Музыка в классическом танце доклад

Обновлено: 17.05.2024

Концертмейстер балета - особая профессия, им может стать не каждый, даже самый талантливый, пианист. Кроме владения совершенной техникой исполнения, концертмейстер в классе хореографии должен знать и понимать технологию движения, помочь артистам услышать музыку и, прочувствовав ее мышцами, перевести в пластику. Концертмейстер- полноправный участник творческого процесса, коллега, соавтор педагога.

Концертмейстерская хореографическая специализация предъявляет высокие требования к уровню пианистического мастерства. Репертуар концертмейстера хореографического класса должен быть огромным, включать произведения русской и зарубежной классики, современных композиторов.

Для будущего концертмейстера хореографии чрезвычайно важно получить представления об уроке классического танца, его построении и основных методических принципах:

  • Понимать специфику хореографического аккомпанемента, осознавать роль музыки на уроке классического танца-как подчиненную методическим и функциональным задачам
  • Иметь ясное представление обо всех основных движениях классического танца, осознанно и профессионально воспринимать хореографический материал, уметь запоминать достаточно большие его фрагменты.
  • Владеть импровизационным видом аккомпанирования, уметь понимать и предвидеть логику взаимодействия музыки и танца, создавать образы движения выразительными средствами музыки.
  • Иметь представление о методике преподавания различных хореографических дисциплин классического, исторического танца, актерского мастерства, бального танца.
  • Владение обширным репертуаром, включающих различные оркестровые, фортепианные, вокальные произведения русских и зарубежных композиторов.
  • Уметь разучивать программу в короткие сроки, аккомпанировать с листа, одновременно воспринимая движения исполнителей-танцовщиков.
  • Быть активным сотрудником, союзником и помощником преподавателя, стремиться к созданию плодотворной творческой атмосферы занятий.
  • Содействовать развитию музыкальных представлений педагогов и учеников, воспитанию хорошего музыкального вкуса.
  • Постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствуя мастерство музыканта-пианиста и аккомпаниатора, обогащать свои знания, пополнять репертуар, слушать и контролировать себя, учиться у коллег, использовать свой накопленный опыт.

Освоение технологии классического танца представляет собой длительный и сложный процесс. Детям с их тонкой и подвижной, еще не сформировавшейся психикой особенно нелегко приучиться к тяжелому, ежедневному труду, поэтому активизация их эмоциональной сферы является важнейшим условием успешного обучения. Музыка, как ничто иное, способствует эмоциональному раскрытию учащихся, помогает танцовщикам передать характер движения, а в дальнейшем – эмоционально-образное содержание танца. Ввиду этого музыкальный материал, используемый на уроках классического танца, должен стать главным помощником эмоционально-творческого самовыражения танцовщика. Чем богаче слуховой опыт артиста балета в сфере общения с музыкой, тем более он будет способен откликнуться на нее эмоционально, вступить с ней в процесс диалогического взаимодействия.

оследовательное изучение основных движений классического танца приводит к формированию в сознании концертмейстера ритмо-артикуляционных формул, соответствующих данному элементу классического танца и осуществлению отбора музыкальных отрывков по их фактурным особенностям.

Опытный концертмейстер, просматривая множество музыкальных отрывков, руководствуясь музыкальными характеристиками всех основных элементов танца, способен сразу же, без проигрывания на инструменте, определить их пригодность для урока танца.

Отбор музыкальных фрагментов на практике представляет собой достаточно трудоемкий и кропотливый вид деятельности. Часто музыкальные миниатюры, соответствующие движению по фактуре, очень бедны в мелодическом и гармоническом отношении и не могут представлять художественного интереса. Кроме того, готовое музыкальное произведение, к сожалению, невозможно подобрать так, чтобы установилось полное соответствие между комбинацией движений и музыкой, – как в целом, так и в деталях. Соответствие в лучшем случае может получиться лишь внешнее, но не полное,

основанное либо на метрической стороне и общем темпе, либо на совпадении отдельных частей комбинации. На всем протяжении исполняемой комбинации несовершенным останется один из главных моментов хореографического искусства – фразировка движения и музыки.

И все же использование музыкальных фрагментов на уроках классического танца является возможным при вдумчивой редакторской работе. Придание фрагментам произведений необходимой на момент исполнения формы предполагает не только небольшие правки, вносимые в авторский текст, но и в определенных случаях полное переосмысление оригинальной формы произведения. Конечно, такая редакторская работа возможна лишь при крайне бережном вторжении в авторскую ткань, предполагающем сохранение основы художественного замысла основного характера музыкального фрагмента. Необходимо обладать достаточно высоким потенциалом фортепианного и импровизационного мастерства, теоретическими познаниями, для того чтобы выполнять корректирование профессионально – безупречно с точки зрения музыкальной этики.

Музыкальное оформление на уроках классического танца

Обычно на уроках классического танца для музыкального сопровождения используется балетная, симфоническая, танцевальная, оперная и фортепианная музыка. Концертмейстер подбирает ее самостоятельно или с помощью педагога - хореографа. Музыкальное сопровождение должно быть с ясно прослушиваемой фразировкой и квадратным построением (16, 32 такта), а также соответствовать характеру исполняемых движений. В противном случае учащиеся не будут воспринимать музыку и танец, как единое целое.

В младших классах музыкальное оформление должно быть ритмически простым, ясным и доходчивым, соответствующим элементарным движениям и детскому возрасту учащихся. В последующих классах, оно становится богаче и ритмически разнообразнее, поскольку танцевальные комбинации и движения с каждым годом усложняются.

Музыкальные обозначения динамики (crescendo, diminuendo и др.), манеры исполнения (dolce - нежно, espressivo - выразительно, con brio – с огнем, con anima – воодушевленно, maestoso – торжественно, величаво и др.), темпа (adagio – медленно, alla marcia - маршеобразно, accelerando – ускоряя, rallentando – замедляя и др.) применимы и для танца. Тоже самое можно сказать и о приемах музыкального исполнения: например, legato (связно) соответствует плавным и связным движениям в танце, а staccato (отрывисто) – четким, резким и отрывистым.

Урок классического танца состоит из трех частей: экзерсиса у палки (станка), экзерсиса на середине зала и Allegro (прыжки). Он начинается с простых движений и постепенно переходит к более трудным.

Экзерсис у станка

Порядок исполнения движений у палки одинаков для всех классов: plie, battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe par terre, battement fondu, battement frappe, battement double frappe, rond de jambe en l’air, petit battement, adagio, grand battement jete.

Концертмейстеру следует знать, что в старших классах комбинации усложняются и могут состоять из двух частей. Например, могут соединяться такие движения как battement tendu и battement tendu jete, где вторая часть должна сопровождаться музыкой с более четким ритмом. Желательно, чтобы переход от одного движения к другому отражался в музыкальном сопровождении модуляцией.

Каждое упражнение предваряет preparations (препарасьон – приготовление) – подготовительное движение. Вступление можно взять из окончания музыкального сопровождения (2 или 4 такта с конца, в зависимости от размера) или сочинить самому. Для завершения упражнения обычно берутся два последних аккорда произведения, либо доминанта и тоника той тональности, в котором оно написано.

Экзерсис на середине зала состоит в основном из тех же движений, что и экзерсис у станка, но исполнять его гораздо сложнее, так как нужно сохранять равновесие тела и выворотность ног без помощи палки.

Прыжки являются технически наиболее трудными движениями в классическом танце. Каждый прыжок начинается и заканчивается в demi – plie, с помощью которого осуществляется толчок, взлет и его завершение.

Музыкальное оформление раздела Allegro имеет свои особенности. Характеру прыжков соответствует живой и энергичный характер музыки в размере 2/4, реже - 4/4. Поскольку в большинстве случаев используется размер 2/4, музыкально-жанровая сторона маленьких прыжков весьма ограничена. Наиболее подходящим музыкальным сопровождением для них являются польки, которые имеют соответствующий размер (2/4), подвижный темп и энергичный характер. Можно использовать сочинения таких композиторов как А.Дворжак , Б.Сметана, поскольку полька – один из популярных танцевальных жанров чешской музыки, а также бальные польки И.Штрауса, Л.Делиба, русских композиторов XIX века: П.Чайковского, М.Глинки, А.Лядова, С.Рахманинова, А.Рубинштейна и др.

Разновидностей прыжков очень много: маленькие – petit allegro, средние – demi allegro и большие – grand allegro.

Темп прыжков, который должен соответствовать требованиям программы данного класса, устанавливает педагог – хореограф. Во время разучивания все новые прыжки исполняются в медленном темпе, затем, по мере усвоения движения темп ускоряется.

В конце урока снова исполняется поклон.

Заключение

Главное и необходимое условие работы концертмейстера в классе хореографии – постоянно повышать свой профессиональный уровень, как пианиста – исполнителя и концертмейстера, учиться у коллег и использовать собственный накопленный опыт, работать в творческом тандеме с педагогом-хореографом, обогащать свои знания, быть в непрерывном поиске нового музыкального материала. В настоящее время большим подспорьем для пианиста являются интернет – ресурсы, которые компенсируют недостаток необходимой методической литературы и нотного материала.

Труд концертмейстера хореографии практически не видим. Наиболее ярко его исполнительское мастерство проявляется на экзамене или концерте, где он остается один на один с учащимися и несет ответственность за качество их подготовки. Также концертмейстер ответственен за воспитание их музыкального вкуса у учащихся, которое во многом зависит от правильного подбора музыкального сопровождения.

1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие. Изд.2 – Л.: Искусство, 1983. – 207 с.

2. Безуглая Г. Концертмейстер балета: Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. Санкт – Петербург, 2005. – 215 с.

3. Блок Л. Классический танец: История и современность. – М.: Искусство, 1987. – 556 с., ил.

8. Зихлинская Л., Мей В. Первые шаги. Примеры уроков для молодых педагогов профессиональных хореографических училищ: практическое пособие по методике преподавания классического танца в младших классах (первый год обучения). К.: ЛОГОС, 2003. – 360 с., ил.

9. Катонова С. Музыка в балете. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1961. – 50 с.

10. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – М.: Искусство, 1976. – 266 с.

11. Тарасов Н. Классический танец: Школа мужского исполнительства. Изд.2. – М.: Искусство, 1981. – 479 с.

12. Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления уроков классического танца. Л.: Музыка, 1968. – 143 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Преподаватель

Захваткина Е. С.

Основные принципы музыкального оформления

уроков классического танца

Танцевальное искусство и музыка органично связаны между собой. Справедливо считается, что музыка – это душа танца, вместе они дополняют друг друга, создают слышимый и зримый образы. Именно музыка дает хореографическому движению ритмическую и темпо-динамическую основу, определяет его эмоциональную окраску , характер, образную выразительность.

В процессе обучения классическому танцу учащихся детских школ искусств музыка играет одну из ведущих ролей, так как освоение школы классического танца на хорошем профессиональном уровне невозможно без грамотно подобранного музыкального материала, сопровождающего учебные занятия.

Грамотно составленный музыкальный материал учит детей слышать и чувствовать музыку, понимать значение ее выразительных средств, а также воспитывает осознанное отношение будущих артистов к музыкальному произведению, формирует их эстетический вкус.

Педагогическая практика показывает, что существует ряд проблем, которые затрудняют работу по правильному подбору нотного материала, отвечающего современным требованиям музыкального оформления уроков. Это и незнание концертмейстером названий движений классического танца и специфических особенностей самого предмета, и отсутствие у педагога хореографии необходимого музыкального образования. Важное значение приобретает также психологическая совместимость преподавателей. Отсутствие совместного творческого подхода и взаимопонимания в работе тормозят решение задач по музыкальному воспитанию обучающихся . В своей практике я сталкивалась с ситуацией, когда концертмейстер отказывал в просьбе замедлить или ускорить темп, сократить музыкальную фразу или добавить динамических оттенков, указывая на то, что он будет играть так, как написано композитором.

Значимость музыкального сопровождения на занятиях хореографии нередко принижается. Зачастую ему отводят роль вспомогательного элемента, который дает лишь ритмическую основу для выполнения движений. Задача педагога на уроках классического танца состоит в том, чтобы научить своих учеников любить музыку, понимать выраженные в ней мысли и чувства, передавать их в исполняемых движениях, и концертмейстер здесь является главным помощником. Он, создавая эмоционально благоприятную атмосферу урока, воспитывает у обучающихся уважительное отношение к музыкальному материалу, учит разбираться в особенностях звучания той или иной мелодии, ее ритмической структуре, сходстве и отличии различных музыкальных фраз. Кроме изучения танцевальных па, ученики знакомятся на уроках с лучшими образцами классических произведений, в том числе и с музыкальными фрагментами балетных спектаклей всё это помогает в последующей постановочной и репетиционной работе воспринимать музыку и хореографию как неразделимое целое.

Понятие музыкального сопровождения и музыкального оформления танцевального урока

Занятия у станка формируют у обучающихся основные двигательные навыки, и этому способствуют четко выстроенные комбинации, для которых подбираются музыкальные отрывки с понятной несложной мелодией, отражающей характер и амплитуду исполняемого элемента.

На середине класса в комбинации включают разнообразные связующие и танцевальные элементы, а также перестроения и перемещения по залу, поэтому для музыкального сопровождения лучше выбирать законченные пьесы. Они помогут не только освоить технику движений и овладеть пространством, но и создать образно-эмоциональную окраску танца.

Поклоны в начале и конце учебного занятия, а также переход от экзерсиса у палки к работе на середине класса тоже рекомендуется музыкально сопровождать. Это формирует у детей привычку всегда организовывать свои движения согласованно с музыкой.

В работе аккомпаниатора существуют два способа музыкального оформления учебного занятия:

2. Импровизационный метод, то есть сочинение специальной музыки для звукового оформления урока. Данный метод является наиболее практичным и лучше отвечает задачам, поставленным хореографом. В процессе творческой работы педагогом могут создаваться танцевальные комбинации в бесконечных вариантах, поэтому бывает невозможно подобрать подходящие фрагменты из существующих музыкальных произведений. Однако, импровизируя, концертмейстер не должен давать волю фантазии: сочиненная им музыка должна быть понятной по фразировке, иметь яркую мелодию и четкую ритмическую структуру.

Принципы подбора музыкальных произведений для классического экзерсиса

Музыкальные отрывки для оформления уроков классического танца должны соответствовать следующим критериям :

Соответствие темпа и ритмического рисунка характеру хореографического движения. Например, такие упражнения, как rond de jambe par terre, battement fondu, adagio, исполняются в медленном темпе ( largo , andante, lento), соответственно мелодия музыкального сопровождения должна иметь лирический характер.

Упражнения battement tendu, battement tendu jete, battement frappe, grand battement jete выполняются в более живом , энергичном темпе . Для аккомпанемента рекомендуется выбирать отрывки с бодрой мелодией и четким ритмом.

3. Наличие вступительного упражнения preparation ( от франц., подготовка, приготовление) и заключения. В начале комбинации это вступление, состоящее, как правило, из нескольких последних тактов музыкального фрагмента. По окончании два заключительных аккорда (например, доминантсептаккорд и тоническое трезвучие).

5.Метроритмические особенности: при изучении нового движения, особенно в младших классах, мелкие длительности (восьмые, шестнадцатые) можно исполнять в два раза медленнее, однако мелодия должна звучать без искажений, быть понятной. При освоении движения убыстряется темп исполнения.

В средних и старших классах, где учебный материал постепенно усложняется, появляются разнообразные сочетания движений и ускоряется темп исполнения, музыкальное оформление должно быть направлено на развитие художественного вкуса обучающихся.

Примеры музыкального оформления урока классического танца.


1. Plie (приседание). Медленное непрерывное текучее движение. Упражнение развивает силу мышц ног и выворотность, проверяет правильность позиций и постановку корпуса. Отлично разогревает мышцы, подготавливает к следующим более сложным упражнениям. Музыкальные размеры: 3/4, 4/4.

Примеры :

В. Беккер. Лесная сказка

М. Глинка. Прощальный вальс

Ж. Косма. Опавшие листья

М. Легран, Э. Марне. Сиреневый вальс .

Цибулька. Грезы любви после бала

П. Чайковский. Вариация на тему рококо

2. Bаttement tendu (выдвижение ноги на носок). Натянутое движение, развивающие силу голеностопного сустава и подъем стопы. Вырабатывает натянутость всей ноги как в колене, так и в подъеме, и пальцах. Музыкальный размер 2/4.

С. Джоплин. Рэгтайм

Б. Сметана. Иринкина полька

Б. Сметана. Луизина полька

И. Штраус. Полька-Анна

3. Bаttement tendu jete (маленький бросок ноги на 25º). Натянутое движение с броском. Воспитывают натянутость ноги в воздухе, развивают силу и легкость, подвижность тазобедренного сустава. Музыкальный размер 2/4.

М. Глинка. Детская полька

Ф. Макарлд. Snowball ra

Н. Мясковский. Полька

3. Rond de jamb e par ter re (круговые движения ногой по полу). Развивает эластичность и подвижность тазобедренного сустава. Часто это движение заканчивают перегибанием корпуса ( port de bras ), поэтому можно использовать две мелодии, т.к. характер движений разный: первая часть – ровная, умеренно чёткая, вторая часть – плавная.

Музыкальные размеры: 3/4, 4/4.

А. Верстовский. Вальс

С. Майкапар. Колыбельная

Э. Назарет. Вальс

Р. Шуман. Колыбельная

4. Battement fondu (тающий батман). Относится к плавным, достаточно сложным движениям, основанное на равномерном сгибании и выпрямлении опорной и работающей ноги. Воспитывает мягкость и плавность, развивает эластичность мышц, координацию, выворотность. Темп музыки медленный, тягучий. Музыкальные размеры: 3/4, 4/4.

А. Грибоедов. Вальс

П. Чайковский. Сладкая греза

Ф. Шуберт. Благородный вальс

5. Battements frappe (ударное, сильное движение). Отрабатывает быстрое и энергичное сгибание и разгибание коленного сустава. Развивает ловкость и силу стопы. Музыкальное сопровождение следует выбирать с четким, отрывистым характером. Размер 2/4.

П. Чайковский. Полька

6. Rond de jambe en l’air (круговое движение ногой по воздуху). Развивает выворотность тазобедренного сустава, подвижность ноги от колена до стопы. Характер мелодии спокойный, ровный. Музыкальные размеры: 2/4, 3/4.
Примеры:

7. Petit battements (маленький батман). Для музыкального сопровождения хорошо подходит мелодия в характере pizzicato ( пиццикато) − так называемая тикающая, отрывистая мелодия, равномерное чередование восьмых нот:

Л. Дюкомен. Полька ,

Л. Шитте. Этюд соч. 108, №8

И. Штраус. Полька-пиццикато

8. Adagio (адажио) – группа медленных движений. Развивает силу ног, артистизм, закрепляет знание поз классического танца. Очень хорошо использовать восходящие мелодии (они хорошо сочетаются с подъемом ноги), а также арпеджированную фактуру аккомпанемента .

О. Туссен. Радость

Ф. Шопен. Забытый вальс

П. Чайковский. Серенада для струнного оркестра.

И. Дунаевский. Фокстрот

Б. Сметана. Студенческий марш

На середине класса выполняются тот же порядок движений, поэтому выбор аккомпанемента не отличается от звукового оформления экзерсиса станка. Можно выбрать музыкальное сопровождение из выше предложенных фрагментов композиций.

Один из разделов урока классического танца − allegro (прыжки). Необходимо принять во внимание, что акцент в аккомпанементе приходится делать не на прыжок, а на приземление. Музыкальный размер маленьких и средних прыжков − 2/4, больших прыжков – 3/4. Выбор нотного материала многообразен: польки и галопы, марши и вальсы, фрагменты балетных спектаклей, инструментальная музыка и сочинения современных авторов.

Р. Глиэр. Концертный вальс

С. Кеттерер. Вальс ля бемоль мажор

Ф. Крейслер. Вальс

Р. Планкетт. Корневильские колокола.

И. Штраус. Виолетта

Экзерсис у палки

hello_html_m46ed1316.jpg

P lie по пяти позициям.

2. Battements tendus (24 такта по две четверти).

hello_html_59d614be.jpg
hello_html_39ae465c.jpg

3. Ronds de jambes par terre и grands ronds de jambes jetes (8 тактов no четыре четверти ).

hello_html_4698c960.jpg

4. Battements fondus и frappes . (16 тактов по две четверти) .

hello_html_86f460a.jpg

5. Ronds de jambes en l'air . (4 такта no четыре четверти).

hello_html_m49c317b2.jpg

6. Petits battements (8 тактов по две четверти).

hello_html_6264dfc3.jpg
hello_html_10dc19c8.jpg

7. Battements developpes (8 тактов по четыре четверти).

hello_html_35086cd0.jpg

8 . Grands battements jetes (8 тактов по три восьмых).

hello_html_711a1706.jpg

Экзерсис на середине зала

1. demi-plie (16 тактов по три четверти).

hello_html_m610d6174.jpg

hello_html_276d51f8.jpg

3. Battements tendus (8 тактов по четыре четверти).

hello_html_4d846385.jpg

4 . Battements fondus и frappes (комбинированные) (8 тактов по две четверти).

Большое adagio (4 такта по четыре четверти).

hello_html_44952b27.jpg

hello_html_7a1018c6.jpg

hello_html_mb46e70c.jpg

3. Свободно танцевальная форма исполнения (16 тактов по две четверти).

hello_html_32d15c94.jpg

hello_html_m244e6d63.jpg

hello_html_55d9ceeb.jpg

hello_html_18e095e8.jpg

hello_html_397f124a.jpg

(Нотные образцы взяты из книги А. Я. Вагановой

Список литературы

Анисимов В.Н Диагностика музыкальных способностей детей. М: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л., 1964.

Базарова Н. П. Классический танец. Методика четвертого и пятого года обучения. − 2-е изд., − Л.: Искусство, 1984.

Балет. Энциклопедия / Под ред. Ю. Григоровича. – М., 1981.

Баренбойм Л.А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. – Ленинград: Музыка, 1970.

Безуглая Г. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. Спб., 2005.

Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. М.: Искусство, 1987.

Бриске И. Э. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб. пособие/Челяб. гос. акад. культуры и искусств. − Челябинск, 2007.

Ваганова А. Я. Основы классического танца. Издание 6. Серия “Учебники для вузов. Специальная литература” — СПб.: Издательство “Лань”, 2000.

Васильева Е. Танец, М., 1968.

Головкина С. Н. Уроки классического танца в старших классах. М.: Искусство, 1989.

Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика, 2001.

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.

Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: Учеб. пособие / ЧГАКИ. - Челябинск, 2009

Костровицкая В. С., Писарев А. А. Школа классического танца. Л.: Искусство, 1976.

Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. - М., 1997.

Ладыгин Л. Методические рекомендации по музыкальному оформлению уроков классического танца. М., 1980.

Ладыгин Л. А. О музыкальном содержании учебных форм танца. М., 1993.

Леонтьева О.Т. Карл Орф. – М.: Музыка, 1984.

Люблинский А. А. Теория и практика аккомпанемента: Метод. основы. Л.: Музыка, 1972.

Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 1988. - 254 с.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.

Нарская, Т. Б. Классический танец: учеб.-метод. пособие / Т. Б. Нар-I, Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2007. - 162 с.

Новиков А. М. Основания педагогики. — М.: ЭГВЕС, 2010. — 208 c

Новицкая Г. Урок танца. СПб, 2004.

Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учеб. пособие. − СПб.:СПбГУП, 2006.

Письма о танце [Электронный ресурс] / Ж. Ж. Новерр; пер. с фр., под ред. А. А. Гвоздева. - Санкт-Петербург: Планета музыки: Лань, 2007. - 384 с.

Ревская Н. Е. Музыкальное оформление урока классического танца. – СПб., 2004.

Ревская Н. Классический танец. Музыка на уроке. Экзерсис. СПб, 2005г.

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. −М.; Л., 1947. − 325 с.

Ярмолович Л. И. Принципы музыкального оформления урока классического танца / под ред. В.И. Богданова-Березовского, 2-е изд. Л.: Музыка, 1968.

Вся история хореографического искусства свидетельствует о том, что музыка – душа танца. Чем выразительнее музыкальный материал, тем ярче танцевальные образы. Танец без музыки – набор движений. Когда ребёнок впервые приходит в класс хореографии, он ещё не знаком с танцевальными па, но он слышит музыку. По её характеру, темпу, настроению он учится сопоставлять свои движения, поэтому трудно переоценить значение музыкального сопровождения и роль концертмейстера на уроке хореографии.

Музыкальное сопровождение урока классического танца - один из функционально - прикладных видов исполнительского искусства. Музыка является его неотъемлемой частью, которая создаёт характер, опору движений, подчёркивает пластику рук и ног. Музыкальное оформление урока может помочь как раскрыть и усилить его содержание, так и снизить его качество. Всё это зависит от профессионализма пианиста - концертмейстера.

Обучаясь в учебных заведениях музыкальной направленности, студенты изучают большое количество теоретических и практических дисциплин. Однако, теория и практика не всегда находят воплощение в профессиональной деятельности концертмейстера в классе хореографии. Следует понимать разницу между работой с вокалистом, где концертмейстер разучивает с певцом его сольную партию и работой на уроке классического танца. Даже если пианист обладает прекрасными музыкальными данными, владеет виртуозной техникой, ему необходимо изучить и вникнуть в специфику этого урока, потому что классический экзерсис является основой любого хореографического направления. Учитывая всю специфику работы концертмейстера в классе хореографии, в ведущих учебных заведениях таких как, Академия Русского Балета им. А. Я. Вагановой (г. Санкт-Петербург, Московской государственной академии хореографии, созданы факультеты, выпускающие именно концертмейстеров балета.

Принципы работы пианиста, работающего в периферийной школе искусств, не должны кардинально отличаться от работы концертмейстера высших учебных заведений. Для качественного профессионального музыкального оформления урока, концертмейстеру необходимо знать :

• специфику хореографического аккомпанемента,

• все основные движения классического танца,

• иметь представление о методике преподавания хореографических дисциплин,

• владеть обширным и разнообразным репертуаром,

• содействовать развитию музыкального вкуса учащихся,

• уметь работать в тандеме с педагогом, а в его отсутствие брать часть его функций на себя, ведя всю музыкальную часть урока.

Все выше перечисленные знания и навыки нужны в учебно- практических целях, чтобы максимально понятно иллюстрировать задачи, поставленные педагогом. Концертмейстер, работая с хореографом в полноценном творческом контакте, решают разные проблемы, но задачи и цель у них одна одна – воспитание всесторонне, гармонично духовно- развитой личности.

Воспитание учащихся хореографических отделений напрямую связано не только с преподаванием специальных дисциплин, но и личностью музыканта, работающего на классе. Уровень художественного мышления концертмейстера во многом воздействует на музыкальный вкус, который формируется под воздействием музыкального оформления, звучащего на уроках классического танца на протяжении всего периода обучения. Учащиеся подсознательно усваивают музыкальный материал, который предлагает пианист, тем самым приобретая огромный музыкальный опыт. Чем шире репертуарный диапазон концертмейстера, тем богаче у учащихся круг образов, разнообразие музыкальной лексики.

Репертуар музыканта имеет огромное значение. Специалисты с большим опытом работы зачастую используют импровизационную форму аккомпанемента. Это даёт возможность более тонко подчеркнуть все нюансы комбинации. Однако и нотный материал требует грамотной адаптации, так как счёт хореографический, редко совпадает со счётом музыкальным. Профессионализм концертмейстера заключается в том, чтобы аранжировать то или иное авторское произведение так, чтобы не исказить основную мысль композитора.

В последнее время, дополнительное образование, а в частности детские школы искусств, обретает большую значимость в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Наблюдается повышение интереса родителей к системному образованию, которое может обеспечить именно школа искусств. Поэтому наша первостепенная задача заключается в том, чтобы вовлечь как можно больше детей в этот волшебный мир хореографического искусства, заменив им виртуальное существование на совместное творчество.

1. Безуглая Г. А. Концертмейстер балета : музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. -СПб, Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2005

2. Бойко А. А. Сборник статей Московской государственной академии хореографии о театре, балете и музыке, Москва, 2010

3. Harriet Cavalli. Dance and Music. – University Press of Florida, 2001

Значение музыкального воспитания Значение музыкального воспитания С давних пор музыка признавалась если и не самым важным, то одним из важнейших средств формирования личности,.


У детей, занимающихся классикой, корректируется и закладывается правильная осанка, исправляются некоторые случаи искривлений позвоночника. Часто даже опытные танцоры различных направлений танцев продолжают заниматься классикой, ведь ее основы универсальны. На занятиях классического танца обучают основным позициям рук и ног, правильной постановке корпуса, знакомят с профессиональной терминологией и историей развития балета, воспитывают музыкальность, развивают устойчивость и координацию, а также готовят небольшие классические постановки в виде этюдов, адажио или различных вариаций. Все движения в классическом танце основываются на выворотности — одном из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца. Выворотность и развитие шага необходимы независимо от высоты, на которую поднимается нога, выворотность словно держит ногу, ведет ее к нужному положению, способствуя чистоте пластичных движений и сглаживая углы, образуемые пятками при подъеме ног. Недостаточно гибкое колено, щиколотка и подъем сковывают свободные движения ног, делая их стесненными и маловыразительными. Основываясь на выворотности, в классическом танце существует пять позиций ног. Причем во всех этих позициях выворачиваются не только ступни, а ноги полностью, начиная с бедренного сустава. Регулярные продолжительные тренировки гибкости и выносливости позволяют принимать необходимые положения без особых усилий.

Начиная заниматься, нужно помнить о стойке, ведь ничего не получится, если не вытянуть корпус вертикально, не допуская согнутого или выгнутого позвоночника, и не распределить вес между ногами. Для выработки правильной осанки необходимо много терпения и времени. О своей осанке нельзя забывать никогда — ни во время занятий классикой, ни при самостоятельных тренировках, ни в любой другой день. Классический танец, как и многие другие — это не только набор движений, его нужно оживить, вложить в него эмоции и чувства. И как только в танце раскрываются сильные чувства, впечатление от него в значительной степени меняется, он завораживает своей пластической выразительностью, оставляя полное эстетическое наслаждение.
В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций.

Читайте также: