Моделирование современного урока и его анализ доклад

Обновлено: 24.04.2024

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Современный урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. Учителю предлагается структура современного урока и методика проведения каждого его этапа.

Содержимое публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Моделирование современного урока

в свете новых стандартов

Автор: учитель – методист

начальных классов

Федорченко Т.А.

«Плохой учитель преподносит истину,

Адольф Дистервег

Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. В основу Стандарта положены системно-деятельностный, метапредметный, личностно ориентированный подходы. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу: личностным, метапредметным, предметным.

Рассмотрим метапредметные результаты.

Стандарт поясняет следующее: метапредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися межпредметные термины и понятия, а также универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, работа с информацией, совместная деятельность), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

В отличие от традиционной системы образования Стандарт ставит перед учителем задачу научить детей учиться, добывать новые знания. Поэтому меняются требования к структуре современного урока.

Основная задача современной школы – перевести учащегося в режим саморазвития. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Современный урок в условиях введения Стандарта должен включать следующие шесть основных этапов:

мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

взаимопроверка, взаимоконтроль;

рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Теперь, в соответствии с новым стандартом, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Современный урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.

4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме, во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы.

6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по Стандарту

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

по поиску и обработке информации;

обобщению способов действия;

постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Структура современного урока в свете новых стандартов

Этапы урока

Краткое содержание, действия учеников

Действия учителя

Мотивирование на учебную деятельность

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Настраивает учеников на успешную работу

Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание

Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений

Целеполагание, постановка проблемы

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Поиск путей решения проблемы

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения

Помогает, советует, консультирует

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

Объяснение домашнего задания

У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

Разъясняет, предлагает задания на выбор

Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

Консультирует, обосновывает оценки

Рефлексия учебной деятельности

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

Благодарит учеников за урок

Обращаю внимание на роль учителя на уроке. Он консультирует, помогает, направляет, разъясняет, обосновывает отметки.

Уроки по новым Стандартам основываются на системно-деятельностном подходе. Такие уроки можно разделить на следующие типы:

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

Таким образом, современный урок – это:

урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

урок, содержащий разные виды деятельности.

урок, на котором ученику должно быть комфортно.

урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

современный урок развивает у детей креативное мышление.

современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода.

Используя технологии на уроке, учитель должен пользоваться главным постулатом: деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: показать модель современного урока, провести сравнительную характеристику с уроком традиционным.

Задачи: изучить новые образовательные стандарты;

проанализировать структуру традиционного и современного урока;

конкретизировать представления педагогов о современном уроке;

создать условия для профессионального диалога.

Современный урок - это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ (самодеятельность, самоорганизация, коллективная деятельность, ответственность учеников).

Современный урок - специфическая форма организации целостного педагогического процесса, при котором педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

- обеспечить каждому ребенку эмоциональную поддержку;

-мотивировать включение каждого учащегося в совместно-распределенную деятельность на принципах позитивной взаимозависимости и индивидуальной ответственности;

- предоставить условия для построения собственного действия на основе соотнесения своего мнения и разных точек зрения;

- создать область эффективно действующей зоны ближайшего развития.

Развивающий аспект цели урока связан непосредственно с процессом становления и развития личности ученика: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, речевому развитию учащихся, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.

Федеральный государственный образовательный стандарт объясняет,что :

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаёт основу для самостоятельного успешного освоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Именно это является опорой современного урока.

Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, являются поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования) и процессы глобализации. Эти требования связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Следствием этих изменений стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях.

Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде, обеспечивающей информационно-методические условия реализации образовательной программы.

Каким бы современным не был наш урок, не стоит забывать, что важным его элементом является учебник. На смену прежним, традиционным учебникам приходит учебно-методический комплект, включающий учебники, рабочие тетради, электронные приложения, средства методической поддержки, интернет-поддержку образовательного процесса и многое другое. Развитие информационных и коммуникационных технологий позволяет утверждать, что ЭОР (электронные образовательные ресурсы) займут своё достойное место. Поэтому от учителя зависит, насколько выбор учебных изданий будет педагогически обоснованным.

Мы приходим с вами к выводу о том, что дидактические принципы построения урока в информационной образовательной среде являются важным педагогическим инструментом в подготовке учителем такого современного урока, и особенно они важны для анализа планируемых образовательных результатов.

В наши дни учителю доступен весьма богатый арсенал электронных образовательных ресурсов. Для того чтобы целенаправленно и методически обоснованно их выбирать, учителю важно знать, какие образовательные задачи можно решать с помощью данных ресурсов, какие методические функции они выполняют и какие виды учебной деятельности могут поддерживать и инициировать. Следует учитывать тот факт, что ЭОР обладают такой важной дидактической характеристикой, как интерактивность, которая в данном случае означает наличие условий для учебного диалога.

Применение средств ИКТ на уроке позволяет:

усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучающихся;

обеспечить индивидуализацию обучения, создать предпосылки для перехода к личностно ориентированному обучению;

повысить интерактивность обучения, развить диалогический характер учебного процесса;

усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала;

расширить круг учебных задач, используемых в обучении;

включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ;

создать возможности для использования новых источников учебной информации (информационно-справочные системы, электронные энциклопедии, файловые архивы, ресурсы Интернета и др.);

повысить оперативность контроля результатов обучения, создать базы данных учебных достижений обучающихся;

погрузиться обучающимся в виртуальную среду с возможностью имитации учебных и профессиональных ситуаций, инициирующих проявление готовности к решению возникающих проблем.

Таким образом, подготовка современного урока представляет собой целенаправленное сочетание следующих элементов, направленных на достижение планируемых образовательных результатов:

организация обучения в информационно-образовательной среде урока.

При этом каждый современный урок конструируется учителем с учётом как общих, так и индивидуальных особенностей школьников, исходя из условий и специфики данного образовательного учреждения, в котором будет происходить процесс обучения.

В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Многие учителя, понимая важность умения учиться и разделяя идеи концепции развития УУД, всё же испытывают большие сомнения в возможности достижения поставленных задач. И одна из основных причин – недостаток знаний и умений в области применения таких психолого-педагогических технологий, с помощью которых становится возможным достижение новых образовательных результатов.

Как же ребёнок познаёт мир? Очевидно, что любой поиск нового знания начинается с возникновения у ребёнка какого-то вопроса, трудности, невозможности что-то осуществить, т.е. с проблемы. Это структурное звено мышления и познавательной активности – возникновение проблемы, предшествующее постановке мыслительной задачи, имеет самостоятельную ценность и особое значение в обучении. Именно данный этап мышления и познавательной активности ребёнка связан с порождением проблем, вопросов, формулированием новых задач, что имеет прямое отношение к процессам продуктивного и творческого мышления.

К сожалению, в наиболее распространённой практике обучения детей это важнейшее звено мышления и познавательной активности ребёнка выпадает из учебного процесса. Мышление ученика, как правило, начинается с задачи, данной учителем, и завершается её решением.

Как справедливо отметил В.П. Вахтеров, ребёнок и в своей обыденной жизни, и в школе, и в играх всё время наблюдает и производит опыты, сравнивает, систематизирует, анализирует и обобщает, т.е. делает то, что характеризует деятельность учёного. Разница заключается только в том, что делает это он неумело, пользуясь самыми примитивными и доступными приёмами. Всё вышесказанное позволяет говорить о том, что стихийное исследовательское поведение ребёнка, его индуктивные и дедуктивные рассуждения необходимо включить в специально организованные исследования, которые позволяют овладеть приёмами и методами, заимствованными из науки и научного мышления, превратить процесс познания окружающей действительности в творческий процесс, способствующий развитию мышления и творческой активности человека.

Проблема перехода на деятельностное содержание предполагает коренное изменение технологии учебно-воспитательного процесса. При планировании и реализации учебного процесса на первый план выдвигается не то, что знает и понимает ученик, а как происходит становление и развитие его субъектности. А это уже предполагает отказ от традиционной оргструктуры самого процесса. Взамен техник и технологий фронтально-групповой работы приходит организация коллективного мышления и деятельности. Такие образовательные технологии направлены на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыследеятельности.

Методические принципы организации современного урока:

Принцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельность.

Принцип передачи функции оценивания учащимся.

Принцип целеполагания предполагает заранее запрограммированный учителем ключевой результат, к которому должны стремиться учитель и ученики. Это основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на занятии, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны.

Принцип мотивации. Способы внешней мотивации (условные, искусственные, явно выдуманные, которые учащиеся принимают как условие игры - письмо гномов, знаки инопланетян, встреча с иностранцем, заменяются способами внутренней мотивации. Внутренняя мотивация создается путем проблем, "ловушек", которые должны встретиться учащемуся при выполнении успешной привычной деятельности. Задача учителя - подобрать отвечающий этой цели дидактический материал. Начало поиска решения должно быть задержано на столько времени, сколько потребуется для осознания проблемы (для рефлексивного контроля), для включения в рефлексию большей части класса. Чрезвычайно важно определить и точно сформулировать предмет поиска.

Оперативное моделирование означает, что предварительно смоделировав ход урока, просчитав его возможные варианты, педагог может столкнуться с неожиданной ситуацией (неожиданной версией ученика, подменой предмета обсуждения, уход в сторону, нестандартная реакция, несогласие или непонимание учащихся), требующей от учителя оперативного моделирования ситуации, направляющей совместную деятельность в необходимое русло к ее реализации. Средством создания такой ситуации может быть вопрос учителя, его контраргументы, использование и акцентирование мнения одного из учащихся, прозвучавшего на уроке, привлечение различных источников информации, вербальная оценка происходящего и т.д.

Принцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельность. Позиция учителя - его выраженное отношение к конкретной ситуации полилога, способные играть определенную акцентирующую роль:

- Эмоциональные позиции - позиция непонимающего акцентирует необходимость осмысления ситуации, дополнительных аргументов, пояснений, определяющих предмет мысли, речи участника (участников) полилога; позиция сомневающегося предполагает возвращение к высказанному, рефлексию, поиск другого варианта (сомневаться полезно и в "правильных" версиях с целью их глубокого осознания учащимися); позиция слушающего делает актуальным глубину восприятия, оценку мнения другого, способствует формированию важного коммуникативного умения - умения слушать.

- Функциональные позиции:

исследователь - предлагает версию, контраргумент, т.е. участвует в исследовании с целью его интенсивного разворачивания;

координатор - помогает отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания и определяя их очередность;

консультант - дает справку - ответ на нерешенный вопрос, информацию о разных научных взглядах и т.д.;

лидер, ведущий - с помощью системы опорных вопросов или иначе ведет логику поиска, организуя диалог;

эксперт - участвует в оценивании работы групп или самостоятельных, контрольных работ.

Принцип передачи функции оценивания учащимся предполагает создание условий для формирования способности школьника регулировать собственную учебную деятельность.

Этапы включения школьника в процесс оценивания:

1. Подготовка итоговой контрольной работы в виде совместного обсуждения.

2. Подготовка к контрольной работе по выделенным тезисам, вопросам, заданиям в форме самостоятельной домашней работы.

3. Оценка каждым учащимся освоения темы по выбранным в коллективном обсуждении основным объектам усвоения (балльная отметка за каждый).

4. Проведение контрольной работы и оценивание ее учителем

5. Анализ сопоставления оценки, данной учителем, и самооценки ученика.

Требования к критериям оценивания:

Предлагаются, обсуждаются и принимаются учащимися. (Если учащиеся выражают несогласие с введением определенного критерия оценки и доводы учителя не убеждают их, критерий или изменяется (по предложению учащихся) или снимается.

Определяются целями деятельности, (или ее этапа) качествами, наличие которых необходимо на данном этапе участникам учебного процесса, т.е. являются психологическими установками на формирование результата или желаемых определенных качеств.

Могут относиться к результатам учебного труда (грамотность, правильность, убедительность) к его процессу (участие в уроке, умение слушать), к личностным качествам учащихся (доброжелательность, инициативность и т.п.).

Особенности технологии образования деятельностного содержания. Если в традиционном образовании основным средством являются тексты (в частности, учебник), то в образовании деятельностного содержания главным средствами становятся ситуации.

В традиционном образовании содержание осваивается за счет прочтения (слушания) и понимания текстов. В деятельностном образовании содержание осваивается за счет действенной включенности и рефлексии в ситуации.

При традиционном образовании важнейшим фактором является структура оформленных текстов и методы преподавания. При переходе на деятельностное содержание на первый план выдвигаются технологии организации коллективной мыследеятельности и конструирование ситуации.

Перспективную педагогическую традицию создали представители школы Л. В. Занкова, осуществив своеобразную попытку переконструирования действующего типа содержания обучения на основе идеологии развития. Исходным является положение о том, что учебный процесс есть системообразующий компонент в организации обучения, и, следовательно, в зависимости от организационной структуры учебного процесса осуществляется тот или другой способ обучения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему:

Учитель немецкого языка

Моделирование современного урока

В настоящее время в обществе происходят процессы, требующие изменений в системе образования. Это обусловлено сочетанием государственных интересов, социальных ожиданий и личностных потребностей. В связи с введением новых образовательных стандартов меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, происходит совершенствование всего образовательного пространства.

Главной формой обучения как в традиционной, так и в современной школе остается урок, и как бы ни пытались заменить учителя, ввести компьютерные или дистанционные формы обучения, лучше и эффективнее, чем живой диалог, интеллектуальный контакт учителя и ученика, ещё никто не придумал. По моему мнению, урок должен быть современным, то есть ориентированным на будущее, на перспективу, и в то же время актуальным, то есть важным и нужным для конкретного ученика, для сегодняшнего дня, для настоящего.

Учителю в настоящее время отводится роль конструктора(сценариста), который создает проекты уроков, содержащие новые педагогические ситуации, новые задания, предполагающие использование обобщенных способов деятельности, обеспечивает общекультурное и личностное развитие, вооружает ученика умением учиться.

Я предлагаю опорную схему для конструирования современного урока с учетом образовательных задач, стоящих перед учителем.

Образовательные задачи: проверить уровень готовности класса, организовать внимание обучающихся.

Возможные приёмы: рапорт дежурного или ученика-ассистента, фиксация отсутствующих.

2.Этап проверки выполнения домашнего задания.

Образовательные задачи: установить правильность, полноту и осознанность выполненного домашнего задания.

Возможные приёмы: фронтальный опрос, тестирование, самостоятельные работы разноуровневого характера.

3.Подготовка обучающихся для работы на основном этапе.

Образовательные задачи: обеспечить мотивацию, актуализацию личного опыта.

Возможные приёмы: проблемная задача или эвристический вопрос, которые подводят к теме и цели урока, специфические приёмы мотивации.

4.Этап усвоения новых знаний и способов деятельности.

Образовательные задачи: обеспечить осмысленное восприятие и первичное запоминание материала; содействовать усвоению способов решения задач.

5.Этап первичной проверки изученного материала.

Образовательные задачи: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести первичную коррекцию.

Возможные приёмы: составление вопросов, своих примеров, опорный конспект, беседа.

6.Этап закрепления изученного материала.

Образовательные задачи: обеспечить повышение уровня понимания материала.

Возможные приёмы: решение задач, составление собственных задач и вопросов.

7.Применение знаний и способов действий.

Образовательные задачи: научить применять полученные знания и способы действий в новых ситуациях.

Возможные приёмы: групповая работа, самостоятельные работы , учебные ситуации, дискуссии.

8.Этап обобщения и систематизации.

Образовательные задачи: обеспечить формирование целостной системы знаний, установление межпредметных и внутрипредметных связей.

Возможные приёмы: пересечение тем, учебные ситуации.

9.Этап контроля и самоконтроля, коррекция знаний и способов действий.

Образовательные задачи: выявить уровень качества усвоения, обеспечить коррекцию пробелов.

Возможные приёмы: контрольные тесты, самостоятельные и контрольные работы, задания с избыточными или недостающими данными, индивидуальные задания, задания с подсказками или инструкциями.

10.Подведение итогов урока, домашнее задание, рефлексия.

Образовательные задачи: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся, обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; инициировать рефлексию обучающихся.

Возможные приёмы: домашние задания различного уровня, подведение итогов работы на уроке обучающимися или учителем, различные приёмы рефлексии: телеграмма, СМС и другие.

В зависимости от целей и типа урока можно использовать определенный набор этапов, планировать урок, исходя из того, что обычно для решения конкретных образовательных задач достаточно разбить урок на 5-6 этапов.

Современный урок сочетает в себе применение различных педагогических технологий: деятельностных, проблемно-поисковых, компетентностно-ориентированных, информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих. Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия обучающихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта, творческих способностей личности, воспитание активной жизненной позиции.

Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения или ответы обучающихся на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, только опираясь на новый материал. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.

Усилением прикладного, практического характера всего образования является компетентностный подход. Одной из технологий компетентностно-оринтированного подхода, которую я применяю, является метод проектов, который рассматриваю как специальную форму организации познавательной деятельности. Метод проектов позволяет строить учебный процесс, исходя из интересов обучающихся, дающий возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса, создают условия для смены видов работы.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую. При выполнении проекта обучающиеся решают поставленную проблему, учатся применять знания из различных областей науки. Результаты выполненных проектов являются “осязаемыми” – это может быть презентация, созданная по конкретной учебной теме, комплекс решенных задач, подготовленное внеклассное мероприятие для младших школьников и тому подобное. Учитель играет роль консультанта, направляющего деятельность ученика или группы.

Использование информационных технологий создаёт благоприятные условия для организации исследовательской деятельности. Обработка собранной в ходе исследования информации, подготовка электронных таблиц, диаграмм, документов обучающимися выполняется самостоятельно. Применение данной технологии позволяет повысить уровень компьютерной грамотности, формировать математическую, информационную, коммуникативную, межкультурную компетенции, необходимые для формирования личности, подготовки выпускников к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Системная работа по использованию современных педагогических технологий, современных подходов к моделированию не только уроков, но и внеурочных занятий служит основой для получения качественных образовательных и воспитательных результатов.

Для чего анализируется урок ?

Для чего анализируется урок?

Ответить на этот вопрос не так то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа, и у каждого своя цель.

Естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведении урока.

Вообще АНАЛИЗ – это логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных. Т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Современный урок – это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый учитель, определяет для себя те формы, которые для него соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать. Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основах. Но именно в связи с этим наступает период сомнений и смятений

Так, что же такое анализ?

Большинство учителей сходятся на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. Однако под основными механизмами, помогающими достигать все более высокие результаты в учебе, понимаются контроль и руководство процессом запоминания знаний. И это – совершенно верно. Если иметь ввиду, что со времен Я. А. Коменского в педагогике никаких изменений не произошло.

Но за четыре столетия многие педагогические ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т. е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

Так, что же дает анализ урока для учителя?

Анализ представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя.

В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов. Приемов работы в их практическом преломлении, во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это – рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями. Анализировать их. Обобщать и делать научно обоснованные выводы. Служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

Самоанализ урока. Как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств, дает возможность:

Формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников.

Развивать умение устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей.

Формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда.

Сформировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникшие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит от умения учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.

Анкета для проведения самоанализа урока.

Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы урока?

Правильно ли определены цели и задачи урока, учтены ли при этом особенности класса?

Удалось ли выбранными методами сформировать у детей мотивацию учебной деятельности на данном уроке и дать им целевую установку?

Насколько оптимальными для реализации целей урока оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности? Правильно ли определены подзадачи каждого вида деятельности (как ожидаемого результата выполнения тех или иных упражнений, задач и т.п.)?

Оптимально ли определено временное соотношение частей урока?

Удалось ли правильно определить задачи, место, формы и приемы контроля? Какова их эффективность ? Имела ли место мотивация оценок ?

Удалось ли правильно построить устную речь – свою и учащихся (исправление речевых ошибок, наличие монологических акцентов, пауз, выразительность высказываний и т.д.)?

Правильно ли организована работа с домашним заданием: его подбор, характер, система объяснения и оценки? Место домашнего задания в реализации целей урока ?

Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной деятельности на уроке с позиции осуществления целевой установки?

Какова степень достижения целей данного урока?

Основные требования к самоанализу.

Место, разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме.

Обоснование образовательной и воспитательной целей урока и выполнение намеченного плана урока.

Характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащимися на уроке.

Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных образовательных и воспитательных задач.

Удовлетворенность или неудовлетворенность учителями уроком (его отдельными частями); намечаемые учителем планы по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Самооценка как одно из условий творческого труда учителя.

Схема самоанализа

Охарактеризовать класс, в котором проходил урок.

Охарактеризовать место темы урока в системе других уроков.

Каковы задачи урока.

Тип урока и соответствие его дидактическим целям.

Охарактеризовать использованные методы обучения, их соответствие изучаемому материалу.

Каков результат качества знаний? Что повлияло на результат ?

Показать связь дидактических задач урока с содержанием учебного материала, методами преподавания и способами организации учебной деятельности учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чем обусловлена необходимость внедрения современного урока? Появились новые образовательные стандарты, внедряются информационные технологии, новые социальные запросы семьи, общества и государства. Мы все понимаем, что урок не может не меняться. В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами:

- традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение;

- традиционный урок – это привычные формы и средства обучения.

Моделирование современного урока. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет впереди капитаном в плавании и главным через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. И все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок. Современный урок, инновация, технологии, проблемные ситуации, методы, формы, приёмы. Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег, обменивается конспектами с коллегами Главная цель учителя на уроке. Успеть выполнить все, что запланировано: Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока: Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная.

Нестандартное ведение уроков

Создается учителем. Выставки работ обучающихся.

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные. Основная оценка – оценка учителя. Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. В современном уроке педагог ведёт обучающихся по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью обучающихся, создаёт условия для появления у обучающихся мотива к самоизменению, личностному росту На традиционных уроках ученику приходится слушать, смотреть только на учителя, а в современном уроке – деятельностный подход. Дети чаще всего запоминают форму, а не суть. Суть передать нельзя, её надо познать, а для этого надо действовать. Все знания в современном уроке дети получают через деятельность, которую организует учитель. Какие факторы влияют на необходимость внедрения современного урока? Появились новые образовательные стандарты, внедряются информационные технологии, новые социальные запросы семьи, общества и государства. На внедрение новых стандартов повлияло то, что новые поколения россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности. Почему надо работать по-новому, потому, что в новых стандартах прописаны новые средства обучения, новая цель образования, новое содержание, технологии, новые требования к подготовке учителя, новое целеполагание для учителей и учеников. Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

Плюсы современного урока.

Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.

Знание принципов дидактики, взаимосвязей и отношений.

Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.

Знание типологии урока

Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.

Планирование воспитательной функции урока.

Комплексное планирование задач урока.

Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.

Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.

Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.

Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

Практическая направленность учебного процесса.

Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.

Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.

Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.

Формирование надпредметных способов учебной деятельности.

Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.

Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств).

Включение компьютеров в педагогические технологии.

Дифференциация домашних заданий.

Знание и применение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

Обеспечение благоприятных гигиенических условий.

Обеспечение эстетических условий

Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

Имидж учителя. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

Четкое следование замыслу урока и готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебной ситуации. Регулярный анализ полученных на уроках результатов обучения.

Оценка и самооценка работы учителя.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности :

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей. Проектирование урока согласно вышеуказанным этапам урока, анализ урока. Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

Читайте также: