Начало уголовного преследования и его последствия доклад

Обновлено: 18.05.2024

В цивилизованной правовой действительности каждый правовой институт или отдельные нормы права имеют глубокие социальные корни и учреждаются для выполнения определенных общественно значимых функций. Являясь выражением воли государства и народа и имея в основе своей социально-политическую природу, они всегда вызываются к жизни как ответная реакция на назревшие социально-экономические потребности существующего строя, преследуют цель наиболее эффективного регулирования конкретных общественных отношений.Но общественные отношения, правоприменительная практика, как известно, постоянно развиваются, каждый этап развития выдвигает свои задачи, наполняет их новым конкретным содержанием. А закон должен улавливать пульс общественной жизни, отражать объективные ее запросы и служить этим задачам.

Дискуссионным в теории уголовно-процессуальной науки является также вопрос о начале реализации функции уголовного преследования, а также действительном ее содержании. Проблемными, в частности, оказались вопросы о включении в содержание функции уголовного преследования мер оперативно-розыскного характера, призванных изобличать подозреваемого в совершении деяния, запрещенного уголовным законом, и соответственно о начале реализации функции уголовного преследования именно с момента начала применения указанных мер.

Понятие и сущность уголовного преследования

Уголовное преследование, в соответствии с п. 55 ст. 5 УПК РФ, – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого. В этом контексте главное то, что изобличение как процессуальная деятельность осуществляется в отношении подозреваемого и обвиняемого.

В существовавшей обвинительной модели досудебного уголовного процесса с уголовным преследованием часто ассоциировалось все уголовное судопроизводство, включая и деятельность суда.

Таким образом, законодательное определение данного термина в УПК РФ устанавливает следующие признаки, характеризующие уголовное преследование как один из видов уголовно-процессуальной деятельности:

а) данная деятельность является процессуальной, т.е. происходит в рамках уголовно-процессуального законодательства;

б) она осуществляется стороной обвинения, т.е. прокурором, а также следователем, начальником следственного отдела, дознавателем, частным обвинителем, потерпевшим, его законным представителем, гражданским истцом и его представителем;

в) имеет целью изобличение как подозреваемого, так и обвиняемого в совершении преступления.

г) имеет в зависимости от субъекта виды: частное, публичное, частно-публичное.

Прежде всего, в ст. 5 УПК РФ содержатся понятия, которые невозможно четко соединить между собой. В частности, согласно п. 55 лицами, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, являются подозреваемый и обвиняемый.

Однако в приведенном в п. 46 ст. 5 УПК РФ перечне участников со стороны защиты подозреваемый не упоминается. Тем самым, существенно нарушен процессуальный паритет, поскольку функции уголовного преследования, реализующейся в отношении подозреваемого, не противостоит функция защиты этого же подозреваемого.

Более того, данная ситуация прямо нарушает положения ст. 16 УПК РФ, в которой закреплены правила, входящие в содержание принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Это, несомненно, требует дополнения содержащегося в п. 46 ст. 5 УПК РФ перечня участников уголовного судопроизводства со стороны защиты такой процессуальной фигурой, как подозреваемый.

Действительно, нередко в рамках предварительного расследования производятся процессуальные действия, которые к уголовному преследованию непосредственного отношения не имеют (а иногда, наоборот, оказывают на уголовное преследование прямо противоположное воздействие). Например, это бывает при удовлетворении ходатайства обвиняемого о производстве следственных действий, подтверждающих его невиновность или меньшую виновность. Однако с точки зрения формальной логики мы не вполне согласны с утверждением уважаемого автора о несовпадении данных понятий и в связи с тем, что предварительное расследование осуществляется на досудебных стадиях уголовного процесса, а уголовное преследование – и в судебных стадиях. Тот факт, что предварительное расследование на судебных стадиях не осуществляется, является аксиомой, поэтому изначально речь может идти о соотношении данных понятий лишь применительно к досудебному производству.

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что в содержание функции уголовного преследования входит принятие следующих процессуальных решений и совершение следующих процессуальных действий:

а) принятие решений, которыми лицу предоставляется статус подозреваемого или обвиняемого;

б) производство следственных действий, в результате которых были получены обвинительные доказательства;

в) избрание в отношении лица мер пресечения или иных мер процессуального принуждения;

г) санкционирование прокурором решений следователя (дознавателя) о производстве следственных действий, в результате которых были получены обвинительные доказательства;

д) санкционирование прокурором ходатайств следователя (дознавателя) об избрании меры пресечения, если это возможно не иначе как по судебному решению;

е) утверждение прокурором обвинительного заключения (обвинительного акта);

ж) участие представителей стороны обвинения (уголовного преследования) в производстве в суде первой и апелляционной инстанции.

Значение уголовного преследования

Значение уголовного преследования в том, что оно является основным средством защиты публичного интереса в уголовном процессе.

Публичный интерес – это охраняемый законом интерес, за которым стоят общество и государство. В уголовном судопроизводстве публичный интерес выражается в создании обстановки неотвратимости наказания за совершенное преступление и привлечении к уголовной ответственности виновных. Он выражается также в обязанности государственных органов и должностных лиц в пределах своей компетенции обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Защищая публичный интерес, уполномоченные органы и должностные лица осуществляют свои функции, как правило, независимо от воли отдельных организаций и граждан.

Совершение преступления должно влечь за собой уголовную ответственность. Предпосылкой наступления такой ответственности является уголовное преследование, под которым понимается прежде всего деятельность, осуществляемая, как отмечалось выше, прокурором, следователем, дознавателем, другими участниками со стороны обвинения. Суд исключен из числа органов, осуществляющих уголовное преследование (ч. 3 ст. 15 УПК РФ). Если первичная информация о готовящемся или совершенном преступлении поступает в суд, то она должна незамедлительно направляться органу или должностному лицу, наделенному полномочиями по проверке такого рода информации и принятию соответствующих решений.

Уголовное преследование – это процессуальная деятельность, которая осуществляется стороной обвинения для того чтобы изобличить лицо виновного в совершении преступления.

Со стороны обвинения, эту деятельность осуществляют такие участники уголовного судопроизводства, как:

  • следователь;
  • прокурор;
  • руководитель следственного органа;
  • дознаватель;
  • начальник подразделения дознания;
  • частный обвинитель и его представитель;
  • гражданский истец и его представитель;
  • потерпевший и его законный представитель.

Но характер их деятельности, а также совокупность средств реализации функции уголовного преследования и объем предоставленных полномочий различаются в зависимости от: внутреннего убеждения, от тяжести и характера преступления, а также стадий производства по уголовному делу.

В соответствии с ст. 20 УПК РФ закреплено три вида уголовного преследования:

  • частное;
  • публичное;
  • частно-публичное.

Тяжесть и характер совершенного преступления выступают критерием разделения уголовного преследования на данные виды.

Дела частного обвинения – это дела о преступлениях, как правило, без отягчающих обстоятельств, которые предусмотрены в статьях УК РФ:

  • умышленное причинение легкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 115);
  • побои (ч. 1 ст. 116);
  • клевета (ч. 1 ст. 129);
  • оскорбление (ст. 130 УК РФ).

Подобные дела могут быть возбуждены только по заявлению потерпевшего, его законного представителя и прекращаются, если стороны пошли на примирение. Такой вариант возможен только до удаления суда в совещательную комнату.

Дела частно-публичного обвинения – это дела о преступлениях также без отягчающих обстоятельств, которые предусмотрены в УК РФ:

Такие дела также возбуждаются по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но в отличие от дел частного обвинения, эти дела не могут быть прекращены в связи с примирением сторон.

Но правило, которое предусмотрено в ст. 25 УПК РФ, является исключением. В статье закреплено, что суд, а также дознаватель с согласия прокурора или следователь с согласия руководителя следственного органа, если имеется заявление потерпевшего или его законного представителя, имеют право прекратить уголовное дело в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней или небольшой тяжести. И если преступление было совершено лицом впервые, и он загладил причиненный вред и примирился с потерпевшим.

По таким делам производство осуществляется в общем порядке, который предусмотрен УПК РФ.

Применительно к институту уголовного преследования, тенденция усиления равенства уголовного судопроизводства была закреплена. В сравнении с предыдущим уголовно-процессуальным законодательством (УПК РСФСР 1960 г.) значительно расширился круг дел частно-публичного обвинения, а также появилась возможность не только у потерпевших, но и у их законных представителей, возбуждать уголовные дела частно-публичного и частного обвинения.

Так как УПК РФ ориентировано на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, которые оказались потерпевшими, а не на быстрое и полное раскрытие преступлений, то Расширение частных начал уголовного судопроизводства соответствует задачам и духу современного российского уголовно-процессуального законодательства.

В Российской Федерации, защита прав и свобод человека не является только частным делом личности, но и обеспечивается государством. Поэтому в ряде случаев, дела частного и частно-публичного обвинения могут возбуждаться должностными лицами (дознавателем с согласия прокурора, а также следователем) даже если отсутствует заявления потерпевшего и его законного представителя. Это только в случаях, когда преступление было совершено в отношении лица, которое в силу беспомощного и зависимого состояния либо по другим причинам не может защищать свои права и законные интересы, а также в случаях, когда лицо совершило преступление и данных о нем не известно.

В таких случаях уголовное преследование будет осуществляться вне зависимости от волеизъявления потерпевшего.

Уголовные дела, возбужденные подобным образом, приобретают публичный характер, и уголовное преследование по ним осуществляется в публичном порядке.

Так как уголовное преследование осуществляется по делам частно-публичного или частного обвинения в публичном порядке, то это не противоречит уголовному судопроизводству и его задачам. Таким образом, не следует его рассматривать как проявление приоритета государственных интересов над частными в уголовном процессе. В данном случае, речь идет о защите охраняемых законом интересов и прав потерпевшего, который находится в беспомощном состоянии, или по иным причинам не может самостоятельно реализовать свое право. Таким образом, дознаватель и следователь отстаивают от имени государства интересы лица, который нуждается в дополнительной защите со стороны государства.

Все остальные дела, которые не относятся к категориям дел частно-публичного и частного обвинения, считаются уголовными делами публичного обвинения.

Прокурор, а также дознаватель и следователь, в силу публичного характера российского уголовного судопроизводства, осуществляют уголовное преследование по уголовным делам частно-публичного и публичного обвинения от имени государства.

Следователь, прокурор, орган дознания и дознаватель, в каждом случае обнаружения признаков преступления обязан руководствоваться принципом законности, изобличать лица или лиц, которые виновны в совершении преступления, а также принимать предусмотренные законом меры по установлению события преступления.

Обязанности, которые возлагаются на следователя, прокурора и дознавателя, могут быть исполнены надлежащим образом только тогда, когда все эти лица будут обладать конкретными властными полномочиями. Согласно ст. 37, 38, 41 УПК РФ закреплено правовое положение следователя, прокурора и дознавателя. Также закон устанавливает, что поручения, требования и запросы руководителя следственного органа, следователя, прокурора, органа дознания и дознавателя, которые предъявлены в пределах их полномочий, установленных УПК РФ являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и должностными лицами.


Любое преступление влечет за собой неотвратимое наказание. И избежать уголовного преследования практически невозможно. Однако многие преступники уклоняются от ответственности и скрываются от правоохранительных органов. Законодательство предусматривает возможность освобождения от ответственности тех преступников, в отношении которых был установлен срок давности.

Срок давности – это временной промежуток, который заканчивается с момента наступления юридической ответственности за конкретное преступление, и с истечением которого невозможно установить наступление последствий совершенного правонарушения в отношении преступника.

Условия освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности

Теоретическая и практическая части правового регулирования свидетельствуют о том, что правовые последствия, которые были порождены тем или иным уголовным правонарушением, имеют срочный характер. Это означает, что в отношении них устанавливаются некоторые ограничения во времени, по истечению которых преступника невозможно призвать к ответственности.

Данный вид освобождения от ответственности применяется в тех ситуациях, когда имеются определенные основания, среди которых можно выделить:

  • Совершение преступления, на которое распространяется возможность установления срока давности. В соответствии с отечественной уголовной базой, далеко не каждое нарушение носит срочный характер. В частности, некоторые типы преступных деяний не имеют никаких ограничений и потому преступник будет привлечен к ответственности в любой момент. В настоящее время в соответствии с международными соглашениями сроки давности не распространяются на преступления, которые были направлены против человечества и поддержания мира на планете, а также преступных деяний, которые были совершены во время военных действий.
  • Истечение срока давности, обозначенного в соответствии с действующей уголовно-правовой базой. Для преступлений разной степени тяжести и характеристики, отечественная законодательная база устанавливает определенные сроки давности, по истечении которых нарушителя невозможно привлечь к ответственности. И именно это истечение срока является обязательным условием для начала процесса освобождения от наказания. Стоит отметить, что началом для исчисления срока давности признается день совершения действия или бездействия, которое повлекло за собой создание общественно опасной ситуации. Данное правило реализуется в соответствии со ст.9 ч.2 УК РФ.
  • Отсутствие любых оснований, которые дают возможность заморозить срок давности. Ч.3 ст.78 УК РФ прямо говорит о том, что, если преступник активно уклоняется от следственных действий или судебного разбирательства, появляются целесообразные мотивы для приостановки течения срока давности до тех пор, пока преступник не будет доставлен в правоохранительные органы. Как только лицо, повинное в создании опасной ситуации, будет задержано, течение срока давности будет восстановлено.
  • Изменение последствий общественно опасного деяния и существенное снижение опасности, которую представляет для социума гражданин, совершивший то или иное противоправное деяние.

Сроки давности по преступлениям

По своей сути, срок давности является временным отрезком, который начинает свой отсчет с момента совершения некоего противоправного действия, и завершается моментом, когда привлечь к ответственности нарушителя невозможно.

Отечественная правовая база определяет сразу несколько граничных сроков давности, которые характерны для преступлений разной степени тяжести. Стоит отметить, что они различаются между собой не только степенью тяжести и характером, а и общественными последствиями, которые были спровоцированы данным противозаконным деянием. Причем автоматически устанавливается более длительный срок давности, если нарушение имело серьезные последствия для общества в целом.

Отечественная правовая база предусматривает, что нарушитель получает шанс избежать уголовного наказания, если с момента совершения преступного деяния прошли следующие временные промежутки:

  • Если нарушение классифицировано, как преступление небольшой тяжести, то срок давности устанавливается на уровне в 2 года;
  • Если общественные последствия нарушения оцениваются как средние, то в такой ситуации срок освобождения от ответственности будет составлять 6 лет;
  • Для противоправных деяний, которые признаны на официальном уровне тяжкими преступлениями, определяется срок давности в 10 лет;
  • Если деяние было определено как особо тяжкое преступление и совершение данного нарушения повлекло за собой значительные общественные последствия, то для таких ситуация будет установлен 15-летний срок давности.

Сроки давности длящихся и продолжаемых преступлений

Преступления, которые уже были совершены, разделяют на длящиеся и продолжаемые. Между собой они отличаются разной продолжительностью по времени. При этом стоит отметить, что зачастую эти понятия отождествляют между собой. Но несмотря на все схожие характеристики, они имеют абсолютно разное толкование и ряд нюансов.

Длящееся преступление в соответствии с классификацией УК РФ являет собой определенное действие преступного характера, которое сопряжено с невыполнением тех обязательств, которые возлагаются на каждого человека ключевыми положениями действующей правовой базы.

В то же время продолжаемое преступление – это ряд противозаконных действий одинакового состава. Следовательно, под эту категорию попадают так называемые комплексные преступления, например, проведенный грабеж нескольких банковских учреждений одними и теми же преступниками.

Говоря о сроке давности, который будет установлен для этих видов противоправных действий, то он полностью соответствует принципам, указанным в ст.78 УК РФ. Единственным отличием тут будет выступать лишь момент исчисления. Для продолжаемых преступлений срок давности будет определен, исходя из момента, когда нарушитель совершил свое последнее деяние, а при длящихся нарушениях – с момента начала судебного процесса по конкретному делу.

Порядок применения сроков давности

В ст.78 УК РФ указаны конкретные временные промежутки, которые устанавливаются для противоправных действий разной степени тяжести. Многие пользователи уверены, что срок давности будет равен тому наказанию, которое предусмотрено уголовной базой за конкретное нарушение. Тем не менее, подобное суждение не является верным, и срок будет зависеть исключительно от ключевых догм отечественной правовой системы.

Ч.3 ст.78 УК РФ устанавливает один из важнейших принципов, а именно, установление действия срока давности с момента совершения нарушения. А вот суммарный размер последствий для общества учитываться не будет. Это означает, что преступление может быть совершено в один момент, а последствия возникнут в другой момент.

До сих пор вопрос определения последствий регулируется Постановлением ВС СССР от 4.03.1929 года. Исходя из основных положений, которые определяются в соответствии с данным нормативом, который считается одним из старейших в формировании современной российской уголовной базы, срок давности будет установлен, исходя из классификации преступления.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что срок давности будет начисляться с того момента, когда преступление будет прекращено, причем не важно, по воле нарушителя, или при активном участии правоохранительных структур. Как только судебные инстанции начнут разбирательство и будут анализировать обстоятельства деяний, будет дан старт определению срочности процесса.

Конечный срок исчисления сроков давности

Процесс освобождения от ответственности за конкретное правонарушение из-за истечения срока давности является неотъемлемым атрибутом уголовного законодательства, благодаря которому преступник при удачном стечении обстоятельств может получить шанс избежать наказания, но при обязательном условии, что это не противоречит действующим законодательным нормам и для этого имеются веские основания.

Срок давности устанавливается действующей правовой базой и не может быть изменен без весомых на то причин. Согласно с действительными правилами, срок давности начинает свой отсчет с того момента, как было совершено действие противоправного назначения, даже если оно не повлекло негативные последствия общественного характера.

Что же касается конечного срока исчисления, то необходимо отметить, что ст.78 УК РФ устанавливает, что это день, когда в законную силу вступает судебный приговор. Как только это происходит, уголовное судопроизводство в отношении конкретного преступления и гражданина, ответственного за него, не может быть начато. А все возбужденные ранее уголовные процессы, которые тем или иным образом затрагивают данное правонарушение, должны быть прекращены на любой стадии судебного рассмотрения.


Уголовное преследование с одной стороной является обязанностей уполномоченных государственных органов, определенных уголовно-процессуальным законодательством, которыми являются органы дознания, следствия и прокуратура. Необходимо отметить, что с другой стороной, уголовное преследование оценивается как в качестве права на осуществление деятельности, направленной на определение совершения общественно опасного действия пострадавшим и частным обвинителем и разоблачение совершившего его лица.

Уголовное преследование состоит из нескольких процессуальных этапов и имеет свойственный ему порядок начинания и завершения. В частности, в статьях 15 и 321 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан перечислены лица, имеющие полномочия начать уголовное преследование, к ним относятся дознаватель, следователь и прокурор. Необходимо отметить, что прежде также и суд относился к уполномоченным органам для начинания уголовного преследования.

В юридической литературе касательно времени начала уголовного преследования сформированы различные взгляды. Здесь в качестве времени начала уголовного преследования определены следующие критерии: выполнение каких-либо действий по определению лица совершившего преступление; возбуждение уголовного дела; принятие соответствующих процессуальные документов.

Таким образом, появление причины для возбуждения уголовного дела не означает возникновение уголовного преследования уполномоченными органами и лицами, т. к. еще не доказано наличие действия, имеющего признаки преступления, кроме того, нет еще лица, имеющего определенный процессуальный статус, который должен быть уголовно преследован.

Таким образом, целью этапа возбуждения уголовного дела является определение наличия необходимых обстоятельств для ведения уголовного преследования, и в данной ситуации все действия уполномоченных органов, направлены на определение наличия или отсутствия признаков преступления [2, с. 121]. И эти действия не направлены на разоблачение лица, совершившего преступление. И применение их по отношению к уголовному преследованию проявляется в определении возможности и необходимости обеспечении его выполнения.

Уголовное преследование, являясь последствием, проявляющимся в результате совершение уголовно наказуемого действия, включает в себя следующих элементов: 1) обязательства дознавателя, следователя, прокурора по определению и разоблачению виновного в результате всесторонней, полной и объективной проверки обстоятельств дел, основанные на уголовно-процессуальные законодательные нормы и факты по совершению деяние (действия, бездействия), охватывающих признаки преступления; 2) выдвижение обвинения в установленном законодательством порядке за совершение общественно опасного действия, запрещенного уголовным законодательством под угрозой наказания; 3) утверждение прокурором обвинительного заключения; 4) поддержка государственного обвинения в суде.

Уголовное преследование связано с ограничением конституционных прав, а также с применением процессуальных принудительных мер, оно предусматривает существование конкретного лица, признанного в качестве подозреваемого или обвиняемого, а также имеющего соответствующие уголовно-процессуальные права для защиты собственных интересов.

Деятельность по уголовному преследованию направлена на повышение степени разоблачения лица, совершившего преступление. Законодатель связывает данный процесс с наличием статуса подозреваемого или обвиняемого, попавшего под уголовное преследование, и если подозрение выполняется только в рамках предварительного расследования, то обвинение выполняется и в предварительном расследовании и судебным разбирательстве.

Исполнение уголовного преследования на этапах подозрения и обвинения направлено на разоблачение лица в совершении преступления, которое выражается в следующем: 1) на этапе подозрения — в доказательстве того, что лицо имеет отношение к совершенному преступлению; 2) на этапе обвинения — в доказательстве, что лицо виновно в совершении данного преступления.

Возникновение уголовного преследования связано с фактом совершения действия, имеющего признаки преступления. Таким образом, уголовное преследование представляет собой, во-первых, деятельность должностных лиц государственных органов, уполномоченных на ведение уголовного преследования по разоблачению лица совершившего преступление с применением методов и средств, предусмотренных в законодательстве, и, во-вторых, отрицательное последствия для преступников, возникающие в результате противозаконных действий лица, совершившего преступление.

Реализация института уголовного преследования осуществляется только после возникновения уголовно-процессуальных правовых отношений, и требует неукоснительного соблюдения его субъектами (лицо, виновное в совершении преступления, а также дознаватель, следователь и прокурор) их права и обязанности. По этой причине, о начале уголовного преследования можно говорить только с момента возбуждения уголовного дела, т. к. начиная с этого времени должностные лица осуществляют все следственные и другие процессуальные действия, предусмотренные законодательством, а также применяют принудительные меры.

Однако в таких случаях, как в ходе предварительного следствия установлено, что невозможно определить лицо, совершившего преступления, либо же в предварительном следствии установлены обстоятельства, исключающие преступность деяния, или стало очевидно, что лицо, совершившее противозаконное действие не подлежит уголовному ответственности, уголовное преследование не проводится до конца.

Документ, подтверждающий достаточность обоснований и законность для начала ведения уголовного дела в уголовном процессе служить причиной для возбуждения уголовного преследования, а также является необходимым условием для возбуждения уголовного дела. С официальной точки зрения, дело не может вестись до начала возбуждения уголовного преследования, и напротив, если возбуждено уголовное преследование, то дело должно быть начато.

В действительности, уголовное преследование состоит из материализации правовых средств, обеспечивающих данный процесс. Он не выполняется беспорядочно, самовольно, а наоборот, осуществляется в строго определенном порядке, с соблюдением обязательных принципов и правил. Таким образом, к механизму проведения уголовного преследования относятся правовые нормы, акты применения права (решения, действия), правовые отношения, а также порядки и процедуры их выполнения и другие факторы.

Следовательно, уголовное преследование не ограничивается областью уголовного процесса, оно выходит за его пределы и проходит с применением норм из других сфер права, и связано с деятельностью учреждений по исполнению наказания, других организаций, и даже граждан.

В юридической литературе между учеными процессуалистами сформировались различные мнения касательно времени начала уголовного преследования, которые можно сгруппировать на несколько направлений.

Представители второй группы обосновывают, чтоуголовное преследование начинается с момента появления в уголовном деле фигуры обвиняемого. В частности, А. П. Рыжаков считает, что уголовное преследование начинается и ведется по отношению к определенному лицу, обвиняемому в совершении преступления. А уголовное дело возбуждается по отношению к факту, уголовному действию. Здесь, лицо, которое должно быть привлечено в уголовной ответственности за совершение уголовного действия может быть и не известным [8, с. 66].

В УПК, истечение сроки давности привлечения лица к ответственности указано в качестве основания для прекращения уголовного дела без решения вопроса о виновности. Этим время для начала уголовного преследования приравнивается ко времени совершения общественно опасного деяния (т. к. сроки привлечения к уголовной ответственности начинаются не с момента возбуждения уголовного дела, а с момента совершения преступления). В связи с тем, что уголовное преследования является процессуальной деятельностью, то оно осуществляется с момента возбуждения уголовного дела.

Все действия следователя направлены на конкретную цель — определения лица совершившего преступления, разоблачение его вины, и вместе с этим, обеспечение защиты законных прав и интересов пострадавшего. В целом, частично различается и деятельность следователя по делам, когда лицо, совершившее преступление уже задержано, а также по делам, когда лицо, совершившее преступление еще не задержано. В частности, во-первых, первое уголовное дело возбуждено по отношению к определенному лицу, а второе — по отношению к обстоятельству совершения общественно опасного деяния; во-вторых, с точки зрения времени для начала уголовного преследования, если уголовное преследование по первому уголовному делу начато одновременно, то по второму делу такое не наблюдается.

Уголовное преследование при расследовании уголовных дел можно разделить на различные формы и этапы. Итак, уголовное преследование в форме определения преступления и совершившего его лица; уголовное преследование подозреваемого; уголовное преследование обвиняемого; уголовное преследование лица, по отношению к которому применяются принудительные меры медицинского характера; уголовное преследование лица, имеющего должностной или дипломатический иммунитет; уголовное преследование иностранного гражданина.

Таким образом, можно прийти к заключению, что уголовное преследование может осуществляться только по отношению к определенному лицу, и оно непосредственно связано с ограничением его прав и, как правило, сопровождается с применением принудительных мер. Более того, указанные меры могут применяться не только по отношению к лицу, привлеченному в качестве обвиняемого в уголовном деле, но и к подозреваемому в целях обеспечения уголовно-правового принципа неотвратимости ответственности за совершенное преступление.

2. Татоян А. А. Расследование дела в системе уголовно-процессуальных функций. — Ереван, 2007. — С. 121.

3. Ковалева М. Г. Возбуждение уголовного дела и обеспечение его законности: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. — СПб., 2005. — С.17.

4. Зинатуллин З. З., Зинатуллин Т. З. Общие проблемы обвинения и защиты по уголовным делам: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. — Ижевск: Детектив-информ, 1997. — С.211.

5. Малахова Л. И. Функция уголовного преследования как вид процессуальной деятельности // Российкий следователь. — Москва, 2003. — № 7. — С.53.

6. Прокурорский надзор Российкой Федерации: Учебник / Под ред. В. И. Рохлина. — СПб.: Сентябрь, 2000. — С.215.

7. Модельный Уголовно-процессуальный кодекс для государств-участников СНГ // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. — 1996. — № 10. Приложение.

8. Рыжаков А. П. Задержание: основание и порядок производства. — Ростов на Дону: Феникс, 2006. — С.66.

9. Кан М. П. Процессуальные функции прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства: Дисс. … канд. юрид. наук. — Ташкент, 1988. — С.57.

10. Аристархов А. Л. Подозрение как составная часть функции уголовного преследования // Российский следователь. — Москва, 2007. — № 21. — С.10.

11. Соловьев А. Б., Якубович Н. А. К вопросу о концепции правового обеспечения функции уголовного преследования // Современные проблемы уголовного права, процесса, криминалистики. — Кемерово, 1996. –С.33.

12. Халиулин А. Осуществление функции уголовного преследования прокуратурой России. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. — С.23.

13. Уголовный процесс: Особенная часть / Под общ. ред. проф. З. Ф. Иногомжонова. — Ташкент: ТГЮИ, 2008. — С.5.

Основные термины (генерируются автоматически): уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, лицо, момент возбуждения уголовного дела, совершение преступления, отношение, разоблачение лица, совершившее преступление, медицинский характер, предварительное следствие.

Похожие статьи

Поводы и основания возбуждения уголовного дела

Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, повод возбуждения уголовного дела.

Исчерпывающий перечень поводов возбуждения уголовного дела, а также фактические основания для возбуждения уголовного дела содержатся в ст. 140 УПК РФ.

Проблема возбуждения уголовного дела: анализ.

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела.

Актуальные проблемы стадии возбуждения уголовного дела

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела.

Особенности стадии возбуждения уголовного дела при.

Библиографическое описание: Хубецов Г. С. Особенности стадии возбуждения уголовного дела при производстве дознания в

4) лицо, совершило два и более преступления, которые не указаны в п.1 ч.3 ст.150 УПК; 5) не понимает языка, на котором ведут уголовное дело.

К вопросу о задержании лица по подозрению в совершении.

Ключевые слова: задержание подозреваемого, возбуждение уголовного дела, момент фактического задержания. Практика реализации положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации выявила ряд проблем.

Проблема противодействия уголовному преследованию.

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела.

прекращение уголовного дела, уголовное дело, уголовное преследование, предварительное расследование, отношение умершего, продолжение производства, уголовная ответственность, РФ, прекращение уголовных дел.

РФ, преступление, возбуждение уголовного дела, заявление.

Возбуждение уголовного дела является одной из стадий уголовного процесса, которая на протяжении всего существования УПК РФ 2001 года вызывает множество дискуссий в научной и практической среде.

РФ, возбуждение уголовного дела, преступление.

возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом).

Читайте также: