Международный пакт о гражданских и политических правах доклад

Обновлено: 04.07.2024

Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения
резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 2200 А (XXI) от 16.12.66

* Вступил в силу 23 марта 1976 года. По состоянию на 31 мая 1996 года в Пакте участвуют 133 государства, в том числе Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Кыргыстан, Латвия, Литва, Молдова, Россия, Украина, Узбекистан, Эстония.

Участвующие в настоящем Пакте государства,

принимая во внимание, что в соответствии с принципами, провозглашенными Уставом Организации Объединенных Наций, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира,

признавая, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства,

признавая, что, согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой и свободой от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами,

принимая во внимание, что по Уставу Организации Объединенных Наций государства обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека,

принимая во внимание, что каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых в настоящем Пакте,

соглашаются о нижеследующих статьях:

Часть I

Статья 1

1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.

3. Все участвующие в настоящем Пакте государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право.

Часть II

Статья 2

1. Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

2. Если это уже не предусмотрено существующими законодательными или другими мерами, каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте.

3. Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется:

a) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;

b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;

c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.

Статья 3

Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте.

Статья 4

1. Во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в настоящем Пакте государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящему Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.

2. Это положение не может служить основанием для каких-либо отступлений от статей 6, 7, 8 (пункты 1 и 2), 11, 15, 16 и 18.

Статья 5

1. Ничто в настоящем Пакте не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеют право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте.

2. Никакое ограничение или умаление каких бы то ни было основных прав человека, признаваемых или существующих в каком-либо участвующем в настоящем Пакте государстве в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускается под тем предлогом, что в настоящем Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объеме.

Часть III

Статья 6

1. Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

2. В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит постановлениям настоящего Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом.

3. Когда лишение жизни составляет преступление геноцида, следует иметь в виду, что ничто в настоящей статье не дает участвующим в настоящем Пакте государствам права каким бы то ни было путем отступать от любых обязательств, принятых согласно постановлениям Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

4. Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.

5. Смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин.

6. Ничто в настоящей статье не может служить основанием для отсрочки или недопущения отмены смертной казни каким-либо участвующим в настоящем Пакте государством.

Статья 7

Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам.

Статья 8

1. Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

2. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии.

3. a) Никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду;

b) в тех странах, где в виде наказания за преступление может назначаться лишение свободы, сопряженное с каторжными работами, пункт 3(а) не считается препятствием для выполнения каторжных работ по приговору компетентного суда, назначившего такое наказание;

c) термином "принудительный или обязательный труд" в настоящем пункте не охватываются:

i) какая бы то ни была не упоминаемая в подпункте b работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения;

ii) какая бы то ни была служба военного характера, а в тех странах, в которых признается отказ от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, какая бы то ни была служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по таким мотивам;

iii) какая бы то ни была служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;

iv) какая бы то ни была работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности.

Статья 9

1. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.

2. Каждому арестованному сообщаются при аресте причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение.

3. Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от предоставления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой его стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора.

4. Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.

5. Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой.

Статья 10

1. Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.

2. a) Обвиняемые в случаях, когда отсутствуют исключительные обстоятельства, помещаются отдельно от осужденных и им предоставляется отдельный режим, отвечающий их статусу неосужденных лиц;

b) обвиняемые несовершеннолетние отделяются от совершеннолетних и в кратчайший срок доставляются в суд для вынесения решения.

3. Пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание. Несовершеннолетние правонарушители отделяются от совершеннолетних и им предоставляется режим, отвечающий их возрасту и правовому статусу.

Статья 11

Никто не может быть лишен свободы на том только основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство.

Статья 12

1. Каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную.

3. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.

4. Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну.

Статья 13

Иностранец, законно находящийся на территории какого-либо из участвующих в настоящем Пакте государств, может быть выслан только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом, и, если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, имеет право на представление доводов против своей высылки, на пересмотр своего дела компетентной властью или лицом или лицами, специально назначенными компетентной властью, и на то, чтобы быть представленным для этой цели перед этой властью, лицом или лицами.

Статья 14

1. Все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе, или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми.

2. Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону.

3. Каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения как минимум на следующие гарантии на основе полного равенства:

a) быть в срочном порядке и подробно уведомленным на языке, который он понимает, о характере и основании предъявляемого ему обвинения;

b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником;

c) быть судимым без неоправданной задержки;

d) быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом случае, когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника;

e) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него;

В 1968 г. Советский Союз подписал и в 1973 г. ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах, а также другие акты о правах человека. При подписании и ратификации международных актов партийно-государственная номенклатура заведомо знала, что ряд содержащихся в них важнейших обязательств СССР выполнять не будет. И если вставал вопрос о действительном положении дел, возможность проверки отклонялась под предлогом защиты суверенитета, что наносило удар по престижу страны. СССР игнорировал ст. 5 Пакта, где указано: "Ничто в настоящем Пакте не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте". К сожалению, с этими положениями подчас не желают считаться те, от кого и ныне зависят судьбы людей.

Общая характеристика Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативных протоколов к нему

В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему, которые вступили в силу в 1976 году.

Часть 1 Пакта, состоящая из одной статьи (ст. 1), провозглашает право всех народов на самоопределение. Часть II содержит общее положение, как-то: равноправие мужчин и женщин в пользовании провозглашенного в Пакте права, не дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иных обстоятельств.

Участвующие в Пакте о гражданских и политических правах государства обязуются уважать и обеспечивать всем права, признаваемые в нем.

В Пакте о гражданских и политических правах установлены жесткие требования: государства-участники могут отступать от своих обязательств только в случае чрезвычайного положения, которое официально объявлено. Меры, предпринимаемые государством в таких ситуациях, не должны быть дискриминационными в отношении определенных групп индивидов, и они не могут затрагивать специально оговоренных в Пакте прав, как-то: права на жизнь, запрещения пыток, рабства и принудительного труда, долгового рабства и др. О принятых ограничениях государство-участник информирует через Генерального секретаря ООН всех других участников Пакта. В отношении некоторых прав, перечисленных в Пакте, государство может устанавливать ограничения в пользовании. Такие ограничения должны быть предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности и общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и быть совместимыми с другими правами, признаваемыми в Пакте.

Название Пакта раскрывает круг прав и свобод, содержащихся в нем.

20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла второй Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, в котором предусматривается отказ от смертной казни. Протокол вступил в силу в июле 1991 года.

Необходимость расширения правовых гарантий для участников внутренних вооруженных конфликтов и населения стран, где они возникают, совершенно очевидна. Она диктуется, в частности, тем, что по объему прав и гарантий, закрепленных в ст. 3 всех Женевских конвенций, статья отстает от норм, зафиксированных в Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года. Так, ст. 4 Пакта предусматривает:

“Во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в настоящем Пакте государства могут принимать меры в отступлении своих обязательств по настоящему Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения”. Таким образом, в случае “чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой”, т.е. и в ситуации возникающего внутри страны вооруженного конфликта, не носящего международного характера, положения указанной выше статьи при всех условиях будут действовать, и правительства не могут отступить от них под предлогом такого конфликта. Напротив, она прямо рассчитана на применение в случае возникновения ситуации внутреннего вооруженного конфликта.

На основании ст. 4 Пакта которая, при определенных условиях разрешает ограничения некоторых прав, закрепленных в нем, во время чрезвычайного положения, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, 3 октября 1991 г. Израиль направил Генеральному секретарю ООН письмо о том, что в результате действия в стране с 1947 г. чрезвычайного положения его обязательства по ст. 9 Пакта ("Право на личную свободу и личную неприкосновенность") не действуют в полной мере. Следовательно, остальные положения Пакта в полной мере применяются как в Израиле, так и на оккупированных им территориях.

Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. записано, что каждый человек имеет право на: жизнь, свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3); свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков (ст. 18); свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19).

Пункт 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит: "Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан…". Таким образом, при согласованном толковании и применении указанных норм следует исходить из невозможности не только повторного осуждения, но и привлечения к судебной ответственности, причем и в ситуациях первоначального оправдания.

Международный пакт о гражданских правах, также содержит некоторые международные трудовые права. Так, ст. 2 предусматривает равноправие граждан в гражданских (а следовательно, и трудовых) и политических правах без какого бы то ни было различия (по расе, языку, цвету кожи, полу и т. д.), ст. 25 - равное право граждан и возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Статья 8 устанавливает, что никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду, при этом оговорено, что этот термин не охватывает труд в местах заключения, какую бы то ни было службу военного характера, службу, обязательную при чрезвычайном положении или бедствии, угрожающих жизни или благополучию населения, работу по обыкновенным гражданским обязанностям.

В 1966 году был принят международный пакт о гражданских и политических правах. Приняла его Организация Объединенных Наций. Данный документ основан на Всеобщей декларации прав человека.

Хоть пакт и был принят в 1966, потребовалось 10 лет для того, чтобы он вступил в законную силу в 1976 году. Это по своей сути международный договор, заключенный между 168 государствами. Но подписывали его не только страны-участники, но еще 7 иных государств.

Указ Президиума ВС СССР ратифицировал международный пакт в сентябре 1973 года.
Комитетом по правам человека ООН осуществляется надзор за исполнением требований пакта.

Основы международного пакта о гражданских и политических правах человека

К основным обязанностям данного Комитета в отношении международного пакта относят:

Вторым факультативным протоколом была отменена смертная казнь. Этот протокол принят в 1989 году и вступил в силу в 1991 году.

Рассмотрим структуру международного пакта о гражданских и политических правах. Прежде всего, данный пакт содержит преамбулу. Разбит на шесть частей, каждая часть включает в себя одну или несколько статей, объединенных по определенным правам. Эти статьи входят в состав каталога прав.

Самоопределение согласно конвенции ООН

В первую часть входит одна статья, говорящая о праве народов на самоопределение. Это основное утверждение международного права, которое подразумевает то, что каждый народ может решать, к какой форме государственного существования себя относить, выбрать себе политический статус, экономически и культурно развиваться.

Также здесь делается призыв для создания хороших, мирных и уважительных отношений между народами различных государств.

Во вторую часть пакта вошло 4 статьи, которые следят за порядком исполнения обязательств, предусмотренных пактом.

На видео-международный пакт о гражданских и политических правах:

В третью часть входит самое большее количество статей, из которых составлен каталог прав.

Основные моменты

Здесь представлено много прав человека, перечислим некоторые из них:

  • право на жизнь (запрещены пытки, рабство и принуждение) – ни у кого нет права лишать жизни другого человека, намерено причинять ему боль, оказывать насилие. Это относится и к смертной казни. Но есть некоторые государства, которые были против ее отмены. И у них смертная казнь применяется только за самые страшные преступления. Сюда можно отнести то, что никто не вправе проводить медицинские или научные опыты на другом человеке.
  • право на свободу (мысли, слова, совести, религии). Каждый вправе выбрать, какой религии придерживаться. Человек вправе иметь свое мнение, также не возбраняется публично высказываться, только если это не ущемляет чьих-то прав.
  • судебное равенство (первичная невиновность, запрещено судить повторно, запрещено лишать свободы за долги). Каждый человек, подозреваемый в совершении какого-либо правонарушения, должен считаться невиновным до приговора суда. Если человек уже был осужден и отбыл наказание, то повторно судить его не должны, даже если выяснились какие-либо очерняющие его обстоятельства после его освобождения. Каждый человек вправе знать в чем его обвиняют, может выбрать себе защитника и не свидетельствовать против себя и своих близких.
  • неприкосновенность жилища и личная (семейная) неприкосновенность. Никто не имеет права проникать в частный дом к человеку, вмешиваться в личную и семейную жизнь. Тайна корреспонденции должна соблюдаться.
  • защита прав детей. Все дети должны быть под защитой со стороны семьи и общества вне зависимости от цвета его кожи, религии, пола. После рождения его должны зарегистрировать и дать ему имя. Гражданство также присваивается сразу. Основной документ этого направления – Конвенция о правах детей.
  • запрет на военные действия, в том числе на военную агитацию. Законом запрещено проводить пропаганду войны. Террористические действия в отношении простого населения жестоко караются законом.
  • равенство перед законом. Закон должен в равной степени защищать и наказывать всех, вне зависимости от социального положения в обществе. Человек может участвовать в выборах, выбирать и быть избранным. Разрешено проведения мирных собраний, вступления в ассоциации.
  • запрет дискриминации. У каждого есть право на приверженность национальным традициям и обрядам, если они не противоречат закону и не ущемляют прав других.

Возможно вам так же будет интересно узнать про виды собственности в римском праве.

Так как право собственности относится к гражданским правам всех граждан, то интересно будет узнать и про понятие и содержание права собственности граждан. Вся информация находится в данной статье.

Всё про принципы предпринимательского права, как не неотъемлемая часть гражданским прав граждан указано в данной статье.

Всё про понятие и виды форм источников права, можно узнать прочитав данную статью.

В четвертую, пятую и шестую главу включены правила и порядки толкования пакта и основной деятельности Комитета ООН.

menu

В соответствии со Статьей 1 пакта, государства берут на себя обязательство поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право. В пакте также признается право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами

Права лиц, гарантированные данным пактом, включают:

Право на эффективное средство правовой защиты в случае нарушения прав, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами.

Право на жизнь и помилование или смягчение приговора.

Свобода от жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Свобода от рабства и подневольного состояния.

Право на свободу и личную неприкосновенность и на свободу от произвольного ареста или содержания под стражей.

Право не быть лишенным свободы по причине неспособности выполнить какое-либо договорное обязательство.

Право на свободное передвижение.

Право на равенство перед законом, право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана, и право на справедливое и публичное разбирательство дела беспристрастным судом.

Право на признание правосубъектности.

Право на частную жизнь и ее защиту по закону

Право на свободу мысли, совести и религии.

Право на свободу мнения и выражения

Запрет на пропаганду войны или национальной расовой или религиозной ненависти

Право на мирные собрания

Право на свободу ассоциации

Право на вступление в брак и право основывать семью

Права детей (положение малолетнего, гражданство, регистрация и имя)

Право на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным и право допуска к государственной службе

Право на равенство перед законом и на равную защиту закона

Право лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком

Пакт имеет юридически обязывающий характер; мониторинг его выполнения осуществляет Комитет по правам человека, созданный на основании статьи 28. Первый Факультативный протокол устанавливает механизм индивидуальных жалоб на основании МПГПП. По состоянию на май 2012 года Протокол был ратифицирован 114 государствами. Второй Факультативный протокол вступил в силу в 1991 году и направлен на отмену смертной казни. По состоянию на май 2012 года он был ратифицирован 74 государствами.

Международный пакт о гражданских и политических правах.

Международный пакт о гражданских и политических правах охватывает традиционные обязательства государства по отправлению правосудия и поддержанию правопорядка. Когда совершается преступление, например, ограбление магазина, потерпевшие обращаются к государству за проведением расследования, ареста виновных и назначения соответствующего наказания. При исполнении данных обязанностей, государства должны гарантировать, что будут соблюдаться права человека, и не только в отношении потерпевших, но и в отношении обвиняемых.

Отдельные положения Международного пакта о гражданских и политических правах включают:

  • право на свободу от пыток, рабства, принудительного труда и произвольного ареста или задержания;
  • право всех лиц, лишенных свободы, на гуманное обращение;
  • право не быть лишенным свободы по причине неспособности выполнить какое-либо договорное обязательство;
  • право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства;
  • право всех лиц на равную защиту закона, на равенство перед судами и трибуналами и гарантия независимости суда при отправлении уголовного и гражданского правосудия;
  • право каждого человека на признание его правосубъектности и право считаться невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону;
  • право на неприкосновенность частной жизни и свободу от незаконных посягательств на честь и репутацию;
  • право на свободу мысли, совести и религии;
  • право на свободу убеждений и на их свободное выражение;
  • право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации;
  • право мужчин и женщин, достигших брачного возраста, на основание семьи и равенство прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении;
  • права детей;
  • права граждан на участие в ведении государственных дел, избирать и быть избранным, на равный доступ к государственной службе.
  • сообщать арестованным причины их ареста;
  • доставлять арестованных по уголовному обвинению лиц к судье и гарантировать право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение;
  • ввести ограничения возможности высылки иностранцев, законно находящихся на его территории;
  • ввести запрет на обратную силу уголовного права;
  • запретить законом пропаганду войны, подстрекательство национальной, расовой или религиозной ненависти;
  • содействовать сохранению самобытности этнических, религиозных и языковых меньшинств, существующих на их территории.

Как и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах подтверждает право всех народов на самоопределение и равное для мужчин и женщин право пользоваться всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в нем.

Как видно из приведенного выше перечня ключевых положений, большинство прав, закрепленных в Международном пакте о гражданских и политических правах, касается вопросов, регулирующих взаимоотношения частных лиц и государства. Пакт обязывает государства создать для такого взаимоотношения систему эффективного отправления правосудия. Такая система должна включать независимое и беспристрастное судопроизводство, справедливые процедуры задержания и судебного разбирательства, а также презумпцию невиновности в отношении обвиняемых в совершении преступления лиц до того, как их вина будет доказана. Кроме того, государства должны соблюдать права человека всех лиц, в том числе осужденных и признанных виновными. Например, никто не может утратить свое право на гуманное обращение, свободу от пыток или свободу от рабства, даже если он или она признается уголовным преступником.

Важно отметить, что требования Пакта в равной степени применяются и к частным отношениям между физическими лицами. Государственной власти недостаточно официально запретить рабовладение, чтобы отвечать положениям о праве своего народа на свободу от рабства. Государства-участники должны упразднить все формы рабства и обычаев, сходных с рабством, признать их противозаконными и преследовать за них по закону. Всякий раз, когда возникает предположение о факте использовании рабского труда, государство должно приложить максимум усилий для проведения расследования по данному делу и привлечения нарушителей к ответственности.

Что касается чрезвычайного положения, в соответствии со статьей 4 Пакта, когда жизнь нации находится под угрозой, государства могут объявлять о приостановлении действий некоторых положений Пакта, но обязаны уведомить Генерального секретаря ООН в письменной декларации о причинах такого решения и указать какие именно положения и на какой срок приостановлены. Определенные положения, в том числе касающиеся права на жизнь, свободы от пыток и рабства, свободы мысли, совести и религии, не могут быть приостановлены ни при каких обстоятельствах.

Реализация положений Международного пакта о гражданских и политических правах контролируется Комитетом по правам человека. Государства-участники обязуются периодически представлять доклады Комитету о принятых ими мерах по претворению в жизнь признаваемых Пактом прав. Государства-участники, которые также ратифицировали Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, также обязаны периодически представлять доклады с информацией о предпринятых шагах для осуществления положений данного Факультативного протокола.

Похожие записи

Свобода мысли и слова — это фундаментальная свобода человека, которая предполагает право беспрепятственно формировать,

Коллективные права или права солидарности — совокупность прав и свобод человека, особенность которых заключается

Читайте также: