Монументальная живопись мозаика доклад

Обновлено: 02.07.2024

Монументальная живопись всегда связана с архитектурой и является одним из видов живописи. Она украшает стены и потолки общественных зданий. В прошлом расписывали главным образом храмы, сейчас — дворцы культуры, вокзалы, гостиницы, стадионы. Такая живопись должна быть выполнена из долговечных материалов, чтобы вместе со зданиями существовать века. Творцы росписей, изображая исторические события или сцены из современной им жизни, стремятся передать свое представление о мире, передовые идеи своего времени. Монументальная живопись воспитывает художественный вкус у широких масс зрителей.

Монументальная живопись расположена на стенах, потолках, сводах, нередко она переходит с одной стены на другую. Рассматривают росписи двигаясь по зданию, иногда даже с улицы, через большие стекла современных зданий. Иначе говоря — монументальная живопись воспринимается в движении с разных точек зрения, и она не должна при этом терять своего воздействия на зрителя.

Художник-монументалист может развернуть в живописи сложный рассказ-повествование, может соединить события, происшедшие в разных местах и в разное время. Так, великий итальянский художник Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы в Риме изобразил множество библейских сцен, соединив их в единую сложную композицию.

Изучая историю древних культур, мы везде встречаемся с памятниками монументальной живописи. Они не только доставляют нам художественное наслаждение, но и рассказывают о жизни, быте, труде, войнах народов Древнего Египта, Индии, Китая, Мексики и других стран.

Извержение Везувия в 79 г. засыпало пеплом богатый город Римской империи Помпеи. Это сохранило нам в неприкосновенной свежести множество росписей. Некоторые из них, снятые со стен, украшают сейчас музей в Неаполе.

В далеком Ферапонтовой монастыре, приютившемся на озерах бывшей Вологодской губернии, великий русский художник Дионисий создал росписи, которые восхищают нас музыкальностью форм, нежностью, чудесным подбором цветов. Краски для росписей Дионисий приготовлял из разноцветных камней, которыми усыпан берег озера около монастыря.


Дионисий. Фреско собора Рождества богородицы в Феропонтовом монастыре
Андрею Рублеву, Дионисию, Феофану Греку обязана русская монументальная живопись своими высшими достижениями. Но, кроме этих больших мастеров, десятки и сотни художников, имена которых остались неизвестными, создали множество росписей в России, на Украине, в Грузии и Армении.

Росписи различаются в зависимости от техники исполнения: фреска, живопись темперой, мозаика, витраж.

Иногда по уже сухой фреске пишут темперой — красками, разведенными на яйце или казеиновом клее. Темпера — также самостоятельный и очень распространенный вид стенной живописи.

Замечательными мозаиками славится храм св. Софии в Киеве. Их создали в XI в. совместно с русскими мастерами греческие художники, приглашенные князем Ярославом.


Мозаика храма св. Софии в Киеве


Витраж состоит из кусочков прозрачного цветного стекла, соединенных по рисунку пайкой из свинца. Сделанные таким образом изображения вставляются в проемы окон. Цветные стекла пропускают свет и сами светятся. Современная техника дает возможность изготовлять витражи и иными способами.

Все эти способы монументальной живописи существуют очень давно, они находят широкое применение и в наше время. На основе синтетических смол и других современных материалов разрабатывается и новая техника монументальной живописи.

Мозаика. Деталь палеохристианской мозаики из базилики Санта-Пуденциана в Риме, 410 н. э.

Мозаика наряду с интарсией и маркетри является одной из наиболее распространенных разновидностей инкрустации. Она с древнейших времен используется в изобразительном, монументальном и декоративно-прикладном искусстве большинства мировых культур.

Мозаика. Мозаика на стене собора Святого Петра в Ватикане, XVII век

Способы укладки и основные материалы для создания мозаики

Мозаика — это одновременно и кропотливая работа, требующая от исполнителя огромного терпения, и уникальное искусство, вызывающее восхищение. Несмотря на большое разнообразие применяемых материалов, существует всего 2 основных способа укладки мозаичных элементов: прямой и обратный.

Мозаика. Древнегреческая мозаика на полу Родосского дворца, II век до н. э.

При прямом способе мастер клеит кусочки мозаики непосредственно на подготовленное основание. Эта технология укладки была изобретена очень давно и за многие тысячелетия практически не претерпела изменений. Она незаменима при создании авторских художественных мозаичных композиций.

Мозаика. Золотые мозаики в куполе Великой мечети в Кордубе, Х век

Обратный способ укладки получил широкое распространение только в ХХ веке. Суть его заключается в том, что мозаичные элементы сначала лицевой стороной приклеивают к бумажному листу, а затем полученное полотно обратной стороной крепят к основанию. Этот способ часто используется мастерами-строителями, чтобы максимально ускорить и упростить процесс декоративной отделки стен в ходе ремонта.

Мозаика. Исламская орнаментальная мозаика на Могиле Хафеза в Иране, XVI век

Мозаичные панно и картины должны быть не только долговечными, но и устойчивыми к перепадам температуры и влажности. Поэтому чаще всего мастера используют следующие материалы для изготовления мозаики:

  • керамику;
  • смальту;
  • натуральный камень;
  • бисер;
  • раковины моллюсков;
  • металл.

Мозаика. Мозаика Христа Вседержителя из собора Святой Софии в Константинополе, XII век

Смальта — это кусочки цветного стекла, изготовленного по особой технологии с добавлением минеральных красителей. В зависимости от типа добавок, она может быть прозрачной или матовой, а также иметь один или несколько оттенков.

Мозаика. Мозаика апсиды в Санта-Мария-Маджоре, XIII век

История мозаики

История мозаики глубоко уходит корнями в древние времена. Самые ранние образцы шедевров этой техники обнаружены на территории современного Ирака, в низовьях реки Ефрат, они датируются второй половиной четвертого тысячелетия до нашей эры.

Мозаика. Штифтмозаика в Месопотамии, в руинах колонного зала царского дворца в Уре, вторая половина 4 тыс. до н. э.

В ту пору здесь располагался город Ур, принадлежащий к шумерской цивилизации. Древнейшая мозаика сделана из обожженных глиняных конусов, глубоко вдавленных в стену и покрытых разноцветной глазурью. Она представляет собой переплетение разных геометрических узоров и прекрасно сохранилась до наших дней.

Мозаика. Древнейший образец греческой мозаики в городе Гордион, VIII век до н. э.

Древние римляне не только переняли у греков искусство мозаики, но и значительно расширили сферу его применения. Уже ко второму веку до нашей эры мозаичные картины стали неотъемлемой частью внутреннего убранства императорских дворцов, домов знати и общественных терм. Полы, потолки и стены украшали художественные композиции с изображениями людей, животных и богов, а также всевозможные орнаменты и узоры.

После падения Рима под натиском варваров в V веке центром европейского мозаичного ремесла на многие столетия стала Византийская империя. Здесь, с признанием христианства в качестве основной государственной религии, мозаика вновь приобрела статус высокого искусства. Ее сфера применения постепенно сократилась исключительно до оформления внутреннего убранства храмов.

Мозаика. Мозаика свода Флорентийского баптистерия, XIV век

В начале XI века византийская мозаика проникла в Киевскую Русь. Греческие и русские мастера совместно создали уникальные фрески и мозаичные панно, до сих пор украшающие стены Софийского собора. К сожалению, в течение последующего столетия фресковая роспись практически полностью вытеснила мозаику не только в Восточной, но и в Западной Европе.

В исламском мире отношение к мозаике всегда было неоднозначным. Хотя восточные правители всегда стремились изысканно украсить свои дворцы и не жалели средств на труды искусных мастеров-мозаичников, им все же пришлось соблюдать строгие нормы Корана, запрещающие создавать художественные изображения людей и животных. В странах Ближнего и Среднего Востока мозаичное искусство просуществовало лишь до эпохи арабских завоеваний, а уже с VIII века оно полностью исчезло.

Мозаика. Мозаики Омейядов во дворце Хишама, VIII век

Интерес к мозаике в Европе ненадолго возобновился в XVI веке в эпоху Барокко. В те времена мозаичными панно, созданными на основе живописных картин великих мастеров, вновь стали украшать убранство многих церквей, в том числе интерьер грандиозного Собора святого Петра в Ватикане — главного храма католиков. Но уже к концу следующего столетия мода на мозаику в Европе окончательно прошла.

Мозаика. Мозаика внутренней части купола часовни Мадонны Лорето, XVII век

Мозаика. Советская мозаика на здании Академии наук в Уфе, 70-е гг ХХ века

Для декоративного оформления однообразных построенных зданий и сооружений было принято решение задействовать мозаику. К исполнению грандиозной задачи были привлечены сотни художников, которые написали тысячи проектов картин, прославляющих жизнь в СССР. Эти произведения легли в основу мозаичных панно, украшавших экстерьеры жилых домов, дворцов культуры и спорта, вокзалов, универмагов и прочих зданий. Многие из них и сегодня можно встретить на улицах и площадях бывшего Союза.

В наши дни художники редко выбирают мозаику в качестве основной техники для творчества. Зато никто не мешает нам наслаждаться красотой шедевров, созданных умелыми мастерами разных исторических эпох в разных уголках Земли.

Мозаика. Мозаика на пляже Копакабана в Рио-де-Жанейро, ХХ век

На портале Veryimportantlot каждый посетитель имеет возможность приобщиться к искусству и приобрести мозаику на аукционах, у современных художников или в продаже антиквариата.


Монументальная живопись связана с архитектурой. Произведения монументальной живописи можно увидеть на стенах сооружений, на потолках, сводах, фасадах, иногда на полах – т.е. это произведения большого масштаба. Обычно их называют росписями.

Монументальная живопись – декоративное искусство, поэтому её ещё по-другому называют мοнументальнο -деκοративной живοписью.

История

Этот древнейший вид живописи существовал практически во всех мировых культурах. Настенная роспись была развита в Древнем Египте, Месопотамии, в Древней Греции и Древнем Риме.

В период раннего христианства (III-VI вв.) и Средневековья (условно V-XVI вв.) мοнументальная живοпись считалась οдним из ведущих видοв исκусствα. Стены и потолки зданий, а также своды украшались фресками, мозаиками и росписями. Так же украшались и храмы Римской империи, Византии. . Византийские мозаика и фреска, применявшиеся в храмовой живописи, оказали большое влияние на развитие древнерусской монументальной живописи. В искусстве европейского Средневековья широко использовалась витражная техника.

В эпоху Возрождения была широко распространена фреска. Художники экспериментировали с различными техниками живописи.

В XVI-XVIII вв. монументальная живопись, особенно итальянская, начинает тяготеть к пышности и декоративности.

Современная монументальная живопись активно развивается. Осваиваются новые техники и материалы. Монументальная живопись используется при реставрации старинных зданий, особняков и других объектов культуры.

Основные формы и техники монументальной живописи

Основными формами монументальной живописи считаются фрески, разные виды мозаики, живописные панно, витражи, майолики и др.





Витраж (от лат. vitrum – стекло) – декоративная композиция из стекла или любого другого пропускающего свет материала. Витраж может вставляться в окно, дверь, а может быть в виде самостоятельного панно. В эпоху Возрождения витраж превратился в живопись на стекле. Широко использовался для украшения готических храмов.



В мозаике изображение составляется из разноцветных кусочков непрозрачного стекла смальты, камня и других материалов. Мозаика – очень древнее искусство, первые её образцы относят к III в. до н. э. Ею украшали стены храмов, дворцов, жилых домов.

В советское время мозаику часто использовали для украшения станций метро, дворцов культуры, спортивных сооружений.



Майолика – изделия из цветной обожженной глины, покрытые глазурью. Майолика была известна очень давно – ещё в странах Древнего и средневекового Востока. В Европе майолика стала известна с XIV-XVIII вв. Итальянская майолика эпохи Возрождения отличалась особым совершенством.

На Руси майолика известна с XI в., но особый расцвет получила на рубеже XIX-XX вв., когда к ней обратились М. Врубель, В. Васнецов, С. Малютин и др.

Майолика популярна и в наше время, этот вид керамики применяется для украшения стен и перегородок, изготовления посуды и т.д. Плитками из майолики чаще всего оформляют кухонные стены.



Живописные панно предназначались для заполнения свободных участков стены (настенное панно) или потолка (плафон). Выполнялись масляными красками, темперой.



Сграффито – техника изображения, заключающаяся в нанесении на основу (например, кирпичную стену) нескольких слоёв цемента, штукатурки, сырой глины. Затем изображение процарапывается или рисуется краской на стенах и других поверхностях. Эта техника декорирования наружных стен особенно подходит для влажного климата.



Энкаустика – техника живописи красками, замешенными на воске. Краски накладываются и закрепляются при помощи нагревания. В древности в Египте, Греции и Риме эта техника применялась для настенных росписей. Она используется и в наше время.

Для внутренних помещений и наружных росписей требуются разные рецептуры красок. Энкаустические краски можно наносить на твёрдый материал: кирпич, цемент, шифер, а также на более мягкий, например, дерево. Современная энкаустика может быть горячей и холодной. Мастер использует кисти, электрический паяльник и стальные пластинки-лезвия.



Граффити – современная форма уличной живописи. Изображение на стены домов, глухих ограждений и проч. наносится при помощи аэрозольной краски (спрей-арт).

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему МОЗАИКА – ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАК ВИДА МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ 8 класс. Презентация на заданную тему содержит 26 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Ранние христиане и Византия Высочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым. Равенна Монреале

Средневековая Европа Рококо В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры. В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера. Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало. В Германии с этим материалом в 1750—1770 гг. работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактура находятся в музеях Германии. Есть один столик производства этой мануфактуры в Музее-заповеднике Архангельское.

Мозаика в России Древнерусские мозаики На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия). Софийский собор (Киев) Михайловский златоверхий монастырь

Мозаика племени Уичоли Мозаика племени Уичоли. Ягуар, украшенный мозаикой из бисера. Бисер уложен боком к основе. В настоящее время развивается такой вид автохтонного искусства как мозаика племени учоли. Она представляет собой редкую разновидность мозаики по применяемому материалу — в этой технике для укладке применяется бисер. Есть примеры другой укладки бисера — отверстием вверх.

Техника Способы укладки При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность. Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном супермаркете. Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты — трещины, каверны, гравийные гнезда, арматура или другие инородные предметы, не включенные в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стертой резины и т. п. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путем пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумагу Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием. Через сутки бумагу можно удалить — смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность. Укладка мозаики на сетку В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.[3].

Материалы В качестве мозаичных материалов используются традиционные смальта и природный камень, а также стеклянные смеси, керамика, керамогранит, металл. Классическое исполнение мозаики из смальты, по-прежнему, остаётся самым изысканным вариантом оформления декоративных панно для избранныхЯвные лидеры современных мозаичных материалов — стеклянные смеси и керамика — помогают реализовать любую творческую задумку заказчика.

Читайте также: