Общественно значимая тема доклад

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня общество сталкивается с рядом разнообразных проблем. И при этом проблемы эти касаются разных отраслей. Люди недовольны образованием, медицинским обслуживанием, качеством и ценами продуктов и коммунальных услуг. Люди становятся раздражительными через элементарные мелочи, разочаровываются в окружающем мире, в себе и других людях. Мы живем в информационной среде, и сегодня информации вокруг становится настолько много, что человек тонет в ней, теряется и может потерять разум.

Потоки новостей из телевизоров, радио, Интернета не утихают. Миллионы версий, тысячи точек зрения, сотни взглядов на одно и то же. Люди за этой информационной завесой теряют понятия о правде и о человечности. Мне кажется, одной из главных проблем человечества сегодня является проблема потери доверия. Мы доверяем ведущим в телевизионных программах, политикам, новостям и репортажам, но мы теряем способность слушать друг друга и, что самое главное – слышать.

Стоит просто оглянуться вокруг и увидеть людей не с экрана телевизора или монитора, а живых людей, с их проблемами, переживаниями, взглядами.

Пообщаться с ними, спросить о том, что волнует и уже собственными силами делать выводы о чем-либо. Ведь социальные сети постепенно вытесняют живое общение, уже не обязательно встречаться с людьми один на один, чтобы выяснить проблемные вопросы, а для получения информации можно просто позвонить в любой уголок страны и мира. Я думаю, что подобное общение убивает в людях способность сострадать и понимать друг друга, ведь при интернет-общении мы не видим собеседника, не можем почувствовать его эмоций и чувств, не видим его глаз, жестов, улыбку или слезы. И таким образом у людей развивается безразличие друг к другу, что приводит к агрессии, очерствению человеческих душ. И люди начинают чувствовать себя одинокими.

Люди, предпочитающие живое общение, чувствуют себя счастливее, их не посещает чувство одиночества и забвения. Так не повод ли начать свою жизнь с новой привычки: стремиться к личностным встречам, живым контактам? Встретиться с друзьями за чашечкой кофе, прогуляться в парке или возле реки? Можно добавить себе в социальной сети три сотни "друзей" и чувствовать себя никому не нужным, а можно выйти с одним другом на свежий воздух – и почувствовать себя по-настоящему счастливым. Поэтому надо призывать людей возвращаться к такому общению и чаще покидать территорию своего комфорта в социальных сетях.

Ход урока

1. Коммуникативная атака

В одном лесу построили завод, где из зайцев шили шубы (комментарий учителя для эмоционального восприятия текста, создания непринужденной обстановки на уроке: после первых слов, глаза мои стали сами собой расширяться, увеличивая все больше).
И вот, когда на завод привели очередную партию зайцев, они решили организовать побег (перед глазами стали всплывать кадры из Освенцима. длинная вереница несчастных зайцев перед огромными заводскими воротами на фоне чадящих огромных страшных труб.).
Несколько зайцев собрались в кучку и стали обсуждать план побега. Было решено сделать подкоп под колючей проволокой и убежать в лес. И вот, когда подкоп был готов, несколько зайцев вырвались на свободу и быстро побежали в лес.
По ним стали стрелять, но зайцы уворачивались от пуль. Тогда в погоню бросились охранники с собаками (естественно — столько шуб без разре- шения убегает.).
Один заяц долго петлял по лесу, и ему удалось оторваться от погони.
Наконец-то измотанный погоней заяц влетел на лесную полянку и упал на траву, тяжело дыша (спасибо тебе, заячий бог, уберег, не дал сгинуть на заводе).
И тут зайцу на нос с дерева упал осенний желтый листик, заяц посмотрел на него (вы это представляете?) и сказал:
— КРАСОТА-ТО КАКАЯ!

2. Фронтальный опрос

Смешно, а почему? Тема сочинения была раскрыта? Почему? Что такое идея произведения? Какие правила были нарушены учеником?

Что надо помнить при написании сочинения? А если это публичное выступление? Можем ли мы считать публичное выступление сочинением?

Примерные ответы учеников: Конечно, было смешно, и тема сочинения не раскрыта, так как ученик не понял ее, увлекся сюжетом, построил свое сочинение по принципу современного криминального чтива. Сочинение не имеет идеи, так как главная мысль не понятна читателю. Описание природы дано только в одном предложении. Когда мы пишем сочинение, обязательно надо хорошо продумать, о чем мы будем писать, что именно хотим сказать своему читателю. Публичное выступление – это тоже сочинение, которое надо хорошо обдумать, составить план. Это даже труднее, чем сочинение, потому что надо учитывать, кто тебя слушает.

3. Постановка проблемной задачи

Итак, представьте, что вам нужно подготовить публичное выступление.

Тема нашего сегодняшнего урока как раз и звучит так: «Публичное

человечьей силы (В. Маяковский). Рисунок 1 (текст на интерактивной доске)

Ученики записывают тему урока и эпиграф.

Выступать вы будете перед восьмиклассниками нашей школы. Как вы думаете, какие проблемы волнуют ваших сверстников? А проблема засорения нашего языка будет среди этих проблем? Как вы построите свое выступление? Это будет сочинение-рассуждение? Каковы правила построения текста такого типа?

4. Работа с текстом (карточки с тестами) приложение 1

Перед вами набор предложений. Надо расположить их так, чтобы получился связный текст. Кстати, такое задание встречается в части А ЕГЭ по русскому языку. Давайте представим себя одиннадцатиклассниками, готовящимися к сдаче ЕГЭ и выполним это задание.

Рисунок 2 (задание на интерактивной доске)

1. В последнее время я замечаю, что мы, молодежь, все чаще употребляем в своей речи иностранные словечки. 2. Мы заменяем многие выражения на слова из американского сленга, и потому наш русский язык становится примитивным, невыразительным. 3. Я думаю, что должно быть больше интеллигентных людей, владеющих литературной речью, говорящих ярко, образно, остроумно. 4. Именно таким человеком я и хочу стать. 5. Безусловно, нам надо серьезно изучать литературный русский язык.

Ученики работают самостоятельно, используя карточки, один ученик работает на интерактивной доске, с помощью инструмента Выделенный элемент перетаскивает нужный ответ, располагая предложения таким образом, чтобы получился текст

Трудно было выполнить это задание? Как вы поняли, в каком порядке надо расположить предложения, чтобы получился текст? Какие подсказки вам встретились в тексте? Кстати, такое задание тоже встречается в ЕГЭ, только в более трудной части В – необходимо найти средства связи между предложениями в тексте. Какое средство связи существует между 4 и 5-м предложениями текста? Конечно, вводное слово. Мы с вами знаем, что вводные слова помогают выразить отношение автора к высказыванию.

5. Повторение изученного материала, запись предложений – потом проверка

Рисунок 3 (предложение написано на интеракивной доске, знаки препинания не расставлены)

1. Как гласит народная мудрость правда ни в огне не горит ни в воде не тонет.

Не все люди правда осознают глубокий смысл этой пословицы.

Комментарий учителя:В ЕГЭ по русскому языку есть такое же задание, где одно и то же слово является вводным и членом предложения.

Рисунок 4 (предложение написано на интеракивной доске, знаки препинания не расставлены)

2. Без сомнения большое зло лицемерие угодничество приспособленчество.

Без тени сомнения ставь заслон этому многоликому злу.

Рисунок 5 (предложение написано на интеракивной доске, знаки препинания не расставлены)

3. Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия капризность обидчивость раздражительность. Несомненно из этих семян вырастает эгоизм.

Ученики записывают предложения, расставляют знаки препинания, потом на доске один ученик с помощью инструмента Перо расставляет знаки препинания, объясняя, почему в одном случае ставятся знаки препинания, а в другом – нет.

Вопросы учителя: Могут ли эти высказывания стать темой вашего выступления? Волнуют эти проблемы нас сегодня? Значит, выступление на общественно значимую тему включает в себя и эти проблемы.

Примерные ответы учеников: Да, каждое высказывание может стать темой выступления. Сегодня эти проблемы актуальны.

6. Работа по созданию текста – публицистического выступления

Итак, возвращаемся к нашему публицистическому выступлению. Проблему мы с вами определили. Скажите, ваше выступление перед сверстниками может быть просто сочинением? Будут ли вас слушать? А зал большой – только восьмиклассников у нас 125 человек. Что необходимо для того, чтобы вас слушали?

Примерные ответы учеников: У публичного выступления свои правила, хотя оно, конечно, похоже на сочинение. Выступление должно быть на определенную тему, выступающий составляет четкий план речи. Чтобы тебя слушали, надо говорить убедительно, красиво, эмоционально, использовать средства выразительности.

Рисунок 6 (Задание на интерактивной доске)

Какие средства выразительности необходимы для создания публичного выступления?

Запишите в первый столбик средства, которые можно использовать в публичном выступлении, а во второй - которые нельзя.

  • Риторические вопросы
  • Обращения
  • Оценочная лексика
  • Эмоционально-окрашенные слова
  • Книжная лексика
  • Метафоры
  • Термины

А какие использовать нельзя? Почему?

  • Слова разговорного стиля
  • Просторечные слова
  • Диалектные слова
  • Сленговые выражения

Ученики в тетради выполняют задание, у доски ученик , с помощью инструмента Выделенный элемент перетаскивает нужный ответ, располагая слова в два столбика.

Теперь давайте подумаем, как композиционно должны мы построить свое выступление? С чего начать? Приветствие, обращение. Должна ли быть сформулирована проблема? Чтобы вас интересно было слушать, какие приемы вы употребите? Какие доказательства приведете?

Закончить выступление надо обязательно как? Кольцевая композиция-с чего начали к этому и вернуться. И когда вы выполните все эти требования, у вас получится такое выступление, которое с удовольствием будут слушать все.

Примерные ответы учеников: В публицистическом выступлении должна быть обязательно сформулирована проблема, слушающие нас должны хорошо понимать, о чем идет речь, в чем их убеждают. Доказательства надо приводить такие, чтобы они были яркими, интересными. Это могут быть афоризмы, примеры из литературных произведений, из биографий известных людей, из периодической печати, рассказ об общественно значимых событиях. Кольцевая композиция позволяет нам правильно расставить приоритеты в выступлении.

7. Домашнее задание

Ваше выступление должно быть построено с учетом всех тех рекомендаций, которые прозвучали сегодня на уроке. Вы можете использовать те материалы, которыми вы пользовались на уроке и в качестве тезиса, и в качестве аргументов.

8. Рефлексия

Вы уже поняли, что сегодняшний наш урок – это подготовка к созданию публичного выступления. Какие разделы науки о языке мы сегодня вспомнили, чтобы вы могли выполнить домашнее задание: и пунктуация, и стилистика, и типы речи, и изобразительно-выразительные средства языка. Посмотрите, как богат, как выразителен наш язык, как много надо знать, чтобы владеть им, чтобы быть образованным, интересным человеком. Чтобы услышав ваше выступление, каждый мог воскликнуть: КРАСОТА-ТО КАКАЯ!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок развития речи. 8 класс

Тема урока: Публичное выступление учащихся

на общественно значимую тему

Цели: обобщение знаний о правилах публичного выступления, развитие устной речи учащихся, формирование познавательного интереса.

1. Формирование умений создавать публичное выступление на общественно значимую тему.

2. Развитие языковых компетенций.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

4. Воспитание любви и уважения к русскому языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, учебник Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М.: Просвещение, 2013, карточки для индивидуальной работы.

1. Актуализация знаний. Беседа с учащимися.

- Как вы понимаете тему урока?

- Что значит выступление ? (Рассказ о какой-либо проблеме).

- Публичное выступление? (Выступление перед публикой, слушателями).

- Общественно значимая тема? (Тема, важная для всех людей).

- Как вы думаете, какие темы являются общественно значимыми? Приведите примеры таких тем (Экология, образование, здоровье…). Темы фиксируются на доске.

- Зачем нужно уметь выступать публично на общественно значимую тему? Где в жизни может пригодиться данное умение?

- 2016 год в нашей стране был годом кино. А 2017 год ? (Год экологии).

- Что такое экология ? (Наука, занимающаяся охраной и восстановлением окружающей среды).

2. Практическая работа в парах.

На партах – карточки с набором предложений. Задание: определить последовательность предложений для получения связного текста.

1. Экология языка – поиск путей устранения негативного влияния косноязычия, прикольных словечек, ненормативной лексики и так далее.

Несоблюдение законов экологии убивает человека биологически, несоблюдение законов культуры может убить человека нравственно.

3.Человек живёт в определённой окружающей среде, загрязнение которой делает его больным, угрожает его жизни.

5. И человечество предпринимает гигантские усилия, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, леса…

6. В защите и охране нуждается национальная культура, составной частью которой является наш язык.

Проверка выполнения задания (правильный ответ: 4, 3, 5, 2, 6, 1).

3. Индивидуальная или парная работа по подготовке публичного выступления на общественно значимую тему, связанную с экологией: экология окружающей среды, экология языка, экология жилья, экология края, города… (по выбору учащихся).

Структура публичного выступления – смотри упр. 201 на стр. 104 учебника Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М.: Просвещение, 2013., а также в карточке, лежащей на парте.

Структура публичного выступления

Обращение к слушателям

Фраза, чтобы привлечь аудиторию

Уважаемая аудитория…

Основная часть

Определение темы и цели выступления

Доказательства

Пути решения проблемы

Я хотел бы обсудить с вами…

Хочется привлечь ваше внимание к проблеме…

Проблема … является особенно актуальной, потому что…

Если не решить эту проблему…

Предлагаю такие пути решения …

Сначала нужно …

Побуждение к действию

Таким образом, данная проблема…

Критерии оценивания выступления (записано на доске) :

актуальность темы;

композиционная стройность выступления;

наличие выводов и обобщений;

общее впечатление (понравилось – не понравилось).

4. Выступления учащихся.

5. Домашнее задание: отзыв на чьё-либо выступление на уроке либо тезисы своего выступления (если не успел выступить на уроке).


Задача современной школы – обучение и подготовка к следующей ступени образования. Справедливо ли это утверждение? Отчасти. На практике круг задач намного шире. Когда речь идет о разностороннем развитии, на первый план выходят такие мероприятия, в которых ребенок может не только продемонстрировать свои знания, но и личные качества, способности. Поэтому такое внимание уделяется сегодня организации социально-значимых акций и проектов для учащихся.

Что это такое?

Есть несколько определений, но в целом смысл сводится к следующему: это последовательность действий, направленных на решение определенных социальных проблем и преобразование окружающей действительности. В современной школе это направление работы становится одним из приоритетных. Такая деятельность позволяет детям научиться справляться с различными ситуациями, включиться в работу по улучшению социальной ситуации.

Цель социально-значимой деятельности в школе:

совместная работа над проектом

Педагоги уверены, что участие в социальных проектах – действенный способ социализации и гражданского воспитания учащихся, возможность сформировать правильные ценностные установки не в теории, а на практике.

Развитие социально-значимой деятельности

Формирование социальной ответственности и самостоятельности важны и с педагогической, и с общественных позиций. Потенциал школы может эффективно использоваться для интеграции учащихся в социальную систему. Для этого необходимы:

  • поэтапное создание гуманистических нравственных ориентиров, начиная с младших классов;
  • постоянное взаимодействие воспитательной системы и ближайшего социального пространства;
  • деятельностные технологии, позволяющие ребенку принять непосредственное участие в решении проблем;
  • сотрудничество педагогов, учащихся, родителей.

Системность заключается в том, что социально-значимая деятельность, в которую вовлекаются школьники, осуществляется в течение всего учебного года. Может инициироваться педагогами или родителями, но проводимые мероприятия должны быть лично значимы для учеников.

Основные направления

Социально-значимая деятельность школьников на сегодняшний день довольно разнопланова. В течение года в школах реализуются десятки проектов, носящих социальную окраску. Однако можно выделить несколько традиционных направлений работы:

  • гражданско-патриотическое;
  • экологическое;
  • культурологическое;
  • благотворительное;
  • социологическое;
  • историческое;
  • здоровьесберегающее.

Часто в организации социальных практик используется формат волонтерского (добровольческого) движения. Сюда относятся:

  • оказание помощи и поддержки социально незащищенным группам населения;
  • благоустройство (озеленение) территорий;
  • работа с подшефными учреждениями (детские сады, детские дома, дома престарелых);
  • поддержание работы учреждений культуры, спорта;
  • проведение опросов общественного мнения.

удачный финал проекта

Рекомендации по организации социально-значимой деятельности

Обязательными условиями успешности данного направления в работе школы являются системность, регулярность, нормативное обеспечение, творческий подход, вовлеченность всех участников образовательного процесса. Организация социально значимой деятельности может сопровождаться следующими локальными положениями:

  • приказ руководителя (о назначении ответственных лиц);
  • план-график на текущий учебный год;
  • инструкции по соблюдению техники безопасности;
  • письменные заявления-согласия родителей учащихся.

Для работы формируется группа педагогов, определяющих тематические и временные блоки социально-значимой работы. Перед началом каждого из них школьников и их родителей знакомят с планом мероприятий. Довольно часто они проводятся в соревновательной форме, что увеличивает интерес со стороны участников. Обязательным является инструктаж детей перед началом каждого мероприятия. Также проводятся мониторинги, позволяющие определить мнение ребят и их родителей, выявить имеющиеся недостатки.

Социальные проекты в начальной школе

Социально-значимая деятельность играет важную роль в развитии школьников всех возрастов. Но первые шаги на этом поприще следует делать уже в младших классах.

В социальных инициативах учеников начальной школы проявляется их потребность в активной деятельности, самостоятельности, независимости, стремление к участию в жизни других. Поэтому так важно привлекать их добровольческому движению.

социальные проекты в начальной школе

Помимо возможности научиться делать правильный выбор и действовать, большое значение имеет групповой характер работы. Не зря говорят, что ничто не сближает лучше, чем совместный труд. Социальные проекты помогают ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми, брать на себя обязательства и выполнять их. В качестве направлений работы лучше выбирать те, которые касаются ближайшего окружения младшего школьника, чтобы обеспечить его интерес и вовлеченность.

Гражданско-патриотические проекты

Патриотическому воспитанию подрастающего поколения сейчас уделяется особое внимание. И это заметно отражается на организации социально-значимой деятельности современной школы. Формирование осознанной гражданской позиции, уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны – именно такие задачи отражены в Концепции духовно-нравственного воспитания. Для достижения этой цели необходимо сочетать просветительские (тематические беседы, классные часы) и практические (мероприятия, проекты, акции) методы. Среди возможных форм социально-значимой деятельности гражданско-патриотической направленности:

  • организация поисковых отрядов и работа в архивах;
  • этнографические экспедиции;
  • интервью с известными жителями города (области);
  • сбор материалов, оформление экспозиций школьного музея;
  • проведение краеведческих экскурсий;
  • встречи и организация адресной помощи ветеранам (боевых действий, труда);
  • участие в мероприятиях, посвященных дню Победы и другим знаковым датам;
  • уход за мемориальными памятниками;
  • организация военно-патриотических спортивных игр.

военно-патриотические проекты

Вовлечение школьников в практическую работу по изучению и охране природы – одна из наиболее эффективных форм экологического воспитания. В рамках социально-значимой деятельности по этому направлению происходит воспитание экологической культуры и формирование активной жизненной позиции.

Масштабность природоохранных акций, в которых участвуют школьники, может варьироваться от пришкольной территории до района, города и области. Это может быть:

  • уборка и вывоз мусора;
  • очистка парков, скверов, береговой зоны водоемов;
  • озеленение участков;
  • сбор макулатуры, пластика, утилизация батареек;
  • экономия воды и электроэнергии;
  • пропаганда осознанного отношения к окружающей среде (опросы, листовки, выступления).

уборка мусора

Волонтерское движение

Одна из популярных и востребованных форм социально-значимой деятельности. Волонтер – человек, который по собственному желанию в свободное время безвозмездно делает нечто полезное для окружающих. Он может не иметь специальных навыков, но готов учиться, помогать, делиться своим опытом с другими. Волонтерскому движение присущи:

  • бескорыстие;
  • добровольность;
  • полезность в социальном плане;
  • организованность;
  • вовлеченность участников.

Можно выделить несколько основных видов и направлений добровольческой деятельности:

  • взаимопомощь, поддержка разных социальных групп;
  • благотворительность;
  • участие в самоуправлении;
  • пропаганда и просвещение.

экологический десант

Благотворительные акции

Способность к эмпатии, умение сопереживать сегодня встречаются не так часто. Формирование этих качеств происходит в юном возрасте, поэтому так важно создать условия, в которых ребенок научится сочувствовать окружающим, оказывать помощь.

Благотворительные акции и проекты – одно из важнейших направлений социально-значимой деятельности. В них могут вовлекаться педагоги, школьники, их родители, а также представители благотворительных фондов, организаций, группы волонтеров. Обычно речь идет о помощи тем, кто в ней нуждается. Это могут быть пожилые люди, больные, малообеспеченные категории граждан, сироты, беженцы, пострадавшие от стихийных бедствий, животные и т. д.

благотворительная ярмарка

Традиционными сегодня становятся благотворительные школьные ярмарки, концерты, аукционы и марафоны, позволяющие собрать необходимые средства.

Читайте также: