Мюнхенский доклад путина 2007

Обновлено: 17.06.2024

10 февраля 2007 года Владимир Путин выступил в Мюнхене на конференции по вопросам безопасности. Эту речь российского президента многие эксперты назвали исторической, её сравнивали с речью Черчилля в Фултоне, с которой началась холодная война. Путин стал первым со времён распада СССР лидером страны, который недвусмысленно высказался по основным вопросам мировой политики. Он жёстко раскритиковал модель однополярного мира, неоправданное применение силы в отношении других государств, продвижение НАТО на восток, внешнюю политику США. Его заявления вызвали бурную реакцию на Западе. Как озвученные десять лет назад тезисы воспринимаются сегодня — в материале RT.

От раздражения до уважения

Мюнхенская речь Путина ознаменовала собой конец ельцинской эпохи в российской внешней политике. Это выступление продемонстрировало Западу, что Россия больше не готова мириться с ролью страны, проигравшей в холодной войне, и собирается вернуть себе уверенные позиции на мировой арене.

Подобная независимая позиция России многим на Западе не понравилась. И после Мюнхена в западных СМИ начали нарастать русофобские настроения, а Путин и Россия стали целью информационной войны, которая десять лет спустя приобрела невиданные масштабы.

Жизнь подтвердила правоту тезисов Мюнхенской речи. И сегодня многое из того, о чём говорил президент Путин, выглядит пророческим предостережением.

  • Мюнхенская речь Путина — отголоски знаменитого выступления 10 лет спустя

Этого стиля на мировой политической арене российский лидер придерживался все последующие годы.

Конец однополярного мира

Одним из наиболее острых тезисов Мюнхенской речи Путина стала его критика модели однополярного мира, ставшей тяжёлым наследством холодной войны.

Два срока на посту президента США Барак Обама пытался опровергнуть это утверждение, доказывая исключительность американцев и право США диктовать свои условия всему миру. Однако идея многополярности, высказанная Путиным в Мюнхене, оказалась более жизнеспособной.

Новые центры силы — это и Китай, и Индия, и Россия, и с ними уже нельзя не считаться. Так, нынешний глава Белого дома Дональд Трамп заявил о готовности признать Россию в качестве равноправного партнёра.

Кто виноват?

В Мюнхене-2007 Путин резко высказался по поводу внешней политики США, возложив на Штаты основную ответственность за пренебрежение нормами международного права.

Наибольшими угрозами мировой безопасности Путин назвал необоснованное применение военной силы в отношении других стран. Адресатом этого тезиса были прежде всего США.

Выступая сегодня на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев заявил.

Терроризм как глобальная угроза

НАТО у границ

Всё по закону

Не потеряли актуальности и слова Путина о легитимности применения военной силы только в рамках мандата ООН — достаточно вспомнить вторжение США в Ирак, Ливию, присутствие западных войск в Сирии. От этой позиции, заявленной в Мюнхене, Россия не отступала все эти годы и призывала Запад неукоснительно придерживаться Устава Организации Объединённых Наций.

Деградация ОБСЕ

Мюнхен 2.0

Стоит отметить, что за эти годы кардинальным образом изменилось отношение Запада не только к России, но и к её президенту.


Сборник ярчайших речей Владимира Путина выпустили в Индонезии

В Индонезии в продажу поступил сборник лучших речей президента РФ Владимира Путина. В книгу, выпущенную индонезийским библиотечным.

Многое из того, о чём Владимир Путин говорил в Мюнхене (двойные стандарты, идеологические стереотипы, шаблоны блокового мышления), по-прежнему мешает отношениям России и Запада, однако необходимости в Мюнхенской речи 2.0 на данный момент нет. По словам Мухина, все уже понимают свои роли в новом, многополярном мире. А что касается США, они просто ещё не готовы признаться себе в том, что их роль в мире уже не доминирующая.

В феврале 2018 года исполнилось 11 лет с того момента, как Владимир Путин на Конференции по безопасности произнёс свою знаменитую Мюнхенскую речь. Тогда – в 2007-м – заявления российского лидера западным политикам показались угрозой или как минимум предостережением. В России же они были восприняты как программа дальнейших действий во внешней политике. Какие выводы были сделаны сторонами и как оценивается выступление президента РФ сегодня?

На архивных кадрах с конференции 2007 года видно, как президенты России и США Владимир Путин и Джордж Буш-младший, улыбаясь, приветствуют друг друга, как шутят между собой и другие лидеры. Впрочем, после речи российского президента улыбка сошла с лиц западных политиков.[С-BLOCK]

Говорить о Мюнхенской речи Владимира Путина и анализировать её, естественно, нельзя без учёта контекста. В 2000 году новоизбранный российский президент, как отмечают все без исключения эксперты, симпатизировал Западу и надеялся на улучшение отношений с ним. Но к 2007 году всё изменилось. Стало очевидно, что США – одержавшая победу в холодной войне держава – позволяет себе непорядочно много, пренебрегая при этом мнением и интересами других стран. Так, Америка по уши увязла в войнах в Афганистане и Ираке. В ближневосточной республике, к слову, операция была начата без санкции Совета Безопасности ООН и имела катастрофичные последствия, о чём Москва не упускает возможность напомнить Вашингтону и сейчас. Не остыли к тому моменту и воронки от снарядов в Белграде.

В результате западные СМИ занялись нагнетанием антироссийских настроений, персона Путина стала демонизироваться. Спустя более чем 10 лет эта русофобская кампания приобрела невиданные масштабы, её кульминацией стали санкции и бездоказательные обвинения Москвы чуть ли не во всех грехах. И совсем неслучайно, что нынешние отношения России и Запада политики часто называют новой холодной войной. Но именно с Мюнхена началось преображение России, превращение ее из региональной державы в одного из лидеров мировой политики.

Путин

10 февраля исполнилось 15 лет со дня выступления Владимира Путина на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. Эта речь впоследствии получила название "мюнхенской" и считается программным выступлением в области внешней политики и безопасности.

Президент России тогда упрекнул Соединенные Штаты в том, что они, доминируя в мировом сообществе, проводят политику, руководствуясь только своими интересами. Путин назвал такой миропорядок "однополярным миром".

"Это мир одного хозяина, одного суверена. И это в конечном итоге губительно не только для всех, кто находится в рамках этой системы, но и для самого суверена", - сказал он.

Путин также упомянул о расширении НАТО на восток, назвав его "серьезно провоцирующим фактором, снижающим уровень взаимного доверия".

Тогда его речь прозвучала довольно громко, и мировая реакция на нее была такой же. В мире заговорили о новой холодной войне. Спустя 15 лет мир сильно изменился, и теперь уже многие опасаются настоящей "горячей" войны.

Би-би-си обратилась к российским экспертам с просьбой прокомментировать, как изменился российский президент, его взгляды и риторика за эти годы.

Григорий Голосов, политолог

Г.Г.: Важность того выступления состоит в том, что оно задало направление. Но в этом направлении Путин прошел, конечно, достаточно далеко.

Если охарактеризовать в двух словах разницу, можно было бы сказать, что речь Путина стала значительно более резкой и критической по отношению к Западу. И с другой стороны, гораздо более, так сказать, апологетической по отношению к самой России.

Би-би-си: А тогда, в две тысячи седьмом году, как он вообще смотрел на Запад, как как он относился?

Г.Г.: Я думаю, что вот если сравнивать то, что было когда-то и что сейчас, то это вопрос уже степени.

Если бы вы спросили о взглядах Путина 2003 года, то в той мере, в какой они вообще выделяются на тот момент, они были другими. Однако к 2007 году Путин, судя по всему, действительно пришел к тем представлениям о мире и о роли России и самого себя в мире, которые разделяет и сейчас.

Автор фото, Getty Images

Виктор Ющенко, Ангела Меркель и Владимир Путин. 2007 год, Мюнхен

Би-би-си: Путин в той речи все-таки сопоставлял Россию с Америкой. Сейчас в одном из последних выступлений он сказал, что России "некуда отступать". Все равно вы считаете, что различие в степени, не изменилось принципиально ничего?

Г.Г.: Конечно, надо отдавать дань реальности тоже. Путин в 2007 году принадлежал к группе лидеров ведущих стран. Ну это факт, он состоял в группе семи. Тогда восьмерки. Сейчас отношения с Западом настолько обострились, что эта метафора, которую вы процитировали, выглядит адекватно.

Однако, если обратиться к тому, каким образом Путин описывает себя сейчас, то видно, что он в действительности по прежнему считает себя лидером одной из ведущих стран мира, и в этом смысле, вероятно, он рассматривает свое исключение из этой восьмерки, тогдашней, как глубокую несправедливость. Это добавляет острых ощущений по поводу Запада, однако фундаментально разницы-то нет.

Владимир Путин выступает на Мюнхенской конференции в 2007 году Дмитрий Астахов/ТАСС

Ежегодная Мюнхенская конференция — один из наиболее представительных международных форумов, где политики, военные и эксперты из разных стран обсуждают проблемы международной безопасности. Выступление Владимира Путина на этой конференции в 2007 году стало своего рода сенсацией — впервые в новейшей истории российский лидер настолько прямо и жестко обозначил свою позицию по ключевым вопросам международной повестки дня.

По мнению политологов, прошедшие годы показали, что тезисы речи Путина не потеряли актуальности и многие негативные тренды, о которых предупреждал российский лидер, лишь усиливаются.

Примат силы над правом

Из речи Владимира Путина в 2007 году: "Сегодня мы наблюдаем почти ничем не сдерживаемое, гипертрофированное применение силы в международных делах — военной силы, силы, ввергающей мир в пучину следующих один за другим конфликтов. . Мы видим все большее пренебрежение основополагающими принципами международного права".

Разрушенный сирийский город Алеппо Тимур Абдуллаев/ТАСС

Эти слова были произнесены до начала "арабской весны", в ходе которой практически ни один внутриполитический конфликт не обошелся без внешнего, в том числе военного, вмешательства. Наиболее яркими примерами стали гражданские войны в Ливии и Сирии, в которых иностранное военное вмешательство стало открытым и масштабным.

"В известной степени применение силы всегда было обычной практикой в решении мировых проблем. Но сразу после окончания холодной войны у многих возникло ощущение, что вот сейчас те же проблемы можно решить мирными средствами: дипломатией, переговорами, конкуренцией, торговлей, — рассказывает ТАСС директор по научной работе Международного дискуссионного клуба "Валдай" Федор Лукьянов. — Но к 2007 году тенденция окончательно изменилась. Вспомним Югославию и Ирак. В "мюнхенской речи" Путин предупреждал, что если эта тенденция сохранится, то со временем это снова станет правилом, и применять силу станут не только США. Так и вышло".

Применение силы всегда было обычной практикой в решении мировых проблем. Сразу после окончания холодной войны у многих возникло ощущение, что те же проблемы можно решить мирными средствами. Но к 2007 году тенденция изменилась. Вспомним Югославию и Ирак

Надежды на исправление ситуации можно связать с приходом в Белый дом администрации Дональда Трампа, который во время избирательной кампании говорил: "Мы прекратим попытки заниматься построением демократии за пределами США и свергать режимы, а также вовлекаться в ситуации, в которые мы не имеем никакого права вмешиваться".

Впрочем, очевидно, что попытка следовать этому принципу натолкнется на сопротивление внутри США.

"Трамп попадет под колоссальное давление военно-промышленного лобби, которое и является главным "ястребом" в Вашингтоне, — рассказывает директор Центра военно-политических проблем, профессор МГИМО Алексей Подберезкин. — Как, кстати, ранее и Барак Обама, который поддался этому давлению и который, напомню, будучи сенатором выступал против войны в Ираке".

Новая гонка вооружений

Из речи Владимира Путина в 2007 году: "Никто не чувствует себя в безопасности! Потому что никто не может спрятаться за международным правом как за каменной стеной. Такая политика является, конечно, катализатором гонки вооружений".

С 2006 по 2016 год военный бюджет США вырос с $527 млрд до $607 млрд. Бюджет НАТО долго оставался стабильным, но в прошлом году также вырос, подтвердил генсек НАТО Йенс Столтенберг в интервью Financial Times. Точных цифр не назвал, однако авторитетный журнал Jane’s Defence Weekly говорит о росте военных расходов стран — членов НАТО до $918 млрд по сравнению с $892 млрд в 2015 году.

Гонка вооружений в том виде, в каком она существовала во времена холодной войны, с бессмысленным накоплением ядерных потенциалов, сейчас маловероятна. Но угроза гонки вооружений в плане постоянного обновления и модернизации вооружений сегодня налицо

При этом Столтенберг заявил, что ожидает роста этих расходов еще как минимум на $100 млрд.

"Гонка вооружений в том виде, в каком она существовала во времена холодной войны, особенно на излете противостояния СССР и США, с бессмысленным накоплением ядерных потенциалов, сейчас маловероятна, — отмечает Федор Лукьянов. — С другой стороны, угроза гонки вооружений в плане перманентного совершенствования средств военной силы, постоянного обновления и модернизации парка вооружений сегодня налицо".

В России расходы на оборону тоже выросли, и значительно (в 2010 году была принята госпрограмма вооружений, рассчитанная на десять лет, с бюджетом около 20 трлн руб.), но этот шаг был необходим, ведь к 2010 году доля современных вооружений в армии составляла всего 15%. Сейчас этот показатель вырос до 58,3%, к 2021 году должен составить не менее 70%, а в Ракетных войсках стратегического назначения — 100%.

Трампа не пугает перспектива гонки вооружений

Владимир Путин подчеркивает, что увеличение военных расходов нельзя воспринимать как втягивание России в гонку вооружений.

"Мы никогда не пойдем на то, чтобы, втянувшись в гонку вооружений, тратить такие ресурсы, которые нам не по карману. . У нас в 2011 году расходы на оборону были 2,7%, в этом году — 4,7%, но уже в следующем будет 3,3%, а к 2019‑му — 2,8%. И так мы будем эту планку сохранять, потому что мы уже сделали необходимые вещи для того, чтобы выйти на тренд модернизации", — заявил Путин на своей итоговой пресс-конференции 23 декабря 2016 года.

Ядерные боезаряды на "черный день"

Из речи Владимира Путина в 2007 году: "Потенциальная опасность дестабилизации международных отношений связана и с очевидным застоем в области разоружения. Мы договорились с США о сокращении наших ядерных потенциалов. Россия намерена строго выполнять взятые на себя обязательства. Надеемся, что и наши партнеры будут действовать так же транспарентно и не будут откладывать на всякий случай, на "черный день" лишнюю пару сотен ядерных боезарядов".

Последний договор в этой сфере был подписан через три года после выступления Путина в Мюнхене: Дмитрий Медведев и Барак Обама в 2010 году поставили подписи под Договором СНВ-III. Он предусматривает сокращение ядерных боезарядов до 1550 единиц, а межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков — до 700 единиц.

"Этот договор соблюдается и выполняется. Сложность в том, что дальше этот процесс не идет, нет прогресса", — отмечает Федор Лукьянов.

Дмитрий Медведев и Барак Обама подписывают договор СНВ-III, 2010 год Дмитрий Астахов/ТАСС

Между тем срок действия СНВ-III истекает в 2021 году. Дональд Трамп после своего избрания президентом США в интервью газетам Times и Bild заявил: "Они (предыдущая администрация Белого дома. — Прим. ТАСС) ввели санкции против России — давайте посмотрим, можем ли мы заключить какие-нибудь хорошие сделки с Россией. Я думаю, начнем с того, что ядерное оружие должно быть существенно сокращено".

"То, что Трамп связал текущий и конъюнктурный вопрос о санкциях с вопросом стратегической стабильности, говорит о том, что пока никакой четкой программы действий по ядерным потенциалам у него нет. Санкции и ядерное разоружение — это слишком разные вещи", — говорит Федор Лукьянов.

"Звездные войны" XXI века

Из речи Владимира Путина в 2007 году: "Звездные войны", как известно, уже не фантастика, а реальность. . Милитаризация космоса может спровоцировать непредсказуемые для мирового сообщества последствия — не меньшие, чем начало ядерной эры. . Сегодня хотел бы проинформировать вас о том, что нами подготовлен проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве".

В настоящий момент международное право никак не регулирует и не запрещает размещение в космосе оружия, не являющегося оружием массового уничтожения. В 2014 году по инициативе России и Китая Генассамблея ООН приняла резолюцию "О неразмещении первыми оружия в космосе". За проголосовали 124 государства, против — США, Израиль, Грузия и Украина. Но резолюции Генассамблеи ООН носят характер пожеланий и рекомендаций.

Какое гиперзвуковое оружие ожидает российскую армию

"Позиция Москвы проста и понятна: запретить любое оружие в космосе. Пока запрета нет, разработки такого оружия будут вестись и у нас, и в США", — говорит Алексей Подберезкин.

В России проводится ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в контексте возможных угроз, связанных с развертыванием работ по глобальному удару с использованием гиперзвуковых технологий со стороны США.

В США продолжают развивать секретный проект X-37B Orbital Test Vehicle. Он начинался под эгидой NASA в 1999 году, и первоначально аппарат многоразового использования X-37 предназначался для ремонта спутников на орбите. Однако в 2004 году программу засекретили и передали в ведение ВВС США.

С 2010 года аппараты выполняют испытательные орбитальные полеты. По мнению экспертов, X-37 могут использоваться как для испытания новых технологий, так и для доставки в космос разведывательных спутников. Потенциально на них могут быть установлены вооружения, но Пентагон заверяет, что это не входит в его планы.

Позиция Москвы проста и понятна: запретить любое оружие в космосе. Пока запрета нет, разработки такого оружия будут вестись и у нас, и в США

"Угроза "звездных войн" сохраняется, но она несколько изменилась, — отмечает Федор Лукьянов. — Вопрос ведь не только в средствах ведения войны, но и в наращивании группировок военных спутников, которые могут вести разведывательную, шпионскую деятельность, работать с системами связи и коммуникации. Сейчас от этого фактора зависит даже больше, чем от непосредственного размещения оружия в космосе".

Против кого ПРО?

Из речи Владимира Путина в 2007 году: "Нас также не могут не тревожить планы по развертыванию элементов системы противоракетной обороны в Европе. Ракетного оружия, реально угрожающего Европе, с дальностью действия порядка 5–8 тысяч километров, нет ни у одной из так называемых проблемных стран. И в обозримом будущем и обозримой перспективе и не появится, и не предвидится даже".

Экс-президент США Барак Обама не раз заявлял, что к развертыванию американской системы ПРО в Европе Вашингтон подталкивают иранские разработки в области военного атома.

"Не будет иранского ядерного оружия — не будет и американской ПРО в Европе", — утверждал он. Иран официально отказался от обладания ядерным оружием, но процесс создания системы ПРО в Европе это не остановило.

В польском поселке Редзиково начинается строительство базы ПРО США

Американская система ПРО Aegis с противоракетами SM-3 уже развернута в Румынии, строительство аналогичной базы ведется и в Польше.

"Интересно, что в пусковые установки Mk-41 для противоракет SM-3 при небольших доработках можно загружать крылатые ракеты большой дальности "Томагавк", способные летать на расстояние 2200 километров и нести ядерные боеголовки, что является прямым нарушением Договора РСМД", — отмечает военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин.

По мнению эксперта, Россия вынуждена принимать ответные меры на эти действия США, в том числе размещая в Калининградской области и в Крыму оперативно-тактические ракетные комплексы "Искандер-М", способные нейтрализовать американские комплексы ПРО в Румынии и Польше.

Американцы разворачивают систему ПРО не только в Европе, но и в Азии. Так, недавнее размещение системы ПРО THAAD в Южной Корее вызвало резкий протест в Пекине. В результате Россия и Китай в конце января этого года согласовали начало разработки контрмер в ответ на договоренности Сеула и Вашингтона.

Волны расширения НАТО

Из речи Владимира Путина в 2007 году: "Думаю, очевидно — процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Наоборот, это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить: против кого это расширение?"

На момент выступления Путина НАТО расширялось дважды: в 1999 году в состав альянса вошли Польша, Чехия и Венгрия, а в 2004-м — еще семь стран.

После Мюнхена процесс не остановился: в 2009 году ряды НАТО пополнили Албания и Хорватия. Сегодня на завершающем этапе находятся переговоры о вступление в НАТО Черногории. План действий по членству одобрен также для Македонии и Боснии и Герцеговины. Отдельные программы взаимодействия НАТО существуют для Грузии, Украины, Молдавии.

Читайте также: