Наука византии и арабского халифата доклад

Обновлено: 05.07.2024

Но он тут же прибавляет, что столица Византии — Константинополь — была превосходно укреплена и почти недоступна для варварских нашествий. Впрочем, даже двойной и тройной ряд стен любой крепости, отражая нашествия варваров, не в состоянии устоять против лихоимства и взяточничества чиновников, — и Византия отчасти пример тому.

Далее действия Юстиниана принимают резко утилитарный характер: он закрыл знаменитую Афинскую академию и заменил ее шелководством; заточил не менее знаменитого полководца Велизария в тюрьму и вместо него дал народу водопровод. Эти меры в значительной степени укрепили государственное значение Византийской империи.

В доказательство своих слов они представили особую бумагу, в которой очень красивым почерком было написано это проклятие. Греческое духовенство немедленно сложило костер и сожгло бумагу, прокляв в свою очередь Рим и Запад.

В это же время в знойной Аравии уже готовилась появиться магометанская религия. Самым значительным племенем в Аравии были корейшиты, и их именно избрал Магомет для своего рождения. Задумав основать новую религию, он рано лишился отца и матери. Чтобы развить в себе пылкое воображение и любовь к поэзии, необходимые каждому молодому человеку, желающему основать новую религию, он мальчиком сопровождал караваны своего дяди. Кроме того, он обладал красивой наружностью и управлял торговыми делами одной богатой вдовы по имени Хадиджи. Управившись с делами, он женился на ней, заявив жене, что он послан Богом. Та без всякого колебания поверила ему, но жители Мекки были не согласны с богатой вдовой, и Магомету, спасая свою жизнь, пришлось бежать в Медину. С этого года — 622-го, то есть с года разногласия жителей Мекки с мнением вышеупомянутой вдовы, — магометяне и начинают свое летосчисление. Здесь же, между прочим, впервые было установлено, что нет пророка в своем отечестве.

В Медине Магомет нашел последователей, и в скором времени новая религия без всякой рекламы получила широкое распространение. Магомет определенно обещал всем правоверным, павшим в бою, самый заманчивый рай, и это многих привлекало на его сторону!

Самым знаменитым халифом из этой фамилии является Гарун-аль-Рашид, которого наш великий современный Шерлок Холмс не без основания считает своим предком и в некоторой степени и учителем. Впрочем, таинственные похождения Гарун-аль-Рашида еще не переделаны в пьесу.

Эпоха средневековья, длившаяся тысячелетие от падения Западной Римской Империи в 475 году н.э. до начала эпохи возрождения в XV-ом веке, известна феодальностью в Европе и русскими княжествами. Для подавляющего большинства людей средневековье — это тёмные века: эпоха грязи, болезней, невежества и мракобесия, с подавляющим влиянием религии. О средневековье не думают, как о поре великих открытий, а скорее, как о времени застоя вплоть до деградации между просвещённой Античностью и всплеском Эпохи Возрождения. Ни о какой науке и речи быть не могло… или всё же могло?

Ua-lmiZtY2E.jpg

В V-ом веке н.э. из нелюдимых пустынь Аравийского Полуострова вышла новая религия – ислам. Сочетая в себе заимствования из Христианства, Иудаизма и совершенно новые идеи, религия быстро завоевала позицию центральной веры Ближнего Востока, потеснив Христианство и Зороастризм. Арабы – новый народ, объединённый исламом - за несколько десятилетий, изменили карту Ближнего Востока до неузнаваемости: Византия потеряла Египет, Палестину и Сирию, государство Сасанидов, главный соперник Византии и наследник старой Персии, было полностью поглощено государством арабов.

Успех новой культуры был очевиден: то время как в Европе царило время варварства, разрозненности, нищеты, большую часть юга (Испанию, Северную Африку, Ближний Восток, Египет) занимала относительно молодая народность арабов.

Их государство, именуемое Арабским Халифатом, с 661 года н.э. управлялось династией Омейядов. Однако в результате вооружённого переворота 750 года их правление, длившееся на протяжении 89 лет, подошло к концу: она была практически полностью уничтожена и заменена династией Аббасидов. Лишь небольшой осколок династии сбежал в Испанию, став Кордовским Халифатом.

Это было событие чрезвычайной важности для всего арабского мира. Пришла новая аристократия, занимающаяся более торговлей, чем войной и экспансией. Аббасиды прославились наиболее длительным периодом правления: с 750 н.э. по 1258 н.э. и поставили своей целью сохранение арабской культуры и возвращение к традициям ислама. Получилось ровно наоборот.

Новая династия – новая столица: этому правилу последовали первые Аббасидские халифы, сместив центр власти с Сирии на восток, в Ирак. Там в долине реки Тигр, они выстроили новую столицу – Багдад, на перекрёстке многих торговых путей, где родились и исчезли многие империи. Успех города был удивителен по тем временам: уже через несколько десятилетий Багдад стал одним из торговых и культурных центров мира, а население за первый век существования выросло до цифры в миллион человек.

Однако наиболее важным в контексте последующей истории науки стали деяния его сына аль-Мамуна, построившего Дом Мудрости.

jLNwNsZwISQ.jpg

Аль-Мамун покровительствовал мудрецам и учёным и в 830 году построил в центре Багдада Дом Мудрости – место, одновременно и похожее на будущие европейские университеты, но и отличное ит них. Дом Мудрости был чем-то средним между академией и библиотекой. Здесь работали учёные умы того времени, совершая открытия, которые во многом предопределили будущее науки.

Однако в первую очередь это было место столкновения двух культур: западной и восточной. Дом Мудрости, как и сама интеллектуальная элита Арабского Халифата, выполняли очень важную для науки роль – обмен информацией между мудрецами, ранее существовавшими в двух отдельных мирах. С одной стороны, шло наследие Эллинистического Мира, с другой – Индии и Китая.

Первый период развития средневековой арабской науки был подчинён переводам. Ещё в начале правления династии Аббасидов с санскрита на арабский были переведены индийские трактаты по астрономии и по математике. В арабскую культуру проникли индийские цифры – например, при создании алгебры арабский учёный Аль-Хорезми использовал именно индийские цифры. В 1140 году с переводом его учебника на латынь арабские цифры и новая наука проникли в Европу, а затем и по всему миру. Из Индии же в Арабский Халифат, а затем и в остальной мир проникли многие сказочные сюжеты про говорящих животных.

От Античной Греции, однако арабы получили в разы больше. Сирийский врач Хунайн перевёл медицинские и философские труды Галена и Гиппократа, Аристотеля и Платона с греческий на арабский. Звездочёт Сабит ибн Куна (836—901) взял на себя работы Евклида и Птолемея. Благодаря труду арабских переводчиков в распоряжении учёных Халифата оказалось практически всё научное и культурное наследие античности.

Показательно, что многие античные труды, используемые европейскими мыслителями Эпохи Возрождения, были на самом деле арабскими переводами оригинальных текстов. Ислам в это время фактически занял место соединительного звена между Азией и Восточной Европой, впитывая данные и наработки обеих частей света.

Но время переводов заканчивалось. Настало время создать что-то своё.

IMANj_vqYUs.jpg

Одной из наиболее важных наук, изобретённых (а точнее заново изобретённых) арабами была алхимия. Основные цели алхимии были в сущности недостижимы. Таких целей было три. Первой и наиболее знаменитой было создание философского камня – уникального материала, при помощи которого можно было любой объект превращать в золото. Второй, менее известной, но столь же желанной целью было создание эликсира жизни, способного не только омолодить человека, но и даровать ему бессмертие. Третьей, как ни странно, было приобретение счастья.

Ради достижения недостижимого алхимики провели огромное количество экспериментов. Так и не получив желаемого, они смогли тем не менее открыть многие явления, которые впоследствии стали основой химии. Однако, не стоит называть алхимию прямым предком современной химии, поскольку в её основе лежали метафизические учения Аристотеля о четырёх элементах: воде, земле, огне и воздухе.

Самым известным арабским алхимиком был Джабир ибн Хайян, занимавшийся практическими экспериментами. В списке его побочных достижений, чью значимость оценили лишь много лет спустя были открытие кальцинации и редукции, а также улучшение методов плавление и кристаллизации. Все эти процессы ныне занимают центральное место в химии. Иным важнейшим алхимиком был уже знакомый нам ар-Рази, создавший множество химических инструментов и одну из первых теорий классификации химических веществ. Алкоголь, алембик, алкали (щелочь), сурьма – всё это слова, оставленные арабскими алхимиками.

Однако наиболее популярной в арабском мире всё же оставалась паранаука астрология, хотя, порой даже астрологи оставляли после себя научные открытия. Так астролог Абу Машар первым объяснил, почему происходят приливы и отливы.

ERBluYXFx0E.jpg

Сколь бы хороши не были открытия арабского мира в средневековье, важно указать на особенности арабской науки. И самый значимый её аспект – это не наука в современном пониманиb. Тогда научный метод ещё не был до конца развит, это как раз заслуга учёных Нового Времени. Поэтому для арабских мудрецов не было большого различия между астрологией и астрономией, а порой единственным источником была псевдонаука, как это было в случае с алхимией. Это вместе со непререкаемостью таких авторитетов как Аристотель и Птолемей тормозило получение новых знаний и искажало факты.

Однако при всех ограничениях Халифат стал центром средневековой науки, органично интегрируя чужие культуры в свою собственную. Вопреки стереотипу, государство Аббасидов было удивительно толерантным по отношению носителям других религий. В частности, работавший при дворе халифа Хунайн был христианином, а ар-Рази придерживался невиданных в своё время атеистических воззрений. Большей частью же учёных были выходцы из Сирии и Персии. Одновременно, в противоречие этому, исламское общество времён Аббасидов было очень религиозно.

Арабский мир VIII-XII вв. не менее чем на целых 200 лет опередил в научном развитии Европейскую цивилизацию – то, что туда пришло только в Эпоху Возрождения на ближнем Востоке было известно ещё в 9-11 веках. В некотором смысле арабский мир стал мостом между античной Европой и Европой эпохи Возрождения, сохранив и изрядно дополнив античные знания, при этом введя в обиход ряд новых наук, таких как алгебра и алхимия. Многие труды естествознания и философии античного мира дошли к эпохе Возрождения лишь в арабском переводе и усилиями мудрецов ближнего востока, а учёные XV-XVII вв. строили свои открытия отчасти на достижениях арабских учёных.


Самым крупным государством на планете на рубеже VII-VIII веков был Халифат Омейядов. Он охватывал огромную территорию, от реки Инд на востоке до Иберийского полуострова на западе. Он распался в 750 года. Этот процесс постиг все крупные государства древности и Средних Веков.

Причины распада Арабского халифата

Арабские завоевания (возникновение Арабского Халифата)

Причины распада Арабского халифата
Арабская крепость города Халеб. XIII в.
Причины распада Арабского халифата
Арабское судно. Миниатюра XIII в.

В середине VIII в. арабские завоевания в основном закончились. Арабы создали самую огромную державу, какую к тому времени знала история.

Причины распада Арабского халифата
Арабские путешественники. Миниатюра XIII в.
Причины распада Арабского халифата
Арабские завоевания

С чего начался Арабский халифат?

Примерно в 630-х арабы начали устраивать регулярные вылазки за пределы родного Аравийского полуострова. Причина проста – молодому государству требовались ресурсы и новые территории.

Причины распада Арабского халифата

В самом начале арабы достаточно лояльно относились к населению и устройству захваченных ими стран. Они не лезли в местные традиции, не устраивали массового переселения народов и отличались веротерпимостью. Более того, они даже перенимали некие элементы культа у покоренных чужаков.

Причины распада Арабского халифата

Но позже ситуация начала меняться. Во всех покоренных государствах был запущен процесс арабизации местного населения. Наиболее быстро и относительно безболезненно это проходило там, где еще до образования халифата жили многочисленные арабские общины. Например, в Сирии, Палестине, Месопотамии и Египте. Примерно то же самое наблюдалось и с распространением ислама.

Христианство, иудаизм, зороастризм на подчиненных территориях начали постепенно угасать, хоть арабы и не преследовали представителей других религий.

Правда, иноверцы были сильно ограничены в правах.

Столь быстрое превращение халифата в крупную державу многие историки до сих пор называют феноменом. Дело в том, что на своем пути к величию арабы столкнулись с двумя самыми мощными государствами того времени – Византией и Сасанидской Персией. Но выходцам из Аравийского полуострова повезло. Обе эти империи были в упадке из-за многолетнего противостояния друг с другом и внутреннего кризиса. Арабы воспользовались слабостью грозных соперников, что вылилось в три волны завоевательных походов.

Искусство, наука и культура Арабского Халифата

см. Искусство, наука и культура Арабского Халифата

На этой странице материал по темам:

Арабский халифат возникновение расцвет и распад доклад

Возникновение и рассвет арабского халифата

Возникновение и расцвет арабских халифат

В чем причины завоевательных походов арабов и их легких побед

Почему распался арабский халифат доклад

Вопросы по этому материалу:

Расскажите об арабских завоеваниях.

В чём причины завоевательных походов арабов и их лёгких побед?

Как был устроен Араб­ский халифат?

Почему Халифат оказался не­прочным?

Назовите причины его распада.

Первая волна

С самого начала арабам сопутствовала удача. Им удалось отвоевать у Византии Левант, а у Персии – богатую и плодородную Месопотамию. А в 633 году халифат вторгся в пределы самой империи Сасанидов. Противостояние длилось девятнадцать лет и закончилось полной победой арабов.

Династия Сасанидов перестала существовать, территория Персии отошла к халифату, а ислам пришел на смену зороастризму.

Пока шла война с персами, арабский полководец Амр ибн аль-Ас всего за год (641-642 гг.) сумел присоединить к территории халифата Египет. Чрез пять лет арабы организовали первое вторжение в Северную Африку двумя армиями, общей численностью около сорока тысяч человек. Во главе этого войска встал шейх Абдуллах ибн Саад.

Причины распада Арабского халифата

Результаты этого вторжения оказались не столь впечатляющими. Под влияние халифата попал лишь Карфаген. Проведя в изнурительных походах по пустыням больше года, шейх вернулся с войском в Египет.

В 656 году внутри государства вспыхнула гражданская война, спровоцированная убийством Халифа Усмана. Престол занял Али ибн Абу Талиб, но спустя несколько лет погиб и он.

Несмотря на неразбериху, арабам удалось подчинить страны Закавказья и Дербент. Правда, ненадолго. Уже к 661 году почти вся эта территория стала независимой от халифата – сказалась помощь Византии.

Похожие вопросы

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Третья волна

Новая военная кампания началась в конце 780-х. Первым делом арабы рьяно взялись за возвращение потерянных территорий Закавказья. За короткий срок они смогли покорить три восточногрузинских княжества, но полноценно закрепились лишь в одном из них – Картли.

Затем халифат направил войска на запад Грузии, где находилось княжество Эгриси, зависимое от Византии. Местный правитель решил, что воевать с арабами бессмысленно и потому просто сдал город и помог захватчикам изгнать греков.

Таким образом, уже к 700 году под властью халифата оказалось почти все Закавказье, за исключением нескольких горных районов, которые подчинялись Византии.

Поначалу арабы решил не ввязываться в открытый бой, а отступили к Кайруану. Но вскоре противникам все же пришлось столкнуться. Решающий бой произошел вблизи Карфагена, где арабы разгромили войска союзников и беспрепятственно вошли в город.

Причины распада Арабского халифата

Еще один бой состоялся около Утики. Но и здесь халифат был сильнее. Два сокрушительных поражения заставили Византийскую империю отказаться от претензий на североафриканское побережье. А арабы продолжили завоевания.

В 711 году военачальник Тарик ибн Зияд высадился со своей армией в Испании. Война с вестготами продолжалась около трех лет, и закончилось уничтожением их государства.

Пока шла война на Пиренеях, арабы в 712 году сумели значительно расширить свои восточные границы, покорив область по нижнему течению Инда под названием Синд.

Феодальный строй в халифате.

Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Часть земель он раздал своим родственникам и приближённым; из знати были назначены наместники в завоёванные страны. Крестьяне, которые здесь жили, стали крепостными новых господ.

Арабское войско в походе

В халифате применялся и труд рабов. Они работали в рудниках, осушали болота, строили каналы. Рабы были слугами в домах знати, воинами в охране халифа. Но основную массу трудящихся в халифате составляли не рабы, а крепостные крестьяне.

К- IX веку в Арабском халифате окончательно установился феодальный строй, но ещё долго сохранялись остатки рабства.

Предыстория

Создание халифата связано с появлением новой монотеистической религии – ислама. Она возникла в арабском мире в первой половине VII века.

Причины распада Арабского халифата

Рис. 1. Арабский халифат.

Период его существования с 661 по 750 год получил название “золотого века ислама”. С ним связано множество достижений в науке, философии и литературе. Столица государства почти все годы его существования находилась в Дамаске и с 744 по 750 год в городе Харране на современной сирийско-турецкой границе. При халифе Хишам ибн Абдул-Малике период арабской экспансии подошел к концу. В 732 году мусульманская армия потерпела поражение при Пуатье на территории Франции и вскоре отступила в Пиренеи. В 739 году произошло берберское восстание на территории современного Марокко. Таким образом, появилось первое независимое государство за пределами халифата. С этими событиями совпали поражения мусульман на востоке в сражениях с индийской династией Чалукья.

В 744 году на трон вступил четырнадцатый халиф Марван II ибн Мухаммад. В годы его правления началась различные мятежи и восстания. В результате, они вылились в гражданскую войну – Третью фитну. К 750 году войско под командованием Марвана II проиграло битву Абу Муслиму, который командовал шиитами, в битве на реке Большой Заб на территории современного Ирака. В этом сражении погибли почти все Омейяды.

Площадь халифата составляла 11 млн кв.км. Его населяло от 33 до 62 миллионов человек. Из них больше всего было персов (20 млн) и коптов из Египта (7 млн). Среди других крупных народов стоит назвать арабов, сирийцев, индийцев, армян, евреев, берберов и испанцев.

Арабский халифат распад

Рис. 2. Арабский халифат распад.

Расцвет и распад Халифата

Сунниты и шииты ожесточённо спорили о том, кто должен быть имамом, т. е. религиозным главой всех мусульман, и о многом дру­гом. Те и другие считали себя сто­ронниками истинного учения Мухаммада, которое было искаже­но их противниками. Позже оба направления распались на множе­ство течений и сект, однако в целом деление мусульман на суннитов и шиитов сохранилось до наших дней.

Причины распада Арабского халифата
Интерьер кордовской мечети. VIII—X вв.

Сначала отделилась Испания, затем отдели­лись Марокко, Египет, Средняя Азия. Вско­ре халифы потеряли реальную власть, а в XIII в. монголы завоевали Багдад.

Закат халифата

Причины распада Арабского халифата

После этих триумфов звезда халифата начала потихоньку закатываться. Сначала из-под власти арабов освободился Иран, затем некоторые княжества в Закавказье. В IX-X веках государство и вовсе вошло в затяжной кризис. Виной тому стали сразу три причины.

Во-первых, в самом халифате начали вспыхивать гражданские войны. Власть переходила из рук одного правителя к другому чуть ли не каждые три-четыре года.

Во-вторых, покоренные народы то и дело устраивали восстания, и подавлять их становилось все сложнее. В-третьих, свою роль сыграли и многочисленные Крестовые походы, которые забирали у ослабленного государства последние силы.


Если современный человек окажется в прошлом, в период Византии, или окунется в культуру стран Халифата, то окажется, что это совсем другой мир, со своими законами и устоями. Знания в то время были ценным ресурсом, который был доступен только богатому слою населения, но культуру и обычаи соблюдали все. К счастью, или к сожалению, но побывать в тех временах можно только в воображении. А что знают современные дети о Византии, о странах Халифата? Детские рисунки могут дать ответ на этот вопрос.


Детский рисунок фломастерами.


Простой рисунок араба.


Раскраска Византийского здания.


Ночь.


Работа ученика 6 класса.


Культура и обычаи.


Доклад Византийские мозаики.


Развитие образования.


Научные знания.


Архитектура.


Живопись.


Картина в детский сад.


Образование.


Наука.


Книга царей.


Литература Византии.


Значение культуры халифата.


Научные представления арабов.

Читайте также: