Музыка древних шумеров доклад

Обновлено: 20.05.2024

Первые школы возникли в Шумере как прямое следствие изобретения письменности. Дошедшие до нас свидетельства (материальные в виде школьных зданий и письменные в виде табличек с упражнениями школьников) указывают на существование в начале третьего тысячелетия до нашей эры целой системы образования. В Шумере были тысячи писцов — младшие и старшие писцы, царские писцы и храмовые писцы, а также писцы, занимавшие высокие государственные должности. Некоторые из них преподавали в школах, и благодаря сохранившимся глиняным табличкам мы можем узнать об их учебных планах, задачах и методиках обучения.

В школах обучали не только чтению и письму, но также другим наукам — ботанике, зоологии, географии, математике и теологии. Наряду с сочинением новых литературных произведений изучались и копировались произведения прошлого.

Шумерские пословицы, которые на две тысячи лет старше библейской Книги Екклезиаста, содержат похожие мысли и остроумные наблюдения:

Развитие материальной и духовной культуры шумеров сопровождалось расцветом всех видов искусства. В марте 1974 года группа исследователей из Калифорнийского университета в Беркли сообщила, что им удалось расшифровать древнейшую в мире песню. Профессора Ричард Л. Крокер, Энн Д. Килмер и Роберт Р. Браун смогли прочитать и воспроизвести мелодию, ноты которой были записаны на клинописной табличке, датированной примерно 1800 годом до нашей эры и найденной на средиземноморском побережье в городе Угарите (на территории современной Сирии).

Археологи нашли множество любовных песен, которые, вне всякого сомнения, исполнялись с музыкальным аккомпанементом. Очень трогательна колыбельная, которую мать пела больному ребенку:

Приди, приди, сон, к моему сыну. Поспеши к моему сыну, Закрой его неугомонные глазки… Тебе больно, мой сыночек…

В шумерской музыке и песнях поражает не только тот факт, что по структуре и гармонии они являются предшественниками западной музыки. Для нас не менее важно, что ни древние шумерские стихи, ни музыка не кажутся нам странными или чуждыми — даже когда мы соприкасаемся с самыми глубокими переживаниями и чувствами. И действительно, анализируя великую шумерскую цивилизацию, мы обнаруживаем не только то, что наша мораль, наше представление о справедливости, наши законы, архитектура, искусство и технология берут начало в Шумере, но что шумерские институты очень близки и понятны нам. Похоже, в глубине души мы все шумеры.

В европейской культуре есть три письменных источника, таких же важных для истории музыки, как берестяные грамоты — для истории древнерусской повседневности. Это первая запись музыки как таковая (Шумер), первый фрагмент мелодии (Угарит) и первое полностью дошедшее до нас музыкальное произведение (Греция).



Более того, идея слушать звуки которые издают другие люди, видимо, принадлежит к одним из самых древних изобретений человечества. Музыка в той или иной форме развилась независимо в человеческих популяциях всех континентов; есть своя и у австралийских аборигенов, и у североамериканских индейцев; до сих пор не опровергнуто предположение о том, что музыка существовала уже тогда, когда первые люди современного типа вышли из Африку и начали завоёвывать европейские и азиатские территории.

Первая запись музыки: гимн Липит-Иштар

Первый письменный источник с музыкальной нотацией, то есть с музыкой, записанной знаками — это клинописная табличка с записью гимна Липит-Иштару, правителю Шумера и Аккада. Табличку датировали 1950 годом до н.э., ей почти четыре тысячи лет. Историки решили, что на табличке — схема настройки музыкального инструмента (лиры) и ритм. В 2000 году коллектив Ensemble De Organographia записал возможное звучание гимна Липит-Иштар:

The World's Oldest Surviving Music from circa 1950 BC

Первый обрывок мелодии: хурритские гимны

Первый письменный источник с записью мелодии датируется пятьюстами годами позднее шумерского гимна: это знаменитый клинописный текст с 29 глиняных табличек, найденных на территории современной Сирии при раскопках древнего города Угарита. На табличках были выведены тексты хурритских гимнов — обрядовых песен с обращениями к богам — и запись мелодии, их сопровождавшей. Возраст угаритских табличек оценивается почти в 3,5 тысячи лет.

О том, как мелодия звучала, учёные спорят до сих пор, сходясь только на том, что жители Угарита пользовались системой из семи нот (диатоникой). Вот одна из версий:

The Oldest Known Melody (Hurrian Hymn no.6 - c.1400 B.C.)

Текст гимна можно перевести так:

С тех пор, как я возлюбил богиню, она возлюбила меня в своём сердце,

Моя жертва полностью искупит мои грехи

Кунжутное масло, что я подношу с трепетом…

Бесплодные принесут потомство

Жена принесёт детей для мужа

Пусть та, у которой не было детей, понесёт.

Вот одна из версий в исполнении реконструктора древних инструментов и музыки Майкла Леви (Michael Levi).

Пока живёшь, ликуй,

Не чувствуй никаких страданий.

И время берёт своё.

Считается, что и текст, и мелодия не были написаны как эпитафия; на самом деле призыв веселиться — это фрагмент древнегреческой застольной песни, или сколикона. Современник может усмотреть иронию в том, чтобы помещать на надгробие песню, которую поют на пиру.

Поскольку прочесть и сыграть эпитафию Сейкилоса оказалось легко, её играют уже больше сотни лет; тело нашли в 1883 году, и почти сразу попробовали дать голос музыке, которая не звучала уже две тысячи двести лет. Одна из версий:

Seikilos Epitaph - Song of Seikilos - Σείκιλος (Reconstructed Ancient Greek)

Этци — самая старая европейская мумия; тело мужчины, 5800 лет пролежавшее в альпийском снегу, обнаружили в 1991 году. Обстоятельства его смерти до сих пор спорны — не то Этци был убит, не то просто замёрз. Перед смертью Этци обхватил шею рукой, что затруднило доступ исследователей к его горлу, но в конце концов им удалось получить томограммы речевого тракта мумии и на их основе создать компьютерную модель.

Заставив связки и виртуальную гортань колебаться на разные лады, учёные воссоздали голос человека каменного века. Пока он произносит только итальянские гласные, но позднее учёные обещают смоделировать и звучание согласных. Судя по реконструкции, голос у Этци был низкий и густой.

В европейской культуре есть три письменных источника, таких же важных для истории музыки, как берестяные грамоты — для истории древнерусской повседневности. Это первая запись музыки как таковая (Шумер), первый фрагмент мелодии (Угарит) и первое полностью дошедшее до нас музыкальное произведение (Греция).

Музыка древних: что слушали в Шумере и Древней Греции

Более того, идея слушать звуки которые издают другие люди, видимо, принадлежит к одним из самых древних изобретений человечества. Музыка в той или иной форме развилась независимо в человеческих популяциях всех континентов; есть своя и у австралийских аборигенов, и у североамериканских индейцев; до сих пор не опровергнуто предположение о том, что музыка существовала уже тогда, когда первые люди современного типа вышли из Африку и начали завоёвывать европейские и азиатские территории.

Первая запись музыки: гимн Липит-Иштар

Первый письменный источник с музыкальной нотацией, то есть с музыкой, записанной знаками — это клинописная табличка с записью гимна Липит-Иштару, правителю Шумера и Аккада. Табличку датировали 1950 годом до н.э., ей почти четыре тысячи лет. Историки решили, что на табличке — схема настройки музыкального инструмента (лиры) и ритм. В 2000 году коллектив Ensemble De Organographia записал возможное звучание гимна Липит-Иштар:

Нажми и смотри

Первый обрывок мелодии: хурритские гимны

Первый письменный источник с записью мелодии датируется пятьюстами годами позднее шумерского гимна: это знаменитый клинописный текст с 29 глиняных табличек, найденных на территории современной Сирии при раскопках древнего города Угарита. На табличках были выведены тексты хурритских гимнов — обрядовых песен с обращениями к богам — и запись мелодии, их сопровождавшей. Возраст угаритских табличек оценивается почти в 3,5 тысячи лет.

О том, как мелодия звучала, учёные спорят до сих пор, сходясь только на том, что жители Угарита пользовались системой из семи нот (диатоникой). Вот одна из версий:

Нажми и смотри

Текст гимна можно перевести так:

С тех пор, как я возлюбил богиню, она возлюбила меня в своём сердце,

Моя жертва полностью искупит мои грехи

Кунжутное масло, что я подношу с трепетом.

Бесплодные принесут потомство

Жена принесёт детей для мужа

Пусть та, у которой не было детей, понесёт.

Вот одна из версий в исполнении реконструктора древних инструментов и музыки Майкла Леви (Michael Levi).

Нажми и смотри

Первая полная мелодия: эпитафия Сейкилоса

Буквы, означающие ноты, были выбиты 2000 лет назад на мраморе стелы, украшавшей место захоронения. Сопроводительный текст отличался краткостью: "Я есмь портрет в камне. Я помещён сюда Сейкилосом, и останусь здесь навсегда, как символ неувядаемой памяти". Слова самой эпитафии можно перевести так:

Пока живёшь, ликуй,

Не чувствуй никаких страданий.

И время берёт своё.

Считается, что и текст, и мелодия не были написаны как эпитафия; на самом деле призыв веселиться — это фрагмент древнегреческой застольной песни, или сколикона. Современник может усмотреть иронию в том, чтобы помещать на надгробие песню, которую поют на пиру.

Поскольку прочесть и сыграть эпитафию Сейкилоса оказалось легко, её играют уже больше сотни лет; тело нашли в 1883 году, и почти сразу попробовали дать голос музыке, которая не звучала уже две тысячи двести лет. Одна из версий:

Нажми и смотри

Голос безмолвия: говорящая мумия

Этци — самая старая европейская мумия; тело мужчины, 5800 лет пролежавшее в альпийском снегу, обнаружили в 1991 году. Обстоятельства его смерти до сих пор спорны — не то Этци был убит, не то просто замёрз. Перед смертью Этци обхватил шею рукой, что затруднило доступ исследователей к его горлу, но в конце концов им удалось получить томограммы речевого тракта мумии и на их основе создать компьютерную модель.

Заставив связки и виртуальную гортань колебаться на разные лады, учёные воссоздали голос человека каменного века. Пока он произносит только итальянские гласные, но позднее учёные обещают смоделировать и звучание согласных. Судя по реконструкции, голос у Этци был низкий и густой.

Несколько лет назад появилась сенсационная новость: "Расшифрована древнейшая записанная мелодия".

Что же было расшифровано?

В 50-х годах XX века при раскопках древнего города Угарита археологи нашли странные таблички. Часть текста на них была словами песен, хотя точного и однозначного прочтения этих слов пока нет — есть только версии. Но другая часть текста (на приведённой табличке она отчёркнута двойной линией), по всей видимости, представляла собой указания для музыканта.

С тех пор эти указания не раз пытались понять. Исследователи искали закономерности и предлагали свои версии расшифровки.

В 1971 г. — Дэвид Уэлстон.

В 1974 г. — Анна Килмер.

В 1976 г. (и ещё раз — в 1982 г.) — Марсель Дюшан-Гильомен.

В 1977 г. — Ханс-Йохен Тиль.

В 1982 г. — Рауль Витале.

В 1993 г. — Мартин Личфилд Уэст.

В 1998 г. — Ричард Дамбрилл.

В 2000 г. — Тео Криспийн.

И это ещё не полный список!

На самом деле исполнений гораздо больше. Но они не настолько обаятельны, как версия Леви, и не настолько легко слушаются.

Вот, скажем, исполнение версии Криспийна.

А это — прочтение от Мартина Уэста. И всё это — одна и та же пьеса, гимн богине Никкаль или, как его ещё называют, гимн №6.

Раз версии различаются настолько сильно и нет весомых аргументов в пользу какой-то одной из них. видимо, всё-таки есть большие проблемы с расшифровкой.

Что записано на этих табличках и почему их так трудно прочитать?

За пятьдесят лет, прошедших с момента опубликования табличек, наука шагнула вперёд. Хурритский язык стал понятнее, и слова гимна Никкаль смогли разобрать. По всей видимости, этот гимн — молитва бесплодной женщины.

А что с музыкой?

Доисторическая музыкальная теория

Первые исследования табличек привели к поразительному выводу: у шумеров была семизвучная гамма и семь диатонических ладов. Это крайне странно! В Древней Греции, тысячу лет спустя, гамму мыслили четырёхзвучной, а до семи звуков она "доросла" гораздо позже. И в Древнем Шумере гамма была семизвучной?

Споры продолжались много лет.

Все эти годы археологи и лингвисты продолжали работу. Появлялись новые таблички, читались тексты с них. Сейчас известны названия струн для шумерской девятиструнной лиры, и названия музыкальных интервалов между ними.

Струны называются так:

Аккадский язык — Перевод

qud-mu-u[m — "передняя струна"

šá-mu-šu-um — "следующая струна"

šá-al-šu qa-a[t-nu — "третья" или "тонкая струна"

a-ba-nu-[ú — "четвёртая" или "малая струна". Ещё она называется "струна, сотворённая Эа" (Эа — шумерский бог мудрости, один из трёх величайших богов)

ĥa-am-[šu — "пятая струна"

ri-bi úĥ-ri-im — "четвёртая задняя струна"

šal-ši úĥ-ri-im — "третья задняя струна"

ši-ni úĥ-ri-im — "вторая задняя струна"

úĥ-ru-um — "задняя струна"

Передняя струна — ближайшая к морде зверя, украшавшей лиру.

Из перечисления струн видно, что в гамме не семь звуков, а пять, и они отсчитываются от краёв к центру. Пять — это всё равно больше греческих четырёх, но не настолько удивительно и неправдоподобно, как семь. Кроме того, есть предположение, что это уже не первый этап развития музыкальной системы; пять звуков сложены из двух троек, так же, как девять звуков — из двух пятёрок.

А вот представление о ряде струн как о двусторонне-симметричном на самом деле ещё поразительней. Ведь это восточноафриканское расположение звуков, как у калимбы и коры ! Учитывая, что человек разумный возник именно в Восточной Африке, а музыка неотделима от разумности. Что, если подобное расположение звуков — не региональная специфика Африки, а реликт, музыкальное "живое ископаемое"?

Кстати, в Древней Греции струны лиры тоже имели свои собственные имена: лихана, гипата, меса, трита, нета. Много позже имена "отделились" от струн и стали названиями ступеней лада, и ещё позже их заменили названиями нот.

Музыкальные интервалы в Шумере назывались так: nīš tuĥri, išartu, embūbu, nīd qabli, qablītu. и так далее. Поскольку нот как таковых ещё не было, а были только названия струн, то и интервал в Шумере — это расстояние между звуками струн, а не между нотами. Как перевести эти названия в понятные нам октавы, секунды и терции — в точности неизвестно. Об этом учёные спорили и предлагали различные расшифровки. Например, qablītu переводится как "не чистый", то есть это какой-то диссонирующий интервал. Но диссонирующих интервалов много.

Кроме того, шумерская музыкальная теория знала лады .

Лад — сложное музыкальное понятие. Лад получается там, где есть определённый ряд звуков и определённые роли, которые выполняют эти звуки. Так, тональность — это разновидность лада, в которой есть роли тоники, субдоминанты и доминанты. Тональность до-мажор — это звуки до-ре-ми-фа-соль-ля-си, где есть роли тоники для до. и так далее.

Про роли звуков в шумерской системе мы пока ничего не знаем. Хотя вспомним, что среди струн выделяется одна, "сотворённая Эа", а не просто задняя или передняя. Наверняка звук этой струны играл особую роль. Звуковой состав ладов известен. Например, был лад išartum, звуки которого совпадали со звуками мажора (но это не делало лад ишартум мажором! потому что тоники с доминантой в нём, конечно, не было).

В 2006 г. появилась глиняная табличка под кодом CBS 1766. На ней было странное и нетипичное изображение — семиконечная звезда, а рядом — названия струн.

Читайте также: