Музыка народов урала доклад

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методический доклад на тему:

Основоположники профессиональной школы

композиторов Урала

Савельева Ольга Борисовна

1.Музыкальная культура Урала XVIII – начала ХХ вв.

2. Основоположники профессиональной школы

3. История создания союза композиторов Свердловской области….

Среди российских регионов Урал выделяется своими давними музыкальными традициями. Достойное место в сокровищнице отечественного народного искусства занимают образцы песенного творчества, созданные на Урале. Прошлое культуры края неотделимо также от многолетней просветительской деятельности местной интеллигенции, любительских и профессиональных театров, знакомивших уральцев с камерной, симфонической, хоровой и оперной музыкой русских и зарубежных композиторов. Множество интереснейших фактов, событий, страниц творческих биографий составляют богатую историю музыкальной культуры Среднего Урала. Но более подробно , в своей работе, я хотела раскрыть творческий потенциал Уральских композиторов.

Творческая деятельность уральских композиторов – одна из интересных страниц истории музыкальной культуры. Произведения уральских композиторов можно услышать на концертных эстрадах, в музыкальных театрах, в выступлениях участников художественной самодеятельности. Песни уральских композиторов обращены к истории нашей страны и ее сегодняшнему дню и отражают широкий диапазон чувств – от высокого пафоса до теплого лиризма

Музыкальная культура Урала XVIII – начала ХХ вв.

Музыкальная культура Урала характеризуется многообразием национальных традиций и социально-культурных форм проявления музыкальной деятельности.

Наиболее старые очаги профессиональной русской музыкальной культуры Урала связаны со школами православного хорового пения. В храмах строгановских уральско-поморских и прикамских вотчин в XVI-XVII вв. сложилась певческая "усольская" школа, среди мастеров которой известные С.Голыш, И.Лукошков, Ф.Субботин. Реформы русской церкви конца XVII в., вызвавшие вынужденное переселение раскольников на Урал, привели к параллельному существованию в XVIII-XX вв. двух традиций рус. религиозного пения: старообрядческой, в своей основе монодийно-хоровой, сохранившей навыки пения по знаменам, или крюками, и многоголосной, принятой официальной "никоновской" церковью. Распространявшееся в России через украинские и западнорусские храмы партесное многоголосие было поддержано и принято строгановской школой в конце XVII в.

История инструментальной русской музыки на Урале восходит к практике игры на народных инструментах. Становление профессионального музыкального искусства связано с инструментами европейского происхождения. Важным компонентом музыкальной жизни Урала были оркестры в том числе военно-полковые, введенные в России Петром I. Среди известных на Урале в XIX в. капельмейстеров оркестра - скрипачи В.Мещерский, И.Тихачеки, Л.Гойер, М.Кронгольд, Л.Винярский и др. Постепенно оркестры стали выполнять просветительские функции. В их репертуаре появились произведения классической музыки.

К середине XIX в. увеличение числа учебных заведений, приток иностранных и русских специалистов способствовали повышению уровня музыкальной культуры Урала, что привлекло внимание исполнителей и музыкально-театральных трупп.

К концу XIX в. в организации музыкальной жизни Урала произошли значительные перемены: в Перми и Екатеринбурге сформировались музыкально-драматические кружки, открылись частные муз. школы. Во главе музыкального дела стояли немногочисленные профессора - выпускники Петербургских, Московских и Варшавской консерваторий и музыканты-любители В.Всеволожский, В.Болтерман, И.Дягилев, С.Гедговд, Э.Петерсон, Г.Нагловский в Перми, С.Гилев, П.Давыдов, С. Герц, Г.Свечин, Е.Шнейдер, П.Кронеберг в Екатеринбурге и др. В 1894 в Перми был открыт первый на Урале оперный театр. В Екатеринбурге в 1900 директор Сибирского банка И. Маклецким был построен концертный зал. В начале XX в.Ур. отделением Императорского русского музыкального общества сформировались в Перми (1908) и Екатеринбурге (1912). В Екатеринбурге вслед за открытием оперного театра (1912) на базе музыкального класса ИРМО, рук. В.Цветиковым, было создано первое на Урале музыкальное училище (1916).

События 1917 и гражданская война нарушили деятельность церковно-певческих школ, театрально-концертных и музыкально-образовательных организаций, привели к ликвидации отделения ИРМО, к отъезду видных музыкантов. В рабочих клубах, воинских частях, школах утвердилась практика всеобщего обучения рев. гимнам, песням, маршам. В оперных театрах из-за отсутствия произведений революционно-политической тематики проводились эксперименты по обновлению содержания классических оп. Так, "Жизнь за царя" М.Глинки (прежде чем утвердиться в варианте "Иван Сусанин") была поставлена в Свердловске под названием "Серп и молот" (1925).

На рубеже 20-30-х процесс форсированной индустриализации Урала, обусловивший рост его населения, потребовал расширения сети учреждений культуры. Театры музыкальная комедии открылись в Свердловске (1933) и Оренбурге (1936). Были созданы консерватория в Свердловске (1934), муз. училища в Челябинске (1935) и Магнитогорске (1939).

Заметным явлением стало развитие художественная самодеятельности. Социальные принципы музыкально-эстетического воспитания трудящихся предполагали просветительскую деятельность музыкантов-профессионалов.

Уральское отделение Союза композиторов СССР (Свердловск) было сформировано к 1939. У его истоков стояли композиторы М.Фролов (председатель правления), В.Трамбицкий, В.Золотарев, В.Щелоков и др. Насильственная идеологизация творчества сковывала инициативу композиторов, тормозила развитие музыкального языка.

Во время войны уральские земля стала приютом для эвакуированных на Урале композиторов С.Прокофьева, Д.Кабалевского, пианиста Г.Нейгауза, музыковедов В.Цуккермана, М.Друскина и др. Их деятельность способствовала поднятию уровня музыкальной культуры и созданию на Урале музыкальные учебные заведений, исполнительских коллективов. Так, в 1943 в Свердловске была открыта средне специальная музыкальная школа при Уральской консерватории. В 1943 была организована филармония в Кургане.

Конец 40-х – начало 50-х для развития музыкального искусства в СССР были неблагоприятными. Постановление ЦК ВКП "Об опере "Великая дружба" В.Мурадели" от 10 февраля 1948 закрепило принципы партийно-гоударственного руководства культурой. Упреки в "формализме", адресованные ведущим создателям сов. музыки, принуждение их к публичным самопокаяниям вели к дальнейшему подавлению их творческого потенциала. Была снята с постановки опера В.Трамбицкого "Гроза" (по А.Островскому) в Ленинграде, театре им. С.Кирова. В пропагандируемом песенно-хоровом жанре были достигнуты успехи (Б.Гибалин, Л.Лядова, Е.Родыгин). Важную роль в популяризации массовых эстрадных песен с конца 50-х играло телевидение. Песенность стала основой симфонических произведений уральских композиторов Н.Пузея, Г.Топоркова и д.р.

В 50-е на Урале были открыты Свердловский областной музыкально-драматический и Челябинский оперный театры. Уральская тема в 40-50-е получила сценическое воплощение в балете "Каменный цветок" А.Фридлендера, опера "Охоня" Г.Белоглазова, оперетте "Марк Береговик" К.Кацман и в др. соч. композиторов Урала.

Уральскую концертно-исполнительскую школу представляли струнный квартет им. Н.Мясковского, пианист И.Рензин, балалаечник В.Блинов, певица В.Баева и др. Значительно обновился репертуар оперный театров У. Ряд постановок современных опер успешно осуществил Пермский театр оперы и балета.

Любительское музыкально искусство 60-70-х характеризовалось распространением авторских песен, на Урале были организованы клубы самодеятельной песни. Нараставшая политическая злободневность авторской песни и репертуара рок-групп предопределила развитие этих направлений как искусства андеграунда. Во второй половине 80-х благодаря рок-группам "Наутилус Помпилиус", "Агата Кристи" и др., получившим широкую известность.

Открытие с 70-х эстрадных отделений в Свердловском музыкальном училище, Челябинском институте культуры способствовало развитию традиций классического джаза и поддержанию высокого профессионального уровня многих эстрадных коллективов Урала. Музыкально искусство Урала 70-80-х было представлено такими талантливыми музыкантами, как лауреат Государственной премии СССР композитор В.Кобекин (1987), главнй дирижер и главный режиссер Свердловского оперного театра Е.Бражник и А.Титель, лауреаты международных и Всесоюзных конкурсов пианистка Н.Панкова, домристка Т.Вольская, баянист В.Романько, гл. дирижер симфонического оркестра Свердловской филармонии В.Кожин и др.

На рубеже 80-90-х, когда открылись новые возможности для проявления личной инициативы организаторов музыкального дела, на Урале начали формироваться многочисленные самостоятельные музыкально-театральные и концертные коллективы. На Урале стали регулярно проводиться международные муз. фестивали: фортепианных дуэтов (Екатеринбург), органной музыки (Челябинск), моноспектаклей (Пермь). Уральские исполнители активизировали гастрольную деятельность за границей, более широко стали участвовать в международных конкурсах. Возросло мастерство детских музыкальных коллективов. Открытие музыкальных лицеев и детских филармоний (Екатеринбург, 1979 и Челябинск, 1984) - свидетельство нового подхода к развитию муз. способностей детей. В этом источник будущих успехов.

Музыкальная культура Урала характеризуется многообразием традиций и социокультурных форм проявления музыкальной деятельности. Народная культура региона представлена музыкальным фольклором русских, башкирских, удмурдских и других народов. В процессе колонизации Урала русскими с XI–XII вв. здесь формировалась русская музыкальная культура, русский музыкальный фольклор, привносимый на Урал из различных регионов России, который обогащал этнически разнообразную картину местного народного музыкального творчества. Уральский русский фольклор сложился под преобладающим воздействием северорусских традиций. Одна из примечательных его черт – близость сельской и городской культур, обусловленная распространением на Урале поселков заводского типа.

С началом процесса колонизации переселенцами из районов Европейского Севера в XVI веке на Урале получил распространение былинный жанр. Немалую роль в этом сыграли скоморохи, бежавшие от преследований властей и церкви. Былины как в полном виде, так и в измененном и сокращенном вариантах, продолжали существовать вплоть до середины ХХ века. Основной территорией бытования преданий, повествующих о событиях и богатырях местной истории, является Северное Прикамье, так как северные земли первыми на Урале стали частью Русского государства и необходимость в их защите от внешних врагов долго сохранялась. Разнообразные сюжеты представлены в жанре исторической песни. Тематика песен направлена на освещение значимых событий, происходящих в Русском государстве. Одно из них – взятие Казани Иваном Грозным:

Зачиналась каменна Москва, Зачинался в ней и грозный царь.

Он Казань-город на славу взял, Мимоходом город Астрахань…

В песенной традиции Урала находили отражение события крестьянских войн XVII–XVIII вв. (песни о Ермаке, К. Булавине, С. Разине, Е. Пугачеве):

Нас пугали Пугачем,

А нам было нипочем. Был когда-то он, пошел, Собирали ему стол.

Тетка Колёдка, Дай пирожка.

Не дашь пирога –

Я корову за рога,

Дашь пирожка – Обмету ворота.




Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю, Со скотом, с животом,

Со пшанисой, с овсесом!

К Зимним святкам на Урале относятся святочные гадания и игрища и сопровождавшие их песни, которые проводились в специально откупленных избах.


Провожала Кострому

На щужую сторону, Кисель да блины, Каша масленая.

Перед началом сенокоса праздновали Аграфену

Купальницу. В этот день было принято обливаться водой (бабы – мужиков, мужики – баб). В Иванов день было принято париться в банях.

Свадебный обряд

- знакомство с хозяйством жениха;

- сговор (запой, рукобитье), во время которого договаривались о дате свадьбы, размере приданого, размере и содержании кладки – денежном взносе жениха и одежде, которую он покупал невесте (это могли быть шуба, пальто, шелковое платье, ботинки с галошами и др.).

Свадебный обряд уральских казаков представлял собой единый комплекс, имевший как общероссийские черты, так и самобытные. В основные этапы свадебного обряда входило:

- просватанье (с Рождества до Масленицы);

- запой (родственники обеих сторон договаривались о

- вечорки (девушки и парни веселились около трех недель);

- девичник (с головы невесты снимали ленту и расплетали косу);

- утро свадебного дня (сбор свадебного поезда, приезд в дом невесты);

- благословение невесты и отъезд под венец;

- привоз приданого в дом жениха и приезд молодых после венца;

- отхожа (сваха с дружкой уводили молодых спать);

- поклон – молодой благодарил родителей невесты за воспитание дочери и разбивал рюмку (если невеста не сохранила честь, то рюмку не били, и весь эпизод назывался

- шествие ряженых (родственники жениха рядились в

медведя, цыгана), похмелье.

У казаков после шумного (с подбрасыванием и битьем тарелок) веселья в доме тещи, рядились в разные одежды, раскрашивали или закрывали холстиной лицо и с гиканьем, с песнями разъезжали по станице на волах, запряженных в повозки – рыдваны. Заезжали в гости к кумовьям и другим гостям.

Все обряды, входившие в свадебный обряд, сопровождались песнями различных жанров: лирическими, прощальными (с причетами), величальными, шуточными. Характерной особенностью уральской свадьбы является исполнение причитаний как в сольном, так и в групповом исполнении. Две формы причети могли звучать одновременно.

Музыкальная культура Урала характеризуется многообразием традиций и социокультурных форм проявления музыкальной деятельности. Народная культура региона представлена музыкальным фольклором русских, башкирских, удмурдских и других народов. В процессе колонизации Урала русскими с XI–XII вв. здесь формировалась русская музыкальная культура, русский музыкальный фольклор, привносимый на Урал из различных регионов России, который обогащал этнически разнообразную картину местного народного музыкального творчества. Уральский русский фольклор сложился под преобладающим воздействием северорусских традиций. Одна из примечательных его черт – близость сельской и городской культур, обусловленная распространением на Урале поселков заводского типа.

С началом процесса колонизации переселенцами из районов Европейского Севера в XVI веке на Урале получил распространение былинный жанр. Немалую роль в этом сыграли скоморохи, бежавшие от преследований властей и церкви. Былины как в полном виде, так и в измененном и сокращенном вариантах, продолжали существовать вплоть до середины ХХ века. Основной территорией бытования преданий, повествующих о событиях и богатырях местной истории, является Северное Прикамье, так как северные земли первыми на Урале стали частью Русского государства и необходимость в их защите от внешних врагов долго сохранялась. Разнообразные сюжеты представлены в жанре исторической песни. Тематика песен направлена на освещение значимых событий, происходящих в Русском государстве. Одно из них – взятие Казани Иваном Грозным:

Зачиналась каменна Москва, Зачинался в ней и грозный царь.

Он Казань-город на славу взял, Мимоходом город Астрахань…

В песенной традиции Урала находили отражение события крестьянских войн XVII–XVIII вв. (песни о Ермаке, К. Булавине, С. Разине, Е. Пугачеве):

Нас пугали Пугачем,

А нам было нипочем. Был когда-то он, пошел, Собирали ему стол.

Тетка Колёдка, Дай пирожка.

Не дашь пирога –

Я корову за рога,

Дашь пирожка – Обмету ворота.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю, Со скотом, с животом,

Со пшанисой, с овсесом!

К Зимним святкам на Урале относятся святочные гадания и игрища и сопровождавшие их песни, которые проводились в специально откупленных избах.


Провожала Кострому

На щужую сторону, Кисель да блины, Каша масленая.

Перед началом сенокоса праздновали Аграфену

Купальницу. В этот день было принято обливаться водой (бабы – мужиков, мужики – баб). В Иванов день было принято париться в банях.

Свадебный обряд

- знакомство с хозяйством жениха;

- сговор (запой, рукобитье), во время которого договаривались о дате свадьбы, размере приданого, размере и содержании кладки – денежном взносе жениха и одежде, которую он покупал невесте (это могли быть шуба, пальто, шелковое платье, ботинки с галошами и др.).

Свадебный обряд уральских казаков представлял собой единый комплекс, имевший как общероссийские черты, так и самобытные. В основные этапы свадебного обряда входило:

- просватанье (с Рождества до Масленицы);

- запой (родственники обеих сторон договаривались о

- вечорки (девушки и парни веселились около трех недель);

- девичник (с головы невесты снимали ленту и расплетали косу);

- утро свадебного дня (сбор свадебного поезда, приезд в дом невесты);

- благословение невесты и отъезд под венец;

- привоз приданого в дом жениха и приезд молодых после венца;

- отхожа (сваха с дружкой уводили молодых спать);

- поклон – молодой благодарил родителей невесты за воспитание дочери и разбивал рюмку (если невеста не сохранила честь, то рюмку не били, и весь эпизод назывался

- шествие ряженых (родственники жениха рядились в

медведя, цыгана), похмелье.

У казаков после шумного (с подбрасыванием и битьем тарелок) веселья в доме тещи, рядились в разные одежды, раскрашивали или закрывали холстиной лицо и с гиканьем, с песнями разъезжали по станице на волах, запряженных в повозки – рыдваны. Заезжали в гости к кумовьям и другим гостям.

Все обряды, входившие в свадебный обряд, сопровождались песнями различных жанров: лирическими, прощальными (с причетами), величальными, шуточными. Характерной особенностью уральской свадьбы является исполнение причитаний как в сольном, так и в групповом исполнении. Две формы причети могли звучать одновременно.

характеризуется многообразием нац. традиций и социо-культ. форм проявления муз. деятельности. Муз. жизнь региона представлена М.К. рус., башк., удм. и др. народов. В процессе колонизации У. рус. с XI-XII вв. здесь формировалась рус. М.К. Рус. муз. фольклор, привносимый на У. из разл. регионов России, обогащал этнически разнообразную картину местного нар. муз. творчества. Ур. рус. фольклор сложился под преобладающим воздействием сев.-рус. традиций. Одна из примечательных его черт - близость сел. и гор. культур, обусловленная распространением на У. з-дского типа пос. Первые в России фольклорные записи с нотным текстом собраны в XVIII в. на ур.-сибирских землях К.Даниловым, служившим у Демидовых.

Наиб. старые очаги профессиональной рус. М.К.У. связаны со школами православного хорового пения. В храмах строгановских ур.-поморских и прикамских вотчин в XVI-XVII вв. сложилась певческая "усольская" школа, среди мастеров к-рой изв. С.Голыш, И.Лукошков, Ф.Субботин. Реформы рус. церкви конца XVII в., вызвавшие вынужденное переселение раскольников на У., привели к параллельному существованию в XVIII-XX вв. двух традиций рус. религиозного пения: старообрядческой, в своей основе монодийно-хоровой, сохранившей навыки пения по знаменам, или крюками, и многоголосной, принятой официальной "никоновской" церковью. Распространявшееся в России через украинские и зап.-рус. храмы партесное многоголосие было поддержано и принято строгановской школой в конце XVII в. Мастерству многоголосного пения а`сареlIа будущие служители культа обучались в мон., храмах, позже в духовных уч-щах и семинариях. Пение являлось обязательным предметом церковно-приходских школ и нач. уч-щ. Прочные фольклорно-песенные традиции, устоявшиеся проф. школы церковного пения, а также бесплатные певческие кл. и регентские курсы, организованные А.Городцовым, Ф.Узких и др., способствовали поддержанию высокого уровня хоровой культуры рус. нас. У.

История инструментальной рус. музыки на У. восходит к практике игры на нар. инструментах. Становление проф. муз. иск-ва связано с инструментами европ. происхождения. Любительское сольное и ансамблевое исполнение на них получило распространение с XVIIIв. благодаря горным инженерам, юристам и др. специалистам, приезжавшим на У. из Европы и ц. России (в частности, уставом и уч. программой Петерб. горного кадетского корпуса предусматривалось обязательное обучение уч-ся музыке). Значительную роль в популяризации камерного любительского исполнительства сыграли полит. ссыльные.

Важным компонентом муз. жизни ур. г. были орк., в т.ч. военно-полковые, введенные в России Петром I. Орк. организовывались в пограничных ц., губ. г. (Оренб., Пермь), при крупных казенных и частных з-дах (Екат., Нижний Тагил и др.). Традиции привлечения полковых, з-дских орк. для участия в официальных торжествах сохранились и в XX в. В течение XIX в. на У. функционировали разл. по составу, пост. и вр. орк. коллективы, предназначенные для проведения муз.-театральных постановок, обслуживания балов, концертно-развлекательных программ Ирбитской ярм., летних сезонов в привилегированных гор. садах, на курортах и т.д. Среди изв. на У. в XIX в. капельмейстеров орк. - скрипачи В.Мещерский, Я. и И.Тихачеки, Л.Гойер, М.Кронгольд, Л.Винярский и др. Постепенно орк. стали выполнять просветительские функции. В их репертуаре появились произв. классической музыки.

К сер. XIX в. увеличение числа уч. заведений, приток иностранных и рус. специалистов способствовали повышению уровня М.К.У., что привлекло внимание исполнителей и муз.-театральных трупп. Их деятельность активизировалась в связи с развитием судоходства по Каме и введением в эксплуатацию ж.д.

К концу XIX в. в орг-ции муз. жизни У. произошли значительные перемены; в Перми и Екат. сформировались муз.-драматические кружки, открылись частные муз. школы. В залах благородных и обществ. собр. силами любителей при участии солистов-гастролеров осуществлялись оп. постановки, сложные концертные программы. Во главе муз. дела стояли немногочисл. проф. - выпускники Петерб., Моск. и Варшавской консерваторий и музыканты-любители В.Всеволожский, В.Болтерман, И.Дягилев, С.Гедговд, Э.Петерсон, Г.Нагловский в Перми, С.Гилев, П.Давыдов, С. Герц, Г.Свечин, Е.Шнейдер, П.Кронеберг в Екат. и др. В 1894 в Перми был открыт первый на У. оп. театр. В Екат. в 1900 дир. Сибирского банка И.Маклецким был построен концертный зал. В нач. XX в.Ур. отд. Императорского рус. муз. об-ва сформировались в Перми (1908) и Екат. (1912). В Екат. вслед за открытием оп. театра (1912 ) на базе муз. кл. ИРМО, рук. В.Цветиковым, было создано первое на У. муз. уч-ще (1916).

События 1917 и гражд. война нарушили деятельность церковно-певческих школ, театрально-концертных и муз.-образовательных орг-ций, привели к ликвидации отд. ИРМО, к отъезду видных музыкантов. В раб. клубах, воинских частях, школах утвердилась практика всеобщего обучения рев. гимнам, песням, маршам. В театрах и концертных залах организовывались митинги-концерты, завершавшиеся массовым пением "Интернационала". Получили распространение концерты муз.-театральных бригад "Синей блузы" на предприятиях. В оп. театрах из-за отсутствия произв. рев.-полит. тематики проводились эксперименты по обновлению содержания классических оп. Так, "Жизнь за царя" М.Глинки (прежде чем утвердиться в варианте "Иван Сусанин") была поставлена в Свердл. под названием "Серп и молот" (1925). Гос. заказ на произв. рев. содержания приводил к появлению мн. поверхностных идеологизированных соч.

В этих сложных условиях на У. сохранился относительно высокий уровень проф. и любительской М.К. В оп. труппах Перми и Свердл. пели талантливые солисты. Орк. оп. театров пост. давали симфонические концерты (дирижеры И.Палицын, А.Маргулян и др.). Развитию М.К. способствовало открытие муз. школ и уч-щ в Перми (1924) и Оренб. (1927). В 1929 в Свердл. муз. уч-ще нач. проф. обучение исполнительству на нар. инструментах, что позволило позднее создать концертные ансамбли и орк. нар. инструментов. Со второй пол. 20-х в эфир регулярно выходили муз. передачи местных радиоцентров. Руководство Свердл. муз. радиовещанием возглавлял композитор В.Трамбицкий.

На рубеже 20-30-х процесс форсированной индустриализации У., обусловивший рост его нас., потребовал расширения сети учреждений культуры. Театры муз. комедии открылись в Свердл. (1933) и Оренб. (1936). В обл. ц. были организованы гос. филармонии, объединившие разл. инструментальные ансамбли, хоровые и танцевальные коллективы, муз.-лит. лектории. Ц. место в структуре Свердл. филармонии занял первый и единственный на У.симфонический орк. (1936) во гл. с дирижером М.Паверманом. Были созданы консерватория в Свердл. (1934), муз. уч-ща в Челяб. (1935) и Магнитогорске (1939).

Заметным явлением стало развитие худ. самодеятельности. Соц. принципы муз.-эстетического воспитания трудящихся предполагали просветительскую деятельность музыкантов-профессионалов. Под их рук. в гор., з-дских и сел. клубах работали камерно-вокальные, хоровые, орк., оп. кружки. С целью выявления лучших исполнителей проводились смотры худ. самодеятельности.

В осуществлении парт.-гос. худ. политики 30-е отмечены усилением адм.-командных методов управления культурой. Пост. ЦК ВКП (б) от 23 апр. 1932 "О перестройке литературно-художественных организаций" положило нач. утверждению сталинских форм идеологизации культуры, в т.ч. введению иерархически централизованной системы творческих союзов. Ур. отд. Союза композиторов СССР (Свердл.) было сформировано к 1939. У его истоков стояли композиторы М.Фролов (пред. правления), В.Трамбицкий, В.Золотарев, В.Щелоков и др. Насильственная идеологизация творчества сковывала инициативу композиторов, тормозила развитие муз. яз.

Репрессии 30-х коснулись и судеб музыкантов, напр., артистов орк. Свердл. театров оп. и балета (В.Волака, Г.Козловицкого, И.Петкевича) и музкомедии (А.А.Вакер).

Во время войны ур. земля стала приютом для эвакуированных на У. из Ленингр. театров оп. и балета им. С.М.Кирова (Пермь) и Малого оп. (Оренб.), для композиторов С.Прокофьева, Д.Кабалевского, пианиста Г.Нейгауза, музыковедов В.Цуккермана, М.Друскина и др. Их деятельность способствовала поднятию уровня М.К. и созданию на У. муз. уч. заведений, исполнительских коллективов. Так, в 1943 в Свердл. была открыта ср. специальная муз. школа при Ур. консерватории, в 1945 в Перми - хореографическое уч-ще. В 1943 была организована филармония в Кургане, в Свердл. филармонии появились акад. хоровая капелла (худ. рук. З.Ишутина) и Ур. нар. хор (худ. рук. Л.Христиансен), в 1944 создана хоровая капелла в Магнитогорске (худ. рук. С.Эйдинов). Большую работу провели концертные бригады, осуществившие десятки тыс. выступлений на фр. и в тылу. Мн. музыканты ушли на фр., далеко не все вернулись с поля боя.

Конец 40-х - нач. 50-х для развития муз. иск-ва в СССР были неблагоприятными. Пост. ЦК ВКП (б) "Об опере "Великая дружба" В.Мурадели" от 10 февр. 1948 закрепило принципы парт.-гос. рук. культурой. Упреки в "формализме", адресованные ведущим создателям сов. музыки, принуждение их к публичным самопокаяниям вели к дальнейшему подавлению их творческого потенциала. Была снята с постановки опера В.Трамбицкого "Гроза" (по А.Островскому) в Ленингр. театре им. С.Кирова. Полное отторжение от новой зарубежной музыки XX в., многолетнее ее отсутствие в концертно-театральных и уч.-образовательных программах обедняло отечественную М.К. В пропагандируемом песенно-хоровом жанре были достигнуты успехи (Б.Гибалин, Л.Лядова, Е.Родыгин). Приобретенный с первых лет сов. власти опыт орг-ции общенар. празднеств, сопровождавшихся массовым пением песен, был использован при проведении "Праздников песни" на У. В их орг-ции с 1957 активно участвовало Свердл. обл. хоровое об-во во гл. с Г.Рогожниковой. Важную роль в популяризации массовых эстрадных песен с конца 50-х играло телевидение. Песенность стала основой симфонических произв. ур. композиторов Н.Пузея, Г.Топоркова и др.

В 50-е на У. были открыты Свердл. обл. муз.-драматический и Челяб. оп. театры. Ур. тема в 40-50-е получила сценическое воплощение в балете "Каменный цветок" А.Фридлендера, оп. "Охоня" Г.Белоглазова, оп-те "Марк Береговик" К.Кацман и в др. соч. композиторов У.

В конце 50-х - 60-е необычайно расширилась сеть уч. заведений, программами к-рых предусматривалось муз. образование: ин-ты культуры (Челяб., Пермь), муз., муз.-педагогические и культ.-просветительские уч-ща, муз. ф-ты при педин-тах и педуч-щах, детские школы иск-в. При мн. предприятиях, вузах, техникумах, школах создавались ун-ты культуры, занятия в к-рых вели и лекторы-музыковеды.

Ур. концертно-исполнительскую школу представляли струнный квартет им. Н.Мясковского, пианист И.Рензин, балалаечник В.Блинов, певица В.Баева и др. Значительно обновился репертуар оп. театров У. Ряд постановок сов. оп. успешно осуществил Перм. театр оп. и балета.

Любительское муз. иск-во 60-70-х характеризовалось распространением авторских песен, особенно в молодежной, студенческой среде. На У. были орг. клубы самодеятельной песни. Нараставшая полит. злободневность авторской песни и репертуара рок-групп предопределила развитие этих направлений как иск-ва андерграунда. Во второй пол. 80-х благодаря рок-группам "Наутилус Помпилиус", "Агата Кристи" и др., получившим шир. известность, Свердл.-Екат. стал одним из ц. рок-музыки.

Открытие с 70-х эстрадных отд. в Свердл. муз. уч-ще, Челяб. ин-те культуры способствовало развитию традиций классического джаза и поддержанию высокого проф. уровня мн. эстрадных коллективов У. Акад. муз. иск-во У. 70-80-х было представлено такими талантливыми музыкантами, как лауреат Гос. пр. СССР композитор В.Кобекин (1987), гл. дирижер и гл. реж. Свердл. оп. театра Е.Бражник и А.Титель, лауреаты междунар. и Всесоюзных конкурсов пианистка Н.Панкова, домристка Т.Вольская, баянист В.Романько, гл. дирижер симфонического орк. Свердл. филармонии В.Кожин и др. Хоровые об-ва были преобразованы в муз., объединившие предст. разл. видов муз. иск-ва (1987).

На рубеже 80-90-х, когда открылись новые возможности для проявления личной инициативы орг-торов муз. дела, на У. нач. формироваться многочисл. самостоятельные муз.-театральные и концертные коллективы: ансамблевые, орк., хоровые (в т.ч. церковно-певческие), танцевальные. Снятие статуса закрытых г. с крупных пром. ц. У. позволило развернуть двухсторонние зарубежные связи. На У. стали регулярно проводиться междунар. муз. фестивали: фортепианных дуэтов (Екат.), органной музыки (Челяб.), моноспектаклей (Пермь). Ур. исполнители активизировали гастрольную деятельность за границей, более широко стали участвовать в междунар. конкурсах. Возросло мастерство детских муз. коллективов. Открытие муз. лицеев (в т.ч. хоровых) и детских филармоний (Екат., 1979 и Челяб., 1984) - свидетельство нового подхода к развитию муз. способностей детей. В этом источник будущих успехов.

Лит.: Из музыкального прошлого. Вып. 1. М., 1960; Вып. 2. М., 1965; Композиторы Урала. Свердловск, 1968; О музыке и музыкантах Урала. // Научно-методические записки Уральской государственной консерватории. Вып. 3. Свердловск, 1959; Парфентьев Н.П., Парфентьева Н.В. Строгановская школа в русской музыке XVI-XVII вв. Челябинск, 1994; Беляев С.Е. Музыкальное образование на Урале: истоки, традиции. Екатеринбург, 1995; Беляев С.Е. Деятели музыкальной культуры Урала XVI-начала ХХ вв. Библиографический справочник. Екатеринбург, 1999.


(Уральская историческая энциклопедия)
Музыкальная культура Урала -1
характеризуется многообразием нац. традиций и социо-культ. форм проявления муз. деятельности. Муз. жизнь региона представлена М.К. рус., башк., удм. и др. народов. В процессе колонизации У. рус. с XI-XII вв. здесь формировалась рус. М.К. Рус. муз. фольклор, привносимый на У. из разл. регионов России, обогащал этнически разнообразную картину местного нар. муз. творчества. Ур. рус. фольклор сложился под преобладающим воздействием сев.-рус. традиций. Одна из примечательных его черт - близость сел. и гор. культур, обусловленная распространением на У. з-дского типа пос. Первые в России фольклорные записи с нотным текстом собраны в XVIII в. на ур.-сибирских землях К.Даниловым, служившим у Демидовых.
Наиб. старые очаги профессиональной рус. М.К.У. связаны со школами православного хорового пения. В храмах строгановских ур.-поморских и прикамских вотчин в XVI-XVII вв. сложилась певческая "усольская" школа, среди мастеров к-рой изв. С.Голыш, И.Лукошков, Ф.Субботин. Реформы рус. церкви конца XVII в., вызвавшие вынужденное переселение раскольников на У., привели к параллельному существованию в XVIII-XX вв. двух традиций рус. религиозного пения: старообрядческой, в своей основе монодийно-хоровой, сохранившей навыки пения по знаменам, или крюками, и многоголосной, принятой официальной "никоновской" церковью. Распространявшееся в России через украинские и зап.-рус. храмы партесное многоголосие было поддержано и принято строгановской школой в конце XVII в. Мастерству многоголосного пения а`сареlIа будущие служители культа обучались в мон., храмах, позже в духовных уч-щах и семинариях. Пение являлось обязательным предметом церковно-приходских школ и нач. уч-щ. Прочные фольклорно-песенные традиции, устоявшиеся проф. школы церковного пения, а также бесплатные певческие кл. и регентские курсы, организованные А.Городцовым, Ф.Узких и др., способствовали поддержанию высокого уровня хоровой культуры рус. нас. У.
История инструментальной рус. музыки на У. восходит к практике игры на нар. инструментах. Становление проф. муз. иск-ва связано с инструментами европ. происхождения. Любительское сольное и ансамблевое исполнение на них получило распространение с XVIIIв. благодаря горным инженерам, юристам и др. специалистам, приезжавшим на У. из Европы и ц. России (в частности, уставом и уч. программой Петерб. горного кадетского корпуса предусматривалось обязательное обучение уч-ся музыке). Значительную роль в популяризации камерного любительского исполнительства сыграли полит. ссыльные.
Важным компонентом муз. жизни ур. г. были орк., в т.ч. военно-полковые, введенные в России Петром I. Орк. организовывались в пограничных ц., губ. г. (Оренб., Пермь), при крупных казенных и частных з-дах (Екат., Нижний Тагил и др.). Традиции привлечения полковых, з-дских орк. для участия в официальных торжествах сохранились и в XX в. В течение XIX в. на У. функционировали разл. по составу, пост. и вр. орк. коллективы, предназначенные для проведения муз.-театральных постановок, обслуживания балов, концертно-развлекательных программ Ирбитской ярм., летних сезонов в привилегированных гор. садах, на курортах и т.д. Среди изв. на У. в XIX в. капельмейстеров орк. - скрипачи В.Мещерский, Я. и И.Тихачеки, Л.Гойер, М.Кронгольд, Л.Винярский и др. Постепенно орк. стали выполнять просветительские функции. В их репертуаре появились произв. классической музыки.
К сер. XIX в. увеличение числа уч. заведений, приток иностранных и рус. специалистов способствовали повышению уровня М.К.У., что привлекло внимание исполнителей и муз.-театральных трупп. Их деятельность активизировалась в связи с развитием судоходства по Каме и введением в эксплуатацию ж.д.


(Уральская историческая энциклопедия)
Музыкальная культура Урала -2
К концу XIX в. в орг-ции муз. жизни У. произошли значительные перемены; в Перми и Екат. сформировались муз.-драматические кружки, открылись частные муз. школы. В залах благородных и обществ. собр. силами любителей при участии солистов-гастролеров осуществлялись оп. постановки, сложные концертные программы. Во главе муз. дела стояли немногочисл. проф. - выпускники Петерб., Моск. и Варшавской консерваторий и музыканты-любители В.Всеволожский, В.Болтерман, И.Дягилев, С.Гедговд, Э.Петерсон, Г.Нагловский в Перми, С.Гилев, П.Давыдов, С. Герц, Г.Свечин, Е.Шнейдер, П.Кронеберг в Екат. и др. В 1894 в Перми был открыт первый на У. оп. театр. В Екат. в 1900 дир. Сибирского банка И.Маклецким был построен концертный зал. В нач. XX в.Ур. отд. Императорского рус. муз. об-ва сформировались в Перми (1908) и Екат. (1912). В Екат. вслед за открытием оп. театра (1912 ) на базе муз. кл. ИРМО, рук. В.Цветиковым, было создано первое на У. муз. уч-ще (1916).
События 1917 и гражд. война нарушили деятельность церковно-певческих школ, театрально-концертных и муз.-образовательных орг-ций, привели к ликвидации отд. ИРМО, к отъезду видных музыкантов. В раб. клубах, воинских частях, школах утвердилась практика всеобщего обучения рев. гимнам, песням, маршам. В театрах и концертных залах организовывались митинги-концерты, завершавшиеся массовым пением "Интернационала". Получили распространение концерты муз.-театральных бригад "Синей блузы" на предприятиях. В оп. театрах из-за отсутствия произв. рев.-полит. тематики проводились эксперименты по обновлению содержания классических оп. Так, "Жизнь за царя" М.Глинки (прежде чем утвердиться в варианте "Иван Сусанин") была поставлена в Свердл. под названием "Серп и молот" (1925). Гос. заказ на произв. рев. содержания приводил к появлению мн. поверхностных идеологизированных соч.
В этих сложных условиях на У. сохранился относительно высокий уровень проф. и любительской М.К. В оп. труппах Перми и Свердл. пели талантливые солисты. Орк. оп. театров пост. давали симфонические концерты (дирижеры И.Палицын, А.Маргулян и др.). Развитию М.К. способствовало открытие муз. школ и уч-щ в Перми (1924) и Оренб. (1927). В 1929 в Свердл. муз. уч-ще нач. проф. обучение исполнительству на нар. инструментах, что позволило позднее создать концертные ансамбли и орк. нар. инструментов. Со второй пол. 20-х в эфир регулярно выходили муз. передачи местных радиоцентров. Руководство Свердл. муз. радиовещанием возглавлял композитор В.Трамбицкий.
На рубеже 20-30-х процесс форсированной индустриализации У., обусловивший рост его нас., потребовал расширения сети учреждений культуры. Театры муз. комедии открылись в Свердл. (1933) и Оренб. (1936). В обл. ц. были организованы гос. филармонии, объединившие разл. инструментальные ансамбли, хоровые и танцевальные коллективы, муз.-лит. лектории. Ц. место в структуре Свердл. филармонии занял первый и единственный на У.симфонический орк. (1936) во гл. с дирижером М.Паверманом. Были созданы консерватория в Свердл. (1934), муз. уч-ща в Челяб. (1935) и Магнитогорске (1939).
Заметным явлением стало развитие худ. самодеятельности. Соц. принципы муз.-эстетического воспитания трудящихся предполагали просветительскую деятельность музыкантов-профессионалов. Под их рук. в гор., з-дских и сел. клубах работали камерно-вокальные, хоровые, орк., оп. кружки. С целью выявления лучших исполнителей проводились смотры худ. самодеятельности.
В осуществлении парт.-гос. худ. политики 30-е отмечены усилением адм.-командных методов управления культурой. Пост. ЦК ВКП (б) от 23 апр. 1932 "О перестройке литературно-художественных организаций" положило нач. утверждению сталинских форм идеологизации культуры, в т.ч. введению иерархически централизованной системы творческих союзов. Ур. отд. Союза композиторов СССР (Свердл.) было сформировано к 1939. У его истоков стояли композиторы М.Фролов (пред. правления), В.Трамбицкий, В.Золотарев, В.Щелоков и др.


(Уральская историческая энциклопедия)
Музыкальная культура Урала -3
Насильственная идеологизация творчества сковывала инициативу композиторов, тормозила развитие муз. яз.
Репрессии 30-х коснулись и судеб музыкантов, напр., артистов орк. Свердл. театров оп. и балета (В.Волака, Г.Козловицкого, И.Петкевича) и музкомедии (А.А.Вакер).
Во время войны ур. земля стала приютом для эвакуированных на У. из Ленингр. театров оп. и балета им. С.М.Кирова (Пермь) и Малого оп. (Оренб.), для композиторов С.Прокофьева, Д.Кабалевского, пианиста Г.Нейгауза, музыковедов В.Цуккермана, М.Друскина и др. Их деятельность способствовала поднятию уровня М.К. и созданию на У. муз. уч. заведений, исполнительских коллективов. Так, в 1943 в Свердл. была открыта ср. специальная муз. школа при Ур. консерватории, в 1945 в Перми - хореографическое уч-ще. В 1943 была организована филармония в Кургане, в Свердл. филармонии появились акад. хоровая капелла (худ. рук. З.Ишутина) и Ур. нар. хор (худ. рук. Л.Христиансен), в 1944 создана хоровая капелла в Магнитогорске (худ. рук. С.Эйдинов). Большую работу провели концертные бригады, осуществившие десятки тыс. выступлений на фр. и в тылу. Мн. музыканты ушли на фр., далеко не все вернулись с поля боя.
Конец 40-х - нач. 50-х для развития муз. иск-ва в СССР были неблагоприятными. Пост. ЦК ВКП (б) "Об опере "Великая дружба" В.Мурадели" от 10 февр. 1948 закрепило принципы парт.-гос. рук. культурой. Упреки в "формализме", адресованные ведущим создателям сов. музыки, принуждение их к публичным самопокаяниям вели к дальнейшему подавлению их творческого потенциала. Была снята с постановки опера В.Трамбицкого "Гроза" (по А.Островскому) в Ленингр. театре им. С.Кирова. Полное отторжение от новой зарубежной музыки XX в., многолетнее ее отсутствие в концертно-театральных и уч.-образовательных программах обедняло отечественную М.К. В пропагандируемом песенно-хоровом жанре были достигнуты успехи (Б.Гибалин, Л.Лядова, Е.Родыгин). Приобретенный с первых лет сов. власти опыт орг-ции общенар. празднеств, сопровождавшихся массовым пением песен, был использован при проведении "Праздников песни" на У. В их орг-ции с 1957 активно участвовало Свердл. обл. хоровое об-во во гл. с Г.Рогожниковой. Важную роль в популяризации массовых эстрадных песен с конца 50-х играло телевидение. Песенность стала основой симфонических произв. ур. композиторов Н.Пузея, Г.Топоркова и др.


(Уральская историческая энциклопедия)
Музыкальная культура Урала -4
В 50-е на У. были открыты Свердл. обл. муз.-драматический и Челяб. оп. театры. Ур. тема в 40-50-е получила сценическое воплощение в балете "Каменный цветок" А.Фридлендера, оп. "Охоня" Г.Белоглазова, оп-те "Марк Береговик" К.Кацман и в др. соч. композиторов У.
В конце 50-х - 60-е необычайно расширилась сеть уч. заведений, программами к-рых предусматривалось муз. образование: ин-ты культуры (Челяб., Пермь), муз., муз.-педагогические и культ.-просветительские уч-ща, муз. ф-ты при педин-тах и педуч-щах, детские школы иск-в. При мн. предприятиях, вузах, техникумах, школах создавались ун-ты культуры, занятия в к-рых вели и лекторы-музыковеды.
Ур. концертно-исполнительскую школу представляли струнный квартет им. Н.Мясковского, пианист И.Рензин, балалаечник В.Блинов, певица В.Баева и др. Значительно обновился репертуар оп. театров У. Ряд постановок сов. оп. успешно осуществил Перм. театр оп. и балета.
Любительское муз. иск-во 60-70-х характеризовалось распространением авторских песен, особенно в молодежной, студенческой среде. На У. были орг. клубы самодеятельной песни. Нараставшая полит. злободневность авторской песни и репертуара рок-групп предопределила развитие этих направлений как иск-ва андерграунда. Во второй пол. 80-х благодаря рок-группам "Наутилус Помпилиус", "Агата Кристи" и др., получившим шир. известность, Свердл.-Екат. стал одним из ц. рок-музыки.
Открытие с 70-х эстрадных отд. в Свердл. муз. уч-ще, Челяб. ин-те культуры способствовало развитию традиций классического джаза и поддержанию высокого проф. уровня мн. эстрадных коллективов У. Акад. муз. иск-во У. 70-80-х было представлено такими талантливыми музыкантами, как лауреат Гос. пр. СССР композитор В.Кобекин (1987), гл. дирижер и гл. реж. Свердл. оп. театра Е.Бражник и А.Титель, лауреаты междунар. и Всесоюзных конкурсов пианистка Н.Панкова, домристка Т.Вольская, баянист В.Романько, гл. дирижер симфонического орк. Свердл. филармонии В.Кожин и др. Хоровые об-ва были преобразованы в муз., объединившие предст. разл. видов муз. иск-ва (1987).
На рубеже 80-90-х, когда открылись новые возможности для проявления личной инициативы орг-торов муз. дела, на У. нач. формироваться многочисл. самостоятельные муз.-театральные и концертные коллективы: ансамблевые, орк., хоровые (в т.ч. церковно-певческие), танцевальные. Снятие статуса закрытых г. с крупных пром. ц. У. позволило развернуть двухсторонние зарубежные связи. На У. стали регулярно проводиться междунар. муз. фестивали: фортепианных дуэтов (Екат.), органной музыки (Челяб.), моноспектаклей (Пермь). Ур. исполнители активизировали гастрольную деятельность за границей, более широко стали участвовать в междунар. конкурсах. Возросло мастерство детских муз. коллективов. Открытие муз. лицеев (в т.ч. хоровых) и детских филармоний (Екат., 1979 и Челяб., 1984) - свидетельство нового подхода к развитию муз. способностей детей. В этом источник будущих успехов.

Лит.: Из музыкального прошлого. Вып. 1. М., 1960; Вып. 2. М., 1965; Композиторы Урала. Свердловск, 1968; О музыке и музыкантах Урала. // Научно-методические записки Уральской государственной консерватории. Вып. 3. Свердловск, 1959; Парфентьев Н.П., Парфентьева Н.В. Строгановская школа в русской музыке XVI-XVII вв. Челябинск, 1994; Беляев С.Е. Музыкальное образование на Урале: истоки, традиции. Екатеринбург, 1995; Беляев С.Е. Деятели музыкальной культуры Урала XVI-начала ХХ вв. Библиографический справочник. Екатеринбург, 1999.
Шабалина Л.К.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.

Читайте также: