Методический доклад на тему хореография это искусство постановочного процесса в воспитании учащихся

Обновлено: 05.07.2024

В наше время в детских школах искусств, реализующих программы раннего эстетического воспитания, приобрела широкое распространение хореография. Дошкольники любят искусство танца, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений, а также навыков.

В работе с детьми используются определенные методы и приемы в организации образовательной деятельности. Чтобы разучивание движений, танцевальных композиций не стало просто скучным и не интересным процессом, на своих занятиях я использую методы в следующей последовательности:

• Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Происходит знакомство с методикой исполнения, специальными терминами. Так же я ставлю перед детьми определённые задачи, хвалю и предъявляю требования. Для дошкольников очень важна интонация и эмоциональность педагога.

• Наглядный метод. При разучивании любого образного движения мы с детьми рассматриваем фотографии или иллюстрации, что помогает воспроизвести в памяти точный образ и воспроизвести его в движении. Например, при изучении зверобики, мы с учащимися рассматривали картинки с изображениями зверей. А после окончания занятия можно дать ребенку с собой картинку-раскраску.

• Метод показа и музыкальное сопровождение, как методический прием. Разучивание нового движения или комбинации я начинаю с точного показа, а своими пояснениями помогаю детям приобрести умения, а в дальнейшем навык, согласовывать движения с музыкой. Музыка, сопровождая движения, повышает качество их исполнения: выразительность, ритмичность, чёткость, координацию.

• Практический метод. Самостоятельное выполнение детьми упражнений и танцевальных комбинаций.

• Игровой метод. В Детской школе искусств обучение танцу не является специальной задачей. Отправная точка в моей работе – двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела. Я подбираю такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности детей. Игра повышает интерес к предмету, вызывает весёлое настроение. Благодаря игре индивидуальность ребёнка находит выражение в коллективном творчестве. Игра развивает фантазию, воображение ребёнка, память, помогает самореализоваться. Форма занятия через игру позволяет быстрее добиться запоминания необходимых понятий и знаний.

Одним из приемов на моем занятии является разговорно-игровой метод настраивает ребенка на эмоциональное освоение движения и помогает ему скоординировать движения своего тела с музыкальным и речевым текстом.

Для развития хореографических умений и навыков включаю в работу игровые танцы, которые направлены на формирование у дошкольников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. (различные танцы с предметами, игры с перестроениями, с хлопками и т. д.)

Ведущим видом деятельности, на моих занятиях, считаю музыкально – подвижные игры. Для достижения целей, при проведении занятий, использую приемы: имитации, подражания, образных сравнений, ролевых ситуаций и приемы соревнований.

Использование всех этих методов и приемов в комплексе позволяет развивать хореографические навыки у дошкольников.

Педагогу нельзя забывать возраст ребенка. Для каждой возрастной группы можно выделить наиболее, на мой взгляд, приоритетные методы и приемы.

На 4 – 5 году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки. Могут выполнить и усвоить небольшие музыкальные задания. Но они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог учит двигаться в соответствии с ярко – контрастным характером музыки, в различном темпе реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошади скачут, зайчики прыгают и т. д.). Таким образом игровой и наглядный методы более приоритетны на занятии, а практический метод используется только когда дети хорошо усвоили материал.

На 5 – 6 году жизни у детей уже есть опыт слушания, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и некоторые средства музыкальной выразительности (динамика – громко, тихо; темп – быстрый, медленный). Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (боковой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т. д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки. На занятиях используются все методы и приемы. Метод показа должен быть на первом месте, так как дети в этой возрастной группе способны более точно повторить за преподавателем различные движения.

Дети 6 – 7 года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Они могут передавать движениями разнообразный характер музыки, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседаний и т. д.) Главным методом является практический.

Грамотное использование методов позволяет достичь положительных результатов и способствует развитию хореографических навыков у детей в группах раннего эстетического воспитания.

Ребенку дошкольного возраста очень важно показать свой результат, непосредственно свои хореографические знания, умения и навыки.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего дошкольного возраста Конспект занятия "Кукла Маша идет на прогулку" во второй младшей группе. Воспитатель:Ребята посмотрите в окно на деревья, лужи, людей. на.

Создание условий для художественно-эстетического развития детей раннего возраста Слайд № 1 Представление педагога Слайд № 2. Предметно – пространственная развивающая среда. При формировании высших психических функций.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах Повседневная жизнь таит в себе множество опасностей, поэтому обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее, и решение.

Танец – (польский taniec, от нем. t anz), вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танец, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл самостоятельное значение. Понятие хореография охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создаётся с помощью условных выразительных движений. Танец – возможно древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца. Кроме того, танец демократичен. Он приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться. Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец даёт возможность еще и физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.

Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений. Основой основ изучения хореографического искусства является классический танец, с его веками выверенной методикой подготовки танцовщика. Классический танец признан одним из главных выразительных средств танца, и представляет собой исторически сложившуюся, упорядоченную систему движений, в которой нет ничего случайного или лишнего. Он чрезвычайно дисциплинирует ребенка, помогает вырабатывать в детях особую подтянутость, собранность и аккуратность. Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Классический тренаж способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка. Народный танец – одна из основ любой хореографии. Он столь же разнообразен, как разнообразна жизнь и культура разных народов. Такое разнообразие танцев родилось из характера народов, его жизни и образа занятий. Профилактический и лечебный эффект народного танца основан на единстве пространственно-территориальных и временно музыкальных закономерностей. Сила воздействия временно-музыкальных закономерностей проявляется в национальном ритме, который, в свою очередь, является регулятором ритма социально-бытовых движений, ставших основой традиционных лейтмотивов народного танца. В живых образах танца народ показывал, каким бы он хотел видеть человека, какие черты характера достойны подражания, какие образцы поведения и взаимоотношений предпочтительны. Образцы народной хореографии, изучаемые на занятиях, восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность. Анализируя характер движений, пространственное построение народного танца, его ритмический рисунок, особенности костюма, дети могут пополнить свои знания по географии, истории, музыкальной культуре, этнографии народа. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Необходимо только уметь точно выбрать определенный материал, интерпретировав его в доступных ребенку приемах и формах. Современный танец – это все направления танцевального искусства появившиеся после классического балета. Говоря о современных танцах, мы говорим обо всем культурном пласте конца XX – начала XXI века имеющем отношение к движению. Современные танцы – это очень широкое понятие, объединяющее в себе буквально все модные танцевальные течения.

Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела наиболее интересны для подростков. Тут возникает вопрос: как сделать так, чтобы современный танец стал привлекательным не только для исполнителя, но и для зрителя? Любой танец может заиграть красками, если хореограф наделен богатой фантазией и хореографической изобретательностью. Для меня всегда очень важны в подобных танцах ясное, драматургически легкое развитие сюжета и обязательный показ главных стадий действия, непременно завершаемого результатом. Современный танец – это не набор модных движений, как зачастую думают сами ребята, он должен нести смысловую нагрузку и воспитание. В процессе работы из всего многообразия практического материала, предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического искусства, можно выделить движения классического, народного и современного, наиболее влияющих на разностороннее развитие личности и доступные для освоения детям, не обладающих хореографическими способностями. Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию. На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, одним из видов которого является хореография. Формы ее различны. Хореография оказывает огромное влияние на развитие эмоционально-нравственной культуры личности, в том, что искусство танца развивают воображение и творческие способности детей. Большое влияние занятия хореографии оказывают на развитие творческого потенциала и общекультурного развития детей. Главная задача массового хореографического воспитания школьников в системе дополнительного образования – не наработка технических возможностей детей, не копирование профессионального обучения, а воспитание тех лучших человеческих качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку вписаться в социальную жизнь, гармонично строить свои личные и самые интимные отношения, выработать иммунитет против примитивного, пошлого, вульгарного.

Обучение танцу, особенно на начальных стадиях, связанно с большими физическими нагрузками, с необходимостью бороться с усталостью физической и нервной, поэтому желательно раздельное обучение мальчиков и девочек, то есть мужской и женский классы, где существуют различия в методах обучения. Делаются акценты на развитие тех или иных групп мышц, увеличиваются или уменьшаются физические нагрузки (в зависимости от класса и возраста). В преодолении трудностей у детей вырабатывается настойчивость, выдержка, самообладание, радость достижения результата, радость самого процесса преодоления трудностей. Все эти качества, несомненно, будут перенесены учащимися в реальную жизнь, помогут им в решении других задач. Воспитываясь в танцевальном коллективе, ребенок как ни где в другом месте прочувствует свое либо женское, либо мужское начало. С первых занятий по постановке корпуса дети знакомятся со строением своего тела, где кроме головы, рук и ног существуют женские и мужские различия. Педагог объясняет, что правильная осанка это и женская красота, и мужская статность. Занятия танцем приучают к выносливости, что важно для мальчиков, изящности и выразительности, необходимых для девочек. Художественное творчество заставляет ребенка порицать зло, эгоизм, жестокость, зависть, невежество, лень. Правильно подобранный танцевальный репертуар воспитывает такие качества как: доброта, любовь к природе, родной отчизне, дружба и бережное отношение друг к другу. Преподаватель на занятии пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Учащиеся становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи. Наиболее результативно единство обучения и воспитания непосредственно в процессе творчества и пробуждение желания осваивать мастерство, вызывать потребность в нем и на основе разбуженного интереса осуществлять целенаправленный художественно - творческий процесс, в котором органически сочетались бы педагогические и творческие задачи. При этом условии процесс обучения в хореографическом коллективе становится и процессом воспитания личности.


Хореографические отделения в школах искусств показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических классах должно быть доступно значительно большему кругу детей. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватель хореографии имеет возможность проводить большую воспитательную работу.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детской школы искусств № 8

г. Ульяновск

преподаватель хореографического отделения

Архангельская Элина Валерьевна

Методический доклад на тему:

Хореографические отделения в школах искусств показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических классах должно быть доступно значительно большему кругу детей. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватель хореографии имеет возможность проводить большую воспитательную работу.

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия хореографией содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.

В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это в хореографических постановках, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения.Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий хореографической осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование -процесс длительный, требующий многих качеств от детей.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.

Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.

Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.

Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи.

Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее.

Творческая личность - важнейшая цель как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.

Воспитательная работа в художественном коллективе - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом.

Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе - это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.

Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса.

Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу-хореографу приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Воспитательную работу надо строить по принципу интереса: он является основным и определяющим;поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:

1. Занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность.

3. Приучают детей четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы.

4. Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством.

5. Они определяют педагогические и организаторские способности детей.

Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами.

1. Мессерер А. Танец. Мысль. Время. – М., 1990.

2. Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под редакцией Е.Н. Степанова. – М., 2005. – 224с.

3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 2002. – 192с.

4. Беляева-Челомбитько Г.В. Балет: эпоха sovieticka (1917- 1991г.г.). – М., 2005. – 298с.


-75%

oko


Версия для слабовидящих
Основной дизайн

Главная > Методическая копилка > Хореографическое отделение > " Методы и принципы обучения детей ритмики и хореографии "

Меню сайта

" Методы и принципы обучения детей ритмики и хореографии "

Методический доклад

на тему:

" Методы и принципы обучения детей ритмики и хореографии "

Автор: Ваймер Т.А.

Доклад прочитан на заседании

отделения хореографии

2020 год

Ритмика – является базой для всякого искусства: музыки, поэзии, скульптуры, архитектуры и др. всем трудовым процессам присущ определенный ритм. Человек, находящий правильный ритм своего действия, затрачивает только нужное количество энергии, и трудовой процесс протекает свободно, успешно, вызывает чувство удовлетворения. Человек, владеющий чувством ритма, будут лучше играть, танцевать, петь. Занятия ритмикой положительно влияют на самочувствие, настроение учеников, исправляют недостатки физического и психического характера. Движение является биологической потребностью их организма. Дети подвижны, они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение, она побуждает у них светлые и радостные чувства. Ребенок получает огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой тела, у него повышается жизненный тонус. Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства.

Значение ритмического развития в дошкольный период

В наше социально – ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребёнка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично – успешной личности ребёнка.

Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.

Актуальность хореографического образования

Хореографическое искусство - одно из универсальных средств всестороннего развития личности. Его специфика определяется многогранным воздействием на человека, так как хореография является синтетическим искусством и объединяет музыку, движение и театр.

Совершенствуя тело человека, влияя на становление эмоциональной сферы, воспитывая через музыку духовно, хореография способствует раскрытию творческого и познавательного потенциала, дает импульс к самосовершенствованию, постоянному личностному росту. Именно поэтому на различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела, духа и души человека.

Цели хореографического развития детей:

Развитие творческого потенциала ребёнка, воспитание национального самосознания к музыке через танец, воспитание музыкально-двигательной культуры. Дать учащемуся необходимые двигательные навыки, увлечь, заинтересовать, предоставить возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, свободно двигающегося и подчиняющегося музыкальным ритмам. Это будет способствовать гармоническому развитию души и тела ребёнка.

Задачи хореографического развития детей:

Развитие и сохранение здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание организованной, гармонически развитой личности, восприятия характера музыки, развитие музыкально-выразительных представлений и творческой активности, воспитание чувства ритма, музыкально-ритмической памяти и сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки.

1 .Воспитательные задачи:

- творческую личность, ориентированную на активное познание мира и участие в жизни общества;

- стремление к здоровому образу жизни;

- чувство ответственности и дисциплину;

- самостоятельность, целеустремленность, инициативность;

- терпение и силу воли для достижения результатов;

- сформировать дружный коллектив и способствовать возникновению уважительных отношений между учащимися.

2. Развивающие задачи:

развивать физические качества и специальные навыки:

- Опорно-двигательного аппарата, постановки корпуса и стопы

- Чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовать движения с музыкой,

- развивать психологические и интеллектуальные качества:

- зрительную память и специфические виды памяти: моторную, слуховую и образную;

- общий уровень культуры (посещение художественных и музыкальных мероприятий);

Принципы обучения детей хореографии:

- индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);

- систематичности (непрерывность и регулярность занятий);

- наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);

- повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);

- сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).

Методические приёмы обучения детей хореографии:

Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста являетсяигра, так как игра - это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.

Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.

Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.

Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.

Наглядный метод - выразительный показ под счет, с музыкой.

Занятия проводятся два раза в неделю, во второй половине дня. Длительность занятий на первом году обучения - 30 минут.

Обязательными условиями проведения занятий в хореографическом зале являются:

  • соответствие зала и занятий санитарным нормам и правилам;
  • наличие формы;
  • наполняемость групп не более 15 человек.

В процессе изучения курса дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.

Репертуар к программе подобран для каждого возраста детей и прописан в содержании программы.

Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:

Главный ожидаемый результат: овладение детьми навыками искусства танца, способности и желание продолжать занятия хореографией.

Примерный объём музыкальных навыков

1. Ознакомление с двух частными и трех частными построениями,

фразами, куплетной формой.

2. На коротких и доступных произведениях ознакомление с понятием

вступления – самостоятельно, без словесного указания педагога

начинать движение, ощущая первую сильную долю.

Примерный объём навыков по движению

1. Уметь координировать движения, расслабить мышцы (особенно рук, верхнего плечевого пояса) после напряжения.

2. Согласовывать движения со строением музыкального произведения (четко начинать и менять движения по частям, фразам, ощущая их окончание).

4. При беге корпус несколько наклонять вперед, движение рук свободно, без напряжения. Освоить виды бега: легкий, пружинный, широкий, с высоким подъемом ног.

Рекомендуемые игры:

Надуваем быстро шарик.

Дети расходятся, образуя круг.

Он становится большой. Вот какой!

Показываем руками большой шар.

Сужаем круг к центру.

Поднимаем ручки вверх.

Стал он тонкий и худой.

Показываем ручками, какой стал шарик.

Мы не станем горевать.

Будем надувать опять.

Надуваем быстро шарик.

Дети расходятся, образуя круг.

Он становится большой. Вот какой!

Показываем ручками, какой стал шарик.

Шел король по лесу, по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

(Все вместе весело прыгаем.)

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

(Трясем правой и левой ногой.)

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

(Хлопаем в ладоши.)

Ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Качаем головой из стороны в сторону.

Игра начинается сначала.

(Топаем ногами и идем на месте.)

Вот так покружись.

Вот так покружись.

(Кружимся вокруг себя несколько раз.)

Заинька, топни ножкой.

Серенький, топни ножкой.

Вот так топни ножкой,

Вот так топни ножкой.

Вот так попляши,

Вот так попляши.

Вот так поклонись,

Вот так поклонись.

Что за птица в небе синем высоко)2р (руки вверх и релеве). Это мчаться самолёты далеко)2р (посмотреть, ладонь ко лбу, изображаем летающие самолёты).

Разбиться по парам, один человек показывает движения а другой его копирует.

Дети встают друг за другом, взявшись за руки. Первый ребёнок делает какое либо движение соединённой рукой, а остальные по цепочке повторяют его. (рука либо в сторону, либо вверх, либо вперёд).

По сигналу дети изображают: зайчиков, птичек, рыбок, лягушек, мишек, лисиц.

Стоящие в центре, поворачивают голову в какую-либо сторону. Если они повернули голову в одну сторону, то – обнимаются, если в разные, то – жмут друг другу руки. Водящий меняется и игра повторяется.

Игра развивает:

- умение владеть танцевальной площадкой; быстроту движений, реакцию; музыкальный слух;

- память, так как ребенок запоминает задание и исполняет его спустя некоторое время.

Игра развивает и учит :

- координацию движения ребенка; умение ориентироваться в пространстве; формировать рисунок танца - круг;

- развивает музыкальность (так как начало и окончание движения связано с музыкой).

Методические рекомендации:

Дополнительные методические рекомендации преподавателям

Программные требования. Прослушав музыку, педагог предлагает детям самостоятельно отобразить её характер в движениях. Это даёт ему возможность выявить детей отношение к данному произведению, а также определить их творческие возможности. Педагог обращает внимание детей на более удачное исполнение. Иногда лучшие варианты повторяются всеми детьми. Так создаются сочиненные детьми и совместно с педагогом игровые упражнения, танцы.

Творческий процесс способствует развитию познавательного интереса. Важно уметь подбирать такие упражнения, игры, пляски, которые формировали бы у детей отношение к окружающему миру, углубляли их представления о жизни, труде, природе.

После прослушивания музыки и определения её характера (спокойный, бодрый, веселый и т.д.) педагог показывает детям зафиксированные движения (гимнастические, танцевальные), стараясь добиться правильной реакции на музыку и выразительности исполнения движений. Выразительное исполнение музыки должно способствовать созданию ярких художественных образов, близких и понятных детям и легко поддающимся передаче средствами движения.

Стимулировать проявления активности и самостоятельности детей в передаче характера музыки своего отношения к музыкальному произведению через движение.

Методические рекомендации.

При исполнении музыкального произведения точно соблюдать предложенный композитором темп. Воспитывать у детей умение удерживать нужный темп, что положительно скажется и на занятиях по специальности, сольфеджио, хоровом классе.

1. Уметь двигаться в темпе исполняемого произведения.

2. Узнавать темпы: медленный, быстрый, умеренный.

3. Уметь ускорять и замедлять темп.

5. Сохранять заданный темп в речевых упражнениях (произнесение текста в заданном темпе во время ходьбы или бега равными длительностями).

Методические рекомендации.

Характер музыки, темп и динамика неотделимы друг от друга, и работа над ними осуществляется в тесном единстве, часто на одном и том же музыкальном материале. Этим темы находят своё выражение в творчестве детей, в импровизациях различных движений под музыку, в свободных танцевальных движениях, а также упражнениях, играх и танцах с фиксированными движениям.

1. Ознакомиться с динамическими контрастами в связи со смысловым содержанием прослушиваемого произведения.

Методические рекомендации.

Ритм является одним из важных выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых музыкально-ритмических заданий, преследующих дидактические цели, следует так же учить детей выполнять их в характере музыки. В процессе занятий, дети, двигательно реагируя на музыку, подчеркивают метрические доли. Отмечать их можно хлопками, шагами.

Можно подобрать пьесы, в которых ритмический рисунок фраз повторяется (1-2, 3-4, 5-6 и т.д.). Затем первая фраза проигрывается громко, вторая – тихо.

Дети, прослушав первую фразу, отстукивают пальцем о палец ритм второй фразы или прохлопывают её в ладоши. При повторении упражнения дети шагают под музыку четных фраз. Затем четные фразы не проигрываются на инструменте, и дети отмечают ритмический рисунок фразы без музыкального сопровождения хлопками или шагами по памяти. Овладение дирижерским жестом помогает ощутить двухдольность и трехдольность музыкального произведения, передать его характер и жанр (марш, вальс, полька, колыбельная и т.д.).

Особенности образовательного процесса

Подготовительный класс имеет важное значение в процессе обучения предмета ритмики, поскольку именно в подготовительном классе закладывается та основа, на которую в дальнейшем будет опираться вся учебно-воспитательная и образовательная деятельность. Это касается как навыков, которым ребята будут обучаться, так и заинтересованности детей в процессе обучения, их мотивации. Педагогу крайне важно увлечь учащихся, создать в классе особую творческую атмосферу сотрудничества и взаимоподдержки, а также показать заинтересованность и ожидание творческой активности от каждого учащегося.

При построении урока преподавателю следует учитывать степень психофизического развития учащихся, а также опираться на общий уровень хореографической подготовки класса, группы в целом. Задача каждого урока должна быть по силам учащимся, иначе у детей быстро снижается интерес к занятиям. Также следует учитывать и рационально дозировать физическую нагрузку, избегая перенапряжения детей. Важно помнить, что положительные ожидания от каждого учащегося производят огромный развивающий эффект.

Учитывая возрастные особенности учащихся, в построении урока следует избегать монотонности, чередовать различные по характеру движения, периодически включать развивающие игры, творческие задания и импровизацию.

Список литературы

2) Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов ВУЗа / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

4) Федотова С. Г., Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств, — М.: 2003.

Читайте также: