Музыка в период перестройки 90 х доклад

Обновлено: 18.04.2024

Итак, уважаемый читатель, как ты догадался, сегодня мы не будем спускаться в глубины рок-андеграунда, вгрызаться в экстремальный метал и постигать сложность концепций интеллектуалов от рок-музыки вроде Дэвида Боуи и Pink Floyd . Сегодня у нас пойдет речь о музыке, которая была в свое время безумно популярной и собирала стадионы на территории одной шестой части суши, причем некоторые исполнители умудрялись собирать аншлаги в течение нескольких дней во время гастролей только в одном городе. Концерты естественно фанерные, но кого это в те времена волновало?

Сейчас такое вряд ли под силу даже топам вроде Шнура или, не к ночи упомянутых Григория Лепса со Стасом Михайловым. Было время, эта музыка была модной и популярной, а ныне некоторые со смущенной улыбкой признаются, стыдливо пряча глаза, ну да, был грешок, слушал я это, но вы не подумайте ничего! Я ж тогда школотой безмозглой был, сейчас то я уже другую музыку слушаю, вот гляньте плэй-лист у меня в смартфоне!

Эта музыка стала синонимом чего-то безвкусного и примитивного, порой имел место быть откровенный дер с западных хитов. Кое-кто из ее исполнителей связан со скандалами криминального характера. Тем не менее, этот материал я давно хотел сделать. Как бы кто к этой музыке не относился, это целый пласт в нашей культуре, как ВИА или бардовская песня, каким бы кощунственным кому-то не показалось это сравнение. Синтез евродиско в духе Bad Boys Blue, Camouflage и VideoKids с отечественной песенной традицией, берущей истоки в музыке тех же ВИА и городском дворовом фольклоре, дал весьма специфический и местами любопытный результат. И все с удовольствием прыгали на школьных дискотеках 89-91 годов под какой-нибудь Мираж или Кар-мэн.

Эта группа просто типичнейший образец советской, а позже российской попсы рубежа 80-90-х. Тут слилось воедино все: и то, за что мы эту музыку ругаем, и то, что порой вызывает ностальгию по ушедшей юности. Простенький синти-поп без каких-то изысков в аранжировках, прилипчивые мелодии, жалостливо-надрывные тексты о женском вероломстве и любовных терзаниях и видимо (ну тут дамам виднее), чувственный голос вокалиста Алексея Щукина – в 1991-м году эти ингредиенты сработали.

Не нравилась мне никогда эта группа, кстати, тоже провинциалы, из украинской Полтавы. Даже в нежном школьном возрасте, когда всяческая попса мне вполне заходила. Но вот казались они мне занудными.

Тем не менее, без голоса Вадима Казаченко, впитавшего слезы и надрыв всех безответно влюбленных пост-тинейджеров, не проходила ни одна школьная дискотека того времени, песню про желтые розы должны все помнить (к слову, про какие только розы тогда не спели, просто мания какая-то была, каждый попсовый текстовик считал должным наваять душещипательный хит про розы, главное, чтобы по цвету роз плагиата не было, тут уж спасибо цветоводам!).

Продюсер и композитор группы Андрей Литягин в концертных турах выпускал на сцену обладательницу яркой внешности, но с посредственными вокальными данными Татьяну Овсиенко, которая двигалась по сцене и открывала рот под фонограмму Суханкиной. А еще в этом качестве через группу прошли такие впоследствии известные дамы, как Ирина Салтыкова и Наталья Ветлицкая.

К этой группе я тоже отношусь с уважением, и по отдельности к Сергею Лемоху и Богдану Титомиру тоже. Это самая стильная группа на отечественной поп-сцене рубежа 80-х – 90-х, и, не побоюсь этого сказать, эталонный образец качественной попсы, по крайней мере по меркам отечественной поп-сцены того времени.

Ультрамодный на тот момент времени имидж, актуальная танцевальная музыка (а Вы разве на школьных вечерах не танцевали и не пытались приобнять смазливую одноклассницу? Нет? Ну, поздравляю, Вы редкостный зануда, видимо) и довольно-таки оригинальная лирическая составляющая.

Пересказывать историю, как благодаря предприимчивости и авантюризму Андрея Разина этот состоящий из воспитанников детских домов коллектив прошел путь от безвестной группы из глухой провинции до суперзвезд всесоюзного масштаба я не вижу смысла, кто интересовался, ее прекрасно знают.

Вот такой вот получился экскурс в совсем недавнюю историю. Подборка эта носит субъективный характер. Наверняка кто-то вспомнит группы, с которыми связаны какие-то свои личные воспоминания. И вы, как и я, наверняка слушаете уже совсем другую музыку. Но группы, про которые я написал, как бы к ним кто не относился, определенный след в нашей культуре оставили (ну или наследили, если хотите), и они заслуживают того, чтобы про них лишний раз вспомнить, хотя бы и из чисто ностальгических побуждений.

Концерты рок-групп, запрещённая литература, фильмы антисоветского характера – всё это культура перестройки, ворвавшейся в жизни граждан СССР после застоя.

Эпоха гласности

С первых же лет существования советская власть ужесточила цензуру, сократив количество печатных изданий. Оставшиеся газеты и журналы выпускали исключительно выгодные для большевиков материалы.

Под каток красной машины попала пресса, публиковавшая художественные произведения. Литературные новинки проходили через жёсткую идеологическую цензуру. Произведения писателей прошлых столетий также подвергались пересмотру. В книги Фёдора Достоевского, Льва Толстого и других классиков включили вступительные статьи советских литературоведов, доказывавших революционные настроения произведений. Выпуск таких статей был невозможен без ссылок на труды Владимира Ленина и Карла Маркса.

Всё изменилось в эпоху перестройки. Гласность и плюрализм мнений — два кита, позволивших книгоиздателям уйти от вступительных статей коммунистического характера в начале перестройки.

Перестройка позволила попасть в литературные журналы и самым ярым противникам советской власти — прозаикам, посвятившим своё творчество описанию лагерной жизни. Громче всего в этой тематике проявили себя Александр Солженицын и Варлам Шаламов.

Русский рок — новое слово в отечественной музыке

Перемен! Требуют наши сердца.
Перемен! Требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен, Перемен! Мы ждём перемен!

А перестройка всё идёт и идёт по плану,
А вся грязь превратилась в голый лёд,
И всё идёт по плану…

Стоит отметить, что рок-музыканты не только стали зеркалом общественного мнения эпохи 80-ых. Они были законодателями моды. Чёрные кожаные куртки, браслеты со стальными шипами, джинсы и рваные штаны, волосы самых разных цветов — всё это стало модным во многом благодаря образам артистов, игравших тяжёлую музыку.

Развитие киноиндустрии в годы перестройки

Всё изменилось с приходом гласности в отечественную культуру. В фильмах второй половины 80-ых годов открыто критикуется советская система, социализм, исторические события, связанные с революционерами.


Музыка 90-х годов - это, можно сказать, современная музыка, мы все ее помним, знаем, любим, а многие авторы, завоевавшие популярность в те годы, остаются популярными и сейчас. И все же приоритеты у всех разные. Техно, готика, латино, диджи-мьюзик, рэп, альтернативный рок, панк - можно было бы долго перечислять все, чем одарил слушателя этот период. Для одних 90-е остались эпохой Элтона Джона и его сингла Sacrifice, для других - это Уитни Хьюстон, чья слава, начавшаяся в 80-х, только росла, для третьих - это триумф Ace of Base, шведской группы, запустившей в начале декады мелодию Happy Nation. В те же годы стал знаменитым еще один шведский музыкант - Dr. Alban, яркий представитель евродэнса. Нигериец по происхождению и стоматолог по образованию Доктор Альбан подарил миру хит, долго не утративший своей прелести - It’s My Life.

Что касается рока, то к 90-м в нем образовалось множество новых стилей, течений направлений. Один из самых заметных стилей рока в 90-х был гранж. Этот стиль зародился в музыке групп города Сиэттла, на тот момент одной из столиц рок-музыки. В авангарде гранжа - депрессивного и отчаянного - шла группа Nirvana. Курт Кобейн, ее лидер, чья жизнь так трагически закончилась тогда же в 90-е (1994), был назван голосом поколения. Для многих именно эта группа осталась самой знаковой группой 90-х.

Во второй половине 90-х электронная музыка открыла свой новый этап. И немало этому способствовала группа The Prodigy, особенно внушительно у них прозвучало две песни: Smack My Bitch Up и Breathe. Эта группа вполне может быть названа основоположницей стиля бигбит. Несколько выдающихся хитов в эти годы запустили группы Blur, игравшая в разные годы брит-поп, инди-рок, психоделический рок, электронную музыку, и Radiohead, которую причисляли то к альтернативному року, то к арт-року.

Все это британские группы и перечисляя их, невозможно не упомянуть одну из самых успешных групп 90 -х Oasis, ставшую лучшим наследником всех рок-групп 80-х и развившую старые традиции. В 1990 году образовалась и сразу получила мировую популярность ирландская The Cranberries, предложившая мелодичный рок с элементами национального звучания. И, вообще, в то время популярнейший телеканал MTV пестрил различными видеоклипами самых разных групп английских и американских школ рока, где клип кажого музыканта, будь-то группы, не был похож один на другой с удивительными сценариями и сюжетом.

Будь-то рокеры Aerosmith, зажигательные Red Hot Chili Peppers, эксперементирующие U2 и молодые малоизвестные английские бенды Supergrass и Pulp, все они ежегодно занимали позиции в топ-100 Billboard и MTV Greatest Hits.

90-е годы явили миру такого фаворита как Робби Уильямс. В 1994 году он начал успешную сольную карьеру, а начинал в группе Take That. Изначально эта группа была создана в надежде на такой же фурор, какой произвел один из первых бой-бандов New Kids on the Block, имевший ошеломляющий успех в конце 80-х и начале 90-х. Эта группа закончила свое существование в 1994 году. Зато тогда же образовалась сразу ставшая любимой целым поколением группа Backstreet Boys из Орландо, США. Этот же год дал миру Spice Girls - британский женский коллектив, вслед за которым появилось множество копий и подражаний.

Это десятилетие было сложным для британского коллектива The Verve: он то собирался, то распадался. Но когда в 1997 году появился сингл Bitter Sweet Symphony, то стало ясно: свой вклад в копилку мировой музыки группа сделала.

Многие группы, образованные раннее, использовали это десятилетие для дальнейшего набора высоты. Среди них уже любимая в хард-роке Metallica, слегка изменившая свое звучание и выпустившая несколько отличных альбомов. То же можно сказать и о Pet Shop Boys, работавшем в классическом направлении евродэнса. В это десятилетие калифорнийцы из Red Hot Chili Peppers заключили контракт с "Уорнер брозерс", что послужило толчком к созданию новых хитов, а альбом Californication стал легендой.

Русская музыка включает в себя богатое музыкальное наследие российских государств. Это понятие объединяет творчество русских и советских композиторов, русский музыкальный фольклор, русский романс, популярную музыку советского и постсоветского периода, русский рок, творчество бардов.

Оглавление

Развитие направлений в отечественной музыке.
5.1 Русский Рок.

5.2 Направления в Рок-музыке.

6. Развитие Поп-музыки.

6.1 Молодежные музыкальные субкультуры.

7. Развитие электронной музыки.

8. Развитие направления в танцевальной музыки.

9. Шоу-бизнес 90-х.

10. Итоги музыки конца ХХ века.

11. Музыка XXI века.

11.1 Музыкальные проекты XXI века.

Файлы: 1 файл

История КОНТРОЛЬНАЯ.doc

10. Итоги музыки конца ХХ века.

С развитием в 90-х цифровых технологий, на смену аналоговым системам многоканального звука пришли цифровые, что позволяет больше экспериментировать с различными музыкальными стилями.

В мире цифровых технологий появляется новый формат МР3, он позволяет стать музыке более доступной.

За ХХ век музыка претерпела коренные изменения и эта эволюция еще далеко не закончена. Сейчас многие музыканты смело берутся за осуществление самых неожиданных проектов, пытаясь совместить несовместимое: классику и электронную музыку, джаз и современную танцевальную музыку, рок и техно и др.

Конец XX века 90-х, начало XXI века запомнились становлением нового направления музыки – электронной музыки. Рейв, танцевальная революция, клубная культура, невиданная популярность танцпола. Электроника выплеснулась в поп-чарты , а затем на стадионы.

Мир современной музыки стал удивителен и многообразен. Множество направлений, стилей и уникальных исполнителей позволяют любителю музыки слушать именно то, чего хочется лично ему, вне зависимости от того, насколько популярен любимый стиль.

11. Музыка XXI века.

К началу XXI века российский шоу-бизнес стал весьма мощной структурой: множество звукозаписывающих фирм, два крупных музыкальных телеканала (МТВ и Муз-ТВ), определенная система рекламы и распространения.

Количество имен исполнителей, на короткое время возникающих на телеэкранах, неизменно увеличивается, растет и уровень внешнего качества музыкальной продукции при достаточно невысоком уровне содержательной части.

Однако в первом десятилетии XXI века развитие музыки замерло на месте.

Фактически, с 2000 по 2009 годы в рок-музыке не появилось ни одного крупного жанра.

В отличии от 90-х, 80-х, 70-х… в 2000-е революционных жанровых прорывов в музыке - не было.

К грандиозному успеху 2000-х, пожалуй, можно отнести дуэт t.A.T.u.

Агрессивная аранжировка композиций, скандальный имидж, тексты песен Валеры Палиенко, девчачий вокал Юли Волковой и Лены Катиной – составили взрывной коктейль и в 2003 году синглы группы достигли топ-позиций во многих национальных чартах. Группа обрела мировую известность.

Но на пике популярности менеджер t.A.T.u. - Иван Шаповалов, считает, что проект t.A.T.u исчерпал себя – дуэт быстро скатился с вершины, а в 2008 году t.A.T.u и вовсе распадается.

Солистки группы t.A.T.u. - Юлия Волкова и Лена Катина.

11.1 Музыкальные проекты XXI века.

Самые успешные "выпускники" "Фабрики звезд" : группы "Корни",

"Фабрика", "Серебро", певица Юля Савичева, Тимати, Виктория Дайнеко, Анастасия Приходько.

Звуковой аспект музыки во многом обеспеченный визуальным, мнимым представлением, намекает на невидимое, на чувство или состояние

Из музыкантов начинавших в 90-е пытаются заново реализоваться и добиваются большого успеха барды (10) Григорий Лепс и Трофим, рок-группа "Сплин".Из российских музыкантов-электронщиков на слуху в 2000-е Ди-Джей Грув.

Повторное использование постперестроечного диско ранних 90-х напоминает нам о популярных ретро-шутках Ди – джей Грува , который иронически использует мелодии из кино-шлягеров, написанных Андреем Петровым.

Чем старше музыкальный стиль, тем заметнее и труднее его возвращение или повторение.

Интерес к классической музыке возвращают нам 2000 –е в постановках мюзиклов.

Мюзикл это музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск.

Пока единственным новым музыкальным движением в 2000-е в России

являются музыкальные эмо-группы.

Позаимствовав основу у своих зарубежных коллег, в том числе и у существующих ныне групп, сочетающих в себе черты эмо и популярной музыки, они смогли заявить о себе в первую очередь за счет вокала, наполненного ощутимой тоской, но не скатывающейся при этом в полную депрессию. Добавив к этому нежность проникновенной поэтики текстов и мощный ритм гитар, они постепенно привлекли к себе внимание довольно специфической аудитории, состоящей преимущественно из достаточно молодых людей обоего пола.

Зачастую коллективы российских эмо -групп формируются достаточно случайным образом, когда собираются вместе несколько молодых людей, начинающих сочинять песни. Помимо желания выступать и петь, некоторые из них имеют весьма смутное представление о стилистике эмо, ориентируясь в большей степени на творчество своих более известных “коллег” в России или пытаясь соответствовать тем или иным услышанным записям похожих на эмо музыкальных западных групп.

На базе поклонников эмо и родственных жанров возникла одноимённая субкультура (11) . Молодежь в стиле эмо предпочитает особый стиль, который выделяет их среди других субкультур.

Эмо носят черный цвет в сочетании с розовым, или другим ярким цветом. Классическая одежда эмо, это одежда в черно-розовой гамме, где узоры так же двухцветные. Различные повязки на руках и запястьях, пояса с железными бляшками, перчатки без пальцев, рюкзак с различными значками эмо.

Процесс интеграции российских музыкантов в мировое музсообщество пока продолжается. Конечно, за границей русских все еще опасаются. Имеет место определенная инерция и нежелание конкурировать на равных. С другой стороны, отечественным музыкантам, занимающимся современной музыкой, наверное, не стоит замыкаться на своей самости и вариться в собственном соку. Гораздо интереснее вступать во взаимодействие на разных уровнях с коллегами из-за рубежа, пытаться находить с ними общий язык, укрепляя тем самым международный авторитет русской музыкальной сцены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Энциклопедия рок-музыки под ред. В.Г. Меньшикова. – Ташкент: Журналист, 1992.

Энциклопедия российской поп- и рок-музыки./ АЛЕКСЕЕВ А. БУРЛАКА А.- М.: "ЭКСМО-Пресс", 2001.

Читайте также: