Международные природные ресурсы и объекты охраны окружающей среды доклад

Обновлено: 05.07.2024

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

11.1. Объекты международно-правовой охраны окружающей среды

Объектом международно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования прежде всего является вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Вместе с тем, подобной охране подлежат отдельные объекты экологического права, включая международные водные объекты и их ресурсы, атмосферный воздух, леса, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы.

В целом, объекты международно-правовой охраны окружающей среды можно разделить на следующие:

1. Международные природные объекты и ресурсы, которые находятся за пределами юрисдикции отдельной страны. Сюда мы можем отнести открытое море, Антарктиду, космическое пространство и морское дно за пределами континентального шельфа;

2. Объекты окружающей среды, которые регулируются несколькими государствами. Сюда могут быть отнесены пограничные реки и озера, природные комплексы, а так же мигрирующие животные и месторождения полезных ископаемых;

3. Объекты которые находятся под юрисдикцией одного государства (или на территории одного государства), но при этом признанные объектами всеобщего наследия и их положения регулируется нормами международного права.

При этом необходимо отметить, что международное право окружающей среды на современном этапе — динамично развивающаяся отрасль современного международного экологического права и науки.

При этом хотелось бы обратить внимание на отдельные объекты международной правовой охраны.

В частности, атмосферный воздух не может являться внутригосударственным природным ресурсом и за ним необходимо закрепить статус разделяемого природного компонента. Так как его загрязнение в одном государстве автоматически может повлечь негативные явления по всему миру, как это случилось после Чернобыльской катастрофы.

Так же, отдельно принято выделять такие объекты, которые в настоящий момент не могут быть освоены должным образом, но их сохранение для будущих поколений является необходимым и потому данные объекты должны подлежать особой охране. К подобного рода объектам относят Антарктику, глубоководное морское дно, а так же околоземное космическое пространство. Правовое положение данных объектов регулируется, как правило, на основе международных экологических Конвенций.

Таким образом, можно сделать вывод о безусловной важности объектов экологического права, которые подлежат международно-правовой охране. Они признаются на международном уровне, являясь при этом общим наследием человечества и подлежат особой охране в рамках международного права.

Помощь по экологии

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Гармонизация международных экологических отношений – один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнанно, что реализовать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств.

Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе.

Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неминуемо вызывают ответную реакцию в сопредельных. Например, если промышленные предприятия ФРГ или Англии выбрасывают в атмосферу дымовые газы с недопустимо высоким процентом вредных примесей, то это негативно сказывается не только на экологическом состоянии этих стран, но наносит значительный ущерб флоре и фауне соседних Скандинавских стран.

Международные объекты охраны окружающей природной среды

Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).

К национальным (внутригосударственным) объектам относят землю, воды, недра, диких животных и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.

Международные объекты охраны окружающей природной среды – это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств: Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида, либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.

Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет. Это, во-первых, природные объекты, представляющие уникальную ценность и взятые под международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы); во-вторых, исчезающие и редкие животные и растения, занесенные в международную Красную книгу и, в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.).

Одним из важнейших объектов международной охраны является Космос. Ни одна страна в мире не имеет каких-либо прав на космическое пространство. Космос — достояние всего человечества. Этот и другие принципы отражены в международных Договорах по использованию космического пространства. В них международным сообществом признаны: недопустимость национального присвоения частей космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; недопустимость вредного воздействия на Космос и загрязнения космического пространства. Оговорены также условия спасания космонавтов.

Для ограничения военного использования Космоса большое значение имели Договор об ограничении систем противоракетной обороны и советско-американские Соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Мировой океан представляет собой объект международной охраны. Он содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико и транспортное значение океана. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества.

Попытки оформления национальных притязаний на морские ресурсы и пространства предпринимались давно и к 50-70-м гг. нашего столетия вызвали необходимость юридического регулирования освоения Мирового океана. Эти вопросы рассматривались на трех международных конференциях и завершились подписанием более чем 120 странами Конвенции ООН по морскому праву (1973 г.). Конвенцией ООН признается суверенное право прибрежных государств на биоресурсы в 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (за исключением территориальных вод, внешняя граница которых установлена на 12-мильном расстоянии от берега).

Антарктиду справедливо называют материком мира и международного сотрудничества. В 1959 г. СССР, США, Англия, Франция, Аргентина и ряд других стран заключили Договор об Антарктиде, в котором провозглашалась свобода научных исследований, использование этого материка только в мирных целях, определялся международно-правовой режим Антарктиды. Новые, более жесткие меры по охране животного и растительного мира, удалению отходов и предупреждению загрязнения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в Мадриде по итогам международного сотрудничества в Антарктиде.

Еще один важнейшей международный объект охраны окружающей среды — атмосферный воздух. Усилия международного сообщества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения. Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монреальскими (1987) и Венскими (1985) соглашениями по озоновому слою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и другими согласованными документами.

Особое место среди международных конвенций и соглашений по охране воздушного бассейна имел Московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, заключенный между СССР, США и Англией, другие соглашения 70—90-х гг. об ограничении, сокращении и запрещении испытаний ядерного, бактериологического, химического оружия в различных средах и регионах. В 1996 г. в ООН торжественно подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

В настоящее время истощение природных ресурсов, заг­рязнение окружающей среды и нарушение экологического рав­новесия приобрело глобальные масштабы. Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Все основные экологические проблемы человечества, такие, как парнико­вый эффект, разрушение озонового экрана, сведение лесов, деградация почв, снижение биологического разнообразия био­сферы, радиоактивное и другие виды загрязнений, исчерпа­ние полезных ископаемых и т.д., носят глобальный характер. Избежать перерастания глобального экологического кризиса в катастрофу возможно только общими усилиями всего чело­вечества.

Объекты охраны окружающей среды делятся на национальные и международные.

Национальные (внутригосударственные) объекты охраны при­родной среды земля, воды, недра, биота и другие элементы природной среды на территории государства. Ими владеет и распоряжается государство, которому они принадлежат. Госу­дарство использует, охраняет и управляет ими на основании собственных законов в интересах своих народов.

Международные (общемировые) объекты охраны природной среды природные объекты, которые находятся вне юрис­дикции отдельных национальных государств. Их делят на несколько групп:

– объекты, находящиеся в пользовании всех государств (ат­мосферный воздух, Мировой океан, Антарктида, Космос);

– объекты, используемые двумя или несколькими государ­ствами (например, пограничные воды, Балтийское или Черное море, река Дунай);

– объекты, перемещающиеся по территории различных стран (мигрирующие виды животных).

Эти объекты осваивают и охраняют на основании различ­ных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.

Кроме того, существует еще одна категория международ­ных объектов природной среды, которая охраняется и управ­ляется государствами, но взята на международный учет. Она, включает:

– природные объекты, представляющие уникальную ценность и взятые под международный контроль (заповед­ники, национальные парки, резерваты, памятники природы);

– редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенные в международную Красную книгу;

– разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.).

Космос.В международных Договорах по использованию космического пространства провозглашена недопустимость национального присвоения частей космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, недопустимость вред­ного воздействия на Космос и загрязнения космического про­странства, а также оговорены условия спасания космонавтов. Для ограничения военного использования Космоса большое, значение имели Договор об ограничении систем противора­кетной обороны и Советско-американские соглашения об ог­раничении стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Мировой океан (Тихий, Атлантический, Индийский, Север­ный Ледовитый океаны и связанные с ними моря) содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико его транспортное значение. Освое­ние Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества. Конвенцией ООН по морскому праву (1973 г.) признается суверенное право прибрежных государств на био­ресурсы в 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена не­зыблемость принципа свободного мореплавания (за исключе­нием территориальных вод, внешняя граница которых уста­новлена на 12-мильном расстоянии от берега).

Антарктиду справедливо называют материком мира и международного сотрудничества. В Договоре об Антарктиде (1959 г.) провозглашена свобода научных исследований, ис­пользование этого материка только в мирных целях, опреде­лен международно-правовой режим Антарктиды. Новые, бо­лее жесткие меры по охране животного и растительного мира, удалению отходов и предупреждению загрязнения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в Мадриде по ито­гам международного сотрудничества в Антарктиде.

Атмосферный воздух. Усилия международного сообщества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения. Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 г. о трансгра­ничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монре­альскими (1987) и Венскими (1985) соглашениями по озоно­вому слою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и другими согласованными до­кументами.




Глава 17. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В настоящее время истощение природных ресурсов, заг­рязнение окружающей среды и нарушение экологического рав­новесия приобрело глобальные масштабы. Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Все основные экологические проблемы человечества, такие, как парнико­вый эффект, разрушение озонового экрана, сведение лесов, деградация почв, снижение биологического разнообразия био­сферы, радиоактивное и другие виды загрязнений, исчерпа­ние полезных ископаемых и т.д., носят глобальный характер. Избежать перерастания глобального экологического кризиса в катастрофу возможно только общими усилиями всего чело­вечества.

Объекты охраны окружающей среды делятся на национальные и международные.

Национальные (внутригосударственные) объекты охраны при­родной среды земля, воды, недра, биота и другие элементы природной среды на территории государства. Ими владеет и распоряжается государство, которому они принадлежат. Госу­дарство использует, охраняет и управляет ими на основании собственных законов в интересах своих народов.

Международные (общемировые) объекты охраны природной среды природные объекты, которые находятся вне юрис­дикции отдельных национальных государств. Их делят на несколько групп:

– объекты, находящиеся в пользовании всех государств (ат­мосферный воздух, Мировой океан, Антарктида, Космос);

– объекты, используемые двумя или несколькими государ­ствами (например, пограничные воды, Балтийское или Черное море, река Дунай);

– объекты, перемещающиеся по территории различных стран (мигрирующие виды животных).

Эти объекты осваивают и охраняют на основании различ­ных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.

Кроме того, существует еще одна категория международ­ных объектов природной среды, которая охраняется и управ­ляется государствами, но взята на международный учет. Она, включает:

– природные объекты, представляющие уникальную ценность и взятые под международный контроль (заповед­ники, национальные парки, резерваты, памятники природы);

– редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенные в международную Красную книгу;

– разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.).

Космос.В международных Договорах по использованию космического пространства провозглашена недопустимость национального присвоения частей космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, недопустимость вред­ного воздействия на Космос и загрязнения космического про­странства, а также оговорены условия спасания космонавтов. Для ограничения военного использования Космоса большое, значение имели Договор об ограничении систем противора­кетной обороны и Советско-американские соглашения об ог­раничении стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Мировой океан (Тихий, Атлантический, Индийский, Север­ный Ледовитый океаны и связанные с ними моря) содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико его транспортное значение. Освое­ние Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества. Конвенцией ООН по морскому праву (1973 г.) признается суверенное право прибрежных государств на био­ресурсы в 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена не­зыблемость принципа свободного мореплавания (за исключе­нием территориальных вод, внешняя граница которых уста­новлена на 12-мильном расстоянии от берега).

Антарктиду справедливо называют материком мира и международного сотрудничества. В Договоре об Антарктиде (1959 г.) провозглашена свобода научных исследований, ис­пользование этого материка только в мирных целях, опреде­лен международно-правовой режим Антарктиды. Новые, бо­лее жесткие меры по охране животного и растительного мира, удалению отходов и предупреждению загрязнения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в Мадриде по ито­гам международного сотрудничества в Антарктиде.

Атмосферный воздух. Усилия международного сообщества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения. Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 г. о трансгра­ничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монре­альскими (1987) и Венскими (1985) соглашениями по озоно­вому слою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и другими согласованными до­кументами.

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

11.1. Объекты международно-правовой охраны окружающей среды

Объектом международно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования прежде всего является вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Вместе с тем, подобной охране подлежат отдельные объекты экологического права, включая международные водные объекты и их ресурсы, атмосферный воздух, леса, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы.

В целом, объекты международно-правовой охраны окружающей среды можно разделить на следующие:

1. Международные природные объекты и ресурсы, которые находятся за пределами юрисдикции отдельной страны. Сюда мы можем отнести открытое море, Антарктиду, космическое пространство и морское дно за пределами континентального шельфа;

2. Объекты окружающей среды, которые регулируются несколькими государствами. Сюда могут быть отнесены пограничные реки и озера, природные комплексы, а так же мигрирующие животные и месторождения полезных ископаемых;

3. Объекты которые находятся под юрисдикцией одного государства (или на территории одного государства), но при этом признанные объектами всеобщего наследия и их положения регулируется нормами международного права.

При этом необходимо отметить, что международное право окружающей среды на современном этапе — динамично развивающаяся отрасль современного международного экологического права и науки.

При этом хотелось бы обратить внимание на отдельные объекты международной правовой охраны.

В частности, атмосферный воздух не может являться внутригосударственным природным ресурсом и за ним необходимо закрепить статус разделяемого природного компонента. Так как его загрязнение в одном государстве автоматически может повлечь негативные явления по всему миру, как это случилось после Чернобыльской катастрофы.

Так же, отдельно принято выделять такие объекты, которые в настоящий момент не могут быть освоены должным образом, но их сохранение для будущих поколений является необходимым и потому данные объекты должны подлежать особой охране. К подобного рода объектам относят Антарктику, глубоководное морское дно, а так же околоземное космическое пространство. Правовое положение данных объектов регулируется, как правило, на основе международных экологических Конвенций.

Таким образом, можно сделать вывод о безусловной важности объектов экологического права, которые подлежат международно-правовой охране. Они признаются на международном уровне, являясь при этом общим наследием человечества и подлежат особой охране в рамках международного права.

Читайте также: