Музыка иоганна себастьяна баха доклад

Обновлено: 04.07.2024

Иоганн Себастьян Бах — величайший немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Краткая биография, становление музыканта. Творчество Баха, основные жанры, полифонические произведения, его влияние на музыку последующих композиторов.

Рубрика Музыка
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 06.04.2010
Размер файла 68,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Доклад по музыке

Бах Иоганн Себастьян

(21 марта 1685-28 июля 1750)

Иогамнн Себастьямн Бах (нем. Jуhann Sebбstian Bach; 21 марта 1685 (ст. ст.) Эйзенах, Германия -- 28 июля 1750 (н. ст.) Лейпциг, Германия) -- немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки.

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах -- мастер полифонии. После смерти Баха его музыка вышла из моды, но в XIX веке, благодаря Мендельсону, её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения Баха используются по назначению до сих пор.

Биография

Детство

Иоганн Себастьян Бах был шестым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами. В этот период Церковь, местные власти и аристократия поддерживали музыкантов, особенно в Тюрингии и Саксонии. Отец Баха жил и работал в Эйзенахе. В это время в городе насчитывалось около 6000 жителей. Работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки.

Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год -- отец, успев незадолго до этого ещё раз жениться. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения. Известна следующая история, иллюстрирующая страсть Баха к музыке. У Иоганна Кристофа в шкафу хранилась тетрадь с нотами известных в ту пору композиторов, но, несмотря на просьбы Иоганна Себастьяна, он не давал ему с ней ознакомиться. Однажды юному Баху удалось извлечь из всегда запертого шкафа брата тетрадь, и в течение полугода лунными ночами он переписывал себе её содержимое. Когда работа уже была завершена, брат обнаружил копию и отнял ноты.

Обучаясь в Ордруфе под руководством брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов -- Пахельбеля, Фробергера и других. Возможно также, что он познакомился с работами композиторов Северной Германии и Франции. Иоганн Себастьян наблюдал, как осуществлялся уход за органом, и, возможно, сам принимал в нём участие.

В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700--1703 годах учился в певческой школе св. Михаила. Во время учёбы он посетил Гамбург -- крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. К этим же годам относятся и первые произведения Баха для органа и клавира. Кроме пения в хоре а капелла, Бах, вероятно, играл на трёхмануальном органе школы и на клавесине. Здесь он получил первые знания по богословию, латыни, истории, географии и физике, а также, возможно, начал учить французский и итальянский языки. В школе Бах имел возможность общаться с сыновьями известных северонемецких аристократов и известными органистами, прежде всего, с Георгом Бёмом в Люнебурге и Рейнкеном и Брунсом в Гамбурге. С их помощью Иоганн Себастьян, возможно, получил доступ к самым большим инструментам из всех, на которых он когда-либо играл. В этот период Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.

Арнштадт и Мельхаузен (1703--1708)

В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи. В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось всего 3 дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений, в том числе знаменитую Токкату ре минор.

В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В следующем году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але. Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось семеро детей, трое из которых умерли в детстве. Двое из выживших -- Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил -- стали впоследствии известными композиторами.

Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз получая место придворного органиста и устроителя концертов -- намного более высокую позицию, чем прошлая его должность -- в Веймаре. Вероятно, факторами, заставившими его сменить место работы, стали высокое жалованье и хорошо подобранный состав профессиональных музыкантов. Семья Баха поселилась в доме всего в пяти минутах ходьбы от графского дворца. В следующем году родился первый ребёнок в семье. В это же время к Бахам переехала старшая незамужняя сестра Марии Барбары, которая помогала им вести хозяйство до самой своей смерти в 1729 году. В Веймаре у Баха родились Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина. Идею написания переложений он мог позаимствовать у своего работодателя, герцога Иоганна Эрнста, который был профессиональным музыкантом. В 1713 году герцог вернулся из зарубежной поездки и привёз с собой большое количество нот, которые показал Иоганну Себастьяну. В итальянской музыке герцога (и, как можно видеть из некоторых произведений, самого Баха) привлекало чередование соло (игры одного инструмента) и тутти (игры всего оркестра).

К концу своей службы в Веймаре Бах был уже широко известным органистом и мастером клавесина. К этому времени относится эпизод с Маршаном. В 1717 году в Дрезден приехал известный французский музыкант Луи Маршан. Дрезденский концертмейстер Волюмье решил пригласить Баха и устроить музыкальное состязание между двумя известными клавесинистами, Бах и Маршан согласились. Однако в день соревнования выяснилось, что Маршан (который, видимо, имел перед тем возможность послушать игру Баха) спешно и тайно покинул город; состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному.

Кётен (1717--1723)

7 июля 1720 года, во время того как Бах находился за границей с герцогом, случилась трагедия: внезапно умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей. В следующем году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой высоко одарённой певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились 3 декабря 1721 года. Несмотря на разницу в возрасте -- она была младше Иоганна Себастьяна на 17 лет, -- их брак, по всей видимости, был счастливым. У них родилось 13 детей.

Лейпциг (1723--1750)

Во время исполнения Бах, по-видимому, сидел за клавесином или стоял перед хором на нижней галерее под органом; на боковой галерее справа от органа располагались духовые инструменты и литавры, слева находились струнные. Городской совет предоставлял в распоряжение Баха только около 8 исполнителей, и это часто становилось причиной споров между композитором и администрацией: Баху приходилось самому нанимать до 20 музыкантов, чтобы исполнять оркестровые произведения. На органе или клавесине играл обычно сам композитор; если он руководил хором, то это место занимал штатный органист или один из старших сыновей Баха.

Сопрано и альтов Бах набирал из числа учащихся, а теноров и басов -- не только из школы, но и со всего Лейпцига. Кроме регулярных концертов, оплачиваемых городскими властями, Бах со своим хором подрабатывали исполнением на свадьбах и похоронах. Предположительно, именно для этих целей были написаны как минимум 6 мотетов. Частью его обычной работы в церкви было исполнение мотетов композиторов венецианской школы, а также некоторых немцев, например, Шютца; во время сочинения своих мотетов Бах ориентировался на произведения этих композиторов.

В этот же период Бах написал части Kyrie и Gloria знаменитой Мессы си минор, позже дописав остальные части, мелодии которых почти целиком заимствованы из лучших кантат композитора. Вскоре Бах добился назначения на должность придворного композитора; по-видимому, он долго добивался этого высокого поста, который был веским аргументом в его спорах с городскими властями. Хотя вся месса целиком никогда не исполнялась при жизни композитора, сегодня многие считают её одним из лучших хоровых произведений всех времён.

Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля; возможно, причиной смерти стали осложнения после операций. Оставшееся после него состояние было оценено в более чем 1000 талеров и включало 5 клавесинов, 2 лютневых клавесина, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, виолу да гамба, лютню и спинет, а также 52 священные книги.

В течение жизни Бах написал более 1000 произведений. В Лейпциге Бах поддерживал дружеские отношения с университетскими профессорами. Особенно плодотворным было сотрудничество с поэтом, писавшим под псевдонимом Пикандер. Иоганн Себастьян и Анна Магдалена нередко принимали у себя в доме друзей, членов семьи и музыкантов со всей Германии. Частыми гостями были придворные музыканты из Дрездена, Берлина и других городов, в том числе Телеман, крёстный отец Карла Филиппа Эммануила. Интересно, что Георг Фридрих Гендель, одногодка Баха из Галле, что всего в 50 километрах от Лейпцига, никогда не встречался с Бахом, хотя Бах дважды в жизни пытался с ним встретиться -- в 1719 и 1729 годах. Судьбы этих двух композиторов, однако, были соединены Джоном Тейлором, который оперировал обоих незадолго до их смерти.

Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, где он прослужил 27 лет. Однако вскоре могила затерялась, и лишь в 1894 году останки Баха случайно были найдены во время строительных работ; тогда и состоялось перезахоронение.

Судьба музыки Баха

В последующие годы продолжилась работа Мендельсона по популяризации музыки Баха и рост известности композитора. В 1850 году было основано Баховское общество, целью которого являлись сбор, изучение и распространение произведений Баха. В последующие полвека этим обществом была проведена значительная работа по составлению и публикации корпуса произведений композитора.

В XX веке продолжилось осознание музыкальной и педагогической ценности его сочинений. Интерес к музыке Баха породил новое движение среди исполнителей: широкое распространение получила идея аутентичного исполнения. Такие исполнители, например, используют клавесин вместо современного фортепиано и хоры меньшего размера, чем это было принято в XIX и начале XX веков, желая в точности воссоздать музыку баховской эпохи.

Подобные документы

Биография Иоганна Себастьяна Баха - великого немецкого композитора, представителя эпохи барокко, органиста-виртуоза, музыкального педагога. Органное и клавирное творчество, оркестровая и камерная музыка, вокальные произведения. Судьба музыки Баха.

презентация [519,7 K], добавлен 13.05.2015

Краткий очерк жизни и начало творчества выдающегося немецкого композитора и музыканта И.С. Баха, его первые шаги в сфере церковной музыки. Карьерный рост Баха от придворного музыканта в Веймаре до органиста в Мюльхаузене. Творческое наследие композитора.

реферат [28,4 K], добавлен 24.07.2009

Биография Иоганна Себастьяна Баха. Творческое наследие включает сочинения для солистов и хора, органные композиции, клавирную и оркестровую музыку. Духовные кантаты Баха - пять циклов на каждое воскресенье и на церковные праздники. Сочинения для органа.

доклад [25,3 K], добавлен 30.04.2010

Выразительные средства музыки. Творчество Моцарта, Бетховена, Шопена, русских и украинских композиторов. Полифония и творчество Баха. Возникновение музыкальных жанров. Оперный спектакль и балет. Строение сонатной формы. Состав симфонического оркестра.

шпаргалка [63,7 K], добавлен 06.11.2009

Спад популярности композитора в последние годы жизни и после его смерти. Возобновление интереса широкой публики к музыке Иоганна Себастьяна Баха после издания его первой биографии. Осознание музыкальной и педагогической ценности сочинений композитора.

презентация [547,8 K], добавлен 10.04.2011

Краткий обзор творчества немецкого композитора и органиста Иоганна Себастьяна Баха. Исследование основных черт клавирного стиля И. Баха. Общая характеристика жанра старинной сюиты. Анализ особенностей баховского стиля во "Французской сюите" №2 до минор.

контрольная работа [1,5 M], добавлен 04.01.2014

И.С. Бах - великий композитор-органист. Введение новых исполнительских приемов, реформирование техники игры на клавире. Обзор органного творчества композитора, его основные жанровые разновидности. Анализ музыкального образа прелюдии и фуги ля-минор.

31 марта 1685 года в провинциальном городке Эйзенах в семье музыканта на свет появился Иоганн Себастьян Бах. Отец Иоганн Аброзиус Бах был скрипачом. С ранних лет он готовил сына к профессии музыканта. Иоганн Бах был в семье восьмым ребенком и самым младшим.

В 1695 году, после кончины отца и матери, мальчик переезжает к родному брату. В 10 лет Иоаганн Себастьян Бах начинает обучаться в гимназии, где изучает такие науки как богословие, латынь, историю.

В 1700 году уезжает в город Люнебург и поступает в вокальную школу Св. Михаила. В это время сочиняет свои первые произведения, учиться играть на органе, клавесине и поет в хоре. После окончания школы в 1703 году поступает на службу в качестве придворного музыканта к герцогу Иоганну Эрнсту.

Но через полгода покидает княжескую капеллу Иоганна Эрнста и занимает пост органиста в церкви Св. Бонифация в местечке Арнштадт. Здесь он разучивает с хором культовые произведения, аккомпанирует хору во время богослужений.

В июле 1720 году скончалась Мария Барбара. На попечении Баха осталось четверо малышей.

В 1721 году происходит знакомство с оперной дивой Анной Магдаленой Вильке, которая в этом же году становится его женой.

В Лейпциге композитор совместно с музыкальным деятелем Георгом Телеманом создает музыкальное общество, которое состояло из студентов и любителей музыки. На концертах Иоганн Себеастьян Бах выступает как дирижер и исполнитель оркестровой, клавишной и вокальной музыки.

Незадолго до смерти зрение Иоганна Баха стремительно ухудшалось, но он продолжал сочинять музыку. В 1750 году офтальмологом Джоном Тейлором было проведено две операции на глаза, но чуда не случилось.

В городе Лейпциг 28 июля 1750 года мир потерял Иоганна Себастьяна Баха. Захоронен он был рядом с церковью Св. Иоанна, но в 1949 году был перезахоронен на территории церкви Св. Фомы. На месте погребения в 1950 году установлено надгробие.

Иоганн Себастьян Бах – величайшая особа мировой культуры, знаменитый немецкий композитор, музыкальный педагог, органист и мастер полифонии.

Вариант №2

Немецкое музыкальное искусство славилось всегда своими знаменитыми композиторами и музыкантами. Не менее известно имя композитора Иоганна Себастьяна Баха, творчество которого до сих пор интересует ценителей музыки.

Родом великий гений был из небольшого городка Эйзенахе. Несколько поколений почтенного семейства полностью посвятили свою жизнь музыке. Не остался в стороне и Иоганн. В раннем возрасте он научился у отца игре на скрипке, и кроме того занимался хоровым пением в школе. Окружающие и родственники, увидев у мальчика незаурядные творческие способности предрекли ему великое будущее. Да и сам Иоганн решил посвятить себя музыке в дальнейшем. Когда ему исполнилось 9 лет, он потерял родителей, и ему пришлось самому зарабатывать на пропитание. Брат будущего композитора взял на себя заботу о нем и определил его на учебу в гимназию, одновременно продолжая обучение музыке. Однако, занятия в этом заведении для Иоганна показались слишком скучными, и он по ночам изучал ноты известных в то время композиторов, переписывая их в отдельную тетрадь. Христофор был против таких занятий брата, но Себастьян продолжал им заниматься. Но, к великому сожалению, брату удалось отобрать и спрятать тетрадь до лучших времен.

По истечении 15 лет Бах вступив во взрослую жизнь, решает переехать в Люнебург, где вскоре после окончании гимназии хочет продолжить дальше образование. Но нехватка денег заставили его пойти на службу. Имея прекрасные вокальные данные и отличное исполнение на музыкальных инструментах, он поступает хористом в школу при монастыре. Именно там он обнаружил библиотеку, где хранились интереснейшие произведения самых известных композиторов. Ежедневно Бах позвал все новое из их сочинений.

Иоганн Себастьян Бах - великий композитор XVIII века, произведения которого актуальны и в наши дни. Словно из маленького ручейка (так переводится фамилия Бах с немецкого) в огромное море превратился талант музыканта.

Родившись в последний день марта 1685 года Иоганн был восьмым ребенком в музыкальной семье Баха. Начало семейной музыкальной династии фамилии ведется с XVI века, поэтому с детских лет мальчик рос среди прекрасных музыкальных звуков. Рано лишившись родителей ( мама умерла мальчику было 9 лет, через год ушел из жизни папа), Иоганна воспитывал старший брат, который обучал его игре на клавире и органе.

Пятнадцатилетним юношей переезжает он на учебу в люнебургскую вокальную школу Святого Михаила, по окончании которой устраивается придворным музыкантом к герцогу Иоганну Эрнсту. Юный музыкант покоряет своей игрой на скрипке и уже через полгода службы его приглашают органистом в церковь Святого Бонифация, расположенную в Арнштадте. В это время композитор создает более тридцати своих произведений для органа, сюит, кантат. Новаторство композитора, а именно использование вокала и органа в произведении, не нравилось местной власти и через три года Бах переезжает Мюльхаузен органистом в церковь Святого Власия.

В 1708 году композитор возвращается в Веймар к герцогскому двору в должности устроителя концертов и органиста. Переезд обусловлен значительным повышением денежного довольствия. На тот момент Бах был женат и ему необходимо было содержать семью. От своего первого брака у композитора было 7 детей, двое из которых стали композиторами.

За творческую деятельность им было написано более 1000 произведений разного жанра. Бах писал музыку как светского, так и церковного направления. Современные музыковеды присвоили произведениям Баха индивидуальные номера и поместили их в каталог его работ. До настоящего времени произведения Баха являются классикой мировой музыки. Музыканты не только исполняют его произведения на инструментах для которого создавалось произведение, но и оранжируют ее под современные.

6 класс кратко, его творчество

Бах Иоганн Себастьян

Бах Иоганн Себастьян

Местом рождения русского писателя является город Игарка, который расположен в Краснодарском крае. Борис Екимов появился на свет в 1938 году, 19 ноября, в семье служащих.

Обь - крупная река России. Ее протяженность составляет 3650 км, а бассейн – почти 3 миллиона км, что делает ее рекордсменкой в этой области в РФ. Обь находится на западе России, большая ее часть протекает по Западно-Сибирской равнине.

Сергей Александрович Есенин – талантливый писатель, родившийся в 1895 г. в селе Константиново (Рязанская губерния). Вырос крестьянской семье и был воспитан своим дедушкой, который был человеком, разбиравшимся в церковных книгах.

Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 в Эйзенахе, маленьком тюрингском городке в Германии, где его отец Иоганн Амброзиус служил городским музыкантом, а дядя Иоганн Кристоф – органистом. Мальчик рано начал заниматься музыкой. По-видимому, отец обучал его игре на скрипке, дядя – на органе, и благодаря хорошему сопрано он был принят в церковный хор, который исполнял мотеты и кантаты. В 8 лет мальчик поступил в церковную школу, где делал большие успехи. Счастливое детство кончилось для него в девятилетнем возрасте, когда он потерял мать, а через год и отца. Сироту взял на воспитание в свой скромный дом старший брат, органист в ближнем Ордруфе; там мальчик снова пошел в школу и продолжил занятия музыкой с братом. В Ордруфе Иоганн Себастьян провел 5 лет.

Когда ему исполнилось пятнадцать, по рекомендации школьного учителя он получил возможность продолжить образование в школе при церкви св. Михаила в Люнебурге в северной Германии. Чтобы добраться туда, ему пришлось пройти пешком три сотни километров. Там он жил на полном пансионе, получал маленькую стипендию, учился и пел в хоре школы, пользовавшемся высокой репутацией (т.н. утренний хор, Mettenchor). Это был очень важный этап в образовании Иоганна Себастьяна. Здесь он познакомился с лучшими образцами хоровой литературы, завязал отношения с известным мастером органного искусства Георгом Бёмом (его влияние очевидно в ранних органных композициях Баха), получил представление о французской музыке, которую имел возможность слышать при дворе соседнего Целле, где в почете была французская культура; кроме того, он часто ездил в Гамбург послушать виртуозную игру Иоганна Адама Рейнкена.

Большую часть вокально-инструментальной музыки Баха составляют духовные кантаты: он создал пять циклов таких кантат на каждое воскресенье и на праздники церковного года. До нас дошло около двух сотен этих произведений. Ранние кантаты (до 1712) написаны в стиле предшественников Баха, таких как Иоганн Пахельбель и Дитрих Букстехуде. Тексты взяты из Библии или из лютеранских церковных гимнов – хоралов; композиция состоит из нескольких относительно кратких разделов, обычно контрастных по мелодике, тональности, темпу, исполнительскому составу.

Ярким примером раннего кантатного стиля Баха может служить прекрасная Трагическая кантата (Аctus Tragicus) № 106 (Время Господне – наилучшее время, Gottes Zeit ist die allerbeste Zeit). После 1712 Бах обращается к другой форме духовной кантаты, которую ввел в лютеранский обиход пастор Е.Ноймейстер: в ней используются не цитаты из Писания и протестантских гимнов, а парафразы библейских фрагментов или хоралов. В этом типе кантаты разделы более отчетливо отделяются один от другого, а между ними вводятся сольные речитативы с аккомпанементом органа и генерал-баса. Иногда подобные кантаты двухчастны: во время службы между частями произносилась проповедь. К данному типу принадлежит большинство баховских кантат, в том числе кантата № 65. Все они придут из Саввы (Sie werden aus Saba alle kommen), на день Архангела Михаила. Кантата № 19. И была битва в небесах (Es erhub sich ein Streit), на праздник

Реформации № 80 Твердыня крепкая наш Бог (Ein' feste Burg), № 140. Восстаньте от сна (Wachet auf). Особый случай – кантата № 4 Христос лежал в оковах смерти (Christ lag in Todesbanden): в ней использовано 7 строф одноименного хорала Мартина Лютера, причем в каждой строфе хоральная тема обрабатывается по-своему, а в финале звучит в простой гармонизации. В большинстве кантат сольные и хоровые разделы чередуются, сменяя друг друга, но есть в наследии Баха и целиком сольные кантаты – например, трогательная кантата для баса с оркестром № 82. С меня довольно (Ich habe genug) или блестящая кантата для сопрано с оркестром № 51 Всякое дыхание да хвалит Господа (Jauchzet Gott in allen Landen).Сохранилось также несколько светских баховских кантат: они сочинялись по поводу дней рождения, именин, свадебных церемоний высокопоставленных лиц и по другим торжественным случаям. Известна комическая Кофейная кантата (Schweigt stille, plaudert nicht) № 211, в тексте которой высмеивается помешательство немцев на заморском напитке. В этом произведении, как и в Крестьянской кантате № 217, стиль Баха приближается к стилю комической оперы его эпохи.

До нас дошли 6 баховских мотетов на немецкие тексты. Они пользовались особой известностью и в течение долгого периода после смерти композитора были единственными из его вокально-инструментальных композиций, которые еще исполнялись. Как и в кантате, в мотете используются библейские и хоральные тексты, но в нем нет арий и дуэтов; оркестровое сопровождение не обязательно (если оно имеется, то просто дублирует хоровые партии). Среди сочинений этого жанра можно упомянуть мотеты Иисус – Моя радость (Jesu meine Freude) и мотету - Пойте Господу (Singet dem Herrn). Магнификат и Рождественская оратория. Среди крупных вокально-инструментальных сочинений Баха особое внимание привлекают два рождественских цикла. Магнификат для пятиголосного хора, солистов и оркестра был написан в 1723, вторая редакция – в 1730. Весь текст, кроме финальной Gloria, представляет собой Песнь Богоматери: Величит душа моя Господа (Лк 1:46–55) в латинском переводе (Вульгата). Магнификат – одна из самых цельных баховских композиций: ее лаконичные части ясно группируются в три раздела, каждый из которых начинается арией и кончается ансамблем; обрамлением служат мощные хоровые части – Magnificat и Gloria. Несмотря на краткость частей, каждая имеет свой эмоциональный облик. Рождественская оратория (Weihnachtsoratorium), появившаяся в 1734, состоит из 6 кантат, предназначенных для исполнения в рождественский сочельник, два дня Рождества, 1 января, следующее за ним воскресенье и праздник Богоявления. Тексты взяты из евангелий (Лука, Матфей) и протестантских гимнов. Рассказчик – Евангелист (тенор) – в речитативах излагает евангельское повествование, в то время как реплики действующих лиц рождественской истории отданы солистам или хоровым группам. Повествование прерывается лирическими эпизодами – ариями и хоралами, которые должны служить наставлением для паствы. 11 из 64 номеров оратории первоначально сочинены Бахом для светских кантат, но потом превосходно приспособлены к духовным текстам.

Из 5 циклов пассионов, о которых известно из биографии Баха, до нас дошло только два: Страсти по Иоанну (Johannespassion), над которыми композитор начал работать в 1723, и Страсти по Матфею (Matthuspassion), завершенные в 1729. (Страсти по Луке, напечатанные в Полном собрании сочинений, по-видимому, принадлежат другому автору.) Каждый из пассионов состоит из двух частей: одна звучит до проповеди, другая – после нее. В каждом цикле имеется рассказчик – Евангелист; партии конкретных участников драмы, включая Христа, исполняются певцами-солистами; хор изображает реакцию толпы на происходящее, а вставные речитативы, арии и хоралы – отклик общины на разворачивающуюся драму. Тем не менее, Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею заметно отличаются друг от друга. В первом цикле ярче дан образ неистовствующей толпы, ей противостоит Спаситель, от которого исходит возвышенный покой и отстраненность от мира. Страсти по Матфею излучают любовь и нежность. Здесь нет непроходимой пропасти между божественным и человеческим: Господь через свое страдание сближается с человечеством, и человечество страдает вместе с ним. Если в Страстях по Иоанну партия Христа состоит из речитативов с аккомпанементом органа, то в Страстях по Матфею она окружена, подобно нимбу, проникновенным звучанием струнного квартета. Страсти по Матфею – высшее достижение в баховской музыке, написанной для Протестантской церкви. Здесь использован очень большой исполнительский состав, включающий два оркестра, два смешанных хора с солистами и хор мальчиков, который исполняет мелодию хорала в номере, открывающем пассион. Вступительный хор – самый сложный в композиционном отношении раздел сочинения: два хора противостоят друг другу – звучат взволнованные вопросы и полные печали ответы на фоне оркестровых фигураций, изображающих потоки слез. Над этой стихией безграничной человеческой скорби парит кристально чистая и безмятежная мелодия хорала, навевающая мысли о человеческой слабости и божественной силе. Проведения хоральных мелодий сделаны здесь с исключительным мастерством: одна из самых любимых Бахом тем – O Haupt voll Blut und Wunden – появляется не менее пяти раз с разным текстом, и каждый раз гармонизация ее сделана по-иному, в зависимости от содержания данного эпизода.

Месса си минор

Сочинения для органа

Клавирные сочинения

Сочинения для скрипки и виолончели

Изучение наследия Баха

Одному из выдающихся баховедов, Ф. Сменду, удалось найти некоторые светские кантаты Баха, считавшиеся утерянными. Исследователи активно занялись и другими музыкантами из семьи Баха, прежде всего его сыновьями, а затем и предками. После того, как в 1900 было закончено

Полное собрание сочинений, выяснилось, что в нем имеется немало пробелов и ошибок. В 1950 был основан Баховский институт в Гёттингене и Лейпциге с целью пересмотра всех имеющихся материалов и создания нового Полного собрания. К 1967 вышла в свет примерно половина из предполагавшихся 84 томов Нового собрания сочинений Баха (Neue Bach-Ausgabe).

С 19 века и вплоть до наших дней не утихает интерес к произведениям Иоганна Себастьяна Баха. Творчество непревзойденного гения поражает своими масштабами. Величайший композитор известен во всем мире. Его имя знают не только профессионалы и любители музыки, но и слушатели, которые не проявляют особого интереса к "серьезному" искусству. С одной стороны, творчество Баха является неким итогом. Композитор опирался на опыт предшественников. Он отлично знал хоровую полифонию эпохи Возрождения, немецкую органную музыку, особенности итальянского скрипичного стиля. Он тщательно знакомился с новым материалом, разрабатывал и обобщал накопленный опыт. С другой стороны, Бах был непревзойденным новатором, который сумел открыть новые перспективы для развития мировой музыкальной культуры. Творчество Иоганна Баха оказало сильнейшее воздействие на его последователей: Брамса, Бетховена, Вагнера, Глинки, Танеева, Онеггера, Шостаковича и многих других великих композиторов.

творчество баха

Творческое наследие Баха

Он создал свыше 1000 произведений. Жанры, к которым он обращался, были самые разнообразные. Более того, встречаются такие сочинения, масштабы которых являлись исключительными для того времени. Творчество Баха можно условно разделить на четыре основные жанровые группы:

  • Органная музыка.
  • Вокально-инструментальная.
  • Музыка для различных инструментов (скрипки, флейты, клавира и других).
  • Музыка для инструментальных ансамблей.

Произведения каждой из вышеуказанных групп относятся к определенному периоду. В Веймаре были сочинены самые выдающиеся органные композиции. Кетенский период знаменует собой появление огромного количества клавирных и оркестровых произведений. В Лейпциге же написано большинство вокально-инструментальных.

Иоганн Себастьян Бах. Биография и творчество

в творчестве баха преобладал

Родился будущий композитор в 1685 году в небольшом городе Эйзенахе, в музыкальной семье. Для всего рода это была традиционная профессия. Первым учителем музыки Иоганна был его отец. Мальчик имел отличный голос и пел в хоре. В 9 лет он оказался круглой сиротой. После смерти родителей его воспитывал Иоганн Кристоф (старший брат). В 15 лет паренек окончил Ордруфский лицей с отличием и переехал в Люнебург, где начинал петь в хоре "избранных". К 17 годам он обучился игре на разных инструментах: альте, клавесине, органе, скрипке. С 1703 года живет в разных городах: Арнштадте, Веймаре, Мюльхаузене. Жизнь и творчество Баха в этот период были полны определенных сложностей. Он постоянно меняет место жительства, что связано с нежеланием чувствовать себя зависимым от тех или иных работодателей. Служил он музыкантом (как органист или скрипач). Условия труда его также постоянно не устраивали. В это время появляются его первые композиции для клавира и органа, а также духовные кантаты.

Веймарский период

органное творчество баха

С 1708 года Бах приступает к службе в качестве придворного органиста к веймарскому герцогу. Параллельно работает в капелле камерным музыкантом. Жизнь и творчество Баха в этот период весьма плодотворны. Это годы первой композиторской зрелости. Появились самые лучшие органные произведения. Это:

  • Прелюдия и фуга c-moll, a-moll.
  • Токката C-dur.
  • Пассакалия c-moll.
  • Токката и фуга d-moll.
  • "Органная книжечка".

Одновременно Иоганн Себастьян работает над сочинениями в кантатном жанре, над переложениями для клавира скрипичных итальянских концертов. Впервые обращается к жанру сольной скрипичной сюиты и сонаты.

Кетенский период

С 1717 года музыкант обосновался в Кетене. Здесь он занимает высокопоставленную должность руководителя камерной музыки. Он, по сути, является управляющим всей музыкальной жизни при дворе. Но его не устраивает слишком маленький городок. Бах стремится переехать в более крупный и перспективный город, чтобы дать своим детям возможность поступить в университет и получить хорошее образование. В Кетене не было качественного органа, отсутствовала также и хоровая капелла. Поэтому здесь развивается клавирное творчество Баха. Композитор также уделяет много внимания ансамблевой музыке. Произведения, написанные в Кетене:

  • 1 том "ХТК".
  • Английские сюиты.
  • Сонаты для скрипки соло.
  • "Бранденбургские концерты" (шесть штук).
  • "Хроматическая фантазия и фуга".

Лейпцигский период и последние годы жизни

клавирное творчество баха

С 1723 года маэстро живет в Лейпциге, где руководит хором (занимает должность кантора) в школе при церкви святого Фомы в Томасшуле. Принимает активное участие в общественном кружке любителей музыки. "Коллегия" города постоянно устраивала концерты светской музыки. Какими шедеврами на тот момент пополнилось творчество Баха? Кратко стоит указать основные произведения лейпцигского периода, которые по праву можно считать лучшими. Это:

  • "Страсти по Иоанну".
  • Месса h-moll.
  • "Страсти по Матфею".
  • Около 300 кантат.
  • "Рождественская оратория".

В последние годы жизни композитор сосредотачивается на музыкальных сочинениях. Пишет:

  • 2 том "ХТК".
  • Итальянский концерт.
  • Партиты.
  • "Искусство фуги".
  • Арию с различными вариациями.
  • Органную мессу.
  • "Музыкальное приношение".

После неудачной операции Бах ослеп, но не прекращал сочинять музыку вплоть до самой смерти.

Характеристика стиля

иоганна себастьяна баха творчество

Стиль творчества Баха формировался на основе различных музыкальных школ и жанров. Иоганн Себастьян органично вплетал в свои произведения самые лучшие созвучия. Для того чтобы понять музыкальный язык итальянских и французских композиторов, он переписывал их сочинения. Его творения были насыщены текстами, ритмами и формами французской и итальянской музыки, северо-немецким контрапунктическим стилем, а также лютеранской литургией. Синтез разнообразных стилей и жанров гармонично сочетался с глубокой пронзительностью переживаний человека. Его музыкальная мысль выделялась особой уникальностью, универсальностью и некой космичностью. Творчество Баха относится к стилю, который прочно утвердился в музыкальном искусстве. Это классицизм эпохи высокого барокко. Для баховского музыкального стиля характерно владение необычайным мелодическим строем, где в музыке доминирует главная идея. Благодаря мастерству техники контрапункта одновременно могут взаимодействовать сразу несколько мелодий. Немецкий композитор был настоящим мастером полифонии. Ему были присущи склонность к импровизации и блестящая виртуозность.

Основные жанры

Творчество Баха включает различные традиционные жанры. Это:

  • Кантаты и оратории.
  • Пассионы и мессы.
  • Прелюдии и фуги.
  • Хоральные обработки.
  • Танцевальные сюиты и концерты.

Безусловно, перечисленные жанры он позаимствовал у своих предшественников. Однако он придал им широчайший размах. Маэстро умело обновил их новыми музыкально-выразительными средствами, обогатил чертами других жанров. Ярчайшим примером является "Хроматическая фантазия ре-минор". Произведение создано для клавира, но содержит драматическую декламацию театрального происхождения и выразительные свойства больших органных импровизаций. Несложно заметить, что творчество Баха "обошло стороной" оперу, которая, между прочим, была одним из ведущих жанров своего времени. Однако стоит обратить внимание, что многие светские кантаты композитора трудно отличить от комедийной интермедии (в это время в Италии они перерождались в оперу-буффа). Некоторые кантаты Баха, созданные в духе остроумных жанровых сценок, предвосхитили немецкий зингшпиль.

Идейное содержание и круг образов Иоганна Себастьяна Баха

жизнь и творчество баха

Творчество композитора богато по своему образному содержанию. Из-под пера настоящего мастера выходят как предельно простые, так и чрезвычайно величественные творения. Искусство Баха содержит и простодушный юмор, и глубокую скорбь, и философское размышление, и острейший драматизм. Гениальный Иоганн Себастьян в своей музыке отобразил такие значимые стороны своей эпохи, как религиозно-философские проблемы. При помощи удивительного мира звуков он размышляет о вечных и очень важных вопросах человеческой жизни:

  • О моральном долге человека.
  • О его роли в этом мире и назначении.
  • О жизни и смерти.

Эти размышления непосредственно связаны с религиозной тематикой. И это неудивительно. Композитор практически всю свою жизнь служил при церкви, поэтому большую часть музыки для нее и написал. Вместе с этим он был верующим человеком, знал Священное писание. Его настольной книгой была Библия, написанная на двух языках (латинском и немецком). Он придерживался постов, исповедовался, соблюдал церковные праздники. За несколько дней до смерти принял причастие. Главным героем у композитора является Иисус Христос. В этом идеальном образе Бах видел воплощение лучших качеств, присущих человеку: чистоты помыслов, силы духа, верности избранному пути. Жертвенный подвиг Иисуса Христа ради спасения человечества являлся для Баха самым сокровенным. В творчестве композитора эта тема была самой важной.

Символика произведений Баха

В эпоху барокко появилась музыкальная символика. Именно через нее раскрывается сложный и удивительный мир композитора. Музыка Баха воспринималась современниками как прозрачная и понятная речь. Это происходило за счет наличия в ней устойчивых мелодических оборотов, выражающих определенные эмоции и идеи. Такие звуковые формулы носят название музыкально-риторических фигур. Одни передавали аффект, другие подражали интонациям человеческой речи, третьи носили изобразительный характер. Вот некоторые из них:

  • anabasis - восхождение;
  • circulatio – вращение;
  • catabasis – нисхождение;
  • exclamatio – восклицание, восходящая секста;
  • fuga – бег;
  • passus duriusculus – хроматический ход, применяемый для выражения страдания или скорби;
  • suspiratio – вздох;
  • tirata – стрела.

Постепенно музыкально-риторические фигуры становятся своего рода "знаками" определенных понятий и чувств. Так, например, нисходящая фигура catabasis часто использовалась с целью передачи печали, грусти, скорби, смерти, положения в гроб. Постепенное восходящее движение (anabasis) употреблялось для выражения вознесения, приподнятого духа и прочих моментов. Мотивы-символы наблюдаются во всех произведениях композитора. В творчестве Баха преобладал протестантский хорал, к которому маэстро обращался в течение всей своей жизни. Он тоже имеет символическое значение. Работа с хоралом велась в самых разнообразных жанрах - кантатах, пассионах, прелюдиях. Поэтому совсем логично, что протестантский хорал является неотъемлемой частью баховского музыкального языка. Среди важных символов, встречающихся в музыке этого деятеля искусства, следует отметить устойчивые сочетания звуков, которые имеют постоянные значения. В творчестве Баха преобладал символ креста. Он состоит из четырех разнонаправленных нот. Примечательно, что если расшифровать фамилию композитора (BACH) нотами, то образуется такой же графический рисунок. B - си бемоль, A - ля, C - до, H - си. Большой вклад в разработку музыкальных символов Баха внесли такие исследователи, как Ф. Бузони, А. Швейцер, М. Юдина, Б. Яворский и другие.

"Второе рождение"

При жизни творчество Себастьяна Баха не было оценено по достоинству. Современники знали его больше как органиста, нежели композитора. О нем не было написано ни одной серьезной книги. Из огромного числа его произведений только некоторые были опубликованы. После смерти имя композитора вскоре забылось, а сохранившиеся рукописи пылились в архивах. Возможно, мы бы ничего так и не узнали об этом гениальном человеке. Но, к счастью, этого не произошло. Истинный интерес к Баху возник в 19 веке. Однажды Ф. Мендельсон обнаружил в библиотеке ноты "Страстей по Матфею", которые его очень заинтересовали. Под его управлением это произведение с успехом было исполнено в Лейпциге. Многие слушатели были восхищены музыкой еще малоизвестного автора. Можно сказать, что это было вторым рождением Иоганна Себастьяна Баха. В 1850 году (к 100-летию со дня смерти композитора) в Лейпциге было создано Баховское общество. Цель этой организации состояла в издании всех найденных рукописей Баха в виде полного собрания сочинений. В итоге было собрано 46 томов.

Органное творчество Баха. Краткое содержание

творчество баха кратко

Для органа композитор создал превосходные произведения. Этот инструмент для Баха - настоящая стихия. Здесь он смог раскрепостить свои мысли, чувства и эмоции и донести все это до слушателя. Отсюда укрупнение линий, концертность, виртуозность, драматизм образов. Композиции, созданные для органа, напоминают фрески в живописи. Все в них представлено преимущественно крупным планом. В прелюдиях, токкатах и фантазиях наблюдается патетика музыкальных образов в свободных, импровизационных формах. Фугам присуща особая виртуозность и необычайно мощное развитие. Органное творчество Баха передает высокую поэзию его лирики и грандиозный размах великолепных импровизаций.

В отличие от клавирных произведений, органные фуги гораздо больше по объему и содержанию. Движение музыкального образа и его развитие протекают с усиливающейся активностью. Развертывание материала представлено в виде наслоения больших пластов музыки, но особой дискретности и разрывов нет. Напротив, преобладает континуальность (непрерывность движения). Каждая фраза вытекает из предыдущей с возрастающим напряжением. Так же построены и кульминационные моменты. Эмоциональный подъем в итоге усиливается до наивысшей точки. Бах является первым композитором, у кого проявились закономерности симфонического развития в крупных формах инструментальной полифонической музыки. Органное творчество Баха словно распадается на два полюса. Первый - это прелюдии, токкаты, фуги, фантазии (большие музыкальные циклы). Второй - одночастные хоральные прелюдии. Они написаны в основном в камерном плане. В них раскрываются преимущественно лирические образы: интимно-скорбные и возвышенно-созерцательные. Лучшие произведения для органа Иоганна Себастьяна Баха - это токката и фуга ре-минор, прелюдия и фуга ля-минор и многие другие сочинения.

Произведения для клавира

При написании композиций Бах опирался на опыт своих предшественников. Однако и здесь он проявил себя как новатор. Клавирное творчество Баха характеризуется масштабностью, исключительной многогранностью, поиском выразительных средств. Он первым из композиторов прочувствовал универсальность этого инструмента. При сочинении своих произведений он не боялся экспериментировать и реализовывать самые смелые идеи и проекты. При написании ориентировался на всю мировую музыкальную культуру. Благодаря ему художественные средства клавира значительно расширились. Он обогащает инструмент новой виртуозной техникой и меняет суть музыкальных образов.

Среди его произведений для органа особо выделяются:

  • Двухголосные и трехголосные инвенции.
  • "Английские" и "Французские" сюиты.
  • "Хроматическая фантазия и фуга".
  • "Хорошо темперированный клавир".

Таким образом, творчество Баха поражает своим размахом. Композитор широко известен во всем мире. Его произведения заставляют думать и размышлять. Слушая его композиции, невольно погружаешься в них, задумываясь над глубоким смыслом, лежащим в их основе. Жанры, к которым маэстро обращался в течение всей своей жизни, были самыми разнообразными. Это органная музыка, вокально-инструментальная, музыка для различных инструментов (скрипки, флейты, клавира и других) и для инструментальных ансамблей.


Иоганн Себастьян Бах - знаменитый немецкий музыкант, великий композитор эпохи Возрождения. Произведения Баха с удовольствием слушают даже люди, которые далеки от классики. С первых нот его композиции заставляют думать о чем-то неземном, побуждают к делам благородным. Многим знакомы его произведения, но не все знают биографию Себастьяна Баха. Данная статья расскажет о жизни великого композитора.

Общие сведения о классике

Иоганн Себастьян Бах, биографией которого интересуются поклонники его таланта, появился на свет 31 марта 1685 года в Эйзенахе. Мальчик был младшим и последним ребенком в семье. В роду Баха были прославленные скрипачи, органисты. Музыкальные династии имели особую популярность в Германии, поэтому многие родители стремились привить своим детям любовь к музыке. Первые уроки маленькому Себастьяну давал его отец - Иоганн Амброзиус, который играл на органе в Айзенахской церкви.

На протяжении всей жизни Иоганн Себастьян поменял много мест жительства. Это объясняется тем, что ему не нравились условия, которые ставили работодатели. Композитор стремился иметь свободу творчества, он хотел развивать свой талант все больше и больше.

Бах композитор биография

Детские годы

Биография Иоганна Себастьяна Баха наполнена и приятными, и трагическими моментами. Он был восьмым ребенком в семье. Его талант начал проявляться с малых лет. Мальчик обладал отличными вокальными данными, поэтому пел в школьном хоре. Когда ему исполнилось 7 лет, он начал посещать латинскую школу в Айзенахе. Заинтересованность к игре на органе у Иоганна Себастьяна появилась во время знакомства с двоюродным братом его отца, который был органистом и композитором.

Один из трагических моментов в биографии Иоганна Баха - смерть матери. Он потерял ее, когда ему едва исполнилось 9 лет. Спустя двенадцать месяцев умер и отец. В десятилетнем возрасте Иоганн Себастьян остался сиротой. Он переехал к своему старшему брату Иоганну Кристофу. Тот работал учителем музыки в Ордруфе и органистом. Иоганну Себастьяну были не интересны уроки брата. Они казались мальчику скучными, поэтому он начал самостоятельно познавать музыкальный мир. В Ордруфе он поступил в гимназию, а также познакомился с творчеством композиторов Фробергера, Пахельбеля и других, бывших на тот момент очень популярными в Германии.

Обучение музыке

Под руководством старшего брата Иоганн Себастьян начал учиться играть на органе и клавире. Однажды он узнал, что у брата в шкафу лежит нотная тетрадь. Мальчик по ночам тайно брал ее и переписывал ноты. Старший брат узнал об этом и запретил Иоганну Себастьяну заниматься переписыванием, ведь мальчик портил свое зрение, так как писал при лунном свете.

Описывая биографию Баха, стоит отметить, что обучение занимает в его жизни важное место. В пятнадцатилетнем возрасте Иоганн Себастьян отправился в Люнебург. Так как у него не было средств на карету, он шел пешком около 300 километров. В Люнебурге будущий композитор поступил на обучение в местную школу. Учебный период для подростка играл большую роль, так как он побывал во многих городах, где познакомился с творчеством местных музыкантов. Во время обучения мальчик начал музыкально развиваться и написал свою первую органную музыку (1700-1703 год).

После окончания школы Бах должен был поступить в университет, но не сделал этого, так как ему нужны были деньги для своего существования.

Себастьян Бах биография

Семейная жизнь

Важным событием в биографии Баха является женитьба. В 1707 году он женится на своей сестре Марии Барбаре. В семье родилось семеро детей. К сожалению, трое из них умерли в младенческом возрасте. Остальные четверо пошли по стопам отца и стали известными музыкантами. В 1720 году умерла жена Баха Мария.

Спустя год после ее кончины композитор начал задумываться о новой женитьбе, чтобы создать полноценную семью. Однажды Бах оказался на концерте в Кетене. Девушка была намного моложе Иоганна. Несмотря на это, когда он сделал ей предложение, она согласилась.

После женитьбы в доме воцарились любовь, забота, чистота и уют. В этом браке было рождено 13 детей, из которых в живых осталось шестеро.

Этапы трудовой деятельности

Биография Баха

Жизнь и творчество Баха

В биографии Баха Веймарский период занимает важное место. Он начал свою службу в Веймаре. Работал придворным органистом в капелле герцога Иоганна Эрнста. Это место Бах занимал семь месяцев. За это время он стал известным исполнителем, но собственную музыку пока не писал. Вскоре его пригласили на должность органиста в собор Св. Бонифация, который располагался в городке Арнштадте. Жалование он получал хорошее, хотя работал всего три дня в неделю. Именно в этот период Бах написал множество своих бессмертных произведений.

Однако через несколько лет возникло напряжение между ним и властями города. Баху не нравился уровень подготовки певцов в церковном хоре. Кроме того, в 1705 году он самовольно оставил работу на несколько месяцев. В тот период в соседнем городе Любеке давал концерты знаменитый Букстехуде. Бах отправился пешком в Любек, чтобы послушать виртуозную игру. Его биограф писал, что Иоганн Себастьян прошел пешком 50 км, однако документальных подтверждений этому нет. Отсутствовал он в Арнштадте 4 месяца.

Разумеется, власти города его за это наказали. Дополнительно они обвинили Баха в том, что он не умеет управлять хором.

Через год семья Баха снова вернулась в Веймар. На этот раз музыканту предложили место придворного органиста и устроителя концертов. Его жалованье значительно возросло. Вероятно, это и стало главным фактором, повлиявшим на переезд. В 1709 году в семье родился первенец. Тогда же к ним переехала старшая сестра Марии Барбары, которая начала помогать по хозяйству. Она прожила в этой семье до самой своей смерти.

Биография Себастьяна Баха

Кетенский период

После Веймара Бах отправился в город Кетен. Герцог Кетенский пригласил его на службу в 1717 году. Бах согласился, так как ему пообещали очень высокое жалованье и свободу действий. Спустя время Бах начал понимать, что его не устраивает Кетен, так как здесь мало перспектив. Кроме того, в этом городе не было университета, а Бах начал задумываться об обучении своих детей. В Кетене не было и органа. Поэтому композитор начал играть на клавире. Итогом Кетенского периода явились такие произведения:

  • "Бранденбургские концерты";
  • цикл композиций под названием "Хорошо темперированный клавир";
  • "Хроматическая фантазия и фуга";
  • сонаты для скрипки и другие произведения.

Несмотря на расцвет творчества в Кетене, здесь у Иоганна Себастьяна случилось горе - умерла жена. Он даже не смог присутствовать на похоронах, так как в это время был очень далеко - в городе Карлсбаде.

Через год Бах повторно женился.

Биография Баха Иоганна Себастьяна

Лейпцигский период

В 1723 году Иоганн Себастьян с семьей переехал в Лейпциг. В этот период Бах начал работать кантором хора святого Фомы в церкви. Церковные праздники обязывали композитора писать праздничные произведения. Бах создал праздничные композиции: "Рождественская кантанта", "Страсти по Иоанну" и многие другие. Через некоторое время он стал музыкальным директором всех церквей, находящихся в Лейпциге. Этот период его жизни длился шесть лет. В Лейпциге Бах сочинил множество светских произведений. В 1729 году он стал руководителем Музыкальной коллегии.

Композиции Баха

Великий композитор воплотил множество образов в своих музыкальных композициях. К примеру, в "Мессе си минор" Бах использовал тему страдания, скорби, жертвенности, силы духа и торжества.

Бах Иоганн биография

Во все свои произведения он вкладывал религиозный смысл, ведь он всю жизнь служил церкви. В музыкальные композиции знаменитый классик включил размышления о жизни, смерти, назначении человека, о морали. Главным образом в своих композициях Бах выделял Иисуса Христа. Этот образ для него был чистым, непорочным, благородным, воплощал все лучшие человеческие качества.

Слушая музыку Иоганна Себастьяна Баха, можно понять, что нужно делать, чтобы стать лучше. Произведения Баха - это своеобразное "очищение души".

Последние годы жизни

Со временем зрение Баха начало стремительно ухудшаться. Перенеся две неудачные операции, он полностью ослеп. Однако Иоганн Себастьян не прекращал работу. Он диктовал ноты своему зятю. В это время Бах сочинил свое последнее творение - "Перед престолом Твоим предстою". Внезапно он на какое-то время прозрел. Однако уже на следующий день с ним случился удар. Возможно, причиной смерти гения стали осложнения после операций.

28 июля 1750 года он скончался. Бах похоронен на городском кладбище возле церкви Св. Иоанна. Ему не был установлен памятник, поэтому его могила вскоре была потеряна. Через 144 года останки Иоганна Себастьяна Баха были найдены и перезахоронены. Через четыре года после Великой Отечественной войны прах композитора перезахоронили в церкви Св. Фомы.

Памятник Баху

После смерти произведения гения забылись. Возродил творчество Баха композитор Феликс Мендельсон-Бартольди. Он создал сообщество, посвященное Иоганну Себастьяну Баху. Благодаря Феликсу Мендельсону все рукописи великого композитора были опубликованы, а в Лейпциге ему установили памятник. Позже открылись два музея (в Эйзенахе и Лейпциге), рассказывающих о жизни и творчестве этого человека.

Биография Баха очень яркая и насыщенная. Несмотря на все трудности, которые уготовила ему судьба, он создавал замечательные композиции, которые люди во всем мире с интересом слушают и в наше время.

Читайте также: