Методический доклад концертмейстер в хоровом классе

Обновлено: 07.07.2024

В методической работе говорится об определении функций работы концертмейстера в хоровом классе, о методах и приемах работы, о специфике психологических качеств концертмейстера. необходимых для творческо-исполнительской работы.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

II . Творческо – исполнительская работа:

а) работа с фортепианной фактурой

б) особенности исполнения хоровой партитуры

в) чтение с листа и транспонирование

г) звуковой баланс

III .Педагогические функции концертмейстера

IV .Организаторская работа

V .Психологические качества концертмейстера

Цель доклада – выявление способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера в хоровом классе ДМШ и ДШИ.

Исходя из цели, мною выделены следующие задачи:

а) определение функций работы концертмейстера в хоровом классе

б) систематизирование форм, методов и приёмов работы концертмейстера в хоровом классе;

в) специфика психологических качеств концертмейстера, необходимых для

творческо – исполнительской работы;

г) приобщение детей совместно с преподавателем к миру музыки, выработка навыков хорового пения, развитие общей музыкальности обучающихся.

В настоящее время фигура пианиста – концертмейстера - неотъемлемая часть занятий в хоровом классе ДМШ и ДШИ. Функции, выполняемые концертмейстером – очень разнообразны. Значительная часть его работы – это собственно аккомпанемент, то есть музыкальное сопровождение произведений, исполняемых детским хором под руководством дирижёра на уроках, концертах, зачётах и т.п. Но этим обязанности концертмейстера в хоровом классе школы искусств далеко не ограничиваются. Он совместно с руководителем участвует в проведении учебных занятий. Помогает организовать работу хора на групповых и сводных репетициях. Таким образом, в работе концертмейстера в хоровом классе ДМШ и ДШИ можно выделить такие функции: - творческо – исполнительские; - педагогические; - организационные.

Работа в младшем хоре с детьми младшего школьного возраста накладывает свой отпечаток, предъявляет к исполнителю этих функций особые профессиональные и психологические требования и их трудно отделить друг от друга в учебной, концертной и конкурсной ситуациях.

Творческо – исполнительская работа

Взаимодействие концертмейстера с хором несколько отличается от взаимоотношений в других ансамблях. Можно выделить две особенности. Первая обусловлена структурой ансамбля. При игре с учеником – солистом

Вторая особенность аккомпанирования хору – это наличие слова, поэтического текста в произведении. Если музыкальное содержание, образ в инструментальных произведениях определяется логикой музыкального развития, а исполнитель, следуя авторской записи, выделяет структуру произведения, фразировку, кульминации и т.д., то в вокальных, хоровых сочинениях существенная часть музыкального содержания заключается в словесном тексте. В детском репертуаре очень велико значение словесного текста, так как здесь много песен – историй, сказок, игровых диалогов. И концертмейстер аккомпанирует слову, подчиняется логике развития стиха.

Таким образом. При работе с хором внимание концертмейстера обращено сразу на несколько объектов: жест дирижёра, общая звуковая картина, исполнение фортепианной партии, смысл словесного текста. В этих условиях необходимо уверенно владеть выразительными средствами фортепиано, всем набором пианистических приёмов. Аккомпанемент в любом сочинении должен быть исполнен точно и грамотно в соответствии с авторским текстом и творческим замыслом дирижёра – хормейстера. Игра концертмейстера на любом этапе изучения произведения (показ, разучивание по партиям, отработка в классе, предконцертная работа, концертные выступления) должна звучать качественно. Неряшливое, смазанное исполнение отвлекает и сбивает хор, особенно если идёт работа с младшими школьниками, у которых только формируются исполнительские навыки.

Работа с фортепианной фактурой.

В репертуар детского хора входят как классические произведения, написанные для хора в сопровождении фортепиано, так и переложения, отрывки из опер, популярные песни из кинофильмов, народная музыка. Концертмейстер хора должен уметь отредактировать для себя неудобный, громоздкий клавир. Сформировать фактурный аккомпанемент из гармонической схемы - цифровки, сделать гармонизацию мелодии. Например, в куплетных песнях нередко требуется варьирование фактуры; и для достижения оптимального звукового баланса приходится играть при работе с группами на уроках более прозрачный аккомпанемент, сохраняя гармоническую основу, а на сводных репетициях давать более плотную фактуру. При разучивании с детьми произведений a capella ( часто это народные игровые и праздничные рождественские, пасхальные песни) также нужна гармоническая поддержка. Такая работа с фактурой требует от концертмейстера не только пианистических умений, но и музыкально – теоретических знаний, воображения, творческой предприимчивости, широкого кругозора и представления об особенностях разных жанров.

Важная сторона работы концертмейстера на уроке – иллюстративная. Одной из образовательных задач в хоровом классе ДМШ и ДШИ является знакомство с мировым музыкальным наследием. Поэтому концертмейстер постоянно стремится своим исполнением увлечь учеников. Он играет максимально эмоционально и стилистически точно. Конечно, трактовка произведения принадлежит дирижёру – хормейстеру. Концертмейстер же, поняв замысел руководителя, использует все имеющиеся в его распоряжении выразительные средства фортепиано. Это важно для воспитания художественного вкуса у учеников младшего хора, которые только начинают осваивать необъятный мир классической и народной музыки.

Особенности исполнения хоровой партитуры.

Важная особенность исполнительской работы концертмейстера хора – объём исполняемой партитуры, её многосоставность и многовариантность, связанная с куплетной структурой, повторами.

У концертмейстера хора под контролем находится, помимо партии фортепианного сопровождения, партитура хора (у младшего хора до трёх голосов) и строчка словесного текста. На разных этапах работы над произведением требуется исполнение всего этого материала в различных сочетаниях. При показе произведения концертмейстер играет сводную партитуру, показывая общее звучание хора с сопровождением. В этом случае объём аккомпанемента сокращается, но сохраняется эмоционально – образный характер произведения, жанровые и стилистические черты, гармоническая основа и ритмическая пульсация.

На этапе выучивания произведения в классе от концертмейстера часто требуется играть одну из партий хора с сопровождением. Этот приём дублирования голоса на фортепиано помогает учащимся, у которых ещё не отработан навык чистого унисона, подстроить голоса к чистой мелодической линии. При этом фразировка, цезуры у фортепиано должны точно соответствовать произнесению текста. Здесь для концертмейстера важны понимание специфики хорового звучания, знание системы дирижёрских жестов, умение охватить партитуру, импровизационно – композиторские навыки.

Чтение с листа и транспонирование.

Говоря о работе любого концертмейстера, непременно отмечают обязательное умение читать с листа и транспонировать. Транспорт до двух – трёх полутонов вверх и вниз часто применяется на занятиях младшего хора для поиска удобной для детских голосов тесситуры. Для развития такого навыка полезно постоянно упражняться, играть несложные пьесы во всех тональностях, варьировать фактуру, нарабатывать аппликатурные позиции. Часто хормейстер с хором подробно работает над классическим произведением с развитым сопровождением в тональности, отличающейся от исходной на несколько полутонов, и он может переписать всю партитуру в новой тональности, ив случае необходимости целенаправленно проучить аппликатуру.

Общеизвестно, что чтение нот с листа – одно из основных умений любого профессионального музыканта. В концертмейстерской работе – это необходимый и постоянно применяемый навык. Однако, концертное исполнение с листа не слишком часто востребовано в планомерной ежедневной учебной работе. Даже в форс – мажорных обстоятельствах (срочная подмена на концерте) обычно есть немного времени для подготовки. Гораздо чаще от концертмейстера требуется немного другое: очень быстро, мобильно из нотной записи и объяснений руководителя хора, который задаёт трактовку, конечный художественный результат - составить представление о произведении (его стилевой, жанровой принадлежности, образном содержании, форме, особенностях языка и т.д.), выбрать из своего пианистического арсенала необходимые для реализации поставленных задач средства и постараться максимально качественно воплотить музыкальное содержание в реальном звучании. В работе с хором приходится быстро осваивать большие объёмы репертуара.

Часто концертмейстеру сложно в концертном зале оценить баланс звучания, т.к. он располагается позади или сбоку хора и слышит искажённую звуковую картину. Дирижёр устанавливает концертный баланс на репетициях и корректирует уровень звука. Концертмейстер должен удержать в памяти звуковую картину и воспроизвести её на концерте. Он находится в постоянном зрительном контакте с дирижёром и ориентируется на его жесты, задающие уровень звучания и темп. В повседневной учебной работе динамика игры концертмейстера может меняться в широком диапазоне.

Когда небольшая группа детей разучивает партию, фортепиано не должно заглушать детские голоса, давая всё же ощутимо слышимую поддержку. Особенно тихо, аккуратно и при этом внятно приходится играть при индивидуальной работе с детьми на групповых занятиях. Для небольшой группы концертмейстер играет более прозрачную фактуру, сокращает удвоения баса, сворачивает объёмные аккорды.

Педагогические функции концертмейстера

В обязанности концертмейстера, помимо аккомпанирования включены и педагогические функции. Так он может по поручению хормейстера проводит занятия с группой, распевать детей, использовать обучающие музыкальные игры, разучивать и проверять партии. Концертмейстер, работая с хором, постоянно вникает в основы преподавания хорового пения. Без этого не получится полноценного взаимодействия с коллективом.

Организаторская работа концертмейстера

Работа с хором требует от концертмейстера особой организованности, определённых организаторских умений. Концертмейстер отвечает полностью за организацию музыкального сопровождения: наличие нот, готовность рабочего места, инструмента. На сводных репетициях, когда собирается большой коллектив младших школьников, концертмейстер совместно с руководителем поддерживает дисциплину, рабочий порядок, помогает в размещении, выстраивании рядов.

Особенно много возникает организационных проблем в концертной работе. Помимо творческо – исполнительских задач, нужно решать вопросы размещения на сцене, выхода – ухода, переодевания детей в концертные костюмы. И здесь именно на руководителе хора и его верном помощнике концертмейстере лежит ответственность за то, чтобы дети сохранили творческий концертный настрой.

Психологические качества концертмейстера

Для успешного решения исполнительских, педагогических и организационных задач концертмейстеру необходимо обладать определёнными психологическими качествами, развивать их, повышать свою психологическую компетентность. Это, прежде всего, комплекс качеств, имеющих прямое отношение к исполнительству:

1. Внимание . У концертмейстера оно разноплановое, охватывающее много объектов: клавиатура и ноты, самоконтроль за собственным исполнением, контакт с дирижёром, звучание хора, общая звуковая картина.

2. Мобильность, быстрота реакции – необходимы как в процессе аккомпанирования, так и при освоении больших объёмов репертуара.

3. Память – важная составляющая при запоминании музыкального текста, стабильном воспроизведении установленных на репетициях темпе, звуковом балансе, подробностях трактовки.

4. Самообладание, стрессоустойчивость – умение удержать стабильное исполнение при внешних помехах, отвлекающих моментах, неуверенном пении хора.

5. Воображение, увлечённость творческим процессом - другой психологический комплекс необходим для успешного сотрудничества с детским коллективом и соратником – дирижёром.

6. Лидерство. Концертмейстер должен уметь увлечь детей на уроках и выступлениях.

7. Ответственность, готовность сотрудничать, способность работать в команде с лидером дирижёром.

8. Заинтересованность в конечном художественном результате.

В заключение хочется отметить, что для успешной работы в хоровом классе необходим прочный налаженный творческий контакт руководителя хора и концертмейстера, это вовсе не означает тесной личной дружбы, отношения коллег на практике бывают разными – и очень тёплыми и по деловому корректными. Но в творческой работе концертмейстер должен понимать и принимать, ценить художественную позицию руководителя, принимать его трактовку репертуара, понимать и чувствовать комплекс дирижёрских жестов. Концертмейстер берёт на себя ответственность за практическое воплощение творческого замысла дирижёра-хормейстера и вносит очень большой вклад в звучание детского хорового коллектива.

Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме получения квалификации в ВУЗе // Проблемы музыкального воспитания и педагогики: Сборник научных трудов / Науч. ред.

Терентьева. – СПб. РГПУ им. А.И, Герцена, 1999. – Вып.2.

Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского мастерства // Музыкальное образование на пороге 21 века в Контексте эволюции отечественного музыкального искусства: Материалы Российской научно-практической конференции 17-18 декабря 1998г.

Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. – М., 1996.

Поле деятельности концертмейстера в детском хоровом коллективе очень обширно и значимо. Отсюда следует, что к концертмейстеру предъявляются большие требования. Он должен обладать:

Прежде чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, пианист должен мысленно охватить весь нотный текст, определить основную тональность и темп, обратить внимание на возможные изменения темпа, размера, тональности, на динамические оттенки.

Приступая к игре, концертмейстер должен смотреть и слышать немного вперед, хотя бы на 1 – 2 такта. Опытный концертмейстер переворачивает страницу за один или за два такта до того, как она доиграна до конца.

При чтении аккомпанемента с листа в ансамбле категорически запрещаются любые остановки и поправки, так как это мгновенно нарушает ансамбль и вынуждает солиста остановиться. Концертмейстер должен постоянно тренироваться в чтении с листа, с тем чтобы довести это умение до автоматизма.

Концертмейстеру, помимо чтения с листа, совершенно необходимо умение транспонировать музыку в другую тональность. Основным условием правильного транспонирования является мысленное воспроизведение пьесы в новой тональности. В процессе транспонирования с листа нет времени для мысленного перевода каждого звука на тон ниже или выше. Поэтому огромное значение приобретает умение концертмейстера мгновенно определять тип аккорда, его разрешение, интервал мелодического скачка, характер тонального родства. При транспонировании знакомого уже произведения, прежде чем начать игру, отчетливо представить себе звучание произведения. Важно мысленно очутиться в новой тональности, вспомнить, как строятся в ней основные аккорды. При транспонировании незнакомого произведения очень важен этап предварительного просмотра нотного текста, во время которого пианисту надо постараться мобилизовать свои аналитические способности и услышать музыку внутренним слухом.

Специфика работы концертмейстера предполагает необходимость обладания таким умением, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация. Подбор аккомпанемента по слуху является творческим процессом. В этом случае он создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально – творческих действий. Гармонизация мелодии по слуху – практический навык, требующий свободы построения и комбинирования на инструменте аккордовых структур и владения основными фактурными и ритмическими формулами сопровождения.

Концертмейстер хора – пианист, аккомпанирующий хоровому коллективу на уроках, репетициях и концертах, осуществляющихся под руководством дирижера, а также, при необходимости, помогающий солистам и группам хора разучивать партии в процессе работы над репертуаром.

1. Уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл произведения, играть аккомпанемент, ясно представляя хоровую партию.

6. Знать основы вокала: постановка голоса, дыхания, фразировку артикуляции, а так же темп и характер произведения, если надо – незаметно подыграть мелодию (хору).

8. Знать основы музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы грамотно отразить стиль и образный строй произведения.

10. Помогать дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а так же задать четкий ритм работы.

Ведь не секрет, что не только от дирижера, но и от профессионализма концертмейстера зависит правильность выбора упражнений.

Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями хорового исполнения отличается рядом дополнительных сложностей.

На занятиях хора (на этапе разучивания репертуара) иногда надо показать звучание отдельных голосов в хоровой партитуре и звучание всего музыкального полотна. Здесь нужна способность беглого чтения с листа как с партитуры, так и совмещения хоровой партитуры с аккомпанементом в произведении, при этом необходимо добиться выразительности. Через показ на инструменте концертмейстер обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку и ритм.

При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано пианист должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует точно передать авторский музыкальный текст, создать целостный художественный образ, взять нужный темп, верно распределить кульминации. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это поможет хористам понять сущность нового произведения.

Строгость и выразительность движений концертмейстера во время исполнения влияет и на восприятие слушателей зала, в котором выступает хоровой коллектив во время концерта.

Участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. Поэтому уже при первом беглом, но внимательном взгляде на партитуру он должен видеть весь объем фактуры, мгновенно воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического содержания произведения, предвидеть движение музыкального материала.

· достигать верного звучания и соотношения голосов в хоре: выразительное исполнение мелодии, ощущение гармонической основы баса, звучание гармонических фигураций;

· пользоваться грамотной динамикой и тембром звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения;

· правильно соотносить динамику, темп, нюансировку аккомпанемента с характером звучания солирующей партии;

· в момент концертного исполнения аккомпаниатору необходимо постоянно контролировать себя, помнить о том, что он также несет ответственность за исполнение хоровых партий;

Концертная деятельность оказывает огромное влияние на развитие творческого исполнительства концертмейстера.

Хорошо играющий концертмейстер, обладающий широким репертуаром, всегда будет пользоваться в глазах слушателей большим авторитетом.


Автор-составитель: Грачева Виктория Сергеевна, ГБОУ СПО КСПК

• Приготовление, оформление и подготовка к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий
Контрольно-измерительные материалы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер ПМ 05. Приготовление, оформление и подготовка к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента

• Обществознание (включая экономику и право)
Контрольно-оценочные средства учебной дисциплины ОУД.12 Обществознание (включая экономику и право) по профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Автор: Заика Елена Александровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБОУДО ДМШ №6
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности работы концертмейстера в вокальном и хоровом классе ДМШ
Раздел: дополнительное образование

Детская музыкальная школа №6

город Мурманск

Особенности работы концертмейстера в вокальном и

хоровом классах ДМШ.

Концертмейстер необходим во всех инструментальных классах (кроме собственно пианистов),

дворцов творчества, эстетических центров, музыкальных и педагогических училищ и вузов.

оркестром, затем – группой инструментов в оркестре. Концертмейстерство как отдельный вид

особого умения аккомпанировать солисту. Этому способствовало и увеличение количества

концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений.

В то время концертмейстеры, как правило, умели делать многое: играли с листа хоровые

и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные

происходила дифференциация всех музыкальных специальностей, усложнение и увеличение

специализироваться для работы с определенными исполнителями.

часто использующееся как тождественное, подразумевает обычно лишь концертную работу.

концертных и конкурсных условиях.

Однако, концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам. Оно требует

высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. А работа

отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью.

исследования, методические рекомендации и практический опыт в области творческой и

педагогической деятельности концертмейстера.

Задачи работы:

качества, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера;

-выявить специфику деятельности концертмейстера-пианиста с хором и вокалистами в

ДМШ, опираясь на методическую литературу и собственный опыт.

Краткий обзор основных способностей, умений и навыков профессионального

концертмейстера

Для начала профессиональной деятельности концертмейстеру необходимы следующие

знания и навыки:

воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого;

-играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая

содействовать наиболее яркому его выражению;

-владение навыками игры в ансамбле;

-умение транспонировать в пределах кварты текст средней трудности;

-знание правил оркестровки; особенностей игры на инструментах симфонического и

народного оркестров; наличие тембрального слуха;

соответствии с требованиями инструментовки каждой эпохи и каждого стиля; умение сделать

переложение неудобных эпизодов в фортепианной фактуре в клавирах, не нарушая замысла

-умение транспонировать на полтона вверх и вниз четырехголосные хоровые партитуры;

-знание основных дирижерских жестов и премов;

-знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки;

компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер;

-знание основ фонетики итальянского, немецкого и французского языков; основных

правил произношения слов на этих языках, особенности фразировочной речевой интонации;

-умение подобрать по слуху мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации (умение

гармонию к заданной теме в простой фактуре);

чтобы верно отразить стиль и образный строй произведений. Концертмейстеру необходимо

различными жанрами исполнительского искусства, стараясь расширить свой опыт и понять

особенности каждого вида исполнительства.

Специфика работы концертмейстера состоит еще и в том, что он должен найти смысл и

удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия.

Концертмейстер должен приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере

солиста, сохранив при этом свой индивидуальный облик.

положительных психологических качеств:

должен контролировать, что и как делают пальцы, как используется педаль, каков звуковой

баланс и звуковедение у солиста; следить за воплощением единства художественного замысла.

Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.

-мобильность, быстрота и активность реакции: концертмейстер обязан, не переставая

играть, вовремя подхватить солиста, потерявшего или перепутавшего текст, и благополучно

довести произведение до конца;

повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передается партнеру и помогает ему

обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу.

ошибки, ни выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом недопустимо.

Особенности работы концертмейстера в вокальном классе ДМШ.

аккомпаниаторского опыта, ряда специфических знаний и навыков; и в первую очередь,

умение корректировать певца, как в отношении точности интонирования, так и многих других

При этом особенно повышается роль внутреннего слуха в концертмейстерской работе:

Разучивая с учеником новое произведение, концертмейстер наблюдает за выполнением певцом

указаний его педагога по вокалу: следит за точностью воспроизведения звуковысотного и

целесообразной расстановкой дыхания.

В процессе работы с учеником-вокалистом концертмейстер должен учитывать, что от

Начинающим концертмейстерам может показаться, что играть надо как можно тише,

чтобы не заглушить ученика; но это является серьезной ошибкой, т.к. солист остается без

необходимой ему поддержки. Звук голоса и фортепиано должны доходить до слушателя в

равном соотношении. При этом необходимо учитывать, что за фортепиано воспринимается

ложный звуковой баланс, потому что концертмейстер слышит вокалиста хуже всех, поскольку

тот чаще всего стоит к нему спиной.

Едва ли не самым частым камнем преткновения в аккомпанементе является агогика

вокального исполнения. Концертмейстеру не следует воспринимать агогические отступления

эмоционально-смысловую оправданность, воспринять и усвоить художественный образ и все

предпосылку ансамблевой синхронности.

Начиная работу с учащимся-вокалистом, концертмейстер должен вначале предоставить

ему возможность услышать произведение целиком, желательно несколько раз, чтобы ученик

ученика музыкой и поэтическим текстом, возможностями их вокального воплощения. Если

юный певец еще не обладает навыками сольфеджирования, пианист должен сыграть ему

мелодию песни или романса на фортепиано и попросить воспроизвести ее голосом. Для

воспроизведением нотного текста от проникновения в сущность музыкального образа. Не

следует в течение всего урока заниматься только исправлением фальшивых нот.

Неточная интонация у певца может зависеть от многих причин, связанных не только со

слухом, но и с отсутствием определенных вокальных навыков. Недостаточно высокая позиция

состояние ученика в день урока – все это причины, часто приводящие к интонационной

неточности. Опытный концертмейстер всегда сумеет распознать причины подобных ошибок и

обратит на них внимание певца. В случаях, не зависящих от чисто технических причин,

концертмейстеру приходится находить разные способы устранения фальшивых нот: показать

гармоническую опору в аккомпанементе, установить связь с предыдущими тонами и т.д.

Одной из серьезных проблем для начинающего певца часто является ритмическая

сторона исполнения. Он еще недостаточно осознает, что ритмическая четкость и ясность

вокалиста от небрежного отношения к ритму, обратив внимание на художественное значение

того или иного момента (точки рядом с длительностями, паузы, ферматы должны стать для

ученика средствами выразительности исполняемой музыки).

Концертмейстер вместе с педагогом по вокалу учит певца правильно распределять силу

звука на протяжении всего произведения. Начинающие вокалисты часто думают, что чем

громче они поют, тем красивее звучит их голос. Концертмейстер должен напомнить ученику,

какой выразительности он может добиться, разнообразив силу и окраску звука, насколько при

этом сбережет свой голос.

Особенность вокальной литературы – наличие словесного текста. В работе над текстом,

прежде всего, надо прочувствовать его основное настроение, а затем в процессе работы

полудекламация. Нередко учащийся хорошо вокализирует, поет как будто правильно, но слова

получаются тусклые и невыразительные. Одна из причин этого – плохая дикция.

помочь ему проникнуть в образное содержание произведения, использовать выразительные

возможности слова, не только хорошо произнесенного, но и осмысленного и окрашенного

настроением всего произведения. Необходимо, чтобы с помощью педагога и концертмейстера,

Профессия концертмейстера-пианиста, пожалуй, самая всепроникающая в различные сферы музыкальной жизни.

Специфика работы концертмейстера такова, что без нее немыслимо творчество музыкантов-инструменталистов и хоровых коллективов. На каждом этапе работы − от выбора программы до концертного выступления на сцене - концертмейстерская поддержка является необходимостью. Однако будет ошибочным предполагать, что работа концертмейстера сводится к обычному аккомпанированию.

Первое основное требование к любому концертмейстеру - он должен хорошо владеть собственно исполнительскими навыками, уметь качественно играть необходимый музыкальный материал в том объеме, который требуется в учебной и концертной работе. Но исполнительские умения концертмейстера далеко не ограничиваются грамотной стабильной игрой по нотам.

Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку разных стилей. Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах.

Деятельности концертмейстера состоит из множества аспектов, как профессиональных, так творческих и психологических. Концертмейстер должен обладать пианистическим мастерством, обладать музыкальной интуицией, артистизмом. В своей деятельности концертмейстер сталкивается с различными специфическими особенностями музыкального искусства. И в каждой сфере есть своя специфика: работая со струнными или духовыми инструментами, концертмейстер должен обладать умением игры в ансамбле; в танцевальном классе - навыком импровизации, владением обширным репертуаром, знанием хореографии и специфики танца; в классе вокала - иметь представление о вокальной природе голоса, уметь читать с листа, транспонировать и многое другое. В чем же особенность работы пианиста-концертмейстера в ученическом хоровом коллективе? Работа в хоровом классе ставит перед концертмейстером огромное количество задач. Ученический хор состоит из множества хористов, порой коллектив может состоять из полусотни участников, которые требовательно и внимательно будут присматриваться и прислушиваться как к руководителю хора, так и к концертмейстеру. Это накладывает некую психологическую и эмоциональную нагрузку, требует умения раскрепоститься психологически и, в тоже время, быть предельно собранным.

Концертмейстер должен одновременно держать в поле зрения весь нотный материал, безупречно и свободно владеть как хоровой партитурой в целом, так и отдельными партиями и их сочетаниями, а также фортепианным сопровождением. Причём как в целом, так и по отдельным частям, что зачастую требуется в процессе разучивания произведения. Концертмейстер должен обеспечить себе комфортность в работе с нотным материалом, т.к. заминки и несвоевременность в работе ведут к расхолаживанию дисциплины и рассредоточению внимания учащихся, потере темпа урока, и в чём-то даже подрывают авторитет концертмейстера как профессионала.

Концертмейстеру также необходимо уметь играть на фортепиано ансамблевые и хоровые партитуры a capella. При игре партитур нужно максимально приблизить исполнение к вокальному звучанию - связному, плавному, протяжному, передающему особенности вокально-хоровой фразировки, смены дыхания. Важно также следить за текстом исполняемого произведения. Если во фразах текста слова разделены запятой, то в музыке необходимо сделать краткую цезуру. Кроме этого, иногда необходима кратковременная смысловая цезура для смены дыхания. Следует помнить, что запись теноровой партии в скрипичном ключе имеет условный характер, звучит же она на октаву ниже. Поэтому на фортепиано нотная запись теноровой партии играется на октаву ниже. Партии детских и женских голосов следует изображать на фортепиано легким, звонким, полетным звуком, а мужских голосов - более глубоким и опорным звуком. Нужно одновременно охватывать взглядом все партии, следя за развитием каждого голоса и взаимодействием голосов.

Самое главное в работе концертмейстера - это и вовремя уступить, и вовремя повести, играя ярко, выразительно, соизмеряя свою игру со звуковыми и эмоциональными возможностями отдельного ученика или певческого коллектива.

Относительно концертных выступлений следует отметить следующие моменты. Конечно, как всякий музыкант-исполнитель, концертмейстер должен уметь психологически настраивать себя перед выступлением. Это известно всем, ведь в процессе выступления с хором, на пианиста ложится масса профессиональных задач, от него во многом зависит успешное концертное выступление. Концертмейстеру необходимо преодолеть сценическое волнение, отодвинуть его на второй план, сконцентрировать своё внимание на выполнение дирижёрской воли хормейстера, который во время концертного исполнения произведения может изменить некоторые темповые и динамические репетиционные наработки, может дольше задержаться на фермате и тому подобное. Зачастую, концерты проходят в залах, где полностью меняется акустика звучания, привычная в репетиционном процессе. Концертмейстер должен предельно сконцентрировать слух, уметь приспособиться к новой акустике и избежать каких-либо потерь в ансамблевом исполнении с дирижёром и хором. Так же, концертмейстер в хоре должен обладать определёнными психологическими навыками, уметь гармонично психологически подстроиться под дирижёра, быть в творческом союзе с ним. Быть дружелюбным и открытым в работе с хористами. Все эти навыки и качества способствуют гармоничному и творческому микроклимату в хоре. И конечно, как любой музыкант и творческий человек, концертмейстер в хоровом коллективе должен постоянно совершенствоваться, развивать и оттачивать своё мастерство, вдохновляться и вдохновлять своей игрой, любить свою профессию, быть многогранным и разносторонне-образованным музыкантом и личностью.

Читайте также: