Миграционная ситуация в россии 2020 доклад

Обновлено: 19.05.2024

Миграция в России, предварительные итоги 2020 года

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

В 2020 году миграционный прирост населения России снизился на 63%

По данным оперативного учета за январь-декабрь 2020 года в России сохраняется тенденция роста численности населения за счет миграции, хотя миграционный прирост снизился на 63% по сравнению с аналогичными данными за 2019 год и смог компенсировать возросшую естественную убыль населения лишь на 15%.

Миграционный прирост населения России наблюдается с середины 1970-х годов, когда потоки мигрантов из РСФСР в другие союзные республики СССР стали меньше по объему обратных миграционных потоков, в основном за счет возвращения в Россию русскоязычного населения. После распада СССР сальдо международной миграции резко увеличилось, достигнув наибольшей величины в середине 1990-х годов (846 тысяч человек, или 5,7‰ в 1994 году[1]), после чего интенсивность международного миграционного обмена, а в результате и миграционного прироста быстро снижалась (рис. 1). В середине 2000-х годов отмечалась относительная стабилизация показателя, которая в конце десятилетия сменилась ростом, а затем стабилизацией на более высоком уровне и очередным снижением.


Рисунок 1. Число прибывших в Россию и выбывших из нее (тысяч человек) и миграционный прирост (на 10 тысяч человек населения), 1980-2020* годы

* за 2011 год приведены данные по новым (2011н) и прежним правилам учета (2011); 2012-2020 годы – оценка по новым правилам учета (2012-2019 годы – по данным годовой разработки, 2020 год - по оперативным данным за январь-декабрь); миграционный прирост рассчитан: МП (нетто)- как разность чисел прибывших в Россию и выбывших из России по текущему учету; МП (с корректировками) - как разность между общим и естественным приростом населения России с учетом итогов ВПН-2010[5]

В 2011 году после введения новых правил учета число прибывших в Россию из других стран на постоянное место жительства или с целью пребывания сроком 9 месяцев и более увеличилось, по данным Росстата, в 2,6 раза, составив почти 357 тысяч человек против 139 тысяч человек по прежним правилам учета. В 2012 году число мигрантов, прибывших в Россию, увеличилось еще на 17%, в 2013 году – на 15%, в 2014 году – на 20%.

Однако в 2015 году, в условиях введения санкций, экономического кризиса и значительного ослабления рубля, рост числа иммигрантов в Россию существенно замедлился - прирост составил всего 3%, а в 2017 году – 2%. В 2016 и 2018 годах числа прибывших в Россию даже сокращалось - на 4% и в том, и в другом году.

В 2020 году после введения ограничительных мер в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 объемы миграционных перемещений заметно сократились. По данным за январь-декабрь 2020 года в Россию прибыло из других стран на постоянное жительство или длительное пребывание 594,1 тысячи человек, что на 15% меньше, чем по аналогичным данным за тот же период 2019 года (696,4), но примерно соответствует значениям аналогичного периода 2017 года (589,0 тысячи).

Число мигрантов, выбывших из России на постоянное жительство (длительное пребывание) в другие страны, увеличивалось после расширения критериев миграции с определенным временным лагом по сравнению с ростом числа иммигрантов. В 2011 году число выбывших за пределы России увеличилось лишь на 13%, а в 2012 году возросло в 3,3 раза, что напрямую связано с изменением порядка учета долгосрочной миграции, поскольку в число выбывших стали автоматически попадать мигранты, срок пребывания которых в России закончился согласно разрешительным документам. В 2013 году число выбывших из России увеличилось еще на 52%, в 2014 году – на 66%, в 2015 году – на 15%.

В 2016 году число выбывших из России сократилось на 11%, но в последующие два года вновь стало увеличиваться - на 20% в 2017 году и на 17% в 2018 году, когда была учтена почти 441 тысяча эмигрантов. В 2019 году число эмигрантов снизилось на 6%, составив 416 тысяч человек.

По данным за январь-декабрь 2020 года число выехавших из России в связи со сменой места жительства (пребывания) вновь возросло – почти до 488 тысяч человек, или на 17% по сравнению с 2019 годом (411 тысяч человек).

Что касается чистой или нетто-миграции, отметим, что в результате опережающего роста учтенных прибытий миграционный прирост населения России за 2011 год составил почти 320 тысяч человек, что вдвое превысило значение показателя за 2010 год. В 2012 году из-за более быстрого роста числа выбытий величина миграционного прироста сократилась на 7,8%, а в 2013 году оставалась практически на том же уровне, что и в 2012 году, увеличившись на 0,3% (296 тысяч человек).

В последующие годы величина миграционного прироста преимущественно снижалась, опустившись в 2018 году до 125 тысяч человек. В 2019 году миграционный прирост населения России увеличился в 2,3 раза - до 285 тысяч человек в связи с более полным предоставлением информации территориальными органами МВД РФ, а в 2020 году, по предварительным данным за январь-декабрь, снизился в 2,7 раза, составив менее 107 тысячи человек. Коэффициент миграционного прироста снизился до 7,3 на 10 тысяч человек постоянного населения против 19,4 в 2019 году. Более низкие значения коэффициента миграционного прироста в период после 1990 года отмечались только в 2001-2004 годах по данным текущего учета миграции (МП (нетто) на рис. 1), но в дальнейшем они были существенно повышены в результате корректировки по итогам переписей населения.

Стоит отметить, что расширение критериев миграции со сменой постоянного места жительства (долгосрочной) привело к росту миграционного оборота – суммы числа прибывших и выбывших мигрантов. В 2018 году оборот международной миграции в России превысил миллион человек, а в 2019 году – 1117 тысяч человек, что на 11% больше, чем в 2018 году и почти втрое больше, чем в 2011 году (393 тысячи человек), когда впервые были применены новые критерии миграции. По данным за январь-декабрь 2020 года оборот международной миграции в России составил около 1082 тысяч человек.

Иммигранты, прибывающие в Российскую Федерацию из-за рубежа, являются в подавляющем большинстве выходцами из стран – бывших республик СССР. Среди переехавших на постоянное место жительства в Россию доля иммигрантов из стран Содружества Независимых Государств (СНГ), Балтии и Грузии (вышедшей из СНГ в 2009 году) составляла в 1997-2011 годах от 93% до 97% (рис. 2). Среди иммигрантов, учтенных по критериям, измененным в 2011 году, доля иммигрантов из стран СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии немного снизилась - до 90-92%.

Большинство мигрантов, прибывших в Россию до 2011 года, являлись ее гражданами (не менее трех четвертей, в отдельные годы эта доля превышала 90%[10]). Среди иммигрантов, учтенных по новым правилам, доля российских граждан снизилась вдвое, составив 40% в 2011 году. В последующие годы она продолжала сокращаться, опустившись до 23% в 2014 году, но затем вновь стала расти, увеличившись до 35% в 2018 году[11]. В 2019 году она оказалась несколько меньше – около 29%[12].

В то же время доля граждан других стран СНГ среди иммигрантов, въезжающих в Россию, напротив, более чем удвоилась, увеличившись с 20% в 2010 году до 50% в 2011 году. К 2014 году она возросла до 68%[13], а затем постепенно снижалась, опустившись до 58% в 2017-2018 годах. В 2019 году она немного повысилась, увеличившись до 61%[14].

Среди эмигрантов из России доля направляющихся на постоянное место жительства в страны ближнего зарубежья была заметно ниже до 2011 года, варьируясь от 46% (2004 год) до 67% (2007 год). В 2011 году она составила 61% среди эмигрантов, учтенных при снятии с регистрационного учета по месту жительства, и 65% среди всех эмигрантов, учтенных по новым правилам (по месту жительства и месту пребывания сроком 9 месяцев и более). В 2012 году доля выбывших в страны СНГ и Балтии, Грузию, Абхазию и Южную Осетию превысила 80% от общей численности эмигрантов из России и, постепенно увеличиваясь (за исключением 2016 года, когда она снижалась до 84%), достигла почти 89% в 2019 году.

По данным за январь-декабрь 2020 года доля эмигрантов, выбывших из России в страны ближнего зарубежья, составила 86,7%, в том числе в страны СНГ – 85,5%.

Среди учтенных эмигрантов из России до 2012 года преобладали российские граждане (94-96% в 2002-2010 годах, 80% в 2011 году). Автоматическое снятие с регистрационного учета по завершении срока пребывания привело к росту доли иностранных граждан среди мигрантов, выбывающих из России - до 84% в 2015 году против 18% в 2011 году и 2-4% в предшествующие годы. Затем она немного снизилась, составив 80% в 2016 году, 81% в 2017 году, 83% в 2018 году и около 82% в 2019 году. Доля россиян среди эмигрантов, выезжающих за пределы России, напротив, сократилась до 15% в 2015 году. В 2016 году она составила 19% и 17-18% в 2017-2019 годах.

В миграционном приросте населения России доля граждан России вновь начала расти. В 2000-е годы она составляла от 72 до 89%. После расширения критериев миграции она снизилась, сократившись до 27% в 2012 году. Затем она стала повышаться: в 2014 году превысила 30%, в 2015-2016 годах составила почти половину, в 2017 году - 61%, а в 2018 году миграционный прирост за счет граждан России даже несколько превысил общий миграционный прирост населения (125,1 против 124,9 тысячи человек)[15].


Рисунок 2. Число прибывших и выбывших из России (международная миграция) в 1997-2020* годах, тысяч человек

* за 2011 год приведены данные по новым и прежним правилам учета долгосрочной миграции; 2012-2020 годы – по правилам учета, измененным в 2011 году; 2020 год – по данным за январь-декабрь

Помимо Росстата сведения об основных показателях миграционной ситуации в Российской Федерации ежемесячно публикует Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел России. По данным за январь-декабрь 2020 года[16], на миграционный учет в регионах России было поставлено 9802 тысячи человек (на 50% меньше, чем за январь-декабрь 2019 года), в том числе 9341 тысяча человек, или 95%, - по месту пребывания, почти 462 тысячи человек, или 5%, - по месту жительства. Из общего числа поставленных на миграционный учет по месту пребывания первично (4181 тысяча человек) 56% въехали в Россию с целью работы, 6% - с целью учебы, 9% - с целью туризма, 28% - с частными или иными целями.

Среди поставленных на учет по месту пребывания в 2020 году еще в большей степени, чем в 2019 году (56% против 40%) преобладали выходцы из Узбекистана (3405 тысяч человек, или 36%) и Таджикистана (1829 тысяч человек, или 20%). Относительно многочисленными (почти по 8%) оставались выходцы из Киргизии (723 тысячи человек) и Украины (719). Число поставленных на учет по месту пребывания из других стран было, по крайней мере, вдвое меньше.

Из любой другой страны на постоянное место жительства в Россию переехало не более 7 тысяч человек.

За январь-декабрь 2020 года снято с миграционного учета 8973 тысячи человек (на 46% меньше, чем в 2019 году), принято около 126 тысяч решений о выдаче разрешений на временное проживание (-46%) и 223 тысячи решений о выдаче (первично) видов на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства (на 21% больше).

Значительно возросло число лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства Российской Федерации (о приеме, восстановлении, признании), - оно превысило 656 тысяч (на 32% больше, чем в 2019 году, что, в свою очередь, было на 85% больше, чем в 2018 году).


Таджикистан обогнал Казахстан в списке стран, чьи граждане получили российские паспорта в 2020 году, и вышел на второе место, уступая только Украине. В прошлом году рекордное количество таджикистанцев – более 63 000 получили гражданство России, страны, где многие их них трудятся уже третье десятилетие.

Считается, что 2020-й год серьезно нарушил мобильность людей по всему миру, что также сказалось как на самой миграции, так и на ее легализации – получении документов, регулирующих легальное проживание мигрантов и перемещенных лиц. Закрытие границ, в том числе между Россией и республиками Центральной Азии, привело к тому, что более половины трудовых мигрантов не смогли въехать в страну, а многие, оставшиеся без работы, выехали. К счастью для оставшихся, российские власти в 2020-ом году, столкнувшись с нехваткой трудовой силы, предоставили миграционные облегчения, продлили действие документов, а также остановили депортацию.

Эхо пандемии оставит свою печать на статистики с мигрантами в России, но факт остается фактом – в 2020 году Российская Федерация предоставила рекордное количество паспортов новым гражданам – почти 660 тысяч!

С 2017 года CAAN ежегодно собирает официальные миграционные цифры, публикуемые Министерством внутренних дел Российской Федерации, и сравнивает миграционные тенденции, касающиеся жителей Центральной Азии в России.

НОВЫЕ РОССИЯНЕ

145 000 выходцев из Центральной Азии стали полноценными гражданами Российской Федерации в пандемическом 2020 году. Это примерно на 20 000 человек больше, чем годом ранее – рост произошел за счет таджикистанцев, которые обогнали Казахстан в списке стран, чьи граждане обычно чаще всего получали паспорт РФ среди стран Центральной Азии. Таджикистан в этом своеобразном рейтинге уступает только Украине, чьи граждане, бывшие и нынешние, уже теперь традиционно сотнями тысячами ежегодно становятся россиянами. В 2020 году почти 410 тысяч украинцев получили российский паспорт в упрощенном порядке и составили 63% всех новых россиян 2020 года.

Традиционный интерес к российскому гражданству (выражаемый в пятизначных цифрах количества заявок) сохраняют бывшие советские республики (кроме Прибалтики, Грузии и Туркмении). Среди республик Центральной Азии по сравнению с прошлым годом рост новых россиян наблюдается у всех, кроме Казахстана, где произошел спад на семь тысяч. В Казахстане, конечно, высока доля этнических русских, которые чаще всего обращаются за гражданством РФ.

В случае предоставления каких-нибудь упрощенных схем легальной работы, возможно, желающих получить российское гражданство среди граждан республик ЦА приуменьшится – ведь обычно предтечей к обращению к гражданству становится стремление работать в РФ без искусственных преград и не платить огромные деньги за патент. Этим можно, объяснить, например, более низкие цифры обращения за гражданством РФ среди кыргызстанцев, так как они и так могут работать в России со своим паспортом.

Относительно небольшое количество узбекистанцев среди получающих российское гражданство (их меньше, чем, например, армян, и почти столько же, сколько молдаван и азербайджанцев) можно объяснить строгими требованиями узбекского законодательства по запрету двойного гражданства – указ о выходе из гражданства Узбекистана должен подписать сам президент.

У туркмен, как обычно, другой рынок для миграции, и это не Российская Федерация, куда они не могут въезжать без визы.

Приобретение гражданства РФ (принято, восстановлено, признано)

Страна 2017 2018 2019 2020
Таджикистан 29 039 35 732 447 07 63 389
Казахстан 40 718 45 362 50 492 43 404
Узбекистан 23 334 21 067 19 388 23 131
Кыргызстан 8 777 8 793 9 371 11 865
Туркменистан 729 1 044 1 361 2 451

БУДУЩИЕ РОССИЯНЕ

В 2020 году почти 225 000 иностранных граждан получили свой первый вид на жительство в России – это на 40 000 больше, чем в прошлом году. Рост произошел, в основном, за счет центральноазиатов, в частности граждан Таджикистана, которые, в этом году, вышли на первое место – почти 50 000 из этих документов были им выданы. Украинцам досталось менее 37 000, а за ними идут Казахстан и Узбекистан – по примерно 25 000.

По количеству тех, кто к концу года проживали с действительным видом на жительство, Таджикистан и Узбекистан замыкают тройку после Украины. К новому году у менее 125 тысяч украинцев были ВнЖ в России (это на 30 000 меньше, чем в прошлом году), а цифры по республикам ЦА смотрите ниже. Пятерку замыкают азербайджанцы (60 000) и армяне (56 000). Казахстанцев с ВнЖ в России больше, чем белорусов (35 000). Туркмен с ВнЖ в России проживает вдвое меньше, чем вьетнамцев (11 000).

С конца 2019 года вид на жительство в России начали выдавать бессрочно, хотя раньше этот документ нужно было продлевать каждые пять лет. Если нет сильной нужды, то теперь обладателям этого документа не обязательно тратить силы, нервы и время на получение гражданства, на что, наверное, и было рассчитано новое правило.

Выдача ВнЖ в РФ, 2020

Страна Выдано ВнЖ Общее количество проживающих с ВнЖ на конец года
Таджикистан 48 691 94 502
Казахстан 25 278 42 104
Узбекистан 24 055 86 191
Кыргызстан 9 087 14 812
Туркменистан 2 271 5 115

Примерно та же ситуация с разрешением на временное проживание (РВП). Таджикистан и Казахстан – в списке тех, кто в этом году получил РВП, опередили Украину. Но, если принимать во внимание общее количество иностранных граждан, которые в РФ к концу 2020 года проживали с РВП, все республики ЦА уступают Украине.

В 2021 году Россия на 35% снизила квоты на предоставлении РВП иностранным гражданам – если их было в 2020 году более 60 000, то в этом году только менее 40 000 иностранцев могли получать РВП. Но нужно сказать, что есть категория граждан, которые могут претендовать на РВП и вне квоты.

Выдача РВП в РФ, 2020

Страна Выдано РВП Общее количество проживающих с РВП на конец года
Таджикистан 31 416 53 220
Казахстан 22 311 38 095
Узбекистан 14 624 42 465
Кыргызстан 3 814 8 650
Туркменистан 2 085 2 527

РАБОТАТЬ В РОССИИ

..было трудно в этом году. Границы были закрыты, бизнес и предприятия – на локдауне. Границы РФ до сих пор закрыты для основной массы граждан Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана, и неизвестно еще, когда они откроются.

Но еще до закрытия границ весною 2020 года, а также после их открытия миллионы центральноазиатов, а точнее – более 2 миллионов 300 тысяч человек, успели въехать в Россию.

Постановка на первичный учет в РФ

Страна 2019 2020
Таджикистан 1 585 146 648 593
Казахстан 560 067 227 174
Узбекистан 2 584 207 1 165 148
Кыргызстан 583 717 247 467
Туркменистан 83 460 43 784

Соответственно, более чем наполовину уменьшилось количество легально въехавших трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в Россию – на 58% в Кыргызстане, 57% в Таджикистане, 56% в Казахстане и 52% в Узбекистане.

Цель въезда в РФ, 2020

Страна Работа Учеба Частная Туризм Иное
Таджикистан 507 255 15 127 106 324 2 531 17 356
Казахстан 60 461 30 494 101 994 11 299 22 926
Узбекистан 1 011 028 18 430 104 495 5 626 25 569
Кыргызстан 190 312 6 790 34 750 2 863 12 752
Туркменистан 3 906 29 293 3 632 2 456 4 497

В 2020 году 145 000 жителей ЦА получили паспорта РФ, еще почти 400 000 живут с ВнЖ и РВП и потенциально могут претендовать на гражданство РФ в будущем. Миллионы молодых рабочих рук ищут работу в России. О чем говорят эти цифры? Похоже на массовую миграцию из региона? Да. Мы опустеем? Нет.

Стоит повторить нашу мысль здесь из прошлого года. Демография в Центральной Азии пока справляется с таким оттоком населения, но очевидно, что в России уже появляются более массивные диаспоры выходцев из Центральной Азии, если учитывать количество тех, кто работает в России легально и нелегально. Точнее об общем количестве россиян происхождением из ЦА мы узнаем в следующем году, когда подводятся итоги переписи, которая запланирована на осень нынешнего года.

Нелегалы в РФ

Внутренняя миграция

При установлении дальнейших показателей использовалась статистика миграции в России 2014 года, в частности, за период с января по август. После анализа данных был составлен следующий рейтинг регионов Российской Федерации по привлекательности для мигрантов.

Регион Миграционный прирост (чел.)
Московская область 67 918
Санкт-Петербург 23 094
Москва 22 366
Краснодарский край 21 113
Ленинградская область 14 811

Представленные в этом рейтинге регионы стали первыми в соответствующих рейтингах в своих федеральных округах (ФО). В остальных, в соответствии со статистикой, лидировали по приросту миграции регионы:

Федеральный округ Регион Миграционный прирост (чел.)
Северо-Кавказский Ставропольский край 1 935
Приволжский Республика Татарстан 4 596
Уральский Тюменская область без автономных округов 7 252
Сибирский Новосибирская область 5 831
Дальневосточный Амурская область 526

Сколько мигрантов в России в 2020 году?

При сопоставлении количественного показателя приезжающих и отъезжающих наблюдается преимущество первых, в основном за счет мигрантов из стран СНГ. Однако число въезжающих в Россию растет медленнее, нежели поток отправляющихся из страны. Так, число прибывших в страну до августа 2019 г. составило 362 384 человека, а за этот период в 2018 году — 315 250 чел.

Миграция населения в России в 2014 году

Миграционный прирост населения РФ, отмечают в Росстате, снизился на 16,2%, причиной чему послужило увеличение числа выбывших из страны (в сравнении с предыдущим годом, в 2019 году выехало на 83 тыс. человек больше). Преимущественное большинство наших соотечественников уезжает в США, Германию, Канаду и Финляндию.

Нельзя не упомянуть о немалой волне эмигрантов из России на Запад. В данном направлении следуют преимущественно бизнесмены и предприниматели.

Миграция в России в 2014 году: видео

Прогнозы роста эмиграции

Российской Федерации, по прогнозам многих экспертов, рекомендуется готовиться к новой волне эмиграции. Покинуть страну стремятся многие, однако большую часть из них представляют высококвалифицированные специалисты, которые смогут без особых проблем устроиться на работу за границей.

Эмиграция квалифицированных специалистов

Трудовые мигранты в России в 2019 году отображают весьма положительную картину с немалым приростом, обеспечивающимся в основном, как уже ранее отмечалось, за счет переселенцев из стран СНГ.

Однако в случае с миграцией квалифицированной рабочей силы ситуация кардинально противоположная. Здесь на первый план выступают сложность организации научной деятельности, трудности с созданием серьезных исследовательских проектов и просто невозможность полноценного обмена технологиями и информацией.

Кроме того, для многих предпринимателей и профессионалов важнее всего, чтобы производимые ими продукты пользовались спросом среди наибольшего круга лиц, и как раз отъезд на постоянное проживание в другую страну позволяет им выйти на открытый внешний рынок

Реэмиграция работавших за рубежом

В последнее время частыми стали случаи, когда некоторые компании за рубежом массово сокращают российских специалистов из офисов. Наиболее заметна такая тенденция в машиностроении и нефтяной промышленности, которые больше всего затронули экономические санкции Запада. При потере рынка сбыта в России компании нет смысла держать в своем штате работников, обслуживающих этот рынок, – специалистов, инженеров, продавцов.

В результате этого уволенные россияне либо ищут другое место работы, либо же возвращаются назад в Россию. Это направление миграции населения России, как бы это парадоксально ни звучало, несколько улучшает миграционную статистику, однако экономическая конъюнктура страны при этом практически не изменяется.

Статистика эмиграции из России: видео

Основные причины эмиграции

Согласно данным статистического ведомства, отток рабочей силы из страны происходит по нескольким направлениям, причем причины для этого самые разные: одних не устраивает оплата труда, другие отталкиваются от невозможности работать – отсутствия необходимого оборудования, материалов и т.д.

Возросшее количество мигрантов в России 2019 года служит отображением того, что экономика страны как в целом, так и в отношении отдельных отраслей не изменилась к лучшему, и существующие проблемы по-прежнему находятся на макроуровне.

Можно с большой уверенностью сказать, что значительное число переселенцев – в том и другом направлении – составили граждане, которых подтолкнули к этому политические события в разных странах 2019 года.

Подобного рода миграционные процессы для России могут быть достаточно полезны, однако не в нынешней обстановке, характеризующейся очень высоким показателем нестабильности.


Шоки пандемии и начинающегося экономического кризиса, которые испытала на себе трудовая миграция в России, серьёзно изменили её настоящее и будущее. Уже сегодня многие мигранты поставлены в тяжёлое положение ожидания окончания ограничительных мер с туманными перспективами возвращения на родину (из-за временно закрытых границ, с одной стороны, и безработицы на родине, с другой стороны). Кроме того, для мигрантов стремительно сжимается возможность доступа на российский рынок труда. Но являются ли эти впечатляющие изменения 2020 года поворотными и насколько значительно их влияние на будущее трудовой миграции в Россию? Насколько на ситуацию в России повлияет (и уже влияет) изменившаяся как в евразийской миграционной системе, так и во всём мире ситуация с возникновением новых барьеров для миграционных перемещений?

Международный уровень

В ближайшие годы в мире усилится трудовая эксплуатация мигрантов, а уязвимость мигрантов возрастёт, чему будет способствовать, в том числе и усиление бедности в странах-донорах рабочей силы и усиление потребности в мигрантских переводах.

На фоне усиления ограничений и препятствий для легальной миграции, увеличится недокументированная (нелегальная) составляющая миграции и возрастут масштабы торговли людьми.

Увеличатся риски появления новых потоков беженцев в результате голода и социального беспокойства (вплоть до вооружённых конфликтов) из-за нерешённых проблем обеспечения продовольствием в Африке, Азии и на Ближнем Востоке.

Деглобализация мира в большей или меньшей степени может привести если не к закрытию границ стран и интеграционных объединений (например, границ ЕС), то к введению новых ограничений для миграции. С другой стороны, глобализация, за десятилетия своего парадного шествования по миру, нарушила или даже разрушила самодостаточность большинства стран и усилила их зависимость от международного разделения труда, туризма и торговли. Прерывание во время пандемии международных связей резко ухудшило положение всех стран, зависимых от международных цепочек поставок и заказов, поэтому можно рассматривать как вполне реальный вариант новый виток индустриализации и реиндустриализации как развитых, так и развивающихся стран, что в среднесрочном и долгосрочном периоде усилит нужду как в квалифицированной так и в неквалифицированной рабочей силе и приведёт к некоторому ослаблению барьеров для миграционных потоков.

Россия

Россия вполне вписывается в большинство из описанных мировых тенденций.

В рамках ЕАЭС развитие партнёрства в краткосрочном периоде приобретёт более прагматичные, если не сказать жёсткие формы, но миграционные потоки не сократятся — они изменят свой формат: станет больше теневых отношений, меньше будут соблюдаться права человека и стандарты охраны труда, возрастёт торговля людьми. Негативные последствия от таких изменений пока сложно оценить, но в России в среднесрочном периоде (3–4 года) можно ожидать реализации следующих сценариев, напрямую зависящих от социально-экономических мер, предпринимаемых правительством в краткосрочном периоде:

1. Оптимистический сценарий.

Такой сценарий подразумевает восстановление миграционного потока в прежних масштабах уже в краткосрочном периоде и его постепенный рост в среднесрочном периоде.

2. Пессимистический сценарий.

Усиливается внутренняя миграция в центральные регионы России, отходничество растёт. Учебная миграция в Россию почти не растёт, но российские образовательные учреждения среднего профессионального образования привлекают больше иностранных учащихся. Либерализация миграционного законодательства замедляется.

Такой сценарий подразумевает восстановление миграционного потока в ближайшие 1–3 года.

Реализация каждого из этих двух сценариев напрямую зависит от социально-экономической ситуации в стране и устойчивости политического развития. Пока наиболее вероятным видится реализация второго сценария (пессимистического).

Шоки пандемии и начинающегося экономического кризиса, которые испытала на себе трудовая миграция в России, серьёзно изменили её настоящее и будущее. Уже сегодня многие мигранты поставлены в тяжёлое положение ожидания окончания ограничительных мер с туманными перспективами возвращения на родину (из-за временно закрытых границ, с одной стороны, и безработицы на родине, с другой стороны). Кроме того, для мигрантов стремительно сжимается возможность доступа на российский рынок труда. Но являются ли эти впечатляющие изменения 2020 года поворотными и насколько значительно их влияние на будущее трудовой миграции в Россию? Насколько на ситуацию в России повлияет (и уже влияет) изменившаяся как в евразийской миграционной системе[1], так и во всём мире ситуация с возникновением новых барьеров для миграционных перемещений?

Мировой контекст


Новые и давно идущие изменения

Быстрые перемены, наблюдающиеся во всём мире в 2020 году, изменили вызовы, возникающие при управлении миграционными процессами.

На протяжении последних десятилетий в России происходят серьёзные изменения во внешней миграции. Они заключаются в дифференциации въездного потока (рост доли семейной миграции, женщин-мигрантов и детей-мигрантов, усиление разнообразия миграции по возрастным категориям), увеличение числа мигрантов из небольших городов и сельской местности, падение уровня образования и достатка вновь прибывающих мигрантов и рост их культурного разнообразия (в том числе в языковом и религиозном аспекте), а также изменение структуры самого потока, с преобладанием мигрантов из Средней Азии.

С другой стороны, основные стимулы миграционного притока в РФ не меняются: это наилучшее экономическое положение в рамках евразийской миграционной системы, а также старение населения и вытекающая из неё потребность в рабочей силе, в том числе неквалифицированной. О востребованности низкоквалифицированной рабочей силы свидетельствует стабильный многолетний приток трудовых мигрантов, занятых в основном неквалифицированной, тяжёлой и малооплачиваемой (особенно это видно при оценке по отработанным человеко-часам) работой.

Появившиеся обзоры специалистов, анализирующие эффекты от пандемии для трудовой миграции скорее сосредоточены на краткосрочной перспективе, а прогнозы падения потоков трудовой миграции в Россию используют для сравнения кризисы 2008 и 2014 гг. Но разворачивающийся в 2020 году экономический кризис в России имеет специфику: экономическая конъюнктура резко ухудшилась и на неё наложились пандемия, резкое падение цен на нефть, международные санкции и закрытие границ с приостановкой экономической деятельности. Ещё одним важным отличием становится социальная тревожность населения, накопившаяся за последние годы, и усиливающаяся уже наблюдаемыми негативными социально-экономическими последствиями (закрытие малых и средних бизнесов, массовая потеря россиянами работы, сложности с обслуживанием долгов по ипотеке, ярко высвеченное пандемией уязвимое положение массового медобслуживания и прочее), в смягчении которых российское государство участвует с минимальными затратами и с запоздалой реакцией. Это позволяет прогнозировать неустойчивую социально-экономическую (и даже политическую) ситуацию, из-за чего решение насущных вопросов управления миграционными процессами будет отодвинуто на второй план, а выезд трудовых мигрантов на родину будет более значительным по своим масштабам, чем во время предыдущих кризисов.

Непростая на сегодняшний день ситуация чревата не только неприятными последствиями для самих трудовых мигрантов, но и для российского рынка труда. В ближайшие месяцы произойдёт частичное выдавливание трудовых мигрантов из ниш легального российского рынка труда в больших городах. Опыт прошлых лет (кризис 2008–2010 гг. и 2014–2016 гг.) это доказывает. Но ограниченный из-за экономического кризиса платёжеспособный спрос серьёзно изменит и теневой сектор, ограничив вакансии даже в таком бизнесе, где не выплачивают (или выплачивают частично) налоги и минимизируют свои издержки за счёт сверхэксплуатации рабочей силы. Стоит ожидать роста теневой составляющей рынка труда, где иностранные работники будут конкурировать с россиянами и в этом случае их конкурентными преимуществами будет более низкая почасовая ставка оплаты труда, на которую они будут согласны, и готовность работать в тяжёлых условиях, в том числе с опасностью для здоровья. Трудовые мигранты сейчас представляют собой очень удобную для сверхэксплуатации группу в условиях ожидаемого снижения уровня жизни стран-миграционных доноров рабочей силы, в том числе из-за падения потока денежных переводов из России.

В связи с изменениями российского рынка труда, спровоцированными пандемией (увеличение числа курьеров, переход в онлайн большего числа офисных работников и т.д.) созданные рабочие места в сфере доставки, занимаемые в краткосрочном периоде безработными россиянами, в среднесрочном периоде постепенно перейдут к иностранным работникам. Сфера заботы (домашние работники) продолжит свой рост из-за постепенного старения российского населения, что откроет новые возможности для иностранцев. В среднесрочном периоде сельское хозяйство также предоставит для иностранцев больше вакансий.


Очевидно, что в среднесрочном и долгосрочном периодах, с большей или меньшей скоростью, но будет продолжаться либерализация миграционного законодательства и усиление гибкости в управлении миграционными процессами. Так, например, облегчение положения мигрантов, введённое личным Указом президента в условиях пандемии, законодательное закрепление возможности сохранения предыдущего гражданства при принятии гражданства РФ, упразднение РВП, введение категорий при получении гражданства, представляются звеньями такой постепенной либерализации, какой бы медленной она ни была.

События 2020 года увеличат количество иностранцев, желающих приобрести ВНЖ (вид на жительство) или гражданство РФ, особенно среди трудовых мигрантов, имеющих длительный опыт работы и пребывания в РФ. В условиях обостряющейся конкуренции с россиянами, трудовые мигранты, в целях снижения издержек, захотят улучшить условия для конкуренции на рынке труда, а приобретение более защищённого статуса поможет им минимизировать риски работы и проживания.

В краткосрочной перспективе, после окончания ограничительных мер, связанных с эпидемией коронавируса, возможно усиление эмиграции россиян из России, в том числе квалифицированных специалистов, на фоне экономического кризиса. А учебная миграция из постсоветских стран (миграционных доноров России) будет нарастать, и в этом потоке станут более заметны учебные мигранты в российские образовательные учреждения среднего профессионального образования, выпускники которых имеют хорошие перспективы трудоустройства в России.

Усиление политической активности российского населения, ожидаемое многими экспертами после окончания пандемии, может привести к усилению влияния популистских партий, эксплуатирующих мифы о миграции, использующих ксенофобию и мигрантофобию для усиления своей популярности.

Миграционные вызовы для России

В результате происходящих и уже свершившихся изменений актуальным становится вопрос о модернизации вызовов для России в области миграции.

Преступность и терроризм

На протяжении последних десятилетий преступность иностранных граждан не выходила за границы 3–4% в общем количестве преступлений, о чём красноречиво свидетельствуют официальные данные МВД, и с большой долей уверенности можно говорить о том, что даже в тех тяжёлых условиях, в которых в последние месяцы находятся трудовые мигранты, их уровень преступности вряд ли переживёт значительный всплеск. Их долгосрочные планы, ориентированные на работу в России, и жёсткие правила депортации за два правонарушения, в том числе административного порядка, с последующим запретом на въезд в Россию в течение длительного времени, являются сильными ограничителями против любых форм противоправных действий. Трудовые мигранты оказываются втянутыми в нарушения российского законодательства в основном в тех случаях, когда преграды для их легализации сложно преодолимы легальным способом и издержки при коррупционном пути решения проблем легализации через российских криминальных дельцов становятся самыми низкими. Речь при этом идёт о покупке фальшивой регистрации и/или фиктивного трудового договора, а не о тяжких преступлениях, связанных с причинением вреда жизни или здоровью. Но здесь возникает больше вопросов не к самим мигрантам, а к сложно преодолимым преградам на пути к их легальности.

Рост террористических угроз из-за массовой миграции в Россию, как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе маловероятен. Но в долгосрочной перспективе, при прежнем отсутствии комплексного финансирования интеграционных мер для мигрантов всех категорий, включая интеграционную работу с иностраннорожденными гражданами России, особенно с детьми натурализовавшихся мигрантов, вызовы терроризма станут более актуальными. Кроме того, в условиях возможного роста националистических настроений, преступления террористических групп и праворадикальных группировок, рост криминальной активности, где жертвами будут выступать мигранты, становится серьезным долгосрочным вызовом.

Здравоохранение

Риски быстрого распространения среди трудовых мигрантов коронавируса, равно как и других инфекционных заболеваний, достаточно высоки: скученность проживания, ограниченные ресурсы на приобретение средств профилактики, защиты и лекарств, слабая информированность о желательных мерах профилактики и предотвращения болезней, отсутствие из-за дороговизны медстраховки у подавляющего числа трудовых мигрантов, позволяющей периодически посещать врачей, наблюдается давно, это показывают исследования [2]. Поэтому из всех вызовов самым серьёзным является охрана здоровья мигрантов. Мигранты относятся к категориям наивысшей уязвимости в условиях пандемии не только в России. Об этой проблеме уже высказались и международные организации.


Рост ксенофобии и мигрантофобии

У мигрантофобии и ксенофобии в России есть потенциал для роста, а в условиях, когда россияне массово теряют работу, этот потенциал возрастёт. При экономических кризисах мигрантов традиционно рассматривают как конкурентов для россиян, имеющих низкий уровень квалификации, что справедливо лишь с большими оговорками, но активно используется политиками-популистами. В ближайшее время рост мигрантофобии и ксенофобии вряд ли приведёт к значительным конфликтам на межнациональной почве, но безусловным итогом будет рост популярности среди части россиян политический партий и движений, использующих антимигрантскую риторику.

Закрытость границ

Введённые во время пандемии ограничения на въезд и выезд из России и внутри России, даже для собственных граждан и граждан из стран ЕАЭС, так же, как и в остальных странах приёма мигрантов, уже серьёзно ухудшили положение внешних мигрантов. Постепенное снятие барьеров для передвижения вряд ли приведёт к быстрому и полному восстановлению возможностей для миграции, имевшимся до пандемии. Это также является серьёзным вызовом, так как ограничения для свободного перемещения рабочей силы снижают темпы экономического роста, как на региональном, так и на международном уровне.

Рост конкуренции за рабочие места

Всплеск безработицы, ожидающийся в России в ближайшие месяцы и уже начавшийся в марте-апреле 2020 г. в краткосрочном периоде немного усилит конкуренцию россиян с иностранными работниками. В среднесрочном периоде, с учётом продолжающегося уменьшения численности населения в трудоспособном возрасте, эта конкуренция ослабнет, но при реализации негативного сценария (см. ниже), за счёт внутренней миграции, конкуренция за рабочие места между иностранными работниками и россиянами в больших городах будет выше, чем это было до пандемии.

Обезлюдение российской периферии

Перспективы и выводы


Международный уровень

В ближайшие годы в мире усилится трудовая эксплуатация мигрантов, а уязвимость мигрантов возрастёт, чему будет способствовать, в том числе и усиление бедности в странах-донорах рабочей силы и усиление потребности в мигрантских переводах.

На фоне усиления ограничений и препятствий для легальной миграции, увеличится недокументированная (нелегальная) составляющая миграции и возрастут масштабы торговли людьми.

Увеличатся риски появления новых потоков беженцев в результате голода и социального беспокойства (вплоть до вооружённых конфликтов) из-за нерешённых проблем обеспечения продовольствием в Африке, Азии и на Ближнем Востоке.

Деглобализация мира в большей или меньшей степени может привести если не к закрытию границ стран и интеграционных объединений (например, границ ЕС), то к введению новых ограничений для миграции. С другой стороны, глобализация, за десятилетия своего парадного шествования по миру, нарушила или даже разрушила самодостаточность большинства стран и усилила их зависимость от международного разделения труда, туризма и торговли. Прерывание во время пандемии международных связей резко ухудшило положение всех стран, зависимых от международных цепочек поставок и заказов, поэтому можно рассматривать как вполне реальный вариант новый виток индустриализации и реиндустриализации как развитых, так и развивающихся стран, что в среднесрочном и долгосрочном периоде усилит нужду как в квалифицированной так и в неквалифицированной рабочей силе и приведёт к некоторому ослаблению барьеров для миграционных потоков.

Россия

Россия вполне вписывается в большинство из описанных мировых тенденций.

В рамках ЕАЭС развитие партнёрства в краткосрочном периоде приобретёт более прагматичные, если не сказать жёсткие формы, но миграционные потоки не сократятся — они изменят свой формат: станет больше теневых отношений, меньше будут соблюдаться права человека и стандарты охраны труда, возрастёт торговля людьми. Негативные последствия от таких изменений пока сложно оценить, но в России в среднесрочном периоде (3-4 года) можно ожидать реализации следующих сценариев, напрямую зависящих от социально-экономических мер, предпринимаемых правительством в краткосрочном периоде:


1. Оптимистический сценарий.

Такой сценарий подразумевает восстановление миграционного потока в прежних масштабах уже в краткосрочном периоде и его постепенный рост в среднесрочном периоде.

2. Пессимистический сценарий.

Усиливается внутренняя миграция в центральные регионы России, отходничество растёт. Учебная миграция в Россию почти не растёт, но российские образовательные учреждения среднего профессионального образования привлекают больше иностранных учащихся. Либерализация миграционного законодательства замедляется.

Такой сценарий подразумевает восстановление миграционного потока в ближайшие 1–3 года.

Реализация каждого из этих двух сценариев напрямую зависит от социально-экономической ситуации в стране и устойчивости политического развития. Пока наиболее вероятным видится реализация второго сценария (пессимистического).

Читайте также: