Общественный земельный контроль доклад

Обновлено: 18.05.2024

Глава XII ЗК РФ устанавливает следующие виды надзора и контроля за использованием и охраной земель:

    1. государственный земельный надзор;
    2. муниципальный земельный контроль;
    3. общественный земельный контроль.

    Государственный земельный надзор (ст. 71 ЗК РФ)

    Государственный земельный надзор - это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на :

      1. предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и
      2. систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

      См. также Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре".

      Органами, осуществляющими государственный земельный надзор, являются:

        1. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы (см. Положение);
        2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (см. Положение);
        3. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы (см. Административный регламент).

        Муниципальный земельный контроль (ст. 72 ЗК РФ)

        Муниципальный земельный контроль - деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства РФ и субъекта РФ, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность.

        Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

        О порядке взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, см. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1515 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль" .

        Общественный земельный контроль (ст. 72.1 ЗК РФ)

        О бщественный земельный контроль - деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных настоящим Кодексом и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений.

        Общественный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        Самым проблемным и, может быть, самым важным на сегодняшний день является общественный земельный контроль граждан и некоммерческих объединений.

        Наибольшее распространение общественного земельного и экологического контроля пришлось на 1980-е г., когда разрешенная многопартийность прежде всего коснулась зеленых общественных объединений и движений, сыгравших свою конструктивную, алармистскую роль в охране земель и всей природной среды, по поводу чего издано немало работ А.В. Яблокова, М.И. Васильевой, В.М. Захарова, Ю.Г. Жарикова, М.М. Бринчука, С.А. Боголюбова.

        За 20 лет надежды и акции граждан, выражавшиеся в пикетах, демонстрациях, экологических экспертизах, судебных исках о приостановлении экологически вредной деятельности, вступили в противоречие с либерализацией и развитием многоукладной экономики.

        Право может содействовать оживлению общественного земельного и экологического контроля, хотя некоторые исследователи высказывают сомнения в необходимости участия права в этом, поскольку попытки правового регулирования общественных усилий не часто приносят успех.

        Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что без общественности, без формирования зрелого гражданского общества при недопущении злоупотреблений его институтами невозможна эффективная охрана земель и всей окружающей среды, законное и рациональное использование всех природных ресурсов исходя из их социального назначения, предусмотренного в ст. 7, 42 и другими Конституции РФ.

        Современная нарастающая отчужденность населения от чиновничества и публичных органов, которым предстоит (и чаще всего без вмешательства общественности легче) принимать безальтернативные решения, в то же время может и должна предполагать более подробное правовое регулирование форм, содержания и, главное, правовых и экономических последствий общественного земельного контроля.

        Если раньше отвергалась идея регулирования общественного земельного контроля по причине недопустимости управления общественными инициативами сверху, то сейчас целесообразность некоторого такого регулирования становится более очевидной - для возложения обязанностей в этой области на публичные органы, установления обязательных форм и сроков содействия общественному контролю, стимулирования общественных инициатив, обучения граждан способам и навыкам проведения общественного земельного контроля.

        Законодательному регулированию могут быть подвергнуты обязательные процедуры участия общественности в оценке воздействия проектируемых объектов на землю и всю окружающую среду, в проведении государственной экологической экспертизы. Неумелость и современное состояние эколого-правового сознания многих граждан не должны оправдывать игнорирование их мнения и усилий по предупреждению и пресечению земельных правонарушений.

        Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением иных требований использования и охраны земель.

        Наряду с полномочиями граждан и общественных объединений в российском земельном законодательстве их права по участию в природоресурсной и природоохранной деятельности указываются в Законе об охране окружающей среды. Согласно ч. 4 и5 его ст. 68 общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

        Результаты общественного экологического и, следовательно, и земельного контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

        В Законе об охране окружающей среды предусматриваются права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды (ст. 12), и система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду, где, в частности, указывается, что органы государственной власти и самоуправления обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

        Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

        Важно отметить, что в ЗК, в Законе об охране окружающей среды правам физических и юридических лиц корреспондируют соответствующие обязанности государственных органов РФ и ее субъектов, муниципальных органов и их должностных лиц.

        Общественный контроль осуществляется общественными объединениями, гражданами и имеет те же задачи, что и иные формы земельного контроля, в том числе государственного и производственного контроля за охраной и использованием земель.

        Порядок участия граждан в охране и использовании земель, иных природных ресурсов, осуществлении общественного контроля регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", иным законодательством, подзаконными актами, уставами и другими основополагающими актами общественных объединений.

        Так, по Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, в разработке правовых актов, регламентирующих вопросы экологической безопасности, охраны, рекультивации земель.

        Профсоюзы осуществляют контроль за состоянием охраны атмосферного воздуха, животного мира, земель и окружающей среды через свои органы и имеют право посещать организации, их структурные подразделения, рабочие места, вправе требовать от работодателя устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников.

        В Федерации независимых профсоюзов России создан отдел по проблемам труда и экологии, которым готовится и осуществляется методика общественного природоохранного (фаунистического, земельного и иного экологического) контроля, создана ассоциация "Партнеры за устойчивое развитие", одной из задач которой является координация сотрудничества общественных объединений между собой и с государственными структурами, в том числе в области охраны и рационального использования земель.

        Порой считается допустимым участие в охране и использовании природных ресурсов общественных объединений и религиозных организаций, лишь являющихся юридическими лицами. Однако по российскому законодательству об общественных объединениях их регистрация в качестве юридических лиц не является обязательной для осуществления земельного контроля.

        Субъекты правоотношений, не ставшие юридическими лицами, не вправе обладать их соответствующими правами как юридических лиц с имущественной ответственностью, но не могут быть лишены прав на участие в сохранении земельных ресурсов и восстановлении окружающей среды в соответствии с действующим законодательством о земле и об общественных объединениях.

        Вопросы предоставления участникам осуществления муниципального и общественного земельного контроля надлежащей информации решаются в Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне". Согласно его ст. 7 сведения, не подлежащие засекречиванию, включают состояние экологии, здравоохранения, санитарии, факты нарушения законодательства органами государственной власти и их должностными лицами.

        Граждане могут сообщать об известных им правонарушениях в области охраны земли и всей окружающей среды, участвовать в проверках, пикетах и иных формах уличных мероприятий, в осуществлении государственного экологического контроля. В ряде ведомств разработаны и применяются положения об общественных инспекциях, состоящих из граждан.

        Такие инспекции и положения о них существуют в области земельных отношений, охраны рыбных и охотничьих запасов, в области лесного хозяйства. В последнее время восстанавливаются добровольные народные дружины по охране общественного порядка, к функциям которых относится и поддержание земельного, экологического правопорядка.

        Участие международных общественных организаций в природоохранной деятельности на территории России осуществляется в различных формах - в деятельности Гринпис, филиала Всемирного фонда дикой природы, форумов и конгрессов по обеспечению биоразнообразия, моральной и материальной поддержке ими особо охраняемых природных территорий и некоторых аспектов научной экологической деятельности в соответствии с российским законодательством.

        Основаниями международного экологического общественного сотрудничества служат многочисленные договоры и соглашения об охране и мониторинге окружающей природной среды, сохранении и рациональном использовании земель, в том числе почв, черноземов, и иных конкретных природных ресурсов с участием России.

        Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

        Понятие и виды земельного контроля

        • Ст 71. Государственный земельный надзор
        • Ст 71.1. Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства
        • Ст 71.2. Административное обследование объектов земельных отношений
        • Ст 72. Муниципальный земельный контроль
        • Ст 72.1. Общественный земельный контроль
        • - государственный,
        • - муниципальный,
        • - общественный,
        • - производственный.

        Государственный земельный надзор

        Государственный земельный надзор – деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами гос. власти, органами местного самоуправления, а также юр. лицами, их руководителями и иными должностными лицами, ИП, гражданами требований законодательства РФ, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов и лиц, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов гос. власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами гос. власти, органами местного самоуправления, юр. лицами, ИП, гражданами своей деятельности.

        Предмет проверок надзора - соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственный власти, органами местного самоуправления, юр. лицами, ИП, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена ответственность.

        Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти (органы гос. земельного надзора).

        При осуществлении гос земельного надзора применяются положения ФЗ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юр. лиц и ИП при осуществлении гос. контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных ЗКРФ.

        • - осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства;
        • - запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов гос. власти, органов местного самоуправления, юр. лиц, ИП, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
        • - беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа гос. земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими спец. объектами, и осматривать такие участки и объекты для осуществления гос. земельного надзора;
        • - осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;
        • - выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;
        • - обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;
        • - осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;
        • - привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;
        • - направлять в органы гос. власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства;
        • - осуществлять иные предусмотренные ФЗми полномочия.

        По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление надзора, составляются акты проверки. В случае выявления нарушений требований законодательства, к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

        • - исполнительный орган гос. власти или орган местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в гос. или муниципальной собственности;
        • - орган гос. власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием и об их продаже с публичных торгов, в отношении участков, находящихся в частной собственности.

        В рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства должностными лицами, уполномоченными на осуществление гос. земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений.

        Административное обследование объекта земельных отношений - исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в гос. и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.

        В случае выявления по итогам административного обследования признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством предусмотрена ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования.

        Порядок проведения административного обследования и форма акта утверждаются Правительством РФ.

        Муниципальный земельный контроль

        Муниципальный земельный контроль – деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами гос. власти, органами местного самоуправления, юр. лицами, ИП, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства, законодательства субъекта РФ, за нарушение которых законодательством, законодательством субъекта РФ предусмотрена административная и иная ответственность.

        Осуществляется в соответствии с законодательством и в порядке, установленном НПА субъектов РФ, а также принятыми в соответствии с ними НПА органов местного самоуправления с учетом положений ЗКРФ.

        В случае выявления нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством предусмотрена ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган гос. земельного надзора.

        Порядок взаимодействия органов гос. земельного надзора с органами муниципального земельного контроля, устанавливается Правительством РФ.

        В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.

        Общественный земельный контроль

        Общественный земельный контроль – деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов гос. власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных ЗКРФ и затрагивающих права и законные интересы граждан, юр лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений. Общественный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

        Производственный земельный контроль

        Производственный земельный контроль обеспечивается путем проведения юр. лицами добровольно, собственными силами инициативных мероприятий по организации проверки соблюдения земельного законодательства в процессе землепользования.

        Распространяется только на закрепленный земельный участок и направлен на обеспечение соблюдения земельного законодательства и внутренних правил землепользования.

        Проведение регулируется правилами внутреннего распорядка.

        Включает организацию внутренних проверок, экспертиз и аудита.

        Выявленные недостатки служат основанием для внесения коррективов в организацию землепользования и хозяйственной деятельности. В случае квалификации производственных действий как правонарушений применяются меры дисциплинарной и материальной ответственности органами управления производством.

        В целях организации контроля по мере необходимости могут создаваться спец. службы, либо определенными полномочиями наделяются соответствующие сотрудники предприятия.

        Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

        Область земельного контроля регулирует Земельный кодекс в комплексе с Постановлением Правительства № 1 от 2 января 2015 г. Надзор реализуется рядом государственных органов: структурами местного самоуправления, представителями исполнительной власти и комитетами (по земельной политике, охране окружающей среды, строительству и санэпидслужбой).

        Что такое земельный контроль

        Под земельным контролем понимается комплекс мероприятий для обеспечения эффективности управления земельным фондом. Он призван следить за правомерностью действий всех категорий граждан в отношении соблюдения земельного законодательства. Меры воздействия надзорных органов нацелены на сохранение существующего фонда земель, на устранение случаев противоправных действий и реализацию наказаний к лицам, нарушившим нормы законодательства.

        Вопрос: Какие существуют проблемные аспекты взаимодействия органов прокуратуру с органами муниципального земельного контроля?
        Посмотреть ответ

        Мониторинг государственных органов затрагивает такие вопросы:

        • недопущение самовольного захвата земель;
        • устранение случаев незаконной эксплуатации земель без наличия разрешительной документации;
        • переоформление юридическими лицами участков;
        • регулирование процедур приобретения земли;
        • мониторинг соответствия характера эксплуатации наделов их целевому предназначению;
        • регулирование порядка выделения участков;
        • обеспечение пригодности земельного фонда к эксплуатации в соответствии с их целевым предназначением;
        • размежевание границ между участками.

        Вопрос: Какие существуют правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль?
        Посмотреть ответ

        Каковы функции надзорных органов в отношении ИП и ЮЛ

        Функции надзорных структур носят характер:

        • предупредительный;
        • информационный;
        • карательный.

        Предупредительные действия направлены на профилактику правонарушений, информационные мероприятия нацелены на сбор и систематизацию сведений об объектах, подконтрольных данному органу. Карательные меры регулируют выявление виновных лиц в правонарушениях в отношении земельного фонда, определение формы наказания для них и контроль реализации наказания.

        Надзор проводится в нескольких формах:

        • в виде проверок планового и внепланового характера;
        • непрерывного мониторинга соблюдения норм правовых актов;
        • устранения обнаруженных нарушений.

        Мониторинг реализуется с помощью обследования объектов земельного фонда, анализа действующих законодательных документов.

        Функции земельного контроля распространяются на деятельность предпринимателей по:

        1. Рекультивации земельных объектов.
        2. Улучшению земель.
        3. Реализации мер по защите почв от всех видов эрозии.
        4. Использованию земель Лесного фонда для предотвращения незаконной вырубки лесов, изменения целевого назначения участков на пашни или под строительство коммерческих сооружений.
        5. Соблюдению норм эксплуатации участков в водоохранной зоне.
        6. Поддержанию уровня плодородности сельскохозяйственных земель.
        7. Способам воздействия на плодородные слои грунта для предупреждения действия по самовольному снятию плодородных слоев, истощению земель и их загрязнению химическими веществами.

        Виды земельного контроля

        Земельный контроль классифицируется по двум критериям. По направленности надзорных мероприятий выделяют:

        • внешний мониторинг (надведомственный тип);
        • внутренний (разновидность внутриведомственного контроля).

        По признаку субъекта надзор подразделяется на группы:

        • государственного уровня;
        • муниципального типа;
        • производственная разновидность;
        • система контроля общественности.

        На государственном уровне надзор реализуется через обнаружение нарушений в отношении федерального законодательства, профилактику незаконных действий и обеспечение выполнения пользователями наделов из числа предпринимателей норм охраны земли.

        СПРАВОЧНО! Общий государственный надзор осуществляется Правительством и Президентом, за проведение специального вида государственного надзора несет ответственность исполнительная власть.

        Особенности государственного типа надзора:

        • мониторинг касается всех категорий земельных участков;
        • анализируется деятельность любых субъектов хозяйствования без учета их формы собственности;
        • органы надзора наделены широким набором инструментов административного принуждения в форме штрафов, предупреждений, предписаний, протоколов.

        ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для защиты своих прав предприниматели могут использовать положения закона № 134-ФЗ от 08.08.2001г., который гарантирует защиту от произвола должностных лиц, представляющих органы надзора.

        Муниципальная форма надзора реализуется усилиями органов местного самоуправления. Задачами этого типа контроля являются:

        • профилактическая работа с пользователями земель;
        • обнаружение фактов противоправной деятельности по отношению к нормам законодательства;
        • ликвидация правонарушений в пределах муниципалитета;
        • организация системы контроля выполнения пользователями наделов стандартов законодательства;
        • налаживание эффективной схемы мониторинга.

        Особенности контроля муниципального уровня:

        • контролирующие лица не могут совмещать свои функции с полномочиями органов надзора государственного уровня;
        • мониторинг касается только вопросов законности использования земель, не затрагивая проблемы охраны земельных территорий.

        Общественный тип контроля реализуется гражданами государства и их добровольными объединениями. Мониторинг нацелен на обеспечение законности и объективности решений властей разных уровней, которые затрагивают правила эксплуатации земельных участков и могут нарушить права физических или юридических лиц. Дополнительный блок функций общественного контроля связан с необходимостью всестороннего отслеживания соблюдения норм эксплуатации земель, их экологической охраны.

        В роли контролеров могут выступать:

        • территориальные структуры общественного самоуправления;
        • отдельные граждане РФ;
        • объединения общественности.

        Производственный надзор реализуется через специализированные органы предприятий или работников ИП. В список их задач входит проверка соблюдения норм законодательства в процессе хозяйствования. Этот вид мониторинга является наиболее оперативной формой контроля правил использования территорий земельных наделов и соблюдения экологических стандартов.

        Порядок проведения

        Порядок реализации контроля осуществляется через такие мероприятия:

        • регулярные осмотры земельных наделов;
        • посещение предприятий, которым выделены земельные участки;
        • при обнаружении нарушений правил эксплуатации во время очередного визита на земельные участки предпринимателей должностные лица контролирующих органов выдают предписания по устранению конкретных нарушений и обеспечению охраны земель, которые обязательны для исполнения всеми категориями предпринимателей;
        • при правонарушениях формируют протоколы, чтобы передать сведения об этом факте для рассмотрения комиссией, результатом этих процедур станет привлечение виновных лиц к конкретной мере ответственности;
        • назначают штрафные санкции.

        Предприниматели, уличенные в нарушениях земельного законодательства, не имеют права препятствовать представителям надзорных органов в проведении проверки. При попытках физического воздействия или психологического давления на контролирующих должностных лиц к виновникам могут быть применены дополнительные формы наказания. Пользователи земельных наделов обязаны во время проведения проверки обеспечить свое присутствие на участке или делегировать для представления интересов компании одного из сотрудников.

        ВАЖНО! При несогласии с действиями или выводами должностных лиц государственных органов контроля предприниматели могут подать письменную жалобу в вышестоящий орган или обратиться в судебную инстанцию.

        Результат контроля

        Результаты контроля оформляются актами проверок. При обнаружении нарушений к акту прикрепляются составленные проверяющими лицами предписания об устранении недочетов. При наличии в отношении конкретного предпринимателя выданных ему ранее протоколов об административных правонарушениях, их также прикладывают к акту. При формировании предписаний в тексте документа важно указать срок исполнения его норм.

        По итогам проведенных проверок и анализа текущих тенденций в правонарушениях надзорными органами составляются прогнозы в отношении исполнения норм законодательства в кратко- и долгосрочной перспективе. Систематизированные данные проверок используются при формировании основного блока национального доклада государственных органов об использовании и текущем состоянии земель страны.

        Читайте также: