Межэтнические конфликты в азии доклад

Обновлено: 02.05.2024

В отличие от Казахстана, сумевшего в постсоветское время решить большую часть своих территориальных проблем, ситуация в Средней Азии далеко не так безоблачна. Большинство расположенных здесь республик имеют территориальные споры с соседями, значительная часть которых до сих пор не урегулирована. Этническая чересполосица и отсутствие общепризнанных границ усугубляется дефицитом земельных и - что еще более важно в условиях засушливого климата - водных ресурсов, придавая периодически возникающим конфликтам выраженную социально-экономическую окраску.

В отличие от Казахстана, сумевшего в постсоветское время решить большую часть своих территориальных проблем, ситуация в Средней Азии далеко не так безоблачна. Большинство расположенных здесь республик имеют территориальные споры с соседями, значительная часть которых до сих пор не урегулирована. Этническая чересполосица и отсутствие общепризнанных границ усугубляется дефицитом земельных и - что еще более важно в условиях засушливого климата - водных ресурсов, придавая периодически возникающим конфликтам выраженную социально-экономическую окраску.

На сегодняшний день наибольшее число территориальных споров существует между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном, которые помимо общих границ и аграрного перенаселения объединяет принадлежность к "пороховой бочке Центральной Азии" - Ферганской долине, где расположены Ошская область Киргизии, Согдийская область Таджикистана, а также Ферганская, Наманганская и Андижанская области Узбекистана. Даже по сравнению с неблагополучными районами Средней Азии Ферганская долина выделяется высокой перенаселенностью, уровнем исламизации населения и большим числом нерешенных социально-экономических проблем. Неудивительно, что межгосударственные отношения Киргизии, Таджикистана и Узбекистана после распада СССР отличались высокой степенью конфликтности.

Несовпадение этнических и государственных границ, берущее свое начало в национально-государственном размежевании 1924-1925 гг., привело к тому, что во всех республиках Средней Азии проживают крупные общины других титульных этносов региона. Так, в Узбекистане, по данным на начало 1999 г., проживало 1,2 млн. таджиков, 967 тыс. казахов, 216 тыс. киргизов и 142 тыс. туркмен1, в Туркменистане (1995) - 407,1 тыс.2, в Киргизии (1999) - 665 тыс.3, а в Таджикистане (2000) - 937 тыс. узбеков4. За исключением Узбекистана, самой крупной этнической общиной которого являются таджики, наиболее многочисленная диаспора в остальных республиках Средней Азии - узбеки. Наличие крупных этнических общин, проживающих на границе со своим "титульным" государством, является сегодня мощным конфликтогенным фактором.

Как правило, численность таких диаспор властями всегда искусственно занижалась. По оценке российского этнолога Ю. Г. Кульчика реальная численность таджиков в Узбекистане в 1,5-2 раза выше официальной, а в Бухаре и Самарканде они составляют большинство населения5. Того же мнения придерживается американский исследователь Д. Шоберлайн-Энгел, по свидетельству которого на улицах Самарканда чаще слышишь таджикскую, чем узбекскую речь6. По некоторым данным, численность таджиков в Узбекистане достигает 5-6 млн. чел., а это - 20-25% населения республики7. После окончания гражданской войны 1992-1997 гг. принадлежность Бухары и Самарканда, населенных преимущественно таджиками, превратилась в одну из главных проблем таджико-узбекских отношений. В начале 2000-х гг. претензии на Самарканд и Бухару выдвигались бывшим лидером Объединенной таджикской оппозиции М. Зиеевым, занимавшим в правительстве Таджикистана пост министра по чрезвычайным ситуациям.

Одной из главных угроз территориальной целостности Киргизии руководство республики считает компактное проживание узбеков в граничащих с Узбекистаном южных областях. Географически Киргизия делится на северную и южную части, которые отделяют друг от друга горные хребты, а соединяет всего одна дорога. На территории южных областей по переписи 1999 г. проживало 632,8 тыс. узбеков, что составляло 26,1% их населения8. По данным официальной статистики, удельный вес узбеков в южных регионах на протяжении 1990-х гг. практически не изменился, тогда как киргизов - заметно вырос (с 59,7 до 67,6%). Между тем по данным Ассамблеи народов Кыргызстана, уровень естественного прироста узбеков в середине 1990-х гг. был выше, чем киргизов, а их удельный вес в 1989-1995 гг. увеличивался9. На результаты переписи 1999 г., по всей видимости, повлияли опасения властей по поводу нарастания на юге этносепаратистских тенденций. Фактор наличия крупной узбекской общины постоянно сказывался во время событий "тюльпановой революции" 2005 г., когда в результате захвата оппозицией органов власти южных областей возникла реальная угроза раскола страны.

Нерешенной проблемой является наличие в Узбекистане и Киргизии этнических анклавов. Так, в Киргизии расположены два крупных узбекских анклава - Сох и Шахимардан, где проживает от 40 до 50 тыс. человек. В Узбекистане же находится входящее в состав Киргизии село Барак с населением около 600 чел. Будучи отрезанными от основной территории республики, жители этих населенных пунктов испытывают острые проблемы с пересечением государственной границы, функционированием экономики, социальной сферы и систем жизнеобеспечения. Предпринятые в 2001 г. попытки решить эти проблемы путем обмена территориями оказались безуспешными. Предложение узбекской стороны соединить Сох, где расположено 19 населенных преимущественно таджиками кишлаков, широкой полосой земли с Узбекистаном в обмен на передачу южной части анклава были отвергнуты Киргизией, посчитавшей, что предлагаемые земли на имеют агротехнической ценности, а Лейлекский и Баткенский районы будут полностью отрезаны от остальной территории республики10.

В Киргизии также находится таджикский анклав Ворух, административно относящийся к Исфаринскому району Согдийской области Таджикистана. На территории площадью около 130 тыс. кв. км. проживают более 20 тыс. человек, 95% которых являются таджиками, а 5% - киргизами. С 1980-х гг. территория Баткенского района Киргизии является ареной длительного конфликта между киргизами и таджиками соседнего Исфаринского района Таджикистана, в основе которого лежит спор за земельно-водные ресурсы. Столкновения между таджиками и киргизами были зафиксированы в селениях Ворухе-Танги в 1982 г. и Матче-Актатыре в 1988 г. В 1989 г. противоречия переросли в межэтнический конфликт, безуспешные попытки урегулирования которого предпринимались в течение всего следующего года. Весной 1991 г. столкновения возобновились, причем со стороны таджиков было выдвинуто требование передачи им в постоянное пользование 10 тыс. га киргизских земель. Тем самым конфликт, в ходе которого с взаимными обвинениями выступили президенты Киргизии и Таджикистана, перешел на межгосударственный уровень11. Породившие его причины действуют вплоть до настоящего времени. В 1998 г. на территории Баткенского района вновь произошли столкновения из-за распределения воды, после чего были созданы совместные дружины для контроля над ее распределением12.

Пограничные проблемы Таджикистана, Киргизии и Узбекистана резко обострились в результате Баткенских событий. В 1999-2000 гг. вооруженные формирования Исламского движения Узбекистана (ИДУ) дважды производили рейды с территории Северного Таджикистана в Киргизию и Узбекистан, с трудом отраженные армейскими подразделениями, причем во время последних боев 2000 г. возникла непосредственная угроза Ташкенту. Опасаясь повторного прорыва боевиков ИДУ, Ташкент начал одностороннее минирование границ с Таджикистаном и Киргизией, что повлекло за собой многочисленные жертвы среди мирного населения. Недовольство киргизской стороны вызвало размещение вооруженных сил Узбекистана в анклавах Сох и Шахимардан, что, по мнению Бишкека, противоречило международным нормам13.

Последствия Баткенских событий для таджико-узбекских отношений оказались еще более серьезными. В 2000 г. из приграничной Сурхандарьинской области Узбекистана были депортированы более 5 тыс. этнических таджиков, проживавших в 18 кишлаках. Население было перевезено в пустыню Шарабадского района, после чего все кишлаки были уничтожены ВВС Узбекистана14. Поводом для депортации послужили сведения о том, что во время вторжения формирований ИДУ жители этих кишлаков, таджики по национальности, имели контакты с боевиками15. Спустя несколько лет аналогичную политику стал проводить Душанбе. В целях более выгодной делимитации границы с Узбекистаном власти в конце 2007 г. стали оказывать давление на проживавших в приграничных районах Согдийской области узбеков, заставляя их принять гражданство Таджикистана. В случае отказа им угрожали конфискацией имущества и депортацией за пределы республики Поэтапное переселение вглубь республики этнических узбеков и расселение таджиков проводилось в Шаартузском и Турсунзадевском районах Согдийской области, где узбеки составляли большинство населения16.

В настоящее время из пяти республик Центральной Азии полностью делимитировал сухопутные границы только Туркменистан, подписавший соответствующие договоры с Узбекистаном (сентябрь 2000 г.) и Казахстаном (июль 2001 г.). Основные проблемы по делимитации границы решил Казахстан, урегулировавший большую часть вопросов с Узбекистаном, Киргизией и Россией. В то же время проблемы делимитации границ между Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией не решены до сих пор. Так, на границе между Киргизией и Узбекистаном насчитывается 58 спорных участков, а из 1375 км. границы делимитировано только 99317. Напряженные отношения между тремя среднеазиатскими республиками не исключают возникновения новых этнотерриториальных конфликтов, социальную почву для которых создает продолжающийся прирост населения и сложное социально-экономическое положение. Кроме того, конфликты здесь провоцирует сам процесс формирования "новых национальных государств" с их государственной идеологией, частью непременного арсенала которой стало выдвижение территориальных претензий к соседям.

2 Перепись населения Туркменистана 1995. Государственный комитет Туркменистана по статистике. Т.1. Ашгабат, 1996. С. 67.

3 Основные итоги Первой национальной переписи населения Кыргызской Республики 1999 года. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Бишкек, 2000. С.26.

4 Перепись населения Таджикистана // Статистика СНГ. 2002. Авг. №15. С. 39.

6 Щоберлайн-Энгел Д. Перспективы становления национального самосознания узбеков // Восток. 1997. №3. С.60.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Территории данного региона включает независимые государства Узбекистан, Кирги.

Территории данного региона включает независимые государства Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Туркмения.

Этно-национальные конфликты в Средней Азии начались кровавыми событиями в Фер.

Этно-национальные конфликты в Средней Азии начались кровавыми событиями в Ферганской долине. В 1944 году турки, проживавшие в области Месхети (Грузия), были насильственно депортированы в Узбекистан. В конце 80-х в Узбекистане узбекское большинство стало заявлять о своих преимущественных правах на землю. В мае 1989 года в Фергане начались массовые драки между узбеками и турками.

Внутренние войска с трудом взяли ситуацию под контроль, причем во избежание д.

Внутренние войска с трудом взяли ситуацию под контроль, причем во избежание дальнейших расправ более 15 тысяч турок были вывезены на территорию РСФСР. В ходе Ферганских событий погибли более ста человек и около тысячи получили ранения

Проявлением этно-национальных конфликтов в Киргизии стала Ошская резня (4–7 и.

Проявлением этно-национальных конфликтов в Киргизии стала Ошская резня (4–7 июня 1990 года) между киргизским меньшинством и узбекским большинством в Ошской области. Узбекское большинство выдвигало требования административной и культурной автономии. В вооруженных столкновениях и погромах приняли участие несколько десятков тысяч человек. Точное число жертв неизвестно, но сообщалось о тысячах убитых.

В Киргизии также находится таджикский анклав Ворух, административно относящий.

В Киргизии также находится таджикский анклав Ворух, административно относящийся к Исфаринскому району Согдийской области Таджикистана. На территории проживают более 20 тысяч человек, 95% которых являются таджиками, а 5% – киргизами. В 1989 г. произошли столкновения между таджикским населением Исфаринского района Таджикистана и киргизским населением Баткенского района Киргизии, в основе которого лежал конфликт по поводу распределения земель.

Пограничные проблемы Таджикистана, Киргизии и Узбекистана обострились в резул.

Пограничные проблемы Таджикистана, Киргизии и Узбекистана обострились в результате Баткенских событий. В 1999-2000 гг. вооруженные формирования Исламского движения Узбекистана производили рейды с территории Северного Таджикистана в Киргизию и Узбекистан. Опасаясь прорыва боевиков ИДУ, Ташкент начал минирование границ с Таджикистаном и Киргизией. Киргизская сторона разместила вооруженные силы Узбекистана в анклавах Сох и Шахимардан, что, по мнению Бишкека, противоречило международным нормам.

Весной 2009 г. межэтнические столкновения в Киргизии произошли в селение Петр.

Весной 2009 г. межэтнические столкновения в Киргизии произошли в селение Петровка Чуйской области, где, проживает большая часть славянского населения республики, а также курды. В начале апреля 2009 г. проживавшего в Петровке 22-летнего курда обвинили в попытке изнасилования 4-летней русской девочки. 26 апреля киргизы, русские и карачаевцы начали громить дома и машины курдов после того, как повесилась бабушка девочки. Начался массовый исход курдов из Петровки.

19 мая 2010 г. в областном центре Киргизии городе Джалал-Абаде произошли стол.

19 мая 2010 г. в областном центре Киргизии городе Джалал-Абаде произошли столкновения на межэтнической почве между киргизами и узбеками, спровоцированные сторонниками прежней власти республики. 10 июня массовое столкновение узбеков с киргизами произошло в Ошской области Киргизии.

В Таджикистане 12–14 февраля 1990 года произошли массовые беспорядки в Душанб.

В Таджикистане 12–14 февраля 1990 года произошли массовые беспорядки в Душанбе. Беспорядки начались с антиармянских митингов, вызванных прибытием в Таджикистан армянских беженцев из Азербайджана, но вскоре переросли в серию вооруженных столкновений и грабежей мирного населения. Только вводом войск конфликт удалось остановить

На территории Туркменистана в 1989 г. в Ашхабаде начались массовые беспорядки.

На территории Туркменистана в 1989 г. в Ашхабаде начались массовые беспорядки, сопровождавшиеся погромами, разрушениями, поджогами, насильственными действиями. Инциаторами беспорядков были антиармянски настроенные лица. 29 объектов, в основном кооперативы армян, сожжены. Массовые беспорядки с антиармянскими мотивами, разгромом домов, административных помещений и магазинов произошли также 2 мая 1990 г. в Андижане и 2 декабря 1990 г. в Намангане.

Последствия межэтнических конфликтов рубежа 1980-х - 1990-х гг Смене руководс.

Последствия межэтнических конфликтов рубежа 1980-х - 1990-х гг Смене руководства республик. Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Г.В. Колбина в июне 1989 г. сменил Н.А. Назарабаев. В Узбекистане Р. Ишанова сменил И. Каримов. В Киргизии место А. Масалиева занял А. Акаев. В Таджикистане сохранил место К. Махкамов, но и он был отстранен в августе 1991 г. В Таджикистане, Узбекистане и Киргизии возросла эмиграция русского и другого некоренного населения

В настоящее время делимитировал сухопутные границы только Туркменистан, подпи.

В настоящее время делимитировал сухопутные границы только Туркменистан, подписавший соответствующие договоры с Узбекистаном (сентябрь 2000 г.) и Казахстаном (июль 2001 г.). В то же время проблемы делимитации границ между Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией не решены до сих пор. Так, на границе между Киргизией и Узбекистаном насчитывается 58 спорных участков

Израильско-палестинская проблема имеет уже более чем полувековую историю, оставаясь на протяжении всего этого времени едва ли не самой сложной, привлекающей внимание не только стран субрегиона, но и всего мирового сообщества. Десятилетиями казалось, что решения ее найти так и не удастся: уже не одно поколение израильтян и палестинцев выросло в атмосфере взаимной ненависти и непрекращающихся острых конфронтаций. И только в последнее время мирный процесс стал большей или меньшей реальностью.

Началась первая арабо-израильская война, но арабы ее проиграли, и Израилю удалось увеличить свою территорию с 14 тыс. до 21 тыс. км2. Однако западный берег р. Иордан и восточная часть Иерусалима с Храмовой горой, где находятся главные святые места трех религий - христианской, иудейской и мусульманской - остались за Иорданией.

Вторая арабо-израильская война 1956 г., в которой на стороне Израиля участвовали Англия и Франция, не внесла изменений в палестинскую ситуацию.

В ответ на все это палестинцы создали свой парламент (Национальный совет) в изгнании и под руководством Организации освобождения Палестины (ООП) продолжили борьбу за формирование собственного государства. Основных требований у них было три:

1) вернуть им земли, предназначенные для создания Палестинского государства и захваченные Израилем;

2) разрешить миллионам палестинских беженцев вернуться к своим очагам;

3) сделать Восточный Иерусалим столицей государства Палестина.




Некоторый перелом к лучшему наступил в 1988 г., когда Национальный совет Палестины объявил о создании на части территории государства Израиль арабского государства Палестина, состоящего из двух частей - Западного берега р. Иордан и сектора Газа на побережье Средиземного моря. Вскоре новое государство было признано большинством стран мира и получило статус страны-наблюдателя при ООН. Однако признание этого факта Израилем произошло только в 1993 г. В 1994 г. в секторе Газа и на небольшой части Западного берега действительно началось создание Палестинской национальной автономии, а в 1996 г. руководитель ООП Ясир Арафат стал главой Палестинской национальной администрации; еще раньше он был избран президентом будущего независимого государства Палестина.

Ныне территория Палестинской автономии занимает 6020 км2, что при населении в 4,1 млн. чел. соответствует его средней плотности 620 чел. на 1 км2 (в том числе на сектор Газа приходится 380 км2 и 1,5 млн. чел.). Формально переговоры Израиля и Палестины продолжаются, но нельзя утверждать, что и в начале XXI в. они заметно продвинулись вперед. Чаще всего им мешают террористические действия исламских боевиков, на которые Израиль обычно отвечает своими вооруженными акциями. Положение еще более усложнилось после того, как в начале 2006 г. на парламентских выборах в автономии победу одержала радикальная, антиизраильская группировка ХАМАС. В 2007 г. длительная политическая борьба между движением ХАМАС и противостоящим ему движением ФАТХ (его возглавляет сменивший умершего Ясира Арафата новый лидер автономии Махмуд Аббас) переросла в открытое вооруженное противостояние - с перестрелками, взрывами, кровопролитием. В результате в автономии пришлось вводить чрезвычайное положение. Только в 2008 г. процесс мирного урегулирования получил реальное продолжение. Была достигнута договоренность о том, что государство Палестина будет провозглашено еще до конца 2008 г.

Много нерешенных вопросов остается еще и в отношениях Израиля с соседними арабскими странами. Да, мирный договор с Египтом был заключен еще в 1979 г., и тогда же Израиль вывел свои войска с Синайского п-ова, позволив тем самым снова открыть судоходство по Суэцкому каналу. Мирный договор с Иорданией был заключен в 1994 г. В начале 2000 г. Израиль вывел свои войска из Южного Ливана. Но ни с Ливаном, ни с Сирией мирные соглашения еще не заключены. В течение длительного времени одним из главных противников Израиля был режим Саддама Хусейна в Ираке. Но один серьезный противник продолжает существовать и в наши дни - это Иран. Пока между двумя странами идет, что называется, война нервов. Иран угрожает уничтожить Израиль своими ракетами, а в Израиле говорят о превентивном ударе по ядерным объектам Исламской Республики.

Проблема Курдистана возникла еще после Первой мировой войны, когда вслед за окончательным распадом Турецкой (Османской) империи эта обширная горная область, населенная курдами - народом иранской языковой группы индоевропейской семьи, - была разделена между несколькими соседними странами. Ситуация мало изменилась и до наших дней: примерно 14 млн. курдов живут в Турции, 4,8 млн. - в Иране, 4,4 млн. - в Ираке и 1,2 млн. - в Сирии.

Вот уже на протяжении более чем девяти десятилетий курды ведут борьбу, в том числе вооруженную, за создание своего национального государства Курдистан. Но только в двух случаях - в начале 1940-х гг. в Ираке и в середине 1970-х гг. в Иране - им удавалось добиться хотя бы временной национально-культурной автономии. Особенно непримиримую позицию по отношению к своим курдам всегда занимали Турция и Ирак. Турецкие власти вообще не считают курдов самобытным народом, а именуют их турками. В борьбе с курдскими повстанцами они применяют регулярную армию, вводя в действие тяжелую артиллерию и авиацию. Иракский режим Саддама Хусейна также не раз применял по отношению к курдам жестокие репрессии, включая насильственную депортацию почти 1 млн. человек из пограничных с Ираном районов. Положение курдов в иранском Курдистане несколько лучше, но и они подвергаются ассимиляции и религиозным преследованиям (курды исповедуют ислам суннитского толка, а иранцы - шиитского). Только с конца 1970-х гг. в турецком, иракском и иранском Курдистане погибло более 110 тыс. человек. Единству действий самих курдов мешают частые разногласия между различными их партиями и группировками.

Кипрская проблема возникла значительно позже, в середине 1970-х гг. Она связана с политическим разделом этого острова (площадью 9,2 тыс. км2) на две части.

Проблема Кипра еще ждет своего решения. Организация Объединенных Наций выступает за вывод с острова большого контингента турецких войск и за такое урегулирование этой проблемы, при котором единство страны было бы восстановлено, причем без ущемления прав и греков-киприотов, и турок-киприотов. В конце 2002 г. ООН предложила план кипрского урегулирования, предусматривающий создание на острове единого государства с широкой автономией греческой и турецкой общин. Тогда Кипр вошел бы в состав ЕС как единое государство. Но этот план был отвергнут ТРСК.

Проблема Афганистана также относится к числу наиболее взрывоопасных. Война здесь длится уже третье десятилетие, она унесла миллионы жизней и давно перестала быть внутренним делом этого государства. Тем более что несколько миллионов афганских беженцев осели в Пакистане, Иране и в других странах Азии и Европы, в США.

В августе 2008 г. резко осложнилась обстановка в Кавказском регионе, что было связано с попыткой Грузии военным путем вернуть себе Южную Осетию. Вмешательство в этот конфликт России привело к провозглашению независимости Абхазии и Южной Осетии.

В Южной Азии уже долгое время существуют два взрывоопасных очага политической и военной напряженности.

Второй очаг - это Республика Шри-Ланка, население которой составляют в основном два крупных народа: сингалы в южной и центральной частях страны - их 82 % и тамилы в северной и северо-восточной ее частях - их 10 % (рис. 80); остальное приходится на потомков арабов - мавров.

К другим конфликтным районам ЮВА относятся Южные Филиппины, где местное мусульманское население требует независимости или по крайней мере широкой автономии. А в Мьянме с сепаратистских позиций выступают отдельные малые народы (карены, шаны).

В Восточной Азии главные геополитические споры также оказались связанными с последствиями Второй мировой войны и расколом мира на две системы. Здесь самый яркий пример такого рода - Корея, оказавшаяся разделенной на Северную (КНДР) и Южную (Республика Корея). В 1950-1953 гг. открытое противоборство двух этих государств привело к ожесточенной войне, в которой фактически участвовали и другие государства, с одной стороны, социалистические, а с другой - капиталистические. В последнее время политический климат на Корейском п-ове несколько потеплел, но говорить о мирном объединении Северной и Южной Кореи еще преждевременно.

К наследию Второй мировой войны можно отнести и отсутствие мирного договора между Россией и Японией, заключению которого более всего мешает затянувшийся на десятилетия спор из-за Курильских о-вов. Территориальные споры существуют также между Китаем и Индией.

Лекция 2.5 Этносоциальные проблемы в современном мире

Израильско-палестинская проблема имеет уже более чем полувековую историю, оставаясь на протяжении всего этого времени едва ли не самой сложной, привлекающей внимание не только стран субрегиона, но и всего мирового сообщества. Десятилетиями казалось, что решения ее найти так и не удастся: уже не одно поколение израильтян и палестинцев выросло в атмосфере взаимной ненависти и непрекращающихся острых конфронтаций. И только в последнее время мирный процесс стал большей или меньшей реальностью.

Началась первая арабо-израильская война, но арабы ее проиграли, и Израилю удалось увеличить свою территорию с 14 тыс. до 21 тыс. км2. Однако западный берег р. Иордан и восточная часть Иерусалима с Храмовой горой, где находятся главные святые места трех религий - христианской, иудейской и мусульманской - остались за Иорданией.

Вторая арабо-израильская война 1956 г., в которой на стороне Израиля участвовали Англия и Франция, не внесла изменений в палестинскую ситуацию.

В ответ на все это палестинцы создали свой парламент (Национальный совет) в изгнании и под руководством Организации освобождения Палестины (ООП) продолжили борьбу за формирование собственного государства. Основных требований у них было три:

1) вернуть им земли, предназначенные для создания Палестинского государства и захваченные Израилем;

2) разрешить миллионам палестинских беженцев вернуться к своим очагам;

3) сделать Восточный Иерусалим столицей государства Палестина.

Некоторый перелом к лучшему наступил в 1988 г., когда Национальный совет Палестины объявил о создании на части территории государства Израиль арабского государства Палестина, состоящего из двух частей - Западного берега р. Иордан и сектора Газа на побережье Средиземного моря. Вскоре новое государство было признано большинством стран мира и получило статус страны-наблюдателя при ООН. Однако признание этого факта Израилем произошло только в 1993 г. В 1994 г. в секторе Газа и на небольшой части Западного берега действительно началось создание Палестинской национальной автономии, а в 1996 г. руководитель ООП Ясир Арафат стал главой Палестинской национальной администрации; еще раньше он был избран президентом будущего независимого государства Палестина.

Ныне территория Палестинской автономии занимает 6020 км2, что при населении в 4,1 млн. чел. соответствует его средней плотности 620 чел. на 1 км2 (в том числе на сектор Газа приходится 380 км2 и 1,5 млн. чел.). Формально переговоры Израиля и Палестины продолжаются, но нельзя утверждать, что и в начале XXI в. они заметно продвинулись вперед. Чаще всего им мешают террористические действия исламских боевиков, на которые Израиль обычно отвечает своими вооруженными акциями. Положение еще более усложнилось после того, как в начале 2006 г. на парламентских выборах в автономии победу одержала радикальная, антиизраильская группировка ХАМАС. В 2007 г. длительная политическая борьба между движением ХАМАС и противостоящим ему движением ФАТХ (его возглавляет сменивший умершего Ясира Арафата новый лидер автономии Махмуд Аббас) переросла в открытое вооруженное противостояние - с перестрелками, взрывами, кровопролитием. В результате в автономии пришлось вводить чрезвычайное положение. Только в 2008 г. процесс мирного урегулирования получил реальное продолжение. Была достигнута договоренность о том, что государство Палестина будет провозглашено еще до конца 2008 г.

Много нерешенных вопросов остается еще и в отношениях Израиля с соседними арабскими странами. Да, мирный договор с Египтом был заключен еще в 1979 г., и тогда же Израиль вывел свои войска с Синайского п-ова, позволив тем самым снова открыть судоходство по Суэцкому каналу. Мирный договор с Иорданией был заключен в 1994 г. В начале 2000 г. Израиль вывел свои войска из Южного Ливана. Но ни с Ливаном, ни с Сирией мирные соглашения еще не заключены. В течение длительного времени одним из главных противников Израиля был режим Саддама Хусейна в Ираке. Но один серьезный противник продолжает существовать и в наши дни - это Иран. Пока между двумя странами идет, что называется, война нервов. Иран угрожает уничтожить Израиль своими ракетами, а в Израиле говорят о превентивном ударе по ядерным объектам Исламской Республики.

Проблема Курдистана возникла еще после Первой мировой войны, когда вслед за окончательным распадом Турецкой (Османской) империи эта обширная горная область, населенная курдами - народом иранской языковой группы индоевропейской семьи, - была разделена между несколькими соседними странами. Ситуация мало изменилась и до наших дней: примерно 14 млн. курдов живут в Турции, 4,8 млн. - в Иране, 4,4 млн. - в Ираке и 1,2 млн. - в Сирии.

Вот уже на протяжении более чем девяти десятилетий курды ведут борьбу, в том числе вооруженную, за создание своего национального государства Курдистан. Но только в двух случаях - в начале 1940-х гг. в Ираке и в середине 1970-х гг. в Иране - им удавалось добиться хотя бы временной национально-культурной автономии. Особенно непримиримую позицию по отношению к своим курдам всегда занимали Турция и Ирак. Турецкие власти вообще не считают курдов самобытным народом, а именуют их турками. В борьбе с курдскими повстанцами они применяют регулярную армию, вводя в действие тяжелую артиллерию и авиацию. Иракский режим Саддама Хусейна также не раз применял по отношению к курдам жестокие репрессии, включая насильственную депортацию почти 1 млн. человек из пограничных с Ираном районов. Положение курдов в иранском Курдистане несколько лучше, но и они подвергаются ассимиляции и религиозным преследованиям (курды исповедуют ислам суннитского толка, а иранцы - шиитского). Только с конца 1970-х гг. в турецком, иракском и иранском Курдистане погибло более 110 тыс. человек. Единству действий самих курдов мешают частые разногласия между различными их партиями и группировками.

Кипрская проблема возникла значительно позже, в середине 1970-х гг. Она связана с политическим разделом этого острова (площадью 9,2 тыс. км2) на две части.

Проблема Кипра еще ждет своего решения. Организация Объединенных Наций выступает за вывод с острова большого контингента турецких войск и за такое урегулирование этой проблемы, при котором единство страны было бы восстановлено, причем без ущемления прав и греков-киприотов, и турок-киприотов. В конце 2002 г. ООН предложила план кипрского урегулирования, предусматривающий создание на острове единого государства с широкой автономией греческой и турецкой общин. Тогда Кипр вошел бы в состав ЕС как единое государство. Но этот план был отвергнут ТРСК.

Проблема Афганистана также относится к числу наиболее взрывоопасных. Война здесь длится уже третье десятилетие, она унесла миллионы жизней и давно перестала быть внутренним делом этого государства. Тем более что несколько миллионов афганских беженцев осели в Пакистане, Иране и в других странах Азии и Европы, в США.

В августе 2008 г. резко осложнилась обстановка в Кавказском регионе, что было связано с попыткой Грузии военным путем вернуть себе Южную Осетию. Вмешательство в этот конфликт России привело к провозглашению независимости Абхазии и Южной Осетии.

В Южной Азии уже долгое время существуют два взрывоопасных очага политической и военной напряженности.

Второй очаг - это Республика Шри-Ланка, население которой составляют в основном два крупных народа: сингалы в южной и центральной частях страны - их 82 % и тамилы в северной и северо-восточной ее частях - их 10 % (рис. 80); остальное приходится на потомков арабов - мавров.

К другим конфликтным районам ЮВА относятся Южные Филиппины, где местное мусульманское население требует независимости или по крайней мере широкой автономии. А в Мьянме с сепаратистских позиций выступают отдельные малые народы (карены, шаны).

В Восточной Азии главные геополитические споры также оказались связанными с последствиями Второй мировой войны и расколом мира на две системы. Здесь самый яркий пример такого рода - Корея, оказавшаяся разделенной на Северную (КНДР) и Южную (Республика Корея). В 1950-1953 гг. открытое противоборство двух этих государств привело к ожесточенной войне, в которой фактически участвовали и другие государства, с одной стороны, социалистические, а с другой - капиталистические. В последнее время политический климат на Корейском п-ове несколько потеплел, но говорить о мирном объединении Северной и Южной Кореи еще преждевременно.

К наследию Второй мировой войны можно отнести и отсутствие мирного договора между Россией и Японией, заключению которого более всего мешает затянувшийся на десятилетия спор из-за Курильских о-вов. Территориальные споры существуют также между Китаем и Индией.

Межэтнические конфликты в Центральной Азии – общие черты и меры противодействия

Формирование межэтнического мира и согласия - задача, которая тяжело дается множеству государств мира. От связанных с национализмом и ксенофобией проблем не защищены ни экономически развитые страны, ни государства с меньшим уровнем благополучия населения. При этом, этнические противоречия осложняются другими кризисными факторами, и нередко выступают катализаторами мощных насильственных акций.

К сожалению, не являются исключением из этого правила и многонациональные постсоветские государства, которые также сталкиваются с локальными межнациональными конфликтами. На территории нынешних евразийских стран существуют перманентные очаги межэтнических столкновений. К примеру, уже несколько десятков лет сохраняется напряженность на армяно-азербайджанской границе. Однако, в постсоветском регионе встречаются и новые потенциально рисковые точки конфликтогенности не только межгосударственного характера, но и внутри одной страны.

Одним из последних ярких примеров здесь можно назвать Казахстан. В начале этого года в Жамбылской области на юго-востоке страны произошли столкновения между казахами и дунганами. В ходе беспорядков погибло 11 человек, и почти 200 получили ранения. Многие проживающие на этой территории дунгане были вынуждены бежать в соседний Кыргызстан. При всей массовости столкновений, крупный межэтнический конфликт разгорелся из бытовой ссоры представителей разных национальностей.

Совсем недавно в Казахстане значительно увеличили финансирование нескольких научных центров, занимающихся исследованиям национальной политики. Многие полагают, что это как раз связано с февральскими событиями в стране - власти республики намерены усилить внимание к этнополитике. Однако нельзя утверждать, что до нынешнего года в Казахстане не занимались национальными вопросами. Проблемы потенциальных межэтнических конфликтов изучались и ранее, в том числе в подведомственных структурах правительства, Совета безопасности, а также научными коллективами Казахстанского института стратегических исследований и других профильных учреждений. В то же время, несмотря на все государственные меры в этой области, локальные межэтнические конфликты случаются и сегодня.

Аналогичные процессы наблюдаются и в Кыргызской Республике. С момента обретения независимости, этнополитика Кыргызстана была нацелена на укрепление общегражданской идентичности. В этот период случилось несколько локальных конфликтов на юге страны между представителями разных национальностей, которым тогда не предавали должного внимания. В результате в 2010 г. в Ошской области Кыргызстана вспыхнул крупнейший для страны межэтнический конфликт, осложненный политическими противоречиями и иными кризисными факторами. Десять лет назад в результате этих крупных столкновений погибло более 400 человек, многие семьи покинули родной для себя регион проживания.

Примечательно, что у большинства межэтнических конфликтов на территории стран Центральной Азии, равно как и в других многонациональных постсоветских регионах, можно выделить общие характерные черты. Прежде всего, этнические столкновения часто вырастают из бытовых конфликтов, которые в свою очередь могут также иметь схожие причины. Нередко здесь замешан криминогенный фактор, передел сфер влияния. Зачастую дополнительным катализатором конфликта выступают и социально-экономические проблемы, а также политические противоречия.

Кроме того, межэтнические конфликты последнего времени в Центральной Азии отличаются массовостью. Не последнюю роль в этом играют новые механизмы мобилизации людей, и прежде всего социальные сети. Именно в такие моменты конфликт разгорается с ещё большей силой, вмешиваются дополнительные факторы стихийности. На этом этапе сама первопричина конфликта отходит на второй план, а этническая принадлежность, наоборот, главенствует. После эскалации противоречий агрессия и насильственные акции приобретают иррациональный характер.

Длительное время большинство государств постсоветского пространства в основном решали проблемы межэтнических конфликтов регламентацией межнациональных отношений. Однако это не принесло должного эффекта. Сегодня на первый план выходит необходимость проведения комплексной этнической политики. При этом системные меры по нормализации межэтнических отношений должны содержать не только ассимиляцию этнических меньшинств или формирование продуктивной межнациональной коммуникации, но и другие важные шаги.

Речь идет прежде всего о решении ключевых проблем, предшествующих этническому конфликту. К примеру, в зависимости от конкретного рискового кейса имеет смысл говорить о важности декриминализации этноменьшинств. Попутно нельзя забывать и о важности обеспечения неотвратимости наказания за совершенные преступления. Это поможет нивелировать риски эскалации бытовых конфликтов в массовые насильственные акции.

С другой стороны, не менее важны и меры по социально-экономической поддержке потенциально взрывоопасных регионов. Обеспечение равных прав, снижение разрыва доходов населения любой многонациональной страны само по себе является хорошим фактором низкой конфликтогенности. В системе с этнополитическими мероприятиями по формированию здоровой поликультурной и многонациональной среды, такие меры максимально снизят риски межэтнических конфликтов.

Следите за нашими новостями на Facebook , Twitter и Telegram


Формирование межэтнического мира и согласия - задача, которая тяжело дается множеству государств мира. От связанных с национализмом и ксенофобией проблем не защищены ни экономически развитые страны, ни государства с меньшим уровнем благополучия населения. При этом, этнические противоречия осложняются другими кризисными факторами, и нередко выступают катализаторами мощных насильственных акций.

К сожалению, не являются исключением из этого правила и многонациональные постсоветские государства, которые также сталкиваются с локальными межнациональными конфликтами. На территории нынешних евразийских стран существуют перманентные очаги межэтнических столкновений. К примеру, уже несколько десятков лет сохраняется напряженность на армяно-азербайджанской границе. Однако, в постсоветском регионе встречаются и новые потенциально рисковые точки конфликтогенности не только межгосударственного характера, но и внутри одной страны.

Одним из последних ярких примеров здесь можно назвать Казахстан. В начале этого года в Жамбылской области на юго-востоке страны произошли столкновения между казахами и дунганами. В ходе беспорядков погибло 11 человек, и почти 200 получили ранения. Многие проживающие на этой территории дунгане были вынуждены бежать в соседний Кыргызстан. При всей массовости столкновений, крупный межэтнический конфликт разгорелся из бытовой ссоры представителей разных национальностей.

Совсем недавно в Казахстане значительно увеличили финансирование нескольких научных центров, занимающихся исследованиям национальной политики. Многие полагают, что это как раз связано с февральскими событиями в стране - власти республики намерены усилить внимание к этнополитике. Однако нельзя утверждать, что до нынешнего года в Казахстане не занимались национальными вопросами. Проблемы потенциальных межэтнических конфликтов изучались и ранее, в том числе в подведомственных структурах правительства, Совета безопасности, а также научными коллективами Казахстанского института стратегических исследований и других профильных учреждений. В то же время, несмотря на все государственные меры в этой области, локальные межэтнические конфликты случаются и сегодня.

Аналогичные процессы наблюдаются и в Кыргызской Республике. С момента обретения независимости, этнополитика Кыргызстана была нацелена на укрепление общегражданской идентичности. В этот период случилось несколько локальных конфликтов на юге страны между представителями разных национальностей, которым тогда не предавали должного внимания. В результате в 2010 г. в Ошской области Кыргызстана вспыхнул крупнейший для страны межэтнический конфликт, осложненный политическими противоречиями и иными кризисными факторами. Десять лет назад в результате этих крупных столкновений погибло более 400 человек, многие семьи покинули родной для себя регион проживания.

Примечательно, что у большинства межэтнических конфликтов на территории стран Центральной Азии, равно как и в других многонациональных постсоветских регионах, можно выделить общие характерные черты. Прежде всего, этнические столкновения часто вырастают из бытовых конфликтов, которые в свою очередь могут также иметь схожие причины. Нередко здесь замешан криминогенный фактор, передел сфер влияния. Зачастую дополнительным катализатором конфликта выступают и социально-экономические проблемы, а также политические противоречия.

Кроме того, межэтнические конфликты последнего времени в Центральной Азии отличаются массовостью. Не последнюю роль в этом играют новые механизмы мобилизации людей, и прежде всего социальные сети. Именно в такие моменты конфликт разгорается с ещё большей силой, вмешиваются дополнительные факторы стихийности. На этом этапе сама первопричина конфликта отходит на второй план, а этническая принадлежность, наоборот, главенствует. После эскалации противоречий агрессия и насильственные акции приобретают иррациональный характер.

Длительное время большинство государств постсоветского пространства в основном решали проблемы межэтнических конфликтов регламентацией межнациональных отношений. Однако это не принесло должного эффекта. Сегодня на первый план выходит необходимость проведения комплексной этнической политики. При этом системные меры по нормализации межэтнических отношений должны содержать не только ассимиляцию этнических меньшинств или формирование продуктивной межнациональной коммуникации, но и другие важные шаги.

Речь идет прежде всего о решении ключевых проблем, предшествующих этническому конфликту. К примеру, в зависимости от конкретного рискового кейса имеет смысл говорить о важности декриминализации этноменьшинств. Попутно нельзя забывать и о важности обеспечения неотвратимости наказания за совершенные преступления. Это поможет нивелировать риски эскалации бытовых конфликтов в массовые насильственные акции.

С другой стороны, не менее важны и меры по социально-экономической поддержке потенциально взрывоопасных регионов. Обеспечение равных прав, снижение разрыва доходов населения любой многонациональной страны само по себе является хорошим фактором низкой конфликтогенности. В системе с этнополитическими мероприятиями по формированию здоровой поликультурной и многонациональной среды, такие меры максимально снизят риски межэтнических конфликтов.

Читайте также: