Методические идеи ушинского доклад

Обновлено: 19.05.2024

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ИДЕИ К.Д. УШИНСКОГО В СОВРЕМЕННОМ

ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (К ВОПРОСУ О

ПРИНЦИПЕ ДУХОВНОСТИ)

Будучи глубоко верующим человеком, К.Д.Ушинский в основу своего учения

положил христианские начала. Отстаивая православный характер воспитания в России, он

В советские времена исследователи истории педагогики стыдливо замалчивали, обходили вниманием вопрос о православной основе учения К.Д.Ушинского, выдвигая на передний план принцип народности как основополагающий в учении великого педагога.

Не следует, однако, думать, что великий педагог мог в дореволюционной России свободно и беспрепятственно воплощать идеи православия в свои научные и научнометодические труды. Неоднозначность подхода к пониманию развития российского образования, места православия в деле обучения и воспитания – проблема далеко не современная, проблема с многолетней традицией. В российском образовании не доминировало православное направление. И нужно было обладать смелостью, чтобы публично высказать свое положительное отношение к религии.

И тем не менее все учебники К.Д.Ушинского пронизаны идеями православия.

Здесь мы находим и благословение Иисуса Христа, и Божии заповеди, и заветы Амвросия Оптинского, и сведения о православных праздниках, и основные православные молитвы.

Остановимся на литературно-содержательном обзоре данной работы.

Хрестоматийная часть учебника скомплектована в соответствии со следующей тематикой:

1. Красота Божьего мира;

2. От дома земного до Дома Духовного;

3. Ты не один на белом свете;

Именно природе К.Д.Ушинский отводил роль лучшего учителя. Многие стихи предполагается, как рекомендовал К.Д.Ушинский, заучивать наизусть в классе, во время урока. Для этой цели специально отбирались произведения, легко запоминающиеся, но с учетом уровня подготовки и возрастных возможностей детей. Вот некоторые стихотворения, подлежащие заучиванию наизусть в процессе урока.

Приоткроем страницы учебника и вместе с детьми прочитаем эти стихи:

К. Лукашевич Мотыльков не троньте, дети, И цветов не рвите много, Знайте: каждая букашка, Каждый цветик славит Бога.

Выше облака любого, Выше неба голубого, Выше солнышка и звёзд Свой престол Господь вознёс;

Где б мы ни были — Он с нами, Он наш Бог, и потому Он живёт, как будто в храме, В сердце, преданном Ему.

Если хочешь пить.

Если хочешь пить, то колодец копай.

Если холодно станет, то печь истопи.

Если голоден, то испеки каравай, Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.

И потянутся путники по одному И к воде, и к теплу, и к тебе самому.

Мой друг! Что может быть милей Бесценного родного края!

Там солнце кажется светлей, Там радостней весна златая, Прохладней лёгкий ветерок, Душистее цветы, там холмы зеленее, Там сладостней журчит поток, Там соловей поёт звучнее.

Он отмечал, что «ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования:

Тщательно и целенаправленно отобранные тексты отличаются потенциальными возможностями вызвать в ребенке эмоциональный душевный отклик. Однако наличие таких текстов – это полдела: успех в правильном восприятии художественного произведения зависит от грамотной, высокопрофессиональной деятельности учителя, существенную помощь которому окажет научно-методический аппарат (вопросы, задания, беседы) сопровождающий каждый текст.

• система правил благочестивой жизни, рассредоточенных по темам и классам;

• характеристика методического сопровождения каждого текста с учетом методических рекомендаций Ушинского;

• введение системы знаний по теории литературы (на уровне литературоведческой пропедевтики в соответствии с Госстандартом);

• описание характера иллюстративного материала и макетирования.

1. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании// Собр. соч.: в 11 т.- М.: АПН РСФСР, 1948. – Т.2.

3. Ушинский К.Д. Родное Слово. Книга для учащих. - М., 1991. - С. 60.

5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания// Собр. соч.: в 11 т.- М.: АПН РСФСР, 1948. – Т. 9.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.


Статья посвящена педагогическим идеям К. Д. Ушинского. Обсуждается вопрос о народном воспитании и реформировании народной школы. Автор рассматривает основные взгляды великого педагога на связь теории и практики, отмечает, что труд — основа воспитания. С цель уточнения роли педагогики в воспитании, автор обращает внимание на идеи Ушинского о личности педагога. В статье отмечается, что родной язык-средство воспитания. Поднимаются проблемы воспитания с целом, воспитания нравственности и женского образования с точки зрения великого педагога.

Ключевые слова: Константин Дмитриевич Ушинский, народная педагогика, педагогические идеи Ушинского

The article deals with the pedagogical ideas of K. D. Ushinsky. The debate about national education reform and public schools. The author examines the main views of the great teacher on the relationship of theory and practice, notes that work — based education. With the aim of clarifying the role of pedagogy in education, the author draws attention to the ideas Ushinsky about the personality of the teacher. The article notes that native language is a means of education. The problems of education in General, education of morality and female education from the perspective of the great teacher.

Key words: Konstantin Dmitrievich Ushinsky, folk pedagogy, pedagogical ideas Ushinsky

Реформирование современной системы образования, принятие ФГОС заставляют нас ответы на вопросы воспитания. Если обратиться к педагогическим мыслям прошлого, можно найти много мудрости и подсказок для решения современных проблем в воспитании детей. В галерее ярких исторических личностей хочу выделить и остановиться на выдающемся лице Ушинском Константине Дмитриевиче.

C:\Users\Михаил\Desktop\статья в журнал\укд — копия.jpg

Среди основных педагогических идей Ушинского, конечно же, нужно назвать идеи народности воспитания; реформирования народной школы. В своих трудах Константин Дмитриевич пишет о труде, как основе воспитания; о роли родного языка в воспитании; о связи теории и практики; о педагогике и ее связи с другими науками; о воспитании в целом, о воспитании нравственности; о женском образовании; о личности педагога.

4. Традиции и родной язык. Воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т. е. традиции, географию, исторические особенности. Народность — изучение и уважение родного языка и родной истории. Такое воспитание развивает у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости.

Идеи Ушинского вдохновляли замечательных педагогов прошлого и не утратили своей значимости в современной системе образования.

Основные труды и статьи великого русского педагога:

Основные термины (генерируются автоматически): воспитание нравственности, основа воспитания, воспитание, женское образование, Труд, великий педагог, идея, народная школа, родной язык, воспитательная сила.

Ключевые слова

Похожие статьи

Нравственное воспитание как основа становления личности

Нравственное воспитание неотрывно от гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Воспитательная деятельность педагогов в школе реализуется в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной и во внешкольной деятельности.

Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики

народная педагогика, народ, национальная система воспитания, этнос, воспитание, родной язык, национальное воспитание, национальное образование, национальный характер, система воспитания.

Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность

Народная педагогика — основа формирование личности

народная педагогика, народ, национальная система воспитания, этнос, воспитание, родной язык, национальное воспитание, национальное образование, национальный характер, система воспитания. Опыт народной педагогики в социально-нравственном.

Опыт народной педагогики в социально-нравственном.

Ключевые понятия: социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, народная педагогика, опыт народной педагогики.

С. А. Козлова отмечает, что великие педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой считали, что воспитание ребенка должно быть.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы.

Нравственное воспитание как основа становления личности. Нравственное воспитание неотрывно от гражданского и патриотического воспитания

Воспитание нравственности младших школьников — это одна из главных и наиболее сложных задач педагога.

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Нравственное воспитание как основа становления личности.

Методы формирования нравственности у детей. ребенок, нравственное воспитание, метод воспитания, метод стимулирования, нравственное сознание, педагог, метод убеждения, вид деятельности.

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Народные и фольклорные традиции в системе воспитательной работы школы — это совокупность словесных текстов.


К. Д. Ушинский является известным педагогом, который создал основы Русской педагогики. Он жил в 1824-1873 гг. и стал автором многочисленных трудов в области науки обучения. Вклад Ушинского в педагогику проявился и в России, и за рубежом – во многих странах мира. До сегодняшнего дня отрывки его работ приводятся в качестве цитат в научных исследованиях.

Биография

Краткая биография Ушинского берет начало в Туле 1824 года. В феврале того года в семье мелкопоместных дворян родился Константин Дмитриевич. Его детские годы проходили в фамильном имении вблизи города.

Семья Ушинского

В 1840 году он стал выпускником Новгород-Северской гимназии. Сразу после этого будущий деятель в области педагогики К. Д. Ушинский поступил в Московский университет. Он выбрал юридический факультет. Как утверждал он сам, именно в этот период времени он определился с собственной специализацией – его влекло преподавание.

По окончанию в 1844 году основного курса он продолжил деятельность в учебном заведении, готовясь получить степень магистра. В том же году он приобретает кандидатскую степень. А спустя два года Ушинский уже исполняет обязанности профессора в Демидовском лицее в Ярославле.

Конфликты

Но вскоре Ушинский с педагогическими идеями, которые впоследствии прославят его на весь мир, вступает в конфликт с руководством на почве стиля преподавания, и происходит его отставка. Это случилось в 1849 году.

Константин становится инспектором в Гатчинском сиротском институте. Параллельно он занимает ту же должность в Смольном институте благородных девиц. Примечательно, что и там, и там он меняет стиль преподавания, и эффективность его возрастает. Но руководство снова недовольно нововведениями молодого преподавателя. В 1862 году он оказался уволенным из Смольного института. Его направили в долгую командировку за границу, назвав в качестве предлога изучение им теории преподавания в других государствах.

детский мир книга

По рассказам Ушинского, он посчитал эту поездку ссылкой. Но сумел извлечь пользу из данного события.

Учения

Основная суть педагогических идей Ушинского заключалась в демократии в области преподавания. Он утверждал, что в основу обучения должны быть положены философские, психологические, физиологические особенности людей. Он заявлял, что в области преподавания ни в коем случае нельзя полагаться исключительно на свой, пусть и удачный, опыт. Теория обязательно должна сопровождаться практикой.

Кроме того, рассказывая о пользе педагогической литературы, Ушинский отмечал, что теория без основания является бесполезной. Теория без практики не значит ничего. Она ни в коем случае не может отрицать реальность.

Константин заметил, что в воспитании и преподавании в обязательном порядке нужно брать в расчет отличительные особенности национальности, географические и исторические нюансы. Народность, по рассказам Ушинского, проявляется в уважении собственного национального языка, истории своей государственности. Такое воспитание, по его мнению, должно воспитывать патриотизм в подрастающем поколении, внушать национальную гордость. В то же время нельзя бросаться в крайности – шовинизм он отрицал. Уважение, как считал Константин, должно проявляться и в отношении других народностей.

учебная книга родное слово

Воспитание он определял в качестве сознательного процесса построения личности человека с ориентиром на гармонию. Важнейшее место в преподавании он отводил развитию нравственных начал в учениках. Он заявлял о том, что главнейшей целью воспитания и является развитие нравственности. Личные качества провозгласил как нечто более ценное, нежели чем наличие знаний в голове. Кроме того, в развитие нравственности он вкладывал привитие ученикам дисциплины, гуманности, старательности. Отмечал он чувство собственного достоинства, скромность.

Средства воспитания

В их роли, по мнению Ушинского, выступает непосредственно пример педагога, его тактичное поведение. Обязательно в учебный процесс включаются поощрительные и предупреждающие меры. Руководства учебных заведений были недовольны Константином, поскольку он отрицал традиционную дисциплину, бывшую распространенной в любой школе прежних лет. Тогда ученики слепо повиновались педагогам, а обучение включало физические наказания. Ушинский же провозглашал гуманность в качестве основы образовательного процесса.

Труды

вклад ушинского в педагогику

В выборе произведений для данного сборника автор руководствовался принципами, закрепленными впоследствии большинством российских детских поэтов. Стихи эти почти не имеют эпитетов, но они наполнены глаголами. Благодаря такой особенности подобные произведения легко применять в играх для детей.

Проявились инновационные представления об образовательном процессе Ушинского в дополнениях к основному материалу. Он постоянно смешивает подачу новых тем со стихами, рассказами, сказками и загадками. Деловые статьи написаны простым и строгим слогом. Считается, что это приучает детей к ясности мысли. Ушинский активно поощряет беседы с детьми, наличие дискуссий в классе. Задания в его учебнике наполнены вопросами, которые побуждают учеников сравнить то, что они прочитали, с собственным опытом.

к д ушинский педагогика

Художественные статьи написаны с подчеркнутой эмоциональностью, и это также не случайно. Они весьма занимают юных учеников.

Статьи

Известность приобрели его статьи, содержащие основополагающие принципы педагогики, многочисленные научные труды. Идеи его, изначально активно отвергаемые деятелями в образовательной сфере, приобрели широкое распространение и повлияли на дальнейшее развитие российской педагогики коренным образом.

Память

В 1946 году в его честь переименовали Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского – ЯГПУ. На данный момент в нем имеется девять факультетов. Каждый год он выпускает примерно 3000 педагогов.

Требования

Главнейшее требование этого выдающегося педагога заключалось в том, чтобы с ранних лет ученики знакомились с произведениями устного народного творчества. Благодаря этому они становились ближе к народной культуре, больше любили и понимали родную речь. Передовым было его требование, которое неоднократно высказывалось в научных работах – обучение необходимо строить с учетом индивидуальных психологических особенностей детей, которые присущи им в разные возрастные периоды. Учеников педагогу нужно на постоянной основе изучать заново, а не полагаться слепо на собственный опыт, каким бы он ни был успешным. Важно узнавать обучающегося таким, какой он есть – со всеми недостатками и достоинствами.

сказки ушинского

Особенно много внимания в своих трудах Ушинский уделял психологическим аспектам. Он считал, что психология дает множество знаний, которые попросту необходимы в воспитании подрастающего поколения. Кроме того, мало лишь знать и владеть законами этой науки – необходимо постоянно действовать в соответствии с ними. Здесь важен творческий подход, чтобы это было максимально эффективным.

Историческая заслуга

Важная историческая заслуга педагога была в том, что он обозначил передовые для своего времени идеи, изложил достижения дидактики того времени, включив их в теорию педагогики. Он собрал множество ценных указаний о том, каким образом развивается внимание учеников, как включать их сознательную память.

Константин Дмитриевич дал инструкцию и о том, как именно повторять пройденный материал, чтобы он становился частью учебного процесса и надолго запоминался. Ушинский утверждал, что повторяется материал не с целью возобновить забытое, а чтобы предупредить саму вероятность того, что что-то забудется. Каждый новый шаг в образовательном процессе базируется на уже пройденных темах.

В современности

На сегодняшний день образовательные реформы в стране снова актуальны. Вопросы воспитания регулярно пересматриваются. И многие исследователи считают, что в опыте прошлого содержится немало подсказок касательно того, какой путь сегодня будет наиболее актуальным и эффективным, и позволит решить назревшие проблемы в образовательной сфере. И центральное место здесь принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому.

Это центральная фигура русской педагогики. Для детей это детский писатель, для преподавателей – учитель. У каждого человека определение этой фигуре будет своим собственным.

Известно, что на самого Ушинского как на специалиста существенное влияние оказали Грановский, Редкин. Он впитал в себя немало знаний в ходе обучения в лицее. В последующей своей работе Ушинский реализовывал то, что было задумано еще в ходе обучения, на практике. И выяснилось, что это было эффективным.

Реформирование школы

С его точки зрения, задачей любого преподавателя является приучение учеников к нравственным началам, а вовсе не внушение им множества знаний. Сама способность к интеллектуальному труду оценивалась им выше, нежели передача сухих знаний предмета.

Воспитание Ушинский называет частью искусства. Он отмечает, что здесь соединяются теория с практикой.

Женское образование

рассказы ушинского

Он отмечал, что преподавателю необходимо понимать ученика, больше задумываться непосредственно о цели воспитательного процесса. Все в нем зиждется непосредственно на личности педагога, так как воспитание происходит лишь из живых источников, личных примеров. Ни одно искусственное заведение, даже при максимально хитрой системе образования, не сумеет выполнить столь же важную роль в воспитательном процессе, как личность.

Педагогу необходимо обладать запасом энергии, уметь продуцировать ее снова и снова, чтобы не увязнуть в однообразной преподавательской деятельности.

Педагогические идеи Ушинского никак не способны потерять своей актуальности на сегодняшний день. Они по-прежнему считаются весьма значимыми, на них основывается современная образовательная система, пусть и не все реализуется на практике. Пришло время им стать ступенькой, фундаментом для последующих инноваций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы общество предъявляет повышенные требования к системе воспитания и образования в современной школе. Значительно увеличивается объём учебного материала, расширяется круг изучаемых вопросов, усложняется методическая сторона образования. Успешное решение учебных задач становится возможным только при активной деятельности самих учащихся. Выпускники школ должны уметь самостоятельно развивать и реализовывать свои способности, принимать правильные решения, быть ответственным за результаты своей деятельности.

Современные цели и задачи в системе образования и воспитания сформировались в результате научной и практической деятельности целой плеяды российских педагогов. Особую значимость имеет педагогическое наследие К.Д. Ушинского, который ратовал за теснейшую связь между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения, т.к. считал, что воспитательными возможностями обладают все учебные предметы.

Основные труды и статьи великого русского педагога:

Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания.

Среди основных педагогических идей Ушинского, конечно же, нужно назвать идеи народности воспитания; реформирования народной школы. В своих трудах Константин Дмитриевич пишет о труде, как основе воспитания; о роли родного языка в воспитании; о связи теории и практики; о педагогике и ее связи с другими науками; о воспитании в целом, о воспитании нравственности; о женском образовании; о личности педагога.

- Воспитание нравственности. Воспитание нравственности — основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью. Средства нравственного воспитания по — Ушинскому: обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания.

Идеи Ушинского вдохновляли замечательных педагогов прошлого и не утратили своей значимости в современной системе образования.

Прежде всего, в каждой российской школе, в каждом ее классе действуют 10 принципов Ушинского, разработанных им в области дидактики для успешного обучения:

1. Своевременность. К.Д. Ушинский выступал против преждевременности обучения. Для каждого возраста существует свой объем знаний, которые ребенок должен получить. Кстати, этот принцип очень актуален для современных родителей, которые уже с 4 лет пытаются занять голову своего ребенка, многочисленными знаниями из разных областей жизни, творческой и спортивной деятельностью, которая только возможна.

2. Постепенность. Великий педагог считал, что главным является не только количественная, но и качественная переработка информации.

5. Твердость усвоения. Ушинский считал, что для лучшего усвоения информации учащимися, нужно использовать помимо речевых воздействий учителя, такие средства дидактическое усвоения, как наглядность и повторение, что несомненно используется в современных школах, особенно в начальных классах.

6. Ясность. В современной школе, этот принцип Ушинского используется при создании новых учебников. Так, например, в учебниках по истории, биологии, географии и др., существует принцип систематизации материала, что необходимо для ясного понимания изложения информации учащимся.

10. Полезность. К.Д. Ушинский считал, что полезные знания всегда связаны с применением их в настоящей жизни. Поэтому он считал, что в школе должна представлять собой место, где происходит соединению науки и жизни.

Данные дидактические принципы, разработанные К.Д. Ушинским во второй половине XIX в., не потеряли актуальность и значимость в образовательной системе настоящего времени, несмотря на ее постоянные изменения. Эти принципы могли реформироваться, но из школьной системы образования и воспитания они не ушли. Точно также, актуальным сегодня является взгляд Ушинского на развитие личности человека.

Примечательно и то, что К.Д. Ушинский был противником формальных, догматических методов обучения, преподносящих знания в готовом виде и подавляющих самостоятельную мысль учащихся. Не зря сегодня в школьной практике реализуется система проблемного обучения, где, например, учащиеся пытаются самостоятельно определить тему урока.

Нашел применение в образовательной системе Российской Федерации и принцип народности, выработанный К.Д. Ушинским. Сейчас он сильно видоизменен, но существует. Принцип народности в современной школе связан с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к Родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходящие исторически от российского народа, помогают формировать национальное самосознание позицию современных школьников, будущих граждан Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что многочисленные дидактические принципы К.Д. Ушинского являются передовыми в современной школе. Однако, исходя из учета современных требований, основные педагогические идеи Ушинского видоизменились, превратились в другие формы, однако содержание его идей по поводу воспитания и образования человека крепко укрепилось в современной образовательной системе.

Читайте также: