Мотивы ранней лирики маяковского доклад

Обновлено: 02.07.2024

Жилы и мускулы — молитв верней.
Нам ли вымаливать милостей времени!
Мы -
каждый —
держим в своей пятерне
миров приводные ремни!

Одним из новшеств, которое Маяковский активно использовал в своем поэтическом творчестве, была особая форма записи стихотворений - лесенкой. Подобная запись помогает передать на бумаге некоторые особенности звучания его стиха. Исследователи полагают, что здесь проявилась и связь поэтического творчества поэта с живописью. Известно, что Маяковский занимался в художественных студиях, а также в Училище живописи, ваяния и зодчества, откуда был отчислен за участие в скандальных выходках поэтов-футуристов.

Связь с живописью проявилась и в характерной образности лирики Маяковского. Повествование всегда предстает в виде зримой зарисовки, точнее, серии зарисовок, которые сменяют друг друга, как кадры кинохроники. По аналогии с живописью сформировалось и представление Маяковского о стихах как о зримом, добротно, пусть и грубо сработанном предмете:

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.

В ранней лирике Маяковского особенно сильно проявился нарочитый, хулиганский вызов обывательскому существованию, что типично для поэтов-футуристов. Грубая лексика (поэт не чуждается и неприличных слов), подчеркнуто фамильярное и презрительное обращение к аудитории — не удивительно, что подобные стихи производили отталкивающее, шокирующее впечатление:

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие, нажраться лучше как, —
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика.

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
Значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Нужно отметить, что в творчестве Маяковского любовные переживания героя показаны достаточно откровенно и натуралистично:

Я думал — ты всесильный божище,
А ты недоучка, крохотный божик.

В этих кощунственных словах звучит глубокое душевное страдание лирического героя, который переживает отсутствие взаимности в любви как глобальный крах, приводящий к разочарованию в Боге. Снова повторяется тема одиночества — и мир, и любимая, й даже Бог далеки от чаяний и стремлений лирического героя, безразличны к его терзаниям.

В.В. Маяковский начал свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху разрушения старого строя и созидания нового. Эти бурные исторические события не могли не отразиться в творчестве поэта.

Творчество поэта можно разделить на два этапа: дореволюционный (до 1917 года) и послереволюционный (после 1917 года).

Творческая судьба Маяковского сложна и противоречива. Он принял рожденную октябрьскую революцию 1917 г., более того – своим поэтическим творчеством самозабвенно служил ее укреплению. Тем не менее, к концу жизни у него обозначился конфликт с правящей идеологической системой, отнюдь не в последнюю очередь подтолкнувший его к выстрелу в себя.

Темы ранней лирики

Маяковский продолжает важнейшие традиции русской любовной и гражданско-публицистической лирики. Пейзажная лирика представлена в основном городским пейзажем индустриальной эпохи.

В целом поэт любит город, признает его научно-технические достижения, но порой город пугает поэта, вызывая в его воображении страшные образы. Так, уже одно название стихотворения “Адище города” шокирует читателя:

Адище города окна разбили

на крохотные, сосущие адки.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,

над самым ухом взрывая гудки.

По эхам города проносят шумы

На шепоте подошв и на громах колес,

А люди и лошади – это только грумы,

2. Тема неприятия действительности, поэт и толпа.

Какую же любовь отрицает поэт? Любовь, которую можно купить деньгами или роскошью. Вывод: любовь вообще невозможна в этом страшном мире, где всё продаётся и покупается. Рассматривая художественные особенности второй главы поэмы, следует обратить внимание на сравнение любви с пожаром: “Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца”. Сопоставление любви и пожара не ново в литературе, но у Маяковского оно приобретает особый характер. Образ горящего сердца постепенно теряет условность, превращается в величественную и страшную картину пожара.

П оэт не только обличает несправедливость, ложь, лицемерие существующего строя, но и зовёт к его уничтожению: “Долой ваш строй!” Как лозунг восстания против “жирных” — хозяев жизни — звучат слова: “Выше вздымайте, фонарные столбы, окровавленные туши лабазников!” Написанная накануне революции поэма предвосхищает её: “…в терновом венце революций грядёт шестнадцатый год”.

4. Тема революции, единения лирического героя с массами.

Тему революции можно раскрыть: советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого .

5. Тема поэта и поэзии.

Маяковский дает оценку своему творчеству, называя себя поэтом-горланом (“Во весь голос”), пишет, что работа поэта трудна и труд поэта родствен любому другому труду. Поэзия – это “острое и грозное оружие”. Она способна агитировать, поднимать на борьбу, заставлять трудиться. Но такая позиция поэта-главаря зачастую мешала поэту-лирику. Маяковский часто должен был “наступать на горло собственной песне”, и дар тонкого поэта-лирика все реже и реже звучал в его творчестве (“Неоконченное”, “Письмо Татьяне Яковлевой”).

6. Гражданская тема.

7. Антимещанская и антибюрократическая тема.

К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически показывают ее пороки. Стихотворение “Прозаседавшиеся” рисует гротескную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают, хотя на фоне того, что мы теперь знаем о деятельности тогдашних властей в России, эта их слабость выглядит довольно безобидно. В “Прозаседавшихся” читатель встречает “людей половины”, видит, как люди разрываются пополам, чтобы все успеть.

В стихотворении “О дряни” достаточно безобидные детали быта, вроде канарейки или самовара, приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале появляется традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщенное значение.

8. Тема сочувствия и доброты.

9. Тема будущего

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Исследовательская работа

Обидина Полина Юрьевна,

Российская Федерация, Ханты-Мансийский Автономный округ-Югра,

Научный руководитель: Харитонова А.Д.

Ясности нет. Обратимся к высказываниям самого поэта.

В то же время В. Маяковский идею словотворчества не ограничивал формалистическими задачами, у него встречаются и такие декларации: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства. Борьба наша за новые слова для России вызвана жизнью.

Значительность Маяковского "как художника состояла в том, что он наполнял эстетические принципы футуризма, носившие по содержанию абстрактно-бунтарский, а по поэтике - формалистический характер, глубоким жизненным, социальным смыслом.

Возьмем для начала одно из самых ранних стихотворений Маяковского «А вы могли бы? (1913). В нем демонстративно реализуется одна из главных деклараций футуризма: провозглашение новизны, необычности поэтического видения мира, видения, эпатирующего расхожий здравый смысл и общепринятые культурные нормы.

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

на флейте водосточных труб?

и в петле облака

Вспугнув копытом молитвы высей,

арканом в небе поймали бога

и, ощипавши с улыбкой крысьей,

глумясь, тащили сквозь щель порога

Лебеди шей колокольных,

гнитесь в силках проводов!

И все же центральное место среди образов раннего Маяковского, воплощающих главный конфликт действительности, принадлежит иному ряду. Этот ряд образован полярным противостоянием двух макрообразов, на одном полюсе макрообраз похоти, на другом макрообраз любви.

Лиф души расстегнули.

резок жгут муки.

И даже само наступление ночи, когда зажигаются фонари, выражается образом плотоядного, старого сластолюбца:

Этим образом; несущим в себе резко отрицательную экспрессию, завершаются сутки, замыкается бытийный круговорот закачивается первый микроцикл.

Не случайно в поэтическом мире, где правит похоть, нет личностей, нет лиц. Есть только особи - "мужчина" и "женщина":

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

Вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Так уже изначально Маяковский вскрывает в окружающем социальном быте и бытии то, что составляет его низменную сущность: это попрание самого святого, что есть в человеке и что освещает жизнь, - циничное попрание любви, замена ее грязной похотью. И в последующих произведениях раннего Маяковского образом, выражающим самую крайнюю бездуховность окружающей действительности, обличающим ее античеловечность, будет образ продажи любви, насилия, растления:

И тогда уже - скомкав фонарей одеяла

ночь излюбилась, похабна и пьяна,

а за солнцами улиц где-то ковыляла

никому не нужная, дряблая луна.

Улица провалилась, как нос сифилитика.

Река - сладострастье, растекшееся в слюни.

Отбросив белье до последнего листика,

Сады похабно развалились в июне.

Вспомнит толпа о половом вопросе.

Дальше больше оскудеет ум ее.

Здесь уже начинает формироваться образ лирического героя. Главное чувство, которым охвачен герой ранней лирики Маяковского, которое целиком поглощает его душу, это любовь ко всему сущему. Только это сущее он ассоциирует с понятиями кровного родства (жена, мама, сестра, дочь) :

Морей неведомых далеким пляжем

Моя любовница рыжеволосая.

крикливо тянется толпа созвездий пестрополосая.

а шлейфа млечный путь моргающим пажем

украшен мишурными блесками.

слов исступленных вонзаю кинжал

в неба распухшего мякоть:

Сжалься хоть ты и не мучай!

Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дальней,

клочьями порванной тучи

в выжженном небе

Так зарождается мотив мессианства, который станет устойчивым в лирике и поэмах Маяковского дореволюционных лет. Но мессианство тут особое: оно трагическое, оно представляет собой отчаянный порыв души, проникнутый любовью и состраданием к миру, находящемуся на грани катастрофы. Таково изначальное кредо лирического героя раннего Маяковского. Оно рождено встречей с грязной, пошлой изнанкой действительности и проникнуто протестом против нее, бескорыстной готовностью спасти жизнь, ее святыни.

Важно выяснить: на каких началах предполагает строить лирический герой Маяковского свои отношения с миром? Показательно, что первые любовные стихи Маяковского адресованы не к ней, не к женщине, не к Прекрасной Даме. Объект его любви - планета Земля.

Дай исцелую твою лысеющую голову

лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.

Дымом волос над пожарами глаз из олова

дай обовью я впалые груди болот.

Совершенно органично мотив любви переходит в горький укор человечеству, которое безжалостно, жестоко порабощает свою планету:

Лезем земле под ресницами вылезших пальм

выколоть бельма пустынь,

на ссохшихся губах каналов-

дредноутов улыбки поймать.

На костер разожженных созвездий

взвесть не позволю мою одичавшую дряхлую мать.

Для передачи силы чувства лирического героя Маяковский здесь использует особый тип сравнений - сравнения-отрицания

Кроме любви твоей,

Кроме любви твоей,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Темы и образы ранней лирики В. В. Маяковского — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Начинал поэт с громогласных футуристических выступлений, издевательских “пощечин общественному вкусу”. С первых шагов он заявил о себе резко и грубо. Со всей бескомпромисностью молодости “бросался” Маяковский в новое искусство, веря, что, выбросив из поэзии “слова с чужими брюхами”, он принесет в жизнь новое настроение. Сам поэт истолковал этот период как “формальную работу, овладение словом”.

Годы, когда Маяковский начинал поэтический путь, были полны сложных противоречий, напряженных духовных исканий. Эта бурная эпоха преобразований требовала от поэзии нового языка. “Борьба наша за новые слова для России вызвана жизнью. Развилась в России нервная жизнь городов, требует слов быстрых, экономных, отрывистых…” – писал Маяковский в 1914 году. Отсюда его приверженность к “самовитому слову”, предающему быстрый темп эпохи “растрепанным синтаксисом”, отсюда его стремление пополнить “словарь новыми словами”.

Маяковский призывал отточить поэтический язык для отражения пестрого, бурного жизненного потока.

Ранние стихотворения вводят в мир, где города “повешены”, где “распяты городовые”, где “у раненого солнца вытекает глаз”, где мир “с перекошенной мордой”. Главным здесь является ощущение боли, бесцельности существования:

По эхам города проносят шумы

На шепоте подошв и на громах колес,

А люди и лошади – это только грумы,

Следящие линии убегающих кос…

В этом мире живет и страдает человек – лирический герой ранней поэзии Маяковского, – рефлексирующий, стремящийся осознать себя. В стихах 1913-1914 годов звучат и другие интонации, в частности, анархические, бунтарские. Порою стихи раннего Маяковского представляются грубыми, жестокими и даже аморальными.

Это был сознательный вызов обществу. В душе лирического героя зреют злость и вызов “грубого гунна”, вырывается крик негодования и муки. Он становится “чужим” в чуждом ему мире.

При этом автор использует, по словам В. Шкловского, прием “остранения” и гротеска, обращается к ораторской интонации. Поэт поражает своей изобретательностью в “конструировании” неологизмов, которые заставляют читателя участвовать в создании зримого образа: “лица не выгрущу”, “дикий обезумлюсь” и т. д.

Но рядом с холодным злобным чувством в герое живет и иное. Лирический герой Маяковского мечтает о любви, он хочет отдать все “за одно только слово ласковое, человечье” . Герой раннего Маяковского выражает чувства, душевные запросы, свойственные всем людям, но только ему присущи, как он сам сказал, “громада-любовь” и “громада-ненависть”. С равной силой он отвергает пошлость, цинизм, глупость.

И никто так, как он, не мог в лирике “вывернуть себя”, выставить напоказ свои чувства и муку.

Таким образом, можно утверждать, что в ранних стихах Маяковского возникает сложный, подчас противоречивый образ лирического героя:

    В первых стихах поэта лирическое “я” еще не определено. Основой в этих произведениях является критическая направленность против пошлости мира, в котором нарушены нормальные связи. Преобладает урбанистический пейзаж, насыщенный живописными образами. Через выразительные детали опосредованно выражается отношение лирического героя к миру.
    Начиная с цикла “Я” в поэзии Маяковского появляется герой, мучительно стремящийся осознать себя. В стихах этого времени основным все чаще становится желание быть понятым, получить от мира сочувствие, любовь. Уже в этом цикле проявляется двойственность лирического героя, которая будет видна и в более поздних стихотворениях.
    С одной стороны, он готов вобрать в себя всю скорбь людскую, все человеческое страдание, взамен отдав им свою любовь, с другой – он резко протестует против мира, где жестокость и насилие. В герое Маяковского также проявляются исключительно анархически-бунтарские настроения. Его можно назвать бунтарем, мятежником, который наслаждается своей ролью “свободного художника”, дающей право выступать от имени “уличных тыщ” . Основным в этих стихах становится противостояние – “я” и “они”, слышны мотивы трагического одиночества, отчуждения людей.
    Тема одиночества в городской толпе, в окружающем мире – основная тема в ранней поэзии Маяковского.

Своеобразной формой защиты для поэта все чаще становятся эпатаж, грубые выпады против “желудка в панаме”, “сытой” публики, привыкшей воспринимать искусство исключительно как забаву. В стихотворении “Нате!” автор пишет об отношениях творческой личности и толпы, которая сравнивается со “стоглавой вошью”. Призвание поэта не в том, чтобы развлекать “озверевшего” мещанина. Поэт-художник способен сыграть ноктюрн даже на флейте водосточных труб”, увидеть “косые скулы океана” “на блюде студня”.

В стихотворении “А вы могли бы?” поэт утверждает, что искусство должно преображать будничную жизнь, расцвечивая ее яркими красками.

Герой Маяковского не может жить в мире “беззвездном”, поэтому, презрев все условности, он обращается к Богу и просит его зажечь звезды, чтобы осветить жизнь людей. Звезда образ метафорический, означающий мечту, любовь, добро, к чему всегда стремятся люди. Используя ряд ключевых слов-образов в стихотворении “Послушайте!” , автор формулирует важнейшие вопросы бытия.

Не случайно выбрана форма прямого обращения – герой стремиться вместе с читателем найти ответы на важнейшие вопросы жизни.

Чтение стихотворения “Послушайте!” наизусть.

Маяковский использует в этом стихотворении множество средств для воздействия на читателя: возможности композиции, соединение фантастики с достоверностью, акцентный стих, расположение строк “лесенкой”, повторы, обилие восклицательных знаков.

В поэзии Маяковского 1914-1915 годов появляется образ поэта-пророка идущего “к зачумленным”, нищим, грешникам. Этот образ не нов для русской литературы, но поэт-пророк Маяковского соединяет в себе высокую романтику с прозаизмом и самоиронией, в нем соединяется сознание высокой миссии и внешняя будничность Этот поэт объявляет себя “тринадцатым апостолом” .

Читайте также: