Мифология народов урала доклад

Обновлено: 04.07.2024

Непроходимые болота и заросли арктической тундры, ледники, не успевающие растаять за лето, районы вечной мерзлоты и горы — самые древние на планете. Северный Урал, а также его полярные районы — одно из самых труднодоступных мест России. Добраться до некоторых объектов можно только по воздуху и то в короткий летний период. Однако по своей зрелищности и мистической притягательности эти места издревле считались священными среди проживавших здесь народов, о чём свидетельствуют культовые памятники из камня и другого, более хрупкого, но не менее долговечного материала — слова.

Легенды Уральских гор — особый вид фольклора, которому присущи космогонические мотивы, повествующие о сотворении мира и месте в нём природных богатств. За основу многих сказок Павла Бажова были взяты именно местные истории. Это предания о противоборстве добра и зла, героических подвигах и силе любви, сложенные народами манси и коми, ненцами и башкирами, коренными жителями Урала. Проект " Путешествия с РГО " совместно с туроператором "Северный Урал" предлагает насыщенный маршрут по самым притягательным местам Уральских гор — от плато Маньпупунёр до перевала Дятлова.

Урал. Пояс из камня

До сих пор доподлинно не установлена этимология названия "Урал". Наиболее вероятная версия происхождения — от башкирского слова, означающего возвышенность. Фото предоставлено туроператором "Северный Урал"

До сих пор доподлинно не установлена этимология названия "Урал". Наиболее вероятная версия происхождения — от башкирского слова, означающего возвышенность. Фото предоставлено туроператором "Северный Урал"

Ещё до того, как термин "Урал" вошёл в широкий обиход, то есть где-то до середины XVIII века, горную гряду, разделяющую Европу и Азию, местные этносы называли каждый по-своему, но наиболее частым было сравнение с поясом, простирающимся от Северного Ледовитого океана до южных казахских степей. Отсюда пошли сказания, объединённые сюжетной линией о великане, обронившем свой пояс, полный драгоценных припасов. Пояс стал цепью гор, а богатства — их полезными ископаемыми.

Панорамы тундры и нетронутых таёжных лесов завораживали, однако в начале XXI века грозили обернуться настоящей экологической катастрофой. Полное отсутствие туристической инфраструктуры и утверждённых маршрутов привело к появлению многочисленных троп, кострищ и большого количества мусора.

В 2015 году энтузиасты из компании "Северный Урал" решили внести свой вклад в развитие и сохранение региона. Позже к ним присоединились волонтёры. За пять лет были построены вертолётные площадки, обеспечивающие заброску туристов на две главные локации — плато Маньпупунёр и перевал Дятлова, проложены и укреплены экотропы по сложнопроходимым заболоченным местам, построены мостовые переходы. В четырёх точках разработаны и установлены 15 жилых модулей, снабжённых всем необходимым для выживания в условиях Крайнего Севера: дровяной печью, электрикой, солнечными панелями, походной кухней и медикаментами. Дополнительно имеются контейнеры для сбора мусора, которые вывозятся на вертолётах, а также санитарные модули — оборудованные туалеты.

"Мы значительно сократили вероятность несчастных случаев на самом маршруте, протяжённость которого составила 100 километров. Теперь, посещая заповедник, туристы знают, что в округе есть тёплые помещения, которые всегда открыты и предоставляются бесплатно. Внутри их ждут дрова, аптечка, спальные места, возможность приготовить еду, просушить и отремонтировать одежду. В итоге мы добились исчезновения хаотичных мест стоянок: даже если в модулях мест всем не хватило, туристы могут расположиться в палатках вокруг лагеря", — рассказывает Дмитрий Кириллов, руководитель "Северного Урала".

Локации для приютов выбраны неслучайно. Все они находятся на расстоянии дневного перехода неподготовленного туриста — 18–22 км, в точках, где есть возможность посадить вертолёт, в пределах полутора километров имеются источники пресной воды, а вокруг — зрелищные виды североуральских красот.

Из каждого лагеря открываются великолепные пейзажи гор. Фото предоставлено туроператором "Северный Урал"

Из каждого лагеря открываются великолепные пейзажи гор. Фото предоставлено туроператором "Северный Урал"

Лагерь "Отортен" стоит на живописном склоне, внизу — красивое горное озеро. Стоянка "Щебёнка" расположилась в ложбинке между двух гор вблизи воды. Вокруг домиков "Европы — Азии" — токовище косачей: десятки птиц собираются возле модулей, совершенно не обращая внимание на человека. В мае и сентябре по этим местам проходит миграция лосей в поисках подножного корма. У "Вологодской грани" находится уникальное место — исток Печоры. Здесь великая сибирская река — крошечный ручеёк, журчащий меж камней. Этот лагерь — ворота в Печоро-Илычский заповедник: тут есть связь, Wi-Fi и даже спутниковое телевидение.

Туристические модули способны выдерживать сильные морозы, благодаря чему сезонный маршрут превратился в круглогодичный: зимой здесь ходят на лыжах и снегоходах. Уникальная разработка, минимизирующая антропогенное воздействие на окружающую среду, пришлась по вкусу как государственным, так и частным заказчикам. Мобильные лагеря "Северного Урала" появились на Таймыре, Кавказе и Камчатке, а в скором времени будут и в Арктике.

"Мы единственная в стране компания, которая выдаёт спутниковые трекеры бесплатно — в целях безопасности. Устройства позволяют отследить дневной переход, местонахождение, скорость передвижения, а также общаться с родными без ограничений при помощи СМС. На нашем сайте в режиме онлайн любой желающий может наблюдать за проходящим маршрутом", — добавляет Дмитрий Кириллов.

Благоустройство самой линии маршрута в разы сокращает время и сложность перемещения, открывая доступ семьям с детьми. А вместе с уровнем комфорта вырастает удовольствие и процесс любования окружающими видами.

"Для нас главное достижение — видеть, что весь вред, нанесённый туристами, начинает постепенно сходить на нет: тропы и следы костровищ потихоньку зарастают, места стоянок также залечиваются, несмотря на то что турпоток за пять лет вырос в 10 раз", — подчёркивает основатель проекта.

Маршрут туроператора "Северный Урал" по Республике Коми "Перевал Дятлова — исток Печоры — плато Маньпупунёр" получил Премию РГО 2020 года как лучший туристический проект.

Премия РГО — это престижная награда в области национальной географии, экологии, сохранения и популяризации природного наследия России, а также поддержки популяризаторов географической науки и образования. Вручается за выдающиеся экспедиции, новаторские идеи в области просвещения, научно-популярные фильмы, телевизионные, издательские проекты, посвящённые географии, охране природы, этнографии, истории и культуре России.

Маньпупунёр. Каменные великаны

Столбы выветривания включены в список семи чудес России. Фото предоставлено туроператором "Северный Урал"

Столбы выветривания включены в список семи чудес России. Фото предоставлено туроператором "Северный Урал"

У вождя манси, некогда населявших эти горы, была красавица дочь Аим, которая приглянулась великанам. Выбрав удачный день, когда её брат отправился на охоту, они похитили девушку, однако тот, обнаружив пропажу, обратился за помощью к духам, которые даровали ему волшебный щит. Солнечный блеск оружия ослепил его врагов и превратил их в камни.

Многочисленные легенды, сложенные за многие столетия вокруг происхождения гигантских каменных столбов на плато Маньпупунёр, в основном рассказывают истории противостояния манси и великанов-самоедов, которыми, возможно, считались ненцы. Лейтмотивом всех сказаний проходят истории их сражений, которые заканчиваются волшебным превращением врага в причудливые каменные останцы.

Семь одиноко стоящих скал-кекуров высотой 40 метров считаются священными среди многих народов, населявших Урал. Манси называют это место "Мань-Пупу-нёр" (нёр означает "скалистая вершина", эта приставка ещё часто будет встречаться в местных топонимах), коми — "Болвано-из" или "Болваны". И то и другое переводится как "гора идолов": с разных ракурсов нерукотворные монументы напоминают то воинов в шлемах, то головы хищных животных.

Однако у этого удивительного феномена природы существует вполне научное объяснение. Мягкие горные породы, некогда располагавшиеся в этом районе, за несколько тысяч лет были разрушены естественными силами — дождём, ветром и перепадами температур. Более твёрдые сланцы сохранились до наших дней и получили название "столбы выветривания". Существуют также предположения о магматическом происхождении останцов, образовавшихся благодаря лаве, извергавшейся из земли и заполнившей пустоты в горной породе. Застывшая магма гораздо сложнее поддаётся процессам эрозии, благодаря чему мы можем сегодня наблюдать её невероятные формы.

В 2008 году эти столбы выветривания были названы одним из семи чудес России, наряду с Долиной гейзеров на Камчатке и горой Эльбрус. Попасть сюда можно лишь в сезон, здесь их два: зимний — с февраля по март и летний — с середины июня до сентября. Команда "Северного Урала" оборудовала здесь две комфортные смотровые площадки и точку доступа Wi-Fi. От вертолётной площадки к столбам проложена щебёночная тропа.

Отортен. Великий охотник

Манси издавна славились своими талантами в охоте, однако был среди них самый ловкий, храбрый и сильный зверобой и звали его Отортен. Послал однажды Океан сурового Ветра найти для своей дочери жениха, самого смелого и хитрого. Сказали Ветру, что лучше Отортена ему не найти, и свирепствовал тот по земле в поисках юноши, и нашёл бы, да только река Тосемья, обернувшись девушкой, пожалела охотника и решила спасти, превратив того в камень. Сама же обежала его, обласкала водой и подарила ему несколько речек-дочерей. Старшую он назвал Печорой, ту, что помоложе, — Вишерой, а двух младших — Лозьвой и Сосьвой.

Высшая точка Северного Урала, гора Отортен, — священное место мансийского народа с негостеприимным флёром. В переводе с местного — "не ходи сюда", вполне оправдывает своё название. Пологие склоны здесь покрыты мягким мхом вперемешку с курумником — россыпью острых скальных глыб. На западном гребне можно встретить каменный город из останцов, самый мистический из которых состоит из двух семиметровых кекуров, соединённых между собой на манер арки, именуемый воротами Отортена, проход под которыми сулит целую череду напастей.

Заброска туристов к началу маршрута проходит на вертолётах. Фото предоставлено туроператором "Северный Урал"

Заброска туристов к началу маршрута проходит на вертолётах. Фото предоставлено туроператором "Северный Урал"

Однако, несмотря на зловещую ауру, отсюда открываются потрясающие виды, ради которых определённо стоит рискнуть. У подножия горы командой "Северного Урала" был установлен горный лагерь "Отортен", включающий два жилых модуля на восемь человек и санитарный чум с туалетом. В домах есть аптечки, солнечные батареи для подзарядки гаджетов, дровяная печь с брикетами для топки и газовая плитка.

Лунтхусаптур. Одинокий гусь

На южном склоне горы Отортен, в чаше, оставшейся от древнего ледника, собралось кристальной чистоты озеро, которое манси назвали "лунт-хусап-тур" — "озеро гусиного гнезда". Согласно легендам, именно в этих водах во время Всемирного потопа сохранился единственный выживший одинокий гусь, священная мансийская птица. В честь него Отортен также называли "лунт-хусап-сяхыл" — "гора гусиного гнезда".

Космогонические мотивы мифов некоторых северных народов о сотворении мира повествуют о первозданном Мировом океане, со дна которого птица достаёт кусочек земли, который превращается в сушу. Им вторят предания о Всемирном потопе, в которых по пророчествам шаманов люди спасаются на плотах и вершинах Уральских гор, не ушедших под воду. Легенда озера Лунтхусаптур — дань этой традиции.

Турват. Уральский Лох-Несс

Далеко за горами, возле склонов священной Ялпынг-Нёр, на которой живёт покровитель гор и оленей Ойка-Сяхл, воды озера Ялпынг-Тур стали обителью мудрого змея Ялпын-Уя, хранителя земель и их обитателей. Диковинный зверь-людоед с чешуйчатой спиной длиною 15 метров, изредка появляющийся над поверхностью воды, а ночью спящий на дереве, привлекает прохожих, имитируя звуки живущих по берегам птиц.

Озеро Турват, по-местному Ялпынг-Тур — "священное озеро", хранит множество подобных преданий. Когда-то на его берегах устанавливали рукотворные святилища, где приносились жертвы языческим божествам. Поверья о гигантском змее, живущем в озере, восходят к разным мифам хантов и манси: в некоторых переложениях существо предстаёт то в виде рогатого старика, подобного рыбе, то в виде крокодила. Однако в существовании Ялпын-Уя местные охотники не сомневаются до сих пор, поэтому, сплавляясь на лодках по озеру или по близлежащим рекам, стараются не задевать дно веслом.

Помимо гигантской анаконды в среде манси укрепилась вера в йети. Защитные обряды от недоброго снежного человека и культы жертвоприношений сохранились и сегодня. Маленьких детей не выпускают на улицу после заката, а в жилищах делают окна на два метра от земли, чтобы йети в них не заглядывали. Обережные суеверия, связанные с таинственными людьми леса, частично перекликаются с мифологическим образом великанов — старых врагов народа манси.

Ялпынг-Нёр. Молебный Камень

Один из местных аналогов Олимпа, хребет Ялпынг-Нёр — место обиталища почтенного старца Ойка-Сяхл — владыки Урала, сына верховного бога Нуми-Торума, и его жены Эквы-Сяхл. Обитель богов неприкосновенна для смертных, нарушение запрета влекло за собой праведный гнев и неминуемую гибель грешника.

Если Ялпынг-Тур — "священное озеро", то Ялпынг-Нёр — "священная гора". Полное название — Тагт-Талях-Ялпынг-Нёр-Ойка — "Святой хозяин Урала в верховьях Северной Сосьвы". Среди русскоязычного населения более известна как Молебный Камень. Вершина этой горы для манси является запретным местом: ступать на её склоны могли только шаманы во время языческих богослужений. Верующие допускались по праздникам, и то исключительно мужчины.

Холатчахль. Обитель мертвых

Возвращаясь к преданиям о Всемирном потопе, стоит упомянуть часть мансийского фольклора, сложившуюся вокруг горы Холатчахль. Когда вода (в некоторых источниках — огненная или даже кипящая) стала подниматься, последние из манси спасались на вершинах Уральских гор. И когда на последнем островке суши осталась последняя пара людей на земле, потоп начал отступать. Выжившие продолжили человеческий род, а вершину назвали Холатчахль — "гора мёртвых", в память о погибших на ней людях. Впоследствии укоренилось мнение, что гору облюбовали злые духи, и шаманы пытались всячески задобрить их, принося в жертву животных и плоды, пока однажды духи не забрали девять манси, погибших у подножья горы.

Существует однако более прозаичное объяснение названия "мёртвой горы" — на её безлесых склонах попросту ничего не растёт.

Конечно, эпичное название лишь укрепило мрачную славу места, особенно в связи с достоверно не установленными обстоятельствами трагедии, случившейся здесь в 1959 году с группой студентов под руководством Игоря Дятлова. Его именем был назван перевал между горой Холатчахль и безымянной высотой 905.

До сих пор не удалось прийти к единой теории по поводу того, что же послужило причиной смерти девяти участников похода. Дмитрий Кириллов, руководитель "Северного Урала", прошедший здешними тропами бесчисленное количество раз и побывавший на местах находок вместе с участниками поисково-спасательной группы Дятлова, придерживается версии пуска ракеты с Байконура, вторая ступень которой упала на вершину Холатчахля, где на склоне был разбит лагерь. Падение вызвало утечку неотработанного токсичного топлива, из-за чего возникли трудности с дыханием, паника и бегство участников похода, которое из-за суровых температур и сложного горного рельефа закончилось летальным исходом.

Противники подобной теории ссылаются на недостаточность сведений и отсутствие упоминаний о запусках ракет в тот день. К сожалению, на сегодняшний день истинные причины той ужасной трагедии так и остаются тайной.

" Путешествия с РГО " — это коллекция увлекательных авторских туров по России от российских туроператоров, которые прошли экспертную оценку специалистами Общества и получили отличительный знак качества "Рекомендовано РГО".Система добровольной сертификации маршрутов, разработанная совместно с Российским государственным университетом туризма и сервиса, означает, что маршрут соответствует всем требованиям по качеству и безопасности, а также является аутентичным, уникальным и познавательным продуктом.

В данной статье раскрываются аспекты, связанные с особенностями мифического восприятия народов Урала, рассматриваются значимые причины становления космогонических мифов и архаического мировосприятия. Обозначается взаимосвязь мифологических сюжетов с фольклорными произведениями (сказки, легенды, предания, былины, поэмы), значимость мифов и легенд в современной жизни. Автором описываются мифологические основы и особая ценность данного материала, его место в литературном наследии уральских народностей.

Ключевые слова: народы, Урал, ритуалы, мировосприятие, архаика.

Chepchugova K.S.

ORCID: 0000-0003-2231-410X, Student, Ural State Pedagogical University

MYTHS AND LEGENDS OF THE PEOPLES OF THE URALS

Abstract

The article considers sides of mythical perception peoples of the Urals, important reasons the formation of cosmological myths and archaic worldview. The article analyzes some relationship with mythological subjects folkloric works. We denote the relationship with mythological subjects folkloric works (fairy tales, legends, legends, epics, poems), the significance of myths and legends in contemporary life. It describes mythological basis and special value of this material, his place in the literary heritage of the peoples of the Urals.

Keywords: nations, Ural, rituals, attitude, archaic.

Мифы отражают особенности архаического мировосприятия людей, являясь первичным воплощением духовной культуры человечества. Обычно в них действуют боги, великаны, величественные и могучие герои –Богатыри, мало похожи на обычных людей. Те мифы, в которых рассказывается о происхождении земли, обустройстве на земле удобной для людей жизни называются космогоническими. У всех наших предков, с давних времен, проживающих на Урале, были свои космогонические мифы. В них есть много общих черт, а есть некоторые особенности, отличающие, скажем, мифы башкир от мифов хантов или удмуртов. Так уж сложилось, что мы живем в трех измерениях. В представлениях большинства древних народов мир разделяется на космические зоны: небесную, земную и подземную. Эти зоны или царства были заселены, соответственно, бессмертными небожителями, смертными людьми и злыми духами – чудовищами [2, с. 176 ] .

Для современного человека мифы интересны не только сами по себе – как своего рода сказки, которые можно читать на досуге. Знание мифологии помогает лучше понять многие литературные произведения, вводит нас в контекст древнейшей истории человечества, является одним из двигателей воображения и фантазии. Многие особенности архаического мифологического мышления сохраняются в массовом сознании, в религии, в традициях людей и по сей день.

Урал неспроста называют краем загадок и легенд. Местные народы хранят массу преданий об известных достопримечательностях своего края. Они с радостью делятся этими историями с путешественниками, ведь Уральские горы для их жителей – поистине живые создания.

Легенды Урала нередко раскрывают нам традиции, уклад жизни и культуру ненцев, вогулов, хантов, башкирских племён. Это могут быть истории о реальных исторических личностях или волшебные сказочные предания. В любом случае, они очень интересны тем, кто хочет лучше познакомиться с Уралом. Что же могут открыть нам уральские сказания, которые живут в народе уже не одно поколение?

Каменный народ Урала

В старину народы, живущие в Уральских горах, верили, что существуют каменные люди, населяющие этот край. Это были могучие великаны, у которых были каменные руки и ноги. По силе никто не мог сравниться с такими людьми, однако они сами не могли знать любви и дружбы, ведь имели сердца из камня.

Правили каменным народом семь братьев, что жили в хрустальном замке. Однажды приехал на Урал чужеземец Мань-Пупы-Ньер. Его пригласили во дворец правителей, и именно там он увидел красавицу Аэлиту, сестру каменных царей. С первого же взгляда полюбил девушку Мань-Пупы-Ньер.

Более того, его искренние чувства смогли тронуть каменное сердце Аэлиты. Признавшись ей в любви, иноземец позвал возлюбленную с собой, осознавая, что могущественные братья не дадут согласия на брак сестры с ним.

Аэлита дала согласие, и поутру пара уже умчалась вдаль на быстроногих конях. Когда братья проснулись и увидели пропажу, они тут же бросились в погоню. По их приказу каменные люди взбирались на вершины гор и указывали путь, по которому уходили беглецы. Несколько раз братьям пришлось менять коней, но они смогли нагнать сестру и её избранника.

Понимая, что бой неизбежен, Мань-Пупы-Ньер решительно выступил против братьев своей возлюбленной. Но разве мог противостоять каменным великанам один смертный человек? С лёгкостью сразил его один из братьев, а умирая, иноземец проклял весь род людей из камня.

Небесами были услышаны его слова, и каменные великаны перестали существовать. С тех пор на Урале можно увидеть высокие скалы-останцы. Местные жители говорят, что это – тела тех самых каменных братьев, что неподвижно застыли, проклятые своим противником.

Пояс и кувшин Уральских гор

В переводе с башкирского “Урал” значит “пояс”, и это название выбрано неслучайно. Известная башкирская сказка повествует, что когда-то один великан носил огромный пояс.

В своих карманах на поясе он прятал самые разные сокровища. Однажды великан растянул свой пояс, и тот упал на землю, образовав Уральские горы. Окаменев, пояс протянулся от холодных вод Карского моря до песчаного побережья Каспия.

Среди преданий Южного Урала стоит выделить истории о хребте Сулея, что рассказывают нам о судьбе местной красавицы. Давным-давно у старого башкирского пастуха была дочь, прекраснее которой не было ни одной девушки в селении. Красавица всем сердцем любила бедного юношу из соседней деревни, однако отец не желал и слышать о браке с ним. Однажды о красоте девицы узнал богатый бай, что тут же приехал свататься к дочери пастуха. Тот был рад состоятельному жениху и дал своё согласие.

В знак скрепления будущего союза пастух попросил дочь принести кувшин с кумысом для бая. Руки несчастной девушки тряслись, и она не смогла удержать сосуд, что, упав, разлетелся на мелкие кусочки. Пролившийся кумыс образовал болота и ручьи, что сегодня люди обходят стороной.

Сама же девушка безуспешно пыталась отговорить отца выдавать её замуж за нелюбимого. Из-за его упрямства красавица умерла, не вытерпев горя. Примечательно, что горный хребет Сулея действительно по своей форме напоминает кувшин, о котором идёт речь в предании.

Зеркало Юрмы

Ещё одной достопримечательностью Урала стало озеро Зюраткуль, что располагается в высокогорном Саткинском районе Челябинской области. Одна из местных легенд рассказывает, что некогда в этих местах жила гордая красавица Юрма.

Богатырь Семигор, являвшийся хозяином Уральских гор, преподнёс ей удивительный подарок – зеркало. В этом волшебном предмете можно было видеть всё, что происходит в окрестностях Урала. Более того, зеркало охраняло людей и природу от нечистой силы.

Однако красавице такой подарок не пришёлся по душе. В гневе она бросила хрусталь на камни. Зеркало разбилось, и одна маленькая частичка отлетела далеко в горы. Именно на месте её падения появилось озеро Зюракутль (в переводе значит “озеро-сердце”), что часто называют зеркалом Юрмы. Оно действительно притягивает к себе людей. Тот, кто однажды увидит Зюракутль, навсегда сохранит его в своём сердце.

Легенда о Большом Таганае

Удивительным местом стал и хребет Большой Танагай. В переводе с местного наречия его название значит “подставка Луны”. Старинное предание рассказывает, что давным-давно юный Нажибек каждый вечер с восходом луны начинал играть на курае для своей возлюбленной Айгуль. Но песня так и оставалась прерванной, поскольку светило уходило за горизонт.

Однажды Нажибек крикнул луне “Остановись!”. Та покорно замерла, заставив вздрогнуть саму землю. Зацепившись за вершину, луна освещала ночной мир, а Нажибек продолжал играть, пока его Айгуль не постарела. Увидев совсем седую и пожилую возлюбленную, Нажибек в сердцах сломал своё курай, а луна снова опустилась за горизонт.

Это – только малая часть легенд Урала. Одни из них напоминают удивительные сказки, другие раскрывают трагические истории, третьи демонстрируют верования местных племён. Однако есть во всех сказаниях нечто общее – любовь и восхищение, что люди по-прежнему испытывают к этим загадочным горам.

совокупность мифов, принадлежащих финно-угорской, самодийской, тюркской и рус. старожильческой культ.-ист. традициям. Древнейшими финно-угорскими и самодийскими космогоническими мифами являются сюжеты о сотворении демиургом (коми Ен, марийский Кугуюмо, удм. Инмар, обско-угорский Торум, ненецкий Нум) суши из крупиц земли, поднятой ныряющей птицей со дна океана; в др. варианте (коми, финск. М.) мир сотворен из яйца, снесенного птицей. По древнетюркской М., вначале были сотворены "голубое небо" и "бурая земля", а затем между ними появились "сыны человеческие", в космогонии мусульманских тюркоязычных народов У. велико влияние ислама. Рус. космогония подверглась значительному влиянию М. Ветхого Завета.

Во всех М. запечатлена троичная структура мироздания. В финно-угорской М. верхняя небесная сфера представляется обителью бога-демиурга, нижняя - преисподняя - миром его непримиримого противника (и брата), именуемого Керемет (удм., мари), Кынь-лунгн (обско-угорская), Омоль (коми-зыр.); ср. (земная) сфера олицетворена в образах богини Калтащ (обско-угорская) или бога Кылдысин (удм.). В мордовской и марийской М. ипостась богини Земли выражена в сонме "матерей" (ава); "вирь-ава" (удм.) - мать леса, "ведь-ава" (удм.), "вют-ава"(мари) - мать воды, "варма-ава" (удм.), "мардеж-ава" (мари) - мать ветра, "мода-ава" (удм.), "мланде-ава" (мари) - мать земли. Самодийской М. также свойственно троичное деление космоса на сферы божества неба (Нум - ненецкая, Ноп - селькупская), преисподней (Нга - ненецкая, Кызы - селькупская) и земли (Я-небя - ненецкая, Ылэнта-кота - селькупская). Языческая М. тюркоязычных народов У., наиб. полно представленная М. чувашей (др. заметно исламизированы), описывает мироздание состоящим из тех же трех сфер, при этом верхняя и нижняя в свою очередь разделены на три слоя. Небесным творцом является Султи-тура ("тура" восходит к древнетюркскому "тенгри"), хозяином преисподней - дух смерти Эсрель, богами земли - Сер ашше и его жена. Троичность вселенной в славянской М. передается образом мирового древа (березы, дуба, сосны, явора, вырия и др.), вершине и ветвям к-рого соответствуют птицы (сокол, соловей, Див), стволу - пчелы, корням - змеи, бобры и т.д.

В отношения богов верха и низа (Ю. и С., В. и З.) заложен первоконфликт, повторениями к-рого мотивирована череда зим и лет, дней и ночей, смерти и жизни. В ненецкой М. противоборствующими сторонами в отношении к женщине-Солнцу Хаэр и жизни людей выступают Нум и Нга, в отношении к расцветающей и увядающей природе - Нум (как бог юж. стороны Неба) и Нгэрм (ипостась Нга, бога Севера). По М. селькупов, бог Неба Ноп мечет свои стрелы-молнии в хозяина преисподней Мачиль-лоза (ипостась Кызы) в течение лета, а затем уходит в юж. земли, отчего наступают холода, и ночь становится длиннее дня. В марийской М. роль громовника, побивающего злых духов и защищающего чел., отведена особому божеству - Кудырчо-юмо. В мордовской традиции громовник Пульгине-паз нарекается приемным сыном и зятем небесного демиурга. В тюркской (чувашской) М. дуализм верхних и нижних божеств выглядит менее рельефно и его воздействие на миропорядок не столь существенно. Творцы и духи (число наим. к-рых превышает 200) образуют иерархию, во главе к-рой стоит Султи-тура. "Снятие" первоконфликта в позднетюркской М., вероятно, обусловлено соц.-пол. мотивами - распространением идеологии и нормативов государственности. В рус.-христианской М. силы преисподней еще менее причастны к глобальным природным явлениям и занимают место низших духов - "искусителей" людей.

Важную роль в М. финно-угров и самодийцев играет культ. герой -персонаж повествований, действия к-рого направлены на создание или добывание для людей разл. культ. ценностей - огня, орудий труда, домашних животных, культ. растений и т.д. Нередко ему приписываются деяния демиурга или первопредка, а также черты плута-пересмешника (трикстера). В М. обских угров таковым является Мир-сусне-хум (Мир-осматривающий-человек), разъезжающий вокруг Земли на белой лошади, передающий людям наказы своего небесного отца Нуми-Торума, в виде гуся (Лунт-отыр -Гусь-богатырь) совершающий полеты в птичью страну Мортим-ма, потешающий людей в амплуа комического героя Эква-Пырись. Ему удается одолеть враждебных людям существ, научить птиц перелетать летом в сев. края, а людей - ловить этих птиц перевесами. Культ. герой селькупской М. - Ича(Итье) - выступает то сыном бога Нома, то сыном медведицы, то "внуком старухи". Он представляется небесным всадником, небесным охотником, победителем великана-людоеда Пюнегуссе, врачевателем, предсказателем, вершителем правого суда и ловким обманщиком. В ненецкой М. культ. героем предстает персонаж по им. Йомбо, у коми-пермяков - Кудым-ош. В М. народов, принявших христианство и ислам, божественные деяния соотносятся с образами Христа и пророка Мохаммеда, трикстерские проказы - с похождениями сказочных персонажей (напр., Иванушки-дурачка).


Много веков назад Урал населяли на севере – вогулы (манси), ханты, ненцы, а Средний и Южный Урал – башкирские племена.

Легенды, мифы, сказания уральского края связаны с обычаями, традициями, образом жизни этих народов. В первую очередь – это легенды о происхождении Уральских гор.

Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов,змей и т.д. В пучине моря, из тел убитых Урал-батыром врагов, возникают горы.(Уральские горы).

Уральский писатель Евгений Андреевич Пермяк в одной из легенд о происхождении Уральских гор рассказывает тоже о Змее-полозе.

«В скорости как наша земля отвердела, как суша от морей отделилась, зверями всякими, птицами населилась, из глубин земли, из степей прикаспийских золотой Змей-полоз выполз. С хрустальной чешуей, с самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильем…

Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспийских полуденных степей до полуночных холодных морей.

Больше тысячи верст полз как по струне, а потом вилять начал. Осенью, видно, дело-то было. Круглая ночь застала его. Ни зги! Как в погребе. Заря даже не занимается.

Завилял полоз. От Усы-реки к Оби свернул и на Ямал было двинулся. Холодно! Он ведь как-никак из жарких, преисподних мест вышел. Влево пошел. И прошел сколько-то сотен верст, да увидел варяжские кряжи. Не приглянулись они, видно, полозу. И удумал он через льды холодных морей напрямки махнуть.

Махнуть-то махнул, только каким ни будь толстым лед, а разве такую махину выдержит? Не выдержал. Треснул. Осел. Тогда Змей дном моря пошел. Ему что при неохватной-то толщине! Брюхом по морскому дну ползет, а хребет поверх моря высится. Такой не утонет. Только холодно. Как ни горяча огневая кровь у Змея-полоза, как ни кипит все вокруг, а море все-таки не лохань с водой. Не нагреешь.

Остывать начал полоз. С головы. Ну а коли голову застудил – и тулову конец. Коченеть стал, а вскорости и вовсе окаменел.

Огневая кровь в нем нефтью стала. Мясо рудами. Ребра камнем. Позвонки, хребты стали скалами. Чешуя – самоцветами. А все прочее – всем, что только есть в земной глубине. От солей до алмазов. От серого гранита до узорчатых яшм и мраморов.

Годы прошли, века минули. Порос окаменевший великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красой.

А годы шли да шли. Люди осели на склонах гор. Каменным Поясом назвали полоза. Опоясал все-таки он как-никак нашу землю, хоть и не всю. А потому ему форменное имя дали, звонкое Урал.

Древнеуральский эпос – предания, сказки и легенды народов коми, манси (вогулов), хантов, ненцев и других доносит до нас неожиданный древний мир, который напоминает эллинские мифы, олимпийских богов и легендарных героев.

Важное место в мифологии угорских народов занимают животные. На первом месте, конечно же, медведь. По одной версии отец медведя Нум-Торум, по другой самая первая женщина по имени Пор была рождена медведицей. До сих пор существует праздник медведя. На нем должно быть исполнено обязательно 300 песен и сцен. На втором месте по почитанию – лось. Особое отношение ко многим пушным зверям, птицам и т.д. И еще превеликое множество других богов и богинь с запутанными отношениями и родственными связями, их названия аналогичны, но варьируются у ханты, манси и других угорских народов. Пантеон ничуть не беднее, чем у древних греков или индусов.

У вогулов было особое место, где они поклонялись своим богам. Это гора Мань-Пупунёр – пустынное плато, расположенное на территории республики Коми, среди девственных лесов Северного Урала. На плоской вершине 800-метровой горы стоят высоченные каменные столбы, созданные в течение десятков тысяч лет ветрами и водой, жарой и морозом.

«В далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя.

В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Были у вождя дочь – красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать её сбегались олени из долины Ыджыд-Ляги.

Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим. Но отказалась, смеясь Аим и от этого предложения. Разгневанный Торев позвал своих братьев великанов и двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрычум с частью воинов был на охоте, появились великаны перед воротами каменного города. Целый день шла жаркая битва у крепостных стен.

Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. Под утро услышали шум погони. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи. Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.

Что же это за таинственный идол, наводивший на местных страх страшным ревом? Откуда он появился, куда исчез?

В России древнейшим письменным упоминанием о Золотой Бабе является Новгородская Летопись 1538 года. Летопись гласит о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, разрушал древние святилища и ставил на их месте древние храмы. В летописи говорится что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись жители зверям, деревьям, воде, огню и Золотой Бабе.

Но предания о Золотой Бабе, скрывающейся где-то на севере, появились очень давно. Откуда же появилось у манси такое странное божество?

Между горами Манья-Тумп и Койп, около которых по легендам манси раздался крик Золотой Бабы, есть еще одно место, также, может быть связанное с со страшными криками. Только произошло это событие уже в наши дни. Место это – гора Отортен, самая высокая точка Урала. Зимой 1959 года здесь погибла опытная, прекрасно подготовленная группа лыжников Уральского политехнического института. Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела 9 участников, лежащие в глубоком снегу. На лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса.

Где же сейчас находится Золотая Баба? В качестве последнего пристанища Бабы называют три отдаленных, труднодоступных уголка России: низовье реки Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья гор Путоран на полуострове Таймыр. Но, может быть, идол со страшным голосом находится значительно ближе и скрывается где-то в треугольнике между горами Койп, Отортен и Манья-Тумп. Охота за Золотой Бабой продолжается по сей день. Одни ищут бесценную историческую реликвию, вторые – золото, третьи – кладезь инопланетной технологии.в VIII в.

Это легенды Северного Урала. Край, где мы живем – это Средний Урал. Здесь сохранилось немало красивых преданий и легенд, повествующих о жизни племен, населявших в древности эти земли, легенды о любви, верности, дружбе.

«. Давно это было, так давно, что на этих горах с тех пор сто раз вырастал новый лес, а старый валился и сгнивал. Жило тогда в этих местах племя, что имело тамгу с изображением филина, и было оно также мудро и зорко, как эта ночная птица. Молодые охотники племени были сильны и смелы, старики – мудры, а девушки – красивы. Но краше всех была дочь старого Тошема – красавица Нейва. Было у старика двое сыновей, но старший погиб в схватке с медведем, а младший не вернулся с гор, куда ушёл добывать белку. И остался старик с дочерью Нейвой. Незаметно выросла девушка, расцвела, как лесной цветок. И хороша же была она! Тонкая да стройная, как молодая рябинка, радовала она глаза всем – и старым, и молодым.

Много охотников приходило к её отцу, предлагая за неё богатый выкуп. Но качал головой старый Тошем и отсылал их к дочери: пусть сама выбирает. Единственной радостью для него была красавица-дочка, и не хотел он видеть её женой нелюбимого человека. А Нейва в ответ парням, как и отец, качала головой и смеялась, и смех её был как журчанье лесного ключа. За этот смех и звали её Нейвой.

И только один молодой охотник – смелый и отважный Таватуй, не был с поклоном у Тошема. Ещё только двадцать зим видели его глаза, а был он могуч и силён, как лось, один-на-один выходя на медведя. Копьё, брошенное его рукой, летело на сорок локтей дальше, чем мог добросить самый сильный охотник племени, и стрела его не знала промаха. Но сердцем Таватуй был прост, как ребёнок, и хоть слушали его советы старики, и был он опытен в бою, на охоте, но карие глаза Нейвы не взволновали его кровь. Видел он в красавице-девушке подругу детских игр, и не замечал, что выросла она в женщину. Как и в детстве, при встрече с ней, он со смехом высыпал ей в колени гроздья рябина для бус или дарил пойманную белку. А девушка, встретив его взгляд, смущалась, и бронзовые щёчки её румянились. Но ничего не замечал молодой охотник.

Шло время, племя кочевало по дремучим лесам, било зверя и ловило в озёрах рыбу. По вечерам у костров молодёжь пела песни или слушала рассказы стариков. Ничто не нарушало мирной жизни лесных охотников до поры, пока не стали приходить тревожные слухи. Появились с востока в озёрной долине воинственные люди. Смуглые, верхом на быстроногих конях, с болтающимися на копьях конскими хвостами, жгли и сметали они на своём пути лёгкие жилища охотников. Детям разбивали головы о камни, мучили и убивали женщин, а мужчин угоняли в рабство. Страх и тревога овладели племенем. День и ночь сидели старики у костров, придумывая, как избежать великой беды. А когда стали приходить спасшиеся от пришельцев, израненные, истекающие кровью люди, отдал шаман приказ уходить в горы, покрытые непроходимым лесом.

Но возмутился молодой Таватуй. С гневом ударил он палицей по костру так, что брызнули в разные стороны огненные снопы и, вскочив на ноги проклял трусливого шамана. Долго и горячо говорил молодой охотник, убеждая, что лучше погибнуть в бою, чем жить в рабстве. Горы не спасут, враг настигнет и там, и больше уходить будет некуда. Звучали в его словах такая сила и правда, что все, как один, схватив оружие стали готовиться к бою.

Напрасно пытался шаман убедить их в бесполезности сопротивления – все только с презрением отвернулись от него. И только тут понял злобный шаман, насколько призрачна была его власть над людьми. Вскочив на оленя, он ринулся в чащу, пытаясь изменой купить себе жизнь. Грозно пропела тетива в руках Таватуя, и, хватая воздух скрюченными пальцами, рухнул в болото предатель.

Быстро приготовились воины к встрече незваных гостей и в ожидании боя проверяли оружие. Молча стоял молодой охотник у обросшего мхом огромного кедра, чутко прислушиваясь к долетавшим издалека крикам наступавших врагов. Легкое прикосновение заставило его обернуться. Перед ним стояла Нейва с крепким отцовским луком в руках. И было в ее глазах столько любви и отваги, что дрогнуло сердце юноши. Обняв смутившуюся девушку, он крепко поцеловал ее в розовые губы. И в ту же минуту, оттолкнув Нейву, бросился на появившегося из-за кустов врага. Один за другим налетали визжащие враги. Завязался бой. Как подкошенные, валились пришельцы под могучими ударами Таватуя. С тонким свистом настигала свою жертву стрела Нейвы. Храбро сражались охотники. Горы трупов устилали путь наседавших врагов. По телам своих павших воинов лезли они вперед, чтобы, получив удар копья или стрелу в горло, свалиться на примятую траву. С восхода солнца до заката длилась битва. Стаи черных воронов, привлеченные запахом крови, вились над местом боя в ожидании богатой поживы. Стали редеть ряды охотников. Вот с разбитой головой упал старый Тошем. Пронзенный копьем повалился лучший певец и плясун Каслон. То один, то другой, молча или стоном падали друзья Таватуя. А он, объятый великим гневом, бился с наседавшими врагами. Вдребезги разлетелось его копье от удара меча, лопнула тетива у лука, и бился он тяжелой палицей. С бешенством потрясая косматыми копьями лезли на него пришельцы и с проклятиями падали под его ударами.

Покрытый своей и вражеской кровью страшен был Таватуй. С небольшой горстью бойцов стоял он на своей земле, защищая свою честь и свободу, честь и свободу родного племени. Но когда, наконец, дрогнули и обратились в бегство жалкие остатки пришельцев, зашатался могучий Таватуй. Вытер он залитые кровью глаза и, радостно улыбнувшись, упал на истоптанную землю.

Мы с вами познакомились с самыми известными легендами. Их великое множество. Почитать легенды, предания, сказания Уральского края вы можете в книгах:

Читайте также: