Нам читают доклад уже полчаса

Обновлено: 04.07.2024

Эта статья открывает серию статей — если окажется, что Хабраколлеги сочтут ее интересной, ибо первое правило публичных выступлений гласит: рассказывай людям о том, что им интересно!

Если вы раньше не выступали на публике или боитесь это делать — вам под кат. Если вы считаете себя опытным докладчиком, для вас будет вторая статья серии.

Историческая справка: на Хабре по этой теме уже было небольшое обсуждение год назад.


Самая маленькая группа людей, перед которыми мне приходилось выступать — три человека (переговоры один на один не считаю), самая большая — человек 800 в зале конференции Sun Tech Days в Хайдерабаде, в Индии.

Этот текст — не свод обязательных правил, это изложение моего личного опыта. То, что сработало у меня, может сработать и у вас, то, что не сработало — тоже может. Я не даю универсальных советов, я расскажу, как я сам делаю так, чтобы аудитории было интересно.

Я выступал в основном перед сисадминами, разработчиками, техническими специалистами и студентами технических вузов, а также на научных конференциях. Стало быть, для похожих ситуаций мой опыт применим. Если вы едете с докладом на конференцию юристов или продавцов косметики — применяйте мои советы с осторожностью.

Подготовка

Второе правило: знай интересы своих слушателей до того, как готовить доклад.

Доклад должен быть хорошо подготовлен. Идеально, если вы рассказываете людям о том, что хорошо знаете. А если вы вчера купили текст дипломной работы, а завтра вам ее надо доложить перед залом злых преподов? А надо ехать к клиенту рассказывать, как использовать админку нового сайта, а вы эту CMS видите второй раз в жизни?

Единственный выход, если тему в целом вы знаете слабо — изучить интересы слушателей и рассказывать о том, что им в этой теме важнее. Например, если вы боитесь рассказывать о новой версии Solaris, потому что не знаете, что в ней есть нового, а выступать надо перед сисадминами, можно сосредоточиться на том, что важно именно им — например, на средствах администрирования, или том, куда в новой версии перенесены настройки, по сравнению со старой версией.

Третье правило: готовь хорошие слайды

Делать доклад со слайдами необязательно, однако большинство слушателей сейчас ждут, что докладчик будет стоять рядом с проектором, и можно будет смотреть не только на его выскоий лоб и хороший костюм, но и на иллюстрации к докладу. Для слушателей докладчицы в мини-юбке слайды играют еще и отвлекающую роль: нечего все время защиты диплома пялиться на чужие коленки.

  • на слайдах — то, что помогает людям понять суть дела. Доклад — не комикс, иметь по слайду на каждую фразу — это перебор
  • слайды хорошо читаются с любого ряда в зале. Шрифт меньше 30-го мало кто увидит
  • стандартный слайд — это 5-7 строк текста, не более. Лучше — пять: заголовок, мысль и три подмысли
  • на каждом слайде желателен хорошо видимый графический элемент: схема, фотография, рисунок. Слайд с текстом без графики выглядит как подсказка докладчику.

Исключение — слайды с кодом на конференциях разработчиков: иногда код просто необходимо показать, и в коде надо цветом выделить главное. Однако код все равно должен читаться издалека: удаляйте любой код, не имеющий прямого отношения к делу, и пишите оставшийся 30-м кеглем.

Время доклада

Обычно докладчик не волен выбирать, как долго ему говорить. Защита диплома — 15-20 минут, диссертация — 20-30, а самый удобный формат на конференциях — 20 минут. Хороший докладчик всегда укладывается в отведенное время: этим он покажет, что уважает и организаторов, и слушателей, и других докладчиков.

Для ориентировки: один полный лист А4, напечатанный 12-м кеглем — примерно 5-7 минут доклада (если вы говорите без пауз). Один слайд — не меньше минуты (если у вас есть слайд, который вы показываете пять секунд, уберите его, все равно его никто целиком не изучит).

Репетиция доклада

Проверка оборудования перед докладом

На любой приличной конференции докладчиков просят заранее (в день доклада или даже в предыдущий день) проверить, что их флэшка, ноутбук и прочее нужное им оборудование совместимо с тем оборудованием, которое предоставляют организаторы конференции. В случае защиты диплома это будет банальной проверкой того, что кафедральный проектор нормально подключается к вашему ноутбуку и показывает картинку в том разрешении, которое вам нужно.

Обязательно проверьте, что все программы, которые вы будете использовать во время доклада (xterm, exceed, Adobe Reader, OpenOffice Impress и т.п.) показывают то, что вам надо, в нужном разрешении и без сдвигов на экране. Даже опытные докладчики попадают впросак, когда самая интересная часть окна оказывается за пределами экрана.

Убедитесь, что компьютер, на котором вы собираетесь показывать слайды, читает то, на чем они у вас записаны.

Эти правила кажутся очевидными, но десятки людей (и я сам) регулярно чувствовали себя неудобно перед слушателями из-за таких мелочей.

Начало доклада

Четвертое правило: вовлекай слушателей в общение.

Что делать, если интересы людей в зале неизвестны? Первое: постарайтесь выяснить, кто должен прийти, у тех, кто организует ваше выступление или конференцию в целом. Второе: в начале доклада спросите пришедших, что им интересно.

Спрашивать присутствующих на защите диплома, что им интересно из вашей работы — нагловато. Там принято рассказывать то, что посоветовал руководитель. Однако на встрече коллег или перед клиентами это вполне естественно: например, на курсах по UNIX, которые я веду с 1993 года, перед началом курса я всегда спрашиваю каждого слушателя, что лично он (или она, что — увы — бывает реже) ожидает от курса, и как собирается применять полученные знания.

Что бы ни ответили слушатели, незачем менять курс или доклад кардинально, но учесть интересы и рассказать об одной теме больше, чем о другой, если этого просят — хороший тон. Это — необязательно, и делать так надо, только если вы знаете об обсуждаемой теме заведомо больше, чем собираетесь рассказать. В противном случае — держитесь выбранной линии в докладе и избегайте незапланированных отступлений.

В крайнем случае, возьмите у слушателя e-mail и пообещайте ответить, как только узнаете ответ на вопрос. Знать все докладчик не обязан, а проявить доброжелательность и желание помочь — полезно.

Поза докладчика

  • стойте в открытой позе, избегайте скрещивания рук на груди, животе и гениталиях;
  • непринужденно перемещайтесь по тому пространству, которое вам выделено перед слушателями (сцена, часть зала); избегайте неподвижности;
  • глядите в зал, лучше всего — выберите в зале симпатичного вам человека и смотрите на него, так, как будто вы рассказываете ваш доклад ему лично; лучше выбрать нескольких таких человек, и периодически переводить взгляд с одного на другого; избегайте постоянного взгляда вбок, в пол, в потолок. Задумались, посмотрели в окно или в сторону? Это нормально, но контакт с залом глазами терять незачем: возвращайте взгляд в зал;
  • никогда, вы слышите — ни-ког-да — не читайте слайды. Я сам иногда совершал эту ошибку, ибо если слайды сделаны хорошо, всегда есть искушение подглядеть, что говорить дальше. Слайд — не суфлер, это иллюстрация к тому, что вы рассказываете. Читать слайды — моветон. Старайтесь рассказывать доклад по памяти. Вы же не будете рассказывать подруге о дружеской попойке, подглядывая в блокнот? Вот и доклад должен литься из вас сам, без запинок и подглядываний. Поверьте: докладчик, читающий слайды, из зала выглядит жалко и вызывает в лучшем случае сочувствие, а в худшем — отвращение;
  • жестикулируйте — в России умеренную жестикуляцию зал одобрит. Я, разумеется, имею в виду приличные жесты. Впрочем, если желаете рискнуть стать героем youtube на час, можете на многолюдной конференции показать что-нибудь неприличное. Скандал запомнят многие, ваше имя — без гарантии. Многие помнят, как звали телеведущую, случайно поднявшую средний палец при произнесении фамилии президента США? Нет, а факт запомнился.

Собственно доклад

Пятое правило: говори коротко, приводи конкретные примеры из жизни

В докладе должно быть место для легкой импровизации или шутки. Если вы знаете, что за аудитория будет вас слушать — постарайтесь заготовить близкие им примеры. Например, выступая перед работниками офиса продаж стройматериалов, можно смело шутить на тему вчерашнего похмелья. Для священнослужителей и студенток филфака, наверное, подойдут другие шутки.

Эмоциональность — это не истерика, эмоции должны быть приправой к содержанию доклада. Определенно, в докладе должно быть что-то, что вам нравится: рассказывать о предмете, который вам противен, надо только тем, у кого вы хотите вызвать неприязнь к предмету (или к вам, если вы ненавидите котиков, младенцев, юных девушек или что-нибудь еще всеми любимое).

Вопросы в ходе доклада

Седьмое правило: докладчик — хозяин своего времени

Чтобы не выйти за пределы регламента, обязательно попросите кого-нибудь из организаторов следить за временем и подать вам сигнал за десять и за пять минут до конца. На многих конференциях для этой цели перед докладчиком спиной к залу ставят таймер, который показывает, сколько осталось времени до конца доклада. На худой конец сойдет смартфон или часы, положенные перед собой, но так, чтобы их было заметно оттуда, где вы прохаживаетесь во время доклада.

Можно и проще: если иногда вы смотрите на часы, чтобы проверить, не заговорились ли, никто не обидится, хотя могут подумать, что вы опаздываете на поезд.

Хороший тон — оставить в конце доклада минут пять для вопросов; если вы рассказывали что-то интересное аудитории, и дело происходит не в Китае, вам обязательно зададут вопросы. В Китае и некоторых других странах Азии публично задавать вопросы не принято, и вы можете сообщить залу, что после доклада вы будете пить чай в кафе за углом, и если кто-то хочет уточнить что-нибудь, вы будете рады это сделать за чашкой чая.

Главное — во всем соблюдать меру. Если вы вышли в испачканном костюме и пришлось отряхиваться на сцене, не надо весь доклад нервно снимать пылинки с пиджака; если посадили пятно на галстук перед выступлением и его некогда оттирать — ведите себя так, как будто пятна нет. Иронизировать над собой весь доклад по этому поводу категорически незачем — в конце концов, если доклад интересный, все смотрят вам в рот или в глаза, а не на галстук.

Завершение доклада

Хороший тон — привести на предпоследнем слайде источники вашего вдохновения (список литературы) и/или те книги и сайты, которые вы советуете слушателям почитать, а на последнем — способ связаться с вами (вдруг кому-то через год понадобится уточнить, как называлась та книга, которую вы вскользь упомянули на третьем с конца слайде). Оставлять свой мобильный телефон не надо — достаточно e-mail.

Важная деталь

Доклад нельзя читать по бумажке. Если вы хотите произвести впечатление энергичного и успешного докладчика — читайте доклад по памяти. Заглянуть в шпаргалку два-три раза за полчаса — не грех, читать весь доклад по бумажке — беда! Шпаргалка должна выглядеть достойно (пачка из двух листов А4 в руке, я считаю, выглядит нейтрально, а зажатый в кулачок обрывок бумажки — подозрительно).

А теперь, терпеливый читатель, ты можешь проголосовать за статью — и тем самым намекнуть автору, надо ли ему готовить следующие статьи — про то, как выкручиваться из сложных ситуаций во время докладов, про то, как делать слайды, и про то, как правильно составлять резюме и cover letter, если хочется работать в западной компании.

UPD: спасибо golodnyj за замечание по размеру шрифта на слайдах: корректный минимальный размер, который нормально виден в зале — не 14, как я вначале написал, а 30. В моих презентациях бывало до 24, но в таких случаях я сам себя не любил за это. Лучше придерживаться 30-го кегля.

13. Well, have you finally packed your bags? The taxi has been waiting at the door for ten minutes already.

14. We have been sitting here for 2 hours, but I still have not told you about my trip.\n

15. Where is Julia? \u2014 She is in the library. She is getting ready for her report. She has been working for 3 hours.\n

16. He thought his friends were working together.\n

17. I haven't had breakfast today. ">]" data-testid="answer_box_list">

MaryFairy211

1. She was surprised — she had never seen so many flowers.

2. When I woke up, my mother had got up and was making tea.

3. I have been trying to recall her name for half an hour, but I have not recalled it yet.

4. When he came home, we had already gone to the cinema.

5. She said it was raining and we should stay at home.

6. She had been living in this house for 5 years, when her brother arrived.

7. She thought the weather would be good.

8. Don't you understand that by the spring I will have been wearing this hat for three years?

9. Have they really been playing chess since the morning?

10. They had been walking along the road for 2 or 3 hours, when suddenly it started to rain.

11. I know that she has been working on this article for 3 weeks already.

12. When I repeated my question, he said that he had not heard me the first time, but I clearly saw that he had heard me well both times.

13. Well, have you finally packed your bags? The taxi has been waiting at the door for ten minutes already.

14. We have been sitting here for 2 hours, but I still have not told you about my trip.

15. Where is Julia? — She is in the library. She is getting ready for her report. She has been working for 3 hours.

16. He thought his friends were working together.

17. I haven't had breakfast today.

Новые вопросы в Английский язык

Compare the characters in the story. How important is it for them to find the Emerald City? Why?пожалуйста помогите дам 20 баллов​

Use of English Task 3. Choose the correct answer 1. He learned to play on a(n). guitar. a. Old, wooden, little b. little, old, wooden c. wooden, lit … tle, old 2. I haven't got .. money to buy tickets. a. too b. enough c. most 3. Only . of my friends have been abroad. a. a little b. a bit c. a few 4. I think Nauryz is . any other festival. a. Most fun than b. the most fun than c. more fun than 5. La Tomatina is a . festival. a. Spanish, fantastic, traditional b. fantastic, traditional, Spanish Spanish, fantastic c. traditional,​

b) 959.1 95.3.1 Answer the questions in the plan and write your article. Check your piece of writing and edit it. Para 1: What is the name of the cele … bration? When/Where does it take place? What is the reason for it? Para 2: What preparations do people make before the event? Para 3: What happens during the actual event? Para 4: How do people feel? What final thoughts/comments can you make?помогите пожалуйста. ​ дам 50 баллов

my school is__ the supermarket and masquea) in front of b) behindc) between d) againstочень срочно нужно спасибо за ранее​

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

TO HAVE smth. DONE

Am(is, are) having

Open the brackets:

I (to have) my dictation (to check) now.

We (to have) a telegramme (to receive) yesterday morning.

He (to have) a new washing machine (to install) at this time yesterday.

I usually (to have) my hair (to cut) once a month.

Sally (to have) her party dress (to sew) by next Saturday.

When I come to my friend’s place tomorrow, he (to have) the new windows (to install) for two hours.

You (to have) the windows in your room (to clean) tomorrow?

Mary (to have) these documents (to sign) yet?

You (to have) a car (to buy) when you were 18?

We (to have) this lecture (to give) since 10 a.m.

Нам читают доклад уже полчаса.

Мне только что подключили компьютер.

Им моют класс два раза в неделю.

Мне убирают офис сейчас.

Я подстригусь завтра.

Тебе готовят обед каждый день?

Когда я приду домой завтра, нам уже поставят железную дверь.

Когда я пришла домой вчера, мне уже разогрели суп.

Когда я вошла в класс вчера, нам диктовали новую тему уже 10 минут.

Нам отремонтируют квартиру через неделю.

Тебе уже купили велосипед?

Вам построят дом к следующему лету?

Мне не сошьют костюм к субботе.

Нам рассказывают интересную историю уже полчаса.

Мне привозят чистую питьевую воду два раза в месяц.

Ему уже пришили новую молнию на куртку.

Тебе уже подарили цветы?

Нам сажают молодые ели во дворе сейчас.

Ей варят кофе каждое утро?

Нам покажут эту коллекцию ювелирных украшений в следующем месяце?

Тебе изготовят новый шкаф к пятнице?

Мне сверлили зуб, когда медсестра вошла в кабинет.

Ему только что исправили все ошибки в диктанте.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Английский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1144 человека из 83 регионов


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 604 426 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.12.2019 1500
  • DOCX 32.5 кбайт
  • 40 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Щербакова Екатерина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Как посчитать время чтения текста? Статья поможет соотнести количество слов и длительность звучания текста.

Одна из проблем с которой я встречаюсь: когда клиент читает текст сам, в его исполнении текст входит в нужный хронометраж, но когда читает диктор, хронометраж всегда больше. Почему так происходит?
Дело в том, что когда клиент читает текст, он может проглатывать окончания, комкать гласные. Диктор же должен все четко произнести. Именно поэтому возникают трудности с хронометражем.

Сейчас популярны сервисы по подсчёту слов и секунд в тексте. Но у таких программ есть один недостаток: подсчёт идёт по количеству слов в отрыве от дикторской подачи, настроения.

Например, у вас лёгкий и расслабленный ролик, но хрономер посчитает вам средний темп начитки. Или наоборот: ролик очень быстрый и динамичный, а хрономер скажет, что у вас слишком много слов.

Хронометраж текста онлайн

Традиционно темп речи измеряют в словах в минуту. Если вы хотите его узнать, запишите на диктофон, как говорите в течение нескольких минут, а затем подсчитайте количество произнесённых слов. После этого разделите общую сумму сказанных слов на общее количество минут.

Записать речь можно на смартфон или видеокамеру. Подсчитать слова — тремя способами:

1) переслушать запись и сосчитать на слух;

2) загрузить аудио в программу для перевода речи в текст, например Google Keep;

Затем вам нужно перевести время аудиозаписи в минуты. Например, если вы говорили 4 минуты 30 секунд, объём слов нужно делить на 4,5, так как 30 секунд — это полминуты.

Скорость речи зависит от цели высказывания. Средний темп речи на русском языке — 120–130 слов в минуту. У дикторов на радио или ведущих подкастов он может быть гораздо выше.

Вот примеры, каким может быть темп речи в разных ситуациях:

· презентация: 100–110 слов в минуту;
· разговор: 110–120 слов в минуту;
· аудиокниги: 120 слов в минуту;
· радио и подкасты: 130–150 слов в минуту;
· комментаторы: 150–170 слов в минуту.

Word

Зайдите во вкладку Сервис, затем щелкните по пункту Статистика.

подсчитать количество слов

Google docs

Зайдите во вкладку Инструменты, затем щелкните по пункту Статистика.

подсчитать количество слов


Хрономер
Специальная программа, которая переводит слова в секунды и минуты, помогает определить тайминг текста.

В этой таблице я привел значения для большинства дикторских подач и настроений. Выберите нужный вам стиль, хронометраж, и вы найдете нужное количество слов.
Если вам нужна средняя скорость чтения, то можно использовать эти значения:

10 сек = 20−25 слов
15 сек = 30−35 слов
20 сек = 40−45 слов
30 сек = 60−65 слов
45 сек = 80−84 слов
60 сек = 110−120 слов

хронометраж текста

Давайте на примере разных презентаций сравним, как сильно может варьироваться темп речи. Возьмём несколько популярных выпусков TED Talks.

Я проанализировал 5 выступлений, от коротких до длинных (22 минуты). Хронометраж ролика включает также моменты, когда зрители аплодировали и ведущий перелистывал слайды.

Для большей объективности результатов отобрал выступления на широкий диапазон тем.
Средняя скорость речи по всем роликам — 130 слов минуту.
Темп речи ведущих варьируется от 120 до 160 слов минуту.

Читайте также: