Нормативы допустимых выбросов и сбросов доклад

Обновлено: 04.07.2024

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ статья 22 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2019 г.

Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

3. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

5. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.

6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ устанавливаются для стационарных источников разрешениями на выбросы радиоактивных веществ, разрешениями на сбросы радиоактивных веществ, выдаваемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Разрешение на выбросы радиоактивных веществ, разрешение на сбросы радиоактивных веществ выдаются сроком на семь лет.

9. Порядок разработки и установления нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ устанавливается Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ

10. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента.

Информация об изменениях:

Статья 22 дополнена пунктом 11 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ

11. Нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.

Нормативы выбросов


Норматив ПДВ (он же предельно допустимый выброс) – показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Определяется как максимальные объем или масса химических и прочих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, чтобы не нарушать экологические и гигиенические нормативы качества воздуха. Если значение норматива ПДВ соблюдается, значит, соблюдаются требования в области охраны атмосферного воздуха. В общем смысле понятие норматива означает ряд действий, которые требуется обязательно выполнить, чтобы они привели к ожидаемому результату.

Напомним, что стационарным источником выбросов является источник выброса, который можно передвинуть с места с помощью транспортного средства или его местоположение определено в государственной системе координат (в настоящее время Местная система координат, с 2017 года ЕГСК – Единая государственная система координат).

Существует вполне исчерпывающее определение экологического норматива качества атмосферного воздуха. Экологический норматив – это установленная величина пользования природными ресурсами или воздействия машин и оборудования на некую территорию, при которой функция и структура этой территории находится в рамках естественных изменений.

Нормативы, в том числе экологические, устанавливаются на уровне Правительства страны.

Нормирование качества окружающей природной среды

Нормативы, относящиеся к качеству окружающей природной среды, делятся на три области:

  • санитарно-гигиенические (выражаются в таких значениях, как ПДК химических веществ, ПДВ физических воздействий, ОБУВ, нормы санитарно-защитных зон…)
  • экологические (выражаются в нормативах выбросов и сбросов, нормативах шума и вибрации, нормативах биологических загрязнений…),
  • вспомогательные (выражаются в нормативах терминологии, организационных нормативах, правовых нормативах). Как видите, нормативы ПДВ относятся к экологическим нормативам.

Нормативы окружающей среды

Рис. Схема нормативов качества окружающей среды

Проект нормативов предельно допустимых выбросов – платформа для разработки нормативов

Установление нормативов является правовым предупредительным административным методом регулирования экологической безопасности в стране. Цель использования метода в создании экологической безопасности для граждан своей страны и других живых организмов.

Масса вредных веществ измеряется в граммах, концентрация вредных веществ – в миллиграммах на кубометр, концентрация на выходе из источника - в граммах на кубометр.

Помимо предупредительного метода регулирования экобезопасности в нашей стране практикуются еще два: информационный и принудительный. Административный метод регулирования делится еще на две ветви: правовые методы и контрольные методы.

Как мы видим, установление нормативов ПДВ относится к сфере разработки правовых норм, стандартов и разрешений. Нормативы рассчитываются и предлагаются к установлению инженером-экологом и входят в проект нормативов предельно допустимых выбросов.

Для чего требуется соблюдать экобезопасность

Несоблюдение экологической безопасности приводит к чрезмерному загрязнению окружающей среды. Загрязнение окружающей среды грозит:

  • разрушением озонового слоя;
  • изменением климата;
  • ухудшением качества продукции;
  • снижением урожайности;
  • гибелью флоры и фауны;
  • ускорением разрешения объектов;
  • истощением и утратой природных ресурсов;
  • разрушением и видоизменением ландшафтов и пейзажей.

Все перечисленные последствия приводят к ухудшению здоровья и социально-экономического благополучия населения. К самым распространенным загрязняющим атмосферный воздух веществам относятся:

  • Оксиды азота (источники возникновения: транспорт, производство энергии, промышленность);
  • Диоксид серы (угольные электростанции, промышленность);
  • Диоксид углерода (углекислый газ) (промышленность);
  • Железа оксид;
  • Меди оксид;
  • Бензин.

Целью установления нормативов является предотвращение негативного воздействия на окружающую среду юридическими и физическими лицами. За превышение нормативов они несут административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.

Нормативы выбросов устанавливаются как для стационарных источников, так и для передвижных на основании допустимой нагрузки на окружающую среду, технологических нормативов и нормативов качества окружающей среды (ПДК, шума и т.д). Технологические нормативы, в свою очередь, устанавливаются на основании использования наилучших доступных технологий. Когда природопользователь не способен соблюсти в ходе своей деятельности нормативы выбросов, для него на государственном уровне устанавливаются разрешенные лимиты на выбросы (временно согласованные выбросы). Лимиты могут установить только лишь в том случае, если у организации-природопользователя есть разработанный и утвержденный госорганами план снижения выбросов, который обязательно должен быть внедрен. Лимиты на выбросы действуют только в период внедрения плана снижения выбросов.

Лимиты и планы снижения выбросов и разрешения на выбросы в нашей стране выдаются Росприроднадзором, наделенным государственной исполнительной властью.

После внедрения плана природопользователь с помощью замеров воздуха и шума должен доказать Росприроднадзору факт снижения объема выбросов. При недостижении показателей план пересматривается, и продолжают вводиться мероприятия по снижению выбросов. Процесс продолжается, пока выбросы не достигнут нормативов.

Полномочия в области охраны атмосферного воздуха Росприроднадзора

Область полномочий Росприроднадзора (Федеральной службы в сфере природопользования) достаточно широка – более 30 функций. Выделим основные и наиболее важные:

  • принятие законов и других нормативных правовых актов, их корректировка и дополнение;
  • участие в организации, финансирование и проведение мониторинга атмосферного воздуха;
  • учреждение порядка разработки нормативов;
  • ввод порядка выдачи разрешений на выбросы;
  • утверждение нормативов ПДВ;
  • введение целевых показателей объема и массы выбросов на территории страны и сроков их снижения.

ПДВ устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов и по организации в целом. Нормативы выбросов и способы их определения пересматриваются и модернизируются по мере развития науки и техники. В случае, когда выбросы загрязняющих веществ соответствуют нормативам ПДВ, необходимо контролировать их непосредственно на источниках. Проект нормативов ПДВ включает в себя разработанный раздел плана-графика контроля, где указываются все нормируемые источники выбросов предприятия, периодичность и способы их замеров. Существует два метода замеров источников выбросов – инструментальный (с привлечением лаборатории) и расчетный (с использованием программного обеспечения).

Проект нормативов ПДВ и нормативы только проверяют надзорные органы, сам же расчет и предложения по установлению нормативов готовит инженер-эколог в рамках проекта.

Правила установления нормативов допустимых выбросов и методы определения нормативов описаны в “ГОСТ 17.2.3.02-2014. Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов промышленными предприятиями”. Документ создан для унифицированного подхода и оформления проекта выбросов на промышленных предприятиях.

Установление нормативов выбросов

В ГОСТе говорится о том, что нормирование выбросов предусматривает учет гигиенических и экологических нормативов качества воздуха.

Не все загрязняющие вещества есть смысл нормировать, потому как их вклад в общий объем загрязнения ничтожно мал. И даже для определения тех загрязняющих веществ, которые обязательны к нормированию в российском экологическом законодательстве, есть описанная методика. Она описана в Приказе №579 от 31.12.2010 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию. ".


Согласно этому Приказу, помимо представленного перечня ЗВ, подлежащих нормированию, ему подлежат вещества, соответствующие двум критериям:

  1. Показатель опасности выбросов больше или равен 0,1.
  2. Приземные концентрации выбросов превышают 5% от экологического норматива качества атмосферного воздуха.
  1. Проводится инвентаризация для определения источников выбросов и ингредиентов загрязняющих веществ от них.
  2. Вычисляется объем выбросов загрязняющих веществ расчетным способом (используя специализированную программу) или с привлечением лаборатории.
  3. Рассчитываются максимальные концентрации каждого загрязняющего вещества от каждого источника выбросов организации (расчеты рассеивания).
  4. Сравниваются рассчитанные значения концентраций с установленными Правительством гигиеническими нормативами качества атмосферного воздуха (ОБУВ, ПДК).
  5. Делается вывод о превышении/непревышении максимальных концентраций загрязняющих веществ предприятия от значений нормативов ПДВ и ОБУВ.
  6. Убедившись, что фактические гигиенические нормативы в организации соблюдены, инженер-эколог предлагает их в качестве нормативов выбросов для организации.

Разрешение на выбросы

Рис. Обязательное приложение к нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ

  • Метод расчета рассеивания выбросов (наиболее популярный).
  • Метод сводных расчетов (на базе инвентаризации выбросов и квот концентраций, выданными территориальными органами).

Устанавливаемые нормативы выражаются в двух величинах: максимальном разовом значении выбросов и валовом (годовом) значении выбросов.

Максимальное разовое значение – наибольшая допустимая масса выброса загрязняющего вещества в секунду. Для определения этого значения источник загрязнения замеряется в течение 20 минут. Показатель выражается в граммах на секунду. Для определения максимального разового значения по всему предприятию выбросы замеряются одновременно ото всех источников в течение 20 минут.

Валовое (годовое) значение подразумевает наибольшую допустимую суммарную годовую массу выброса от одного источника с учетом соблюдения всех технологических ограничений на источники выделения (агрегаты, устройства и т.д.). Выражается в тоннах в год.

Для всего предприятия суммируется валовое значение выбросов ото всех источников, которые есть у него на балансе.

Предельно допустимые выбросы для каждого конкретного стационарного источника устанавливают территориальные органы Росприроднадзора. Например, в Москве – Центральный аппарат Росприродназора. В Санкт-Петербургу – по Росприроднадзор Северо-Западному федеральному округу. Потому как следует учитывать фоновое загрязнение воздуха, источники выбросов и технические нормативы в каждом конкретном округе отдельно. Организации, подлежащие региональному контролю, проходят еще одну стадию согласования - в Комитете по природопользованию.

Для того чтобы правильно рассчитать нормативы выбросов, замеры необходимо выполнять при нормальной загрузке и работе оборудования и нормальном функционировании пыле-и газоочистного оборудования (при их наличии).

Максимальное и валовое значения выбросов от каждого источника выбросов определяются в программе “Эколог”. В зависимости от вида источника выбросов используются ее вариации, такие как "АТП-Эколог" (расчет выбросов от автотранспорта), "Котельные", "Аккумуляторные работы", "Сварка" и многие другие. Программы разработаны на основании ряда действующих методических документов:

  1. Методика проведения инвентаризации выбросов для автотранспортных предприятий (расчетным методом).
  2. Методика проведения инвентаризации выбросов для авторемонтных предприятий (расчетным методом).
  3. Методика проведения инвентаризации выбросов для дорожной техники (расчетным методом).
  4. Дополнения к вышеперечисленным методикам.
  5. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов.
  6. ОНД-86 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе предельных выбросов для предприятий.

Метод сводных расчетов выбросов используется крайне редко, обычно к нему обращаются администрации городов с целью оценки загрязнения атмосферы ряда предприятий и городского транспорта.

В общих чертах метод сводных расчетов выбросов происходит следующим образом: 1) выполняется инвентаризация выбросов; 2) для каждого из них проектируются тома проектов ПДВ; 3) вычисляются параметры выбросов транспортных средств; 4) выполняются общие (сводные) расчеты наибольших приземных концентраций вредных веществ на территории города от определенных предприятий; осуществляется анализ результатов; 5) оценивается степень значимости влияния определенных ранее вредных веществ на загрязнение городского воздуха; выделение значимых вредных ЗВ; 5) определяются предельно допустимые поля загрязняющих веществ от работы предприятий; 6) предприятия в ходе обсуждения распределяют между собой квоты загрязняющих веществ; 7) разрабатываются мероприятия и рекомендации по снижению уровня загрязнения атмосферы города; 8) экологические надзорные органы согласовывают нормативы рассчитанных выбросов, документально подтверждая этот факт.

Подробная методика использования метода сводных расчетов выбросов изложена в "Методическом пособии по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий. " (1999 г.).

Несложно понять, что весь цикл определения сводных расчетов выбросов для города требует высокой профессиональной подготовки исполнителей и займет несколько лет.

Установка нормативов допустимых выбросов

Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов

    1. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
    2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
    3. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
    4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
    5. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Обзор главных изменений

    Минэкономразвития проводило экспертизу того первого проекта приказа и выдало заключение об оценке регулирующего воздействия. Разработчиком были проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 8 августа по 4 сентября 2018 года. Поступившие в ходе публичных обсуждений замечания и предложения включены разработчиком в сводку предложений и прокомментированы. Отдельные замечания были учтены разработчиком при доработке проекта акта.

    Первое и самое важное – согласно приказу, настоящая методика определяет порядок разработки НДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – ПДВ), за исключением разработки ПДВ радиоактивных веществ и расчета выбросов при авариях (аварийные выбросы), а также определяет порядок оформления расчетов НДВ.

    Предельно допустимые выбросы рассчитываются для следующих объектов ОНВ:

    a) планируемых к строительству объектов ОНВ I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду);

    б) действующих объектов ОНВ I категории и, в случае получения комплексного экологического разрешения, II категории в отношении высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах;

    в) действующих объектов II категории;

    г) действующих объектов III категории при наличии в выбросах высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах.

    Для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов ОНВ предельно допустимые выбросы разрабатываются на основе проектной документации, для действующих – на основании данных инвентаризации источников выбросов. Кроме того, устанавливается отдельный порядок разработки ПДВ для случаев сноса (ликвидации) объекта ОНВ, его части аналогично строящимся объектам.

    Отдельно отмечено, что ПДВ определяется при режиме работы оборудования, в котором выбросы максимальны.

    Расчеты ПДВ оформляются отдельным томом с приложениями, состав тома определяется данным приказом, бумажная версия расчетов заверяется подписью и печатью, электронная – ЭЦП.

    Согласно методике, разработка ПДВ включает формирование данных для разработки ПДВ, определение перечня загрязняющих веществ и стационарных источников, проведение и анализ расчетов рассеивания выбросов и расчет значений ПДВ и, наконец, расчет выбросов для соблюдения ПДВ при наступлении НМУ.

    Таким образом, в расчет ПДВ, как раньше в проект ПДВ, вновь включается раздел выбросов при наступлении НМУ. Непонятно, для чего это нужно, ведь план-график мероприятий при НМУ уже давно разрабатывается отдельно согласно Федеральному закону от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”, статья 19.

    Формирование данных для разработки ПДВ

    Первым идет этап формирование данных для разработки ПДВ. Информация включает следующие данные согласно п. 13:

    a) результаты анализа гигиенических и экологических (при их наличии) нормативов качества атмосферного воздуха, применимых для района расположения объекта ОНВ;

    б) информация o географических, климатических и метеорологических характеристиках района расположения объекта ОНВ;

    в) данные о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха;

    г) сведения o расположении объекта ОНВ и прилегающей территории;

    д) сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух с учетом возможных изменений видов и объемов деятельности (перспективы развития);

    е) данные об инвентаризации выбросов для действующих объектов ОНВ, включая сведения о стационарных источниках и выбросах объекта ОНВ, в том числе о стационарных источниках залповых выбросов;

    ж) данные о стационарных источниках и выбросах, выполненные на основе проектной документации, для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и(или) реконструированных объектов ОНВ. Разделы (подразделы) проектной документации‚ содержащие данные о стационарных источниках и выбросах, указаны в пункте 20 настоящей методики.

    Сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух с учетом перспективы развития (подпункт д) содержат описание видов деятельности, информацию о производстве продукции с указанием проектных и фактических значений, а также информацию о ГОУ, о перспективах развития производства, в том числе в части воздухоохранных мероприятий.

    Данные об инвентаризации выбросов для действующих объектов ОНВ (подпункт е) приводятся в соответствии с требованиями Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризаций и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352. Рекомендуемые образцы оформления указанных сведений приводятся в таблицах № 2 и № 3 приложения № 2 к настоящей методике.

    Наконец, подпункт ж) – данные об источниках выбросов для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов OHB берутся на основе расчетов выбросов, проведенных в составе проектной документации на строительство данных объектов с учетом этапов строительства и на период эксплуатации. Данные выбросов проектируемых объектов берутся по сведениям из руководств (инструкций) по эксплуатации, по данным производителя (поставщика) технологического оборудования и (или) по данным об объектах-аналогах. В приказе даже приведен перечень разделов проектной документации, разработанной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, в составе которой можно найти необходимую информацию по характеристикам оборудования:

    для объектов производственного и непроизводственного назначения:

    для линейных объектов капитального строительства:

    Определение перечня ЗВ и стационарных источников

    Следующий этап – определение перечня загрязняющих веществ и стационарных источников, в отношении которых осуществляется разработка ПДВ.

    Выбор веществ для проектируемых объектов ОНВ I и II категорий, a также для действующих объектов ОНВ II категории проводится отбором из всего перечня выбрасываемых объектом веществ тех, которые включены в Перечень регулируемых загрязняющих веществ согласно распоряжению Правительства РФ от 08. 07. 2015 №1316-р; для действующих объектов ОНВ I и III категорий из перечня всех веществ объекта выбираются высокотоксичные вещества, вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности), которые включены в Перечень регулируемых загрязняющих веществ. Соответственно такому подходу формируются и перечни организованных и неорганизованных источников выбросов объекта ОНВ, которые будут пронормированы при расчетах.

    Расчет значений ПДВ

    Третий этап разработки ПДВ – Проведение и анализ расчетов рассеивания выбросов и расчет значений предельно допустимых выбросов.

    Расчет рассеивания для выбранных веществ проводится с определением зоны влияния выбросов данного загрязняющего вещества, выявлением особенностей распределения концентраций данного вещества в соответствии с Методами расчета рассеивания. Зоной влияния считается зона, за пределами которой концентрация вещества не превышает 0,05ПДК.

    На основе определения зоны влияния выбросов выбираются размеры расчетной области, шаги и общее количество узлов сетки и проводятся расчеты приземных концентраций в слое атмосферного воздуха до 2 м включительно и, при необходимости, вертикального распределения концентраций с учетом влияния застройки. При этом сетка должна охватить границы СЗЗ и жилые зоны и другие особые зоны.

    Согласно пункту 28 для расчетной области определяются распределение в атмосферном воздухе концентраций загрязняющих веществ, выбрасываемых объектом ОНВ, характеризующее воздействие объекта, и суммарное загрязнение атмосферного воздуха, формируемое воздействием объекта ОНВ с учетом фонового уровня загрязнения в районе расположения объекта.

    Отчет о суммарном загрязнении содержит сведения о программах, используемых для расчета, сведения о параметрах выбросов, результаты расчетов с учетом фона, карты-схемы с изолиниями концентраций веществ, а также перечень источников с наибольшим воздействием с указанием подразделения, номера источника, номера расчетной точки и наименований и кодов веществ, их максимальных приземных концентраций на границе предприятия, границе СЗЗ, в жилой зоне и (или) зоне с особыми условиями, с учетом и без учета фона.

      1. В случае если в производственной зоне, в том числе на территории индустриального (промышленного) парка, находятся несколько объектов ОНВ, имеющих стационарные источники, то предельно допустимые выбросы для каждого объекта ОНВ в такой производственной зоне рассчитываются с учетом выбросов от стационарных источников всех объектов ОНВ, расположенных на данной территории, с использованием метода сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

      До разработки сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха допускается разработка предельно допустимых выбросов для каждого объекта ОНВ, указанного в абзаце первом настоящего пункта, отдельно с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

      В результате этих действий определяется ПДВ в виде показателей:

      максимальные разовые значения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (г/секунду, г/с), отражающие наибольшую мощность выбросов этих веществ (массу выбросов загрязняющих веществ в единицу времени) – в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены максимальные разовые предельно допустимые концентрации в атмосферном воздухе;

      осредненные значения выбросов загрязняющих веществ за год (г/секунду, г/с) с учетом времени работы стационарных источников в течение года и нестационарности выбросов за этот период (год) – в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены значения среднесуточных и (или) среднегодовых предельно допустимых концентраций в атмосферном воздухе;

      значения валовых (годовых) выбросов загрязняющих веществ (т/год), отражающие суммарную массу выбросов конкретного загрязняющего вещества за год с учетом времени работы оборудования, сезонности нагрузки, расхода топлива, сырья и материалов в течение года.

      Как видно, помимо знакомого показателя максимальные разовые значения выбросов для веществ с ПДКмр добавлены осредненные значения выбросов загрязняющих веществ за год для веществ с ПДКсс или ПД сг. Это связано с тем, что с выходом Методов расчета рассеивания изменился алгоритм расчета рассеивания для веществ с разными типами ПДК, который раньше был одинаковым для всех.

      При этом сейчас для ЗВ, по которым установлены максимальные разовые ПДК или ОБУВ, проводится расчет осредненных за 20 – 30-ти минутный интервал максимальных разовых концентраций, которые сопоставляются с максимальными разовыми ПДК или ОБУВ. Для ЗВ, по которым установлены среднесуточные ПДК, проводится расчет значений концентраций, осредненных за год с учетом нестационарности выбросов в течение года‚ и такие концентрации сопоставляются со среднесуточными ПДК или среднегодовыми ПДК (при их наличии).

      Если для загрязняющего вещества установлены значения и максимальных разовых и среднесуточных ПДК, то расчетные максимальные разовые концентрации сопоставляются с максимальными разовыми ПДК, а расчетные среднегодовые концентрации сопоставляются со среднесуточными ПДК.

      Расчет ПДВ, как и раньше, проводится исходя из необходимости соблюдения условия того, что отношение приземной концентрации вещества к его минимальному ПДК/ОБУВ, суммированное с фоновой концентрацией данного вещества в долях ПДК, будет меньше либо равна 1 (для особых зон – 0,8).

      Фон при расчетах учитывается только, если максимальная приземная концентрация выбросов от объекта по данному веществу превышает 0,1ПДК. При этом если Росгидромет не предоставляет данные о фоновом уровне по веществу и нет сводных расчетных данных по нему, фон принимается равным нулю.

      Очень важное положение, касающееся линейных объектов ОНВ и объектов, деятельность которых осуществляется в разных районах субъекта РФ, приведены в пунктах 36 и 37. Для линейных объектов предлагается нормирование по однотипному участку ведения работ, наиболее близкому к нормируемым территориям, а для работ в разных районах рекомендуется проведение расчетов на примере одной из площадок ведения работ, расположенной наиболее близко к нормируемым территориям. Данные вполне разумные положения взяты из упомянутого ранее ГОСТ 2014 года.

      Еще одно довольно важное уточнение, касающееся проектируемых объектов. Если при разработке ПДВ для строящихся, вводимых в эксплуатацию объектов ОНВ проектные значения выбросов меньше расчетных значений ПДВ, в качестве ПДВ принимается проектное значение выбросов.

      Если по каким-либо источникам нельзя установить ПДВ, разрабатывается программа повышения экологической эффективности или план мероприятий по охраны окружающей среды в установленном законом порядке.

      Результаты расчетов ПДВ оформляются в виде таблицы, в которой для каждого стационарного источника приводятся значения рассчитанных ПДВ (ВРВ) на момент разработки и на 7 следующих лет согласно образцу таблицы № 6 из приложения № 2 к приказу. Отдельной таблицей оформляется расчет нормативов выбросов по объекту ОНВ по каждому веществу в целом по объекту на момент разработки и на 7 лет вперед и общее суммарное значение норматива по всем веществам, образец таблицы под номером 7 представлен в приложении 2.

      Расчет выбросов для соблюдения ПДВ при НМУ

      Расчет выбросов на периоды НМУ включает:

      анализ загрязнения атмосферного воздуха, создаваемого выбросами объекта ОНВ, и степеней опасности НМУ, характерных для района размещения объекта ОНВ (например, приподнятые и приземные инверсии, штилевые условия, туманы и преобладающие ветра);

      определение перечня загрязняющих веществ, по которым необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ;

      определение перечня стационарных источников, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды НМУ, и мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ для выбранных стационарных источников;

      расчет приземных концентраций загрязняющих веществ с учетом проведения мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ и оценку обеспечения нормативов качества атмосферного воздуха, указанных в пункте 6 настоящей методики, при проведении на объекте ОНВ мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ (оценка эффективности мероприятий при НМУ).

      Оценка эффективности мероприятий проводится в виде определения процента эффективности, рассчитываемого как отношение объема сокращения выбросов при мероприятии к выбросам источника без мероприятия, помноженное на 100. Кроме того, необходимо рассчитать эффективность от мероприятий по расчётным концентрациям веществ в %. В этом разделе мы тоже не видим ничего нового, все данные процедуры известны еще со времен РД 52.04.52-85 Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.

      Выводы

      1) проект акта предлагает разрабатывать нормативы ПДВ по старой схеме, не содержит качественно иных подходов к нормированию выбросов. В итоге мы получаем тот же проект ПДВ, только без утверждения Росприроднадзором или уполномоченным ОИВС РФ и итоговой выдачи разрешения на выброс. Данный документ будет приложением к комплексному экологическому разрешению для объектов I категории, к декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории или отельным документом по расчету ПДВ для веществ 1, 2 классов опасности для объектов III категории;

      2) санитарно-эпидемиологическое заключение на данные расчеты получать нужно, тут вновь ничего не изменилось, потому что не вносились соответствующие целям реформаторского Федерального закона № 219-ФЗ изменения в Федеральный закон № 52-ФЗ;

      3) неясно для каких целей возвращается раздел о мероприятиях при НМУ, дублирующий аналогичный отдельно разрабатываемый документ;

      4) проект нормативов ПДВ в его старой интерпретации по своему составу и содержанию не был строго регламентирован, что давало простор для неоднозначной трактовки требований. Если приказ № 99 утвердят, это унифицирует общий вид и состав данных расчетов, что в целом упростит процедуру их согласования в Роспотребнадзоре;

      5) в проекте методики очень подробно описывается, где берется та или иная исходная информация, приведены все формулы для расчета и соответствующие нормативные ссылки, что не может не радовать;

      И самое главное – благое начинание по снижению контролирующей нагрузки на бизнес, которое попытались реализовать путем создания Федерального закона № 219-ФЗ, в целом провалено, что в очередной раз подтвердилось текстом данной методики. Нагрузка снизилась лишь для очень небольшой прослойки предпринимательства, которым повезло получить IV категорию для своих объектов.

      Извлечение
      из Федерального закона № 7-ФЗ
      (в редакции, действующей с 01.01.2019)

      Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов

      1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
      2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
      3. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду […].
      4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
      5. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
      6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов[6], нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
      […]

      Общие положения

      Проект Методов предназначен для расчета величин ПДВ — нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, допустимых ‎для выброса в атмосферный воздух стационарным источником ‎и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которых обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

      В рамках определения ПДВ:

      • учитывается влияние выбросов от конкретного стационарного источника выбросов и (или) совокупности стационарных источников объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС);

      • устанавливаются (при необходимости) временно разрешенные выбросы (далее — ВРВ);

      • решается вопрос о периодичности проведения производственного экологического контроля (далее — ПЭК) по соблюдению ПДВ для конкретных источников выбросов и наименований загрязняющих веществ.

      КСТАТИ

      Величины ПДВ определяются на основе:

      • гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха ‎и других экологических нормативов, в т.ч. нормативов качества атмосферного воздуха для зон, к которым предъявляются повышенные экологические требования (мест массового отдыха населения, территорий размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации)[8].

      • величин уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, установленных в соответствии с национальным проектом в сфере экологии, федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха, международными обязательствами Российской Федерации;

      • региональных программ в области охраны атмосферного воздуха, целевых показателей объема или массы выбросов на территории субъекта Российской Федерации.

      В случае если в субъекте Российской Федерации будут установлены нормативы качества, не менее строгие по сравнению с государственными нормативами, то их тоже нужно будет учитывать при определении ПДВ.

      Определение ПДВ

      Пункт 6 проекта Методов предусматривает, что ПДВ определяются для перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (далее — Перечень № 1316-р). Указанный документ все еще носит спорный характер, т.к. формально устанавливает перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования, а не нормирования. В связи с путаной терминологией в некоторых субъектах Российской Федерации продолжают выдавать разрешения на выброс всех загрязняющих веществ, фактически выбрасываемых источниками хозяйствующего субъекта.

      [1] Утверждены Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273.

      [2] Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86) (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192).

      [6] Здесь и далее выделено автором.

      Читайте также: