Мир природы в народном творчестве доклад

Обновлено: 18.05.2024

Цель проекта :

1. Продолжать расширять представления растительном мире России.

Актуальность: Воспитание нравственно – патриотических чувств и экологической культуры у старших дошкольников в современном обществе актуальна на данный период.

Экологическое воспитания – помогает формировать у дошкольника экологическое сознание, видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и отображать действительность в искусстве.

Народное искусство способствует художественному и экологическому воспитанию детей, оно доступно детскому восприятию раскрывает ребенку красоту окружающего мира. Главный смысл применения народного декоративно – прикладного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувство любви к своей Родине.

Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может про-явить свою индивидуальность, отразить свое видение окружающей природы.

Задачи: Приобщать к многообразию растительного мира России посредством декоративно – прикладного искусства.

Учить видеть природу в элементах произведений народного промысла.

Расширять представления детей о происхождении народного творчества.

Знакомить с изделиями народного промысла.

Учить создавать изображения по мотивам гжельской, городецкой, хохломской, дымковской росписи.

Добиваться большого разнообразия используемых элементов, тщательного исполнения.

Предполагаемые результаты: Развить экологическое сознание и творчество детей, ассоциативное мышление, память, внимания в ходе проведения бесед, рассматривания, дидактических игр, рисования, знакомства с народным прикладным творчеством.

УЧАСТНИКИ – дети подготовительной группы и педагоги.

4. Защита проекта.

п/№ мероприятия срок результат

1. 1. Подбор методической литературы по ознакомлению с природой.

2. Подбор иллюстраций и художественной литературы о природе родного края.

3. Подбор методической литературы по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством. март Пополнение художественной методической литературой.

Собрана картотека с рисунками росписи декоративно-прикладного искусства.

2. 1. Беседа с детьми о красоте при-родных явлений и растений Краснодарского края.

2. Рассматривание альбомов, рисунков с растениями.

3. Рассматривание элементов растительного мира.

4. Рассматривание расписной посуды с элементами растений цветы, ягоды, бутоны, завитки.

5. Чтение художественной литера-туры:

Стихи, сказки, рассказы,

пословицы, поговорки, загадки.

6. Ознакомление детей с целями и задачами проекта. март Оформлен альбом с росписью декоративно-прикладного искусства.

Пополнена книгами о животном и расти-тельном мире групповая библиотека с загадками, стихами, пословицами, поговорками.

3. 1. Организация дидактических, словесных игр.

2. Дидактические игры:

Пополнен уголок по окружающему миру.

4. Проведение НОД:

Познание (ФЦКМ)

Художественное творчество – рисование:

1. Выставка работ детей,

3. Презентация проекта. март Оформлена выставка детских рисунков, скульптур животных из глины с росписью декоративно – прикладного искусства.

Пополнены плакаты с изображением расти-тельного и животного мира, а так же с эле-ментами росписи: Городец, Гжель, Дымка, Хохлома.

Выставка детских ра-бот.

Подготовка мультимедийной презентации на тему проекта для защиты на педагогическом часе в ДОУ.

Александрова А. Г., Капустина Н. В. Изобразительное искусство и художественный

Грибовская А. А. народное творчество и детское творчество. 2-е изд. - М. : Просвещение, 2006г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить детей с миром природы и его отражением в народном творчестве.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числена самоанализ и самоконтроль результата.

Метапредметные: ответы предполагают восприятие учениками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и дают учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Предметные: формировать знания у детей о народном творчестве, расширить кругозор по данной теме.

Понятия: экология

Оборудование: учебник Окружающий мир, Плешаков А.А., 3 класс 1 часть; презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация начала занятия

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, пусть хорошее настроение будет у вас весь урок.

Р.: - принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные ориентиры с поставленной задачей

2.Подготовка к основному этапу занятия

- Ребята, посмотрите на картинки, как мы можем это назвать? (Народное творчество) А что изображено на этих картинках? (Природа)

- Хорошо, а теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

- А какую цель мы поставим? (Познакомиться с миром природы и узнать как он отражается в творчечтве)

- работа с презентацией

- отвечать на задаваемые учителем вопросы

П.: - строить речевое высказывание в устной форме;

Р.: - принимать и сохранять учебную задачу;

К.: - выслушивать разные точки зрения

3.Изучение нового материала

- Кто может сказать, что такое народное творчество? (Создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы)

- Как вы думаете, для чего эта песенка? (Такими песенками поздравляли во время старинных зимних праздников семью, в которой были девушки-невесты и сыновья-женихи)

- Ребята, давайте посмотрим на текст этой песенки и попробуем догадаться, в виде чего построена эта песня? Подсказка: этот предмет бывает украшением, а бывает и тяжёлым, может удерживать большие грузы и даже сковывать движения. (Цепь)

- Когда учёные занялись изучением народных сказок и песенок, сравнили такие песенки с цепочками. Как вы думаете, почему?

- Посмотрите, в этой песенке строчки прикрепляются друг к другу, словно одно звено цепи к другому, и одна строчка без другой не может существовать, иначе песенка потеряет смысл.

- Ребята, а ведь эта песенка похожа на нашу жизнь, на наш мир. Чем?

- Какие явления мира природы и людей в ней неразрывно связаны?

- Как эта связь отражает особенности природной и хозяйственной жизни? Всё в мире связано. Одного не бывает без другого: утра без ночи, лета без весны.

- Приведите мне свои премеры.

- А теперь откройте учебники на стр.47, давайте прочитаем.

Цель урока: Познакомить с представлениями людей о строении мира.

Ход урока

1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

2. Вступительная беседа.

- В начале нашего урока я хочу предложить вам отгадать загадку.

В нем живет моя семья:

Папа, мама, брат и я.

В нем четыре стенки, крыша

И труба еще повыше.

- Правильно, это дом. У каждого человека есть свой родимый дом. А у всех людей вместе тоже имеется общий дом. Какой?

У нас над головой одна большая голубая крыша – небо. У нас под ногами один общий пол – земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех великая лампа – Солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех – ветер – ветрило.

3. Актуализация знаний.

- Вот и получается, что экология – это знание, наука о нашем природном доме, об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой.

4. Постановка проблемы.

Как вы думаете, между ними есть связь?

(рассуждения детей о единстве природы и человека)

- Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос и установить связь между этими понятиями. А также узнаем, как отражается мир природы в народном творчестве.

5. Легенда о едином мире.

- Дом, который изучает экология непростой – это Дом – мир.

Задолго до появления науки экологии, в самой глубокой древности, у всех народов Земли возник образ мира как Дома, в котором все его жильцы помогают друг другу, все со всеми крепко связаны, каждый выполняет свою работу, чтобы поддерживать порядок в Доме – мире.

- В древних преданиях многих народов Земли единый мир состоит из трех ярусов.

- Вот одно из преданий.

- Прочитаем о картине мира у древних людей.

Легенда о мире

Мир состоит из трех ярусов.

Нижний ярус – это обиталище змей, повелителя подземного царства и воды.

Сказочный змей глотает солнце вечером, когда оно уходит на запад, и отпускает утром – на востоке.

Верхний ярус – это небо, царство света, Солнца, небесных животворных вод. Отсюда могучее светило управляет порядком во Вселенной.

В среднем ярусе живут животные и люди. Этот ярус – место встречи человека с громадной Вселенной, со всей природой вокруг.

Человек – внутри, в центре мира. Человек – срединная часть большого целого

- Нравится ли вам такое представление о мире? Чем?

6. Работа в группах.

– Это мы познакомились с представлением о мире у древних людей.

А сейчас мы поработаем в группах и попробуем построить наш природный дом.

(Каждая группа получает конверт. В нем текст для чтения с вопросами, иллюстрации.)

Задание для каждой группы:

- Придумать название этому царству;

- Выбрать соответствующую иллюстрацию;

- Подготовить представление своего царства, чтобы убедить нас в его важности, превосходстве

1 группа.

Взгляни в ясную солнечную погоду на небо. Как ярко и радостно синеет небесный свод! Солнце согревает и освещает землю уже миллиарды лет. Еще в далекой древности люди поняли, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо — ни человек, ни животное, не могли бы жить. Солнце командует ветрами, дождями, временем суток и временем года.

2 группа.

Человек – это часть природы, ее живого мира, и относится к царству людей. Жизнь человека неразрывно связана с родной природой, с землей. Человек живет и трудится на ней, делит с ней радость и горе. Человек сильно отличается от животных. Он создаёт то, чего нет в природе. Изготавливает приспособления для облегчения своего труда. Человек умеет устно и письменно излагать свои мысли. Человек – существо разумное.

3 группа.

Выступления детей.

- Скажите, а есть ли связь между вашими царствами? Какая?

- Давайте построим наш природный Дом – мир. Какой ярус будет верхний? Средний? Нижний? Почему именно так?

1 ярус Царство Солнца и света

2 ярус – Царство жизни человека и природы

3 ярус – Подземное царство

- Что будет, если вдруг исчезнет один из ярусов?

(Все живущие на Земле связаны видимыми и невидимыми нитями. Стоит разорваться одной ниточке и начинает погибать все остальное. Порвется связь, цепочка, рухнет дом – мир)

7. Физкультминутка.

8. Мир природы в народном творчестве.

- Человеку нравилось быть частью единого мира природы. О том, как устроен Дом – мир, каждый народ рассказывал с помощью узоров, которые украшали жилище внутри и снаружи, одежду, домашнюю утварь и другие предметы быта.

- Посмотрите на изделия, которые вы принесли? Что это такое? (предметы, украшенные росписью)

- Это народные промыслы, которые существуют уже столетия. Они все разные, но что их объединяет?

(изображение цветов, животных)

- Родной дом для человека – это целый мир.

- Что существует в верхнем ярусе? (Солнце, небо, дождь)

- Крыша – домашнее небо. Небу всегда почет. Вот потому, лазоревой краской, в цвет неба, красят в русских селах чело дома и наличники окон. А еще украшают их резным орнаментом, словно рассказывают сказку о том, как светит днем Солнце на небе и куда оно, по преданию, уходит на ночь. А если небесная синь закрыта хмурыми облаками, домашнее небо в любую сумрачную погоду напоминает о сияющем небе у нас над головой.

- Кто живет в среднем ярусе? (Животные и люди, растут растения)

- Домашняя утварь – расписные прялки, туески, сундуки, детские колыбельки – рассказывают о радостях земной человеческой жизни. Люди пьют чай, катаются в праздничных повозках, ездят на охоту. Так выражена мысль о том, что человек находится в самом центре Дома – мира.

- Что является нижним ярусом единого мира? (Земля, вода)

- По предания многих народов, третий, нижний ярус Дома – мира – это обиталище повелителя подземного царства и воды. Вот почему в сказках герои часто попадают в подземное царство через реку, озеро, море или колодец. Именно так, через чудо – колодец, попадают к Морозу Ивановичу две девочки – Рукодельница и Ленивица. Под пуховой периной в жилище у Мороза спят до весны зеленые ростки. Эта пуховая перина из снега тоже нашла свое отражение в народном творчестве в виде красивых кружев.

Вывод: Древняя мысль о том, что наш мир – это единый дом, постоянно звучит вокруг нас. Она отражена языком цвета, орнаментов, архитектурных конструкций. Надо только научиться понимать этот язык.

- Когда в доме бывает гармония, мир?

(Когда все обитатели заботятся о чистоте дома, помогают друг другу, уважают друг друга.)

- Когда будет гармония и мир в нашем большом доме?

(Когда человек будет заботиться о Земле, охранять и беречь природу.)

- С древности и до сих пор в человеке живет потребность чувствовать свое единство со всей Вселенной.

Человек - важное звено в цепочке природных связей. Каждый человек ответствен за свой дом. Каждый из нас ответствен за Дом – мир.

9. Русские народные песенки как вид устного народного творчества.

(Загадки, пословицы, поговорки, песенки – заклички и др.)

- О взаимном содружестве всего на свете слагали поэтические произведения. В детской поэзии многих народов России и мира есть песенки, похожие на цепочки. Словно одно звено цепи прикрепляется к другому и не может без него существовать

- Вот одна из таких песенок в творчестве русского народа. Такими песенками поздравляли во время старинных зимних праздников семью, в которой были юноши – женихи и девушки на выданье.

- Рассмотрите рисунок. Это фрагмент старинной прялки.

- Сколько ярусов Вселенной в нем изображено?

Задание на дом: представьте себя народными умельцами и раскрасьте этот рисунок цветами, соответствующими каждому ярусу.

10. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроки с помощью солнышка – солнышка и тучки – тучки.

Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, то пусть у вас в руках засияет солнце.

Если вы что-то не поняли и у вас есть вопросы по теме урока – возьмите солнышко и тучку.

Если урок показался скучным, неинтересным – вы выберите тучку.

11. Подведение итогов, вывод.

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Мир природы в народном творчестве"

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс

Цель- научиться узнавать образ единого дома-мира в разных видах народного творчества

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Мир природы в народном творчестве"

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс

Загадка Наш дом родной, Наш общий дом

Загадка Наш дом родной, Наш общий дом

Наш дом родной,
Наш общий дом.
Стоит под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Веселый звон ручья.
Живут в нем птицы и цветы,
Живешь в нем ты и я.

Вспомним изученное Экология — наука, которая изучает связи

Вспомним изученное Экология — наука, которая изучает связи

Экология — наука, которая изучает связи

Между живой и неживой природой
Между растениями и животными
Между природой и человеком

наука о нашем природном доме

Построение цепочки В экологической цепочке существует тесная связь, выпадение одного объекта нарушает целостность всей цепочки

Построение цепочки В экологической цепочке существует тесная связь, выпадение одного объекта нарушает целостность всей цепочки

В экологической цепочке существует тесная связь, выпадение одного объекта нарушает целостность всей цепочки

Работа с учебником, стр.47 прочитать

Работа с учебником, стр.47 прочитать

Работа с учебником, стр.47 прочитать.

В древних преданиях многих народов

В древних преданиях многих народов

В древних преданиях многих народов Земли единый мир состоит из трёх ярусов.

Царство Солнца и света Верхний ярус - это небо, царство света, солнца, небесных животворных вод

Царство Солнца и света Верхний ярус - это небо, царство света, солнца, небесных животворных вод

1 ярус Царство Солнца и света

Верхний ярус - это небо, царство света, солнца, небесных животворных вод. Отсюда могучее светило управляет порядком во Вселенной.

Царство жизни человека и природы

Царство жизни человека и природы

2 ярус – Царство жизни человека и природы

В среднем ярусе живут животные и люди. Этот ярус - место встречи человека с громадной Вселенной, со всей природой вокруг. Человек - внутри, в центре мира. Человек - срединная часть большого целого.

Подземное царство Нижний ярус - обиталище змея, повелителя подземного царства и воды

Подземное царство Нижний ярус - обиталище змея, повелителя подземного царства и воды

3 ярус – Подземное царство

Нижний ярус - обиталище змея, повелителя подземного царства и воды. Сказочный змей глотает солнце вечером, когда оно уходит на запад, и отпускает утром - на востоке.

Еще до появления научных знаний люди по опыту своей жизни знали о том, что всё в мире со всем связано

Еще до появления научных знаний люди по опыту своей жизни знали о том, что всё в мире со всем связано

Еще до появления научных знаний люди по опыту своей жизни знали о том, что всё в мире со всем связано. Своё место в природном мире они понимали так: человек - важное звено в цепочке природных связей.

Человеку нравилось быть частью единого мира природы

Человеку нравилось быть частью единого мира природы

Человеку нравилось быть частью единого мира природы. О том, как устроен Дом – мир, каждый народ рассказывал с помощью узоров, которые украшали жилище внутри и снаружи, одежду, домашнюю утварь и другие предметы быта.

Отражение образов природы в народном творчестве

Отражение образов природы в народном творчестве

Отражение образов природы в народном творчестве

Тканные узоры

Тканные узоры

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Мир природы в народном творчестве"

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс

Рисованные узоры

Рисованные узоры

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Мир природы в народном творчестве"

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс

Обстановка избы

Обстановка избы

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Мир природы в народном творчестве"

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс

Работа над народной песенкой «Куда,

Работа над народной песенкой «Куда,

Особенности построения песенки

Фразы связаны цепочками

Сено косить-корову кормить-молочко доить-детушек поить-ягоды собирать-пироги печь-столы накрывать- сына женить

Коллективная работа по составлению песенки -

Коллективная работа по составлению песенки -

Коллективная работа по составлению песенки

- В лес.
- В поле.
- В огород.
- На рынок.
- На речку.

Куда, Маша, идёшь? - В магазин

Куда, Маша, идёшь? - В магазин

- Куда, Маша, идёшь?
- В магазин.
- Зачем в магазин?
- За продуктами.
- А зачем тебе продукты?
- Обед готовить?
- Зачем тебе обед?
- Семью кормить!

Куда, Саша, едешь?" "Еду ветки липы, да березы ломать"

Куда, Саша, едешь?

"Куда, Саша, едешь?"
"Еду ветки липы, да березы ломать".
"Зачем тебе ветки?"
"Козу кормить".
"Зачем тебе коза?"
"Семью поить".
"Зачем тебе семья?"
"Малину собирать".
"Зачем тебе малина?"
"Каравай печь".
"Зачем тебе каравай?"
- "Столы накрывать, дочь замуж выдавать!"

Фрагмент старинной прялки. Определи, сколько ярусов

Фрагмент старинной прялки. Определи, сколько ярусов

Фрагмент старинной прялки. Определи, сколько ярусов Вселенной на нём изображено.

На этом фрагменте старинной прялки изображено два яруса. Верхний - царство света и солнца, а так же средний ярус - ярус, где живут животные и люди.

Читайте также: