Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования республики казахстан

Обновлено: 05.07.2024

Сарсенбиева Нагима Файзуллаевна
к.э.н., доцент кафедры информатика, Южно-Казахстанский государственный педагогический университет, Республика Казахстан, г.Шымкент
Мырзахметова Баян Шалатаевна
к.т.н., ст.преподаватель кафедры информатика, Южно-Казахстанский государственный педагогический университет, Республика Казахстан, г.Шымкент
Адылбекова Эльвира Тулепбергеновна
к.п.н., ст.преподаватель кафедры информатика, Южно-Казахстанский государственный педагогический университет, Республика Казахстан, г.Шымкент

Аннотация: проектирования продукта и заканчивая его поставкой к конечному потребителю, а также последующим обслуживанием продукта. В Республике Казахстан на основе ведущих информационных систем, функционирующих в отрасли, планируется создание единой системы управления образованием. По планам Министерство образования и науки данная система, используя технологии Big Data (большие Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования РК данные), в перспективе позволит отследить траекторию обучения ребенка с детсада до получения диплома PhD, профессионального развития педагога, прогнозировать движение контингента обучающихся и педагогов, дефицит ученических мест, строительство организаций образования и т.д.
Ключевые слова: Казахстан, онлайн-обучения, качество образования, Интернет, школа, цифровизация.

Digitalization of education in the Republic of Kazakhstan

Saresnbiyeva Nagima Faizullaevna
Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Department of Computer Science, South Kazakhstan State Pedagogical University, Republic of Kazakhstan, Shymkent
Myrzahmetova Bayan Shalataevna
Candidate of Technical Sciences, senior lecturer of the Department of Informatics, South Kazakhstan State Pedagogical University, Republic of Kazakhstan, Shymkent
Adylbekova Elvira Tulepbergenovna
Ph. D., senior lecturer of the Department of Informatics, South Kazakhstan State Pedagogical University, Republic of Kazakhstan, Shymkent

Abstract: Digitalization implies the full automation of the processes and stages of production, from product design to delivery to the end user, as well as subsequent maintenance of the product. In the Republic of Kazakhstan, on the basis of the leading information systems operating in the industry, it is planned to create a unified education management system. According to the plans of the Ministry of education and science of the system using Big Data technologies (big national report on the status and development of the education system of Kazakhstan data), in the long term will allow to track the trajectory of the child's education from kindergarten to PhD diploma, professional development of teachers, to predict the movement of the contingent of students and teachers, the shortage of student places, the construction of educational institutions, etc.
Keywords: Kazakhstan, online learning, quality of education, Internet, school, digitalization.

Образование является одной из основных ценностей, с помощью которой осуществляется формирование интеллекта работника и обеспечение его трудоустройства в условиях цифровой трансформации.

Сегодня цифровизация – повсеместный и межотраслевой тренд, позволяющий достичь:

  • роста ВВП страны через создания рабочих мест и инноваций;
  • повышения качества жизни благодаря автоматизации труда и быта;
  • общественной справедливости через расширение доступа к таким базовым услугам как здравохранение, образование, культура и др.

Реформа цифровизации образования заключается в оснащении образовательных учреждений качественным программным обеспечением, например, информационными системами, позволяющими получать доступ к образовательным ресурсам, результатам современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различных языках мира. Однако для этого сначала необходимо обеспечить образовательные учреждения современной техникой, а именно, компьютерами с возможностью подключения к сети Интернет [2,3].

Потенциал к использованию ИКТ для повышения конкурентоспособности и благосостояния стран мира оценивается Индексом сетевой готовности ВЭФ (Networked Readiness Index). Данный индекс состоит из основных 4 субиндексов, которые включают: окружающую среду (политическую и законодательную, бизнес и инновационную), готовность (инфраструктуру, доступность и навыки), применение ИКТ (индивидуальный, бизнес и государственный уровни) и эффект (экономический и социальный). Данные субиндексы объединяют 10 компонентов и 53 индикатора.

В сетевой готовности Казахстана относительно низкими параметрами характеризуются уровень использования ИКТ в бизнесе, инфраструктура и контент. По данным ВЭФ, в частном секторе Казахстана масштабы использования Интернет-бизнеса, степень готовности соответствующего персонала, усилия фирм по использованию ИКТ в инновационной деятельности, а также применение ИКТ в межфирменных транзакциях требует совершенствования (69-е место). Развитию сетевой инфраструктуры, а именно зоны покрытия сотовой связью, пропускной способности Интернета, безопасных Интернет-серверов, обеспечивающих доступ к цифровому контенту, присвоено 64-е место. Это в 1,5 раза ниже общей позиции страны в Индексе [4,5].

МОН цифровизация рассматривается в 3-х наиболее важных направлениях: как педагогический процесс, контент и менеджмент.

Важным показателем цифровизации сферы является оснащенность организаций образования интернетом. В большинстве дошкольных организаций и школ на сегодняшний день имеется доступ во Всемирную паутину. Однако это в основном связь с небольшой скоростью. Для расширения доступа педагогов и обучающихся к цифровому контенту из в года в год планомерно растет число организаций образования, где скорость достаточна для использования возможностей онлай-ресурсов.

Недостаточный уровень развития образовательных информационных технологий наблюдается и в общеобразовательных учреждениях: зачастую недостаточный уровень развития навыков выпускников школ обусловлен обучением на устаревшем оборудовании или его полном отсутствием. Цифровизация непосредственно связана с теми учебными инструментами, которые цифровые технологии открывают для университетов и школ и которые ранее не были доступны. Наиболее выделяющимся из них можно считать онлайн-обучение, в состав которого входят как смешанные формы обучения, т. е. совмещение просмотра лекционного видео в режиме онлайн и семинарских занятий в университете, так и непосредственно онлайн-курсы — MOOC (Massive Open Online Courses).

Таким образом, Казахстан может стать перспективной страной для развития Индустрии 4.0. Но для её активного внедрения требуется цифровизация образования, так как данный процесс влияет на качество образования, позволяя школьникам и студентам лучше познакомиться с реальным миром, в особенности с современными технологиями.

← Предыдущая статьяКоммуникативный тренинг как способ реализации интенсивной технологии обучения иностранному языку в условиях лингвистического центра

Следующая статья →Представления студентов о коронавирусной инфекции и готовность выполнять противоэпидемические мероприятия в условиях пандемии cоvid-19

1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (за годы Независимости Казахстана)

На момент обретения независимости в Казахстане
функционировало ? высшее учебное заведение,
которые обеспечивали нужды плановой
экономики, работали в жестких рамках и не имели
право на частную инициативу. Из них университетами
были только два - ? и ?

• Поэтому начиная с ? года сеть вузов
неизменно падала. В 2016 году
в Казахстане функционировало уже 125
вузов: 9 национальных,
? государственный, 16 акционированных,
54 частных, 13 негражданских,
1 автономный, 1 международный
университет

За 12 лет показатель охвата высшим
образованием экономически активного
населения страны увеличился на ?. Если в
среднем в мире ? % молодых людей
получают высшее образование, то в
Казахстане этот показатель составляет
24,9%

В сравнении с 2014 годом показатель
прохождения национальной институциональной
аккредитации в 2016 году вырос на ? %.
Отмечается рост числа вузов, прошедших
национальную специализированную
аккредитацию – 1,9 раз. Международную
специализированную аккредитацию прошли 30
вузов

Наибольшая доля студентов стран СНГ,
обучающихся в вузах Российской
Федерации, в ? учебном году приходилась на
Украину. Это ? % от общего контингента
студентов стран СНГ. В рамках соглашений с
Россией обучается 1,7 тыс. казахстанской
молодежи

Основная доля ППС (?) вузов в 2016 году
приходится на возраст ? лет. Это 16 059
человек или 42% от общей численности всех
педагогов. 28,5% составили ППС 30-39 лет
(10 899 чел.).

• На момент обретения независимости в
Казахстане функционировало 61 высшее
учебное заведение, которые обеспечивали
нужды плановой экономики, работали в
жестких рамках и не имели право на частную
инициативу. Из них университетами были
только два – Казахский национальный
университет им. Аль-Фараби и
Карагандинский государственный
университет им. Е.А. Букетова

• Поэтому начиная с 2001 года сеть вузов
неизменно падала. В 2016 году
в Казахстане функционировало уже 125
вузов: 9 национальных,
31 государственный, 16 акционированных,
54 частных, 13 негражданских,
1 автономный, 1 международный
университет

За 12 лет показатель охвата высшим
образованием
экономически
активного населения страны увеличился на
3,1%.
Если
в
среднем
в
мире
27% молодых людей получают высшее
образование,
то
в
Казахстане
этот
показатель
составляет
24,9%

В сравнении с 2014 годом показатель
прохождения национальной
институциональной аккредитации в 2016 году
вырос на 45,4%. Отмечается
рост числа вузов, прошедших национальную
специализированную
аккредитацию – 1,9 раз. Международную
специализированную аккредитацию
прошли 30 вузов

Наибольшая доля студентов стран СНГ,
обучающихся в вузах Российской
Федерации, в 2015-2016 учебном году
приходилась на Украину. Это 48,1%
от общего контингента студентов стран СНГ.
В рамках соглашений с Россией
обучается 1,7 тыс. казахстанской молодежи

Основная доля ППС (профессорскопреподавательский состав) вузов в 2016 году
приходится на возраст 40-62 лет.
Это 16 059 человек или 42% от общей
численности всех педагогов.
28,5% составили ППС 30-39 лет (10 899 чел.).

a9a542_27034fca96594f278d1c569b01062ce1

Обязательное образование в Казахстане предусматривает обучение в течение 11 лет. Обычно дети начинают ходить в школу в возрасте шеста или семи лет. С трех до шести лет они могут посещать детские сады (дошкольные учреждения). Начальная ступень образования, 1-6 классы, охватывает учеников до 11 лет, среднее образование — до 17 лет. когда почти все ученики проходят Единое национальное тестирование (ЕНТ), которое одновременно является и вступительным экзаменом в вузы, и выпускным экзаменом по окончании школы.

Организация учебных заведений

Организация учебных заведений необязательно совпадает с вышеописанными уровнями. В малонаселенных сельских районах, которые по закону имеют право открыть школу при наличии минимум пяти детей школьного возраста, подлежащих обязательному обучению, наблюдается тенденция к многоуровневым школам. После 9 класса дети могут остаться в общих (общеобразовательных) средних школах или поступить в профессионально-технические училища (лицеи), гуманитарные средние школы (гимназии), начальные профессионально-технические заведения, предлагающие базовое профессиональное образование, или колледжи, предлагающие среднее профессиональное и высшее профессиональное образование.

В нем, в частности, отмечается, что отсутствие дошкольного образования снижает возможности освоения учебной программы начального образования; что контингент детей, проходящих обучение в дошкольных учреждениях, в последнее время растет, но возможности получения дошкольного образования распределены географически неравномерно; особенно низок охват дошкольным обучением в областях, (регионах) с преобладающей долей сельского населения; данный показатель за 2004 год по Казахстану -23,6% детей в возрасте 1-6 лет, охваченных дошкольным образованием, — несоизмерим, например, с показателями по Японии -96,8%, России — 87,2% и США — 60,8%.

Тот же самый источник приводит следующие данные за 2004 год по охвату обязательным школьным обучением; 99,7% — для возрастной группы 7-10 лет; 97,6% — 11-15 лет и 89%, не считая коррекционных учреждении, для возрастной группы 16-17 лет. К 2005 году эти показатели выглядели следующим образом: 99,3% — для 7-10-летних, 99,8% — для 11-15-летних и 86,7% — для 16-17-летних; на 41 школьника приходился 1 компьютер, по сравнению с 62 учениками в 2000 году.

Национальный доклад об образовании

Выявил определенные проблемы, связанные с обязательным школьным обучением, которые выливаются в проблемы качества, доступности и достижений высшего образования. Согласно Национальному докладу об образовании прослеживается явная зависимость между уровнями образования и бедности, а доступ к качественному образованию остается, по большому счету, прерогативой городского населения, Поскольку среднее образование расценивается как подготовка к дальнейшему профессиональному или высшему образованию, выпускники большинства средних школ не получают профессиональной квалификации, дающей доступ к рынку труда.

Несмотря на то, что общее качество подготовки преподавательского состава в среднем общем образовании растет, оно снизилось в начальном звене образования, начальных и средних профессионально-технических школах и колледжах, за счет того, что квалифицированные преподаватели из-за низкой оплаты труда уходят в сектор промьппленности, где’ зарплата в три-четыре раза выше учительской. По сравнению с более конкурентоспособными странами, статус педагогического работника в Казахстане достаточно низок, как и зарплата, относительно ВВП, и никаких надбавок за различия в работе, рабочей нагрузке или профессиональных навыках, пользующихся спросом на рынке труда, нет. Зачастую школьные здания находятся в плохом состоянии, многие из них не отвечают требованиям по обеспечению современного качественного образования. По данным доклада, школьники Казахстана имеют чрезвычайно высокую учебную нагрузку, по сравнению со среднемировым уровнем, что приводит к ухудшению здоровья.

Как отмечается в Национальном докладе об образовании, трудно оценить уровень подготовки казахстанских выпускников ввиду отсутствия международно-сопоставимой информации о показателях школ и в связи с тем, что страна еще не принимала участия в международных студенческих обзорах. Однако Казахстан планирует участвовать в обзоре ТТМSS (Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования), проводимом IЕА (Международная ассоциация по оценке учебных достижений) в 2007 году- Являясь полноправным членом IЕА, Казахстан получит доступ к полной информации о показателях страны в сравнении с другими странами.

Уровень подготовки выпускников

Авторы смогли оценить уровень подготовки казахстанских выпускников школ только через Национальные информационные центры по академическому признанию, созданные в соответствии с Лиссабонской конвенцией 1997 года- Данная Конвенция, участником которой является Казахстан, касается международной эквивалентности квалификаций для поступления в вузы и продвижения высшего образования. Британский NARIC сообщил, что они приравнивают проходной балл Единого национального тестирования Казахстана (БНТ) хорошим баллам по нескольким экзаменам GCSE в Англии.

Не так давно Правительство Казахстана взяло на себя обязательство провести важную реформу, которая сможет решить многие из описанных выше проблем. Уже в 2007 году срок обязательного обучения увеличится до 12 лет.

Заключение

9040142_html_m25c94820

Таким образом, возраст обычного выпускника школы будет равен 18 годам. Новый 12-й год призван охватить программу, в настоящее время преподаваемую в первый период четырехлетнего обучения на степень бакалавра, позволяя сократить срок получения этой степени до трех лет. Данные изменения значительно скажутся на средних школах и вузах, а также на семьях, имеющих школьников и студентов. Предстоит реорганизовать многие школы.

Правительство планирует решить проблему низких показателей малокомплектных сельских школ путем объединения школьников 11 -х и 12-х классов в школы, обслуживающие более обширную территорию. Колледжи будут принимать студентов после окончания 10-го или 12-го, а не 9-го или 11-го классов, как сейчас. Стандарты и учебные программы средних школ, колледжей и университетов потребуют значительных изменений. ЕНТ, направленное на оценку уровня знаний, полученных по окончании И классов, в том виде, в котором оно проводится сейчас,, более не будет отвечать предъявляемым требованиям.

Информационно-аналитический центр по заказу МОН подготовил Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования по итогам 2018 года. Исследование опубликовано на сайте ias . Это самый свежий, 12-й по счёту, анализ системы образования. Мы изучили 350-страничный документ и представляем главное из доклада.

Разработка онлайн-курсов носит фрагментарный характер

С наступлением пандемии казахстанцы столкнулись с проблемами в онлайн-обучении. Практика показала, что вузы и школы не были готовы к резкому переходу на дистанционное образование. Это было ясно и в 2018 году, когда заочное обучение начало заменять дистанционное. Вузы проявили большую активность, нежели школы в попытках перейти "на цифру". К примеру, КазНУ имени аль-Фараби предлагал более 40 курсов по 15 направлениям с охватом в 16 тысяч человек. Университет Нархоз попытался охватить более восьми тысяч человек онлайн-курсами.

"Несмотря на положительные старания вузов в развитии электронного образования, разработка онлайн-курсов вузами всё ещё носит фрагментарный характер. Дальнейшее продвижение платформ открытого образования позволит обогатить содержание образовательных программ, расширить перспективы вузов и связать преподавателей казахстанских вузов с экспертами других стран", – сказано в исследовании.

Наибольшее число крупнейших провайдеров онлайн-образования сосредоточено в США , в числе которых Coursera, edX, Udacity, Kadenze, Canvas Network, Stanford Languita. Признанными платформами открытого образования также считаются:

  • FutureLear в Великобритании ;
  • XuetangX, CNMOOC, Chinese MOOCs в Китае ;
  • Gacco, Fisdom, OpenLearning, JMOOC в Японии ;
  • Federica.eu в Италии ;
  • OpenHPI в Германии ;
  • Open Education в России .

Вузы Казахстана объединили усилия и создали собственную Национальную платформу открытого образования moocs.kz . Она предлагает 25 онлайн-курсов по базовым дисциплинам бакалавриата. На сайте запустили интернет-проект Open Master Class с бесплатными онлайн-курсами от медийных личностей Казахстана , в числе которых:

  • доктор медицинских наук, президент Казахской академии питания Торегельды Шарманов;
  • основатель Astana Group, бизнесмен Нурлан Смагулов ;
  • победитель международных соревнований NASA и Microsoft Тимур Рыспеков ;
  • директор благотворительного фонда ДОМ Аружан Саин;
  • международный шахматный гроссмейстер Жансая Абдумалик и другие.

Казахстан входит в топ-10 стран по экспорту студентов

Немало казахстанцев выбирают зарубежные университеты для получения высшего образования. Исследование показало, что в нашей стране общее количество выезжающих студентов в четыре раза больше въезжающих. Казахстан входит в топ-10 стран по экспорту студентов, предпочитающих учиться за рубежом, после Китая , Индии , Германии , Южной Кореи и Франции . В 2018 году эмигрировали за границу для обучения в основном студенты из северного, восточного Казахстана и из Алматы , меньше всего – с юга и запада страны.

"Страны, лидирующие в экспорте студентов, не в силах привлечь равнозначное количество иностранных студентов. Только двум странам удаётся привлечь больше иностранных студентов – Франции (+154,6 тысячи) и Германии (+125,5 тысячи). Этот результат – следствие наличия в этих странах единого государственного подхода к развитию высшего образования. Казахстану по опыту стран с привлекательными системами высшего образования также необходимо разработать собственное видение/стратегию в области интернационализации высшего образования", – рекомендуют авторы исследования.

Схожая тенденция наблюдается и в Нигерии , Вьетнаме , Украине , Саудовской Аравии . Желание молодёжи учиться в зарубежных вузах характерно для многих стран. Для решения проблемы оттока талантливых студентов государства открывают филиалы иностранных университетов на своей территории и создают собственные исследовательские вузы с обучением на других языках.

Казахстан тоже стремится привлечь студентов из других стран. Более половины иностранных студентов у нас – выходцы стран СНГ :

  • из Узбекистана – более 9000 человек;
  • из Индии – более 3000 человек;
  • из Туркменистана – более 2000 человек;
  • из России – более 1000 человек;
  • из Китая – более 1000 человек.

По прогнозам АО "Центр международных программ", к 2025 году количество иностранных студентов в Казахстане увеличится до 50 тысяч человек.

"В 2018 году их число составило 21 727 человек, или 4%, что свидетельствует о достижении показателя госпрограммы развития образования и науки (ГПРОН) на 2016-2019 годы. Доля иностранных студентов в Казахстане сопоставима с такими странами ОЭСР как Литва , Израиль и Норвегия и опережает Польшу , Словению , Испанию , Южную Корею , Турцию , Чили и Мексику ", – сказано в докладе.

По результатам исследования, наименее развитыми у отечественных вузов оказались финансовая, академическая и управленческая автономии. Относительно развитой была признана самостоятельность в принятии кадровых решений. Поэтому в 2018 году в Казахстане приняли поправки, расширяющие полномочия вузов. Сейчас вузы могут самостоятельно разрабатывать и утверждать:

  • правила приёма;
  • образовательные программы;
  • присуждать студентам степени "бакалавр" и "магистр";
  • создавать эндаумент-фонд, юридические лица по научно-образовательной деятельности, стартап-компании, филиалы в иностранных государствах;
  • привлекать дополнительные источники финансирования и т.д.

Другой проблемой является копирование казахстанскими вузами зарубежных идей, бизнес-моделей и концепций. Учебным заведениям нужно продвигать собственные идеи с учётом экономических, региональных, экологических, географических и климатических условий Казахстана .

Сохраняется проблема аварийных и трёхсменных школ

В Казахстане до сих пор остро стоит проблема с аварийными школами и трёхсменным образованием. За пять лет количество аварийных школ сократилось в четыре раза. Но ликвидировать их полностью не удаётся. В 2018 году аварийной признали 31 школу, в этом числе 12 саманных и девять школ, расположенных в приспособленных помещениях. Аварийные школы есть в восьми областях страны:

  • Актюбинской;
  • Атырауской;
  • Жамбылской;
  • ЗКО ;
  • Карагандинской;
  • Костанайской;
  • Кызылординской;
  • Туркестанской.

"В небезопасных условиях таких школ получали знания 10 389 учащихся. В этой связи проведение мониторинга технического состояния школ и необходимой профилактической работы по предотвращению их аварийности является актуальной задачей местных исполнительных органов", – следует из доклада.

Ежегодно увеличивается число школ, требующих капитального ремонта. Впоследствии они могут пополнить число аварийных. Большинство школ (66%) Казахстана построено в эпоху СССР. Часть из них имеет чрезвычайно высокую степень износа. Таких школ по стране больше тысячи. Наибольшее число – в Алматинской области , наименьшее – в Атырауской и Павлодарской областях.

Инфографика информационно-аналитического центра

Продолжает увеличиваться дефицит ученических мест. В 2018 году потребность в дополнительных ученических местах составила больше 195 тысяч. Наибольший дефицит наблюдается в густонаселённых южных регионах и быстрорастущих крупных городах и их агломерациях. Доля школ, ведущих занятия в три смены, на момент исследования оставалась без изменений: в трёхсменных школах обучались 6,3% учеников от общей численности. Такие школы есть во всех регионах, кроме Алматы , Кызылординской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей.

Наибольшая доля трёхсменных школ функционировала:

  • в Нур-Султане ;
  • Шымкенте ;
  • Атырауской области .

Большинство школ (почти 70%) вели занятия в две смены. В одну смену работали только 29,4% школ. В основном они расположены на селе.

"Для охвата прибывающих в Шымкент ежегодно требуется столько ученических мест, сколько эквивалентно семи школам; в Нур-Султане и Алматы – четырём школам", – уточняется в докладе.

Нехватка мест в детсадах

10 из 12 аварийных детских садов в 2018 году приходилось на Кызылординскую область . Во всех остальных регионах эту проблему устранили. Но в сёлах ситуация плачевная.

"Число сельских дошкольных организаций с индивидуальным отоплением практически в три раза превышает городские, а с привозной водой – в четыре раза. Наибольшие трудности в благоустройстве дошкольных организаций на селе составляет обеспечение канализацией и горячей водой. Без горячей воды сельских детских садов и мини-центров почти в семь раз больше, чем городских, а без канализации – в 9 раз больше", – отметили авторы исследования.

Самая сложная ситуация в Туркестанской области: в 2018 году там было больше всего детских садов без канализации и горячей воды.

Инфографика информационно-аналитического центра

В городах республиканского значения из-за внутренней миграции встал остро вопрос обеспечения детей местами в дошкольных организациях. Поэтому в городах-миллионниках ( Алматы , Нур-Султан и Шымкент ) самые низкие показатели охвата детей 3-6 лет дошкольным образованием.

В 2018 году в очереди в детские сады в Казахстане стояло более полумиллиона детей до шести лет. Темпы строительства не успевают за ростом рождаемости. Особенно в городах, где потребность в детсадах в четыре раза больше, чем на селе (доля городских детей в очереди составляет 80%).

Для решения проблемы в Казахстане внедрили автоматизированную систему выдачи направлений в детсады. Сначала в пилотном режиме её ввели в Нур-Султане и Шымкенте , с 2018 года начали распространять в остальных регионах.

Также государство смягчило требования к строительству и эксплуатации детсадов. Теперь допускается совмещение в одном помещении игровой и спальни из расчёта – не менее 3 м 2 на одного ребёнка. Это позволило увеличить число и доступность частных садов.

Молодые учителя увольняются из-за низкой зарплаты

Одновременно с этим растёт дефицит педагогов. В 2018 году не хватало более пяти тысяч человек, среди которых учителя:

  • русского языка и литературы;
  • английского языка;
  • математики.

Почти 40% уволившихся учителей были молодыми специалистами. В 2018 году из школ уволилось более 25 тысяч преподавателей. Из-за нехватки кадров продолжают работать педагоги на пенсии.

"Низкий уровень заработной платы, особенно в начале карьеры учителя, является одной из основных причин оттока учителей из профессии. Несмотря на проводимую работу по повышению статуса педагога, учительство остаётся неконкурентным по сравнению с более высокооплачиваемой сферой деятельности", – резюмируют авторы доклада.

В колледжах не хватает оборудования и нет связи с работодателями

В организациях технического и профессионального образования противоположная проблема. Здесь систематически недобирают абитуриентов, из-за чего в Казахстане возник феномен "малокомплектных колледжей" с контингентом менее 200 студентов. Из 821 организации ТиПО 23% – малокомплектные, где обучались от 18 до 200 студентов.

Следующая проблема – оснащённость колледжей компьютерной техникой. 25% из всего числа техники требует замены, 19% – морально устарела. В 2018 году на один компьютер в среднем по Казахстану приходилось восемь студентов. Особенно дефицит наблюдался в Жамбылской, Мангистауской областях и в Шымкенте . Также в организациях ТиПО нехватка специального оборудования, предназначенного для обучения студентов с особыми потребностями.

Причина тому – слабое финансирование колледжей. В развитых странах оно превышает показатели Казахстана почти в три раза.

Колледжи не всегда работают в тесной связке с работодателями, нет мониторинга, насколько они удовлетворены выпускниками. А это нужно, чтобы оценить качество подготовки кадров и, возможно, корректировать образовательные программы. Сейчас рынок труда не получает специалистов, соответствующих реалиям рынка.

"В Казахстане опросы мнения работодателей проводятся эпизодически. Часто такие опросы являются поверхностными и не отражают действительную ситуацию востребованности выпускников. Кроме того, культура участия в профессиональных опросах не развита. Работодатели оценивают качество системы ТиПО на 3,7 – чуть выше среднего. Такой результат говорит о необходимости всестороннего анализа и мониторинга причин неудовлетворённости работодателей ТиПО на системной основе", – посчитали авторы исследования.

Мало и инвестиций работодателей в обучение будущих кадров. Пока у бизнеса нет достаточной мотивации для этого. В 2018 году доля студентов, обучающихся за счёт работодателей, составила всего 0,2% от общего контингента обучающихся.

Но несмотря на проблемы, большинство выпускников (83%) находят себе работу после обучения. Возможно, в жизнь воплощаются прогнозы экспертов, которые говорили о том, что к 2022 году наиболее востребованными специалистами будут "синие воротнички" – представители рабочих специальностей.

"Ожидается рост спроса на таких специалистов как парикмахеры, визажисты, косметологи, рабочие химчистки и крашения, мастера индивидуального пошива и ремонта одежды, специалисты по ремонту квартир, мебели, электробытовых приборов, телеаппаратуры, работники фотостудий и другие", – сказано в исследовании.

Такая тенденция наблюдается не только в Казахстане , но и во всём мире.

Зарплата выпускников вузов чуть выше 100 тысяч тенге

У выпускников университетов уровень трудоустройства ниже – он составил 67%. Менее 50% трудоустроенных выпускников у 68 вузов страны. Минимальный показатель – по специальности "Таможенное дело". Не по специальности чаще всего работают те, кто учился в области:

  • сельхознаук;
  • права;
  • услуг;
  • технических наук и технологий;
  • социальных наук и бизнеса.

Средняя зарплата выпускников вузов в 2018 году составляла чуть больше 100 тысяч тенге, что ниже среднемесячной зарплаты по стране.

Больше всего зарабатывали выпускники технических специальностей – 149 963 тенге. Меньше всего – выпускники сельскохозяйственных специальностей – 77 045 тенге.

Национальный проект "Серпін" тоже пока не оправдывает надежд. По его условиям молодёжь из регионов с избытком трудовых ресурсов обучается и направляется туда, где есть дефицит специалистов. Но только четверть выпускников программы закрепляется в регионе обучения. В 2018 году из 1635 обучавшихся только 256 человек остались там, где учились. Такая статистика говорит о низкой эффективности "Серпін". Авторы исследования рекомендуют изучить причины, почему участники программы возвращаются домой и каковы перспективы у тех, кто остался.

Инфографика информационно-аналитического центра

Половина выпускников школ поступает в вузы

Статистика по выпускникам школ в 2018 году выглядела так:

  • в вузы поступило чуть больше 50% выпускников 11 классов;
  • в колледжи – чуть больше 14%;
  • на работу сразу после школы устроились почти 8%;
  • уехали за пределы страны – чуть больше 5% (в основном для поступления в зарубежные вузы);
  • неустроенными оказались почти 20% выпускников.

Большая разница между выпускниками обычных школ и выпускниками НИШ. Последние всем составом поступают в престижные вузы Казахстана и зарубежья. Большинство из них обучается на гранте.

"Благодаря эффективной образовательной модели выпускники НИШ востребованы такими зарубежными институтами как Принстонский, Стэнфордский, Колумбийский, Массачусетский технологический, Гонконгский политехнический, Пусанский национальный университеты, Российский национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" , – подчеркнули авторы доклада.

Больше всего суициду подвержена вузовская молодёжь

Инфографика информационно-аналитического центра

Детский и подростковый суицид остаётся малоизученным. Причины тоже часто остаются неизвестными. Частой бывает формулировка "одиночество с чувством отверженности". Также по распространённости суициды происходили из-за тяжёлого материального положения, заболеваний, конфликтов с родственниками.

Не хватает преподавателей для работы со студентами-инвалидами

В Казахстане пытаются развивать инклюзивное образование. В 2018 году выпускникам спецшкол разрешили поступать в колледжи, этим правом воспользовались почти три тысячи человек. Но, как оказалось, сами организации ТиПО ещё не готовы к этому – нет педагогических кадров, имеющих навыки работы с такими студентами, а именно:

  • тифлопедагоги;
  • сурдопереводчики;
  • дефектологи.

"Слабо налажена работа по выстраиванию психолого-медико-педагогической поддержки студентов с особыми потребностями. В колледжах необходимо ввести штатную единицу таких специалистов. Кроме того, в учебных заведениях ТиПО существует дефицит в специальном оборудовании, предназначенным для их обучения. Вызовом также является обеспечение условий для дальнейшего трудоустройства лиц с особыми образовательными потребностями", – сказано в докладе.

Наибольшая доля студентов с ограниченными потребностями приходится на людей с нарушением слуха и зрения.

Низкая культура чтения среди учеников начальных классов

Казахстан входит в относительно небольшую группу стран с низким уровнем чтения среди учеников начальных классов. Только в 20 странах имеется такой же результат.

"Казахстанские дети получают недостаточный опыт чтения литературных текстов. Иными словами литература, как предмет, играющий наиболее важную роль в интеллектуальном и нравственно-духовном развитии учащихся, имеет проблемы в реализации своих функций", – сделали вывод авторы исследования.

Авторы исследования считают, что казахстанской системе образования необходим сбалансированный подход к приобщению детей к чтению.

"Имеющийся перекос в сторону информационного чтения чреват потерей воспитывающе-формирующих функций литературы. При этом очевидно, что абсолютизировать значение только литературного чтения в современных условиях было бы неверным. Необходимо понимать, что развитие индустрии развлечений и распространение интернета "сдвигают" традиционную культуру чтения", – резюмировали докладчики.

У нового поколения литература всё больше играет роль не источника мудрости и духовного наслаждения, а средства информации. При этом первоначальное знакомство с художественным произведением происходит через его отрывки в печати, кино, музыке и ТВ.

Читайте также: