Менеджмент в образовании доклад

Обновлено: 18.05.2024

Данный доклад можно использовать как выступление на педагогическом совете.Тема интересная и актуальная.

Оценить 1665 0

Титульный лист

Ф.И.О. участника: Клыгина Татьяна Александровна

Учебное заведение: МБОУ районная вечерняя ( сменная) общеобразовательная школа

Название работы : «Педагогический менеджмент:

Координаты участника: tata 010@ rambler . ru

385730 Республика Адыгея. Майкопский район, п.Тульский, ул.Дижечко 9

«Педагогический менеджмент:

заместитель директора по УВР МБОУ районной вечерней ( сменной) общеобразовательной школы Клыгина Татьяна Александровна

Сущность основных системообразующих элементов педагогического менеджмента.

В ведущую составляющую педагогического менеджмента - сущность (определение и характеристику) его основных элементов и системообразующих понятий – входят базовые определения.

Менеджмент педагогический - комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно-воспитательным и учебно-познавательным процессом, направленных на повышение его эффективности.

Образовательный процесс - целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованного учебно-воспитательного и учебно-позновательного процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

Менеджер учебно-познавательного процесса - преподаватель, выступающий в качестве субъекта системы управления учебно-познавательной деятельности учащихся.

Менеджер учебно-воспитательного процесса - руководитель учебного заведения (директор, его заместитель), выступающий в качестве субъекта управления учебно-воспитательной деятельностью педагогических работников.

Мониторинг образовательного процесса - непрерывное отслеживание хода, результата и эффективности образовательного процесса с помощью компьютерной технологии сбора и обработки получаемой информации.

Информация (от лат. information - разъяснение, изложение) - предмет и продукт труда менеджера учебно-воспитательного и учебно-позновательного процесса.

Управление учебно- воспитательным процессом (как составляющая часть педагогического менеджмента) - целенаправленное воздействие руководителя на педагогический коллектив и учащихся путём научно обоснованного планирования, организации и контроля их деятельности.

Педагогический менеджмент как деятельностная (в первую очередь) и суммативная система одновременно имеет свою структуру и системообразующие факторы:

цель деятельности (планируемый, ожидаемый результат);

субъект деятельности (директор, его заместители, учителя, учащиеся и т.д.);

объект деятельности - исполнитель распоряжений руководителя (заместители, учителя, учащиеся и т.д.);

содержание деятельности (учебная, управленческая и иная информация);

способы деятельности (методы и стиль взаимодействия преподавателя с учащимися, руководителя с учителями и учащимися и т.д.);

Цели и задачи педагогического менеджмента.

Цель деятельности - планируемый, прогнозируемый, ожидаемый результат (цель- модель результата).

Цель занятий (урока) - реально достижимый итог совместной деятельности учителя и учащихся; степень обученности, на которую педагог планирует вывести обучаемых в ходе учебных занятий (чему планирует научить: определять, вычислять, измерять, анализировать, находить, решать и т.п.).

Цель посещения занятий (урока) - вид и результат деятельности учителя и учащихся, который обязательно отслеживается на каждом учебном занятии и поддается вербальной и количественной оценке.

На современном этапе развития общества в качестве основных можно предложить следующие цели воспитания:

1. всестороннее развитие личности. Эта цель весьма актуальна на данном витке социально- экономических преобразований в нашей стране. Всестороннее развитие личности - процесс всеобщий и непрерывный;

2. воспитание гражданина-патриота.Патриотизм в данном случае понимается как доминирование приоритета национальных ценностей у воспитуемых при уважении и положительном отношении к ценностям других народов и цивилизаций. Патриотизм, как было, есть и будет главной целью воспитания и формирования личности в любой цивилизованной стране;

3. избежание крайностей коллективизма и индивидуализма при формировании личности. В России никогда не было ориентации на формирование жесткого индивидуализма в его крайних, эгоцентрических формах. В нашей стране всегда ставилась идея соборности и помощи человека человеку. В России всегда ценилась другая идея, заключающаяся в очень простой формуле: что после тебя остается людям;

4. .устойчивое развитие общества как саморазвивающейся и целенаправленной системы. Идея развития, совершенствования и саморазвития общества на основе непрерывного поступательного движения всех его индивидов находит подтверждение при всех идеологических и социальных системах;

5. быстрая адаптация личности к реальным условиям конкретного социума.В последнее десятилетие цели и задачи, структура и содержание деятельности образовательных учреждений как педагогической системы в целом претерпевают существенные изменения. Инвариантность, полуфункциональность современных педагогических систем позволяет более полно, качественно и эффективно реализовать все вышеуказанные цели воспитания.

Основные задачи педагогического менеджмента:

1. отражают периодичность и последовательность, как отдельных действий исполнителя, так и всей деятельности в целом;

2. предусматривает методику, и правила выполнения отдельных видов работы на конкретный отрезок времени;

3. определяют требования к качеству результата деятельности и эффективности способов достижения, намеченных целей с учетом оптимальности затраченных усилий, средств и времени;

4. устанавливает требования к составу и квалификации исполнителей, определенных для конкретной деятельности (в соответствии с их функциональными обязанностями);

5. определяют количество необходимой информации и её основные источники с учетом оптимальности (необходимости и недостаточности);

Задачи учебных занятий - комплекс теоретических и практических затруднений, преодолеваемых учащимися самостоятельно или при содействии преподавателя в организационном учебно-воспитательном процессе и способствующих их целенаправленному обучению, воспитанию и развитию.

Функции педагогического менеджмента.

Исходя из теории менеджмента и анализа практики управления средними учебными заведениями, можно выделить следующие основные функции педагогического менеджмента:

Функция планирования, или принятия решения (распоряжения, приказы, рекомендации, планы, решения педсовета и т.п.). Планирование учебно-воспитательного процесса - первый основной компонент (функция) педагогического менеджмента.

иметь целевую направленность;

быть обоснованным , адресным;

отвечать условиям конкретности по времени его реализации и предусматривать критерии эффективности его реализации;

быть актуальным и современным;

быть полным, кратко и четко изложенным.

Функции организации выполнения принятых решений и планов включает в себя:

доведение принятого решения до исполнителя;

материально-техническое обеспечение возможности выполнения данного решения;

согласование данного решения с установками и потребностями личности исполнителя.

Функция мотивации.

Члены организации должны выполнять свою работу в соответствии с делегированными им обязанностями. Руководители всегда осуществляют функцию мотивации, порой даже не осознавая его.

Функция предварительного, текущего, отсроченного и итогового контроля. Предварительный контроль предполагает проверку планов, остальные виды контроля - координирование деятельности исполнителей на основе информации, полученной в ходе этого контроля, учет результатов деятельности этого контроля.

Методы педагогического менеджмента.

Существует четыре группы методов педагогического менеджмента:

первая группа - экономические методы, или методы экономического стимулирования;

вторая группа - организационно-распорядительские, или административные методы;

третья группа - методы психолого-педагогического воздействия;

четвертая группа - методы общественного воздействия.

Методы педагогического менеджмента необходимо систематизировать по уровням управленческой деятельности. Можно выделить три таких уровня:

1.личностный (индивидуальный) - микроуровень, на котором решаются задачи соответствия работника конкретному рабочему месту;

2.групповой (социально-психологический) - мезоуровень, в рамках которого производится оптимальная расстановка работников коллективе;

В рамках микроуровня решается задачи оптимизации подбора, непрерывного образования и рационального использования конкретных работников. Для этого необходимо изучать личность работника, выявлять его общие и специальные особенности, динамические качества его личности, характерологические особенности.

Установлено, что наибольшая совместимость достигается при сочетании людей с противоположными темпераментам

Применение педагогического менеджмента в школе.

Осуществление педагогического менеджмента через педагогический совет.

Планирование педсоветов в школе направлено на создание такой системы работы учителей, в основе которой заложены требования к современному уроку (таблица №1)

Планирование педсоветов

1.Совершенствовать структуру и повысить эффективность урока. Применять деятельностный подход к организации урока.

2. Продолжить работу по дифференциации учебно-воспитательного процесса:

-разделить классы на группы по познавательным личностным качествам;

-перейти от дифференциации на уровне содержания к дифференциации по познавательным личностным качествам;

3.Использовать принципы гуманизации и личностного подхода на уроке;

4.Првести цикл открытых уроков по теме педсовета.

1.Обратить внимание на воспитательную составляющую учебно-воспитательного процесса:

а) дисциплина, четкость в работе, обязательность, отсутствие двойных стандартов со стороны администрации, учителей, классных руководителей:

б)тщательная подготовка классных часов, усиление морально- этических направленности;

2.Раработать систему мероприятий по переходу к современным педагогическим технологиям, деятельностному подходу в учебно-воспитательном процессе: исследовательская работа учителей, открытые уроки, конференции и т.д.

1.1.Технология развития общеучебных навыков, уровень овладения учащимися.

а)выделить базовые вопросы школьного курса, подготовить по ним тренировочные упражнения, контрольные тесты;

б)на каждом уроке использоваться тренировочные упражнения и контрольные тесты и как индивидуальные как фронтальные виды работ;

в)при необходимости организовать дополнительные занятия и сообщить о времени проведения завуча;

г)исходя из анализа срезовые работы разработать индивидуальные методы для групп учащихсяся или для отдельных учащихсяся в соответствии с допущенными ошибками;

д) при составлении тестов включить вопросы с выбором ответа, задания на соответствие с развернутым ответами.

2. Всем учителям- предметникам в обязательном порядке ознакомиться с материалами по организации личностно-ориентированного урока, перестроить структуру, цели урока в соответствии с требованиями.

Современный урок.

Что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он должен быть, если грамотность и мастерство учителя соединяется? Как в сегодняшнем уроке соседствуют традиционное и новое?

Хороший урок имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:

знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока,

умение планировать, проводить и анализировать урок.

Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оценивается в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников.

Реальная ценность урока – его результат; степень усвоения материала учениками. Какими внешними эффективными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке ребята должны усвоить намеченный объем знаний, вырабатывать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

В условиях модернизации образования наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание, помощь в развитии, оценка, работа с родителями и т. п.) актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование, становятся востребованными коммуникативные функции (умение вести социальный диалог, обеспечивать социальное партнерство). Сегодня от педагога, требуется критическое соучастие, "содумание". Кивающий, исполнительный, опекаемый руководством сотрудник больше не в состоянии обеспечить эффективный и результативный процесс. Новые требования к профессионализму учителя повлекли за собой изменения в методической работе по организации непрерывного дополнительного образования педагогов. На современном этапе развития системы образования основная цель методической работы с кадрами - это создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных. Всем известны слова Дистерверга: "Учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным образованием и воспитанием".

Стимулирование педагогической активности как один из факторов педагогического менеджмента.

В благоприятном психологическом климате легко работать и стимулировать труд педагогов. Для эффективности управления нужно положение и стимулирование творчески работающих педагогов.

Путём психологических тестов можно выяснить у членов коллектива, какие формы и виды стимулов для них достаточно значимы.

Набор возможных средств.

1.Награда. Грамота. Благодарственное. Письмо. Фото.

2.Запись в книге Почета школы. Запись в трудовой книжке.

3.Презенты. Цветы. Внимание.

4.Внеочередной отпуск. Дополнительный отпуск. Отгулы. Свободный день в неделю.

5.Возможность проводить в жизнь новую программу. Эксперимент.

6.Возможность поехать в другой город на повышение квалификации.

7.Обеспечение профессионально значимыми книгами, учебниками, методической литературой, дисками.

8. Повышение заработной платы. Премия.

9.Путевки. Поездки. Путевки детям.

10.Новое оборудование. Мебель для кабинета. Технические средства.

11. Возможность учиться и повышать свой профессионально педагогический уровень.

12.Освобождение от классного руководства или наоборот.

13. И другие, например, как НСОТ (по критериям).

Методика работы с такой матрицей предлагает возможность отработки и анализа, определения индивидуальных пристрастий педагогов - все это можно взять в основу разработки программы социально-экономической, информационной и психологической защиты и обеспечения педагогов.

Процесс совершенствования педагогического мастерства - процесс сложный, интересный и непрерывный.

На основе вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

использование приемов педагогического менеджмента, предполагает умение учителя управлять педагогическими ситуациями, процессом социализации, учебно-познавательным процессом и поведением учащихся, что является важным компонентом деятельности современного учителя;

сформированность умений по управлению в классе является показателем степени овладения педагогом приемами классного менеджмента, осознанием и устойчивой потребностью в их совершенствовании;

компетентный учитель должен уметь выбирать и ставить задачи своей управленческой деятельности, правильно анализировать педагогические ситуации, причины поведения детей, принимать педагогически обоснованные решения, предвидеть их социальные последствия, он должен уметь самостоятельно выбирать и разрабатывать методы управления.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

С КУГУЛЬТА ГРАЧЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Директора МКОУ СОШ 3 с. Кугульта

Разработка научных подходов к управлению школой началась еще в 20-х годах прошлого века. С развитием социологии, психологии, философии и различных научных методов познания, в частности системного подхода, возрос интерес и к школьному менеджменту. В начале 90-х годов были опубликованы крупные теоретические работы западных ученых. Они считали, что итоговый анализ деятельности любого учебного заведения за год обязательно должен включать в себя: Выполнение школой различных директивных нормативных документов Министерства образования. Эффективность годового управленческого цикла. Анализ результативности проводимой методической работы. Оценку общего качества образования и преподавания ключевых предметов. Анализ взаимодействия школы с родителями учащихся. Эффективность работы учебного заведения с различными общественными организациями. Оценку уровня воспитанности учащихся. Анализ соблюдения санитарно-гигиенических норм. Итоги реализации образовательной программы.

В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. Можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель ПОУ – менеджером учебно-воспитательного процесса в целом.

Педагогический менеджмент имеет присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера.

Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда – информация, орудием труда – язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента – учащихся.

Менеджмент – это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.

Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам, ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми. В современной научной литературе менеджмент раскрывается как:

- процесс постановки и достижения, целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических ресурсов;

- управление бизнесом через филигранную работу с людьми;

- специальный вид управленческой деятельности, вращающейся вокруг человека;

- умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных;

- функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;

- область человеческого знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.

Наиболее полное определение менеджмента, которое может быть использовано в образовании, дал известный американский теоретик менеджмента П. Друкер. Современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей.

П. Друкер определяет и задачи менеджмента:

1) Сплотить людей вокруг общих целей предприятия, - иначе никогда из толпы не создать коллектива.

2) Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять.

3) Ни на минуту не останавливать развитие людей.

4) Поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ, постольку их деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности.

В качестве субъектов управления в системе образования выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования краев, областей, городов, а также районные отделы образования.

Объектами управления являются различные учебные заведения, которые в свою очередь тоже можно рассматривать как системы. Например, общеобразовательная школа, являясь объектом управления в рамках системы Министерства образования РФ, сама является сложной динамичной социальной системой, в которой можно выделить такие подсистемы, как педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы и др.

Многие особенности педагогического менеджмента определяются спецификой педагогического процесса. В частности, особенности управления образовательными системами в значительной мере определяются образовательной, воспитательной и развивающей функциями обучения, а также спецификой целей, методов, средств и форм педагогического процесса.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создана система государственных органов управления образованием, в которую входят органы управления образованием федеральные (центральные), ведомственные, республиканские (республик в составе РФ), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов.

Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национальный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ и максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При этом задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Важной особенностью педагогического менеджмента является общественный характер управления системой образования, проявляющийся в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители педагогического и ученического коллективов, родителей, общественности. Их участие в управлении создает предпосылки для развития творческой атмосферы хорошего психологического климата в учебном заведении.

Реальным воплощением общественного характера управления на уровне общеобразовательной школы является совет школы, конференция и устав.

Функции и содержание совета школы определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении. В частности, совет школы может создавать временные или постоянные комиссии, советы по различным направлениям деятельности, устанавливать их права, обязанности, границы полномочий.

Конференция является высшим руководящим органом управления школы и проводится не реже одного раза в год. Конференция избирает совет школы, его председателя, определяет срок их деятельности.

Каждое учебное заведение принимает на конференции свой Устав, в котором определяются цели, задачи и перспективы развития данного учебного заведения.

В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения), который:

- организует выполнение решений конференции;

- обеспечивает социальную защиту учащихся;

- устанавливает возраст учащихся при наборе в 1 класс, необходимость и вид ученической формы;

- рассматривает отчеты о расходовании бюджетных ассигнований, определяет направления использования бюджетных и внебюджетных средств;

- заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных преподавателей;

- совместно с администрацией и общественными организациями создает условия для педагогического воспитания родителей.

Механизм управления образовательными системами представляет собой совокупность познанных закономерностей и принципов, а также применяемых на их основе форм и методов взаимодействия объекта и субъекта управления в конкретных условиях. Закономерности выражают существенные связи и отношения между субъектом и объектом управления, принципы из этих отношений устанавливают основные правила взаимодействия субъекта и объекта, а методы и формы управления выступают как конкретные средства организации взаимного воздействия субъекта и объекта в процессе управленческой деятельности. Исследователи проблем управления образовательными системами к закономерностям относят:

– зависимость эффективности функционирования системы управления от уровня функциональной и организационной структур;

– связь между содержанием и методами управления учебно-воспитательной работой и содержанием, и методами организации педагогического процесса в школе;

– компетентность и готовность руководителей к управленческой деятельности; оперативность, непрерывность и ритмичность деятельности;

– гуманистическую и демократическую направленность управления.

Под принципами управления образовательной системой подразумеваются основные руководящие положения, на которые ориентируется субъект управленческой деятельности (руководитель, менеджер, педагог) в процессе управления. Принципы управления определяют требования к содержанию, структуре, организации этого процесса. Они составляют идейную основу теории и практики управления и используются как фундаментальные аксиомы. Над проблемой классификации принципов управления образовательными системами работали многие авторы (Г. Г. Габдуллин, Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, Μ. М. Поташник, В. П. Симонов, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.). Полагаем целесообразным отметить существование в сфере образования, следующих трех групп управленческих принципов:

– общие принципы организации педагогического труда;

– принципы социального управления сферой образования;

– специфические принципы управления школой.

1. Основные принципы управления образовательными системами. К общим принципам организации педагогического труда относятся:

а) научность – принцип, реализуемый с опорой на апробированные результаты научных исследований, представленных в форме рекомендаций, теорий, концепций и др. Кроме того, необходимо, чтобы содержание управленческой деятельности соответствовало уровню современной теории управления и основывалось на раскрытии важнейших закономерностей и принципов процесса управления образовательными системами;

б) системность и целостность. Данный принцип в управлении исключает предпочтение какой-либо из управленческих функций, реализующихся во взаимодействии руководителя учебного заведения с педагогическим коллективом и отвечающих таким требованиям, как последовательность, логичность, равнозначность всех функций;

в) рациональное сочетание прав, обязанностей и ответственности. Реализация данного принципа в управлении достигается путем продуманного определения сфер подчиненности, тщательной разработки должностных инструкций, где четко определен круг прав и обязанностей каждого члена коллектива учебного заведения и границы его ответственности за невыполнение или некачественное (несвоевременное) выполнение своих функциональных обязанностей;

– по времени – ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная;

– функциям управления – аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная;

– источникам поступления – внутришкольная, ведомственная, вневедомственная;

– целевому назначению – директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.

Объективность означает независимость содержания управленческой информации от каких-либо интересов ее источников. Полнота информации понимается как такое ее свойство, которое позволяет руководителю школы принять правильное решение, не прибегая к дополнительным данным. Для сбора полной и объективной информации используют наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами. С внедрением компьютеров и расширением масштабов компьютеризации возможности для получения полной и объективной информации существенно увеличились, что способствует повышению эффективности управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, других работников школы, связанных с управлением.

2. Принципы социального управления сферой образования. К данной группе принципов относятся:

– демократизация и гуманизация управления образовательным учреждением, предполагающая прежде всего развитие самодеятельности и инициативы всех участников образовательного процесса – руководителей, педагогов, учащихся и их родителей. Это возможно при условии открытости (гласности) обсуждения и принятия управленческих решений. В управлении учебным заведением невозможно ограничиться только воздействием управляющей подсистемы (администрации) на управляемую (общешкольный коллектив). Здесь необходимо взаимодействие, сотрудничество, соуправление в сочетании с самоуправлением. Конкретное проявление демократизации и гуманизации процесса управления образовательными системами основано на утверждении субъект-субъектных отношений, переходе от монолога к диалогу, от воздействия к взаимодействию;

– единство единоначалия и коллегиальности в управлении. Оно предполагает, что управление образовательным заведением строится в основном на двух принципах: единоначалии и коллегиальности, которые, дополняя друг друга, создают единую систему управления. Реализация этого принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении общеобразовательным учреждением.

Единоначалие осуществляется администрацией учебного заведения, в которую входят директор, его заместители, а также начальники структурных подразделений. Оно обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса.

Коллегиальность осуществляется в двух формах – непосредственной демократии (к примеру, в форме общешкольной конференции, общих собраний, педагогического совета, когда в них могут участвовать все члены общешкольного или педагогического коллектива) и представительной демократии (в форме совета школы, различных комиссий, комитетов, куда избираются представители тех или иных частей коллектива). Вместе с тем коллегиальность не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело, причем при определении тактических действий целесообразно единоначалие, при разработке стратегических – коллегиальность.

Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений.

3. Специфические принципы управления образовательным учреждением. К ним относятся:

а) педагогическая направленность управления – стремление руководителя оставаться учителем и в своей управленческой деятельности, соблюдая педагогический такт, проявляя терпение к личностным и профессиональным недостаткам своих подчиненных, заинтересованное отношение к созданию ситуации конструктивного диалога, ситуации успеха, поддержки и определенной позитивной соревновательности и взаимопомощи между членами руководимого коллектива. Для руководителя образовательного учреждения важнейшими качествами являются знания и умения, необходимые для организации управления учебно-воспитательным процессом, которые способствуют решению задач постоянного совершенствования условий эффективного протекания этого процесса на основе соблюдения общих принципов обучения и воспитания. Кроме того, как известно, педагогическая деятельность носит управленческий характер. Следовательно, все субъекты педагогической деятельности должны соотносить и адаптировать управленческие и педагогические методы взаимодействия с воспитанниками. Сущность такого управления состоит прежде всего в умелом решении профессионально-педагогических задач по развитию обучения и воспитания;

б) нормативность. В качестве принципа управления она предполагает опору на выполнение нормативных требований, содержащихся, во-первых, в образовательных программах, реализуемых данным учебным заведением, и государственных образовательных стандартах, во-вторых, в ведомственных документах, поступающих из вышестоящих уровней управления образованием. Для всех членов коллектива принцип нормативности реализуется через выполнение нормативных требований, содержащихся в документах, регламентирующих деятельность образовательного учреждения в целом и каждого его работника в частности;

в) единство педагогических позиций. Реализация данного принципа в педагогическом управлении означает, что:

– все субъекты педагогической деятельности должны выступать как единое целое, содружество, объединенное общим пониманием цели, способов организации деятельности, отношениями творчества и общей ответственности. Для создания и обеспечения функционирования эффективной образовательной системы необходимы направленная на личностное развитие каждого учащегося цель учебного заведения, принимаемая всеми участниками образовательного процесса и привлекательная для большинства идея, концепция, осмысленная с позиции принципов педагогики;

– все требования к организации педагогического процесса, содержащиеся в документах, регламентирующих его (устав, положение об учебном заведении и т.д.), обязательны для любого члена коллектива учебного заведения.

Управление образовательной системой будет эффективно при условии, что все участники педагогического процесса будут едины в своих подходах к его организации. В педагогическом управлении принимают участие разные категории людей – профессиональные педагоги, родители учащихся и в определенной мере сами дети посредством их вовлечения в процессы самоуправления, самовоспитания, самообразования;

г) сочетание интересов детей и взрослых. Как принцип управления оно реализуется через обеспечение приоритетности интересов детей, соблюдение и защиту прав всех участников образовательного процесса, осуществление практических шагов по улучшению положения и самочувствия детей и взрослых в образовательной системе, обеспечение участия родителей в управлении учебным заведением в органах самоуправления.

Менеджмент в сфере образования представляет собой комплекс технологических приемов, организационных форм, принципов и методов, которые направлены на повышение эффективности системы обучения. Его основные функции – это организация, планирование, мотивация и контроль. Менеджмент в образовании сводится в первую очередь к обеспечению всех субъектов информацией о деятельности системы. На основе этой информации осуществляется принятие решений, а также планирование дальнейшей деятельности. Менеджмент в образовании имеет своей целью отбор оптимальных решений, а также разработку программы развития различных учебных заведений. Управление школой или университетом должно осуществляться в три этапа. На первом этапе осуществляется диагностирование и дается предположительная оценка, на втором – собираются данные с помощью различных социологических методов, а на третьем – делаются окончательные выводы о положении дел, а также способах улучшения ситуации. Без менеджмента вряд ли можно добиться высоких результатов в чем-либо. И обучение - не исключение.

Актуальность работы заключается в том, что без правильной организации коллектива никак не получится добиться высоких показателей в уровне студенческих учебных достижений. Менеджмент в образовании просто необходим, ведь только с его помощью могут быть приняты грамотные решения. Интересно, что в процессе их принятия, по мнению западных специалистов, обязан участвовать каждый отдельный учитель. Администрация же нужна скорее для того, чтобы отобрать самые рациональные предложения и воплотить их в жизнь в рамках одной школы, университета или другого учебного заведения.

Цель работы ­– выявить какова роль менеджмента в управлении образовательными организациями.

Объектом работы является роль менеджмента в управлении образовательными организациями

Задачамиданной работы являются:

1. Образовательный менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом;

2. Значимость менеджмента в современном образовании.

Учитывая тот факт, что менеджмент как понятие трактуется достаточно широко, в качестве определения используем следующее: менеджмент — управление социально-экономической организацией, цели которой, как правило, экономические. Если обратиться к категориям менеджмента, то одной из них является объект-субъект. В образовательном менеджменте — субъект-субъект, т. к. объектом управления является личность, управляющее воздействие тоже оказывает личность.

Таким образом, образовательный менеджмент — управление, в основе которого лежат субъект-субъектные отношения, направленные с помощью совокупности методов, средств, приемов и принципов на достижение целей образования.

В образовательном менеджменте можно выделить менеджмент органов управления образованием и специфический, основанием для этого является возрастной подход к обучающимся. В соответствии с этим, методы образовательного менеджмента нацелены на работу с детьми и педагогами, то есть в основе всех методов — человеческий фактор, поэтому ведущими методами должны быть социально-психологические методы.

Специфические принципы образовательного менеджмента — сознательность, доступность, систематичность, наглядность, прочность, гуманизм и принцип опыта практического действия.

Экономические изменения в стране отразились и на процессе управления образовательными организациями. Поэтому управление образованием всё больше наполняется новым содержанием, соотносится с таким понятием, как менеджмент. Однако главной задачей образовательного менеджмента является создание условий для образовательной деятельности обучающихся и обучающих, поэтому конечный результат деятельности образовательной организации можно увидеть тогда, когда ученики определились в обществе, нашли себя и своё место. Используя функции, методы и принципы менеджмента, образовательный менеджмент соотносит их, прежде всего, с людьми. Эффективность его зависит от системного подхода.

Менеджмент в современном мире занимает одну из ведущих ролей, позволяющих мобилизовать ресурсы, в число которых входят финансовые, материальные, а также интеллектуальные ресурсы.

Образование следует рассматривать как процесс, основной целью которого является воспитание и обучение личностей, с учетом их индивидуальных особенностей и интересов. Современный мир требует от образовательной деятельности не только передачу, распространение и усвоение уже имеющихся знаний, но также и включение новых знаний, умений и навыков. Так как знания — это основной ресурс современного общества, который в совокупности с другими ценностями формируют отдельную личность, необходимо управлять образовательным процессом.

Менеджментом в образовании принято считать совокупность различных методов и принципов, которые способствуют эффективности образовательного процесса. Необходимо выделить основные особенности менеджмента в образовании:

– вероятность перехода к построению отношений к стилю, учитывающему индивидуальные особенности работников и более полный аспект к образовательной деятельности, ориентированный на результат максимально успешных итогов;

– обеспечение в коллективе (из числа педагогов и обучающихся) комфортного психолого-преподавательского климата.




Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда — информация, орудием труда — язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента — учащихся.

Как и любая система менеджмента, менеджмент в образовании имеет следующие виды функций: планирование, организация, мотивация и контроль.

Управление в образовании сводится в первую очередь к обеспечению абсолютно всех субъектов информацией о деятельности системы. В базе этой информации исполняется утверждение заключений, а кроме того, составление плана дальнейшей работы.

Каждое государство имеет специфику управления образовательной организацией в том числе и в России. В связи с тем, что российское образование считается массовым и направлена на получение знаний, способных обеспечить простую трудовую деятельность, оно не способно побудить ребенка к обучению, а также развить в нем интерес получать новые знания.

Механизм управления образовательными системами представляет собой совокупность познанных закономерностей и принципов, а также применяемых на их основе форм и методов взаимодействия объекта и субъекта управления в конкретных условиях. Закономерности выражают существенные связи и отношения между субъектом и объектом управления, принципы из этих отношений устанавливают основные правила взаимодействия субъекта и объекта, а методы и формы управления выступают как конкретные средства организации взаимного воздействия субъекта и объекта в процессе управленческой деятельности.

Менеджмент в образовании играет важную роль в развитии существующей системы, получении новых способов и методов работы, а также в эффективном применении и повышении результатов работы. Совокупность и использование принципов и методов менеджмента со спецификой образовательной системы позволяет более эффективно выполнять основные задачи образовательного процесса, что в свою очередь благотворно влияет на уровень развития каждой личности и современного общества в целом.

Менеджмент в сфере образования представляет собой комплекс технологических приемов, организационных форм, принципов и методов, которые направлены на повышение эффективности системы обучения. Его основные функции – это организация, планирование, мотивация и контроль.

Менеджмент в образовании сводится в первую очередь к обеспечению всех субъектов информацией о деятельности системы. На основе этой информации осуществляется принятие решений, а также планирование дальнейшей деятельности. Менеджмент в образовании имеет своей целью отбор оптимальных решений, а также разработку программы развития различных учебных заведений.

Без менеджмента вряд ли можно добиться высоких результатов в чем-либо. И обучение - не исключение.

Актуальность работы заключается в том, что без правильной организации коллектива никак не получится добиться высоких показателей в уровне студенческих учебных достижений. Менеджмент в образовании просто необходим, ведь только с его помощью могут быть приняты грамотные решения. Интересно, что в процессе их принятия, по мнению западных специалистов, обязан участвовать каждый отдельный учитель. Администрация же нужна скорее для того, чтобы отобрать самые рациональные предложения и воплотить их в жизнь в рамках одной школы, университета или другого учебного заведения.

Цель работы ­– выявить какова роль менеджмента в управлении образовательными организациями.

Объектом работы является роль менеджмента в управлении образовательными организациями

Задачамиданной работы являются:

1. Образовательный менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом;

2. Значимость менеджмента в современном образовании.

Учитывая тот факт, что менеджмент как понятие трактуется достаточно широко, в качестве определения используем следующее: менеджмент — управление социально-экономической организацией, цели которой, как правило, экономические. Если обратиться к категориям менеджмента, то одной из них является объект-субъект. В образовательном менеджменте — субъект-субъект, т. к. объектом управления является личность, управляющее воздействие тоже оказывает личность.

Таким образом, образовательный менеджмент — управление, в основе которого лежат субъект-субъектные отношения, направленные с помощью совокупности методов, средств, приемов и принципов на достижение целей образования.

В образовательном менеджменте можно выделить менеджмент органов управления образованием и специфический, основанием для этого является возрастной подход к обучающимся. В соответствии с этим, методы образовательного менеджмента нацелены на работу с детьми и педагогами, то есть в основе всех методов — человеческий фактор, поэтому ведущими методами должны быть социально-психологические методы.

Специфические принципы образовательного менеджмента — сознательность, доступность, систематичность, наглядность, прочность, гуманизм и принцип опыта практического действия.

Экономические изменения в стране отразились и на процессе управления образовательными организациями. Поэтому управление образованием всё больше наполняется новым содержанием, соотносится с таким понятием, как менеджмент. Однако главной задачей образовательного менеджмента является создание условий для образовательной деятельности обучающихся и обучающих, поэтому конечный результат деятельности образовательной организации можно увидеть тогда, когда ученики определились в обществе, нашли себя и своё место. Используя функции, методы и принципы менеджмента, образовательный менеджмент соотносит их, прежде всего, с людьми. Эффективность его зависит от системного подхода.

Менеджмент в современном мире занимает одну из ведущих ролей, позволяющих мобилизовать ресурсы, в число которых входят финансовые, материальные, а также интеллектуальные ресурсы.

Образование следует рассматривать как процесс, основной целью которого является воспитание и обучение личностей, с учетом их индивидуальных особенностей и интересов. Современный мир требует от образовательной деятельности не только передачу, распространение и усвоение уже имеющихся знаний, но также и включение новых знаний, умений и навыков. Так как знания — это основной ресурс современного общества, который в совокупности с другими ценностями формируют отдельную личность, необходимо управлять образовательным процессом.

Менеджментом в образовании принято считать совокупность различных методов и принципов, которые способствуют эффективности образовательного процесса. Необходимо выделить основные особенности менеджмента в образовании:

– вероятность перехода к построению отношений к стилю, учитывающему индивидуальные особенности работников и более полный аспект к образовательной деятельности, ориентированный на результат максимально успешных итогов;

– обеспечение в коллективе (из числа педагогов и обучающихся) комфортного психолого-преподавательского климата.

Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда — информация, орудием труда — язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента — учащихся.

Как и любая система менеджмента, менеджмент в образовании имеет следующие виды функций: планирование, организация, мотивация и контроль.

Управление в образовании сводится в первую очередь к обеспечению абсолютно всех субъектов информацией о деятельности системы. В базе этой информации исполняется утверждение заключений, а кроме того, составление плана дальнейшей работы.

Каждое государство имеет специфику управления образовательной организацией в том числе и в России. В связи с тем, что российское образование считается массовым и направлена на получение знаний, способных обеспечить простую трудовую деятельность, оно не способно побудить ребенка к обучению, а также развить в нем интерес получать новые знания.

Механизм управления образовательными системами представляет собой совокупность познанных закономерностей и принципов, а также применяемых на их основе форм и методов взаимодействия объекта и субъекта управления в конкретных условиях. Закономерности выражают существенные связи и отношения между субъектом и объектом управления, принципы из этих отношений устанавливают основные правила взаимодействия субъекта и объекта, а методы и формы управления выступают как конкретные средства организации взаимного воздействия субъекта и объекта в процессе управленческой деятельности.

Менеджмент в образовании играет важную роль в развитии существующей системы, получении новых способов и методов работы, а также в эффективном применении и повышении результатов работы. Совокупность и использование принципов и методов менеджмента со спецификой образовательной системы позволяет более эффективно выполнять основные задачи образовательного процесса, что в свою очередь благотворно влияет на уровень развития каждой личности и современного общества в целом.

Менеджмент в сфере образования представляет собой комплекс технологических приемов, организационных форм, принципов и методов, которые направлены на повышение эффективности системы обучения. Его основные функции – это организация, планирование, мотивация и контроль.

Менеджмент в образовании сводится в первую очередь к обеспечению всех субъектов информацией о деятельности системы. На основе этой информации осуществляется принятие решений, а также планирование дальнейшей деятельности. Менеджмент в образовании имеет своей целью отбор оптимальных решений, а также разработку программы развития различных учебных заведений.

Без менеджмента вряд ли можно добиться высоких результатов в чем-либо. И обучение - не исключение.


Менеджмент в образовании является одним из главных инструментов, позволяющих рационально использовать различные ресурсы, с целью достижения поставленных задач и повышения эффективности работы.

Ключевые слова: менеджмент, образование, знания, управление, личность развитие, процесс, эффективность, совокупность, комплекс, образовательные учреждения.

Менеджмент в современном мире занимает одну из ведущих ролей, позволяющих мобилизовать ресурсы, в число которых входят финансовые, материальные, а также интеллектуальные ресурсы. Рассматривая менеджмент в образовании, необходимо отметить широкое использование его в странах Западной Европы, где важным элементом данной системы выступает каждый из педагогов [2, с.241].

Образование следует рассматривать как процесс, основной целью которого является воспитание и обучение личностей, с учетом их индивидуальных особенностей и интересов. Современный мир требует от образовательной деятельности не только передачу, распространение и усвоение уже имеющихся знаний, но также и включение новых знаний, умений и навыков. Так как знания — это основной ресурс современного общества, который в совокупности с другими ценностями формируют отдельную личность, необходимо управлять образовательным процессом.

Менеджментом в образовании принято считать совокупность различных методов и принципов, которые способствуют эффективности образовательного процесса. Необходимо выделить основные особенности менеджмента в образовании [1, с. 115]:

– вероятность перехода к построению отношений к стилю, учитывающему индивидуальные особенности работников и более полный аспект к образовательной деятельности, ориентированный на результат максимально успешных итогов;

– обеспечение в коллективе (из числа педагогов и обучающихся) комфортного психолого-преподавательского климата.

В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент — это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса [4, с.211]. Можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель ПОУ — менеджером учебно-воспитательного процесса в целом.

Рассматривая историю развития управления в образовании, основным этапом становления считается конец ХХ столетия, когда были изданы масштабные работы ученых западной Европы, включающих в себя теорию об итоговом анализе годовой деятельности любого образовательного учреждения [5,с 362]. Согласно изданным трудам в такой отчет должен быть включено:

  1. Выполнение школой различных директивных нормативных документов Министерства образования.
  2. Эффективность годового управленческого цикла.
  3. Анализ результативности проводимой методической работы.
  4. Оценку общего качества образования и преподавания ключевых предметов.
  5. Анализ взаимодействия школы с родителями учащихся;
  6. Эффективность работы учебного заведения с различными общественными организациями.
  7. Оценку уровня воспитанности учащихся.
  8. Анализ соблюдения санитарно-гигиенических норм.
  9. Итоги реализации образовательной программы.

Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда — информация, орудием труда — язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента — учащихся.

Как и любая система менеджмента, менеджмент в образовании имеет следующие виды функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Кроме этого, менеджмент в образовании имеют особенную специфику, на фоне который выделяют следующие подфункции [3, с. 28]:

Совокупность всех функций и подфункций составляет последовательны, и на каждом определенном этапе сменяют друг друга, при этом образуется определенный цикл системы, способствующий эффективной системы управления персоналом.

Управление в образовании сводится в первую очередь к обеспечению абсолютно всех субъектов информацией о деятельности системы. В базе этой информации исполняется утверждение заключений, а кроме того, составление плана дальнейшей работы. Управление в образовании обладает собственной целью отбор наилучших решений, а кроме того, исследование проекта формирования разных учебных учреждений.

Рассматривая основные этапы управления необходимо выделить [1, с.136]:

  1. Диагностирование и предположительная оценка,
  2. Сбор данных с помощью различных социологических методов,
  3. Окончательные выводы о положении дел, а также способах улучшения ситуации.

Данный этап применим ко всем сферам управления в образовании, а также способствует повышению эффективности и улучшению результатов работы.

Каждое государство имеет специфику управления образовательной организацией в том числе и в России. В связи с тем что российское образование считается массовым и в первую очередь направлена на получение знаний, способных обеспечить простую трудовую деятельность, оно не способно побудить ребенка к обучению, а также развить в нем интерес получать новые знания.

Механизм управления образовательными системами представляет собой совокупность познанных закономерностей и принципов, а также применяемых на их основе форм и методов взаимодействия объекта и субъекта управления в конкретных условиях. Закономерности выражают существенные связи и отношения между субъектом и объектом управления, принципы из этих отношений устанавливают основные правила взаимодействия субъекта и объекта, а методы и формы управления выступают как конкретные средства организации взаимного воздействия субъекта и объекта в процессе управленческой деятельности. Исследователи проблем управления образовательными системами к закономерностям относят:

– зависимость эффективности функционирования системы управления от уровня функциональной и организационной структур;

– связь между содержанием и методами управления учебно-воспитательной работой и содержанием и методами организации педагогического процесса в школе;

– компетентность и готовность руководителей к управленческой деятельности; оперативность, непрерывность и ритмичность деятельности;

– гуманистическую и демократическую направленность управления.

Таким образом, менеджмент в образовании играет важную роль в развитии существующей системы, получении новых способов и методов работы, а также в эффективном применении и повышении результатов работы. Совокупность и использование принципов и методов менеджмента со спецификой образовательной системы позволяет более эффективно выполнять основные задачи образовательного процесса, что в свою очередь благотворно влияет на уровень развития каждой личности и современного общества в целом.

  1. Веснин В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. — М.: Проспект, 2015. — 320 c.
  2. Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М. А. Гончаров. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 476 с.
  3. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Вильямс, 2016. — 672 c.
  4. Челнокова Е. А., Коровина Е. А., Агаев Н. Ф. Педагогический менеджмент как вид управленческой деятельности педагога // Современные наукоемкие технологии. — 2015.
  5. Шипилина Л. А. Качество управления образовательным учреждением и необходимость профессионализации менеджмента в образовании. // Сибирский педагогический журнал. — 2016. — № 10. — С. 360–372.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образование, менеджмент, западная Европа, образовательная деятельность, повышение эффективности, современное общество, современный мир, управленческая деятельность, учебно-воспитательный процесс.

Читайте также: