Может ли россия играть роль мирового полицейского доклад

Обновлено: 28.06.2024

ПАРИЖ, 12 ноября. /ТАСС/. Позиция в отношении России как "мирового полицейского" Ближнего Востока является исключительно изобретением Запада, она не имеет никакого отношения к реальности. Об этом заявил во вторник глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая на российской сессии Парижского форума мира.

В ходе дискуссии модератор панели попросила Лаврова прокомментировать заявления о том, что Россия стала "шерифом Ближнего Востока". "Знаете, такая позиция по поводу России как мирового полицейского - это исключительно западное изобретение, - отметил российский министр. - Эта логика не может применяться к тому, что мы наблюдаем в Сирии".

В этой связи глава МИД РФ напомнил, что сирийских кризис начался с преступлений, совершенных на Ближнем Востоке именно странами Запада. "Можете вспомнить эпизод, когда [экс-президент США] Джордж Буш-младший заявил о победе демократии в Ираке? Посмотрите, что там сейчас происходит, - обратил внимание он. - После вторжения [в Ирак] в 2003 году была основана ИГ (запрещенная в РФ террористическая группировка) и Абу Бакр аль-Багдади бежал из американской тюрьмы, став одним из руководителей халифата. Таким образом агрессия против Ливии создала несколько волн террористической активности в Африке, а также нелегальной миграции в Европу".

"И когда правительство Сирии было практически свергнуто террористами и президент Сирии [Башар] Асад попросил нас помочь, мы, конечно, помогли, - указал Лавров. - И мне кажется, что мы сделали правильное решение. Ведь кроме Идлиба и нескольких частей Евфрата террористы потеряли контроль над этой страной, и сейчас в Сирии правит правительство".

Отвечая на дополнительный вопрос о том, можно ли таким образом во всем винить Запад, глава МИД России с иронией сказал: "Конечно, нет! Только в его собственных ошибках".

Расширение СБ ООН

Расширение представленности Запада в Совете Безопасности ООН не даст никакой добавленной стоимости, заявил Лавров.

"Главный недостаток СБ ООН - это недопредставленность развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, - отметил он. - Эту проблему необходимо решать. Расширение представленности Запада нам не поможет, оно не даст никакой добавленной стоимости. Тем более что в любой конфигурации СБ ООН у Запада всегда есть, по крайней мере, одна треть голосов".

В этой связи глава МИД РФ обратил внимание на то, что в рамках "Большой двадцатки", созданной в свое время для обсуждения экономических вопросов, развивающиеся страны все чаще обращаются к вопросам политическим. "В определенном смысле это компенсирует отсутствие реформы СБ ООН. Но это не значит, что мы должны об этой реформе забывать", - добавил Лавров.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

География 10 класс Влияние международных отношений на политическую карту мира

Описание презентации по отдельным слайдам:

География 10 класс Влияние международных отношений на политическую карту мира

География
10 класс

Влияние международных отношений на политическую карту мира

Цели урока:рассмотреть влияние международных отношений на политическую карту;.

Цели урока:
рассмотреть влияние международных отношений на политическую карту;
познакомиться с международными организациями

1.Формирование политической карты мира Политическая география - наука о те.

1.Формирование политической
карты мира

Политическая география - наука о территориальной дифференциации политических явлений и про­цессов.

Геополитика – основное направление политической географии, главной задачей ко.

Геополитика – основное направление политической географии, главной задачей которой является исследование географии междуна­родных отношений, расстановки сил между великими державами.

Этапы формирования политической карты мира: 1. Древний (до 5 в. н.э.) - в.

Этапы формирования
политической карты мира:

1. Древний (до 5 в. н.э.) - в этот период возникли и исчезли такие государства как Древняя Греция, Древний Египет, Вавилон, Финикия.

2. Средневековый (5-16 вв.) - этот период связан с феодализмом. Характерной ч.

2. Средневековый (5-16 вв.) - этот период связан с феодализмом. Характерной чертой периода стали захваты соседних территорий другими государствами, формирование рынка.

3. Новый (16 – 19вв.) – формирование колониальной империи. 4. Новейший (перва.

3. Новый (16 – 19вв.) – формирование колониальной империи.
4. Новейший (первая половина 20в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы.
5. Современный (вторая половина 20-начало 21 в)

2. Политическая карта мира после Второй мировой войны-Подумайте, какие важные.

2. Политическая карта мира после Второй мировой войны
-Подумайте, какие важные процессы нашли отражение на политической карте мира после Второй мировой войны?

образование социалистических государств: Польша, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Албания, Югославия, Болгария; в Азии - КНР, КНДР; в Латинской Америке –Куба
Польша
Венгрия
КНДР
(Северная Корея)
Куба

- крушение колониальной системы и появление независимых государств, главным о.

- крушение колониальной системы и появление независимых государств, главным образом в Азии (40-50-е годы 20 в.), Африке (60-70-е годы 20в.), Латинской Америке.

-Возникла Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация, с.

-Возникла Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

- возникли многочисленные военно-политические союзы: Организация Североатлант.

- возникли многочисленные военно-политические союзы: Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация Варшавского договора (ОВД). Произошло разделение стран на два лагеря.

Вопрос: что вам известно о военно-политическом блоке НАТО? Задание. Сравните.

Вопрос: что вам известно о военно-политическом блоке НАТО?
Задание. Сравните свой ответ с ответом в учебнике стр.

Страны НАТОСША, Канада, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Норвегия.

Страны НАТО
США,
Канада,
ФРГ,
Великобритания,
Франция,
Италия,
Норвегия,
Исландия,
Дания,
Бельгия,

Нидерланды,
Люксембург,
Испания,
Португалия,
Греция,
Турцию,
Польша,
Чехия,
Венгрия,
Словаки,

Румыния,
Болгари,
Словени,
Латвия,
Литва,
Эстония,
Албания,
Македония

4 апреля 1949 г. США, Великобритания, Франция, Бельгия, Дания, Исландия, Итал.

4 апреля 1949 г. США, Великобритания, Франция, Бельгия, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия и Португалия создали Организацию Североатлантического договора — НАТО.
Организация НАТО
США
Канада
Великобритания
Исландия
Норвегия
Франция
Нидерланды
Бельгия
ФРГ
Португалия
Люксембург
Дания
Италия
Вступлении ФРГ в НАТО принято
осенью 1954 г.

Вар­шав­ский до­го­вор (До­го­вор о друж­бе, со­труд­ни­че­стве и вза­им­ной.

Вар­шав­ский до­го­вор (До­го­вор о друж­бе, со­труд­ни­че­стве и вза­им­ной по­мо­щи) от 14 мая 1955 года — до­ку­мент, офор­мив­ший со­зда­ние во­ен­но­го союза ев­ро­пей­ских со­ци­а­ли­сти­че­ских го­су­дарств при ве­ду­щей роли Со­вет­ско­го Союза — Ор­га­ни­за­ции Вар­шав­ско­го до­го­во­ра (ОВД) и за­кре­пив­ший дву­по­ляр­ность мира на 34 года.

14 мая 1955 г. было объявлено о создании Организации Варшавского договора (ОВ.

14 мая 1955 г. было объявлено о создании Организации Варшавского договора (ОВД), куда вошли СССР, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.
Организация Варшавского Договора
СССР
Албания
Болгария
Венгрия
Румыния
ГДР
Польша
Чехословакия
Органами экономического сотрудничества двух групп государств стали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).
Европейское экономическое сообщество западноевропейских государств основано в марте 1957 г. шестью странами.

Вопрос: подумайте, почему Россия против расширения НАТО на восток?

Вопрос: подумайте, почему Россия против расширения НАТО на восток?

3. Современный этап международных отношений Вопрос: что же собой представляю.

3. Современный этап международных отношений

Вопрос: что же собой представляют международные отношения?

Международные отношения – это совокупность разнообразных связей, устанавливаемых между различными народами и странами мира.

Изменения политической карты мира (вторая половина 80 гг XXв.)-объ­еди­не­ние.

Изменения политической карты мира (вторая половина 80 гг XXв.)
-объ­еди­не­ние Гер­ма­нии,
- рас­пад СССР и об­ра­зо­ва­ние СНГ,
-рас­пад Вар­шав­ско­го до­го­во­ра,
-рас­пад Че­хо­сло­ва­кии,
- Юго­сла­вии и по­сле­ду­ю­щие со­бы­тия.

В настоящее время в международных отношениях стали наблюдаться новые попытки.

В настоящее время в международных отношениях стали наблюдаться новые попытки передела мира.

Два основные типа международных отношенийСоперничество СотрудничествоВопрос.

Два основные типа международных отношений
Соперничество
Сотрудничество
Вопрос: Подумайте, над примерами стран, которые соперничают и которые сотрудничают.

Международные организации– региональные организации, такие как Ассоциация Гос.

Международные организации
– региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лига Арабских Государств (ЛАГ)

– организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Межд.

– организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;

– профессиональные организации: Международная Организация Криминальной Полици.

– профессиональные организации: Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ)

– организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский Комитет.

– организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО)

– военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО); – М.

– военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО);
– Международный Красный Крест (МКК) – организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий

– экологические организации: Гринпис

– экологические организации: Гринпис

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет
Организация Объединенных Наций (ООН).

Вопрос: подумайте, какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

4. Современные вопросы международной политики Неразрешенные вопросы междунар.

4. Современные вопросы международной политики

Неразрешенные вопросы международных отношений:
1. Меж­ду­на­род­ный тер­ро­ризм (груп­пи­ров­ки исламские ИГИЛ, Аль-Ка­и­да, Хез­бол­ла, Хамас и др.)
2. Ре­ги­о­наль­ные и ло­каль­ные кон­флик­ты
3. Борь­ба за нерас­про­стра­не­ние ядер­но­го ору­жия.

 Ре­ги­о­наль­ные и ло­каль­ные кон­флик­тыВопрос: Какова роль России в ур.

Ре­ги­о­наль­ные и ло­каль­ные кон­флик­ты
Вопрос: Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов?
Может ли Россия играть роль мирового полицейского?


Закрепление1. Представьте, что от вас зависит мир на планете. Для сохранения.

Закрепление
1. Представьте, что от вас зависит мир на планете. Для сохранения мира необходимо решение особо важных вопросов. Какие вопросы со­временных международных отношений вы бы решили в первую очередь? Какие пути решения вы видите?
2. Возможна ли в XXI веке третья мировая война?

Домашнее задание:1. Тема 1 §2, повторить определения, учить НАТО, ЕС

Домашнее задание:
1. Тема 1 §2,
повторить определения,
учить НАТО, ЕС

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 516 материалов в базе

Материал подходит для УМК

2. Мы характеризуем влияние международных отношений на политическую карту мира

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.01.2021 1362
  • PPTX 27.9 мбайт
  • 279 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Олейник Екатерина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Руководитель Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин заявил на днях в Минске о предотвращении в Белоруссии государственного переворота. Он не досказал, но всем ясно: удержаться у власти белорусскому лидеру Александру Лукашенко помогла Россия.

На самом деле Сергей Нарышкин сказал не то и не так.

На пресс-конференции в Минске после встречи с Александром Лукашенко и заседания коллегии спецслужб России и Белоруссии он выразился гораздо более обтекаемо. Глава СВР всего лишь отметил, что наблюдается попытка изменить политическую власть в этой стране. Причём под очевидным влиянием извне. И это влияние осуществляют США.

Но это просто вежливая фигура речи

По имеющейся в СВР информации, в нынешних событиях в Белоруссии США играют ключевую роль. Хотя в публичном пространстве Вашингтон пытается держаться в тени, после начала массовых уличных выступлений американцы кратно нарастили финансирование белорусских антиправительственных сил. Его объёмы исчисляются десятками миллионов долларов,

– приводит агентство ТАСС заявление Нарышкина. При этом протестные акции с самого начала "носят хорошо организованный характер и координируются из-за рубежа".

Далее картина, описанная главой СВР, представляется совершенно прозрачной.

Задолго до выборов,

в 2019 году и начале 2020 года США по линии различных НПО (неправительственных организаций) направили на организацию антиправительственных выступлений порядка $20 млн. На эти деньги "независимые блогеры" и "наиболее перспективные" активисты "проходили обучение за рубежом, в частности, в Польше, Литве и на Украине, где с ними занимались опытные американские инструкторы по "ненасильственным" протестам.

Таким образом, за присущими разведке сухими оборотами речи можно однозначно увидеть то, что за всем этим стоит, если говорить обычным языком, без вежливых речевых оборотов. А именно: США заранее готовили в Белоруссии государственный переворот. То есть Лукашенко был обречён изначально, даже если бы выборы были прозрачны до кристальной чистоты. Антиправительственная оппозиция в любом случае должна была выступить с их опротестованием. Голосом улицы. После чего Лукашенко должен был бы уйти – по образу и подобию беглого украинского президента Виктора Януковича в феврале 2014 года.


Лукашенко был обречён изначально, даже если бы выборы были прозрачны до кристальной чистоты. Фото: Thibault Savary/Global Look Press/Keystone Press Agency

Расчёт был верен. Лукашенко к тому времени успел побить довольно много горшков в отношениях с Россией. А уж провокация с арестованными русскими чоповцами выходила за всякие рамки – даже если здесь белорусского президента подставили собственные спецслужбы. И в Вашингтоне полагали, что Москва за разнуздавшегося "батьку" не вступится.

Москва не дала свершиться государственному перевороту в союзной стране.

И это – относительно новая роль Москвы

Если посчитать и разобраться, то после 2014 года Россия не позволила свершиться ни одному госперевороту на тех территориях, которые были ей реально интересны или нужны.

Кое-кто попрекает российское руководство в том, что, мол, "проиграли" на киевском майдане, "потеряли" Украину. На деле вопрос надо ставить иначе: а не хотела ли Москва. именно что проиграть на майдане? Если посчитать чисто экономически – Украина, разграбленная собственными политиками и олигархами, была к тому времени для Кремля чемоданом без ручки. Требующим постоянного внимания, финансовых вливаний, политических уступок и по сути бесполезным. Но и бросить который было нельзя, ибо – Крым. Либо наш, либо американский. И газовый транзит, уже давно ставший инструментом содержания Украины Россиею. Но который тоже нельзя было прекратить, покамест не закончен альтернативный транзитный коридор по дну Балтики.

Результат? Нацистскому государственному перевороту Россия не дала ходу в Крыму, заодно лишив американцев перспектив надёжного контроля над Чёрным морем с запиранием русского флота в куцей акватории между Новороссийском и Туапсе. А в Киеве – дала. И теперь содержание Украины оплачивает Запад, а его потуги прикрыть "Северный поток–2" лишь отдаляют, но не пресекают ситуацию, когда транзит русского газа в Европу по украинской территории станет ненужным. Впрочем, это вопрос, конечно же, дискуссионный.

Дальше – больше

В 2015 году военная помощь России режиму Башара Асада в Сирии удержала того от падения. То есть тоже ликвидировала там уже во все клыки ощерившуюся перспективу государственного переворота.

То, что сирийские события редко сравнивают с госпереворотом, а куда чаще величают войной, не совсем верно. Гражданскую войну развязали в качестве главного политического фактора после ряда попыток сбросить Асада с его поста – и со стороны ряда политиков, и со стороны некоторых армейских руководителей, и даже со стороны его родственников. Сторонним наблюдателям мешает увидеть это некоторая размытость этих попыток во времени и слабое знание Востока. Но если ситуацию рассматривать в комплексе, то все её элементы укладываются в единый смысловой ряд – и измены, и бунты по регионам, и формирование религиозных, племенных и местных ополчений, а в конечном итоге – поход их всех на Дамаск.

Но – вновь вмешалась Москва. Задействовав минимум собственных сил, она укрепила режим, уничтожив наиболее агрессивных и угрожающих ему противников. Затем помогла ему консолидироваться политически, присоветовав сирийскому лидеру определённые действия в этом направлении. Одновременно русские советники сколотили из аморфной, деморализованной, обладающей всеми недостатками типичной арабской и фактически разбитой армии правительства достаточно боеспособную боевую силу. Всю территорию Сирии Россия освободить не помогла – ну, так она и не подряжалась решать все проблемы Асада. Она ликвидировала главную проблему для себя: через территорию Сирии не потянутся конкурирующие газопроводы в Европу. Ни из Кувейта, с одной стороны, ни из Ирана, с другой. Причём последнее обеспечивается вообще руками США.

И хотя нам Турции немного жаль…

Красивая операция была разыграна в Турции и с Турцией. Это страна имела и имеет ключевое – в прямом смысле – значение для "Сирийского транзита". То есть для снабжения и собственной группировки войск в Сирии, и местного союзника через Проливы. На этом, кстати, решили сыграть американцы, одним переворотом ставя Россию в крайне сложное положение. Потому что проамериканская хунта могла бы запросто перекрыть путь для русских кораблей через Проливы, что выводило бы и русских, и турок на положение начала XIX века, к ситуации Крымской или Первой мировой войн. Обеим странам пришлось бы принимать неприятные и для себя же крайне невыгодные действия, пахнущие войною, а Вашингтон, весь в белом, потирал бы руки.

Но вновь, несмотря на очень острые трения, ситуация была очень похожа на то, что происходило позднее перед попыткой путча в Белоруссии (не одна ли технология?), – Россия предупредила турецкого лидера Эрдогана об опасности. Более того – как сообщал в то время Царьград, опираясь на надёжные источники, Москва спасла ему жизнь, выведя из-под прямого вооружённого удара проамериканских путчистов.

Проще говоря, президента Эрдогана вывезли из отеля, где он отдыхал с семьёю, до того, как тот подвергся штурму, и доставили в Анкару, где он смог взять бразды правления в свои руки и погасить путч.

Всё ли стало хорошо? Нет, проблемы с Турцией у Москвы имеются. Но зато не стало совсем плохо.

Ну и, наконец, последнее по времени событие из того же ряда. В Венесуэле спикер парламента Хуан Гуайдо, опять-таки опираясь – вернее, повинуясь – США, объявил себя временным главой государства вместо законного президента Николаса Мадуро. Вашингтон его тут же признал, потребовал от Мадуро не допустить силовых действий, а вся свора американской клиентелы по миру полностью поддержала путч.

Отчасти выступление было продиктовано объективными причинами: правительство социалистов в Каракасе действительно довело страну до брожения своими социалистическими экспериментами в духе нашего Никиты Хрущёва. Но это не отменяло того факта, что Венесуэла за ряд лет до этих событий официально и с радостью перешла под патронат России. И у России там образовались очень перспективные как экономические, так и стратегические проекты. А потому в Венесуэлу был отправлен – кстати, вместе с китайцами, что говорит уже о стратегии следующего порядка – десант из специалистов. По нефтедобыче и, кажется, сельскому хозяйству. В общем, Гуайдо после этого ещё побегал по миру, покричал себя главой государства, но потихонечку спёкся. И теперь даже суды Англии возвращают Венесуэле арестованные было её деньги.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Почему Россия против расширения НАТО на восток?

3. Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

5. Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

2. Почему Россия против расширения НАТО на восток?

3. Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

5. Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

2. Почему Россия против расширения НАТО на восток?

3. Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

5. Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

2. Почему Россия против расширения НАТО на восток?

3. Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

5. Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

2. Почему Россия против расширения НАТО на восток?

3. Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

5. Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

Тема: Влияние международных отношений на политическую карту мира

Цели: показать влияние международных отношений на политичес­кую карту мира; научить учащихся давать опенку политико-географи­ческого положения страны; формировать умение вести дискуссию; дать знания о политической географии и геополитике.

Оборудование: политическая карта мира, материалы газет и журналов, атласы, учебник.

Тип урока: урок-диалог.

I.Организационный момент

Учитель проверяет готовность к уроку и отмечает отсутствующих

II. Проверка домашнего задания (опрос)

Географический тест (см. приложение).

Желательно, чтобы листы с вопросами лежали на каждом столе.

Ответы: 1 - б); 2 — в); 3 - а); 4 - в); 5 — г); 6 — в); 7 — а); 8 - г); 9 - а); 10 - в); 11 - 1 в), 26), Зд), 4а), 5г); 12 - а), г); 13 - б), г); 14 — в), г).

III. Изучение нового материала

Беседа с учащимися

Международные отношения и их влияние на политическую карту мира.

2. Почему Россия против расширения НАТО на восток?

3. Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

5. Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

6. Международные отношения могут развиваться от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству. Приведите примеры развития меж­дународных отношений в такой последовательности.

7. Представьте, что от вас зависит мир на планете. Для сохранения мира необходимо решение особо важных вопросов. Какие вопросы со­временных международных отношений вы бы решили в первую очередь? Какие пути решения вы видите?

8. Возможна ли в XXI веке третья мировая война?

В результате обсуждения этих вопросов учащиеся должны прийти к выводам о том, что международная напряженность сейчас пошла на убыль, но еще не все проблемы решены. Так существуют региональные конф­ликты, многие страны имеют ядерное оружие, расширяется блок НАТО, непредсказуем международный терроризм. Необходимо разработать но­вую международную систему безопасности, основанную на коллегиаль­ном, а не на блоковом подходе.

Расстановка политических сил на мировой арене в конце XX века

1. Быстрое развитие многих азиатских, латиноамериканских и европейских государств. Укрепление международных позиций Китая. Китай — страна—ги­гант по численности населения (1 млрд 300 млн человек) Китай уступает по ВВП только США и Японии. По расчетам международных экспертов Китай к 2015 году выйдет на 1 место в мире по ВВП. Китай занимает 1 место в мире по добыче каменного угля, производству стали, минеральных удобрений, цемента, тканей, телевизоров и т.п. Китай собрал рекордный урожай зерна (риса) - 1 место в мире. В ночь на 1 июля 1997 г. окончился срок аренды (99 лет) Сянгана (Гонконг) Великобританией, в результате Сянган стал административным районом Китая. Стоимость экспорта Сянгана выше, чем всей Латинской Америки.

2. Падают мировые экономические и социальные показатели России. Если ВВП России в годы войны 1941-45 гг. упал на 21%, то за 1992-95 гг. ВВП упал больше чем на 28%. По объёму ВВП Россия уступает Китаю в 6 раз, Италии - более чем в 3 раза. В мире резко понизились политический престиж и авторитет России в международных делах.

3. Военное и политическое влияние США распространилось на большую часть земного шара. Сферами жизненно важных интересов США объявлены страны За­падной Европы, Япония, Ближний Восток, Восточная Европа, Закавказье, Па­кистан, Юго-Восточная Азия.

4. Возросла роль Германии в Европе, в ЕС, в НАТО.

5. Укрепились позиции Великобритании и британского Содружества (в со­ставе его 51 страна).

6. Ослабили позиции в мировой экономике развивающиеся страны. Некото­рые из них истощены многочисленными военными конфликтами. Среди этих стран особо выделяются своей военной силой и экономическим потенциалом Бразилия и Индия.

7. Обостряется политическая и социально-экономическая ситуация в Африке. За последние годы там наблюдаются высокие темпы прироста населения (более

1 % за год) и снижение стоимости валового продукта на душу населения.

Дополнительный материал о НАТО

Россия имеет свои веские доводы. Наша страна предприняла беспрецедентные в истории шаги навстречу Западу, чтобы уйти от конфронтации с ним. Была рас­пущена организация Варшавского Договора, не существует Советского Союза. Россия оказалась значительно ослабленной и экономически и в военном отноше­нии. Не принимает Россия и продвижение НАТО на Восток в связи с приёмом новых членов. Стали членами НАТО: Польша, Венгрия, Чехия, Латвия, Литва, Эстония.

Проблема предотвращения региональных конфликтов. Больше всего территориально-пограничных конфликтов происходит в Азии. Это противоречия между Индией и Китаем из-за границы в Гималаях, между Индией и Пакистаном из-за штата Джамму и Кашмир, между Ираком и Ираном, Ираком и Кувейтом, Кип­ром и Турцией, Китаем и Тайванем, между Россией и Японией из-за Курильских островов. В Африке конфликты между Сомали и Эфиопией, Марокко и Алжи­ром, Марокко и Мавританией и т.д.

Конфликты на политико-религиозно-этнической основе в 90-х годах охва­тили и Европу (Бывшая Югославия, Испания, Бельгия, Ольстер в Великобрита­нии), и Азию (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Ливан, Ирак, Камбоджа, Ин­донезия и др.), и Африку ( ЮАР, Судан, Сомали, Руанда, Бурунди и др.), и страны СНГ (Россия, Армения, Азербайджан, Украина, Грузия, Киргизия, Тад­жикистан и др.). В 90-х годах удалось добиться прогресса в решении конфликта между Израилем и Организацией освобождения Палестины, в результате чего создана палестинская автономия, которой были переданы несколько городов на берегу реки Иордан и сектора Газа. Ликвидирован расистский режим апартеида в ЮАР. Важную роль в урегулировании конфликтов играет ООН, которая играет роль посредника в разрешении спорных вопросов в бывшей Югославии, на Кип­ре, на Ближнем Востоке, В Камбодже, Анголе, Мозамбике, Сальвадоре и др.

В урегулировании некоторых конфликтов значительна роль великих держав, в особенности США и России.

Читайте также: