Международные связи древнерусских земель культурные влияния востока и запада доклад

Обновлено: 25.06.2024

Рассматривая историю искусства и культуры любой страны и любого времени нужно изучать и все те явления, которые влияли на их развитие.

Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало в то время приобщение к многовековой и высокой культуре Византии. Но христианизация Руси не является единственной отправной точкой окультуривания русского народа. Даже несмотря на то, что музыка, живопись, в значительной мере архитектура и почти вся литература Киевской Руси находились в орбите именно христианской мысли. При детальном изучении шедевров древнерусского искусства обнаруживается глубокое их родство с наследием архаики: будь то заставки – инициалы текстов книг и летописей, фресковые и скульптурные орнаменты соборов, а так же мелодичный строй церковных песнопений.

Эти образы и в целом эмоциональная сфера, заложенная музыкальной эстетикой, были глубоко восприняты и по – своему воспроизведены древнерусской церковной музыкой. Древняя Херувимская песнь знаменитого распева – монодическая, в ней очень значительная вокализация. В отличие от других жанров древнерусского певческого искусства – тропарей, стихир, ирмосов и другие – где слово стоит на первом месте, а музыка, подчиненная слову, лишь помогает его осмыслению, в Херувимской песне музыка играет самодавлеющую роль. Возникает ощущение па

Древняя Русь восприняла от Византии музыкальную культуру практически. До нас не дошли никакие музыкально – теоретические труды, отражавшие теорию византийской музыки. Практическое освоение музыкальных жанров Византии на Руси шло параллельно с овладением всеми тремя видами нотации, и в этом процессе, несомненно, должна оказывать воздействие русская национальная струя, возможно идущая от ритуальной языческой культуры. Древняя Русь восприняла византийскую музыкальную культуру и новую музыкальную эстетику вместе с крещением как непосредственный источник, из которого развилась новая струя музыки, противопоставившая себя исконным народным жанрам.

Во второй половине IХ создается славянская письменность на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Братья Кирилл ( 827-869гг.) и Мефодий ( 815-885 гг.) прибыли из Византии в Великоморавскую державу по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 году. Договор 911 года между Олегом и Византией уже был написан на двух языках - греческом и славянском. О довольно широком распространении грамотности среди различных слоев общества свидетельствуют летописи и археологические находки, относящиеся к Х1 веку, а так же многочисленные новгородские берестяные грамоты.

В первой половине Х1 веке в среде господствующего класса родилась русская литература. Русская культура Средневековья была элитарной. В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла церковь. Наряду со светской широкое развитие получила литература церковная. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Даже появление печатного станка мало изменило ситуацию вплоть до середины ХУШ века. Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа особой выделки. В ХV – ХVI веках появляется бумага и она окончательно вытесняет пергамент. Уже писали чернилами и киноварью и вплоть до ХIХ века использовали гусиные перья. Древнерусская книга – это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. В ХI веке на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы книги Остромирово Евангелие ( ХI век) и Мстиславово Евангелие ( ХII век ).

Древнерусская литература представлена литературой переводной и оригинальной. Перевод рассматривался как часть собственной национальной словесности. Церковностью древнерусской литературы обусловлен выбор переводных сочинений, бытовавших в рукописной традиции. Начальный этап переводной древнеславянской письменности определяется наряду со Священным Писанием произведениями раннехристианских отцов церкви.

Среди жанров древнерусской литературы летопись, развивавшаяся в течении восьми веков (ХI – ХVIII вв.), занимает центральное место. Ни одна европейская традиция не обладала таким количеством анналов, как русская. Преимущественно хотя и не всегда, летописанием на Руси занимались монахи, прошедшие специальную выучку. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Если летопись велась по прямому поручению, она носила более или менее официозный характер, отражая политическую позицию, симпатии и антипатии заказчика. Но не следует преувели

Под большим воздействием церкви находился другой вид древнего искусства - архитектура. С приходом на Русь христианства широко начинается строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Византийское зодчество не могло бы привиться на русской почве ранее 1Х века, т.е. ранее принятия христианства на Руси, оно было чуждо и враждебно стране, где еще только слагалось классовое общество и государство. Конечно и теперь развитость социальных отношений Византии и Руси не совпадала – в Византии это было сложившееся феодальное общество, а на Руси – период сложения раннего феодального государства. Но в обоих случаях это уже было классовое общество. Разность уровней их социального развития теперь не могла помешать проникновению внешних влияний, хотя и способствовало быстрому расхождению путей зодчества. На раннем этапе византийские мастера смогли найти способы решения задач, которые ставил перед ними несколько иной заказ. Отсутствие собственной традиции каменно – кирпичной архитектуры и собственных мастеров привело к тому, что строительство в Киеве на ранней его стадии было целиком в руках приезжих греческих зодчих. Тем не менее полного совпадения византийских и киевских построек даже в этот период не наблюдается. На Руси и Византии в это время существовал совершенно иной социальный заказ – вотчинский храм развитого феодального общества в Византии и общегосударственный храм слагающейся феодальной формации на Руси. Разница в заказе вызвала и применение разных типов храма – небольшой трехнефный в Византии и огромный пятинефный с галереями в Киеве. Необходимость иметь в церкви большие по площади хоры (эмпоры) для церемоний княжеского двора вызвала многоглавие, совершенно не применявшееся в эту пору в Константинополе. Отсутствие на Руси мрамора заставило перейти к кирпичным подкупольным столбам, что резко изменило характер интерьера, иные условия привели к созданию иных памятников, даже на самом раннем этапе сложения русского зодчества. А далее постройки возведенные в Киеве послужили базой сложения собственной архитектурной традиции, уже не византийской, а киевской, русской. В тех же случаях, когда приезжавшие позднее греческие зодчие строили здание иного типа, не отвечавшие этой традиции, они уже не оказывали на развитие русской архитектуры никакого влияния. Примером может служить собор Киевского монастыря в Киеве, между тем внимательное изучение внешних влияний в древнерусской архитектуре ясно показывают, что влияние эти имели очень характерную особенность: они воспринимались на Руси очень избирательно. Принимали лишь то, что соответствовало социальному уровню и эстетическим представлениям страны. Национальное своеобразие зодчества нисколько не снижается наличием внешних влияний. Наоборот, если эти влияния входят в органическое единство с местными традициями, они служат лишь созданию еще более ярких и художественно выразительных памятников.

В ХI веке были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Выдубицком и Киево-Печерском монастырях. В Вышгороде под Киевом в честь первых русских святых – князей Бориса и Глеба – возводится грандиозный храм площадью 600 кв.м. Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде

Международные отношения Киевской Руси в IX – XII веках

К концу IХ века Русь представляла феодальное государство со столицей в Киеве. Для укрепления международного авторитета киевские князья начинают использовать не только метод устрашения военной силой, но и ведут мирные переговоры с ближайшими соседями и удаленными странами, выгодными в экономическом и политическом сотрудничестве.

Киевская Русь и Византия

После официального объявления киевским князем Владимиром христианства государственной религией в 988 году, отношения с Византией укрепились. В 1037 году Ярослав Мудрый разрешил создание митрополии, подчиненной Константинополю. Мирные отношения сказались положительно на торговле между двумя странами. В обмен на меха, мед, воск, лен Русь покупала изделия из серебра и золота, ткани, краски, оружие, пряности. Взаимовыгодная торговля была приостановлена после военного похода русской дружины на Константинополь в 1043 году. Конфликт закончился благодаря браку князя Всеволода с родственницей императора Константина Мономаха.

Киевская Русь и страны Европы

Отношения с западными соседями активизировались после принятия на Руси христианства. Европейские государи начали относиться к киевским князьям с большим уважением. Одним из способов для укрепления международных связей стали династические браки. Так дочери Ярослава Мудрого стали женами европейских королей: Елизавета - короля Норвегии, Анастасия - Венгрии, Анна - Франции. Сын Ярослава, Изяслав, был женат на польской королевне Гертруде, Святослав - на немецкой принцессе Оде Трирской. Дочь Всеволода Ярославича Евпраксия стала супругой Генриха IV и была заметной фигурой при дворе германского императора. Эта практика продолжалась и при Владимире Мономахе. Количество заключенных политических браков подтверждают влиятельное положение киевских князей, с которыми соглашались породниться европейские правители.

Из ближних соседей наиболее тесные и дружественные отношения у Руси сложились с Болгарией. Еще до принятия христианства русские торговые караваны проходили по болгарской территории. А после крещения Руси из Болгарии ко двору киевского князя отправлялись православные монахи.

С другой славянской страной – Польшей, отношения были более сложные. Большую роль в этом снова сыграла религия – Польша выбрала католицизм. Регулярные военные конфликты с Польшей в Х-ХI веках, тем не менее, не прервали торговых отношений. Особенно бурно шло общение купцов на южных окраинах Руси.

Торговые связи с европейскими купцами давали возможность привозить в Киев украшения из золота и серебра, предметы церковной утвари, коней, ткани, драгоценные камни. Киевские купцы торговали кожами, оружием, скотом, мехом, льняными тканями. Высоко ценились русские кольчуги.

Киевская Русь и Хазарский каганат в IX – начале XII веков

Хазарский каганат располагался на юго-восточных границах Киевской Руси. К IX веку кочевая держава контролировала территории Нижней Волги и Нижнего Дона, степи между Азовским и Каспийским морями, Северное Причерноморье. Завоевательные походы на Киевскую Русь с конца IX по начало Х века были успешны. Захваченные территории должны были платить дань каганату деньгами, пушниной, людьми.

К началу Х века внутренние конфликты ослабили хазар. В это же время возросло могущество Руси. Но только в 965 г. войска киевского князя Святослава Игоревича сумели разбить хазарские войска, захватить и разграбить столицу Хазарии – Итиль, разрушить главные сторожевые крепости. С этого момента Хазарский каганат перестал быть опасным соседом, а в скорее прекратил свое существование. На территориях Приазовья, в бассейнах Волги и Дона в конце Х века появляются новые славянские поселения, закладывается русское Тмутараканское княжество. Киевская Русь получает выход к Черному и Азовскому морям.

Киевская Русь и кочевники в IX – начале XII вв.

В X – XI веках вокруг территории только что сформировавшегося и еще неокрепшего русского государства, постоянно обитали кочевые племена. Племена эти промышляли воровством и разбоями, поэтому при каждом удобном случае кочевники не брезговали поживиться русскими богатствами. Немало горя русскому народу принесли племена печенегов и половцев.

Древнерусское государство в борьбе с печенегами

Печенеги жили по берегам нижнего Днепра. Их молниеносные набеги на русскую землю заканчивались разорением поселений и массовыми убийствами жителей. Для защиты от внезапных нападений князь Олег начал строить цепь оборонительных сооружений для защиты Киева: сторожевые вышки, заградительные валы, города-крепости.

Тем не менее, в 969 году печенеги сумели осадили Киев. Князя Святослава в столице не было и руководила обороной княгиня Ольга. Ей удалось удержать город до прихода княжеской дружины. Святослав одержал победу над войском печенегов и освободил город от осады. Спустя три года Святослав погиб в бою против печенегов. Его сын, князь Владимир организовал против печенежских племен несколько крупных походов. А для охраны границ по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сулл, заложил пограничные города.

Прекратить печенежские набеги полностью удалось только Ярославу Мудрому. В 1036 он разбил отряды печенегов под Киевом. В честь этой победы повелел возвести в Киеве Софийский Собор. К XIV веку печенеги прекратили существование как единый народ.

Киевская Русь в борьбе с половецкими племенами

После избавления от печенегов в середине XI века Киевская Русь столкнулась с новым противником – половцами. Эти тюркоязычные племена заняли Северный Кавказ, часть Крыма и степи на южных границах Руси. Первое русско-половецкое сражение произошло в 1055 году. В конце XI века половцам удалось продвинуться вглубь страны. Начавшиеся в это время княжеские раздоры позволили кочевникам вплотную подойти к Киеву. Перед лицом большой опасности князья сумели договориться и организовали общий поход против половцев под предводительством Владимира Всеволодовича Мономаха. Объединенной русской дружине удалось освободить захваченные русские города и в 1111 году взять главное поселение одного из половецких племен – Шурукань. После этого поражения набеги половцев на Русь стали случаться реже, но происходили столкновения вплоть до конца XII века.

Войны с кочевниками подтачивали могущество Киевской Руси. Но при этом, присутствие этого врага сдерживала внутренние конфликты между княжествами, поддерживало единство государства.

Киевская Русь в начале своего государственного становления стала привлекательным политическим союзником, выгодным торговым партнером, серьезным военным противником.

-во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Следование образцам.

-в-третьих, отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения.

-в-четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.

Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западно-европейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально-экономическою развития Руси и европейских стран, сходством социальной структуры.

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из

которой на Русь пришло христианство.

Во второй половине XII — начале XIII в. русская культура стала испытывать определенное влияние западно-европейской романской традиции.

Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности.

Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и духовное

производство — главные отличительные черты культуры восточного славянства.

Татаро-монгольское нашествие на Русь. Установление ордынского ига.

В начале XIII в. в Центральной Азии образовалось Монгольское государство.

К 1206 году Чингисхан возглавил государство.

Монголы имели хорошо организованное войско, сохранявшее родовые связи. Войско делилось на десятки, сотни, тысячи.

Разгром Средней Азии.Свои походы монголы начали с завоевания земель соседей — бурят, эвенков, якутов, уйгуров, енисейских киргизов (к 1211 г.).

Были завоеваны Китай, Средняя Азия, Кавказа, Иран и часть Сибири.

31 мая 1223 год – Битва на реке Калке. Первое столкновение Руси с монголами. Разгром русских и половцев.

Княжеские распри сказались и во время сражения на Калке.

Особенности развития русской культуры IX—XVII вв.

-во-первых, характерна общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство,

-во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Следование образцам.

-в-третьих, отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения.

-в-четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.

Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западно-европейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально-экономическою развития Руси и европейских стран, сходством социальной структуры.

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из

которой на Русь пришло христианство.

Во второй половине XII — начале XIII в. русская культура стала испытывать определенное влияние западно-европейской романской традиции.

Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности.

Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и духовное

производство — главные отличительные черты культуры восточного славянства.

Татаро-монгольское нашествие на Русь. Установление ордынского ига.

В начале XIII в. в Центральной Азии образовалось Монгольское государство.




К 1206 году Чингисхан возглавил государство.

Монголы имели хорошо организованное войско, сохранявшее родовые связи. Войско делилось на десятки, сотни, тысячи.

Разгром Средней Азии.Свои походы монголы начали с завоевания земель соседей — бурят, эвенков, якутов, уйгуров, енисейских киргизов (к 1211 г.).

Были завоеваны Китай, Средняя Азия, Кавказа, Иран и часть Сибири.

31 мая 1223 год – Битва на реке Калке. Первое столкновение Руси с монголами. Разгром русских и половцев.


Древнерусское государство периода IX-XII вв. было одним из крупнейших в Европе. Внешняя политика и международные связи Древней Руси играли важную роль в политической и экономической жизни Европы и Азии. Так как Древняя Русь за указанный период прошла сложный путь – собственно образование государства, принятие христианства, формирование феодального общества, начало этапа политической раздробленности – все это не могло не отразиться на особенностях внешней политики Древнерусского государства.

Наиболее сильное влияние на развитие государства и общества оказывала могущественная Византийская империя со своими экономическими, политическими и культурными традициями. Наиболее сильное влияние на развитие государства и общества оказывала могущественная Византийская империя со своими экономическими, политическими и культурными традициями. Отношения были динамичными – военные столкновения сменялись мирными торговыми контактами, более продолжительными и взаимовыгодными.

is6-1

Рис. 1. Русь и Византия. Особенности взаимоотношений.

В 911 г. Олег подтвердил мирный договор с Византией. Историки подчёркивают, что это был первый в Восточной Европе развёрнутый письменный договор с Византией, в котором определялись экономические, политические и юридические аспекты взаимоотношений между двумя странами.

И в последующее время периоды военной конфронтации сменялись более или менее длительными периодами мирных отношений.

Своими походами на Византию молодое русское государство утверждало свою значимость в тогдашнем мире. При этом контакты с Восточной Римской империей позволили Руси освоить разнообразные формы дипломатической практики и этикета: заключение договоров о мире и перемирии, раздел территорий, выплаты контрибуций, даней и пр., установление режима наибольшего благоприятствования в торговле, оказание военной помощи, заключение династических браков.

С византийской церковью впервые свяжет себя Ольга (в 959 г.), заинтересованная в преодолении негативных последствий поражения Игоря в 941 г. Ярослав, заняв киевский стол, начал искать контакты с византийским духовенством, им даже был заложен, по аналогии с существовавшим в Константинополе, Софийский собор. При Ярославе в Киевской Руси была создана первая митрополия, подчиненная Константинополю (1037). В 1043 г. состоялся последний поход Руси с наемными варягами на Константинополь, закончившийся трагически. Разрыв продолжался до начала 50-х годов XI в., когда браком Всеволода с дочерью Константина Мономаха было достигнуто определенное примирение. Политические отношения с Дунайской Болгарией были очень интенсивны при Святославе, который вел с ней войну.

Со времени правления князя Владимира Святого во внешней политике Руси чётко обозначилось и новое направление — западное. Начало было положено борьбой за русско- польское пограничье. В 981 г. Владимир отвоевал у польского короля города Червень и Перемышль.

Весьма успешной была внешняя политика Ярослава Мудрого. Он продолжил наступательную линию своего отца, утвердив власть Руси на западном берегу Чудского озера, вывел русские границы к Прибалтике. Здесь был основан город Юрьев (Георгий-Юрий — христианское имя Ярослава). Ярослав предпринимал неоднократные походы на воинственное балтское племя ятвягов; в летописях упоминается и его поход на Литву. Тем самым он стремился укрепить безопасность северо-западных границ Руси.

На севере Русь имела тесные дружественные связи со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа Индигерде (Ирине).

Рост международного престижа Руси подтверждали и иные династические браки киевского княжеского дома. Сыновья Ярослава были женаты на принцессах: Всеволод — на византийской, Изяслав — на польской. Невестками Ярослава являлись также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского. Его дочери были выданы замуж за правителей разных стран: старшая, Анна, — за французского короля Генриха I, Анастасия — за венгерского короля Андрея, младшая, Елизавета, — за норвежского короля Гарольда. Эта практика была продолжена и сыновьями Ярослава Мудрого.

Так, дочь Всеволода Ярославина Евпраксия стала женой германского императора Генриха IV и играла заметную роль в европейской политике, его внуки были женаты на особах из влиятельных домов Европы.

is6-2

Рис. 2. Династические браки в Древней Руси.

В междоусобной борьбе русские князья нередко обращались за помощью к своим западным родственникам и соседям. Так, ещё в период усобиц сыновей Владимира Свято- полк захватил в 1018 г. Киев с помощью своего тестя польского правителя Болеслава I Храброго. В 1069 г. с помощью польских отрядов своего племянника Болеслава II Смелого вернулся в Киев изгнанный вечем князь Изяслав Ярославич.

В 1072 г., когда Святослав и Всеволод Ярославичи выступили против старшего брата Изяслава, тот снова бежал в Польшу. Но Болеслав II отказался участвовать в конфликте. Несколько лет скитался Изяслав по Европе, пока за посредничество не взялся германский император Генрих IV. Он направил Святославу послание с просьбой вернуть трон Изяславу. Неудача германских послов вынудила старшего Ярославича просить о помощи папу римского Григория VII, соперника германского императора. Папа, стремящийся к распространению влияния Римской церкви, оказал давление на польского короля. В январе 1077 г. польские войска водворили Изяслава на киевский престол. Но князь был вынужден принять папскую буллу, что означало признание вассальной зависимости киевского великого князя от папы римского. Таким образом, межкняжеский конфликт на Руси стал событием европейского масштаба.

В это же время Русь впервые становится участницей крупных политических событий в центре Европы. В 1076 г. Святослав в благодарность Польше, не принявшей Изяслава, пошёл войной на Чехию, союзную Германии и противостоящую Польше. Русские рати одержали ряд побед над объединёнными чешско-немецкими войсками и заключили почётный мир. Позже уже Генрих IV обратился за помощью к киевскому князю Всеволоду Ярославичу в войне с венгерским королём.

В период политической раздробленности нередки были случаи вмешательства иностранных государств во внутренние дела русских княжеств. Особенно ярко эта тенденция проявилась в Галицко-Волынском княжестве. Так, в 1188 г. сын Ярослава Осмомысла Владимир попытался утвердиться в Галиче с помощью войск венгерского короля. Однако король посадил на галицкий престол своего сына Андрея, а Владимира увёз в заточение в Венгрию. В 1190 г. Владимиру удалось убежать к германскому императору Фридриху II Барбароссе. В обмен на щедрые посулы Фридрих обязал польского князя помочь Владимиру утвердиться на престоле.

Развивались и экономические связи Руси со странами Западной Европы. С XII в. в Новгороде существовали Готский и Немецкий торговые дворы и церкви для иностранных купцов. В свою очередь, в ряде зарубежных городов имелись аналогичные дворы новгородских купцов.

is6-3

Рис. 3. Международные связи Древней Руси.

Крупное военное столкновение произошло в 964-966 гг, когда на Хазарский каганат обрушился Святослав. Вначале он разгромил Волжскую Булгарию – союзника Хазарии. Затем дружина Святослава, спустившись по Волге, нанесла удар по каганату. Удар этот был нанесен с неожиданной для хазар стороны, обычно русские рати подступали к границам Хазарии по Дону, со стороны Азовского моря (см. карту рис.1).

Каган во главе войска вышел навстречу Святославу и потерпел поражение. Святослав захватил и разрушил Итиль – столицу Хазарского каганата, прошел огнем и мечом по всей хазарской земле, стер с лица земли крепость Саркел. По сути, Хазарский каганат как государство прекратил свое существование.

Ряд историков считают данный поход ошибкой Святослава, так как разгром Хазарии в какой-то степени открыл подступы к юго-восточным границам Руси печенегам, а позже половцам. Совсем скоро, когда Святослав увязнет в войне с Византией, печенеги будут угрожать Киеву, да и погибнет воинственный князь в 972 г. именно от рук печенегов.

Возможно, стоило бы не громить не такой уж враждебный Руси каганат, а сделать его союзником, своеобразной буферной зоной между Русью и Степью. Однако было сделано то, что сделано, и на долгие века юго-восточные границы Руси стали ареной жестокой борьбы с печенегами, а позже с половцами.

Разгромив Хазарию, Святослав вступает в союз с Византией и по ее заданию наносит поражение Дунайской Болгарии. Это испугало Византию, тем более что Святослав планировал перенос столицы Руси на Дунай, в Переяславец. Вскоре началась очередная война с Византией (см. ниже). А пока киевский князь сражался на Балканах, печенеги, подкупленные византийцами, организовали поход на Киев.

Святослав был вынужден оставить балканский театр военных действий и прийти на выручку Киеву. Печенеги были разбиты и вернулись в степь. А между тем война Святослава с Византией закончилось, и греки решили попытаться устранить опасного князя руками печенегов. Посольство привезло печенегам богатые дары и информацию о том, когда ослабевшая после тяжелой войны дружина князя будет возвращаться в Киев.

Весной 972 г. после тяжелой зимовки в устье Днепра (погибли все боевые кони) Святослав попытался прорваться в Киев, но печенеги перехватили его в районе порогов. Русы перетаскивали ладьи, когда на них обрушились печенежские воины. Дружина и князь погибли, лишь небольшая группа варягов во главе с воеводой Свенельдом добралась до Киева.

is6-4

Рис. 4. Походы князя Святослава

После гибели Святослава между его сыновьями произошла междоусобная война, в ходе которой к власти пришел Владимир. Тем временем все новые орды печенегов, объединяясь в большие союзы, периодически грабили русские села и города, уводя жителей в плен для продажи на невольничьих рынках.

Сознавая важность защиты от таких набегов (в отличие от Святослава, который не считал печенегов серьезными противниками, за что в конце концов и поплатился), Владимир берется за строительство укреплений, целой оборонительной линии на левобережье Днепра.

Дело в том, что кочевники были сильны в конном бою, а крепостей брать не умели, не располагая осадными машинами. Да и против тяжеловооруженных дружинников печенеги тоже зачастую не могли выстоять.

Опасность их набега была во внезапности, они грабили села и пригороды, захватывали пленников, имущество. Чтобы попасть к Киеву, расположенному на правом берегу Днепра, печенеги переходили Днепр вброд в районе города Витичева, а затем проходили через долину реки Стугны. Здесь и были поставлены крепости, соединенные высокими валами.

Местом сбора всех русских сил во время нашествий стал город-крепость Белгород. А для того, чтобы нападения не были внезапными, Владимир выстроил сигнальные башни. Когда дозорные замечали продвижения конных орд, на вершинах башен зажигались огни, и в считанные минуты в Киеве узнавали об очередном набеге печенегов.

Усилия Владимира по борьбе с печенегами завершил его сын Ярослав. В 1036 г. он нанес им сокрушительное поражение, после которого их набеги на Русь практически прекратились. Но вскоре до Руси докатилась волна другого кочевого народа – половцев.

Они пришли в Поволжье из казахских степей в начале XI в., а уже в середине века появились на границах Древней Руси. С поражением от половцев князей Изяслава, Святослава и Всеволода – сыновей Ярослава Мудрого – связано восстание в Киеве 1068 г., переросшее в крупную усобицу.

В 1080 г., когда половецкое войско уходило в степь после набега на Чернигов, он разгромил врага, неожиданно ударив ему в тыл. Более того, Мономах начал сам совершать дальние походы, углубляясь в половецкие земли. Однако в 1093 г., когда половцы совершили крупный набег, Мономах потерпел от них единственное в его жизни поражение. Ущерб, нанесенный половцами в ходе набега 1093 г. был огромен – разграбленные города и села, тысячи пленников, к тому же набег спровоцировал крупнейшую усобицу князей.

Когда в 1095 г. половецкие ханы Итларь и Китан потребовали от Мономаха богатых даров в обмен на мир, князь, начав переговоры, убил ханов, перебил и рассеял их войско, а затем вместе с киевским князем Святополком углубился в степь и захватил несколько половецких становищ. В следующем, 1096 г. еще две мощные половецкие орды во главе с ханами Боняком и Тугорканом напали на Киев и Переяславль.

Тугоркан погиб в битве недалеко от Переяславля, войско его было разбито, но Боняк осадил Киев, разграбил киевские предместья, захватив Печорский и Выдубицкий монастыри, а затем скрылся в степи, уйдя от преследования подоспевших Владимира Мономаха и Святополка.

После Любечского съезда 1097 г. князья начали объединять военные силы для борьбы с половцами. Этому был посвящен съезд 1100 г. в Витичеве. После этого в 1103 г. русские князья предприняли первый крупный совместный поход на половцев, причем весной, когда половецкие воины на конях, ослабевших за зиму (стойлового содержания коней половцы не знали, и за зиму их кони на подножном корме сильно тощали) не могли совершить своего знаменитого стремительного удара. Это была первая крупная победа над половцами на их территории, русские дружины прошли по половецким вежам, освободив пленников, угнав к себе табуны и стада половцев. Однако в 1105 и 1106 годах половцы вновь вторгаются на Русь.

На реке Хорол русские в 1106 году встречным ударом разгромили кочевников, брат Боняка погиб, едва не попал в плен сам Шарукан. Вершиной же борьбы с половцами стал крестовый поход 1111 г, когда объединенные силы русских князей сокрушили половецкое войско на реке Сольнице, притоке Дона.

После этого донские и приднепровские половцы надолго затихли. Однако после смерти Мономаха половецкие ханы попытались вернуть утраченные позиции, но сын Владимира Мономаха Ярополк смог отбить их набеги, самым крупным из которых был набег 1129 г. Затем Ярополк и его брат Мстислав оттеснили половцев за Дон и Волгу, а некоторые племена откочевали даже за реку Яик (Урал) и в Закавказье.

По сути, половцы перестают быть безусловными врагами, ведь князья воюют и между собой, привлекая половецких ханов на помощь, и половцы в междоусобной борьбе пользуются поддержкой русских князей-союзников. И неизвестно, как бы обернулось дальнейшее соседство двух народов, если бы в начале XIII в. до половецких степей не добрались бы передовые отряды монголов.

Читайте также: