Общество потребления философия доклад
Обновлено: 16.05.2024
С развитием экономики, существенным ростом качества жизни, возникновением и функционированием конвейерного производства формируется довольно широкая прослойка представителей среднего класса. Потребление перестает быть вынужденной мерой, люди потребляют больше не для выживания, а для престижа. Теперь формируется общество потребления. В подобном социуме способность к потреблению определяет социальное положение и статус. Сограждане испытывают чувство уважения к человеку, который может себе многое позволить купить.
- Характерные черты общества потребления
- Теория Жана Бодрийяра
- Аргументы в защиту общества потребления
- Негативное влияние на личность человека
- Ситуация в России
- Как жить в обществе потребления – советы
Характерные черты общества потребления
К основным чертам социума потребителей относятся:
Люди в таком социуме постепенно привыкают, что нельзя обойтись без ультрамодного нового лекарства при болезни и его нужно купить, начинают думать, что для занятия спортом обязательно приобретать абонемент в зал. Много новых изобретений довольно полезные и облегчают жизнь. Однако перед приобретением стоит подумать о необходимости такой вещи в домашнем обиходе.
Теория Жана Бодрийяра
- Представляет собой самообман. В таком социуме нет ничего настоящего . Воздействию потребительства подвержены не только предметы, но и человеческие отношения, культура, религия, любовь к Отечеству. Феномены, попавшие под влияние, приобретают черты потребляемой вещи – служат отличительными знаками престижа и занимаемого ранга в социальной лестнице.
- Социум превращает личность в биосущество для переработки продуктов и возрастающих услуг.
- Наблюдается преобладание массовой культуры. Она вытесняет традиционные ценности как влияние модных тенденций на спрос на устаревшие вещи. На смену индивидуальности приходит ритуальность – знаки, маски, внешний вид без внутреннего стержня, содержания. Все является лишь пустой оболочкой.
- Введение культа тела. Тело становится упрощенным подобием души. Реклама призывает работать над красотой тела, создавать внешний вид, красивую оболочку.
Одновременно такой социум представляет собой общество заботы и насилия. СМИ отражают действительность в нужном ключе, тем самым, формируя новую реальность.
Аргументы в защиту общества потребления
Серди положительного влияния потребительского социума принято называть:
Таким образом, общество массового потребления не всегда плохо. При наличии денежных средств и осознанности потребителя такое общество оказывает положительное влияние, открывает широкие возможности для личностного роста.
Негативное влияние на личность человека
Несмотря на большое количество положительных сторон общества потребления, у такого социума есть и значительные минусы. Одна из негативных сторон может разом перечеркнуть все хорошие моменты.
Возвращение к животным инстинктам
В социуме, где поощряется избыточное потребление, где без труда можно взять желаемое, оформив за углом кредит, человек развращается. Человек в таком состоянии превращается в животное.
Животное живет инстинктами и не станет потреблять свыше необходимого для проживания. Но у человека есть разум и он не имеет границ.
Инфантилизация населения
Люди становятся управляемыми, пассивными, не отдающими отчет своим действиям. Незримые авторитеты диктуют как жить, что нужно человеку. Это напоминает отношения родителей с маленькими детьми, за которых все решают взрослые.
Не все люди сегодня могут ответить, для чего им понадобился новый сотовый телефон, если старая модель еще функционирует.
Изменение отношения к труду
Люди стремятся получить деньги с приложением наименьших усилий. Все меньшее количество людей способны трудиться на регулярной основе. В обществе культивируются профессии, относящиеся исключительно к сфере услуг. Пропагандируются идеи о легкой жизни, без напрягов, что все можно сделать нажатием одной клавиши. Актуальны такие предложения услуг – доставка готовой еды из кафе до двери, привоз продуктовой корзины.
Легкие деньги культивируются азартными играми, продажей красоты и прочее.
Зависимость от благ и кредитов
В потребительском социуме население становится зависимым от благ и кредитов. Кредитные займы позволяют рассчитывать на удовлетворение желаний, на которые человек еще сам не заработал.
Более того, человек в обществе потребления перестает правильно определять истинные ценности. Преобладают фальшивые ценности. Человек в таком социуме ценен наличием дорого автомобиля, последней марки телефона, возможностью посетить курорт и престижной работой. Обычно работа человеку не нравится, но должность является престижной в сознании представителей масскультуры. Человек больше не рассматривается как личность, способная на поступки.
В подобном обществе нет места для умственного и нравственного развития личности. Хозяевам жизни не очень удобно разумное население, им станет сложно управлять и внушать необходимость постоянных покупок, предоставления на это займов под проценты.
Ситуация в России
В России общество потребления еще не сформировалось полностью. В последнее время расширился круг миллионеров, стал больше средний класс. Но большая часть населения страны еще находится за чертой бедности. Граждане могут обеспечить себя самым необходимым – питание, проживание, лекарственные препараты и недорогая одежда из массмаркетов.
Однако за крайние 10-20 лет изменилось отношение к потреблению. Если говорить о молодых представителях среднего класса, то стали покупать фирменные гаджеты, сотовые телефоны. Причем молодежь не использует планшеты для прочтения книг, а по большей части отдает предпочтение незамысловатым играм.
Как жить в обществе потребления – советы
В обществе потребления важно оставаться человеком с незамутненным разумом, понимать – что необходимо, а без чего можно и обойтись. Вот несколько советов в таком социуме:
- важно понимать, что населением в обществе управляют. Для освобождения от постороннего влияния следует стать неудобным рабом – четко осознавать, что большая часть желаний результат внушения извне;
- настороженно относиться к рекомендациям родственников, соседей, знакомых, друзей относительно какой-то покупки. Поскольку большая часть населения уже зависима от рекламных призывов. Советуя что –то своей знакомой, женщина выступает транслятором идей. То есть посредством родственника или приятеля реклама может добраться до любого;
- осознанность своих действий и поступков. Почаще спрашивать у себя – а нужно ли это приобретение? Можно ли без него обойтись? ;
- по возможности не брать кредиты – заранее обдумать, сколько придется поработать, чтобы выплатить долг банку;
- развитие собственного ума посредством чтения книг поможет мыслить глубже.
Таким образом, общество потребления навязывает ценности фальшивые, ото которых человек перестает быть самим собой. Индивид тем ценнее в таком социуме, чем круче у него автомобиль или есть новейший айфон. Население становится несамостоятельным, не любит упорный труд, молодое поколение не хочет развиваться и учиться.
Потребительское общество оказывает положительное влияние, если индивид осознанно отнсится к своим поступкам. То есть прекрасно понимает, что для работы ему нужен ноутбук, который можно приобрести в любом магазине техники (общедоступность). И совсем не обязательно покупать ноутбук последней модели с дополнительными функциями.
Читайте также: