Микробы 2 класс доклад

Обновлено: 12.05.2024

Бактерии - одни из самых многочисленных и распространенных живых организмов на нашей планете. Мы можем найти их буквально везде: в воздухе, в воде, в почве, в тканях растений и животных. И, конечно же, мы можем встретить бактерии и внутри самого человека. Некоторые из них вредят нашему организму, а некоторые, напротив, необходимы для его здорового функционирования. Другие же виды микроорганизмов человек научился использовать себе во благо в медицине, сельском хозяйстве и производстве. Рассмотрим хотя бы малую часть из огромного списка полезных для человека бактерий.

Азотобактер.

Представители рода этих микроорганизмов знакомы каждому из школьного курса биологии. Они обитают преимущественно в почве и аккумулируют в себе азот из воздуха, чем делают землю более плодородной. Помимо того, что азотобактерии обогащают почву полезным для растений азотом, они еще и очищают её от ртути и свинца.

Стрептомицеты.

Этот род бактерий используется в медицине для создания противогрибковых, антибактериальных и противоопухолевых средств. Так же они входят в состав препаратов помогающих при глаукоме и отторжении трансплантируемых органов. Некоторые виды стрептомицетов в больших дозировках являются ядами, поэтому иногда их используют в борьбе с насекомыми (например, аллозамидин помогает в борьбе с насекомыми-переносчиками малярии).

Бифидобактерии.

Один из самых распространенных бактерий, без которых невозможно здоровое функционирование человеческого организма. Они отвечают за создание кислой среды, уничтожающей болезнетворные бактерии и прекращающей процессы гниения и брожения, помогают в переваривании углеводов и всему пищеварению в целом. Еще бифидобактерии необходимы для усвоения витаминов B и D и синтеза витамина C.

Лактобактерии.

Эти бактерии препятствуют развитию патогенной микрофлоры кишечника и подавляют в нём развитие болезнетворных микроорганизмов. Так же без них невозможна нормальная работа иммунной системы.

Энтерококки.

Данные бактерии являются условно безопасными, поскольку в малой концентрации они помогают организму в защите от патогенной микрофлоры и усвоении сахарозы, однако превышение их нормального количества может привести к развитию болезней кишечника.

Кишечные палочки.

Несмотря на то, что мы привыкли ассоциировать кишечную палочку с обязательным отравлением организма, некоторые их виды являются обязательным условием здоровья микрофлоры кишечника. Более того, некоторые виды отвечают за синтез кислоты, которая в слою очередь учувствует в образовании красных кровяных телец в организме.

Вариант 2

Все болезни начинаются с кишечника. Еще Гиппократ сказал это, и современная наука подтверждает, что 80% иммунной системы располагается там. На самом деле, чтобы быть здоровыми, наш кишечник должен хорошо работать. В противном случае мы окажемся на пороге дисбактериоза. Поэтому стоит поддержать жизненно важные полезные бактерии в организме - это пробиотики.

100% питательных веществ всасывается через кишечник, и роль полезных бактерий - пробиотиков - состоит в том, чтобы расщеплять пищу, которую мы принимаем. Нормальная кишечная флора взрослого человека состоит из 500 видов бактерий. Каждый из нас имеет около 2 кг бактерий в нашем организме, многие из которых обитают в толстой кишке. Благодаря пробиотикам организм быстро освобождается от токсинов и гниющих продуктов; они помогают защитить клетки печени от повреждений; укрепить слизистую оболочку кишечника, прекратить всасывать вредные вещества из того, что содержится в толстой кишке. Полезные бактерии не только совершенно безвредны и безопасны, но их добавление во избежание их дефицита особенно необходимо после медикаментозного лечения, химиотерапии и лучевой терапии, при любых хронических болезнях, стрессе, даже при питье водопроводной воды. Младенцы, родившиеся в результате операций и искусственно вскармливаемые, нуждаются в добавлении пробиотиков в пищу с первых дней после рождения.

Пробиотики являются основным фактором естественной резистентности, так как с раннего детства они участвуют в создании иммунной системы кишечного тракта и, в конечном счете, имеют решающее значение для существования оптимального гуморального и клеточного иммунитета на протяжении всей жизни человека.

Доклад про Полезные бактерии

Ежедневно человек контактирует просто с огромным количеством самых различных бактерий. Принято считать, что все эти бактерии достаточно опасны для нас и нашего организма. Это очень большое заблуждение. Большинство бактерий наоборот являются полезными и благоприятными. Давайте рассмотрим самые полезные бактерии более подробно. Какую же пользу они приносят нашему обществу?

Этот обитатель всегда и постоянно находится в нашем организме, а точнее в пищеварительной системе. Очень комфортно себя чувствует при средних температурах около тридцати восьми градусов. Так же может обитать в среде с недостаточным количеством кислородных отложений.

Такие бактерии как Acidophilus очень полезна в плане постановления микрофлоры организма. А она легко может быть разрушена в результате повышенных стрессов и от приёма различных антибиотиков. Распространены эти бактерии в основном в молочных продуктах. Молоко, кефир и так далее. Хорошо себя ощущает в области кишечного тракта.

Для иммунитета бактерии L. Acidophilus очень и очень полезна. Так же способствует хорошей работе кишечника, а так же желудка. Так же она снижает холестерин, при этом способствуя улучшению работ кишечного тракта.

Часто можно встретить в кишечном тракте.Очень высока устойчивость к кислотной среде обитания. Успешно нормализует уровень pH, замедляет при этом развитие патогенных мик. Организмов, останавливает диарею, направляет работу кишечника в правильное русло после каких либо повреждений, вызванных ротавирусом.

Людям которые страдают непереносимостью лактозы рекомендуется постоянно увеличивать количество таких бактерий. Также способствует улучшению иммунной системы, применятся во время исцеления урогенитального тракта. Так же распространено при лечении тяжёлых онкологических заболеваний.

Анаэробные бактерии, усиленно производящая молочную кислоту, обитает в основном в кишечнике, и при этом понижает уровень pH. Способствует правильному функционированию кишечника, останавливают запоры желудка, диарею, Очень эффективно действует в организме детей.

Так же повышает IgA в кишечнике, что способствует борьбе с ротавирусами. Очень эффективно снимают какие-либо воспаления.

Полезные бактерии

Популярные сегодня темы

Многие животные и насекомые могут быть ядовитыми. Эта способность подразумевает выработку яда, с помощью которого животные убивают или обездвиживают, пойманную, ими жертву.

Горькие продукты редко пользуются популярностью и спросом среди населения. Однако врачи утверждают, что именно в горьких продуктах много пользы. В Древней Греции ученые говорили, что вылечить

В настоящее время существует множество видов спорта, в которых осуществляются всевозможные способности тела человека – бег, ходьба, прыжки, плавание, сила и т.д. если рассматривать прыжки, то

Спорт является не только приятным времяприпровождением, но и очень полезным занятием для нашего здоровья. Люди, которые занимаются спортом, реже болеют и обладают прекрасными внешними данными

Христианство является самой крупной мировой религией, третья часть населения нашей планеты – это христиане. Данная религия основана на учении Иисуса Христа, который жил в 1 веке в Палестине.

Наполеон Бонапарт это полководец и государственный деятель, заложивший крепкие основы нынешнего французского государства.

Введение: каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок рос здоровым. Здоровье – это дар, который дан человеку от природы. Необходимо помнить о том, что с рождения каждого человека, главное не растерять, а сохранить и приумножить этот дар. Поэтому столь важно в школьном возрасте прививать привычку к здоровому образу жизни и сохранению здоровья.

Актуальность: с каждым годом возрастает количество детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается непрерывный рост общего уровня заболеваний среди школьников. Проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни становится в современном обществе актуальной.

Цель: воспитывать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Образовательные: Познакомить с понятием микробы и их свойствами (растут, размножаются, питаются, дышат, о способах попадания в организм. Воспитывать культурно-гигиенические навыки;

Развивающие: развивать память, основы логического мышления, воображение, мелкую моторику. Активизировать речевую активность;

Воспитательные: воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни, воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье. Познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями, вирусами, микробами.

Методы и приемы: рассказ, беседа, игра, проведение опыта – практическая деятельность.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Микробы бывают разные :

Страшные и грязные,

-Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать?

-Мы сегодня поговорим о микробах и вирусах.

2. Основная часть.

Микробы или бактерии — очень маленькие живые существа. Их нельзя увидеть глазами, а можно рассмотреть только в микроскоп.

Бактерии живут повсюду: в почве, в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении; в грязной воде; в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах; на грязной одежде. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях в автобусе. Много бактерий на грязной коже.

У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как и он, микробов.

Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо.

Давайте посмотрим, как это происходит. Скатайте шарик из пластилина. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину и другие заболевания. Через некоторое время микроб начинает делиться. Давайте разделим шарик пополам. Сначала микробы маленькие, потом они питаются и растут. Их становится все больше и больше и человек заболевает сильнее. А теперь посмотрим, что-будет если человек примет лекарство. Они сморщились и слиплись между собой. (сдавите шарики между собой). Вот справился организм, выздоровел. Конечно, лучше никогда не болеть. Для этого нужно укреплять организм, закалять его, мыть руки, следить за чистотой одежды.

-Воспитатель: Ой! А что это за сундук? Сейчас я загляну в него… Ребята, да ведь это не простой сундук, а сундук здоровья, а в нем лежат настоящие наши помощники для борьбы с окружающими нас микробами и для того, чтобы мы были с вами здоровыми.

- Хотите посмотреть, что же там лежит? (Ответы детей)

- Вы должны на ощупь найти предмет и сказать, что это…и для чего он нам необходим…

Воспитатель выясняет вместе с детьми, для чего нужен каждый предмет, беседует о необходимости соблюдения гигиенических процедур с целью укрепления и закаливания организма. Напоминает, что все это предметы – личной гигиены.

Чистота – залог здоровья!

- Воспитатель: А вы знаете, что каждый человек может сам укрепить и сохранить свое здоровье? (ответы детей). Давайте поиграем.

Ход: детям предлагается стать в круг. Передавая мяч, ребята называют действия, которые они выполняют в школе и дома для того, чтобы быть здоровыми.

Ответы детей: Чтобы быть здоровым, я… умываюсь по утрам;

• делаю зарядку; • гуляем на свежем воздухе;

• занимаюсь спортом; • отдыхаю днем;

• чищу зубы; • делаю гимнастику для глаз;

• сплю с открытой форточкой; • принимаю душ по утрам;

• соблюдаю режим дня; • мою руки с мылом;

• пьем чай с лимоном, и шиповником, • пользуюсь носовым платком

• ухаживаю за ногтями • поласкаю рот после еды;

• мою ноги; • делаю зарядку после сна;

• хожу на прогулку; • играть на улице;

• принимаю витамины; • купаюсь в море;

• занимаюсь плаванием (хожу в бассейн)

Каждый твердо должен знать:

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься,

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться,

И всегда дружить с водой.

Вот тогда все люди в мире

Долго-долго будут жить.

И запомните — здоровье в магазине не купить.

Кто умеет с мылом мыться

И мочалки не боится?

Кто из вас знает, что мыло душистое

Делает белую пену пушистую?

Каждый день зубною щёткой

Зубкам делает щекотку?

Волосы кто чешет ловко,

Знает, где лежит расчёска?

Кто из малышей, бывает,

Вымыть уши забывает?

Перестанет, кто лениться,

Станет чаще с мылом мыться?

Кто старается стричь ногти,

Чтоб не превратились в когти?

Кто подружиться с водицей,

Будет чисто-чисто мыться?

Кто не хочет быть неряшкой,

Грязным, грязным замарашкой?

-Отлично справились с заданием!

- Давайте повторим правила, которые помогут нам не болеть:

Не пить сырую воду.

Не есть немытые фрукты и овощи.

Не забывать почаще, мыть руки с мылом.

Гулять на свежем воздухе.

Не кутаться в тёплую одежду.

Одеваться по погоде

А можно самостоятельно пить лекарства (ответ детей)

Чтоб здоровым, сильным быть, (Маршируют на месте)

Нужно руки чаще мыть. (Вытягивают руки вперёд)

Мылим тщательно ладони, (Потирают ладони друг о друга)

С мылом тщательно потри.

А теперь водой всё смой!

Все микробы с рук мы смыли, (Хлопают в ладоши)

И вирус вредный победили!

Дети, а как вы думаете, что у меня здесь спрятано? (Волшебный мешочек с муляжами фруктов и овощей). А чтобы узнать, вам надо отгадать загадки.

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая (морковь)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (капуста)

В огороде и на поле

Я расту и в зной, и в град,

Чтобы в садике и в школе

Накормили всех ребят,

Чтобы дали детворе

Много пышного пюре. (картофель)

Как можно назвать одним словом (овощи)

Мы на дереве высоком

Наливались сладким соком.

Ишь, созрели каковы!

Всем киваем из листвы! (яблоки)

Вы моих нарвите ягод,

Запасите в банках на год.

Если будет грипп зимой,

То отвар поможет мой (малина)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его. (лимон)

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далекой Африки. (апельсин)

Как можно назвать это одним словом? (фрукты).

- Чтобы быть здоровыми надо есть овощи и фрукты.

О пользе овощей и фруктов можно судить по их цвету. Так, плоды желтого цвета укрепляют сердечно-сосудистую систему человека. К таким плодам относятся: желтые яблоки, абрикосы, персики, дыни, бананы, ананасы, цветная капуста, кукуруза. Овощи и фрукты оранжевого цвета содержат бета-каратин. Это морковь, манго, тыква, облепиха и др. чтобы глаза хорошо смотрели. Красный цвет говорит о наличии в овощах и фруктах полезных веществ, которые позволяя человеку дольше сохранять молодость и привлекательность. Красные овощи, фрукты и ягоды – это красные яблоки, арбузы, вишня, гранат, клубника, малина, клюква, помидоры, свекла и др. Зеленые овощи и фрукты содержат хлорофилл, магний, калий и кальций, которые улучшают процесс пищеварения, укрепляют нервы и т. д. Такие овощи и фрукты также богаты витаминами А, В, С. Зеленый окрас имеют некоторые яблоки, киви, авокадо, огурцы, капуста, горох, шпинат, сельдерей, салат и т. д. Плоды сиреневого цвета – черника, голубика, ежевика, виноград, сливы, баклажаны замедляют процесс старения и оказывают противомикробное действие.

Овощи поставляют в организм человека не только витамины, но также минеральные вещества, такие как железо, магний, фосфор, кальций, калий и др. Эти вещества улучшают процесс пищеварения, подготавливают организм к принятию более тяжелой пищи, способствуют лучшему усвоению рыбы и мяса.

3. Заключительный этап (оценка работы детей).

Воспитатель предлагает детям вспомнить, в какие игры они играли, какие задания выполняли, что им было интересно и запомнилось больше всего. Затем воспитатель оценивает работу каждого ребенка.

Все вместе: ученик 1 ученик, 2 ученик 3, ученик 4.

Мы здоровы ты и я! Витаминам все ура!

Будем спортом заниматься и конечно закаляться.

Наш ответ всегда таков: Будь здоров! Всегда здоров!

- Вы ребята молодцы! Доброго вам всем здоровья!

Список используемой литературы

1 .Г. К., Зайцев, А. Г. Зайцев - Твое здоровье. Укрепление организма. – С. -Пб: 1998 г.

2. Г. К. Зайцев. Уроки Знайки. Воспитай себя. – СПб: 1999 г.

3. Н. В. Елкина. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: 1997.

Актуальность: с каждым годом возрастает количество детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается непрерывный рост общего уровня заболеваний среди школьников.

Проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни становится в современном обществе актуальной.

Проблема: я часто слышу: “Мойте руки, а то микробы попадут в организм”, или “Там много микробов”.

Человека окружает множество микроорганизмов, невидимых невооруженным глазом.

И мне стало интересно. Какие они микробы, где живут, чем питаются, и неужели они все такие вредные и опасные?!

Цель проекта: выяснить, что такое - микробы, какие бывают микробы, какова их роль в жизни человека.

Задачи:

1. Собрать информацию и изучить жизнь микроорганизмов; расширить словарный запас.

2. Учиться работать с микроскопом, изучить его устройство и провести исследование.

3. Развивать интерес к окружающему миру, к здоровому образу жизни.

  • теоретические: изучение источников информации.
  • практические: опыты, наблюдение, практический анализ
  • исследовательский
  • информационный
  • краткосрочный

Этапы исследования:

1.“Открытие” значения слов: микроб, микроорганизм, бактерии.

2. Изучение истории открытия микроорганизмов и виды микробов.

3. Социологический опрос школьников.

4. Изучение устройства микроскопа и проведение наблюдения.

5. Как избежать инфекционных болезней.

Значение слов

  • Микроб – тоже, что и микроорганизм.
  • Микроорганизм - мельчайший, преимущественно одноклеточный животный или растительный организм, различимый лишь в микроскоп.
  • Бактерии – микроорганизм, преимущественно одноклеточный.

Из истории

Первые жители Земли – микробы - появились около 4 миллиардов лет назад. Два миллиарда лет они оставались единственными обитателями Земли. Микробы изловчились создавать колонии внутри крупных организмов, процветая и размножаясь в этой богатой питательными веществами среде.

Левенгук открыл неведомый мир живых существ - микроорганизмов, которые играют огромную роль в природе и в жизни.

С того времени прошло более трех столетий.

За это время ученые многое узнали о жизни бактерий. Наука ушла далеко вперед. Современный микроскоп – довольно внушительный прибор со сложной системой линз.

Работая над проектом, я провела социологический опрос одноклассников, побывала с мамой в лаборатории и изучила устройство микроскопа.

Кто микроскопа не видал
И не смотрел в него ни разу,
Тот, очень много потерял,
Ему, мы честно скажем сразу.
Ведь в микроскоп, ведь в микроскоп,
Видны мельчайшие создания.
И рядом с ними даже клоп,
Гигантом будет мироздания.

Слово “микроскоп” — это комбинация двух греческих слов: “микрос” (маленький) и “скопос” (наблюдатель). Таким образом, “микроскоп” означает “наблюдатель маленького”. С помощью микроскопа были сделаны важные открытия. Микроскопы есть электронные и световые. Для меня стало открытием их устройство. В микроскопе есть объектив, зеркало, окуляр, штатив, предметный столик.

Мои наблюдения

Когда я попыталась рассмотреть под микроскопом листики деревьев, комнатных растений, то очень удивилась! Все было увеличено во много раз!

Интересно наблюдать в микроскоп и изучать все то, что невидимо простым глазом.

Работая в лаборатории с микроскопом, я разглядела огромное количество микроорганизмов и бактерий.

Мельче комаров и мошек
В много-много тысяч раз.
Тьма невидимых зверушек
Жить предпочитает в нас.

Какие бывают бактерии

Некоторые бактерии полезны нам, людям: они помогают перерабатывать пищу, попавшую в кишечник. Другие же вечно досаждают нам.

В каждом доме хранится целый арсенал оружия против микробов – домашняя аптечка. Но микробы не хотят уступать. В середине 20 века, после появления антибиотиков, многие инфекционные болезни были побеждены.

Но микробы оказались живучей, чем представляли ученые.

С помощью лазерного микроскопа ученые убедились, что микробы действуют сообща. Возможно, в этом – залог их непобедимости.

Бактерии – одноклеточные микроскопические организмы.

Бактерий много в почве, на дне озер и океанов – повсюду, где накапливается органическое вещество

Они живут в холоде, когда столбик термометра чуть превышает нулевую отметку, и в горячих кислотных источниках.

Некоторые бактерии переносят очень высокую соленость с температурой выше 90 градусов; в частности, это единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море.

Американские исследователи обнаружили в пробах льда, взятых в Гренландии на глубине 3000 метров, - там, где лед частично смешался с вечной мерзлотой, - многочисленные колонии микробов: всего 40 видов, а возраст – не менее 120 тысяч лет. Некоторые из них, попав в лабораторию, стали размножаться; только делали это медленнее.

Существует две тысячи видов бактерий, и живут они повсюду.

Одним словом, бактерии вездесущи!

цилиндрической формы – палочки;

шарообразной формы – кокки (от греческого “кокос” - “зерно”)

Микробов огромное количество и обо всех не рассказать, я расскажу о тех, которые меня больше всего заинтересовали.

Светящиеся бактерии

Еще в 1960-е годы ученые выяснили, что микробы могут обмениваться информацией. К этому выводу пришли, исследуя поведение морских светящихся бактерий. Эти микробы паразитируют в органе свечения каракатицы и излучают свет. Благодаря “фонарику”, вросшему в тело, каракатица находит пищу и высматривает врагов.

В толще океана, куда не доходит солнечный свет, обитают загадочные глубоководные рыбы. Многие из них приспособились жить в кромешной темноте и сами освещают себе дорогу особыми выростами тела. Но светятся не сами рыбы, а живущие в их выростах бактерии. Среди бактерий встречаются такие, которые обладают особенностью светиться.

Светящиеся бактерии излучают зеленый или голубоватый свет, хорошо заметны в темноте.

Вредные и полезные

Микрофлора организма человека “весит” до 1,5 кг. Бактерии живут на коже, слизистых оболочках, в органах пищеварительной системы, выполняя роль наших помощников и защитников.

Мельче комаров и мошек
В много-много тысяч раз.
Тьма невидимых зверушек
Жить предпочитает в нас.

“Вредные” микробы – также чувствуют себя в нашем теле весьма комфортно, а при ослаблении иммунитета и вовсе “распоясываются”, провоцируя различные заболевания. Поэтому от человека к человеку они передаются с зараженной пищей или питьевой водой, с вдыхаемыми капельками влаги, попавшими в воздух при чихании, кашле или просто при разговоре больного. Бактерии способны вызывать огромное количество инфекционных заболеваний.

  • Знать правила личной гигиены.
  • Мыть руки с мылом.
  • Не пить сырую воду.
  • Чистить зубы и регулярно посещать стоматолога.
  • Надо гулять на свежем воздухе.

Большинство людей уверены, что от микробов — один вред. Но это не так есть много полезных микробов. Пенящийся квас, мягкий ноздреватый хлеб — мы бы не попробовали их, если бы не наши друзья-микроорганизмы.

Молочнокислые бактерии

Давайте вспомним кефир, прокисшее молоко, кумыс, простоквашу, сметану, творог, сыр. Этих полезных молочных продуктов не было бы, если бы не молочнокислые бактерии. Попадая в молоко, эти организмы начинают бродить и превращать молочный сахар в молочную кислоту.

Мельчайшие живые существа играют на Земле свою неоценимую роль. Бактерии преобразовывают органические вещества в неорганические, очищая нашу планету от мусора.

Заключение

Прочитав книги о микробах, проведя наблюдение в лаборатории, я узнала:

Микробы - это очень маленькие микроорганизмы, которые можно увидеть только с помощью микроскопа.

Да! Микроскоп такая штука,
Что удивила и меня.
С ним открывается наука
Мне микробиология.

На земле огромное количество микроорганизмов. Микробы встречаются везде: в пустыне и в океане, в горах и в поле, и даже у нас в организме. Они очень живучи и вездесущи.

Микробы бывают полезные и вредные для человека. С вредными бактериями человек может бороться, только соблюдая правила личной гигиены.

Наименьшие живые организмы — бактерии. Все знают о их вреде, но они могут приносить и пользу.

Что такое бактерии?

Бактерии — это одноклеточные организмы микроскопических размеров, одна из разновидностей микробов.

Их можно найти в каждом уголке нашей планеты — и в Антарктиде ,и в океане, и в космосе, и в горячих источниках, и в самых солёных водоемах.

Общий вес бактерий в каждом человеке достигает 2 кг! А их размеры редко превышают 0,5 мкм.

Огромное количество бактерий населяют организм животных, выполняя там разнообразные функции.

Как выглядят бактерии?

Они могут иметь палочковидную, сферическую, спиралевидную и другую форму. При этом большинство из них бесцветно, лишь редкие виды окрашены в зелёный и пурпурный вид. Причём на протяжении миллиардов лет они изменяются только внутренне, а их внешний вид остается неизменным.

доклад бактерии

Кто открыл бактерии?

Первый исследователь микромира — голландский натуралист Антони Ван Левенгук. Именно он придумал первый микроскоп. По сути это была крохотная линза диаметром с горошину, дававшая увеличение в 200-300 раз. Пользоваться ею было можно, только прижимая к глазу.

Общая информация о бактериях

Именно бактериям наша планета обязана зарождению многоклеточных форм жизни. Именно они играют главную роль в поддержании кругооборота веществ на Земле. Поколения людей сменяют друг друга, отмирают растения, накапливаются бытовые отходы и отжившие оболочки различных существ — все это утилизируется и с помощью бактерий разлагается в процессе гниения. А образующиеся при этом химические соединения возвращаются в окружающую среду.

Существует ещё одна опасность, которую несут бактерии. Они вызывают отравление людей, потребляющих испорченные продукты — консервы, колбасные изделия и т. д.

Великим прорывом в борьбе с болезнетворными бактериями было открытие в 1928 году пенициллина — первого в мире антибиотика, который способен подавлять рост и размножение бактерий. Так люди научились лечить заболевания, которые ранее приводили к смерти.

Но бактерии способны адаптироваться к действию антибиотиков. Эта способность бактерий к мутации, стала настоящей угрозой для здоровья людей и привела к появлению неизлечимых инфекций.

У американцев, традиционно потребляющих высококалорийную пищу (фастфуды, гамбургеры), бактерии способны переваривать пищу с высоким содержанием жиров. А у некоторых японцев кишечные бактерии адаптированы на переваривание водорослей.

Роль бактерий в жизни человека

Использовать бактерии люди начали еще до их открытия. С древности люди изготавливали вино, заквашивали овощи, готовили кефир, простоквашу и кумыс, творог и сыры.
Значительно позднее, было установлено, что во всех этих процессах участвуют бактерии.

Сейчас ученые планируют создать светочувствительные бактерии и их применять для производства биологической целлюлозы.

Доклад про бактерии 3 класс

Бактериями называют микроорганизмы, которые настолько малы, что их невозможно разглядеть невооруженным глазом. Изучением микробов (бактерий) занимается микробиология– одна из областей медицинских знаний.

Бактерии – одна из древнейших форм жизни на нашей планете. В настоящее время описаны более десятка тысяч их видов, и с каждым днем количество открытых видов становится все больше. Их открытие во многом связано с конструированием микроскопа, чем мы обязаны голландскому исследователю Антони ван Левенгуку.

Где обитают бактерии?

Размер бактерий очень мал, их без микроскопа не увидишь. Множество бактерий обитают всюду, практически на всех предметах, которые расположенных вокруг нас, но мы их не видим. Их можно обнаружить в почве, воде, воздухе, на теле животных и человека. Бактерии переносят низкие и высокие температуры и могут жить в самых экстремальных условиях. Например, единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море, — это именно бактерии. В помещении в каждом кубометре воздуха содержится до 1 млн. бактерий.

Строение

Строение бактерий отличительно от других живых существ. Их тело одноклеточное, покрытое несколькими слоями оболочки. За оболочкой скрыта вязкая жидкость в которой находятся составляющие бактерии, отвечающие за ее жизнедеятельность.

Бактерии бывают подвижными и неподвижными. Для передвижения у бактерии есть выросты с внешней стороны оболочки. Преимущественно бактерии не имеют цвета и являются почти прозрачными, но есть бактерии зеленоватого и красноватого цветов.

Питание бактерий

Внешняя оболочка этих живых организмов пропускает через себя все питательные вещества. Некоторые бактерии питаются солнечной энергией. Подобно растениям они перерабатывают солнечные лучи. Некоторые виды употребляют различные химические вещества, поглощая железо, водород и аммиак. Бактерии питаются органическими веществами, селясь в гниющих продуктах, останках животных и растений.

Виды бактерий.

Бактерии бывают аэробные и анаэробные. Первым для жизнедеятельности необходим кислород, вторые могут обойтись без него. Аэробные бактерии могут находиться практически везде: в еде, на поверхности кожи или предметов. Анаэробные сосредоточены там, где другие бактерии не смогут выжить: в глубине почвы, в герметичных емкостях или внутри человеческого тела. Такие виды бактерий опасны и вызывают трудноизлечимые заболевания.

Размножение.

Эти микроорганизмы размножаются делением. Одна бактерия делится на две половинки и от нее образуется вторая взрослая бактерия. Такой процесс размножения протекает очень быстро. При хороших условиях и питании размножение бактерий ускоряется.

Вредные и полезные бактерии

Вредные бактерии вызывают тяжёлые заболевания у человека (туберкулёз, сибирскую язву, ангину, пищевые отравления, и др.), животных и растений (например, бактериальный ожог яблонь). Благоприятные внешние условия увеличивают скорость размножения бактерий и могут вызвать эпидемии.

Кроме вредоносных бактерий, которые вызывают различные заболевания, замедляют заживление ран или делают продукты питания непригодными, есть еще и полезные бактерии. Есть типы бактерий, которые преобразуют продукты, например, превращают молоко в сыр, сметану или кефир, либо с их участием получаются квашеные и соленые овощи. В природе бактерии помогают разлагать мертвые растения и животных, очищая природу и создают плодородность почвы.

Самые полезные бактерии -бифидобактерии. Полезные бактерии нужно поддерживать в организме, так как они очень сильно помогают ему.

Надеемся, изложенная информация о бактериях помогла Вам. А свой рассказ о бактериях Вы можете оставлять через форму комментариев.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии дети в игровой форме знакомятся со значением микробов в жизни человека. Они путешествуют по городам Микробии, в заключении узнают о вреде и и способах борьбы с микробами.

Цель: Познакомить с понятием микробы.

Расширить знания о значении микробов в жизни человека.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать – начальные сведения о роли бактерий в природе и жизни человека.

Уметь –объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

Личностные УУД:

- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, способности к самооценке своих действий.

Регулятивные УУД:

- способность к организации деятельности (самоконтроль);

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей по плану;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Коммуникативные УУД:

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить речевые высказывания;

- вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Познавательные УУД:

- умение читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно её находить в материалах учебника, дополнительной литературе, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

1. Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

Чистота — залог здоровья,

Чистота нужна везде:

Дома, в школе, на работе,

И на суше, и в воде.

Руки с мылом надо мыть,

Чтоб здоровенькими быть.

Чтоб микробам жизнь не дать,

Руки в рот не надо брать.

Всякий раз, когда едим,

О здоровье думаем:

Мне не нужен жирный крем,

Лучше я морковку съем.

Чтоб здоровье сохранять,

И от лени постарайся

От простой воды и мыла

У микробов тают силы.

Чтоб микробам жизнь не дать,

Руки в рот не надо брать.

-Ребята, скажите, пожалуйста, о чём или о ком говорится в стихотворении?

- Что вам известно о микробах?

- Как вы думаете, почему наш сегодняшний разговор пойдет о микробах?

- Что бы вы хотели узнать о микробах?

Напишите вопросы на листочках.

Микробы (микроорганизмы, бактерии) – это мельчайшие живые организмы, видные только в микроскоп. Могут вызывать болезни человека, животных, растений.

-Сегодня мы совершим увлекательно-познавательную экскурсию по стране

3. Микробово- главный город Микробии.

- Как вы думаете, о чем мы узнаем в этом городе? (Ответы детей)

- А вы знаете кто такие микробы? Какие они бывают? Какую пользу они приносят?

1-ученик: Если взглянуть в микроскоп на капельку крови больного, то можно увидеть крохотные палочки, спиральки. Это и есть вредители-микробы: бактерии, бацильные, вирусные.

2-ученик: Микробы обитают везде- в воздухе, в воде, в продуктах, в земле.

3-ученик: Но вредят они нашему организму тогда, когда их количество резко увеличивается, а организм ослаблен, не может сопротивляться большому количеству микробов.

4-ученик: Они попадают в нас и отравляют нашу кровь ядом, вызывая болезнь. При этом температура тела повышается. И как вы думаете, что обычно люди делают. (Обращаются к врачу.)

Предлагается разыграть ситуацию.

Вам предстоит встреча с врачом. Вы боитесь, нервничаете. Попробуйте найти слова, которые вас поддержат, убедят в необходимости посещения доктора. Соберите эти слова и напишите их в тетрадь. (Ответы детей.)

- Хорошо молодцы. А теперь скажите, что же надо делать, чтобы вылечиться?

5-ученик: Когда инфекция, состоящая из микробов, начинает захват организма, срочно ложись в постель и пей побольше жидкости: чай из трав с медом, с малиной, горячее молоко. Помогайте лейкоцитам, ведь они вступают с микробами в бой.

5. Витаминный.

Кто-то уже сказал, что принимать витамины, чтобы укрепить свой организм. Следующий город – так и называется Витаминный.

6-ученик: Чтобы не пропустить микробы, нужно укреплять защитные силы организма: кушать пищу богатую витаминами, особенно с витамином С, он тоже ведет бой с микробами, чаще мыть руки, больше бывать на свежем воздухе. Вот простые правила- борьбы с микробами.

6.Фантазия. Этот город у них называется очень интересно, необычно- стафилококки. Давайте нарисуем бой с микробами и придумаем про них загадку!

Дайте 3 слова – характеристики к микробам.

Какой? Что такое же?

У меня получилась загадка: Страшный, как чудовище, малюсенький, как капелька, опасный как преступник.

Сейчас нас ждет еще один город.

7.Угадайкино.

Распределите слова по группам.

Кожа 2. Язык. 3.Ухо. 4.Глаза

Холодно, горько, громко, свежо, кисло, горячо, тихо, темно, сладко, звонко.

И чтобы вернуться домой, куда мы должны идти? (Обратно в Микроскоп.)

- Нас теперь микробы просто так не отпустят, мы должны рассказать, что вы узнали о микробах.

Этап рефлексии.

- А сейчас, я попрошу подвести итог и оценить свою работу на уроке.

Перед вами увеличенная модель микроба. Прикрепите на него:

зеленый кружок - если своей работой на уроке вы довольны, у вас все получилось;

желтый - если старались, но не все смогли сделать;

красный - если урок был вам неинтересен и ничего нового вы не узнали.

- Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Микробы в микробе! Вопрос для самых любознательных: а есть ли микробы у микробов. Надеюсь, что на следующий урок кто-то из вас сможет ответить на этот вопрос. Спасибо за работу.

Читайте также: