Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида доклад

Обновлено: 17.05.2024

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно более 1 миллиона человек в мире погибает из-за суицидов. Каждые 40 секунд совершается самоубийство, а каждые 3 секунды кто-то предпринимает суицидальную попытку. По прогнозам ученых-суицидологов, к 2020 г. число самоубийств в мире возрастет в полтора раза и составит более полутора миллионов человек. В связи с этим ВОЗ объявила 10 сентября Всемирным днем предотвращения самоубийств и разработала руководящие принципы подготовки национальных стратегий по предотвращению самоубийств, которые могут послужить основой для национальных программ.

Проблема суицида для Республики Беларусь, к сожалению, весьма актуальна. Беларусь относится к странам с высоким уровнем самоубийств. По критериям ВОЗ высоким считается показатель, превышающий 13 случаев на 100 тысяч населения. Уровень самоубийств в Республике Беларусь в 2009 г. составил 2743 человека (28,3 на 100 тысяч населения). В 2010 г. наметилась тенденция к снижению (2474 случая, 26,1 на
100 тысяч населения) [2, с.5–6].

Факторами риска суицидов также считаются социальное неблагополучие семьи, психические заболевания. Суициды скорее свидетельствуют о расстройстве адаптации, нежели о психическом заболевании. Более 50 % детей, решившихся на самоубийство, совершают его в состоянии алкогольного опьянения. Фактором риска также является наличие заболеваний у родителей, например, алкоголизм, депрессия у матери. Также негативно сказываются на психологическом состоянии детей завышенные или заниженные ожидания родителей по отношению к ним, излишняя авторитарность, отсутствие времени и элементарных навыков общения с несовершеннолетними
[1, с.105]. Нередко в семьях детей, принявших решение лишить себя жизни, уже были случаи самоубийств. Провоцируют суициды развод родителей, болезни. Ребенок может отчаяться и решиться покончить с собой после конфликта, который взрослым кажется мелким. Дети совершают самоубийства в большинстве своем путем отравления. Используются также прыжки с высоты и порезы [1, с.126].

В нашей области за последние три года на самоубийство пошли 11 несовершеннолетних. А всего за этот период подростками было совершено 79 суицидальных попыток, в том числе девочками – 56, мальчиками – 23.

Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий. Поэтому в учреждениях образования необходимо организовать профилактическую и коррекционную работу по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп, работу, нацеленную на формирование у школьников позитивной адаптации к жизни как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивого равновесия в отношениях между самим собой, другими людьми и миром в целом.

Следует отметить, что сохранение психического здоровья

детей не является сугубо психиатрической проблемой.
Эта задача, которую специалисты могут выполнять комплексно, при тесном сотрудничестве с родителями, воспитателями, педагогическим персоналом организованных детских коллективов. Именно поэтому в рамках межведомственного взаимодействия на базе учреждений образования организованы школьные мультидисциплинарные бригады, в состав которых вошли педагоги, педагоги-психологи педагоги социальные системы образования и врач-психотерапевт системы здравоохранения. Это оказание своевременной психолого-педагогической, психотерапевтической и иной помощи детям и подросткам учреждений образования, в которой нуждается каждый конкретный ребенок, имеющий определенные проблемы.

На сайтах учреждений образования имеются рекомендации профилактического характера для родителей, информация о получении квалифицированной помощи.

Межведомственное взаимодействие обеспечивает

эффективность психолого-педагогической поддержки и незамедлительной психологической или психиатрической помощи учащимся, находящимся в кризисных периодах жизни, а также обеспечивает профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних в школах.

Система взаимодействия включает в себя следующие направления работы:

- приглашение инспекторов по делам несовершеннолетних ОВД и специалистов в КДН на организационные совещания педагогического состава учреждений образования с целью информирования педагогов о суицидальной активности детей и подростков и ведущих тенденциях на уровне района;

- регулярное взаимодействие СППС школ (по плану работы специалистов) со специалистами вышеозначенных организаций с целью оказания помощи детям, склонным к суицидальному поведению, и их семьям;

- системное взаимодействие медицинского работника школы с участковыми педиатрами с целью получения своевременной информации о наличии признаков суицидального поведения у детей и подростков.

несовершеннолетних, склонных к совершению аутоагрессивных

и суицидальных действий.

С целью организации своевременной психолого-педагогической, медико-психологической, психотерапевтической помощи детям, имеющим пограничные психические расстройства, на базе учреждений образования созданы мультидисциплинарные бригады. Приказ о создании мультидисциплинарной бригады утвержден директором школы (Приложение 2), разработано положение и план работы мультидисциплинарной бригады (Приложения 3, 4).

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность работы мультидисциплинарной бригады.

Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы сопровождения обучающихся и определить конкретные пути решения поставленных задач.

В случае поступления сигнала о психологическом неблагополучии конкретного ребенка специалистами мультидисциплинарной бригады составляется конкретный для ребенка (подростка) индивидуальный план мероприятий, имеющий целью восстановление успешного функционирования несовершеннолетнего в социуме (Приложение 5).

В психолого-педагогическом сопровождении и профилактике суицидального поведения учащихся крайне
важен тесный информационный контакт и отрегулированное взаимодействие всех специалистов, совместно организующих, реализующих воспитание и обучение учащегося, на
локальном уровне.

Классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе активно взаимодействуют при осуществлении диагностических мероприятий по выявлению кризисных состояний и агрессивного и аутоагрессивного поведения у обучающихся.

В школах организован достаточный административный контроль за деятельностью сотрудников в направлении работы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению. Это контроль за качеством и реализацией планов работы классных руководителей, специалистов СППС и взаимодействием всех заинтересованных педагогов и других специалистов, оценка результативности их деятельности.

На каждый учебный год со всеми заинтересованными специалистами (заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, педагогом-психологом, педагогом социальным, медицинским работником, по необходимости учителем-предметником) разрабатывается план мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, что позволяет обеспечить и систематизировать их взаимодействие (Приложение 6).

Ежегодно в сентябре проводится месячник по профилактике суицидального поведения. Проводимые в рамках месячника мероприятия с детьми направлены на поиски разрешений трудных жизненных и конфликтных ситуаций в семье, школе, личной жизни. Работа в данном направлении предусмотрена не только с детским коллективом, но и с педагогами, родителями. План мероприятий в рамках месяца профилактики суицидального поведения среди детей и подростков представлен в приложении 7.

План мероприятий по профилактике суицидального

поведения включает в себя разнообразные формы работы и

охватывает все возрастные категории учащихся (1–11 классы).

В младшем и среднем звене профилактика суицидального поведения заключается в формировании навыков самоконтроля, обучении бесконфликтному общению, конструктивным способам разрешения конфликтов, повышении показателей групповой сплоченности.

В старших классах профилактическая работа включает в себя вовлечение учащихся в социально значимые виды деятельности, организацию школьного самоуправления, обучение навыкам релаксации, снятия напряжения.

Во всех возрастных группах проводится работа по формированию благоприятных взаимоотношений в классных коллективах, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, обучению навыкам выхода из экстремальных ситуаций.

Работа по профилактике суицидального поведения с родителями и педагогами ведется в рамках просветительской, консультационной и методической работы педагога-психолога и педагога социального.

Разработки профилактических коррекционных мероприятий с учащимися представлены в приложении 8.

Проводятся родительские собрания с рассмотрением вопросов детско-родительских отношений, проблем и условий семейного воспитания, межличностных отношений со сверстниками и взаимоотношений полов, профилактики семейных конфликтов.

Классные руководители и педагог социальный обращают особое внимание на индивидуальную работу с семьей. Общаются с родителями, посещают обучающихся на дому.

Данная работа не сводится к простому информированию о неуспехах ребенка в учебе, пропусках школы, а проводится с целью изучения условий жизни и воспитания в семье, при необходимости оказывается помощь. Анализ деятельности классных руководителей и педагога социального, отчеты о проделанной работе, кроме количественных показателей, содержат качественный анализ результативности по данному направлению.

Педагог-психолог при работе с родителями стремится к решению следующих задач:

- расширить знания родителей о причинах, признаках, мотивах и характере детского и подросткового суицида;

- способствовать восстановлению и переоценке взаимоотношений с детьми;

- формировать уважение к личности ребенка.

Формы и методы работы СППС с родителями.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей: проведение единых консультационных дней, разработка памяток для родителей, анкетирование.

На каждый учебный год в плане работы СППС предусматриваются различные формы работы с родителями, направленные на углубление знаний родителей о способах взаимодействия с детьми, о их роли в развитии личности ребенка.

Работа педагогов и специалистов СППС с родителями, организованная таким образом, содействует оптимизации межличностных взаимоотношений в образовательной и детско-родительской среде, повышает уровень психолого-педагогической просвещенности, родителей, улучшает детско-родительские отношения и социальную адаптацию обучающихся.

Педагог-психолог при работе с педагогами стремится к решению следующих задач:

- ознакомление педагогов с теоретическими аспектами

проблемы суицидального поведения детей и подростков;

- формирование представлений о методах своевременного выявления обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в незамедлительной помощи (защите, экстренной помощи, обеспечении безопасности, снятии стрессового состояния);

- расширение знаний педагогов о возрастных особенностях обучающегося на разных ступенях обучения с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, межличностном общении в классном коллективе и социуме, развитии и обучении;

- формирование компетенций педагогов, обеспечивающих деятельность по улучшению детско-родительских отношений.

Основными формами и методами работы педагога-психолога с педагогами являются:

- консультирование (индивидуальное, групповое);

- работа по психологическому просвещению и психопрофилактике.

В каждом учебном году планируются различные мероприятия, направленные на повышение компетентности педагогов в вопросах реализации педагогической поддержки обучающихся, находящихся в кризисных ситуациях, на ознакомление с правилами поведения в сложных ситуациях, на овладение основами профессионально-педагогического общения и расширение сферы психологических знаний о возрастных особенностях обучающихся на разных этапах обучения.

Для организации индивидуально ориентированной психологической помощи важно осуществить меры по раннему выявлению детей и подростков, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий.

Формирование суицидального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит от некоторых личностных особенностей и социальной ситуации развития.

Диагностика обучающихся проводится не реже двух раз в учебном году в соответствии с планом мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних (Приложение 6), который ежегодно разрабатывается в ходе совещания всех заинтересованных специалистов и утверждается директором школы.

Первичной психодиагностической задачей по выявлению подростков, находящихся в группе риска является изучение особенностей поведения, социально-психологического статуса в группе сверстников, самооценки и отношения подростка к собственному будущему.

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление негативных эмоциональных состояний и суицидального риска у учащихся, а также позволяет оценить эффективность психолого-педагогического сопровождения и коррекции детей, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий.

Со схемой исследования, а также с организацией профилактики и коррекции суицидального поведения можно

Участники педсовета: администрация и педагогический коллектив школы, председатель Управляющего совета школы, члены Совета старшеклассников школы.

Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор для демонстрации презентации, ватманские листы и маркеры для работы в группах.

Форма проведения: педагогический совет на основе доклада.

Цель педсовета: к концу педагогического совета участники

План проведения педсовета:

II. Проектная часть:

III. Подведение итогов педсовета. Принятие решения.

IV. Рефлексия деятельности участников и организаторов педсовета.

Ход педсовета сопровождается презентацией
(Приложение 6)

1. Вступительное слово директора школы:

По данным Всемирной организации здоровья, в 1983 г. в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тыс. человек, а 15 лет спустя – уже 820 тыс. человек, из них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше.

За последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах стоит на 2–3 местах.

Попытки осмыслить природу суицидов, делались очень давно (Булацель П.,1900). Но и в настоящее время нет единой теории, объясняющей природу суицидов. Условно выделяют три основные концепции суицида: психопатологическую, психологическую и социальную.

Психопатологическая концепция исходит из предположения о том, что самоубийцы это душевно больные люди, а суицидальные действия – проявление острых и хронических психических расстройств.

Сторонники социальной концепции считают, что в основе суицидального поведения лежат проблемы взаимоотношения человека с социальной средой.

Дальнейшее развитие социальной и психологической концепции суицидов получило в работах отечественного психиатра А.Г. Амбрумовой (1981).

2. Выступление социального педагога школы с результатами анкетирования учащихся школы (Приложение 5).

Суицид – это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для него смысл.

По официальной статистике, каждый год совершают самоубийство
1 100 000 человек, среди них 55 тысяч русских (на третьем месте).

Статистика суицида в подростковой среде:

  • подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;
  • девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;
  • подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения, т.е. депрессивные подростки;
  • подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей;
  • подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
  • подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
  • одаренные подростки;
  • подростки с плохой успеваемостью в школе;
  • подростки – жертвы насилия.

Существует классификация суицидов: истинный, скрытый, демонстративный.

Истинный суицид никогда не бывает спонтанным.

Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.

Скрытый суицид. Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им же спровоцированных. Например, рискованная езда на автомобиле (транспортное средство используется как инструмент для совершения суицида), занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость… То есть деструктивное, саморазрушающее поведение.

И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности они жаждут.

Демонстративный суицид. Самоубийство, как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешения.

Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть – а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, изменить невыносимую ситуацию.

  • Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился).
  • Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).
  • Конфликты с друзьями, проблемы в школе. Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду.
  • Несчастная любовь, одиночество.
  • Страх перед будущим.
  • Потеря смысла жизни.
  • Воздействие искусства. Подражание кумирам. В Челябинске 15– летние школьницы спрыгнули с крыши многоэтажного дома. В предсмертных записках написали, что совершают самоубийство в память Игоря Сорина, солиста группы, который ровно год назад в Москве выбросился из окна шестого этажа. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка, если он фанат погибшего кумира.
  • Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.
  • Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги.

Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания – напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает ежегодный всплеск молодежных самоубийств после объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее – странах, где престиж высшего образования невероятно высок. Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы.

Словесные признаки

  • Часто говорит о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении.
  • Шутит на тему самоубийства.
  • Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.
  • Социально изолирован.
  • Живет в нестабильном состоянии.
  • Ощущает себя жертвой насилия.
  • Перенес тяжелую потерю.

Факторы риска совершения суицида

  • Семейные проблемы. Неблагополучные семьи, где часто возникают конфликты между родителями. Недоброжелательно отношение к ребенку – грубость, унижение, побои. Материальные проблемы семьи. Потеря родителей. Чувство беспомощности и отчаяния.
  • Проблемы интимно-сексуальной сферы. Неудачи в личной жизни, проблемы сексуального характера. измены, унижения, отверженность со стороны родителей при этом они эмоционально зависимы от их внимания, уважения. чуткости.
  • Аддиктивное поведение. Употребление алкоголя, и наркотиков, психоактивных веществ снижает критичность мышления и способность контролировать импульсивное поведение, предвидеть и принимать последствия своих действий.
  • Незрелость личности и определенные черты характера. Слабохарактерность и импульсивность действий. Внушаемость, подражание телевидению, чужие рассказы.
  • Школьные проблемы. Неуспеваемость и неуспешность. Проблемы в общении со сверстниками могут привести к дезадаптации подростка. Потеря контакта или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суицидальному действию. Этот фактор особенно значим для подростков с невысоким интеллектом. Проблемы и конфликты с учителями – подростковый возраст ранимый и восприимчивый, любое высказывание – по мнению подростка необъективное по отношению к нему, да и еще в присутствии одноклассников, сверстников, воспринимается болезненно и чревато последствиями. Отношение учителя к ученику – надменность, отстраненность, изолированность, пренебрежение, чрезмерная строгость.
  1. Суицидальными подростками чаще всего становятся либо подростки из неблагополучных семей, либо наркоманы или алкоголики, либо подростки, столкнувшиеся с проблемой, которая, по их мнению, неразрешима или считают, что их не поймут, пристыдят.
  2. Судя по формам суицида можно понять, что суициды совершаются либо в состоянии аффекта, либо с целью привлечения внимания, либо человеку действительно не хочется жить. Причины же суицида различны, их довольно много и они зависят от того, что человек считает действительно ценностью, будь то любовь, семья, друзья, совокупность неприятностей и т.п.
  3. Подросток, начинающий задумываться о суициде, всё-таки, надеется, что что-то изменится к лучшему, что хоть кто-нибудь увидит, как он нуждается в помощи, понимании и поддержке, как ему хочется поделиться своими переживаниями. Тогда он и начинает вести себя так, чтобы привлечь внимание к себе. А задача всех окружающих увидеть это изменение в поведении.

Установка на практическую часть работы на педсовете.

Школа – это место, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами – значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика.

Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п.

Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.

Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.

Начните практическую часть вашей работы с ответа на три базовых вопроса:

  • Что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство подростка?
  • Что должно быть сделано, когда подросток угрожает покончить жизнь самоубийством?
  • Что необходимо делать, когда самоубийство произошло?

II. Проектная часть (40 минут)

III. Подведение итогов педсовета

Многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, – не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет.

Проект решения педсовета:

IV. Рефлексия деятельности участников и организаторов педсовета

Участники педагогического совета заполняют листы рефлексии (Приложение 4), затем желающие высказывают своё мнение о ходе педсовета.

V. Организаторы педсовета благодарят педагогический коллектив за участие в работе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m1c8027a5.jpg

Государственное казенное образовательное учреждение детский дом "Хуры тын"

hello_html_m1c8027a5.jpg

" Профилактика суицида у детей и подростков"

hello_html_m239137db.jpg
hello_html_m1c8027a5.jpg

воспитатель Дзитоева Э.Т.

Профилактика суицида у детей и подростков

Цель : раскрыть проблему суицидов и повлиять на сокращение суицидов среди подростков. Повышение групповой сплоченности детей.

улучшение эмоционального состояния детей-подростков;

повышение компетентности воспитанников в области оказания поддержки и помощи детям, оказавшимся в трудной ситуации.

познакомить с понятием "суицид";

формирование позитивного образа "Я".

Основные причины суицида являются:

сложные взаимоотношения и конфликты с педагогами;

неблагоприятные семейно-общественные условия жизни детей;

отсутствие поддержки в морально-духовном росте и понимания проблем ребенка ср стороны взрослых.

Сегодня подростковый суицид-проблема государственного масштаба. Суициды были всегда, но в наше время число таких случаев растет и растет, особенно среди подростков. Почему? Проблемы суицидального поведения требуют от педагогов, психологов, социальных работников и всех должностных лиц школы понимания сущности этого явления, умения современного распознания признаков суицидальных намерений и организации профилактической работы. Школа должна стать для ребенка местом социальной и психологической стабильности.

Как правило, бывает достаточно незначительного конфликта в школе или семье, чтобы подросток впал в состояние депрессии, которое ведет к развитию суицидальных наклонностей. Таким образом, причины подростков суицида могут быть самыми различными, но некоторые подростки входят в группу риска, и поэтому в случае каких-то тяжелых жизненных ситуаций более склоны к самоубийству, чем их сверстники. Речь идет о подростках, склонных к депрессивным состояния, видевших гибель или самоубийство кого-то близких, подвергшихся, злоупотребляющих спиртными напитками.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют взрослые. Как только у подростка отмечается сниженное настроение и другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно"внушать" ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей, Не надо сравнивать его с другими ребятами - более успешными, добродушными. Внести разнообразие в обыденную жизнь.

Суицидальную планку поднимает и еще одно обстоятельство: отсутствие коммуникативных навыков современных детей и подростков , неумение общаться, общее снижение интеллекта. В настоящее время происходит явное и значительное снижение интеллекта у молодежи - школьников и студентов. Молодежь не умеет самостоятельно мыслить, она зомбирована передачами, легким чтением, примитивным кино, отупляющими компьютерными игрушками. Поэтому решение сложных задач, которые встают перед каждым человеком, в силу их ограниченных возможностей, исключается. Невозможность достижения целей заставляет молодого человека искать легких и простых способов решения возникшей проблемы.

На сегодняшний день подростковый суицид встречается в трех формах:

истинный - когда у подростка есть твердые намерения уйти из жизни и, как правило, попытка суицида удается;

аффективный - когда попытка ухода из жизни предпринимается под влиянием кратковременных. но сильных чувств;

демонстративный - когда самоубийство является лишь способом привлечь внимание, и в этом случае попытки уйти из жизни могут быть многократными, но практически никогда не оканчиваются смертью. Причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе. Необходимо вовлекать детей в социально - значимые виды деятельности. Взаимоотношения с подростками должны строиться на основе уважения, убеждения , спокойном, доброжелательном тоне общения.

Для предотвращения суицидов у детей педагоги могут сделать следующее:

вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;

внушать им оптимизм и надежду;

проявлять сочувствие и понимание;

осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Мы должны быть очень внимательными и наблюдательными в нарушении поведения, снижении успеваемости, конфликтности, капризности, обидчивости, что является проявлением депрессивного синдрома. Взрослыми такое состояние оценивается как лень, распущенность, следствием собственного плохого воспитания. Подростков упрекают, стыдят, наказывают.

За любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые!

Психологический смысл подросткового суицида - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию.

Ко всем намекам и суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Профилактика здорового образа жизни, развитие личности каждого ребенка, формирование положительных ценностных жизненных установок , формирование , сохранение и развитие психологически здорового ребенка - являются приоритетными задачами в профилактике суицидального поведения воспитанников.

Что значит любить ребенка? Марина Цветаева сказала, что любить - значит видеть человека таким, каким его задумал бог. Трудно сказать лучше. Видеть своего ребенка не отличником и не спортсменом - разрядником, даже не собой в улучшенной редакции. Любить ребенка значит ограничивать его, когда это нужно, а когда нужно - возлагать на него ответственность за других, хвалить, если он достоин похвалы, налагать разумный запрет на того, кому запреты необходимы. Истинная любовь к ребенку - самая лучшая профилактика суицида среди подростков. Задача взрослых успеть за миг в десяток лет развить человека так, чтобы он мог полностью реализоваться в жизни и стать таким, каким его задумал бог, т.е. счастливым.

К суицидам больше подвержены слабые типы личности. Очень важно научить детей разумно принимать неудачи и не успехи, реально оценивать свои способности.

Немаловажной проблемой является отсутствие организованного доступа и массового спорта, это приводит к атрофии у подростков и молодежи стремления к активной творческой и физической деятельности , сто быстро компенсируется в неформальных группировках , значимость которых для современных подростков порой приобретает опасный характер.

В наше время велика роль общения в интернет - сети. Существует множество сайтов с разнообразной тематикой, форумов, социальных сетей. С одной стороны, возможность такого общения дает преимущества: можно найти друзей по интересам, общаться с теми, кто находится далеко от нас и т.д., с другой стороны возникает подмена настоящего "живого" общения "компьютерным".При этом даже взрослые , сформировавшиеся люди не всегда понимают, что при таком общении легче обманывать, искажать реальность и верят всему, что им преподносят. Что же говорить о подростках и молодых людях? Если человек ищет поддержку среди виртуальных друзей, советуется с ними, пытается с их помощью разрешить какой-либо конфликт, где гарантия, что все интернет- собраться искренни и действительно хотят помочь, что в сложный жизненный момент именно их совет не усложнит и без того нелегкую ситуацию и не подтолкнет еще ближе к черте, разделяющий жизнь и смерть?

Различают словесные, поведенческие и ситуационные признаки.

1 . Словесные признаки , когда человек говорит о своем душевном состоянии

" Я собираюсь покончить с собой";

"Зачем я появился на свет";

"Я не могу жить так дальше жить";

"Я не хочу никого напрягать" и т.д. в этом духе.

Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Могут много шутить на эту тему.

2. Поведенческие признаки .

1. Раздает другим вещи, имеющие большую личную значимость, мириться с давними врагами.

2. Появляются радикальные перемены в поведении: в еде - есть слишком мало или слишком много; во сне - спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде - стать неряшливым; в привычках - пропускать занятия; замкнуться от семьи и друзей и т.д.

3. Проявляются признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

3 . Ситуационные признаки.

1. Социально изолирован( не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном состоянии ( серьезный кризис в семье - в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема).

3. Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал попытку суицида ранее.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю ( смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

И это лишь очень общие признаки, для того чтобы ориентироваться. Важно обращать внимание на то, что происходит с ребенком и на любое неблагополучие, перемены, реагировать своевременно. Ведь никто лучше нас не знает ребенка и соответственно именно мы можем первыми заметить происходящие с ним перемены. Старайтесь сохранять доверительные отношения с подростком, разговаривать, поддерживать, помогать взрослеть, развиваться. Вспомните свой подростковый период и как вам было нелегко меняться.

Помните. Лишь у 10 % подростков имеется истинное желание убить себя, в 90% же случаев, суицидальное поведение - это " крик о помощи", обращенный к родным и близким. Неслучайно, 80% попыток совершаются дома, притом в дневное и вечернее время. В среднем каждая четвертая попытка суицида заканчивается самоубийством по неосторожности, так как для подростков характерна неадекватная оценка последствий саморазрушающих действий. Понятие "смерть" в этом возрасте воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, не всегда связанное с собственной личностью. Кроме того, характерно несоответствие целей и средств суицидального поведения: иногда при желании умереть выбираются неопасные с точки зрения взрослых средства, и наоборот - демонстрационные попытки нередко " переигрываются" из-за недооценки применяемых средств.

В отличие от взрослых, у подростков отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно - шантажирующим поступком

Еще одной особенностью суицидальной активности подростков является несерьезность, мимолетность и незначительность, с точки зрения взрослых, мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружения случаев. Поэтому не старайтесь судить о проблемах подростка со своих позиций, а поймите, что для ребенка эта ситуация сложна или даже невыносима! И лучшее, что можно сделать, это сказать: " Я с тобой! Я тебя люблю! Давай вместе подумаем, чем я могу тебе помочь?"

На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Доклад. Методы профилактики суицидального поведения среди подростков

Доклад. Методы профилактики суицидального поведения среди подростков
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)

По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Поскольку самоубийства часто совершают дети школьного возраста, учреждения образования являются одним из основных органов системы профилактики, которые обязаны своевременно помочь ребенку в решении его проблем.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

5. Социально-правовое просвещение подростков. Иногда самоубийства среди детей могут быть вызваны совершением правонарушений, незнанием подростками как вести себя в таких случаях (например, при вымогательстве денег, грабеже сотовых телефонов), страхом перед наказанием, лишением свободы. Указанная проблема может быть решена путем правового обучения школьников.

Читайте также: