Николай федорович федоров доклад

Обновлено: 18.05.2024

Отнюдь не случайно произошло оживление интереса к личности и идей­ному наследию этого человека. Условия современной цивилизации, которая находится в ситуации экономического, энергетического и других кризисов, обострения глобальных проблем человечества, заставляют ученых вновь и вновь обращаться к истории науки и культуры, отыскивать в ней решения возникших задач. Эти обстоятельства обусловили возрастающий с каждым днём интерес к Федорову и идеям русского космизма в целом.

Глава 1. Русский космизм

С древности и до конца XIX в. космическая тема
развивалась не только в мифе, поэзии, но также в некоторых философско-утопических произведениях. Именно в России, ставшей родиной научного
учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в
космос, уже начиная с середины прошлого столетия вызревает уникальное
космическое направление научно-философской мысли, широко развернув­шееся в XX в. В его ряду стоят такие философы и ученые, как В. И. Вернад­ский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин и др. В фи­лософском наследии мыслителей русского религиозного возрождения - В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева - также выде­ляется линия, близкая пафосу идей русского космизма. Имеется в виду то склонение в русской православной философии, которое Н. А. Бердяев назы­вал "космо­центрическим, узревающем божественные энергии в тварном мире, обра­щенным к преображению мира" и "антропоцентрическим, обра­щенным к активности человека в природе и обществе". Именно здесь ста­вятся "про­блемы о космосе и человеке", разрабатывается активная, творче­ская эсхатология, смысл которой, по словам Бердяева, в том, что "конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека". Идея активной эволюции, необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человече­ство направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство.
Поэтому возможно точнее будет определить это направление не
столько как космическое, а как активно-эволюционное, находящееся в про­цессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, при­званное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по су­ществу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека. Космисты сумели соеди­нить заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с глу­бочайшими запросами высшей ценности конкретного человека. Недаром та­кое важное место здесь занимают проблемы, связанные с преодолением бо­лезни и смерти и достижением бессмертия. Гуманизм не прекраснодушный и мечтательный - он основан на глубоком знании, вытекает из целей и задач самой природной, космической эволюции.

Глава 2. Биография

Николай Фёдоров родился 26 мая (9 июня) 1829 года в селе Ключи Там­бовской губернии. Он был внебрачным сыном князя Павла Ивановича Гага­рина и поэтому получил фамилию крёстного отца. В 1849 году он окончил гимназию в Тамбове и поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, где проучился всего 3 года. Умер его дядя Константин Ива­нович Гагарин, который платил за обучение. После этого Николай Фёдоров преподавал историю и географию в уездных городах среднерусской полосы.

В середине 60-х годов Николай Фёдоров знакомится с Николаем Павло­вичем Петерсоном, который был одним из преподавателей в яснополянской школе Л.Н. Толстого. Из-за этого знакомства он был арестован по делу Дмитрия Каракозова, но освобождён через 3 недели.

Летом 1867 года Фёдоров оставил Боровское уездное училище, где он преподавал, и пешком отправился в Москву. В 1869 году он устроился по­мощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 года в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музей. Страстный любитель книг, он знал на память содержание практически всех имеющих ценность и хранящихся в библиотеке музея. В последние годы жизни работал в читаль­ном зале Московского архива Министерства иностранных дел. В Румянцев­ском музее Фёдоров первым составил систематический каталог всех книг. В этом же музее после трёх часов дня (время закрытия музея) и по воскре­сеньям был дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся со­временники.

Таким образом, в моём реферате я хотела бы остановиться подробнее на трёх главных проблемах учения Н.Ф.Фёдорова: небратском отношении людей, жизни, смерти и бессмертии и заселении других планет.

Глава 3.1. О небратском отношении людей

Глава 3.2. Жизнь, смерть и бессмертие.

Н.Ф. Фёдоров считал, что все люди должны задуматься о проблеме воскрешения. Он даже наметил и основные пути воскрешения: первый это собирание частиц праха умерших, второй непосредственно связан с понятием наследственности. Ведь каждый человек несет в себе частичку своего отца, предка, поэтому так необходимо тщательно изучать себя и свои корни – ради дела будущего воскрешения предыдущих поколений. Воскрешая жизнь, человек действительно доказывает превосходство, господство над природой, так как совершает акт сознательно направленной регуляция природного типа бытия.

Глава 3.3. О заселении других планет

Кроме того, решать грандиозные задачи бессмертия и освоения космоса можно лишь объединив усилия учёных всех стран, всего человечества. Именно это мы и видим сегодня. Например, это создание совместных космических стаций, совместная борьба против болезней, угрожающих всему человечеству, генные опыты.

2. Мир философии: Книга для чтения. Ч.2 Человек. Общество. Культура.-М.: Политиздат, 1991.-624 стр

6. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е.В. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова [и др.]; под ред. А.П.Алексеева, Л.Е.Яковлевой.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 336 с.

7. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-622 с.

9. Философский словарь.

[1] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 30 Кн. 1.-Л., 1988. – С. 14.; Николай Фёдорович Фёдоров. Опят изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам В.А. Кожевникова. Ч.1.- М., 1908. – С. 320; Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.- С. 105; Письма В.С. Соловьёва. Т. 2. – СПб.1909.-С. 345.

Читайте также: