Национальные праздники карелов доклад

Обновлено: 17.04.2024

У карельского народа святочные обычаи и обряды проводились, начиная с 25 декабря и вплоть до Крещения. Этот период имел особое название Порогового времени, когда создается новый мир. По древним поверьям, от поведения человека в святочную пору зависит, какова будет его жизнь в течение года и даже дольше. Границы во все иные миры в Пороговое время открыты, а смерть в этот временной отрезок гарантирует попадание в рай.

Карельские святки изначально были связаны с почитанием духа по имени Сюндю, к которому обращались за покровительством и пророчеством. Статус Сюндю в разных местах был свой. Где его нарекали Хозяином, где — Святочной хозяйкой, Крещенской старухой, Крещенской свиньей, а то и Водяным. Представляли тоже по-разному, вплоть до образа летающего полотняного холста.

Считалось, что Сюндю спускается с небес (по другой версии — выходит из воды) в ночь с 6 на 7 января, но готовиться ко встрече его было принято задолго до наступления этой даты. В частности, в народной традиции существовал целый ряд запретов, посвященных почитаемому мифологическому персонажу.

Например, нельзя было мыть полы, стирать, выливать на улицу грязную воду, пилить дрова, выносить мусор и золу. Объяснялись такие табу тем, что не следует пачкать дорогу Сюндю. На шитье, прядение, ткачество и вообще любое ремесло также накладывался запрет, равно как даже на посещение бани или поход в лес.

Был и такой способ проверить, скоро ль свадьба: девушка с завязанными глазами должна была просунуть голову в хомут, подвешенный к балке сарая. Коли удастся — быть ей в новом году замужней женщиной, а коли нет — придется еще подождать. К слову сказать, у карелов были приняты ранние браки — аж с пятнадцати лет.

У северных карелов существовало поверье о злом мифическом существе, появляющемся зимой и летом в период солнцестояния — старухе по имени Виеристя с длинными черными волосами. Ее очень сильно боялись, считая ведьмой, которая, однако, спускалась с небес на землю, а затем отправлялась в воду. Принять за нее могли любую копну сена.

Эта выпечка использовалась и для гадания: в блине прорезались отверстия для глаз, затем он накладывался на лицо гадателя, который отправлялся на улицу, чтобы увидеть будущее. Другой вариант предусматривал выход на улицу ребенка с жертвенным блином на голове, предназначавшимся Сюндю, и если по возвращении его в дом блина на темечке не окажется, то значит, дух благословил семью, и год будет для нее удачным.

Магической силой наделяли карелы и маленький хлебец, который выпекался в честь Сюндю. Его помещали за иконами и хранили целый год. По весне брали на посевную страду, летом использовали в грозовую пору в качестве защиты жилища от удара молнии.

Традиционными святочными блюдами являлись рыба и рыбники — закрытые пироги, которые начинялись целыми тушками. В качестве последнего угощения на стол подавался овсяный или ржаной кисель. После этого десерта гостям следовало раскланиваться и отправляться домой.

Традиция безудержного веселья разрешала всевозможные шалости вроде возведения огромных снежных сугробов перед воротами или дверями домов, рассыпания дровяных поленниц, закрывания дымоходов Это считалось средством защиты от нечисти, лишения ее силы.

Карелы живут бок о бок со славянами многие века, — неудивительно, что обычаи порой переходили от одного народа к другому. Святочные традиции это наглядно демонстрируют, согласны?

15.05.2018 Карелия. Дивный край, где традиции предков, древние языческие обряды прочно вошли в православную культуру, которая существует здесь уже несколько веков. Тем, кто хочет окунуться в традиционные особенности быта, культуры, искусства местных жителей и сделать свой отдых в по-настоящему ярким и незабываемым, можно посоветовать снять домик в Карелии или выбрать базу отдыха, на то время, когда здесь отмечаются наиболее значимые для карелов и других, населяющих эти территории народов, даты. В зависимости от того, где расположена база отдыха в Карелии, можно будет познать особый колорит той местности, деревни, села, где путешественник встретит значимое для народа событие. Для тех, кто любит этнографические изыски и открытия, можно посоветовать организовать отдых на Ладожском озере с посещением разных мест, чтобы сравнить и найти отличия в проведении обрядов и соблюдении обычаев. Они разнятся в зависимости от географии и исторических особенностей. Праздники традиционные это, в первую очередь, конечно же..

Пасха. Ее второе, местное название - "Велик День". Традиции печь куличи и красить яйца, освящать снедь в храмах сегодня в обычаях Карелов. Но, в отличие от многих других мест, здесь Пасха - исконно семейный праздник. Никто не ездит в гости и не собирается с друзьями - празднование ограничивается кругом своего дома, своей семьи.
В целях увеселения издавна было принято устанавливать качели и играть в рюхи.

Егорьев День - 6 мая. Лета в северных краях, к каким относится и Карелия, всегда ждут с особым трепетом. И местные, и туристы. Ведь отдых в Карелии летом - это красочный мир разнотравья, разноголосья птиц, невероятно сочной, пышной северной природы, которая как будто желает сполна воспользоваться тем небольшим отрезком времени, что лето выделяет для этих мест. Рыбалка, охота, прогулки и любование красотами, вдыхание чистейшего воздуха с растворенными в нем чарующими ароматами природы.
Приход всего этого знаменует почитаемый в Карелии Егорьев День. Его основные ритуалы и обряды: Канун. На детей и подростков надевали колокольчики и они обегали с громким звоном вокруг деревни и своих домов. Затем эти колокольчики надевали на шею коровам. Считалось, что такой оберег спасет их от болезней, падежа, злых духов;
·обряд выгона. Хозяин, а чаще - хозяйка хлестали животных священной веткой рябины, перегоняла животных через лежащую кочергу, давала коровам пресные лепешки, которые были освящены в Чистый Четверг. Затем произносился специальный заговор;
· непосредственно выгон. В первый день он занимает минут 10, а более долгий, уже "настоящий" выгон происходил обычно на Миколин День - 22 мая. Примерно в это же время начинается и истинный отдых в Карелии летом - становится тепло, зелено и нарядно.

Чаша Укко. Для тех, кто планирует отдых в Карелии летом на июнь, стоит обратить внимание на еще один интересный праздник этих мест. Он связан с древними языческими верованиями, в частности - с богом Укко, повелителем грома и празднуется в конце июня, когда окончен сев. По карельским поверьям, именно милость Укко позволяла получать большие урожаи, приплод у скота. Поэтому дары этому божеству были особенно обильными, а пиры в его честь - роскошными.

Троица. Еще один летний праздник, почитаемый в Карелии. Те, кто решил снять домик в Карелии в разгар лета, смогут увидеть удивительные обряды, отличные от тех, к которым привыкли жители других мест. Это обязательные кулачьи бои с последующим вывешиванием рубах, порванных в схватках. Они символизируют силу лета, которое теперь прочно вступило в свои права. Девушки слушают голоса кукушек, гадая по ним, определяя свою судьбу.

Иванов День. В каждой деревне с ним связаны свои обычаи. Например, Юккогубе молодежь собирается на Девичьей горе и варит чай, а затем - собирает лекарственные травы и вяжет веники для бань. Считается, что растения обладают в это время особой магической силой. Еще многие обряды Иванова Дня в Карелии так или иначе связаны с соблюдением тишины. Например, с шеи коров снимали колокольчики (или обматывали их бечевкой, лентами), чтобы они не звенели, в лесу было запрещено шуметь и рубить деревья. Интересен обычай с дарами пастухам с каждого двора - за корову - ложку, за теленка - половину. А вот за выпас быка не давали ничего!

Петров День. Это баня с вениками с Иванова Дня, городские ярмарки и поминовение усопших. С этого дня начинались сенокосы и роскошные пиры должны были способствовать обилию заготавливаемого сена.

Ильин День Или - Puhä Il’l’a по-карельски. Для тех, кто планирует свой отпуск в Карелии летом в начале августа или просто отдохнуть пару деньков на Ладожском озере, это будет настоящим погружением в обряды. Ведь, в отличие от многих других традиций и праздников, которые носят семейный характер, на Ильин День принято приглашать много гостей. Причем желательно, чтобы они были из разных мест. Обрядов Ильина дня в Карелии очень много, они чрезвычайно разные и удивительные. Например, в Южной Карелии и, в частности, на острове Мантинсаари празднуется День быка, когда ритуальный бык приносится в жертву. Хотя официально обряд запрещен
Православной церковью еще в 1892 году, сохраняются отдельные обряды и интересные рассказы о местных поверьях и обычаях. На острове Суйсарь вместо жертвенного быка использовался белый баран. Такие необычные поверья и традиции позволяют оценить,насколько глубоко местные языческие верования проникли в Православие.

Языческие обряды и поверья. Карелии Есть и исконно карельские, вековые традиции и обряды, в том числе - связанные с ними бытовые суеверия и поверья. Многие из них связаны с постройкой дома. Ведь семьи у местных были огромные, понятие семья порой включала несколько родов, 25-40 человек, проживающих под одной крышей. Так, согласно одной из них, лес на дерево надо было обязательно рубить в феврале. Этому есть и научное объяснение. Вода в это время почти полностью уходит из структуры древесины. В результате получаются саые долговечные и прочные бревна. Место для постройки выбирали такое, на котором любил отдыхать скот - считалось, что оно счастливое. Под первый венец закладывали красного петуха (косточки) для защиты жилища от пожаров. Также жертвовали в основание постройки деньги, шерсть, меха. Все это должно было принести в дом богатство, тепло, удачу и святость. Свой покровитель был и у рыбаков. Поскольку рыбалка в Карелии - занятие особенное, сокровенное и древнее, к нему готовились
основательно. Обязательно задабривали Святого Петра, приглашая его на первую уху. А щучья челюсть - известный оберег для карельских рыбаков. Много традиций и верований, обрядов связано в Карелии со свадьбами. Свадьба здесь - это широкий праздник, на который стараются пригласить как можно больше гостей для счастья и достатка молодых. Поэтому, если отправившись на отдых на Ладожском озере путешественник будет приглашен на такое торжество, обязательно стоит воспользоваться приглашением - это очень и необычно. Например, заклинания при помощи огня, которые совершает знахарь, колдун. Объехав три раза вокруг дома невесты и вокруг свадебного поезда, он чертил косой круг на земле и делал по его границам движения горящими лучинами, как бы рисуя кресты. При этом, он говорит специальные заклинания и заговоры.Огонь для лучин должен обязательно быть получен путем высекания. По обряда колдун вручает молодым медвежьи или щучьи зубы, которые будут оберегать семью. Держать при себе не снимая такие дары нужно не менее недели. Еще один интересный персонаж карельской традиционной свадьбы - плакальщица.
Это девушка, которая сопровождала невесту и от ее имени оплакивала свою вольную девичью жизнь. Плакальщица - обязательное действующее лицо всей первой половины свадьбы. Обычаев и традиций в этих местах очень много. Некоторые из них традиционны и
примерно одинаковы по смыслу и содержанию во всех карельских населенных пунктах, другие характерны только для определенной местности/села. Отправляясь на летний отдых в Карелию, всегда стоит воспользоваться возможность посмотреть или, если посчастливится, поучаствовать в обрядахи праздниках в Карелии. Местные с большим уважением относятся к тем, проявляет интерес к их традициям. Например, если цель путешествия - рыбалка в Карелии, обязательно стоит попросить карелов попросить за вас у
Святого Петра. Почитать об обычаях Карелов можно в книгах и записках знаменитого этнографа и географа, исследователя И. В. Оленева, буквально влюбившегося в эти места и прожившего здесь более десятилетия. Собирая предания и сказания,
он отразил и систематизировал многое из культуры Карелии - языческой и православной.

А можно и самостоятельно продолжить его дело - Карелия - самобытный край и почти любая база отдыха в Карелии позволит буквально выйдя за ее порог сразу же окунуться в традиции и историю края, с его тайнами и интересными особенностями. Приезжайте, Карелия ждет Вас!

Карелия — один из самых интересных регионов на Русском Севере. Без преувеличения шикарная природа, множество рек и озёр, идеально подходящих для рыбалки и отдых, плюс огромное количество природных и архитектурных достопримечательностей. Всё это ежегодно привлекает сюда сотни тысяч людей, которые едут в Карелию чтобы отдохнуть и познакомится с самобытной карельской культурой.

Но далеко не в одних только лесах и достопримечательностях заключается богатство Карелии. Самое интересное, что здесь есть — это люди. Люди, в характере которых парадоксально соединяются истинное православие и языческие ритуалы, церковные обряды и древние магические заклинания. Здесь по-прежнему можно найти живые деревни, во многом сохранившие традиционный уклад, рядом с которыми на местах древних захоронений растут священные деревья.


Одна из основных причин формирования такого уникального культурного ареала на территории Республики — её расположение. Карелия всегда находилась как бы на границе двух миров — западного и славянского, католичества и православия. Именно в таких условиях и формировалась традиционная карельская культура, вобравшая в себя черты Востока и Запада, при этом сохранившая своё собственное лицо.


История карельского народа


Старинные хроники, в которых впервые упоминаются карелы, относятся к середине X века. Однако предки карел жили на берегах Ладожского озера давно, они именовались племенем весь, из которого впоследствии вышли нынешние вепсы, карелы и некоторые другие северные народы.


Жильё и семейные традиции карелов

Дома карелы ставили срубные, без фундамента. Обычно строились рядом с водоёмами, но общего плана застройки для всего поселения не существовало — ставили дома, где больше нравилось. Под одной крышей находились и помещения для животных и жилые комнаты для людей, но эта практика вообще типична для финно-угорских народов.


Семьи были большие, обычно вместе жило несколько поколений. Быт был очень патриархальный, все подчинялись старшему мужчине в роду. Свадьбы устраивали по расчёту, мнением невесты интересовались мало, всё решалось на семейном совете. Одновременно с этим был широко распространён брак уводом.

Язычество и христианство

Православие в Карелии имеет крепкие и древние корни, недаром здесь до сих пор сохраняется огромное количество церквей и монастырей, в том числе и знаменитый на весь православный мир Валаамский монастырь. Однако языческие верования и традиции здесь никогда полностью не теряли своих позиций. Шаманы, духи и колдуны — неотъемлемая часть карельской культуры.


Верования древних карелов основывались на тесной связи с окружающей человека природой. Люди верили, что у всего живого, в том числе и деревьев, есть душа. Поэтому даже заготовка древесины для строительства дома требовала особого подхода, желательно с участием шамана, читавшего особые заговоры. Срубленные деревья не вывозили из леса сразу, а оставляли на месте рубки на сорок дней — умирать. Существовали у карелов и свящённые рощи духов, в которых деревья рубить было запрещено.

Карсикко

Одушевление деревьев связано у карелов с интересным обычаем изготовления карсикко — особым образом обрубаемого или срубаемого дерева. Делали карсикко по разным причинам: в случае смерти родственника, для привлечения удачи на рыбалке, даже человеку, впервые выезжавшему в город на ярмарку, советовали делать карсикко.


Процедура изготовления карсикко тоже была разной, и зависела не только от причины, но и от местных обычаев. Например, где-то у дерева полностью обрубали все ветки, в других областях оставляли одну верхушку, а кое-где просто срубали несколько веток и оставляли несколько знаков на стволе дерева. Карсикко, изготовленное с упоминанием святого Петра считалось священным и становилось практически иконой. Но во всех абсолютно случаях считалось, что между карсикко и сделавшим его человеком создаётся тесная магическая связь, сохраняющая даже после смерти.

Приметы карелов

Взаимоотношения живых и мёртвых, людей и духов — ключевой элемент традиционных верований карел. Предки и духи окружали человека повсюду. В лесу одни духи, на озере другие, дома третьи. И со всеми нужно было взаимодействовать — задабривать или, наоборот, отпугивать, чтобы не принесли лиха. Для этого использовали различного рода заговоры, обереги, талисманы, соблюдали приметы.



Праздники у карелов

В Карелии, как и во многих других регионах нашей страны, некоторые православные праздники имеют свои особенности. Например, на Пасху здесь не принято ездить в гости, праздник считается чисто семейным, хотя куличи здесь так же освящают и яйца тоже красят. На Троицу здесь часто проводятся кулачные бои между парнями, а девушки в это время слушаю кукушек, стараясь по голосам птиц разгадать свою судьбу.


Много в Карелии и чисто языческих праздников. Некоторые из них сохранялись на протяжении всей истории, а некоторые были возрождены современными энтузиастами. Поскольку Карелия туристический регион, то в летний сезон здесь всегда проходит огромное количество разного рода фестивалей, в том числе и связанных с языческими праздниками. Если надумаете ехать в Карелию летом, обязательно поищите, какие мероприятия проходят в округе. В большинстве случаев точно найдёте что-нибудь интересное.

Традиции и обычаи карелов всегда привлекали внимание путешественников и исследователей своей самобытностью. В них переплелись языческие верования и христианские каноны. Особого внимания заслуживают новогодние и рождественские традиции.

Период зимних праздников у карелов, начиная Рождеством Христовым и заканчивая Крещением Господнем, назывался "сюндума". Немаловажное значение имел первый день Нового года и Рождества. По событиям этого дня определяли, каким будет год.

Перед Новым годом карелы убирали свои жилища, стирали одежду, мылись в бане.

В период новогодних и рождественских праздников запрещалось что-либо давать из дома, так как это сулило убытки. Кроме того, считалось, что если первым гостем в этот день будет пожилой мужчина, особенно с бородой, то в семье будет достаток, а если придет женщина, это воспринималось как плохой знак.

Люди всячески старались избегать визита нежелательного первого гостя: прогоняли метлой, ругали, запирали двери, а женщины в первый день Нового года и Рождества находились дома.

Хозяйки старались как следует запастись водой из колодца, поскольку она была символом достатка в молочных продуктах.

На праздничном столе у карелов было принято изобилие различных блюд, что сулило сытный грядущий год. Среди них были "пряженые" пироги с разной начинкой, ячневая каша, овсяные блины.

Как и у многих народов России, у карелов также было принято колядование. Хозяева домов одаривали колядующих гостинцами. Щедрым хозяевам за угощения и подарки желали благополучия и достатка, а жадных ругали и пророчили всякие напасти.

В эти дни было принято бурно веселиться, предаваться забавам.

В дни святок было популярно ряжение, в котором принимали участие взрослые, дети, молодежь. Люди рядились в животных, птиц и людей разных профессий, этнической принадлежности. Ряженые прятали лица под масками, чтобы не быть узнаваемыми и не накликать на себя беду, разыгрывали театрализованные представления, такие как "лошадь и всадники" и другие. Во время представлений нельзя было произносить ни слова, в ход шли пантомима и танцы.

Накануне Нового года и Крещения были приняты гадания. Особенно интересны гадания на "пряженых" пирогах с начинкой из толокна, сахарного песка и других продуктов. Пироги с солью сулили молодым людям женитьбу в будущем году. Девушки через первый овсяный блин глядели на улицу, в надежде увидеть жениха, смотрели на свое отражение в воде колодца, гадая на будущее. Было принято класть под подушку маленький кусочек хлеба с праздничного стола для того, чтобы снились вещие сны.

Карелия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Карелы продолжают отмечать праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. В последние годы наблюдается интерес людей к народным обычаям, обрядам, приметам.

ВложениеРазмер
mestnye_traditsii_prazdniki_i_obryady.doc 537 КБ
mestnye_traditsii_prazdniki_i_obryady.pptx 680.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Д. Авдеево Пудожского муниципального района Республики Карелия

186181 Пудожский район д. Авдеево д. 93 тел 3-64-67 факс 3-64-67

Автор: Смирнов Иван ,

ученик 10 класса.

Руководитель: Н.Н. Адамонис,

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Краткая биография Дмитриевой А.Т…………………………………..4
  3. Традиции, праздники и обряды деревни Коппалозеро……………….5
  4. Заключение……………………………………………………………….9

Карелия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Карелы продолжают отмечать праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. В последние годы наблюдается интерес людей к народным обычаям, обрядам, приметам. О значении их в современной жизни сказано достаточно много. Уже не надо доказывать, что они необходимы сегодня, как и в прошлом. А может быть, и больше. Воздействуя в основном на эмоции, праздники помогают формировать свободное, открытое, радостное отношение к жизни, любовь к своей стране, уважение к обществу.

Таким образом, цель данной работы состоит в следующем:

- сформировать у молодого поколения интерес и уважение к народным праздникам, обычаям, традициям, обрядам.

Отсюда вытекают следующие задачи:

- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своего народа;

- сохранение, распространение и развитие народной, самобытной культуры;

- воспитание молодежи в духе высокой нравственности и уважения к обычаям, традициям и праздникам своих предков;

- воспитание граждан, знающих свои корни;

- воспитание носителей народной культуры и мудрости.

В народных праздниках, обычаях и традициях, как в красочном венке сплелись пришедшие из глубины веков языческие обычаи и христианские праздники. Ярким примером подобного слияния можно считать празднование Масленицы, Пасхи, Троицы, зимних христианских и светских праздников (по старому стилю): Рождества, Крещения, Нового года, Старого Нового года.

Проходят века, а праздники, обычаи, традиции далеких предков живут рядом с нами. Отсюда и исходит та преемственность поколений, которую нельзя не заметить.

Исследование традиций карел, их обрядов, обычаев и праздников всегда было актуально, во все времена. Потому что народ сам по себе очень интересный и со своими тайнами. Я думаю, что каждому всегда хотелось разгадать какую - либо тайну. Исследование местных традиций, праздников и обрядов может помочь раскрыть одну из многочисленных тайн загадочного народа.

Сроки проведения исследования – январь - февраль 2015 год, д.Авдеево, Пудожский район с участием Дмитриевой Анастасии Тимофеевны, жительницей д.Авдеево

Дмитриева Анастасия Тимофеевна

Очень много рассказывала она о своей не легкой жизни, жила она во время Великой Отечественной войны, но посёлок, в котором жила Анастасия Тимофеевна, война прошла стороной. Ей было 16 лет, когда началась Отечественная война и вся тяжёлая работа по дому и в колхозе легла на плечи женщин и детей, так как всех мужчин мобилизовали на войну. И будучи девушкой, её отправили на лесозаготовки. Условия работы были очень тяжёлые и впоследствии она потеряла всё своё здоровье и длительное время она не могла ходить. Восстановила здоровье своих ног только благодаря своей бабушки, она изо дня в день топила баню и парила, погрузив Настю по плечи в можжевельниковые ветки, запаренные водой. Но эта женщина никогда не унывает и с интересом нам рассказала о местных традициях, праздниках и обрядах.

Традиции, праздники и обряды деревни Коппалозеро

Праздники проходили шумно - с увеселениями и играми. Основные зимние праздники приходились на январь.

Такие как, Рождество:

старались соблюдать приметы с особой точностью. Ведь считается, что не только Новый год, но и Рождество как встретишь, так и год пройдет. В ночь с

6 на 7 января пекли пироги, готовили разнообразные блюда и весь день Рождества ходили в гости к людям, которые были приятны. Или же накрывали стол и приглашали всех к себе.

С вечера в сочельник начинаются Святки, которые продолжаются 12 дней. Зимние святки - это период интенсивного общения холостой молодежи, которой в обрядности отводилась основная роль. В святки посещали церковные службы, дети и молодёжь отправлялась колядовать, ходили от дома к дому и пели поздравительные песни-колядки устраивали различные гадания, предсказывающие будущее. Всё, что давали хозяева, колядовщики собирали в мешок, а потом коллективно поедали. Ряженые ( хухляки) без приглашения с шумом, гамом врывались в дома, внося в них оживление и веселье. Ребята, девчата и взрослые стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных – медведя, козу, быка, коня и т.д.

В святки девушки охотно гадали: у проруби, на перекрестке дорог, на полях у риг или амбаров, под окнами домов у хлевов и в других местах; гадали на углях от лучин.

Весь святочный период был временем гадания о будущем – на предстоящие свадьбы. В эти дни девушки ходили слушать за деревню на перекресток дорог, так как было поверье: с какой стороны залает собака — туда и замуж идти.

В святки парни высматривали себе невест, потому что после праздников начиналась пора свадеб. Девчат выглядывали на посиделках, игрищах, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы.

С утра местный священник, отслужив службу, шел к проруби против церкви и святил воду, окуная в нее крест и читая молитвы. После водосвятья в этой проруби, которая называлась “иордань”, купались все те, кто хотел на год запастись здоровьем.

Завершался зимний период и любимым праздником была Масленица, она длилась целую неделю и знаменовала проводы зимы и встречу весны. Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, угощались блинами, пирогами. Стол должен был быть богатым. После Масленицы наступали семь недель Великого поста. Особенно строго соблюдался пост в Страстную неделю и страстную пятницу.

После этих праздников женщины начинали ткать холсты. Приближение весны, было временем, когда внимательно следили за различными признаками ее приближения. Весна наступала поздно и медленно. Жители Коппалозера внимательно следили за приметами наступления теплого периода. Одним из них было появление перелетных птиц. Первым, как и положено, появлялся жаворонок, затем кулик, о котором говорили, что он прилетел “толкать льды”. Затем появлялись ласточки, лебеди и гуси. Существовало поверье, что эти птицы могли причинить вред, сглазить человека и, поэтому, следовало принимать меры предосторожности. Оберегом в этом случае служили хлеб и соль. Поэтому из дома выходили, обязательно съев хотя бы ломоть хлеба.

Возвращаясь с улицы в избу, мать давала ребенку какой - нибудь хлеб или щепотку “заговоренной” соли, чтобы уберечь его от порчи, если сама она услышала крик птицы натощак.

устраивалась земляная печь, в которой готовили общее угощение - "большую пару" для работающих, включая соседей.

В прошлом, карельская девушка выходила замуж рано - из-за боязни остаться в деревне старой девой. Знакомство молодых происходило чаще в зимнее время на молодежных праздничных игрищах, в свободное от сельскохозяйственных работ время. На таких праздниках молодежь присматривалась друг к другу и выбирала – будущего мужа, будущую жену.

Жизнь карел была сложна, из-за сурового климата, из-за тяжелой работы, поэтому они нуждались в оберегах и различных магических заклинаниях. Во время свадьбы молодых осыпают зерном - этот обряд способствует плодородию, благополучию, всеобщему счастью и богатству новобрачных. Часть приданого девушка готовила своими руками: ткала, вышивала, вязала полотенца, салфетки, скатерти.

Все-таки знание старинных обрядов не дает порваться нити, связывающей нас исторически с нашими корнями, уходящими в глубокую древность.

Читайте также: