своевременно обследование поможет вовремя обнаружить заболевание и оказать квалифицированную помощь.

ac40_300_1885

© Елена Соколова, PhD (Отоларингология)

Методы исследования слуха у детей раннего возраста подразделяются на 2 группы.

  • Поведенческая аудиометрия – наблюдение за реакциями, изменением поведения ребенка при предъявлении звука. В поведенческой аудиометрии выделяют:
    • Безусловно-рефлекторный метод – основан на наблюдении за безусловными реакциями ребенка на звук.
    • Условно-рефлекторные методы — основанные на выработке условных рефлексов на звуковую стимуляцию (выработке двигательной, поведенческой или словесной реакции на звук).

    Поведенческая аудиометрия

    Безусловно-рефлекторный метод

    pa5diagn600

    Рисунок 1. Безусловно-рефлекторная аудиометрия с помощью ручного педиатрического аудиометра PA5 производства Interacoustics, Дания.

    В ответ на звуковую стимуляцию медсестра или врач отмечает наличие или отсутствие безусловных рефлексов ребенка на звук, среди них, основные:

    • рефлекс Моро — движение подрагивания руками и ногами, ребенок вытягивает руки и ноги, а потом снова подтягивает их к телу
    • кохлеопальпебральный рефлекс — сжимание век при закрытых глазах или быстрое смыкание век при открытых глазах
    • дыхательный рефлекс — за глубоким вдохом следует 5–10-секундная задержка дыхания, после которой дыхание снова нормализуется
    • ауропальпебральный рефлекс Бехтерева — мигание и активность век
    • ауропупилярный рефлекс Шурыгина — расширение зрачка

    Безусловные рефлексы новорожденных угасают в возрасте примерно 3–5 месяцев и начинают развиваться первые ориентировочные реакции. При проведении безусловно-рефлекторной аудиометрии детям старше 6-7 месяцев обращают внимание на изменение поведения в ответ на акустические сигналы, такие как:

    • изменения мимики
    • поворот или движение головы
    • движение глазами или бровями
    • сосательная активность – замирание или усиленное сосание
    • изменение дыхания, движение руками и/или ногами.

    Безусловно-рефлекторная аудиометрия имеет существенные недостатки. Реакция ребенка на звук зависит от состояния ребенка: может быть различна, если ребенок голоден, капризен, сонный или наоборот – хочет спать. Многие дети (в том числе и нормально слышащие) реагируют на громкий звук, что не позволяет точно определить пороги слышимости.

    Результаты безусловно-рефлекторной аудиометрии носят ориентировочный характер.

    Условно-рефлекторные методы

    Условно-рефлекторная аудиометрия

    Условно-рефлекторную аудиометрию проводят детям в возрасте от 7-8 месяцев до 3-х лет.

    В Медицинском центре АВРОРА™ условно-рефлекторную аудиометрию проводят в звуковом поле с помощью уникального компьютерного детского игрового аудиометрического комплекса (ДИАК). Он состоит из клинического аудиометра Interacousrics, двух громкоговорителей, соединенных с внешним входом аудиометра, расположенных на специальной подставке слева и справа от места расположения обследуемого ребенка на расстоянии 1 м от головы. В комплект установки также входят два монитора, расположенных слева и справа от обследуемого ребенка, на экране которых появляются анимированные изображения для формирования у ребенка условного рефлекса на звук. У ребенка вырабатывают условный рефлекс на звук, приучая его поворачивать голову в сторону, откуда исходит звук. В качестве подкрепления рефлекса используют монитор с возникающим на нем анимированным изображением. Результаты условно-рефлекторной аудиометрии в меньшей степени зависят от состояния и настроения ребенка, чем результаты безусловно-рефлекторной аудиометрии.

    Метод условно-рефлекторной аудиометрии позволяет определить частотноспецифические пороги слышимости для левого и правого уха.

    Рисунок 2. Условно-рефлекторная аудиометрия в Медицинском центре АВРОРА™

    Рисунок 2. Условно-рефлекторная аудиометрия

    Детская игровая аудиометрия

    С помощью игровой аудиометрии проводят исследования слуха детям в возрасте от 3 до 7 лет. Для проведения исследования слуха методом игровой аудиометрии детей сначала обучают слушать звуки и реагировать на них путем участия в игровой ситуации: перекладывать кубики из одной коробки в другую, снимать или нанизывать кольца пирамидки. Исследования порогов слышимости начинают, убедившись, что ребенок понимает задание и может его выполнить. Звуки от аудиометра поступают в ухо ребенка через головные или костные телефоны.

    Игровая аудиометрия позволяет определить частотноспецифические пороги слышимости воздушно- и костнопроведенных звуков для каждого уха.

    Рисунок 3. Игровая аудиометрия

    Рисунок 3. Игровая аудиометрия

    Объективные методы обследования слуха, их физиологический смысл и диагностическая ценность

    К объективным методам исследования слуха, применяемым педиатрической аудиологии относятся следующие.

    Импедансная аудиометрия- измерение акустической проводимости среднего и внутреннего уха в ответ на звук.

    Тимпанометрия — измерение значений акустической проводимости при измерении давления воздуха в наружном слуховом проходе. Для проведения теста акустический зонд с помощью ушного вкладыша помещают в наружный слуховой проход. При этом давление в наружном слуховом проходе меняется от + 200 мм до – 400 мм водяного столба. Прибор регистрирует изменение параметров отраженного от барабанной перепонки звука. При спокойном поведении ребенка исследование занимает меньше минуты.

    Результаты тимпанометрии используются для оценки состояния подвижности барабанной перепонки, среднего уха, цепи слуховых косточек.

    Акустическая рефлексометрия — измерение значений акустической проводимости структур наружного и среднего уха при сокращении стременной мышцы среднего уха, вызванное громкими звуками.

    Результаты акустической рефлексометрии используются для диагностики кондуктивной и сенсоневральной тугоухости, поражения слухового нерва, ствола головного мозга, лицевого нерва.

    Рисунок 4. Импедансометрия в Медицинском центре Аврора™.

    Рисунок 4. Импедансометрия

    Результаты регистрации вызванной отоакустической эмиссии используются для оценки состояния наружных волосковых клеток внутреннего уха.

    Результаты регистрации КСВП используются для скрининга слуха новорожденных и детей младшего возраста, выявления синдрома слуховой нейропатии, диагностики центральных и периферических нарушений органа слуха, оценки порогов слышимости аудиометрических частот.

    Значение видов диагностики слуха у детей

    Вышеперечисленные виды диагностики слуха новорожденных, детей грудного и дошкольного возраста являются обязательными компонентами комплексной объективной диагностики слуха. Анализ результатов тестов позволяет врачу выявить характер слухового нарушения, определить степень снижения слуха и разработать правильную тактику лечения и слухо-речевой реабилитации ребенка, правильно подобрать и настроить слуховые аппараты.

    Отдельные тесты могут проводиться детям по направлению врачей-отоларингологов, сурдологов, неонатологов, педиатров для уточнения диагноза, скрининга слуха, наблюдения за динамикой лечения ребенка, например при остром отите.

    Дорогие Родители! Профессиональная своевременная диагностика слуха у детей позволяет своевременно и правильно выбрать тактику лечения и реабилитации ребенка, поможет ребенку с нарушением слуха обучиться речи и стать полноценным членом общества.

    Владимир Алексеевич Дебрянский

    По статистке проблемы со слухом у новорожденных и детей первых месяцев жизни выявляются не так уж и редко. К сожалению, существует определённое число пациентов с полной глухотой, вызванной различными причинами. Если слух не отсутствует полностью, происходит формирование слуховых образов, недостаточных для правильного развития речи и правильной ориентации в звуковом пространстве. Проще говоря, малыш не может повторить то, что он не слышит. Это, прежде всего, относится к согласным звукам. Все согласные буквы произносятся в верхнечастотной части речевого диапазона, а именно там и наблюдается максимальное снижение слышимости при большинстве случаев тугоухости.

    Развитие речи у всех детей начинается с произнесения гласных звуков, которые быстро приобретают всё больше интонационных оттенков. До тех пор, пока не будет произнесено первое слово, многие дети с помощью жестов, иногда даже не открывая рта, издают множество гласных звуков с богатой эмоциональной окраской. Что удивительно, но родители их прекрасно понимают и всегда точно знают, что ребенок хочет сообщить.

    У детей со сниженным слухом произнесение первых слов сильно задерживается и зачастую произносится неправильно, то есть без согласных звуков. Чем больше потеря слуха, тем меньше интонаций в звуках, издаваемых ребёнком. В случае глухоты звуки напоминают однообразное мычание без всякой интонации и в любой ситуации. Всё это проявляется на первом году жизни и обычно заставляет родителей обратиться к врачу. Но чем раньше заподозрено снижение слуха, тем больше шансов найти причину и возможность устранить её.

    Простейшими способами проверить слух у ребенка можно воспользоваться в домашних условиях. Даже у новорожденного звуки могут вызывать ответные реакции. Например, громкий хлопок в ладоши вызывает рефлекторное мигание. Только не нужно это делать рядом с лицом, потому что резкое движение воздуха приводит к такой же реакции. К концу первого месяца ребенок уже может поворачивать глаза, а затем и голову в сторону громкого звука. Однако надо понимать, что реакции на некоторые громкие звуки могут появляться даже у детей с сильным снижением слуха и полностью глухих. Это звуки низкой частоты, такие как гул самолета, работающие двигатели бытовых приборов, закрывающаяся дверь, шаги и звуки падающих предметов. Они воспринимаются другими, то есть не слуховыми рецепторами. Иногда родителей это заставляет думать, что ребенок слышит.

    Если снижение слуха позволяет ребенку слышать только часть звуков, то такую же часть он впоследствии может и воспроизвести речью. То есть правильное произношение слов не может сформироваться самостоятельно. Но, как и при других заболеваниях, раннее выявление нарушения слуха у ребёнка может помочь сильно изменить его жизнь в лучшую сторону.

    Определить, как слышит взрослый человек, достаточно просто. Можно использовать его ответы на предъявляемые звуки различной громкости и тональности. Такую оценку называют субъективной, а исследование тональной аудиометрией. С детьми проводить такое исследование можно только в возрасте 4-6 лет в зависимости от скорости его развития. Начинать можно не с обычной, а с игровой аудиометрии.

    Дело в том, что в ответ на звук организм реагирует независимо от нашего желания. К таким рефлекторным реакциям относится сокращение мигательных мышц глаза. Ещё один безусловный рефлекс - это сокращение мышцы, натягивающей барабанную перепонку. На регистрации такого ответа основана методика определения слуха по акустическому рефлексу.

    Наконец, самым сложным и дорогостоящим можно считать метод регистрации вызванных слуховых потенциалов головного мозга или, как его принято называть, компьютерной аудиометрии. Это нейрофизиологическое исследование требует условий, которые можно создать только в специализированных диагностических центрах или лабораториях. Частные или государственные - в нашей стране их немного, но они есть. Это объясняется не только дороговизной медицинского оборудования, но и отсутствием большого количества пациентов с такой патологией, которая требует столь глубоких обследований.

    Теперь о главном, что хочется донести до родителей, для которых, собственно, и написана эта статья. Если даже окажется, что ваш ребенок недослышит или не слышит вовсе, это не трагедия. При современных методах лечения и обучения человек может быть полностью социально реабилитирован и вести полноценный образ жизни. Трагедией можно назвать те случаи, когда ребенок имеет значительное отставание в развитии от сверстников из-за неоказания помощи. Ответственность за это в равной степени несет и семья, и медицина, и общество, и государство. У каждого из них свои возможности, но главным двигателем должны быть и по-прежнему остаются родители. Именно от их настойчивости зависит будущее ребенка. При малейшем подозрении на снижение слуха у ребенка необходимо, прежде всего, обратиться к опытному детскому оториноларингологу . При анализе ваших наблюдений и простом осмотре уха можно решить многие диагностические задачи, а главное - определиться с необходимостью и возможностью проведения специальных обследований. Правильная тактика проведения первичного обследования новорожденных и детей первого года жизни позволяет выявить тугоухость, её характер, причины и предпринять все меры для возможно более ранней коррекции слуха.

    В подавляющем большинстве случаев недавно возникшая потеря слуха у детей, может быть полностью восстановлено. Ранняя диагностика, как это ни банально слышать, даёт больше возможностей для полной реабилитации слуха.

    Читайте также: