Народы нижегородской области доклад

Обновлено: 02.05.2024


140 народов считают
нижегородский край
своим общим домом.
Здесь тесным образом
переплетены
русская культура,
культура тюркских
народов
( татары, чуваши)
и финно-угорского мира
(марийцы и мордва).

5. Татары проживают в городах и на юго-востоке области : в Краснобаковском, Пильненском, Сергачском и Спасском районах Мордва – на

ТАТАРЫ ПРОЖИВАЮТ В ГОРОДАХ И НА ЮГОВОСТОКЕ ОБЛАСТИ : В КРАСНОБАКОВСКОМ,
ПИЛЬНЕНСКОМ, СЕРГАЧСКОМ И СПАССКОМ
РАЙОНАХ
МОРДВА – НА ЮГЕ ОБЛАСТИ: В
ЛУКОЯНОВСКОМ, СЕРГАЧСКОМ,
СЕЧЕНОВСКОМ, ГАГИНСКОМ,
БОЛЬШЕБОЛДИНСКОМ, ПИЛЬНИНСКОМ,
ШАТКОВСКОМ РАЙОНАХ
ЧУВАШИ – НА ВОСТОКЕ И ЮГО-ВОСТОКЕ
ОБЛАСТИ, НА ГРАНИЦЕ С ЧУВАШИЕЙ: В
ВОРОТЫНСКОМ, КНЯГИНИНСКОМ,
ПИЛЬНЕНСКОМ, ПЕРЕВОЗСКОМ, БОЛЬШЕМУРАШКИНСКОМ, БУТУРЛИНСКОМ РАЙОНАХ
МАРИЙЦЫ – НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ И ВОСТОКЕ
ОБЛАСТИ: В ШАРАНГСКОМ, ТОНКИНСКОМ,
ТОНШАЕВСКОМ РАЙОНАХ, А ТАКЖЕ В
ШАХУНСКОМ, ВЕТЛУЖСКОМ, ВОСКРЕСЕНСКОМ
И НА ПРАВОМ БЕРЕГУ ВОЛГИ – НА
ТЕРРИТОРИИ КСТОВСКОГО, ЛЫСКОВСКОГО И
ВОРОТЫНСКОГО РАЙОНАХ..

6. Заселение территории

ЗАСЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ
Конец I тысячелетия – меря, мурома, марийцы (черемисы), мордва
XI-XII век – заселение края славянами : основание Городца (1152
год и Нижнего Новгорода (1221 год)
XVI-XVII век – заселение Правобережья (после завоевания Казани
Иваном Грозным), переселение татар-мишарей

XVII-XVIII век – заселение Заволжья (раскол православной
церкви),
Появление украинских сел
XX век - 20-е годы- организованный набор рабочих через
вербовку на стройки области,
эвакуация предприятий во время Великой Отечественной войны,
появление новых крупных городов (Дзержинск, Кстово, Заволжье,
Саров)
Саров
Дзержинск

8. Коренные народы поволжья

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ
• На территории
Нижегородского края в
• I тысячелетии нашей эры
обитали 4 финно-угорских
народа: мордва,
марийцы, мурома, меря.
• Мурома и меря,
исчезают, ассимилируясь,
растворяясь в русском
народе, в раннем
средневековье.
• Память о древнем народе
мурома сохранилась
только в названии города
Муром.

Древнемордовские и
древнемарийские племена
генетически родственные.
В 1 тысячелетии до н.э. их предки
были связаны общим языком и
культурой (группа финно-угорских
языков).
У них существовал культ предков,
которым поклонялись в священных
рощах и урочищах.

11. ИСТОРИЯ НИЖЕГОРОДСКИХ МАРИЙЦЕВ ( черемисов)

ИСТОРИЯ НИЖЕГОРОДСКИХ
МАРИЙЦЕВ ( ЧЕРЕМИСОВ)
• Аборигенами
Нижегородского
Поволжья являются
марийцы.
• Исследования ученых
ДНК человека
показывают, что
марийцы - самая
древняя народность,
старше марийцев
только саамы.

Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и
Казанского ханства.
После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие
от него марийские земли стали частью российского государства.
Присоединение к Русскому государству было крайне кровопролитным.

Марийцы прошлых
столетий - отличные
земледельцы, охотники и
рыбаки.
Природа не только кормила
марийцев, она была
продолжением их
внутреннего мира, объектом
священного почитания.
Храмы у них
нерукотворные –
священные рощи, куда и
сегодня приходят марийцы
в самые трудные
жизненные минуты.
Марийские леса
признаны самыми
экологически чистыми.

16. Мордва : эрзя и мокша

МОРДВА : ЭРЗЯ И МОКША
• Мордвины – это финноугорский народ, пришли в
Нижегородское Поволжье с
Южного Урала шесть тысяч
лет назад,
• они делятся на два основных
племени – эрзя и мокша.
О былом населении юга области
напоминают эрзянские названия:
Ардатов, Арзамас, Суроватиха,
Кстово, Болдино, Ичалки, Дивеево, в
городе: Канавино, Бурнаковка,
Петряевка.

Первые упоминания об эрзях
относятся к X веку, а о мокшах к XIII в.
Известный эрзянский правитель
XIII века Пургаз держал под контролем
южные районы современной
Нижегородской области (в русских
источниках Пургасова волость).
Им принадлежало устье реки Оки.

В середине XIV в суздальская столица была перенесена в
Нижний Новгород.
В XV в. мордовская земля
представляла собой
федерацию эрзянских и
мокшанских территорий,
во главе которых стояли
правители,
поддерживающие
нейтралитет и с Русским
государством и с
Казанским ханством.

В XVI веке
казанские войска
совершили
разорительные походы в
мордовские земли,
это послужило поводом к
разрыву отношений с
Казанью.
Великий князь
Василий III стал возводить
в мордовских землях
города-крепости
(Васильсурск, Арзамас).
Васильсурск
Начался массовый
переход эрзянских и
мокшанских правителей
на службу России.
Арзамас

Известная
героиня эрзянского
народа Алена
Арзамасская.
В 1669 году, во
время восстания
Степана Разина,
она возглавила
вооруженный отряд,
разбила силы
воеводы Леонтия
Шайсукова, взяла
город Темников.
Позже была казнена.

К 1941 году произошли
перемещения мордвы на
новостройки путем
оргнаборов
и за счет раскулачивания.
Основные направления
миграции включали Сибирь,
Среднюю Азию, Казахстан,
Дальний Восток.
С 1992 года в городе
Лукоянове работает
уникальный музей
эрзянской культуры.

23. Освоение края славянами

ОСВОЕНИЕ КРАЯ СЛАВЯНАМИ
• В IX в. славяне начинают
продвигаться от верховьев
Волги вниз по течению.
• К концу XI в. они
расселились почти до устья
Оки.
• Далее простиралась
Волжская Булгария, а на
правом берегу Волги жил
народ эрзя.
• Пограничным славянским
форпостом был Городец

В 1221 г. князь
Юрий Всеволодович заложил
крепость у места слияния
Волги и Оки и назвал ее
Новгород Низовской земли
(ныне Нижний Новгород).

К концу XIII века Нижний
Новгород возродился и стал
центром княжества,
После взятия Иваном
Грозным Казани в 1552 г. Нижний
Новгород стал средоточием
экономической жизни
Московского царства.
Сюда устремляется поток
москвичей и жителей западных
земель.
,

После церковной
реформы патриарха
Никона (1654г.)
Заволжье заселяют
церковные
старообрядцы,
в XVIII веке
владимирцы обживают
лесной юго-запад,
а костромичи и вятчане
– север Поволжья.

В XVII—XVIII вв. в нижегородском Поволжье распахивались новые
земли, местные жители занимались разнообразными промыслами,
от них берет начало развитие промышленности.

31. ИЗ ИСТОРИИ НИЖЕГОРОДСКИХ ТАТАР

Татары – тюркский народ,
исповедующий ислам.
В Нижегородской области
татар всего 44.1 тысяч,
что составляет 1.44% от
населения области.
Татары проживают
в 34 населенных пунктах
области и представляют собой
особую этнографическую
группу – мишари.

32. Как оказались татары на нижегородской земле?

КАК ОКАЗАЛИСЬ ТАТАРЫ НА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ЗЕМЛЕ?
Тюркские племена обитали в
европейской части современной
России задолго до прихода Батыя.
Вместе с русскими в
XIII веке они оказались под
властью ханов Золотой Орды.
В XIV веке Золотая Орда
погрузилась в пучину
междоусобных войн.
В середине XV века она
распалась. В условиях кризиса
сотни тысяч тюрок покинули свои
места обитания.

Приходя на Русь,
они оседали на
слабозаселенных
территориях степей и
лесостепей.
Так на
нижегородской земле
появились первые
татарские селения
Сафаджай (Красная
Горка) (1451 год) и
Петряксы (оба в
Пильнинском районе).
Тюрки пришли
добровольно, без
ведома государства.

Ордынская знать в
поисках лучшей доли
поступала на службу к
московским великим
князьям.
Так поступил
Касим, сын одного из
основателей
Казанского ханства
хана Улу-Мухаммеда,
который привёл много
народа.
Им дали земли в
Рязанской Мещере в
городе
Городец Мещерский,
который с тех пор
получил название
Касимов.

К 1570 году с
продвижением границ
дальше по инициативе
властей Российского
государства часть татар
была переселена на земли
Нижегородского
Поволжья.
Несшие дозор конные татары
селились от современного
поселка Сатис (на западе от
Сарова) до Арзамаса.
С 1580 г до начала XVII века
татарские усады продвигались на
северо-восток от Арзамаса до
Пьяны.

МИШАРИ.
ФОТО ИЗ АРХИВОВ.
Краснооктябрьский район Нижегородской
области называют Мишаристан, потому что
именно здесь находятся земли
татармишарей.

С конца XIX века, активно
занимаясь торговлей, татары
выезжали из своих селений в
другие регионы России.
Ислам помог татарам
сохранить свою культуру:
язык, традиции, обычаи,
где бы они не оседали на
жительство.

Культурное наследие
в татарской среде передавали из
поколения в поколение имамы.
Мечеть в селе
Медяны
Благодаря им с середины
XVIII века развернулось
строительство мечетей в
татарских селах
Нижегородского края.
В 2015 году исполнилось
100 лет со дня открытия мечети
построенной по проекту губернского
архитектора
А. Домбровского в районе площади
Сенной Нижнего Новгорода.

Татары-мишари не только чтут
свои традиции, но хранят и
уважают старинные русские.
.
Регионально – национальная
культурная автономия татар
Нижегородской области была
создана в 2004 году.

41. История чувашского населения нижегородской земли

ИСТОРИЯ ЧУВАШСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ
Чуваши - одна из многочисленных
народностей России. Сегодня в
европейской части России чуваши –
единственный тюркский народ,
исповедующий православие (95%).
По данным переписи 2010 г. в
Нижегородской области проживает
9.8 тыс. чувашей (0,32%).
Чуваши расселялись в основном
на территории восточных и юговосточных районов области, т.е. на
землях вдоль ее границы с Чувашией.
В области насчитывается 18
небольших поселений с
чувашским населением.

Формирование чувашей в единую
народность происходило на основе
сельского булгарского населения,
не принявшего ислам, и завершилось
на рубеже XV-XVI вв.

Два народа Приволжья являются
прямыми потомками волжских
булгар - это татары и чуваши.
Царь Алмуш – тогдашний
правитель Волжской Булгарии принял ислам в 922 году и стал
верноподданным Багдадского
халифа.
Однако часть булгар не приняла
Ислам, и во главе с князем Вырăгом
отказалась сменить веру предков,
что дало толчок к образованию
чувашской нации.
В дальнейшем чуваши приняли
христианство.

Волжская Булгария достигла больших успехов в своем
развитии. Письменные источники тех времен называют её страной
тысячи городов.
Осенью 1236
года на
Волжскую
Булгарию
двинулось
огромное
войско хана
Батыя. Города
были сожжены,
жители убиты и
взяты в плен.
Междоусобная война в Золотой Орде ударила по богатейшей
булгаро-чувашской экономике, культуре, пошатнуло политические устои.
.

Всеобщий натиск с
Запада в XVI веке привел
к победе и возвышению
Московского
государства и полному
забвению булгарского
наследия.
В 1551 году
чувашские земли вошли
в состав России.
.
Чуваши появились
лишь в начале XX века
в Воротынской волости
Васильсурского уезда.

48. Этнонациональные изменения XX-XXI века

ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ
ИЗМЕНЕНИЯ XX-XXI ВЕКА
Заметное изменение
национального состава края
произошло в годы Первой мировой
войны.
В результате наступления
немецких войск весной 1915 г в наш
город прибыло 22 тысячи евреев,
латышей и литовцев.
По результатам переписи 1920 года
евреи (9.9 тысяч человек) занимали
третье место по численности после
русских (1млн 600 тысяч человек) и
мордвы (66.8 тысяч человек).

Значительно ухудшилась
демографическая ситуация
в 1990 годы, в XXI веке
продолжались негативные
тенденции.
Численность русских с
1989 по 2010 год сократилась
на 412 тысяч человек.
Уменьшилось число татар,
мордвы, чувашей и марийцев,
в 3 раза сократилось
еврейское население
области.
В 6 раз в Нижегородской области
увеличилось число армян, в 3 раза
- азербайджанцев.
В начале XXI века за счет приезда
трудовых мигрантов из Средней
Азии стало заметно расти число
узбеков и таджиков.

Нижегородская область – это область национального
согласия. Коренные народы живут вместе уже 900 лет.
Историю города
творили все
нижегородцы,
независимо от
национальности и
вероисповедания.
Они были вместе
и в мирной жизни,
и в лихие годы стояли
плечом к плечу.
И сегодня они
живут жизнью своей
страны и своего края.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русские в Нижегородской области Происхождение русских в области различно. Как.

Русские в Нижегородской области Происхождение русских в области различно. Как известно, это славянский православный народ, генезис которого шел в XIV - XVII вв. на территории Центральной России, следовательно, и региона в частности: носители древнерусского языка заселяют Нижегородское Поволжье с XII века.

Мужской костюм Основой мужской одежды была сорочка или нижняя рубаха. Рубахи.

Женский костюм Женская одежда. Основой женского костюма была длинная рубаха.

Женский костюм Женская одежда. Основой женского костюма была длинная рубаха. Ее украшали отсрочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Рубахи подпоясывали. Женщины поверх белой или красной рубахи с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застегивавшийся до горла, с длинными рукавами с золотым шитьем и жемчугом и с пристегнутым воротом .

Марийцы в Нижегородской области Марийские деревни и села находятся на северо-.

Марийцы в Нижегородской области Марийские деревни и села находятся на северо-востоке области (Тоншаевский, Тонкинский, Шарангский, Воскресенский, Воротынский районы). Говорят нижегородские марийцы на северо-западном и горном наречиях марийского языка, довольно сильно отличающихся от лугового марийского, распространенного в административном центре Республики Марий Эл — Йошкар-Оле. Оба языка имеют письменность, но художественной литературы на северо-западном марийском не существует.

Традиции марийцев У марийцев сохраняются знания традиционной медицины, основа.

Традиции марийцев У марийцев сохраняются знания традиционной медицины, основанной на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, порче, сглазе, злых духах, душах умерших.

Традиции марийцев В среде марийцев сохраняется приверженность традиционным ве.

МОРДВА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В настоящее время мордва на территории Нижего.

МОРДВА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В настоящее время мордва на территории Нижегородской области проживает в основном в южных районах (Пильнинский. Сергачский. Сеченовский. Шатковский, Гагинский, Больше-Болдинский, Лукояновский, Первомайский). Большинство современной нижегородской мордвы, кроме русского, говорит на эрзянском языке и всего в нескольких деревнях — на мокшанском. Мордовским культурным центром в области является город Лукоянов.

Традиции мордвы Хотя мордва считается наиболее христианизированным народом По.

Традиции мордвы Хотя мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, в культовой сфере до сих пор сохранились остатки традиционных верований, часть из которых синкретизировалась с православием.

Традиции мордвы В дохристианских верованиях мордвы обращает на себя внимание.

Традиции мордвы В дохристианских верованиях мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств. Названия их обычно состоят из двух слов; божество леса (вирь) — Вирь-ава (ава — мать, женщина), воды (ведь) — Ведь-ава, земли (мода) — Мода-ава, огня (тол) — Тол-ава, ветра (варма) — Варма-ава, дома (кудо) — Кудо-ава и т.п.

Традиции мордвы Наряду с божествами-женщинами встречаются аналогичные божеств.

Традиции мордвы Наряду с божествами-женщинами встречаются аналогичные божества в мужском образе, мужья женских божеств; Вирь-атя (атя — мужчина, старик), Ведь-атя, Мода-атя, Варма-атя, Тол-атя. Кудо-атя и др. Считалось, что боги могут принести беды и несчастья, если вовремя их не умилостивить.

ТАТАРЫ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Татары — второй по численности народ Нижегоро.

ТАТАРЫ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Татары — второй по численности народ Нижегородской области. В настоящее время их насчитывается более 63 тыс. человек. Много татар живет в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Сергаче, на Бору. В сельской местности татарское население представлено в основном на юго-востоке области (Княгининский, Пильнинский, Сергачский, Краснооктябрьский, Сеченовский районы).

Традиции татарской народности Татары — мусульмане-сунниты. В Нижнем Новгороде.

Традиции татарской народности Татары — мусульмане-сунниты. В Нижнем Новгороде действуют три мечети, одна из них — кафедральная — находится в районе Сенной площади (Казанская наб., 5). Также мечети есть в Дзержинске. Княгининском, Краснооктябрьском, Сергачском. Сеченовском, Спасском районах. Местом паломничеств нижегородских татар является село Медяна в Краснооктябрьском районе, где сосредоточен ряд исламских святынь.

Традиции татарской народности Татары встречают дорогих гостей не хлебом-солью.

Традиции татарской народности Татары встречают дорогих гостей не хлебом-солью, а сладким блюдом чакчак. Самое распространенное первое блюдо у татар — салма — мясной бульон с вареными кусочками пшеничного, гречневого или горохового теста, картофелем, луком, морковью.

ЧУВАШИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Предки чувашей — тюркские племена болгар, приш.

ЧУВАШИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Предки чувашей — тюркские племена болгар, пришедшие в VII-VIII вв. из северокавказских степей и слившиеся с местным финно-угорским населением. Со взятием Казани (1552) чуваши вошли в состав Русского государства. Современные чуваши, кроме русского, говорят на чувашском языке, в котором выделяют два диалекта. Отдельные чувашские села встречаются на востоке области — в Воротынецком, Пильнинском и Сеченовском районах.

Традиции чувашской народности В традиционной пище чувашей преобладают растите.

Традиции чувашской народности В традиционной пище чувашей преобладают растительные продукты. Распространены супы (яшка, шурпе), похлебки с клецками, щи с приправами из культурной и дикорастущей зелени

Традиции чувашской народности Широко представлены молочные продукты, среди ко.

Традиции чувашской народности Широко представлены молочные продукты, среди которых особо следует отметить творожные сырки (чакат). Мясо было едой относительно редкой — сезонной (при забое скота) и праздничной.

Традиции чувашской народности Из сладостей употребляли мед, который применяли.

Традиции чувашской народности Из сладостей употребляли мед, который применяли также для изготовления медовухи. Излюбленным хмельным напитком было пиво из ржаного или ячменного солода (сэра) — крепкое для праздничных угощений и слабое для повседневного питья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Народы Европейской части СССР. М., 1964. Козлова К.И. Этног.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Народы Европейской части СССР. М., 1964. Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. М. 1964. Лейхтфельд Н. Масленица и свадебные обряды у чуваш // Вокруг света. - 1993 - № 6. Народы Поволжья. Т. А. Якимова. Малая музейная энциклопедия. Тольяттинский краеведческий музей 2006 г. Киселев В.М. История Уренского района// Урень:-Типография. 2011 Киселев В.М. Энциклопедия Урень-края// Урень:-Типография. 2011

Краткое описание документа:

Данная презентация может использоваться учителем на уроке История Нижегородского края по теме "Народы и традиции нижегородской области". В презентации освящается история мужского и женского костюма, а так же традиции и истории костюма таких народов как: мордва, марийцы, татары, чуваши. так же представления история обоснования каждого из народов на территории Нижегородской области. Освящаются так же традиционные блюда. На последнем слайде представлен список литературы который может использовать учитель в процессе подготовки урока по данной теме.

В Нижегородской области на 2015 год проживало около 3,3 млн. человек, что составляет 2,3% от всего населения страны. По численности населения в России область занимает 11-е место из 83 субъектов страны.

Согласно исследованиям А.Г.Вознесенской и О.В. Аракчеевой, численность населения в Нижегородской области за последние сто лет в силу социально-экономических и административных причин заметно изменялась. В первые десятилетия советской власти население области быстро росло в связи с развитием промышленности в г. Горьком и других городах региона. В сороковые годы оно стабилизировалось и оставалось на уровне 3,5-3,6 млн. человек. Максимум численности населения области пришелся на 1989 год, достигнув числа 3,7 млн. человек. С введением в стране новых экономических реформ, начиная с девяностых годов, численность жителей стала сокращаться, а с 1992 года естественный прирост населения стал отрицательным, т.е. каждый год теперь смертность превышает рождаемость. Но в последние пять лет рождаемость начала постепенно расти, и это отмечается практически во всех городах и районах области. При этом следует иметь в виду, что в последнее десятилетие XX века к Нижегородской области был присоединен еще один район – Сокольский, а также стал происходить активный приток русскоязычного населения из стран ближнего зарубежья. И, тем не менее, численность населения области пока имеет тенденцию к уменьшению.

Размещено население неравномерно: при средней плотности 43 человека на 1 км2 Правобережье заселено более густо, чем Заволжье. Основная масса населения проживает в приволжско-окских городах и районах, включая областной центр – Нижний Новгород. Объясняется это экономическими, историческими и природными причинами.

В области наблюдается постепенное увеличение численности городских жителей при соответствующем сокращении доли сельских. Всемирно-исторический процесс урбанизации затронул и нашу область. Особенно высок процент городского населения в Балахнинском, Володарском, Городецком, Павловском, Арзамасском, Кулебакском и Выксунском районах. Вместе с тем в отдельных районах области преобладает сельское население: в Вадском, Спасском, Гагинском, Сеченовском, Починковском и некоторых других районах Правобережья. В целом по области в середине 50-х годов XX века соотношение городского и сельского населения было примерно равное. В настоящее время доля городских жителей в Нижегородской области приближается к 80%.

За последние сто лет увеличилось и количество городов. В первой половине прошлого столетия в области насчитывалось 12 городов и 12 поселков городского типа. Сейчас их стало соответственно 28 и 56. По численности населения города целесообразно объединить в 4 группы:

1) город-миллионер – Нижний Новгород (3-й по численности среди городов в России, с населением 1 млн. 250 тыс. человек);

2) большие города – Дзержинск, Арзамас (соответственно 234 тыс. и 105 тыс. населения);

3) средние города – Саров, Бор, Кстово, Павлово, Выкса, Балахна (100-50 тыс. населения);

4) малые города – Заволжье, Семенов, Лысково, Лукоянов и др. (менее 50 тыс. населения); самым маленьким по численности населения сейчас является г. Горбатов (чуть более 2 тыс. человек).

Под влиянием различных факторов вокруг Нижнего Новгорода образовалась городская агломерация, объединяющая 10 городов (Нижний Новгород, Дзержинск, Бор, Кстово, Балахна и др.), 27 поселков городского типа и почти 200 сёл. Численность населения Нижегородской агломерации превышает 2 млн. человек, это почти 60% населения области.

К началу XXI века в области резко сократилось число сельских поселений, во многих деревнях постоянные жители отсутствуют (в ряде деревень только на лето поселяются дачники). В целом, сельское население концентрируется в крупных (свыше 1000 человек) и средних (1000–200 человек) поселениях, хотя преобладают мелкие поселения (менее 200 чел.).

Следствием процесса урбанизации явилась активизация внутри¬областных миграций из села в город. Наиболее интенсивно шел отток населения из периферийных районов. С развитием пассажирского транспорта увеличились маятниковые миграции, особенно характерные для Нижегородской агломерации. Внешние миграции проявлялись в разные периоды по-разному. В первой половине XX века в связи с крупным строительством преобладал приток населения, во второй половине – в период освоения целины, строительства БАМа – происходил отток населения, а в конце столетия наблюдалась миграция русскоязычного населения из стран ближнего зарубежья в Нижегородскую область. Кроме того, в начале нового века стали возвращаться из районов крайнего севера уехавшие туда на заработки в советский период.

На территории области проживают представители различных национальностей, но преобладают русские (94%), почти 1,5% составляют татары, 0,7% – мордва, далее по убывающей – украинцы, армяне, чуваши, марийцы и некоторые др. Татары в основном населяют Краснооктябрьский, Сергачский, Пильнинский, Спасский, Княгининский районы. Мордва проживает преимущественно в южных районах области: в Лукояновском, Шатковском, Первомайском, Большеболдинском, Сергачском, Пильнинском, марийцы – в восточных районах области: в Тоншаевском, Шарангском, Тонкинском и др. Русские живут повсеместно.

В Нижегородской области преобладает население трудоспособного возраста. До 50 лет доли мужчин и женщин примерно равны, но после 50 лет в половой структуре преобладают женщины, особенно в сельской местности. К началу XX1 века средняя продолжительность жизни и женщин, и мужчин существенно снизилась – соответственно до 70 и 59 лет. Сейчас этот показатель начинает немного увеличиваться.

В категории экономически активного населения трудились в 1989 году на государственных предприятиях и в учреждениях почти 93%, в колхозах – 7%, индивидуальной деятельностью занимались 0,4%. В сфере материального производства было занято 77% экономически активного населения, среди которых 40% работали в промышленности, 12% – в сельском хозяйстве, 25% – в других отраслях материального производства (транспорт, связь, строительство, торговля и др.) В непроизводственной сфере (образование, наука, здравоохранение и т.п.) было занято 23%. К началу нового столетия произошло снижение численности занятого населения, увеличение безработицы, а доля занятых в непроизводственной сфере возросла до 35%.

Нижний Новгород — город, расположенный на слиянии рек Оки и Волги, административный центр Приволжского федерального округа России, Основанный в начале 13 века князем Юрием Всеволодовичем, Нижний Новгород стал одним из главнейших торговых центров на Руси. С 1932 по 1990 год город носил имя своего знаменитого уроженца, Максима Горького. Поскольку центр России относится к регионам с многонациональным составом населения, традиции Нижнего Новгорода сочетают элементы культуры разных народов.

Традиции и обычаи Нижнего Новгорода

Культурные традиции

Музей-заповедник Пушкина

С давних времен духовно-религиозным центром России и великой святыней православия был расположенный недалеко от Нижнего Новгорода Серафимо-​Дивеевский женский монастырь. Крупнейший в мире женский монастырь построен на месте, которое было избрано Пресвятой Богородицей как Четвертый удел Свой на земле. Здесь же упокоены мощи святого Серафима Саровского ― иеромонаха, основателя и покровителя монастырской обители. Дивеево посещают паломники со всей России: христиане верят, что если провести в этом святом месте сутки, получишь особое благословение Небесной Царицы.

Серафимо-​Дивеевский женский монастырь

WAFEst фестиваль

Народные праздники

Народные традиции Нижнего Новгорода включают ряд праздничных мероприятий, посвященных периодам начала или завершения полевых работ и связанных с временами года:

  • Ивана Купала ― древний славянский праздник в честь летнего солнцестояния. В купальскую ночь жгут костры и прыгают через них, чтобы очиститься купальским огнем.
  • Троица (Пятидесятница)― праздник, символизирующий расцвет природы. Все дома в этот день украшают свежей травой.
  • Сабантуй ― летний праздник, посвященный окончанию весенних полевых работ.
  • Масленица, неотъемлемыми атрибутами которой служат массовые народные гуляния, ярмарки, конкурсы блюд национальной кухни.

Масленица в Новгороде

Старинные ремесла Нижегородской области

Поскольку Нижний Новгород стоит на крупных водных транспортных путях, народные промыслы здесь стали развиваться быстрее, чем в других местах. Нижегородская область и сегодня занимает первое место по разнообразию НХП. Самый распространенный вид народных ремесел ― художественная роспись:

Городецкая роспись

Традиционным для Нижнего Новгорода народным ремеслом издавна является рукоделие. Многие его виды уникальны:

В списке приоритетных для Нижегородской губернии видов народных ремесел и художественная обработка металла. Так, большим спросом в России и за рубежом пользуются ворсменские ножи, сделанные из дамасской стали и украшенные яшмой, перламутром и костью. С 1939 в Казаково Вячского района Нижегородской области работает предприятие по выпуску изделий в технике филиграни.

Казаковская филигрань

Казаковская филигрань ― это ажурный узор из тонкой серебряной проволоки, напаянный на вазы, чаши, шкатулки, украшения.

Читайте также: