Национальный доклад об инновациях в россии 2017

Обновлено: 01.05.2024

Слушайте подкаст программы:

Ключевые вопросы для обсуждения:

- Каковы главные барьеры для инновационного развития предприятий базовых отраслей?

- Какие шаги необходимо предпринять в первую очередь для повышения заинтересованности бизнеса в инновациях?

- Какие меры, помимо существующих, может предпринять государство?

Модератор сессии:

Участники:

Олег Фомичев, статс-секретарь – заместитель министра экономического развития Российской Федерации

Василий Осьмаков, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации

Константин Полунин, партнер и управляющий директор московского офиса BCG

Владимир Костеев, исполнительный директор Клуба директоров по науке и инновациям

Андрей Безруков, директор по стратегическому маркетингу GS Group

Гайдаровский форум 2018. Татьяна Черниговская, СПбГУ. Q&A сессия: Человечество может просто не узнать о появлении самосознания у искусственного интеллекта. Или не успеть узнать

Гайдаровский форум 2018. Татьяна Черниговская, СПбГУ: Есть ли место человеку в будущем мире искусственного интеллекта


Гайдаровский форум 2018. Аркадий Злочевский, Российский зерновой союз: При всех успехах, наш сельскохозяйственный экспорт сконцентрирован лишь на сырье

Гайдаровский форум 2018. Александр Дащенко, АгроТерра: За год нам удалось включить в цепочку поставок 71 фермерское хозяйство


Гайдаровский форум 2018. Олег Овчинников, Институт США и Канады РАН: Аграрная политика России нуждается в полной замене принципов и реформировании


Гайдаровский форум 2018. Сергей Королев, Общественный совет при Минсельхозе: Развитие плодоовощного сектора как пример успешной работы государства и бизнеса


Гайдаровский форум 2018. Денис Черкесов, Правительство Ивановской области: Малые фермерские хозяйства – большая точка роста


Гайдаровский форум 2018. Ильшат Фазрахманов, Правительство Башкортостана: Необходимость поддержки малых сельхозпроизводителей

Невысокий уровень коммерциализации научных разработок — одно из ключевых ограничений инновационного развития России, говорится в ежегодном Национальном докладе об инновациях в России-2017. Выращивание новых успешных команд технологических предпринимателей и формирование устойчивого финансирования этой деятельности, в том числе через венчурные инструменты, является необходимым условием развития инноваций в стране.

В основу документа легли результаты широкого экспертного обсуждения состояния национальной венчурной индустрии, а также результаты комплексного социологического исследования, в котором приняли участие более 200 респондентов, работающих в инновационной сфере: инвесторы, технологические предприниматели, представители федеральных органов власти. Доклад станет аналитической базой для разработки Стратегии развития венчурного рынка и рынка прямых инвестиций РФ, проект которой должен быть представлен РВК до конца 2018 года.

ДИНАМИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ


За последние годы России удалось значительно улучшить свои позиции в ведущих международных рейтингах инновационной активности. Так, позиции страны существенно укрепились в рейтинге глобальной конкурентоспособности Global Competitiveness Index: Россия поднялась с 63 в 2010 г. до 38 места в 2017 г., рост показателя за год составил +5 позиций. За прошедшие восемь лет Россия прибавила 19 позиций в рейтинге развития инноваций Global Innovation Index, где по итогам 2017 года заняла 45 место. А в рейтинге Doing Business Россия только за прошедший год поднялась на 16 позиций — до 35 места.

Детальный анализ дэшборда позволяет отследить изменение положения России по трем группам индикаторов инновационной деятельности по итогам 2017 года:

  1. индикаторы условий для развития инноваций (человеческий капитал, инфраструктура, зрелость отраслей, институты и ценности): продвижение России к странам-лидерам по 22 показателям из 62;
  2. ресурсное обеспечение инноваций (финансовое и материальное обеспечение, спрос и предложение технологий, кооперация науки и бизнеса, инновационная активность, роль государства): продвижение России к странам-лидерам по 7 показателям из 15;
  3. результативность инноваций (научные публикации, патентные заявки, технологии, инвестиции, выпуск инновационной продукции): сохранение статус-кво России по сравнению с другими странами.

Во-вторых, государственная политика стимулирования инноваций в России долгое время сохранялась в формате многополярной деятельности. Масштабные программы поддержки инноваций в промышленности, создание инновационных кластеров и экосистемы, поддержка прикладных исследований в вузовской и академической системах проводились во многом независимо: разными ведомствами, через разные государственные программы. В связи с этим инструменты государственной инновационной политики пока не сложились в полноценный и сбалансированный портфель (Policy Mix).

В-третьих, эксперты отмечают дефицит системных мер по стимулированию коммерциализации инноваций. Несмотря на позитивные сдвиги в структуре ресурсов, результирующие показатели коммерциализации — такие как доля экспорта технологий и доля венчурных инвестиций в ВВП, средний чек венчурной сделки — растут крайне скромными темпами. Согласно выводам доклада, именно этот блок инновационной экосистемы сегодня требует максимального сосредоточения усилий со стороны государства.

ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОЙ ВЕНЧУРНОЙ ИНДУСТРИИ

В рамках продвижения коммерциализации одной из ключевых задач инновационной политики становится развитие в России зрелого венчурного рынка. Всесторонний анализ текущего состояния российской венчурной индустрии, а также определение системы мер для ее перехода в перспективе 5-7 лет к стадии зрелости стали центральной частью доклада.


По оценкам экспертов, инструменты российского венчурного рынка пока не заняли значимой доли в портфелях частных инвесторов. После рецессии 2014 года рынок стабилизировался на низких отметках: объем венчурных сделок в среднем колебался на уровне 120 млн долларов, средний размер сделки составил 0,8 млн долларов (обзор рынка прямых и венчурных инвестиций за 2017 год, РАВИ). Объем венчурного рынка в России по-прежнему несопоставим с показателями стран-лидеров: он составляет около 0,01% от ВВП (данные Entrepreneurship at Glance 2016, OECD за 2015 год, РАВИ за 2016 год), что примерно соответствует уровню таких стран, как Словакия и Испания, и в три раза уступает развитым западноевропейским странам — Германии и Франции.

Согласно выводам доклада, одним из ключевых препятствий для развития национального венчурного рынка, по мнению инвесторов, является ограниченное число проектов, привлекательных для инвестирования. Респонденты отмечают, что поток проектов за последние годы в целом стабилизировался, но указывают на снижение их качества. Серьезной проблемой индустрии является дефицит у предпринимателей и их команд бизнес-компетенций, который не позволяет реализовать коммерческий потенциал полученных научных результатов. В связи с этим инвесторы указывают на важность реализации программ по технологическому предпринимательству для выращивания в России профессиональных стартап-команд.

Барьером для развития технологического предпринимательства также выступает относительная малочисленность группы населения, готовой к принятию на себя предпринимательских рисков в технологической сфере. Исследования показывают, что в части формирования стартапов в основном активна молодежь в возрасте до 35 лет. В связи с проявлением в ближайшее десятилетие последствий демографических процессов 1990-х годов — сокращением более чем на 35% численности молодежи в возрасте 25–34 лет — прогнозируется существенное снижение численности потенциальных предпринимателей. Для сохранения инновационного потенциала страны необходимы дополнительные действенные меры по стимулированию техпредпринимательства среди всех групп населения.

Участники рынка также констатируют особенности государственных институтов развития, которые могут ограничивать рост венчурной индустрии. К ним относят традиционное неприятие государством риска, чрезмерное регулирование и избыточную отчетность. Эти факторы дестимулируют развитие бизнеса: ответственность за расходование государственных средств слишком высока, что снижает заинтересованность игроков в их привлечении. Респонденты также отмечают, что различные институты развития в последние годы начали конкурировать за инвестирование в стартапы. Это может привести к снижению качества инвестиций, повышению их рисковости. Кроме того, участники рынка выделяют низкий уровень отраслевой специализации фондов с государственным участием, вследствие чего у них не всегда хватает экспертных ресурсов, чтобы адекватно оценить потенциал предлагаемого проекта. Ключевой запрос к государству со стороны венчурного сообщества — системная поддержка различных форм частных инвестиционных инициатив, стимулирование предпринимательства и формирование благоприятных условий для ведения бизнеса.

Сообщество участников венчурного рынка сформировало позитивные ожидания в отношении перспектив развития этого рынка в ближайшие годы. Они ожидают увеличения числа российских стартапов и профессионализацию соответствующего сообщества. Эту тенденцию поддержало 52% инвесторов и 38% предпринимателей. Вместе с тем, и инвесторы, и стартапы прогнозируют сложности с привлечением иностранного капитала: ухудшение ситуации по этому направлению ожидают более трети респондентов. Рост объема венчурных инвестиций, по мнению участников рынка, будет в целом сопоставим по темпам с ростом экономики. При этом игроки ожидают рост доходности венчурных инвестиций, который будет наиболее заметен в таких отраслях, как фармацевтика, биотехнологии, медицинские сервисы, программное обеспечение, здравоохранение. Ожидается увеличение объема инвестиций из государственных источников, однако участники рынка отмечают, что принципиально важен приток государственных денег на более поздних стадиях венчурного инвестирования.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРЕХОДУ К ЗРЕЛОМУ ВЕНЧУРНОМУ РЫНКУ


При подготовке рекомендаций были использованы результаты опроса участников венчурного рынка, федеральных органов исполнительной власти, институтов развития, университетов, экспертных организаций в декабре 2017 г., а также предложения Совета венчурного рынка и результаты экспертных обсуждений. Полная версия Национального доклада об инновациях 2017 года доступна по ссылке.


Главной особенностью российского инновационного цикла является активное создание новых технологий, стартапов и проектов. На сегодняшний день интенсивная работа институтов развития приводит к возникновению большого количества качественных продуктов. В дальнейшем они интегрируются в глобальные компании, получают инвестиции в мире и там же становятся глобальными продуктами и их компонентами. В то же время российские крупные компании покупают интегрированные решения на Западе для того, чтобы включать их в свои цепочки, но не умеют сами эффективно работать с личными разработками.

О ситуации с инновациями в стране и в мире рассказал партнер и управляющий директор московского офиса BCG Константин Полунин. Национальный доклад об инновациях в России позволяет регулярно корректировать курс в данном направлении. В 2015 г. впервые было измерено состояние инновационной системы в РФ по сравнению со странами-лидерами. А в 2016 г. доклад позволил оценить прогресс в стране: инновационная среда стала лучше, однако инновационная активность не увеличилась. Причина в том, что приоритет отдается областям, дающим отложенный или ограниченный эффект.

Чтобы конвертировать усилия в результат, необходимо сосредоточиться на корпоративном канале создания инноваций. Фокусирование на крупном бизнесе позволит наиболее быстро добиться значимых результатов. На сегодняшний день инновационная активность крупных российских компаний достаточно слаба, а инновации – единственный путь вернуть утраченные конкурентные позиции. Как же заставить все работать? Добиться постановки и достижения измеримых целей без радикального изменения системы управления можно с помощью проектного офиса.

На создание современной инновационной экосистемы ориентировано и Министерство экономического развития Российской Федерации. Для этого проводится соответствующая работа по разработке и курированию стратегии инновационного развития. С докладом выступил Олег Фомичев, статс-секретарь – заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Он отметил, что работу с крупными государственными компаниями начал еще в 2010 г., и постановка вопроса была точно такой же, как в презентации нынешнего года. Было полное понимание, что должны прикладываться усилия в формировании новой экосистемы, новых секторов, компаний, стартапов, формировании нового сегмента экономики.

Однако все зашло в тупик. Это выражалось в том, что компании начали делать второе поколение своих программ инновационного развития. Сначала пошли управленческие сигналы, в частности, увольнения топ-менеджмента, впоследствии система понемногу начала работать. Появились подходящие сотрудники в компаниях, в которых были поставлены инновационные блоки. Через две–три операции доработок программ появились программы инновационного развития. Тем не менее инновационные блоки не прижились, отметил Олег Фомичев.

В завершение дискуссии участники сошлись во мнении, что инновации должны стать тем рычагом, который обеспечит подъем российской экономики.

Мария Понятых, РАНХиГС

Организаторы форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России (АИРР).

Национальный доклад разработан по поручению президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России Министерством экономического развития при участии Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации, РВК и международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group.

Согласно докладу, инновации являются основным действенным инструментом обеспечения экономического роста в долгосрочной перспективе – на фоне снижения количества трудоспособного населения, оттока капитала и других внешних и внутренних вызовов, с которыми Россия столкнулась в последние годы. В рамках реализации принятой Правительством РФ в 2011 году Стратегии инновационного развития в стране были сформированы основные элементы инновационной экосистемы: создан один из крупнейших в Европе венчурных рынков, в стране заработали институты развития, появились территориальные инновационные кластеры. За последние годы Россия существенно укрепила позиции в ключевых рейтингах, оценивающих уровень развития инноваций.

Авторы доклада фиксируют пять основных барьеров, препятствующих дальнейшему повышению эффективности инновационной экосистемы России.

Для решения указанных проблем предлагается, в первую очередь, оптимизировать систему управления инновациями: повысить уровень координации между участниками инновационного процесса, определить единого администратора проводимой инновационной политики на уровне федеральных органов исполнительной власти, корректировать действующие мандаты институтов развития – с целью устранения дублирующих функций и оказания поддержки неохваченным объектам инновационной экосистемы, а также вовлечь в инновационный процесс бизнес-сообщество.

Следующий шаг – разработка единых, согласованных приоритетов инновационной политики, а также создание единых стандартов мониторинга и оценки ее реализации. Это потребует детализации и актуализации Стратегии инновационного развития, а также ее интеграции с разрабатываемой Стратегией социально-экономического развития и другими документами общего и отраслевого планирования. В рамках Стратегии инновационного развития критическим становится формирование единой совокупности отраслевых и рыночных приоритетов с учетом перспективной оценки отраслей и рынков будущего. Одним из инструментов формирования технологической политики может стать реализация Национальной технологической инициативы, которая позволит транслировать запросы и потребности рынка в государственную технологическую повестку.

Для дальнейшего развития инновационной экосистемы авторы считают необходимым разработать комплекс мер, направленных на привлечение частного капитала, снятие административных барьеров, обеспечение системной защиты прав собственников и инвесторов инновационных компаний. Кроме того, необходимо проведение масштабной федеральной кампании, направленной на популяризацию и стимулирование научной и предпринимательской деятельности.

Следующим этапом будет организовано обсуждение проекта Национального доклада об инновациях в России экспертным сообществом, после чего он будет внесён в Правительство РФ.

Читайте также: