Общение на разных стадиях взаимоотношений доклад

Обновлено: 05.07.2024

Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Файлы: 1 файл

Общение как взаимодействие.docx

Казанский Федеральный Университет

Институт Психологии и Образования

1 курса гр.17.1-319

Общение как взаимодействие.
Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее. Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.
В психологии все возможные виды взаимодействия разделяются на два противоположных вида:

Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Традиционно конфликт рассматривался как негативный тип взаимодействия. В настоящее время в психологии проведено много исследований, обнаруживающих и позитивные стороны конфликта.
Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы, установки своего собеседника. Иными словами, восприятие человека человеком предполагает особые процессы: идентификацию и рефлексию.
Термин "идентификация" буквально означает уподобление другому. Это один из самых простых способов понимания другого человека. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. И в этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.
Близким по значению к идентификации выступает другой механизм познания другого - эмпатия. В отличие от идентификации при эмпатии происходит не рациональное осмысление проблем другого человека, а скорее стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.
Эмпатия - это эмоциональное понимание другого. Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько "продумывается", сколько "почувствуется".
При характеристике общения как познания особое значении имеет и другой механизм - рефлексия. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого или понимание его, но и знание того, как этот другой понимает тебя.


Типы взаимодействий.

Список литературы.

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1998;

2. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. — с. 58—59.

3. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. – с. 240—244.

4.Общая психология. — М., 1981. – с. 115—116.

5. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 1971.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств рабочего поселка Тельма"

обособленное структурное подразделение села Большая Елань

отделения 1 квалификационной

подразделением с.Большая Елань

Харьковская Олеся Леонидовна

село Большая Елань

2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЛЕНОВ КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ……………………………………………………………………..4

3. ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ………………………………..7

3.1 Взаимодействие как организация совместной деятельности

3.2 Ситуации взаимодействия и их стили…………………………………..11

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Исследование проблемы взаимодействия в психологии управления имеет давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными.

В процессе общения в коллективе формируется общность взглядов на принципиальные вопросы, что определяет все последующее взаимодействие субъектов совместной деятельности, их стратегию поведения, т.е. формируется общая позиция, что способствует интеграции сотрудников в единое социальное целое. Только в таких случаях коллектив способен успешно решать задачи той сложности, которая соответствует уровню компетентности его членов.

2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЛЕНОВ КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ.

В процессе общения в коллективе создается своеобразный общий банк идей, способов и приемов решения конкретных задач, которые используются в совместной деятельности для решения новых задач. Необходимо подчеркнуть, что деловое общение способствует не только решению чисто утилитарных задач, но и духовному взаимообогащению общающихся, ибо "именно в процессе совместной деятельности и общения наиболее рельефно проявляется как профессиональная, так и социальная дееспособность каждого конкретного человека".

В зависимости от меры вовлеченности человека в отношения, выделяют три его вида:

социально-ролевое общение, в процессе которого индивид усваивает социальные нормы;

деловое общение, объединяющее людей на основе общности деятельности, общности интересов дела;

интимно-личностное общение, предполагающее особую психологическую близость, сопереживание партнеру по общению, проникновение в его внутренний мир.

Чтобы облегчить установление психологического контакта с другим человеком, работнику следует учитывать, к какому именно общению он стремится и на какой уровень понимания с его стороны рассчитывают. Способность выбрать вид, манеру общения, привести выражение своих эмоций и свое поведение в соответствие с ними, а также с поведением других людей - одно из необходимых условий плодотворности деловых отношений в коллективе.

Поведение участников совместной деятельности определяется их объективной взаимозависимостью, которая составляет необходимое условие всякого взаимодействия. Но для того чтобы установилось сотрудничество, нужна полная и всесторонняя информация об условиях, задачах, способах решения поставленных задач и других обстоятельствах, связанных с достижением общей цели.

Полная информация об условиях деятельности стимулирует сотрудничество и желание помочь друг другу. Особенно важно активизировать деловое общение в коллективе руководителю. При этом необходимо учитывать личностные качества сотрудников, поскольку каждый из них охотнее пойдет на какие-либо уступки, если будет уверен, что в

других случаях коллеги примут во внимание его точку зрения, учтут его интересы. Важно лишь объективно учитывать интересы каждого работника, пытаться встать на его место, взглянуть на положение вещей его глазами, чтобы понять, не противоречит ли предлагаемый путь решения задачи его интересам.

Итак, в совместной деятельности необходимы:

информированность обо всем, связанном с достижением цели;

оптимальный стиль поведения.

Что же определяет эффективность взаимодействия руководителя с подчиненными? Как проявляется это взаимодействие в процессе делового общения?

Руководитель обычно вступает в управленческое общение, чтобы:

отдать распоряжение, указание, что-либо порекомендовать, посоветовать;

получить "обратную связь", т.е. контрольную информацию от подчиненного о выполнении задания;

дать оценку выполнения задания тем или иным подчиненным.

При этом руководитель стремится:

оказать влияние на подчиненного, чтобы сделать его своим единомышленником в вопросах о способах наиболее успешного достижения общей их цели;

побудить его к определенным действиям и поступкам или к воздержанию от них;

изменить или скорректировать свои представления о путях решения стоящих перед коллективом задач.

На каждом этапе управленческого общения руководитель оказывает разное психологическое воздействие: отдавая распоряжения, он во многом предопределяет поведение подчиненного; получая сведения о ходе выполнения работы, он взаимодействует с ним.

Когда действия и поступки руководителя соответствуют системе социальных ожиданий, его авторитет в глазах подчиненных повышается, и он быстрее и легче оказывает действенное влияние на них, не пользуясь своим должностным преимуществом. Однако любой коллектив не состоит из абсолютных единомышленников, и в нем неизбежно возникнут противоречивые представления о допустимом и недопустимом. И тогда перед руководителем непременно встанет непростая задача - определить, на какие же силы ориентироваться в первую очередь. Волевой руководитель решит такую задачу легко и скоро, хотя, может статься, и не совсем верно.

Но излишне рефлектирующий шеф всегда рискует оказаться в состоянии конфликта с самим собой, что очень скоро почувствуют подчиненные и не преминут этим воспользоваться.

Не будет большим открытием сказать, что в общении каждый хочет, чтобы его поняли, но не каждый стремится понять другого, и зачастую таким "непонятливым" оказывается именно волевой руководитель, который не очень-то озабочен тем, чтобы принять все доводы подчиненных, а просто навязывает им свою волю, подавляя их "авторитетом кресла". Такой стиль руководства, как известно, именуют авторитарным. Этот стиль руководства ныне уже можно считать устаревшим, ибо он, как это тысячекратно подтверждено мировой практикой, резко снижает эффективность делового общения. Действительно, авторитарная личность, даже в лучшем ее варианте, выслушивая аргументы подчиненных и почти принимая их, все-таки из ложных амбиций не может отказаться от прежних своих распоряжений. В таких случаях психологи говорят, что руководитель не может "присоединиться" к своему оппоненту. Что значит "присоединиться"? Присоединиться - это не просто подсесть к веселой компании, оставаясь по сути отъединенным от нее. Нет, присоединение в психологическом смысле - это всегда нечто гораздо большее. Присоединение в психологическом смысле - это духовное взаимодействие, искренний поиск духовной гармонии во взаимоотношениях с партнером в коллективе.

3. ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

3.1 Взаимодействие как организация совместной деятельности

Общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова как обмен информацией.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В истории психологии существовало несколько попыток дать такое описание. Так, например, большое распространение получила так называемая

теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс), и психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Достаточно условно многообразие общения можно свести к двум основным видам. К первому относятся контакты, организуемые в разных видах профессиональной деятельности, где необходимо скоординировать усилия ее участников для решения тех или иных общих задач. Такое общение можно назвать деловым, или ролевым. Здесь люди выступают по отношению друг к другу в рамкахтех или иных социально принятых и профессионально раскрываемых ролей.

Ко второму виду общения относятся случаи, когда люди вступают в контакт не с целью решить задачи какой-либо деятельности, а для выяснения сложившихся между ними отношений, типа симпатия и антипатия, доверие и недоверие, уважение и презрение.

В отличие от делового такое общение можно назвать личностным, поскольку здесь люди эмоционально откликаются не на профессиональные знания и умения других людей, а на их нравственные качества, проявляющиеся, как правило, в тех или иных отношениях к другим людям (эгоизм - альтруизм), к совместной деятельности (ответственность - безответственность), к себе (критическое - некритическое).

В целом, независимо от вида, в общении можно выделить три относительно самостоятельные, но в то же время взаимосвязанные стороны: взаимоинформирование, взаимодействиеи взаимовосприятие.

Взаимоинформрование, или обмен информацией происходит обычно с помощью речевых и неречевых средств. К речевым средствам относятся приемы устной и письменной, монологической и диалогической речи. К неречевым средствам, которые предназначены, в основном, для выражения отношения общающихся к содержанию общения, относятся такие особенности произнесения, как тембр голоса говорящих, его диапазон в ходе высказывания, регистр, громкость, интонационные характеристики. Сюда же относятся и такие элементы, сопровождающие речь, как междометия, покашливание, смех, слезы, паузы. Важно также учитывать темповые и метро-ритмические характеристики речи.

Кроме того, к неречевым средствам относятся и движения, сопровождающие речь - жесты, мимика, пантомимика, позы, взаимное расположение в пространстве партнеров по общению.

Психологическим регулятором другой стороны общения, - взаимодействия, или координации действий, - выступают ролевые ожидания партнеров. Здесь имеется в виду то обстоятельство, что включаясь в совместную деятельность, люди выполняют определенные профессиональные и социальные роли.

И поскольку существует профессиональные и этические требования и нормы, инструкции и правила, постольку принятие на себя человеком той или иной профессиональной (скрипач или кларнетист) или социальной (солист или артист оркестра) роли вызывает у контактирующих с ним людей вполне обоснованные ожидания по отношению к его действиям.

В тех случаях, когда ожидания оправдываются, взаимодействие людей облегчается, работа ускоряется и становится успешной. Если же ожидания не оправдываются, взаимодействие участников общения затрудняется и может перерасти в конфликт, который приведет к невозможности осуществлять совместную деятельность.

Наряду с взаимоинформированием и взаимодействием третьей, как отмечалось, существенной стороной общения выступает взаимовосприятие партнеров. Необходимость учета этой стороны связана с тем, что и взаимоинформирование, и взаимодействие будут тем более успешными, чем более точным и более полным будет у партнеров представление друг о друге.

Выработка, такого представления весьма сложна, потому что в общении наличествует лишь внешность, облик человека; непосредственно партнеры воспринимают друг у друга разнообразные неречевые средства (в отличие от речи, содержание которой не воспринимается, а понимается).

Опираясь на многообразные особенности партнеров, непосредственно данные им в наблюдении, требуется воссоздать внутренний мир друг друга, понять побуждения, вскрыть намерения, определить возможности и характер Я-концепции.

Итак, рассмотрение общения как активности человека, осуществление которой опосредствованно другим человеком, направлено на него и зависит от его особенностей, позволило отметить его разные виды. В одних случаях общение нацелено на решение задач совместной деятельности, - это деловое, профессиональное общение. В других случаях целью общения выступает установление, изучение и изменение взаимоотношений, - это личностное общение. Понятно, что в ходе совместной деятельности эти виды общения находятся в сложной взаимосвязи, влияя друг на друга.

Для понимания и успешного построения любого вида общения необходимо иметь в виду наличие в нем таких существенных сторон, как обмен информацией (или взаимоинформироаание), обмен действиями (или взаимодействие, координация действий), взаимовосприятие (или "обмен обликом друг друга"). Последнее выступает основой взаимопонимания, которое в целом и характеризует общение как успешное или неуспешное.

Стили общения.

Одной из форм делового, профессионального общения выступает педагогическое общение, - психологический контакт учителя и ученика в процессе обучения и воспитания. Цель такого контакта - обеспечить на уроке благоприятный, психологически комфортный климат для успешного решения педагогических задач, направленных, в целом, на развитие личности и профессиональных способностей ученика.

Возможность создания такого климата в отношениях педагога и ученика определяется стилем педагогического общения, который проявляется, с одной стороны, в характере эмоционально-оценочного отношения к ученику, к его действиям, а с другой стороны, в способе управления поведением ученика, в характере воздействия на него. Если отношение педагога оказывает влияние на побуждения учеников, их намерения, внутренний мир, то его управление состоит в непосредственном руководстве действиями ученика. Так, при обучении музыке учитель обычно исходит из тех или иных установок в отношении ученика, считая его более или менее способным в овладении исполнительским мастерством. И в зависимости от содержания установки, более или менее критического отношения к способностям ученика учитель по-разному руководит его действиями на уроке, более или менее детализирует свои указания, чаще или реже контролирует, более или менее дифференцированно оценивает его поведение.

Можно выделить два основных стиля педагогического общения; авторитарный, монологичный, односторонний или партнерский, диалогичный, двухсторонний. В первом случае учитель, как правило, учитывает свои особенности, ориентируется на себя, единолично устанавливая цели и педагогические задачи, которые необходимо решать в учебном процессе. Ученик в этом случае рассматривается лишь как исполнитель указаний, которого не следует посвящать в конечный смысл решаемых задач, в общую цель совместной работы. Такой тип руководства действиями ученика часто сочетается с недоверием к способностям ученика, его возможностями управлять собой и эффективно заниматься самостоятельно, а основными приемами общения выступают приказ, иликоманда.

При обучении музыке такой стиль общения проявляется в требованиях беспрекословного подчинения учительским указаниям относительно аппликатуры, темпа и динамики исполнения, игнорировании инициатив ученика в отношении использования тех или иных средств музыкальной выразительности и даже высмеивании попыток ученика в индивидуализирированном выполнении технических приемов игры на инструменте.

Во втором случае (припартнерском стиле общения) учитель в постановке и решении педагогических задач учитывает свои особенности и, главным образом, особенности учеников, ориентируется на то, что отличает одного ученика от другого, стремится включить ученика в выбор и достижение конечной цели работы.

Ученик в рамках такого общения рассматривается как активный участник совместной деятельности. При этом учитель позитивно относится и к личности, и к способностям ученика, видит в нем значительные неиспользованные возможности, уважает его, проявляет тактичность.

Обучение музыке в условиях партнерских отношений в общении характеризуется обычно совместной (учителя с учеником) выработкой исполнительского плана и интерпретации осваиваемого сочинения, совместным выбором выразительных средств и исполнительских приемов. Важное значение для учителя приобретает отношение ученика, к сочинению, которое предлагается изучать.

Стадии общения.

С психологической точки зрения, развитое педагогическое общение, - как авторитарного, так и партнерского стилей, -может, при идеальном воплощении, включать пять основных стадий: подготовка, вступление в контакт, развитие контакта, выход из контакта и оценка.

Содержанием подготовительной стадии может выступить продумывание учителем предстоящего общения с учеником, планирование разных вариантов вступления в контакт с учеником, разных направлений развития контакта и разных способов выхода из него.

Так, при разработке разных вариантов вступления в контакт могут анализироваться возможные уровни готовности ученика к уроку, к решению запланированных на этот урок педагогических задач. Варианты начала контакта обусловливают выбор путей его развития, которые, в свою очередь, определяют способы выхода из него. Вместе с тем, всегда можно наметить и возможные события по ходу развертывания контакта и их влияние на него.

Так, продумывая очередной урок с учеником на этапе разучивания пьесы (когда на прошлом уроке было задано выучить ее наизусть) учитель может наметить, что и как он скажет ученику в зависимости от степени выполнения задания ( все или не все удалось выучить наизусть) и от качества его выполнения (хорошо или плохо было выучено). При этом он может припомнить и учесть, кактот или иной уровень готовности к занятиям проявляется у данного конкретного ученика во внешнем поведении (в выражении лица, движениях, особенностях звучания голоса, характере речи).

Можно также продумать, как работать на уроке над пьесой в зависимости от степени ее выученности, о чем спрашивать ученика и что ему говорить, как завершить урок, чтобы домашние занятия были более эффективными.

Вторая стадия общения, - вступление в непосредственный контакт с учеником, в прямое общение с ним, - чрезвычайно важна для успеха урока. Чтобы в дальнейшем управлять общением в целях решения педагогических задач, учителю необходимо с самого начала проявить инициативу в общении. Эта инициатива будет тем более успешна, чем более быстро и более конкретно может учитель истолковывать проявления эмоциональных, волевых и интеллектуальных состояний ученика, а также правильно на основе этих проявлений понять намерения и предстоящие действия ученика.

Педагоги, умело владеющие партнерским стилем общения, оперативно организуют начальный контакт с учеником, быстро переходя к деловом у общению, подчеркивая совместный характер работы над пьесой, преодолевая возможные негативные установки, сложившиеся к успехам данного ученика по прошлым занятиям, активно включая в общение разнообразные неречевые средства (мимику, пантомимику, контакт глаз и др.), стараясь сразу достичь взаимопонимания.

Определенных усилий требует от педагога и дальнейшее развитие контакта на уроке. Решающее значение здесь имеет способность педагога к неослабному вниманию за действиями ученика и за его состоянием с тем, чтобы вовремя изменить свое поведение в целях сохранения взаимопонимания и вовремя поддержать ученика психологически, вселить в него уверенность.

Неправильные же действия учеников корректируются конструктивно, без яркой отрицательно эмоциональной нагрузки, поскольку и в ошибках учеников сказывается работа педагога.

Управление общением на уроке, оценка ученика во многом (особенно при малом опыте педагога) определяются установкой преподавателя в отношении этого ученика. Так, если педагог считает ученика способным и перспективным, то он прощает ученику больше мелких погрешностей, чаще подбадривает при затруднениях.

Если же педагог не выделяет ученика, полагая, что его музыкальные способности развиты недостаточно и что его занятая на инструменте бесперспективны, то при обсуждении, например, жанровых и стилистических особенностей произведения, он невнимательно слушает ученика, подчеркивает нелепость неудачных моментов его исполнения, может даже утрированно показать эти моменты на инструменте, с сомнением относится к его верным мыслям и успешным действиям при исполнении произведения, редко подбадривает в сложных случаях и при овладении трудными исполнительскими приемами, часто напоминает о неперспективности в профессиональном освоении игры на инструменте.

Важное значение имеет в общении на уроке и четвертая стадия - выход из контакта, завершение общения с учеником на данном уроке. Эта стадия во многом определяет впечатление ученика от результатов работы на уроке и, соответственно, его настрой на будущее, в частности на домашние занятия. Поэтому общение должно завершаться сразу по двум направлениям, в двух планах: деловом и личностном.

В деловом плане завершение общения должно содержать очень точные и конкретные указания по работе над пьесой, из которых ученику должно быть ясно, что и как в нужно контролировать и что и как следует оценивать. В личностном плане завершение общения должно вызывать у ученика положительные переживания, основанные на подытоживании учителем успешных моментов в действиях ученика и одобрении его личных качеств. В целом завершение урока должно вселить ученику уверенность в своих силах и дать четкое представление о содержании работы над пьесой до следующего урока.

Пятая стадия общения - оценочная имеет прямое отношение к общению на следующем уроке. Ее содержанием является осмысление учителем своих удачных действий на всех предыдущих стадиях общения (подготовительная, вступление в контакт с учеником, развитие общения и выход из контакта) и неудачных. В ходе осмысления учитель должен вскрыть причины тех и других действий, выявляя роль собственных усилий и случайных обстоятельств. Специально выделяется то в общении, что совпало с прогнозом на подготовительной стадии и что не соответствовало ему. Здесь же намечаются основные подходы к продумыванию общения на следующем уроке,

Итак, при рассмотрении педагогического общения, - как профессионального делового общения педагога и ученика в целях решения учебно-воспитательных задач в ходе преподавания, - были отмечены и охарактеризованы два основных его стиля -авторитарный, при котором в учениках подчеркивается общее, совпадающее, и партнерский, когда, наоборот, в учениках подчеркивается индивидуальное, отличительное, несовпадающее.

Было также показано, что поурочное общение (как наиболее распространенная форма общения при обучении музыке, особенно игре на музыкальных инструментах) является циклическим процессом. Оно включает пять стадий, которые возобновляется при общении на каждом уроке: подготовительная стадия, связанная с прогнозом содержания и формы предстоящего общения в соответствии с особенностями намеченных педагогических задач; вступление в контакт, - стадия, связанная с организацией деловой стороны общения и придания ему эмоционального комфорта; развитие контакта, - стадия, связанная управлением поведения ученика, контролем и оценкой его действий; завершение общения, - стадия, связанная с формирование впечатления ученика от урока и ожиданий по отношению к будущим занятиям; анализ общения, - оценочная стадия, смысл которой состоит в подведении итогов взаимодействия на прошедшем уроке и наметке общей линии общения на следующем занятии.

Понятие общения, как и любое понятие социальной психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Общение привлекало также внимание социологов, педа­гогов и философов. На наш взгляд, наиболее объемно это понятие представила Л.П.Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и все­общих условий формирования и развития общества и личности.

Данное понятие разработано на стыке философии, социологии и социальной психологии и носит наиболее общий характер. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между различными общественными субъектами, к которым относятся люди, социаль­ные группы, социальные слои, общества. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социаль­ного опыта и культурного наследия от одного поколения друго­му. В типичной социальной ситуации общение определяет орга­низацию совместной деятельности людей.

Взаимодействие — это статистический термин, характеризующий такую си­туацию, где влияние одной независимой переменной зависит от уровня влияния или состояния другой независимой переменной. Поэтому когда взаимодействуют две или более независимые переменные, то говорить об основном влиянии некор­ректно. Иначе говоря, если эффект будет приписан действию только одной пере­менной без учета влияния другой, то полностью полагаться на такой вывод нель­зя, поскольку это будет упрощением, профанацией полученных результатов.

Таким образом, цель моего исследования – изучить и сравнить компоненты общения, которые связаны с взаимодействием общественных субъектов (групп), на основании анализа психологического климата исследуемых групп.

Соответственно предметом является изучение психологического климата групп.

Объектом исследования я выбрала группы 5ЭУ-21 и 5ЭУ-51 Инженерно-Экономического института моей подруги.

Гипотеза, выдвигаемая мной, звучит следующим образом: студенты 5 курса наиболее общительны в рамках своей группы и в коллективе присутствует благоприятный психологический климат, в сравнении со студентами той же специальности на втором году обучения.

Цель исследования и гипотеза предполагает решение следующих задач:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литepaтypы подобрать методики определения психологического климата исследуемых групп ВУЗа.
  2. Экспериментальное определение психологического климата в исследуемых группах
  3. Сделать выводы по полученным результатам, в частности проследить тенденции, повлиявшие на исходные данные.

1. Общение как взаимодействие

(интерактивная сторона общения)

1.1. Природа и структура взаимодействия

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимо­понимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В истории социальной психологии существовало несколько попы­ток дать такое описание. Так, например, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс), и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Зада­ча всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов моти­вации действий во взаимодействии.

Наконец, еще один подход к структурному описанию взаимодей­ствия представлен сегодня в транзактном анализе направлении, предлагающем регулировать действия участников взаимодействия че­рез регулирование их позиций, а также учета характера ситуаций и стиля взаимодействия.

Рис. 1. Пример распределения позиций во взаимодействии с точки зрения транзактного анализа


Второй показатель эффективности — адекватное понимание си­туации (как и в случае обмена информацией). В социальной психоло­гии существует много классификаций ситуаций взаимодействия. Уже упоминалась классификация, предложенная в отечественной соци­альной психологии А. А. Леонтьевым (социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации). Другие примеры приведены М. Аргайлом и Э. Берном. Аргайл называ­ет в качестве примеров ситуаций официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.). Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) и играм (понимаемым весьма ши­роко, включая интимные, политические игры и т.п.).

Гуманистический стиль проявляется тогда, когда цель взаимодейст­вия — не изменение другого, а изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно же друг друга целью выступает взаимная поддержка. Гуманистический стиль предполагает соответствующее осознание и даже переживание ситуа­ции взаимодействия. Естественно, особое внимание исследованию этого стиля уделяется в гуманистической психологии, в частности, в рабо­тах К. Роджерса.

Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, си­туация и стиль действий, также способствует более тщательному пси­хологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

1.2. Типы взаимодействий

Что касается другого типа взаимодействий — конкуренции, то здесь на обыденном уровне чаще всего предлагаются негативные характе­ристики этого процесса (включающие в себя даже отождествление его с враждой), что и было отмечено в приведенном определении. Однако более внимательный анализ конкуренции позволяет наде­лить его и позитивными чертами. В ряде исследований вводится поня­тие продуктивная конкуренция, характеризуемая как гуманная, чест­ная, справедливая, созидательная, в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. В этом случае во взаимодействии хотя и сохраняется единоборство, но оно не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь подлинную состя­зательность.

Конфликт иногда рассматривается как особая форма (или вид) взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенден­ций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях. Специ­фика социально-психологического угла зрения на конфликт заключа­ется в одновременном анализе двух составляющих: конфликтной си­туации и ее представленное в сознании участников. Это дало основания для обсуждения важнейшей общетеоретической проблемы конфлик­та — понимания его природы как психологического феномена. В са­мом деле: есть ли конфликт лишь форма психологического антагонизма (т.е. представленное противоречия в сознании) или это обязательно наличие конфликтных действий. Подробное описание различных конфликтов в их сложности и многообразии по­зволяет сделать вывод о том, что оба названных компонента есть обя­зательные признаки конфликта.

Способы разрешения конфликта важнейшая часть проблемы. Так же как и при коммуникации, большую роль здесь играет обратная связь, т.е. выявление реакции партнера на совершенное действие. Об­ратная связь служит средством регулирования поведения участников конфликта, что особенно проявляет себя при ведении переговоров. Цель переговоров — достижение соглашения, основной способ ко­торого — компромисс, т.е. согласие каждой стороны в равной мере отступить от своей прежней позиции с целью их сближения. В осуще­ствлении такой стратегии велика роль посредника или арбитра— пред­ставителя третьей, нейтральной стороны, способствующего успеху переговоров.

1.3. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий

Бейлс фиксировал при помощи наблюдения те реальные прояв­ления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (на­считывал около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента. Бейлс свел наблюдаемые образцы взаимо­действий в категории, предположив, что в принципе каждая группо­вая деятельность может быть описана при помощи четырех катего­рий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и об­ласть постановки этих проблем. Тогда все зафиксированные виды вза­имодействий были разнесены по четырем рубрикам:

Читайте также: