Наука в 20 30 годы в ссср доклад

Обновлено: 18.04.2024

В 30-е годы советская наука решительно переходит на плановую систему развития. Возникают новые научные очаги — академии и отраслевые институты, которые пополняются научными кадрами по всем отраслям знаний.

Научно-технический фронт страны охватил все необходимые для развития науки и техники специальности, в том числе наиболее дефицитные, требующие особой подготовки и квалификации.

До 1932 г. научные учреждения были сосредоточены главным образом в Москве и Ленинграде. В годы второй пятилетки они были созданы во множестве и на периферии.

Наряду с этим Президиум ЦИК указал на необходимость большей согласованности научных работ всех трех академий, а также между ними и научными институтами наркоматов, максимального внедрения достижений науки в народное хозяйство, устранения перегрузки ученых, отвлекающей их от научно-исследовательской деятельности. Особое внимание обращалось на подготовку научных кадров, укрепление связей с рабочей общественностью, необходимость популяризации достижений науки среди широких народных масс. Свидетельством большой заботы Советской власти о нуждах науки явилось решение Президиума ЦИК увеличить ассигнования на строительство новых зданий для институтов Академии наук, приобретение научного оборудования, улучшение материального положения аспирантов академий и т. д.

Комплексными научно-исследовательскими институтами, группирующими вокруг себя местных научных работников и содействующими культурному строительству республик, стали филиалы и базы Академии наук на местах. В 1935 г. по постановлению Президиума Академии наук вместо Закавказского филиала было создано три новых филиала: Азербайджанский (Баку), Армянский (Ереван) и Грузинский (Тифлис). К 1936 г. Академия имела, кроме того, филиалы: Уральский (Свердловск), Дальневосточный (Владивосток), Казахстанский (Алма-Ата) и базы в Таджикистане (Сталинабад), на Кольском полуострове (Кировск) и в Архангельске. При Президиуме Академии наук был создан Комитет по заведованию филиалами и базами, возглавляемый вице-президентом В. Л. Комаровым.

В 1936 г. в составе Академии наук впервые было организовано отделение технических наук с группами: энергетики, технической химии, технической физики, горного дела. Его образование укрепило органическую связь науки и техники.

В соответствии с указаниями XVII съезда партии в стране широко развертывалась работа научно-технических институтов. В Харькове, Днепропетровске, Свердловске, Томске были созданы новые физико-технические институты, в организации работы и подготовке кадров для которых большую роль сыграл Ленинградский физико-технический институт, руководимый академиком А. Ф. Иоффе. В Москве под руководством академика С. И. Вавилова вырос крупнейший Научно-исследовательский физический институт нм. П. Н. Лебедева (ФИАН). В 1934 г. был создан Институт органической химии, возглавляемый академиками А. Е. Фаворским и Н. Д. Зелинским; тогда же были организованы Институт биохимии под руководством академика А. Н. Баха и Институт общей и неорганической химии, возглавляемый академиком Н. С. Курнаковым. В 1935 г. открылся Институт физических проблем, который возглавил П. Л. Капица, в 1937 г.— Институт геофизики, руководимый О. Ю. Шмидтом.

Отделение общественных наук АН СССР объединило институты: философии, права, экономики, мирового хозяйства и мировой политики. В июне 1937 г. в состав Академии наук вошла Академия истории материальной культуры, преобразованная в Институт истории материальной культуры. Были созданы новые центры марксистской науки (Историческая комиссия в 1933 г., Историко-археографический институт в 1934 г.). В связи с ликвидацией Коммунистической академии и передачей ее учреждений и институтов в Академию наук был образован в 1936 г. Институт истории — важный центр советской исторической науки — и организована группа истории для объединения и координации работы исторических институтов страны.

В годы второй пятилетки успешно продолжалось исследование Курской магнитной аномалии (КМА), начатое еще при жизни В. И. Ленина по его указанию. Геологи открыли новые богатые месторождения; несмотря на огромные трудности началось освоение руд КМА.

Ценнейший вклад в изучение природных богатств Узбекистана, Киргизии и Туркменистана внесли академики И. М. Губкин, И. Г. Александров, А. Е. Ферсман, В. А. Обручев.

Изыскания ведущих ученых страны создавали солидную базу для исследований на местах и способствовали развитию и формированию научных кадров в национальных республиках.

Бурное развитие экономики советских республик требовало роста сети научных учреждений и кадров исследователей, а это в свою очередь способствовало развитию производительных сил национальных республик. Сеть научных учреждений во второй пятилетке значительно выросла.

В целях укрепления связи передовой науки с практикой социалистического сельского хозяйства в 1935 г. была проведена коренная реорганизация Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ). В 1934 г. было создано новое в практике мировой медицины научное учреждение — Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ). Была организована Академия архитектуры СССР. Комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями ЦИК СССР (Ученый комитет) уже в 1935 г. руководил 145 научными и учебными заведениями и 6 научными обществами. Помимо академических и внеакадеми-ческих институтов, большую роль в развитии науки играли вузы и втузы страны, ибо сочетание научной и учебной работы — одна из характерных черт советской школы. Всего к 1937 г. в стране имелось 867 научно-исследовательских институтов и их филиалов, в которых работали 37 600 научных работников.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Объект работы – развитие советской науки в предвоенный период.

Предмет работы – факторы, способствовавшие развитию советской науки после Октябрьской революции до начала Великой Отечественной войны и тормозящие её.

Актуальность: необходимо изучать опыт развития науки в СССР в переломные периоды жизни страны, потому что это может помочь в дальнейшем развитии отечественной науки.

Цель – выяснить, что именно способствовало развитию советской науки в 1917–1941 гг. Для этого были поставлены следующие задачи : изучение хронологии развития советской науки; знакомство с открытиями и изобретениями советских ученых в области естественных наук; определение влияния открытий, совершенных в 1917–1941 гг., на дальнейшее развитие науки.

Основные методы, использованные в работе: анализ, сбор и обобщение материала, синтез. Новизна работы заключается в попытке обобщить материал о советских ученых периода 1917–1941 гг. Практическая значимость: ошибки и уроки прошлого помогут избежать повторения ситуаций, в которых открытия могут быть не оценены по достоинству, а в недалёком будущем они могут стать основой для развития той или иной отрасли промышленности, фундаментальной науки и ее практических приложений.

Глава 1. Хронология развития советской науки до 1941 года

Коммунистическая партия отводила науке в деле строительства социализма огромную по своей значимости роль. С первых же дней существования Советской власти наука превратилась в одно из важнейших направлений государственной политики. Об этом свидетельствуют мероприятия Советской власти зимой 1917 — весной 1918 г.: создание специальных органов, руководящих наукой, финансирование и организационная помощь исследовательским учреждениям, консолидация научных сил [ 7 ].

Главную форму организации науки в стране представляла собой Российская академия наук. По данным на 1922 г., 30 научных подразделений различного профиля функционировало при ВСНХ, 40 НИИ обслуживали сферу здравоохранения, при Наркомземе было 4 НИИ и десятки опытных станций. Военная угроза стимулировала использование науки в интересах укрепления обороны страны [ 2 ].

Между тем ведущие партийные теоретики были непримиримы в том, что касалось наук об обществе – здесь критерии классовости работали в полную силу. Возможность же распространения этих критериев сначала на пограничные между естественными и общественными науками области, например, на психологию или биологию, а затем и далее, на все естествознание, всегда оставалось открытой. С конца 20-х – начала 30-х годов эта возможность все в большей степени превращается в действительность. Аргумент о классово-буржуазной или марксистской, соответственно, реакционной или прогрессивной, идеалистической или материалистической – сущности той или иной естественнонаучной теории становится важным критерием для ее оценки, для ее отвержения или принятия [ 11 ].

Теоретические работы А. И. Берга по радиофизике способствовали решению проблемы радиофикации страны. Выдающийся радиотехник А. Л. Минц создал ламповую радиостанцию (1922), поступившую на вооружение войск связи (1923). В октябре 1924 г. начались регулярные передачи созданной им Сокольнической радиостанции, в 1925 г. был организован первый радиорепортаж с Красной площади, проводились первые опыты передачи по радио концертов и спектаклей. К 1927 г. была разработана система телевидения (Л. С. Термен, А. П. Константинов и др.). В 1923 г. по проекту коллектива, возглавляемого А. Н. Туполевым, был построен легкий спортивный самолет АНТ-1, положивший начало серии самолетов различных модификаций. В ноябре 1924 г. в туполевском КБ были начаты проектирование и постройка самолета ТБ-1, который пошел в серию и стал прототипом всех последующих многомоторных бомбардировщиков моноплановой схемы. В 1930 г. завершено строительство первого гидросамолета АНТ-22. В 1928 г. создан учебный двухместный самолет У-2 конструкции Н. Н. Поликарпова, выпускавшийся до 1959 г. К. Э. Циолковский в конце 1920-х годов приобрел мировую известность как глава нового научного направления — ракетодинамики. Ф. А. Цандер разработал и в 1930 г. построил первый в мире реактивный двигатель, работавший на бензине и сжатом воздухе. А. Л. Чижевский вел пионерские работы по практическому применению аэроионизации [ 2 ].

Путь, который прошла Академия за эти годы, — это типичный путь всех старых научных учреждений. Здесь отразилась политика государства по отношению к науке. Ученые привлекались к решению народнохозяйственных задач тактично, настойчиво и всей логикой событий втягивались в сферу хозяйственной жизни [ 7 ].

Большое внимание уделялось развитию научных исследований. К концу 1930-х гг. в стране действовало свыше 850 научно-исследовательских институтов. Создавались исследовательские центры, развивавшие новые направления науки, такие как органическая химия, геофизика, микрофизика, физика полупроводников, атомного ядра. Достижения советских учёных-физиков — П. Л. Капицы и А. Ф. Иоффе – приобрели мировую известность [4].

К активно работавшим с 1920-х гг. авиаконструкторам А.И. Туполеву и Н.Н. Поликарпову в 1930-е гг. присоединились молодые талантливые авиаконструкторы и конструкторы авиационных двигателей. Достижения советской авиации получили мировое признание. Новаторский характер имели исследования в области ракетной техники. Учёные и изобретатели Ф.А. Цандер и В.П. Глушко независимо друг от друга в 1930-1931 гг. испытали первые ракетные двигатели. В 1932 г. при Обществе содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) была создана Группа изучения реактивного движения (ГИРД), объединившая занимавшиеся ракетной техникой коллективы. ГИРД возглавил С.П. Королёв — будущий конструктор первых советских космических кораблей. После успешного испытания первой советской ракеты в 1933 г. на базе ГИРД создаётся Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), разработка ракетной техники начинает рассматриваться как важная военная задача [4].

Глава II . Советские ученые и их открытия в период с 1917 по 1941 гг.

После революции в советском государстве развивались все области наук: и гуманитарные, и естественные, и технические. Но с наибольшими трудностями сталкивались ученые, занимавшиеся естественными науками. Именно поэтому основное внимание в работе уделяется естественным наукам, а именно физике, генетике и физиологии.

2.1.1. Пётр Леонидович Капица

Капица состоял членом–корреспондентом Академии наук СССР и одновременно действительным членом Лондонского Королевского общества — Академии наук Великобритании. В то время такое сочетание ошеломляло — оно казалось просто немыслимым [8].

В 1920 году П. Л. Капица и Н. Н. Семенов разработали метод определения магнитного момента атома, используя в нем взаимодействие пучка атомов с неоднородным магнитным полем [8].

Несколько лет П. Л. Капица был поглощен работами по созданию ожижительной техники. После того как была изготовлена установка для производства жидкого воздуха, Петр Леонидович перешел к проектированию кислородного ожижителя. Мастерские института стали походить на заводские цеха. В течение полутора лет было выпущено несколько кислородных ожижителей, которые институт передал промышленности. Работа над ними проходила параллельно с исследованиями и в области низких температур, завершившимися крупным научным открытием, а именно открытием в 1937 году сверхтекучести гелия [8].

2.1.2. Павел Алексеевич Черенков

С 1930 года начал работать в Москве – в Физическом институте Академии наук СССР. С 1948 года – профессор Московского энергетического, а с 1951 года – Московского инженерно-физического института. Основные работы Черенкова посвящены физической оптике, ядерной физике, физике космических лучей, ускорительной технике.

2.1.3. Игорь Васильевич Курчатов

На работу в Слуцкую (Павловскую) магнитно-метеорологическую обсерваторию (ММО) И. В. Курчатов поступил в качестве наблюдателя в сентябре 1923 г. по рекомендации одного из профессоров Политехнического института. Этот шаг был продиктован простой необходимостью зарабатывать себе средства на существование. Однако, начав работать в ММО, Курчатов увлекся порученным ему исследованием, причем в какой-то степени даже в ущерб занятиям на кораблестроительном факультете и, несомненно, с большой пользой для всей его дальнейшей деятельности [3].

В ММО Курчатов проработал около одного года и выполнил в ней свое первое научное исследование. Оно было посвящено изучению радиоактивности снега и ее колебаний. Исследование радиоактивности осадков, связанной с наличием в атмосфере радона и продуктов его распада, давно интересовало специалистов по физике атмосферы. Одна из причин, по которым представляет интерес наблюдение за радиоактивностью осадков, заключается в следующем. Взвешенные в воздухе радиоактивные ионы (продукты распада радона) ведут себя как центры конденсации; поэтому представлялось возможным, что часть попадающих на землю осадков образуется непосредственно путем конденсации водяных паров на этих центрах [3].

Курчатов в своей статье дал критический анализ прежних работ, в которых радиоактивность осадков измерялась по α-частицам, и отметил их существенные методические недостатки. От многих таких недостатков была свободна работа В. Н. Оболенского, который измерял β-радиоактивность снега. Однако этот метод, как писал Курчатов, не позволял установить, каково соотношение количеств атомов RaA, RaB и RaC (продуктов распада радона) в осадках. Поэтому Курчатов вернулся к методу измерения активности снега по α-частицам, поставив своей целью разработать более совершенный его вариант. В статье дано математическое обоснование предложенной методики измерений, причем, в отличие от своих предшественников, Игорь Васильевич учитывал распад короткоживущих активностей (продуктов распада радона), происходящий за время собирания снега (10 мин). Курчатов показал, что учет этого обстоятельства изменяет результат измерений в несколько раз. Кроме того, он вывел формулу, позволяющую учесть поглощение α-частиц в воде (талом снеге). В прежних работах поглощение α-частиц не учитывалось, а между тем введение поправок на этот эффект изменяет вычисленную величину активности примерно в 20 раз (в данной геометрии опыта) [3].

В итоге измерений было установлено, что радиоактивность снега в момент попадания его на почву составляет в среднем 5.5⋅10 -11 Ки/г. Наибольшая активность наблюдается в начале снегопада, что представляется вполне естественным, поскольку первые "порции" выпавшего снега "выметают" активные продукты из нижних слоев атмосферы, нарушая установившееся равновесие. Было показано также, что ото дня ко дню существуют большие колебания в величине активности [3].

Рассматривая разработанные к тому времени типы ускорителей, И. В. Курчатов и А. И. Алиханов останавливают свое внимание на циклотроне. Начиная примерно с 1933 г. они обсуждают планы сооружения в Физтехе большого циклотрона. Чтобы получить представление о способах наладки и особенностях его работы, Курчатов решает построить в своей лаборатории небольшой циклотрон [3].

Сооружение малого циклотрона Курчатов в конце 1932 г. поручил М. А. Еремееву. В работе принял участие также лабораторный механик В. И. Бернашевский. Предполагалось, что в этом циклотроне удастся ускорить протоны примерно до 1 МэВ [3].

Протоны были ускорены в этом циклотроне до 530 кэВ. Ток пучка, измеренный струнным электрометром, не превышал нескольких единиц на 10 -10 А. Это примерно на порядок меньше, чем ток выведенного пучка в циклотроне-прототипе [3].

Курчатов впервые выдвинул гипотезу, согласно которой одно из ядер 80Вr или 82Вr является изомерным, и этому одному ядру надо приписать два из наблюдаемых трех периодов радиоброма (какие именно два - оставалось пока тоже неизвестным). В 1937 г. в двух независимых одна от другой работах было показано, что два периода (~17 мин и ~4.4 ч) необходимо приписать одному ядру - брому-80, которое, следовательно, является изомерным; период 36 ч относится к брому-82. Таким образом, гипотеза Курчатова оказалась правильной [3].

2.1.4. С ергей Иванович Вавилов

В 1925 году С. И. Вавилов вместе со своим помощником В. Л. Лёвшиным провёл серии опытов. В результате опытов было обнаружено уменьшение коэффициента поглощения уранового стекла при больших интенсивностях света. Этот эффект Вавилова-Левшина лёг в основу новой области науки – нелинейной оптики. Сейчас он используется как оптический затвор в импульсных твёрдотельных лазерах [1].

С. В. Вавилов способствовал разработке люминесцентного анализа. Большое принципиальное значение для теории света и физиологической оптики имеет цикл исследований Вавилова и его сотрудников, посвященный визуальному методу наблюдений квантовых флуктуаций света. Вместе со своим аспирантом П. А. Черенковым в 1934 году открыл эффект Вавилова-Черенкова (излучение Вавилова-Черенкова); за это открытие Черенков с двумя физиками-теоретиками в 1958 году, уже после смерти Вавилова, был удостоен Нобелевской премии [1].

2.2. Генетика

2.2.1. Николай Иванович Вавилов

В славной плеяде крупнейших деятелей советской науки одно из первых мест по праву принадлежит выдающемуся ученому, ботанику и генетику, агроному и географу, основателю советской школы биологов-растениеводов академику Николаю Ивановичу Вавилову. Он был всемирно известным ученым, внесшим огромный вклад в развитие генетики, агрономической науки, в систематику и географию культурных растений, в разработку научных основ селекции, в создание теории интродукции растений, в теорию и методы генетико-селекционных исследований [ 6 ].

Н. И. Вавилов стоял у истоков развития генетики в нашей стране. Всемирно признанные успехи советской науки в 20—30-е годы в области генетики в значительной мере связаны с активной творческой и энергичной организаторской деятельностью Н. И. Вавилова [ 6 ].

К 1920 г. в генетике были сделаны огромные успехи. Но даже на их фоне выступление Н. И. Вавилова в 1920 г. с докладом о законе гомологических рядов в наследственной изменчивости произвело исключительное впечатление на ученых. На громадном фактическом материале он продемонстрировал, что, чем ближе друг к другу виды по происхождению, тем более сходны у них мутационно возникшие признаки, т. е. у этих видов имеются гомологические и одинаково (или сходно) мутирующие гены [ 6 ].

2.3. Физиология

2.3.1. Иван Петрович Павлов

В 1921 за подписью В. И. Ленина был издан специальный декрет Совета Народных Комиссаров о создании условий, обеспечивающих научную работу Павлова.

2.4. Сложности периода 1917 – 1941 годов в области научных исследований

В годы репрессий были искалечены многие судьбы, что тормозило развитие науки и, безусловно, имело тяжелые последствия для развития большинства её областей. Но и в такой сложной ситуации были ученые, которые не эмигрировали, остались в стране и неустанно трудились, приумножая славу советской научной мысли. Однако даже самые крупные достижения советской науки не способны были компенсировать те трудности, с которыми она столкнулась в своем развитии.

После Октябрьской революции была определена цель развития науки – формирование научного потенциала страны, и эта цель была достигнута, несмотря на массовые репрессии, жесткий контроль со стороны власти, национальные проблемы в целом. Нельзя недооценивать вклад советских ученых в развитие мировой науки.

Именно в 1917-1941 годах была заложена основа для дальнейшего усиления обороноспособности СССР во время Великой Отечественной войны. За этот период было налажено массовое производство военной техники и стратегически важных материалов. Кроме того, была создана мощная научная база, которая позволила совершить важнейшие научные открытия в последующие годы. Большие успехи были достигнуты учеными в области физики, механики, химии, биологии и других. Эти успехи, к сожалению, сопровождались огромными жертвами, вызванными репрессиями, намеренным замалчиванием тех или иных открытий.

Сейчас наука развивается благодаря вкладу ученых всего мира, в то время как советская наука отличалась изолированностью от мировой научной мысли.

Советские ученые являются авторами большого количества важнейших исследований и изобретений. Им принадлежат открытия, имеющие ценность в и настоящее время. Так, люминесцентный анализ, разработанный С. И. Вавиловым, активно применяется в криминалистике, онкологии, дерматологии, биохимии. С помощью циклотрона, разработанного Курчатовым, производится трековая мембрана, которую применяют в аппаратах для плазмофереза, используемых при лечении сахарного диабета, ревматизма, острых отравлений и других заболеваний. Открытия Капицы легли в основу программы по разработке термоядерного реактора с постоянным подогревом плазмы. З акон гомологических рядов , открытый Н. И. Вавиловым , играет большую роль в изучении эволюционных процессов и выведении новых видов растений и является генетической основой селекции. Открытия И. П. Павлова позволили найти новые способы лечения тревожных расстройств (фобий, панических атак).

Для развития науки сегодня характерно соперничество, являющееся её движущей силой. И наоборот: без развития науки человечество не может двигаться вперед, но это движение содержит много противоречий.

Список литературы

2. Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1917-2009. М.: Аспект Пресс, 2010.

3. Гринберг А. П., Френкель В. Я. Игорь Васильевич Курчатов в Физико-техническом институте (1925—1943 гг.). Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1984.

4. Загладин Н. В., Ю. А. Петров. История. Конец XIX – начало XXI . М.: Русское слово, 2016.

5. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М.: Издательство политической литературы, 1974.

6. Микулинский С.Р. (отв. ред.) . Николай Иванович Вавилов : Очерки , воспоминания , материалы . М.: Наука, 1987.

7. Островитянов К. В. (Отв. ред.). Организация науки в первые годы Советской власти (1917—1925) (Сборник документов) Л.: Наука, 1968.

11. Юдин Б. Г. История советской науки как процесс вторичной институционализации // Философские исследования. 1993. № 3.

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим о достижениях советской науки и техники.

До сих пор мы говорили об этом очень коротко и отрывочно. И прежде, чем начинать разговор о научно-технических достижениях 30-х годов, нужно кратко описать, что происходило в первые 10 лет после Октябрьской революции.

20-е годы. В отличие от представителей творческой интеллигенции, подавляющее большинство учёных и конструкторов стало активно сотрудничать с Советской властью. Из 10 с лишним тысяч научных работников покинули страну всего около 500 человек, среди которых преобладали представители гуманитарных наук. Пожалуй, самой крупной фигурой среди эмигрировавших учёных был выдающийся авиаконструктор Сикорский. На решение учёных сильно повлияла позиция, занятая Российской Академией наук. Ещё в декабре 1917 года на общем собрании РАН было заявлено, что российские учёные, невзирая ни на что, работали, продолжают работать и будут работать для Родины и для науки.

К сотрудничеству с властью пришли, прежде всего, представители точных и естественных наук. Продолжали свою работу выдающиеся учёные, конструкторы и инженеры Тимирязев, Вернадский, Жуковский, Крылов, Мичурин, Губкин, Графтио и другие. Не сразу и не просто признал новую власть Иван Павлов – единственный в то время наш Нобелевский лауреат, но и он продолжал работу в СССР.

С другой стороны, и Советская власть делала всё возможное для развития науки. В годы Гражданской войны и сразу после неё, несмотря на крайнюю нехватку средств, Советской властью были созданы Радиевый, Астрофизический, Биологический и Географический институты, плавучий морской исследовательский институт, Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), аналогов которому в мире тогда не было. В 1919 году по инициативе Вернадского была создана Академия наук Украины. В период с 1917 по 1922 годы число научных учреждений увеличилось в три раза по сравнению с 1913 годом (в Гражданскую-то войну. ). После образования Советского Союза была создана Академия наук СССР, первым президентом которой стал старейший ученый страны геолог Карпинский. Количество научных работников к 1927 году составило около 25 тысяч.

Государственная организация науки. В конце 20-х и в 30-е годы советская наука добилась больших успехов. Государство вкладывало в развитие науки значительные средства, взяло на себя все заботы о развитии научных исследований, стремилось повысить материальный уровень жизни ученых. Впервые в мире была осуществлена государственная организация науки, к которой впоследствии пришли и развитые капиталистические страны.

Сохранялись традиционные научные учреждения, развернувшие громадную работу: Академия наук СССР, научные институты и университетская база науки. Одновременно возникали новые научные учреждения. Были созданы и развернули работу Академия наук Белоруссии, а также филиалы Академии наук СССР на Урале, Дальнем Востоке, в Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Казахской, Таджикской, Туркменской и Узбекской союзных республиках. Были созданы Математический, Физический, Оптический институты, Институт физико-химического анализа, другие крупные научно-исследовательские центры.

Фундаментальная наука. Успешно развивались все направления фундаментальной науки. Советские учёные в годы НЭПа и первых пятилеток сделали немало выдающихся открытий и внесли существенный вклад в мировую науку. Всемирно известными стали имена геохимика Вернадского, историка Тарле, геолога Обручева, физиков Иоффе и Семёнова, братьев Вавиловых – генетика Николая и физика Сергея, математика Виноградова и многих других учёных. Блестящих достижений в теории исследования космоса и ракетной техники добились Циолковский и Цандер. Гениальные открытия академика Павлова в области высшей нервной деятельности выдвинули нашу отечественную физиологическую науку на первое место в мире.

Прикладная наука. Наука в СССР всегда была тесно связана с производством и практической деятельностью. Советская наука помогала строить гидростанции и заводы, крупнейшие каналы и железнодорожные магистрали. Настоящим шедевром одновременно науки, инженерной мысли и искусства стало лучшее в мире Московское метро. Советские конструкторы создали десятки новых машин, станков и инструментов, успешно разрабатывали новое современное вооружение и боевую технику для Красной Армии.

Сергей Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. В 1932 году в Ярославле был пущен первый в мире завод по производству синтетического каучука в промышленных масштабах.

Академия наук направляла экспедиции в различные районы страны для изучения природных ресурсов. Академик Ферсман вёл геологические изыскания на Урале и Дальнем Востоке. Шли геологические исследования Кольского полуострова. Под руководством академика Губкина велось изучение Курской магнитной аномалии. Под его же руководством велась огромная работа по разведке и освоению запасов нефти в Волго-Уральской нефтеносной провинции – так называемом Втором Баку. В 30-е годы была получена первая нефть в Татарии и Башкирии, Куйбышевской и Пермской областях.

Больших успехов добилась советская сельскохозяйственная наука. В 1925 году питомник Мичурина стал научным учреждением общегосударственного масштаба. Мичурин, остававшийся непризнанным до революции, получил возможность в громадном масштабе и на широкой научной основе продолжать свои опыты по селекции и получению новых видов плодовых деревьев и растений. В конце 20-х годов учеными-зоотехниками были выведены новые типы тонкорунных овец.

Исследования Арктики и развитие авиации. Особое внимание советских людей привлекали два направления науки и техники: исследование Арктики и развитие авиации. Нередко эти два направления сливались в одно. На этих направлениях СССР добился в конце 20-х и в 30-е годы огромных успехов.

Но не так считало советское руководство. Для спасения челюскинцев была создана государственная комиссия во главе с Куйбышевым. Главным средством спасения были выбраны самолёты. С разных сторон пробивались они к лагерю Шмидта – и пробились! Советские лётчики вывезли всех членов экспедиции на Большую землю. Ни лётчики, ни челюскинцы не имели потерь. Это было выдающееся достижение советской науки и техники. В ознаменование этого подвига было учреждено высшее звание страны – звание Героя Советского Союза. Первыми Героями стали семь лётчиков, отличившихся при спасении челюскинцев: Ляпидевский, Леваневский, Водопьянов, Каманин, Доронин, Молоков, Слепнёв.

В мае 1937 года самолёты под командованием Водопьянова опустились на Северном полюсе и высадили на льдине четвёрку советских учёных во главе с Папаниным. За 275 суток папанинцы продрейфовали на льдине 2500 км. В труднейших условиях они вели напряжённую научную работу и обогатили мировую науку новыми материалами об Арктике.

Исследования Шмидта, Папанина, других учёных, а также лётчиков помогли освоить Северный морской путь и начать на нём постоянную навигацию. Северный морской путь сыграл важную роль в Великой Отечественной войне и до сих пор остаётся важнейшей транспортной трассой.

Негативные явления в науке. К сожалению, репрессивные кампании 30-х годов не обошли стороной советскую науку. Был расстрелян Лангемак, в лагерях погиб Николай Вавилов, арестовывались Туполев, Королёв, Ландау, некоторые другие известные учёные. Другим отрицательным явлением тех лет было то, что руководство партии и государства не раз поощряло и поддерживало авантюристические направления в науке (например, лжеучение Лысенко), нацеленные на быстрый результат без достаточных научных оснований. При этом сворачивались действительно перспективные направления в науке: генетика, молекулярная биология. В результате на этих направлениях советская наука постепенно стала отставать.

Но, несмотря на все отрицательные моменты, советская наука и техника развивались, как и вся страна, стремительными темпами. К концу 30-х годов в Советском Союзе было около 1800 научно-исследовательских учреждений, а число научных работников достигло почти 100 тысяч человек. СССР стал одним из мировых лидеров во многих отраслях науки и техники.

В 1930 г. ввели всеобщее начальное образование. К концу 30-х гг. завершили переход к обязательному семилетнему образованию. К 1940 г. сформировалась советская система народного образования. Ввел и обязательные государственные программы обучения. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

В 20-е гг. правящая партия вынуждена была использовать знания старых специалистов. В годы первой пятилетки ситуация изменилась. В высшие учебные заведения после окончания рабфаков пришло около 150 тыс. коммунистов и комсомольцев. Новая интеллигенция формировалась за счёт выходцев из рабочих и крестьян. Им были предоставлены большие льготы в пол учении образования. В этот же период прошли судебные процессы над старыми специалистами – Шахтинское дело. Трудовой крестьянской партии, академическое дело и другие. Старую интеллигенцию постепенно удалили из советских учреждений. К концу 30-х гг. в стране насчитывалось более 20 млн. специалистов. Большинство из них получило образование при Советской власти.

В сложном положении оказалась церковь. У неё были конфискованы большие ценности, закрыты и уничтожены многие храмы. Тысячи священников оказались в лагерях. Особенно активно такую политику стали проводить с начала первой пятилетки. Вторая была объявлена пятилеткой безбожия. За первые двадцать лет существования Советской власти количество церквей сократилось в десять раз. В сознание людей насаждали идеи атеизма.

Единственным методом в искусстве был социалистический реализм. Он требовал служения задачам социалистического строительства. Это выливалось в слепое восхваление успехов советского общества. К середине 30-х гг. создали единые союзы творческой интеллигенции (Союз писателей, Союз композиторов и др.), в рамках которых только и возможно было профессионально заниматься творчеством.

К числу известных писателей, создавших в этот период немалую часть своих произведений, принадлежали: А.М. Горький, А.П. Гайдар, М.А. Шолохов, В.В. Маяковский, А.А. Фадеев, А.Н. Толстой, И.Э. Бабель, О.Э. Мандельштам, Ю.К. Олеша – В.П. Катаев, М.М. Зощенко, Б.А. Пильняк.

В живописи и скульптуре В.И. Мухина, М.Б. Греков, Б.В. Иогансон, И.И. Бродский создавали произведения историко-революционного содержания, портреты вождей и передовиков труда. Художники М.В.Нестеров, А.А.Пластов, А.А.Дейнека, М.С.Сарьян пытались уйти в пейзажную живопись и иные нейтральные темы.

Гонениям подверглось творчество Ф.М. Достоевского, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А.П. Платонова, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, живопись К.С. Малевича и П.Ф. Филонова, музыка С.В. Рахманинова как несоответствующие идеям соцреализма.

Советские учёные Н.Н.Семёнов, Д. В. Скобельцын, Л.И. Мандельштам, И.В. Курчатов внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. А.А. Микулин, В.Я. Климов, А.Д. Шведов заложили основы конструирования отечественных авиационных двигателей. Громадная заслуга в решении ряда проблем химии (производство искусственных удобрений, переработка нефти, производство синтетического каучука) принадлежит С.В. Лебедеву и А.Е. Фаворскому. Выдающихся успехов добились физиологи и биологи И.П. Павлов и И.В. Мичурин Благодаря исследованиям Н.И.Вавилова была создана отечественная генетика. К.Э. Циолковский и Ф.А. Цандер разработали теорию космических полётов и реактивного движения. В 1930 г. В СССР построили первый в мире реактивный двигатель. Серьёзные открытия в изучении Арктики сделали О.Ю.Шмидт и И.Д.Папанин




Репрессии не обошли деятелей науки и культуры. В сталинских застенках закончили жизнь: генетик Н.И. Вавилов, поэт О. Э. Мандельштам, режиссёр В.Э. Мейерхольд и др. Долгое время находились в забвении А Н Туполев, С.П. Королев, М.А. Булгаков, М.И. Цветаева. Б.Л Пастернак.

После гражданской войны за границей оказалось около 2 млн. российских граждан. Крупнейшими центрами русского зарубежья стали Франция, Германия, Сербия, Чехословакия, США. За рубежом выход или русские газеты и журналы, открывались учебные заведения, библиотеки, церкви. За границей продолжили работу философы: Н.А. Бердяев. И. Ильин, П.Б. Струве, социолог П.А. Сорокин. В эмиграции оказались: физик Г А. Гамов, химик В.П. Ипатьев, авиаконструктор И.И. Сикорский. В изгнании продолжили своё творчество писатели и поэты: И.А. Бунин, А.И. Куприн, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, В.В. Набоков. Уехали из Советской России: композитор С.В. Рахманинов, певцы А.Вертинский, Ф.И. Шаляпин.

В 1930 г. ввели всеобщее начальное образование. К концу 30-х гг. завершили переход к обязательному семилетнему образованию. К 1940 г. сформировалась советская система народного образования. Ввел и обязательные государственные программы обучения. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

В 20-е гг. правящая партия вынуждена была использовать знания старых специалистов. В годы первой пятилетки ситуация изменилась. В высшие учебные заведения после окончания рабфаков пришло около 150 тыс. коммунистов и комсомольцев. Новая интеллигенция формировалась за счёт выходцев из рабочих и крестьян. Им были предоставлены большие льготы в пол учении образования. В этот же период прошли судебные процессы над старыми специалистами – Шахтинское дело. Трудовой крестьянской партии, академическое дело и другие. Старую интеллигенцию постепенно удалили из советских учреждений. К концу 30-х гг. в стране насчитывалось более 20 млн. специалистов. Большинство из них получило образование при Советской власти.

В сложном положении оказалась церковь. У неё были конфискованы большие ценности, закрыты и уничтожены многие храмы. Тысячи священников оказались в лагерях. Особенно активно такую политику стали проводить с начала первой пятилетки. Вторая была объявлена пятилеткой безбожия. За первые двадцать лет существования Советской власти количество церквей сократилось в десять раз. В сознание людей насаждали идеи атеизма.

Единственным методом в искусстве был социалистический реализм. Он требовал служения задачам социалистического строительства. Это выливалось в слепое восхваление успехов советского общества. К середине 30-х гг. создали единые союзы творческой интеллигенции (Союз писателей, Союз композиторов и др.), в рамках которых только и возможно было профессионально заниматься творчеством.

К числу известных писателей, создавших в этот период немалую часть своих произведений, принадлежали: А.М. Горький, А.П. Гайдар, М.А. Шолохов, В.В. Маяковский, А.А. Фадеев, А.Н. Толстой, И.Э. Бабель, О.Э. Мандельштам, Ю.К. Олеша – В.П. Катаев, М.М. Зощенко, Б.А. Пильняк.

В живописи и скульптуре В.И. Мухина, М.Б. Греков, Б.В. Иогансон, И.И. Бродский создавали произведения историко-революционного содержания, портреты вождей и передовиков труда. Художники М.В.Нестеров, А.А.Пластов, А.А.Дейнека, М.С.Сарьян пытались уйти в пейзажную живопись и иные нейтральные темы.

Гонениям подверглось творчество Ф.М. Достоевского, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А.П. Платонова, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, живопись К.С. Малевича и П.Ф. Филонова, музыка С.В. Рахманинова как несоответствующие идеям соцреализма.

Советские учёные Н.Н.Семёнов, Д. В. Скобельцын, Л.И. Мандельштам, И.В. Курчатов внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. А.А. Микулин, В.Я. Климов, А.Д. Шведов заложили основы конструирования отечественных авиационных двигателей. Громадная заслуга в решении ряда проблем химии (производство искусственных удобрений, переработка нефти, производство синтетического каучука) принадлежит С.В. Лебедеву и А.Е. Фаворскому. Выдающихся успехов добились физиологи и биологи И.П. Павлов и И.В. Мичурин Благодаря исследованиям Н.И.Вавилова была создана отечественная генетика. К.Э. Циолковский и Ф.А. Цандер разработали теорию космических полётов и реактивного движения. В 1930 г. В СССР построили первый в мире реактивный двигатель. Серьёзные открытия в изучении Арктики сделали О.Ю.Шмидт и И.Д.Папанин

Репрессии не обошли деятелей науки и культуры. В сталинских застенках закончили жизнь: генетик Н.И. Вавилов, поэт О. Э. Мандельштам, режиссёр В.Э. Мейерхольд и др. Долгое время находились в забвении А Н Туполев, С.П. Королев, М.А. Булгаков, М.И. Цветаева. Б.Л Пастернак.

После гражданской войны за границей оказалось около 2 млн. российских граждан. Крупнейшими центрами русского зарубежья стали Франция, Германия, Сербия, Чехословакия, США. За рубежом выход или русские газеты и журналы, открывались учебные заведения, библиотеки, церкви. За границей продолжили работу философы: Н.А. Бердяев. И. Ильин, П.Б. Струве, социолог П.А. Сорокин. В эмиграции оказались: физик Г А. Гамов, химик В.П. Ипатьев, авиаконструктор И.И. Сикорский. В изгнании продолжили своё творчество писатели и поэты: И.А. Бунин, А.И. Куприн, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, В.В. Набоков. Уехали из Советской России: композитор С.В. Рахманинов, певцы А.Вертинский, Ф.И. Шаляпин.

Читайте также: