Миграционный контроль в российской федерации доклад

Обновлено: 05.07.2024

Федеральная миграционная служба (ФМС России) — федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. В настоящее время подведомственна МВД России.

С 15 января 2007 г. вступило в силу новое миграционное законодательство.

В Законе упорядочены понятия место жительства и место пребывания, а также регистрация по месту жительства и регистрация по месту пребывания. Введено новое понятие – учет по месту пребывания. Определен новый (уведомительный) порядок регистрации. Однако, по сравнению с исходным вариантом (принятым в первом чтении), в окончательной редакции уведомление осущест- вляет не иностранный гражданин, а принимающая сторона (фирма, хозяйка квартиры, комендант общежития). Также изменяется форма и содержание миграционной карты (за счет увеличения количества сведений, фиксируемых в ней) и повышается ее статус, как необходимого документа для установления легитимности нахождения иностранного гражданина в Российской Федерации.

Важным шагом на пути развития современной, всесторонней системы государственного регулирования миграции в Российской Федерации является разработка и одобрение Правительством Российской Федерации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р).

Указанная Концепция “представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области управления миграционными процессами” (из преамбулы Концепции).

В Концепции выделены следующие основные направления регулирования миграции:

o обеспечение контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации;

o создание условий для интеграции вынужденных мигрантов;

o содействие привлечению мигрантов на работу в Российскую Федерацию с учетом потребности экономики страны в трудовых ресурсах;

o поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом;

o оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;

o создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных районах Российской Федерации;

o содействие добровольному переселению соотечественников из стран СНГ и Балтии.

Федеральная миграционная служба (ФМС России) — федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. В настоящее время подведомственна МВД России.

С 15 января 2007 г. вступило в силу новое миграционное законодательство.

В Законе упорядочены понятия место жительства и место пребывания, а также регистрация по месту жительства и регистрация по месту пребывания. Введено новое понятие – учет по месту пребывания. Определен новый (уведомительный) порядок регистрации. Однако, по сравнению с исходным вариантом (принятым в первом чтении), в окончательной редакции уведомление осущест- вляет не иностранный гражданин, а принимающая сторона (фирма, хозяйка квартиры, комендант общежития). Также изменяется форма и содержание миграционной карты (за счет увеличения количества сведений, фиксируемых в ней) и повышается ее статус, как необходимого документа для установления легитимности нахождения иностранного гражданина в Российской Федерации.




Важным шагом на пути развития современной, всесторонней системы государственного регулирования миграции в Российской Федерации является разработка и одобрение Правительством Российской Федерации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р).

Указанная Концепция “представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области управления миграционными процессами” (из преамбулы Концепции).

В Концепции выделены следующие основные направления регулирования миграции:

o обеспечение контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации;

o создание условий для интеграции вынужденных мигрантов;

o содействие привлечению мигрантов на работу в Российскую Федерацию с учетом потребности экономики страны в трудовых ресурсах;

o поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом;

o оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;

o создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных районах Российской Федерации;

o содействие добровольному переселению соотечественников из стран СНГ и Балтии.

Миграционный контроль в Российской Федерации как элемент системы государственной безопасности

Богатство образовательного, научного и творческого достояния России даст видимые преимущества для создания конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях экономики, которую определяют не темпы освоения наших природных ресурсов, а идеи, изобретения и умение быстрее других внедрять их в жизнь. Несомненно, Россия является крупнейшей страной с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу своего значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте играет важную роль в глобальных процессах.

В последние годы происходит интеграция России в мировую экономику, расширяется сотрудничество с международными экономическими и финансовыми институтами. Сохраняется общность интересов России и других государств по проблемам международной безопасности, включая контроль за противодействием распространению ОМУ и нелегальной миграции, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, торговлей людьми.

В Послании — 2008 Федеральному Собранию РФ Президент страны обратил особое внимание, во-первых, на оптимизацию организации миграционных процессов внутри страны; во-вторых, на создание реальных условий для повышения мобильности российских граждан — как эффективного способа перераспределения трудовых ресурсов, так и обеспечения права граждан на труд. Кроме того, требуют совершенствования механизмы регулирования внешней миграции, чтобы получить правовое оформление, адекватное потребностям страны и масштабам миграций, в том числе по вопросам приобретения российского гражданства, которое должно стать доказательством успешности интеграции иностранцев и апатридов в российский социум, восприятия его культуры и традиций. Речь идет о сохранении баланса на рынке труда и первоочередного обеспечения интересов российских граждан.

Для целенаправленного исследования актуальных проблем государственно-правового регулирования вопросов миграционного контроля в России представляется целесообразным избрать следующий алгоритм: во-первых, проанализировать основные угрозы безопасности России; во-вторых, выявить особенности функционирования системы иммиграционного контроля в России (ее состояние и перспективы); в-третьих, обосновать особенности организации и определить перспективы правоохранительной деятельности в сфере миграции в интересах обеспечения безопасности России.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Право и юриспруденция

Содержание

1. Реализация государственной миграционной политики в России 5

1.1. Цели, задачи и принципы государственной миграционной политики 5

1.2 Основные направления российской государственной миграционной политики 9

2. Механизмы реализации миграционного контроля в России 18

2.1 Особенности миграционного контроля в России 18

2.2. Государственные органы, осуществляющие деятельность в сфере миграционных отношений 23

Список использованной литературы 30

Выдержка из текста

Предметом исследования являются механизмы миграционного контроля в РФ.

Целью данной работы является рассмотрение миграционного контроля в РФ.

Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:

  • изучение целей, задач и принципов государственной миграционной политики;
  • определение основных направлений российской государственной миграционной политики;
  • анализ особенностей миграционного контроля в России;
  • характеристика государственных органов, осуществляющих деятельность в сфере миграционных отношений.

При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: анализ и синтез, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, системного анализа и другие.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и списка использованной литературы.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993

5. Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом России

1. июня 2012 года)

6. Указ Президента Российской Федерации от

2. июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 26, ст. 2820)

7. Агрба А.А. Изменения в сфере миграционного законодательства, вступившие в силу с 1 июля 2016 г. [Текст]

8. Акмалова А.А. Формирование миграционной системы СНГ / А.А.Акмалова, В.М.Капицын // Россия и совр. мир. — 2014. — № 3. — С.72-83.

9. Александров Ю. Чужие в нашем огороде // Новое время. — 2014. — № 47. — С.14-15.

10. Ахиезер А.С. Территориальная миграция — реализация потребности в полноте бытия / А.С. Ахиезер // Обществ. науки и современность. — 2014. — № 3. — С.141-149.

11. Баньковская С.П. Миграция, свобода и гражданство: парадоксы маргинализации / С.П. Баньковская // Власть. — 2014. — № 4. — С.120-126.

12. Барсукова С.Ю. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в зеркале идеологий // Полис. -2015. — № 5. — С. 31-42.

13. Белл М.Л. К вопросу о миграции в России / М.Л. Белл // Соц.-гуман. знания. — 2014. — № 5. — С.174-187.

14. Блинова М.С. Современные концепции миграции населения: критический анализ / М.С. Блинова // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. — 2014. — № 3. — С.61-65.

15. Бобылев В. Миграционная политика (сущность, структурное строение, основные типы) / В. Бобылев // Власть. — 2015. — № 6. — С.61-64.

16. Волох В. Миграция и Россия: динамика, риски и перспективы / В. Волох // Власть. — 2014. — № 6. — С.10-16.

17. Воробьева О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации / Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ — 2015. — № 9 (202).

18. Глущенко Г.И. Миграция и развитие: мировые тенденции / Г.И. Глущенко // Вопросы статистики. — 2016. — № 2. — С.65-79.

19. Горшколепова И.В., Алексеев Г.Е. Политико-правовые аспекты регионального управления миграционными процессами // Миграционная политика в XXI веке. – Ростов н/Д, 2015. – 254 с.

20. Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации / под ред. Прудникова А.С., Тюркина М.Л. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. — 480с.

21. Ионцев В.А. Международная миграция населения. Россия и современный мир. // Социс. 2015. № 3. С. 7-11.

22. Костаков В. Миграция: беда или благо? // Экономист. — 2015. — № 2. -С.34-39.

23. Костин Р.А., Лухнов А.Ю. Современные миграционные процессы и их тенденции в современном обществе // Регион: Политика. Экономика.Социология. — 2016. — № 3. — С.29-33.

25. Миграционные процессы в трансформируемом обществе / РАН. Ин-т междунар. экон. и полит. исслед.; Ред. Чудакова Н. — М.: Эпикон, 2014. – 245 с.

26. Модено В.А. Россия и миграция: История, реальность, перспективы / Моденов, В.А., Носов А.Г. — М.: Прометей, 2014. — 328с.

27. Основы миграционной политики: Учебное пособие / Под общ. ред. И.Н. Барцица. Отв. ред. Т.С. Иларионова. — М.: Изд-во РАГС, 2012.

29. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения / Л.Л. Рыбаковский. — М.: ИСПИ, 2012. — 239с.

30. Цысина, Г. Мировой миграционный процесс и миграционная политика стран Запада / Г. Цысина // Общество и экономика. — 2013. — № 1. — С.100-110.

31. Черевичко Т.В. Миграционная динамика эпохи глобализации / Т.В. Черевичко. — Саратов: СГУ, 2012. — 200с.


Согласно Концепции государственной миграционной политики РФ, на период до 2025 г. одним из источников социально-экономического и демографического роста России является переселение мигрантов [1]. Также в Концепции указано, что миграционное законодательство РФ направлено на привлечение временных иностранных трудовых ресурсов и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации мигрантов. Несовершенство системы управления миграционными процессами является одной из причин большого числа незаконных мигрантов [2]. Нелегальная миграция является причиной роста теневой экономики, эксплуатации мигрантов, что приводит к снижению налоговых поступлений в федеральный бюджет, осложнению криминогенной обстановки в местах их проживания.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2201–1-ФЗ к функциям прокуратуры РФ относится осуществление контроля и надзора в целях обеспечения верховенства закона, укрепления законности, защиты прав и свобод человека [3]. Таким образом, органы прокуратуры осуществляют контроль и надзор за соблюдением миграционного законодательства РФ.

При противодействии правонарушениям прокуратура осуществляет свои функции самостоятельно, а также в рамках взаимодействия с иными государственными органами Российской Федерации. Пункт 1.1 Приказа Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. № 7 закрепляет одну из главных функций органов прокуратуры РФ — надзор за соблюдением и исполнением законодательства РФ в целях противодействия преступности [4]. Помимо этого, в приказе указано об организации взаимодействия и обеспечении постоянного обмена информацией с правоохранительными органами по актуальным проблемам, в частности в миграционной сфере.

В связи с этим задачей прокурора является обеспечение действенного надзора за исполнением миграционного законодательства в деятельности Министерства внутренних дел РФ, в частности Управления по вопросам миграции, органов государственной власти субъектов Федерации, налоговых органов. В целях восстановления законности и наказания виновных лиц прокуроры обязаны применять весь комплекс мер по фактам нарушений миграционного законодательства.

В случае совершения правонарушения мигрантами прокуратура и правоохранительные органы обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению виновных к ответственности. В то же время органы прокуратуры должны контролировать действия (бездействия) иных органов государственной власти, допускающих нарушения законодательства в сфере миграции.

Так, возможны факты неправомерного задержания мигрантов, некорректного обращения с ними, необоснованного отказа в оформлении разрешений на проживание и др. Кроме того, не всегда в заявлениях о регистрации по месту пребывания указываются необходимые сведения, не истребуются документы, предусмотренные Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства [5]. Также миграционными органами зачастую не соблюдается срок рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на временное проживание, установленный законом. Возможны случаи принятия уведомлений о прибытии иностранных граждан без указания сроков и места пребывания или с указанием недостоверных сведений, что в дальнейшем препятствует осуществлению надзора за пребыванием иностранных граждан на территории государства и раскрытию совершенных ими правонарушения.

В деятельности Управления по вопросам миграции МВД РФ отмечается неэффективный надзор за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые используют труд иностранных граждан. Объектом проверок органов контроля должна быть деятельность недобросовестных лиц, использующих нелегальный труд мигрантов, в то время как проверяется только исполнение миграционного законодательства физическими лицами. Также органам прокуратуры необходимо контролировать деятельность должностных и юридических лиц, использующих труд мигрантов без оформления документов. В ходе проверки прокуратурой г. Находка совместно со специалистами отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Находке в помещении кафе выявлен гражданин Китая, осуществляющий трудовую деятельность в качестве повара, не имея разрешения на работу. Поскольку юридическое лицо привлекло к работе иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу, городской суд усмотрел в этом нарушение миграционного законодательства [6].

Кроме этого, существует проблема массовой регистрации иностранных граждан по одному адресу. При обнаружении прокурорами данного нарушения необходимо своевременно предъявить в суд исковое заявление о признании недействительной постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан и о снятии их с миграционного учета [7]. Энгельсский районный суд Саратовской области удовлетворил исковое заявление заместителя прокурора г. Энгельса о признании незаконными действий УФМС России по Саратовской области и отдела УФМС России по Саратовской области в г. Энгельсе по неосуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, регистрации по месту жительства иностранных граждан в количестве 18 человек. Однако апелляционным определением Саратовского областного суда данное решение было отменено, поскольку на момент предъявления прокурором искового заявления в районный суд иностранные граждане были сняты с миграционного учета [8]. Несвоевременные меры прокурорского реагирования не позволяют восстановить нарушенные государственные и общественные интересы, в данном случае требования прокурора признаны незаконными и необоснованными, что влияет на эффективность деятельности органов прокуратуры в целом.

Стоит отметить, что успешная интеграция легальных мигрантов повышает уровень толерантности в обществе, поэтому целью прокурорского надзора является не только пресечение нелегальной миграции, но и обеспечение защиты прав законных мигрантов. Их права подлежат государственной защите наряду с правами граждан Российской Федерации. Однако органы прокуратуры не всегда обращают внимание на соблюдение прав мигрантов.

Таким образом, взаимодействие органов прокуратуры с МВД России, а также проверка прокурорами исполнения миграционного законодательства МВД России приведет не только к пресечению правонарушений в сфере миграции, но и своевременному предупреждению. Стоит отметить, что взаимодействие органов прокуратуры также целесообразно с иными органами государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне, общественными организациями, средствами массовой информации.

Основные термины (генерируются автоматически): место пребывания, миграционное законодательство, орган прокуратуры, место жительства, миграционный учет, орган, Россия, Саратовская область, сфера миграции, Российская Федерация.

Читайте также: