Образование доклад по географии

Обновлено: 16.05.2024

Современное образование, перманентно модернизируясь ставит перед собой задачу развития гармонично развитой и высокообразованной личности обучающегося. Развитие науки каждый год вносит в образовательные программы существенные изменения, которые формируют те знания, которые являются фундаментальными для личности. В перечне наук, ставящих перед собой вышеуказанные цели, следует отметить особое влияние, которое оказывает непосредственно география на формирование у обучающегося тех необходимых знаний, позволяющих ему правильно воспринимать и оценивать существующую научную картину мира.

Сейчас, в эпоху глобализации, в эпоху быстро развивающегося мира, значение географии в образовании личности выходит на передовой план. Она несет собой множество полезных функций, осуществление которых позволяет субъекту изучения данной дисциплины получать фундаментальные, всесторонние, значимые, актуальные знания и формировать гармонично развитую личность.

Выделим основные аспекты воздействия географического образования на развитие личности ребенка и кратко характеризуем каждый из них:

  1. Общеобразовательный аспект – характеризуется предоставлением личности ученика необходимых первичных знаний об окружающем мире, которые формируют его мировоззрение и позволяют найти ответы на типичные вопросы в познании окружающей действительности и ощутить взаимосвязь большого количества явлений и процессов, влияющих непосредственно на развитие общества.
  2. Социальный аспект – характеризуется тем, что географическое образование позволяет ученику приобщиться к тем общественным процессам и явлениям, которые могут быть объяснены с точки зрения данной науки, и позволяют обучающемуся воспринимать себя как неотъемлемую часть социума, который, в свою очередь тесно связан с природой.
  3. Экономический аспект – ярко проявляется в том, что географическое образование позволяет личности обучающегося получать важнейшие экономические знания, относящиеся не только к его стране, но и ко всему мировому сообществу, что, безусловно, дает ей мощные ориентиры в объективной оценки существующей и постоянно меняющейся действительности. Данные знания как нельзя лучше описывают динамику, причины и последствия тех или иных экономических событий, которые напрямую влияют на поступательное развитие общества.
  4. Политический аспект – может быть характеризован предоставлением личности обучающегося необходимых знаний геополитики, политики, которые в тесной связи с экономическими знаниями позволяют адекватно и многосторонне оценивать происходящие в мире процессы и явления, дополняя мировоззрение личности специфическими знаниями данной области.
  5. Патриотический аспект – характеризуется наделением личности теми необходимыми знаниями о его стране, которые позволяют ему с уважением относиться к тем природно-культурно-экономическим факторам, которые в своей совокупности образуют культурный код нации и страны. Именно данный аспект формирует у личности любовь к своей Родине, стремление к сохранению ее уникальных особенностей, приобщает ее к огромному существующему внутри ее разнообразию, создавая неподдельный патриотизм.
  6. Духовный аспект – позволяет вложить в личность обучающегося те ценностные ориентиры, которые способствуют развитию ее бережного отношения к природе, и стремления к ее охране и сохранению ее уникального разнообразия.

[1] Путин В. В. Выступление на съезде Русского географического общества 18 ноября 2009 г.


Полный текст материала Доклад: "Роль географического образования в развитии личности ребенка на современном этапе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально адекватные ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности; позитивная самооценка. Как показывает практика, достижению вышеозначенных результатов способствует использование современных педагогических технологий. Выбор технологий определяется многими факторами, к основным из которых относятся доминирующие целевые установки школы и конкретные цели текущего учебного процесса.

ВложениеРазмер
doklad_ispolzovanie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx 37.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

им. Героя Советского Союза Х.З. Мильдзихова

с.Эльхотово Кировского района

Эльхотово 2014 г.

Использование современных образовательных технологий
на уроках географии

(из опыта работы)

Джатиева Зарина Валерьевна,
учитель географии МКОУ СОШ №2
с.Эльхотово Кировского района

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально адекватные ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности; позитивная самооценка. Как показывает практика, достижению вышеозначенных результатов способствует использование современных педагогических технологий. Выбор технологий определяется многими факторами, к основным из которых относятся доминирующие целевые установки школы и конкретные цели текущего учебного процесса.

Прежде всего, необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания технологии как научно и/или практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности; он позволяет:

  • с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
  • анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
  • комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
  • обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
  • уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
  • оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

Краткое описание образовательной технологии можно представить в следующей структуре

  • Название технологии,
  • Целевые ориентации технологии.
  • Содержание УВП.
  • Процессуальная характеристика (методические особенности).
  • Учебно-методическое обеспечение.

Применяя педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки , добиваясь более качественных результатов.

1 .Технология критического мышления.

Примеры данной технологии используемой мной на уроках :

  • ветер это перемещение воздуха в вертикальном направлении
  • ветер это перемещение воздуха в горизонтальном направлении
  • ветер это перемещение воздуха одновременно в вертикальном и горизонтальном направлении

3. Приём Синквейн- используется на стадии рефлексии.

  • Широкая, глубокая
  • Течёт, переносит, затопляет
  • Из далека долго, течёт река Волга
  • Поток

В своей педагогической деятельности я все чаще обращаюсь к информационно-коммуникативным технологиям. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

  1. - повышает мотивацию учащихся к учению;
  2. - активизирует познавательную деятельность;
  3. - развивает мышление и творческие способности ребёнка;
  4. - формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Эти технологии становятся хорошим помощником учителю – географу, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках географии:

1.Работа в Word: тексты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;

2.Работа в Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников;

3.Работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

4.Использование Интернета и медиаресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации и т.д.)

Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией.

Результатом использования ИКТ на уроке считаю, прежде всего, повышение интереса обучающихся к изучению предмета. Все большее количество учеников стараются готовить домашние задания, используя компьютер.

Примеры разработанных мною заданий :

Зарубежная Азия 11 класс

  • Итоговое задание по теме "Страны Азии"
    Выберите одну из стран зарубежной Азии, которую Вы хотели бы посетить.
    Подберите интересный материал об этой стране. Опишите её, словно по личным впечатлениям.
    Ответ оформите в формате 2-3 слайдов(в подзаголовке слайда укажите класс и свою фамилию)
    Слайды вставьте в совместную презентацию. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Задание для 6 класса "Круговорот воды"

Большой и малый круговорот воды в природе.

  • Задание.
    Перейди по ссылке, просмотри анимационный ролик, запиши краткие ответы на следующие вопросы:
    1) Что происходит над океаном?
    2) Что происходит над сушей?
    3) Чем отличается малый круговорот от большого?
    4) Что произойдёт, если вдруг круговорот воды на Земле остановится?

3. Игровая технология.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы.

Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста.

Приведу примеры некоторых игровых моментов.

  1. 59 с.ш. 11 в.д. О сло
  2. 35 с.ш. 51 в.д. Т егеран
  3. 13 ю.ш. 76 з.д Л има
  4. 52 с.ш. 105 в.д. И ркутск
  5. с.ш. 115 в.д. Ч ита
  6. 42 с.ш 78 з.д. Н ью-Йорк
  7. 46 с.ш. 75 з.д. О ттава

2. Приём «Слова в словах”

Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.

1. Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.

2. Назовите страну нашей планеты. Парагвай.

3. Назовите столицу европейского государства. Париж.

4. Какая река протекает в Южной Америке? Парана

5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. Петропавловск-Камчатский.

6. Какой полуостров в Европе вы знаете? Пиренейский.

7. Какую вы знаете горную страну? Памир.

8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”? Папани

Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.

Например. Коала, утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)

Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ)

5. Приём «Отыщи на карте «

Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий

Использование на уроках географии игровых технологий является важным методом для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.

4 . Технология модульного обучения.

Технология модульного обучения предполагает разнообразие методов и форм обучения. Это позволяет учителю открыть и успешно использовать свою методическую копилку. И чем активнее были поиски учителя в области методики, тем богаче копилка. Здесь должны быть познания различных моделей обучения. Использование интегративной технологии модульного обучения может быть проблематично, так как необходимы:

  • Личная мотивация учителя;
  • Отбор и эффективное сочетание между собой методов, приемов и форм работы на уроке;
  • Дифференцированный подход в постановке вопросов и заданий;
  • Сформированность общеучебных умений и навыков, умение учащихся работать самостоятельно;
  • Соблюдение регламента времени;
  • Материально – техническая база школы;
  • Умение самого учителя работать с компьютером;
  • Дополнительное время для учителя;
  • Группа педагогов-единомышленников.

Однако практика показывает, что учащихся нужно целенаправленно готовить, учить добывать знания самостоятельно с 5 -6 класса, при изучении природоведения и

начального курса географии. Уже 5-6 классах ребенок должен почувствовать вкус успеха от собственного труда. Надо научить детей не столько запоминать, сколько уметь находить нужную информацию и применять ее.

Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.

5. Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Я использую проблемные вопросы, которые построены на материале, близком учащимся, значимом для них. Их решение требует не только ознакомления практических действий, результаты которых могут быть использованы в классе, школе, научно-практической деятельности и др Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления.

Примеры проблемных вопросов.

  1. В какой параллели нашей больше всего учеников, в какой меньше? Почему?
  2. Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?
  3. Почему белые медведи не едят пингвинов?

4 Из чего состоят облака?- А что тяжелее: воздух или вода?А почему же облака плавают по воздуху и не падают?

5.Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300 мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия?

6 Температура воды в течении Гольфстрим +4, оно является теплым. А в Канарском течении температура воды +22Но оно является холодным. Почему?

7.В 1800г. для выплавки 1т. чугуна требовалось 2,5т кокса и 4т. коксующего угля. Улучшение качества кокса и усовершенствование доменного процесса снизили удельный расход кокса до 0,7-0,8 тонн. Объясните, как это отразилось на размещение металлургических заводов?

Использование проблемных вопросов углубляет у учащихся интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины.

Работая с детьми, я находилась в поиске таких приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Используемые мною инновационные методы, позволяют добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, помогают формировать УУД.

Технологии являются личностно-ориентированными и позволяют решать широкий спектр образовательных задач. Задачи, которые решают рассмотренные и используемые нами технологии тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате использования элементов используемых технологий будут формироваться такие УУД.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в.

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в.


Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя .


Статья по теме самообразования: "Современные образовательные технологии на уроках географии"

самоанализ работы по теме самообразования.


"Использование современных образовательных технологий на уроках географии"

Выступление на педагогическом совете.


Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и.


Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное информационное общество требует от учителей подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Доклад «Преподавание географии в условиях

Учитель географии Вагулинской СШ

Современное информационное общество требует от учителей подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Для жизни и деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть важны не структурные, а функциональные качества.

География как интеграционная наука охватывает все новые и новые сферы познания. Работа учителя географии неразрывно теперь связана с информационными технологиями и геоинформационными системами. Традиционный механизм организации учебной деятельности опирается на усвоение школьниками системы базовых понятий и слабо отвечает требованиям современной школы. Новая школа предполагает, что главный результат обучения заключается в преобразовании индивидуальной картины мира при ее взаимодействии с научно-географической. Особенность современного процесса обучения – переход от традиционного к личностно- ориентированному обучению, направленному на саморазвитие и самовоспитание школьников.

Долгие годы перед школьным географическим образованием ставилась главная цель – овладение основами географической науки. Однако сейчас в рамках отводимых на географию учебных часов и большого количества отраслей географических знаний эта задача становится трудно выполнима. Поэтому основной целью учебной географии является формирование функциональной грамотности личности школьника. Именно география как мировоззренческий предмет должна помочь учащимся осознать свое место в мире и понять их тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Изучение географии направлено на развитие личной ответственности школьника за все происходящее в окружающем нас мире. В конечном итоге география призвана помочь решить задачу выживания в современном мире, а географическое мышление должно стать частью общественного сознания, которое во многом формируется в период обучения в школе.

Основу организации учебной деятельности составляет решение учащимися системы учебных географических задач, которые создают условия для развития комплексного стиля мышления, способствуют мыслить пространственно, во временном аспекте, решать географические проблемы, действовать в природе с позиции экологической целесообразности; уметь работать с географическими картами, справочниками, вести наблюдения.

Задача учителя при этом заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, его мотивации, наблюдении процесса самореализации, предпочтения к видам деятельности.

При современном обучении меняется не только роль ученика и учителя, но существенно меняется и содержание традиционного школьного урока. Меняются цели и задачи урока.

Цели и задачи определяются на основе содержания изучаемой темы и планируемых результатов (предметных, межпредметных, личностных). Учащиеся подключаются к определению задач урока, последовательности и способов учебных действий, необходимых для решения поставленных задач.

При оценке результатов преобладают формы самоконтроля и взаимоконтроля. Учащиеся совместно с учителем определяют затруднения, встречающиеся несоответствия и намечают направления корректировки полученных результатов. Самооценка и взаимная оценка обязательно присутствуют в определении степени достижения поставленной цели и достижения планируемых результатов.

Для формирования личности учащегося, его целостного представления видения мира, особое значение имеет мировоззренческий аспект содержания учебного материала. Наиболее важным, на что необходимо обратить внимание, - это формулировка вопросов и заданий, которые предполагают организацию деятельности учащихся, а вслед за этим демонстрацию учащимися тех или иных умений (аналитических, логических. ) при ответе на них. Кроме того, вопросы и задания должны предполагать, как мы с Вами знаем, умение учащимися выявлять логические взаимосвязи, применять знания в практической плоскости и способствуют формированию их личностных качеств - логики мышления, самостоятельности оценочных суждений, собственной точки зрения и умения высказывать их, формулировать и т.д. Например, Сравните карту полезных ископаемых с тектонической картой. Определите какие виды полезных ископаемых встречаются в горах, а какие на платформах? Сделайте вывод о залегании разных групп полезных ископаемых.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач, он должен быть жизненным, одушевленным личностью учителя. Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности. Например, в самом начале урока использую Прием «Беру –

-О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация возникает у вас?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, учитель записывает их на доске.

Новым станет проверка умений использовать такие источники географической информации, как текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач, критического осмысления, анализа, обобщения и интерпретации географической информации.

Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, поэтому важно, чтобы учитель сам понимал суть новых изменений.

Как написать доклад по географии

  • Как написать доклад по географии
  • Как написать проект по географии
  • Как сделать доклад
  • - учебник по географии;
  • - энциклопедия по географии;
  • - научный журнал по географии;
  • - интернет-ресурсы;
  • - сканер.

Выбрав тему доклада, приступайте к сбору информации. Изучите сведения по данному вопросу, взятые из разных источников (книг, научных журналов, интернет-ресурсов).

Когда у вас сложится общая картина будущей работы, напишите подробный план. Структура любого доклада включает в себя содержание, введение, определенное число частей (глав, параграфов), заключение и список литературы.

Составленный вами план – это, по сути, готовое содержание. На данном этапе распределите материал согласно ключевым пунктам. Если часть источников печатная, а часть – электронная, то у вас есть два способа перенести информацию на электронный носитель. Отсканируйте текст, и, используя специализированные программы для распознавания текста (например, Abbyy Finereader, CuneiForm и др.), перенесите данные из печатных источников в компьютер. При отсутствии необходимого оборудования наберите текст вручную.

Когда весь материал представлен в электронном виде, приступайте к обработке и правке доклада. Учтите, что суть данной формы работы не только в том, чтобы найти информацию и структурировать ее. Вы должны провести свое небольшое исследование, или, по крайней мере, сделать собственные выводы к приведенным положениям.

Если в вашем докладе много точных данных и числовых показателей, постройте график или диаграмму описываемого процесса. Включите в свою работу изображения, небольшие карты и схемы. Эти материалы принесут вам не только дополнительный балл, но и станут зрительной опорой при ответе.

Проработав и перечитав получившийся доклад, напишите заключение. Добавьте в него свои выводы, укажите, что нового вы узнали, как на практике можно применить полученные сведения.

Доклад на тему

В школе, где я работаю, по ФГОС второго поколения обучаются ученики 5-7 классов. Это привело к перестроению организационной и методической деятельности учителя. В данном докладе я хочу рассказать о целях своего учительского труда и приоритетных направлениях при обучении географии в школе.Доклад на тему " Преподавание географии в рамках стандартов второго поколения"

Преподавание географии в рамках реализации стандарта

второго поколения

Учитель – человек из будущего.
Ему необходимо вооружиться глубокой верой
в познавательные способности каждого школьника

В нашей школе по стандартам второго поколения обучаются учащиеся 5-7 классов. Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности, как на уровне управления образования, так и на уровне деятельности педагогов.

Целью своего учительского труда вижу в воспитании целостной личности, в формировании у учащихся ключевых компетенций через разные виды деятельности, развивая их творческие способности, что позволяет добиться положительной динамики качества образования.

Моя цель ориентирована на создание условий для саморазвития личности, повышения уровня образованности.

Задачи деятельности следующие:

Научить учиться решать проблемы в сфере учебной деятельности, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, анализировать информацию, объяснять явления действительности, их сущность, причины, используя соответствующий научный аппарат, т. е. решать познавательные задачи.

Приоритетным направлением в своей работе считаю использование как традиционных наглядных пособий: карты, глобусы, макеты, так и современные проектные и информационные технологии: компьютеры, электронные учебные пособия, Интернет-ресурсы, интерактивную доску, что позволяет сделать любой урок более привлекательным и современным.

Согласно концепции ФГОС уроки географии провожу с расширением границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы: через проекты, кружки, факультативы, практическую работу и т.д., использование педагогических технологий: учебные игры, проблемные уроки, дискуссии, конференции, класс - проекты.

Использую такие современные образовательные технологии в учебном процессе:

1. Проблемное обучение – обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

Пытаясь разбудить детскую мысль, помогаю ребятам думать, анализировать, сравнивать.

Цель данной работы – показать возможные пути реализации проблемного подхода в обучении географии. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются различные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ.

2. Технология исследовательского обучения

Исследовательские проекты. В первую очередь формирует у детей географические чувства и представления или картину мира. На основе проектно-исследовательской методики предлагаю создать проекты по географии с использованием новейших информационных технологий.

Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения Им прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.

3. Модульное обучение - возникло как альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что обучающийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением.

Начиная работу с новым модулем, прово жу входной контроль знаний учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе. Важно осуществлять промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом “Проверь себя” и т.д.) После изучения всей темы прово жу выходной контроль (контрольная, проверочная работа). Выходному контролю обязательно предшествует краткий обзор всей темы, акцентирован ие внимания на сложных вопросах , их анализ и совместное решение . При обобщении использую самые разнообразные формы и методы.

При таком обучении мотивирую, организовываю, координирую, консультирую, контролирую деятельность ученика.

3. Тестовые технологии .

В своей работе использую индивидуальные тестовые задания, которые составлены мной в зависимости от уровня подготовленности ученика.

Большинство разработанных мной тестов состоят из 4-х групп.

Первая группа вопросов позволяет проконтролировать знания географических терминов, понятий, явлений.

Вторая группа вопросов охватывает решение простейших или типовых задач. При этом акцент ставится не на математической стороне решения задачи, а на правильности анализа географических явлений.

Вопросы третьей группы проверяют знания географических законов, причинно-следственных связей.

Четвертая группа вопросов связана с решением проблемных задач.

Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.

5. Компьютерные технологии. География, являясь наукой комплексной, тесно связана с естественными, гуманитарными, математическими и техническими областями и нуждается в постоянном процессе актуализации.

В 7 классе, при изучении географии материков и океанов уроки-презентации, видеофильмы, слайд–шоу, интерактивные карты, ресурсы Интернет (фото) помогают сформировать у учащихся знания о разнообразии природы нашей Земли, о многообразии стран и культуре народов мира.

Исследовательская методика с трудом вмещается в рамки урока. Поэтому, большая часть исследовательской работы - поиск информации, её обработка и анализ, подготовка материала презентации - осуществляется во внеурочное время.

Результатом использования данных технологий является:

· Уменьшение количества учеников, не выполняющих домашнее задания.

· Повышение успеваемости по географии.

· Увеличение количества учащихся, включенных в создание творческих работ.

· Положительная динамика качества обучения за три последних учебных года.

Такие формы уроков развивают личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительно психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, создают условия для самореализации учащихся.

Свои наработки оформляю в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами.

В своей работе я стараюсь не просто дать сумму знаний, умений и навыков, а сформировать развитую личность, умеющую применять образование в любой области науки, адаптироваться к современным условиям, самореализоваться в интеллектуальной и духовной сфере жизнедеятельности.

Читайте также: