Методический доклад на тему преодоление сценического волнения

Обновлено: 24.04.2024

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования

г. Новомосковск

Методическая работа

«Сценическое волнение и методы преодоления

отделения народные инструменты

г. Новомосковска Лялина О.В.

1.Основные аспекты исполнения

3.Слуховой контроль

4. Стабильность выступлений, саморегуляция

5. Применение современных технических средств в обучении

6. Здоровьесберегающие факторы

Среди многочисленных проблем, стоящих перед исполнителем-баянистом,

самочувствия. Естественный эмоциональный подъем музыканта в момент

музыкантов в конце концов отказываться от концертной деятельности. На

сцене остается лишь тот, кто способен преодолеть ощущение панического

музыкального искусства. С ростом общей культуры людей углубляется и

отвергающий все фальшивое или недостаточно совершенное, и в то же время

благоговейно внемлющий настоящему творчеству.

естественно вызывает у исполнителя повышенное чувство ответственности.

исполнительского, как искусства для слушателя.

1. Современный баян – инструмент сложный, методика обучения на нем

молода, а теория баянного исполнительства находится в стадии становления.

В связи с этим, исполнительское искусство баянистов сейчас более чем когда

направленного в перспективу: педагог нашего времени создает исполнителя

Маленький человек пришел в большой и сложный мир музыки. Первое

выступления, или огорчения – от неудачного, надолго запомнится ему и во

многом определит его отношение к будущей музыкальной деятельности. Та

или иная неудача во время исполнения неизбежно приведет к появлению

излишнего волнения на сцене. Повторные неудачные выступления закрепят

психики музыканта, и он всегда будет волноваться, как только выйдет на

сцену или даже при одной мысли о предстоящем выступлении. В процессе

включающую формирование достаточно эффективных механизмов защиты от

стресса, иными словами - создать максимальную психическую устойчивость,

в том числе сформировать навыки преобразования отрицательных факторов в

положительные. Общеизвестно, что именно в детском возрасте происходит

впоследствии станет основой личности музыканта. И, наконец, замечено, что

во время публичного выступления ребенок волнуется гораздо меньше, чем

исполнитель старшего возраста. Видимо, сказывается то, что музыкальная

деятельность ребенка протекает больше в сфере интуитивно-эмоциональной:

прежде всего на выражение положительных эмоций. Вот эта, положительная

предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственной

игры на инструменте, удовольствия от общения со слушателем. Как счастлив

ребенок, если первая пьеска, которую он сыграл, понравилась взрослым!

имеем права быть равнодушными в своей реакции на первые творческие

положительное чувство удовольствия, сделать, наконец, потребностью своего

ученика, приносить людям радость – в этом долг педагога.

Сущность исполнительства невозможно понять

не только без учета психики музыканта, как было сказано выше, но и без

восприятия и оценки им явлений объективной действительности искусства. В

исполнителя и слушателя. В формировании положительного психического

состояния баяниста, аккордеониста в период непосредственной подготовки к

объективной оценки степени готовности исполнителя к нему. Здесь опасны

как недооценка собственных возможностей, так и их переоценка.

самообладания. У исполнителя дезорганизуются автоматически налаженные

рушится весь исполнительский план произведения.

Это особенно заметно в

нервно повторяет недоученные пьесы или фрагменты. И вот один из них

произведения, но играет его в другом темпе, иначе строит динамический

представления, скажется и на самочувствии, и на качестве исполнения. Лишь

Проблема волнения касается всех, чья деятельность связана с выходом на публику. Волнуются лекторы, педагоги во время открытого урока, ученики музыкальных школ и даже признанные мастера-исполнители.

Вот как вспоминает о своем первом выступлении замечательный французский дирижер Шарль Мюнш: «…По эстраде я шёл с таким чувством, словно пробирался сквозь плотную пелену тумана. Ноги не чувствовали веса тела…Я плыл по нереальному, как сон, миру, и дирижировал как автомат. Сочувствующая аудитория ошибочно приняла мою панику за вдохновение”.

Многие психологи связывают страх перед публичными выступлениями с жизненным укладом в первобытном обществе. Все действия человека в те времена проходили через призму общественного поощрения или наказания, изгнание было равносильно смерти. Для нашего современника боязнь потерпеть неудачу или услышать негативный отзыв о своих действиях часто является причиной страха выступления перед аудиторией.

По мнению учёных сценическое волнение может рассматриваться как реакция организма человека на стрессовую ситуацию. Понятие стресса было введено канадским физиологом Гансом Селье в 1936 году для описания "адаптационного синдрома" к усложнённым условиям жизни и труда. Считается, что экстремальные условия присутствуют лишь в "опасных" профессиях, где труд связан с серьёзными физическими нагрузками и риском для жизни. Однако сценические переживания музыкантов на физиологическом и психологическом уровнях обнаруживают сходство с переживаниями человека в экстремальной ситуации. Потеют и дрожат руки, учащённо бьётся сердце, прерывается дыхание.

Основные типы реакции человека на стрессовую ситуацию.

Реакция зависит от личности человека. Существует пять основных типов реакции на стрессовую ситуацию.

Напряжённый тип. В стрессовой ситуации сковывается, кусает губы, сжимает руки. Проявляется напряжённость и импульсивность действий.

На уроке можно наблюдать как напряжены дети, пытаясь выполнить весь комплекс стоящих перед ними исполнительских задач. В процессе работы навыки совершенствуются, многие действия выполняются автоматически, появляется уверенность. Данный тип реагирования заменяется на более продуктивный.

Трусливый тип . В стрессовой ситуации впадает в панику. Испытывает сильное чувство страха. Проявляет комплекс реакции по принципу "убежать - замереть - упасть". В крайних случаях пытается спрятаться, полностью "уйти в себя", закрывает глаза, затаивает дыхание.

Исполнитель начинает суетиться, ошибаться, механически повторять одно и то же место в произведении. Иногда даже покидает сцену или прекращает играть, оставаясь на месте. Важно понять причины такого поведения. Не слишком ли ученик боится, что педагог его накажет? Уверен ли он в себе как личность и как музыкант?

Тормозной тип . Движения замедляются, реакции притупляются. Человек как бы находится в ситуации "замедленной съёмки ".

Учащийся данного типа требует "встряски". Для продуктивной деятельности ему необходим хороший "запас прочности" знаний и навыков. В этом случае исполнитель становится достаточно уверенным на сцене.

Агрессивный тип . В стрессовой ситуации человек теряет контроль над собой. Проявляет агрессию, "нападая" на всех и всё.

Так, например, некоторые маленькие пианисты начинают "наказывать" непослушный инструмент, шлёпая его по клавишам или деке

Прогрессивный тип . Представителей этого типа принято называть “экстремалами”. В стрессовой ситуации у них улучшаются показатели деятельности, появляется "боевой задор". Стресс становится толчком для мобилизации эмоциональной силы и творческого подъёма.

"Прогрессивный" тип реагирования является идеальным для сценической деятельности. Исполнитель-экстремал не любит "выкладываться" на уроках или репетициях, но всегда превосходно чувствует себя на сцене.

Методы работы по снижению концертного волнения.

Работа по снижению концертного волнения должна вестись преподавателем с учётом индивидуальности ученика: его темперамента, типичной реакции в стрессовых условиях, уровня личностной тревожности. Однако наиболее общие рекомендации актуальны для каждого музыканта.

1. Рациональный подбор репертуара.

Большую роль в стабильности и эмоциональной устойчивости во время выступления играет рациональный подбор репертуара. При выборе произведений важно учитывать возможности учащегося. Оптимальный уровень исполнительской сложности - одно из условий успешности выступления.

При разучивании произведения важное значение имеет личная заинтересованность ученика . Педагог должен учитывать его пожелания, увлечь намеченными для ответственного выступления пьесами, уметь аргументировать свой выбор.

2.Формирование стабильности в концертном выступлении за счет добросовестной предварительной подготовки.

Одна из причин сценического волнения - боязнь музыканта забыть текст. Чтобы избежать этого, используем следующие приёмы заучивания наизусть.

Для осознанного запоминания наизусть используем способ проговаривания нотного текста. Акцентируем внимание ученика на том, с какого звука начинается произведение, как идет движение мелодии, где кульминация.

Очень важно выучить программу не позднее, чем за месяц до назначенной даты концерта . Музыкальный материал должен “устояться, прижиться”.

3. Организация домашней работы учащегося.

Большую роль в успешности обучения играет сотрудничество педагога с родителями. Важны подробные объяснения, как надо работать дома и контроль со стороны родителей.

4. Отработка комплекса сценических ритуалов.

В период подготовки к концерту, необходимо репетировать выход, поклон, начало и завершение выступления, уход со сцены. Это позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно и значительно повышает их артистизм. Важно мысленно проиграть самое начало исполняемого произведения про себя, чтобы вступить в нужном темпе и характере.

5. Предварительное многократное обыгрывание подготовленного материала в различной обстановке.

Когда концертная программа достаточно выучена, обыгрываем её на публике. Сначала создаём ситуацию, вызывающую незначительное волнение - выступаем перед одноклассниками или родителями. Затем задачу усложняем - играем перед педагогами. Обыгрывание программы надо делать как можно более часто, чтобы трудное стало привычным, привычное - лёгким, а лёгкое - приятным.

Создавая подобие концертной атмосферы, полезно выступать в детском саду, библиотеке, общеобразовательной школе, записать выступление ученика на видео. Для снятия “страха публичного выступления”, можно посоветовать ребёнку сыграть пьесу в магазине музыкальных инструментов или даже просто открыть окна, когда он занимается на фортепиано (баяне, скрипке и др. инструменте).

6. Предварительное изучение акустических возможностей сцены.

При подготовке к концерту обязательным условием является предварительное изучение акустических возможностей сцены. На репетициях исполнителю важно адаптироваться к новым слуховым и двигательным ощущениям. Меняется музыкальное пространство, по-иному высвечиваются такие качества звучания, как разборчивость, масштабность, гибкость и разнообразие тембра и динамики.

7.Удобная комфортная одежда на сцене.

Дополнительные меры для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения.

Для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения используем следующие дополнительные меры.

  1. Когда программа достаточно выучена, надо застраховаться от случайных ошибок. Этому помогает игра с помехами . В домашних занятиях, например, предлагаем ученику исполнять программу при включенном на среднюю громкость радио или телевизоре. Это потребует от юного музыканта большой сосредоточенности и концентрации внимания. Или сыграть произведение в медленном темпе с закрытыми глазами. При этом следим за ровностью дыхания и мышечной свободой.

Для тренировки навыков комфортного пребывания на сцене предлагаем ученику побегать, попрыгать. И сразу же начинать исполнять программу. Похожее состояние возбуждения бывает перед выходом на сцену.

2) С целью повышения самооценки рекомендуется эпизодическое включение учащегося в концертную программу с произведениями заниженного уровня сложности.

3) Пробудить интерес к публичным выступлениям помогают концерты с участием в роли ансамблистов или концертмейстеров. Играя в коллективе или имея перед глазами ноты, ученики чувствуют себя гораздо спокойнее.

4) Детям с повышенным уровнем тревожности важно сократить время пребывания в стрессовой ситуации. Этому помогает участие в общей программе в самых первых номерах концерта.

Вышеуказанные способы и меры способствуют формированию положительного отношения учащихся к музыкально-сценической деятельности, что уже само по себе является барьером для стрессовых ситуаций.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное учреждение

Методический доклад на тему:

“ Сценическое волнение

и методы его преодоления”.

преподаватель по классу фортепиано

Можарова Ольга Евгеньевна

Сценическое волнение и методы его преодоления.

Проблема волнения касается всех, чья деятельность связана с выходом на публику. Волнуются лекторы, педагоги во время открытого урока, ученики музыкальных школ и даже признанные мастера-исполнители.

Вот как вспоминает о своем первом выступлении замечательный французский дирижер Шарль Мюнш: «…По эстраде я шёл с таким чувством, словно пробирался сквозь плотную пелену тумана. Ноги не чувствовали веса тела…Я плыл по нереальному, как сон, миру, и дирижировал как автомат. Сочувствующая аудитория ошибочно приняла мою панику за вдохновение”.

Многие психологи связывают страх перед публичными выступлениями с жизненным укладом в первобытном обществе. Все действия человека в те времена проходили через призму общественного поощрения или наказания, изгнание было равносильно смерти. Для нашего современника боязнь потерпеть неудачу или услышать негативный отзыв о своих действиях часто является причиной страха выступления перед аудиторией.

По мнению учёных сценическое волнение может рассматриваться как реакция организма человека на стрессовую ситуацию. Понятие стресса было введено канадским физиологом Гансом Селье в 1936 году для описания "адаптационного синдрома" к усложнённым условиям жизни и труда. Считается, что экстремальные условия присутствуют лишь в "опасных" профессиях, где труд связан с серьёзными физическими нагрузками и риском для жизни. Однако сценические переживания музыкантов на физиологическом и психологическом уровнях обнаруживают сходство с переживаниями человека в экстремальной ситуации. Потеют и дрожат руки, учащённо бьётся сердце, прерывается дыхание.

Основные типы реакции человека на стрессовую ситуацию.

Реакция зависит от личности человека. Существует пять основных типов реакции на стрессовую ситуацию.

Напряжённый тип. В стрессовой ситуации сковывается, кусает губы, сжимает руки. Проявляется напряжённость и импульсивность действий.

На уроке можно наблюдать как напряжены дети, пытаясь выполнить весь комплекс стоящих перед ними исполнительских задач. В процессе работы навыки совершенствуются, многие действия выполняются автоматически, появляется уверенность. Данный тип реагирования заменяется на более продуктивный.

Трусливый тип . В стрессовой ситуации впадает в панику. Испытывает сильное чувство страха. Проявляет комплекс реакции по принципу "убежать - замереть - упасть". В крайних случаях пытается спрятаться, полностью "уйти в себя", закрывает глаза, затаивает дыхание.

Исполнитель начинает суетиться, ошибаться, механически повторять одно и то же место в произведении. Иногда даже покидает сцену или прекращает играть, оставаясь на месте. Важно понять причины такого поведения. Не слишком ли ученик боится, что педагог его накажет? Уверен ли он в себе как личность и как музыкант?

Тормозной тип . Движения замедляются, реакции притупляются. Человек как бы находится в ситуации "замедленной съёмки ".

Учащийся данного типа требует "встряски". Для продуктивной деятельности ему необходим хороший "запас прочности" знаний и навыков. В этом случае исполнитель становится достаточно уверенным на сцене.

Агрессивный тип . В стрессовой ситуации человек теряет контроль над собой. Проявляет агрессию, "нападая" на всех и всё.

Так, например, некоторые маленькие пианисты начинают "наказывать" непослушный инструмент, шлёпая его по клавишам или деке

Прогрессивный тип . Представителей этого типа принято называть “экстремалами”. В стрессовой ситуации у них улучшаются показатели деятельности, появляется "боевой задор". Стресс становится толчком для мобилизации эмоциональной силы и творческого подъёма.

"Прогрессивный" тип реагирования является идеальным для сценической деятельности. Исполнитель-экстремал не любит "выкладываться" на уроках или репетициях, но всегда превосходно чувствует себя на сцене.

Методы работы по снижению концертного волнения.

Работа по снижению концертного волнения должна вестись преподавателем с учётом индивидуальности ученика: его темперамента, типичной реакции в стрессовых условиях, уровня личностной тревожности. Однако наиболее общие рекомендации актуальны для каждого музыканта.

1. Рациональный подбор репертуара.

Большую роль в стабильности и эмоциональной устойчивости во время выступления играет рациональный подбор репертуара. При выборе произведений важно учитывать возможности учащегося. Оптимальный уровень исполнительской сложности - одно из условий успешности выступления.

При разучивании произведения важное значение имеет личная заинтересованность ученика . Педагог должен учитывать его пожелания, увлечь намеченными для ответственного выступления пьесами, уметь аргументировать свой выбор.

2.Формирование стабильности в концертном выступлении за счет добросовестной предварительной подготовки.

Одна из причин сценического волнения - боязнь музыканта забыть текст. Чтобы избежать этого, используем следующие приёмы заучивания наизусть.

Следующий приём, помогающий исполнителю свободно ориентироваться в тексте, играя наизусть - подробная проработка всех элементов музыкальной ткани . Например, в пьесе Петра Ильича Чайковского “Болезнь куклы” обращаем внимание на наличие трёх выразительных элементов – мелодии, гармонии и баса. Каждый из них должен прослушиваться как самостоятельно, так и в соединении с окружением.

Для осознанного запоминания наизусть используем способ проговаривания нотного текста. Акцентируем внимание ученика на том, с какого звука начинается произведение, как идет движение мелодии, где кульминация.

Очень важно выучить программу не позднее, чем за месяц до назначенной даты концерта . Музыкальный материал должен “устояться, прижиться”.

3. Организация домашней работы учащегося.

Большую роль в успешности обучения играет сотрудничество педагога с родителями. Важны подробные объяснения, как надо работать дома и контроль со стороны родителей.

4. Отработка комплекса сценических ритуалов.

В период подготовки к концерту, необходимо репетировать выход, поклон, начало и завершение выступления, уход со сцены. Это позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно и значительно повышает их артистизм. Важно мысленно проиграть самое начало исполняемого произведения про себя, чтобы вступить в нужном темпе и характере.

5. Предварительное многократное обыгрывание подготовленного материала в различной обстановке.

Когда концертная программа достаточно выучена, обыгрываем её на публике. Сначала создаём ситуацию, вызывающую незначительное волнение - выступаем перед одноклассниками или родителями. Затем задачу усложняем - играем перед педагогами. Обыгрывание программы надо делать как можно более часто, чтобы трудное стало привычным, привычное - лёгким, а лёгкое - приятным.

Создавая подобие концертной атмосферы, полезно выступать в детском саду, библиотеке, общеобразовательной школе, записать выступление ученика на видео. Для снятия “страха публичного выступления”, можно посоветовать ребёнку сыграть пьесу в магазине музыкальных инструментов или даже просто открыть окна, когда он занимается на фортепиано (баяне, скрипке и др. инструменте).

6. Предварительное изучение акустических возможностей сцены.

При подготовке к концерту обязательным условием является предварительное изучение акустических возможностей сцены. На репетициях исполнителю важно адаптироваться к новым слуховым и двигательным ощущениям. Меняется музыкальное пространство, по-иному высвечиваются такие качества звучания, как разборчивость, масштабность, гибкость и разнообразие тембра и динамики.

7.Удобная комфортная одежда на сцене.

Дополнительные меры для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения.

Для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения используем следующие дополнительные меры.

Когда программа достаточно выучена, надо застраховаться от случайных ошибок. Этому помогает игра с помехами . В домашних занятиях, например, предлагаем ученику исполнять программу при включенном на среднюю громкость радио или телевизоре. Это потребует от юного музыканта большой сосредоточенности и концентрации внимания. Или сыграть произведение в медленном темпе с закрытыми глазами. При этом следим за ровностью дыхания и мышечной свободой.

Для тренировки навыков комфортного пребывания на сцене предлагаем ученику побегать, попрыгать. И сразу же начинать исполнять программу. Похожее состояние возбуждения бывает перед выходом на сцену.

2) С целью повышения самооценки рекомендуется эпизодическое включение учащегося в концертную программу с произведениями заниженного уровня сложности.

3) Пробудить интерес к публичным выступлениям помогают концерты с участием в роли ансамблистов или концертмейстеров. Играя в коллективе или имея перед глазами ноты, ученики чувствуют себя гораздо спокойнее.

4) Детям с повышенным уровнем тревожности важно сократить время пребывания в стрессовой ситуации. Этому помогает участие в общей программе в самых первых номерах концерта.

Вышеуказанные способы и меры способствуют формированию положительного отношения учащихся к музыкально-сценической деятельности, что уже само по себе является барьером для стрессовых ситуаций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматривается проблема сценического волнения – одна из наиболее важных для музыкантов-исполнителей.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Методический доклад на тему:

Преподаватель: Исакова О.В.

Смоленск 2018

Проблема сценического волнения – одна из наиболее важных для музыкантов-исполнителей.

В среде музыкантов-профессионалов эта проблема рассматривается с конца XVII века. Она включена многими методистами в свои работы о воспитании музыканта. И сегодня она по-прежнему значимыми для множества исполнителей, педагогов и учеников.

Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к выступлению. Но это зависит от того, что происходит с ним до начала исполнения, его реакции на сценическую ситуацию.

Такие симптомы как тряска рук, губ, дрожь в коленях, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выхода на сцену, являются основными проявлениями синдрома сценического волнения.

Как правило, маленькие дети любят выступать. Но как только они начнут понимать, что люди сидящие в зрительном зале, их оценивают, сцена превращается в источник стресса.

По мнению психологов и педагогов-практикантов первые проявления симптомов сценического волнения дают о себе знать в возрасте 10-11 лет. Поэтому сценическое воспитание надо начинать с первых дней обучения в ДШИ или ДМШ.

Ребенок, который часто и успешно выступал в начальный период обучения, будет в дальнейшем проще справляться с эстрадным волнением. Сценой проверяется все: и природные музыкально-исполнительские данные, и «технический потенциал, и устойчивость психики.

Можно выделить 5 основных типов реакции человека на стрессовую ситуацию:

Напряженный тип

В стрессовой ситуации сковывается, кусает губы, сжимает руки. Проявляется напряженность.

На уроке можно наблюдать как напряжены и скованны дети, пытаясь выполнить, стоящие перед ними задачи. Но с каждым уроком навыки совершенствуются и появляется уверенность.

Трусливый тип

В стрессовой ситуации впадает в панику, испытывая страх. Исполнитель начинает суетиться, ошибаться, механически повторять одно и то же место в произведении. Иногда даже покидает сцену.

Очень важно понять причины такого поведения. Уверен ли он в себе как личность и как музыкант? Не слишком ли он боится наказания за свою игру?

Тормозной тип

Агрессивный тип

Прогрессивный тип

Каковы же причины сценического волнения и как их преодолеть. Ведь часто бывает так, что произведение хорошо выучено, а при выходе на сцену из-за волнения, страха сыграно не так, как хотелось.

Как с этим бороться?

Работа по снижению концертного волнения должна вестись преподавателем с учетом индивидуальности ученика: его темперамента, типичной реакции в стрессовых ситуациях, уровня личностной тревожности. Но есть наиболее общие рекомендации, которые актуальными для каждого музыканта.

Рациональный подбор репертуара.

При выборе произведений важно учитывать возможности обучающегося, его пожелания, личную заинтересованность. Уметь аргументировать свой выбор.

Формирование стабильности в концертном выступлении за счет добросовестной предварительной подготовки.

Одной из причин сценического волнения является боязнь музыканта забыть текст.

Чтобы избежать этого, используем следующие приемы заучивания наизусть.

б) Для осознанного запоминания наизусть используем способ проговаривания нотного текста.

в) Делаем акценты на том, с какого звука начинается пьеса, как идет движение мелодии, где кульминация.

3. Организация домашней работы обучающегося.

Нужна связь с родителями, контроль с их стороны за подготовкой к урокам.

Репетиция сценических ритуалов.

Репетиция выхода, поклона, начала и завершения выступления повышает уверенность обучающегося. Перед началом игры важно мысленно проиграть самое начало произведения, чтобы вступить в нужном темпе и характере.

Репетиция выступления на сцене.

Когда программа выучена, обыгрываем ее на публике. Перед одноклассниками, родителями, соседями и т.д. Обыгрывание программы надо делать как можно чаще, чтобы трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое – приятным.

Самоконтроль у детей мало развит, они не знают как можно себя успокоить, но основная проблема заключается в умении и способности ученика сосредоточиться на исполняемом произведении.

Способность самообучения – это наиболее эффективный метод борьбы со сценическим волнением. Все внимание должно быть сосредоточено на создании художественного образа произведения.

В качестве помехи можно использовать неожидаемые звуки: шуршание бумагой, звонок мобильного телефона, скрип стула.

Главное, что должен понять юный музыкант: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой; творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем чаще выходить на сцену – тем больше появляется уверенности; сцена – лучшее лекарство от волнения.

Какие методы преодоления волнения во время выступления на сцене наиболее действенные, как преодолеть волнение перед выступлением на сцене?

Например, легендарного музыканта Артура Рубинштейна страх сцены преследовал всю его творческую жизнь. Однако он находил в себе силы преодолевать волнение и производил ошеломляющее впечатление на публику своей виртуозностью. А всемирно известная британская певица Адель Лори Блу Эдкинс признавалась, что только юмор и шутки помогают ей снимать панический страх перед выступлением.

Как определить, что ваш страх перед выступлением слишком велик

Определить, что эмоции становятся неподконтрольными, а страх сцены зашкаливает, совсем не сложно по характерным симптомам. У юного артиста, особенно у начинающих конкурсантов, могут наблюдаться:

• колебание тембра голоса;

• зажатость или напряжение мышц;

• учащенное сердцебиение вплоть до обморока.

Наличие этих основных симптомов, их острота при чрезмерной нервной возбудимости зависят от индивидуальных особенностей выступающего.

Причины страха. Можно ли побороть волнение перед выступлением на сцене?

Чрезмерное волнение перед выходом на сцену, страх публичных и конкурсных выступлений, обусловлены двумя основными причинами: внешними и внутренними. К внешним относятся факторы, влияющие на юного исполнителя извне. К внутренним – те или иные особенности его восприятия окружающего мира и ощущение себя в нем.

К внешним причинам можно отнести все, что оказывает на сознание и психику ребенка постоянное давление, укореняясь в его подсознании ощущением собственной несостоятельности. В этом виновны обычно люди из близкого круга юного дарования, которые являются для него большими авторитетами – родители, педагоги, друзья. Например:

• одергивание, придирки, насмешки;

• частые резко-критические замечания;

• постоянное выражение недовольства;

• чрезмерная строгость и требовательность;

• или, наоборот, восхваление и превознесение не в меру его таланта.

3 основных приема для снижения волнения в подготовительный период

Чтобы успешно преодолевать излишнее волнение, избавляться от страха перед ответственным концертом, конкурсным прослушиванием или кастингом юные дарования должны понимать причины и симптомы их проявления, знать, что их вызывает, и как держать под контролем.

• изменение отношения к результату выступления – признание своего права на ошибки;

• практика мысленной визуализации одобрения публики в зрительном зале и атмосферы праздника;

• опыт, опыт и еще раз опыт выступлений на публике в непривычной обстановке и разном количестве стечения людей.

2. Хорошо работает сосредоточение не на ожидаемом результате выступления, а на его творческом процессе. Наслаждение своим выступлением, при котором артист полностью погружается в мир музыки или танца, увлекает зрителя, никого не оставляя равнодушным.

Советы и упражнения для снижения волнения на сцене

Единого и универсального рецепта для всех случаев сценического волнения нет. Однако стоит прислушаться к ряду действенных советов.

• За 30-40 минут до выступления целесообразно сделать несколько физических упражнений для разных групп мышц (попрыгать, помахать руками, произвести растяжки).

• Активизировать работу мозга, например, математическими вычислениями.

• Выходите на сцену с высоко поднятой головой и улыбкой на лице. Она обладает фантастической силой – на нее непременно ответят встречными улыбками, и это придаст вам уверенности.

В любом случае, если что-то пойдет не так, просто продолжайте выступать еще и еще на разных сценах, с другим репертуаром и с гораздо большим опытом.

Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.

Читайте также: