Медико психологическая помощь доклад

Обновлено: 05.07.2024

ИМ — инфаркт миокарда

ПР — психологическая реабилитация

ССЗ — сердечно-сосудистые заболевания

Место реабилитации в клинической медицине. Не подлежит сомнению, что процесс ведения больного, включающий лечение, реабилитацию, вторичную и третичную профилактику, един и неделим. Более того, после устранения непосредственной угрозы жизни больного практически на всех этапах этого процесса должны одновременно использоваться и лечебные мероприятия, нацеленные на устранение клинико-биологических проявлений заболевания, и меры, направленные на восстановление функций пораженных органов и систем организма, на восстановление личностного и социального статуса реабилитанта, на предотвращение прогрессирования заболевания, осложнений и ущерба здоровью и благополучию больного и инвалида. Вместе с тем не следует смешивать понятия лечения, реабилитации, вторичной и третичной профилактики.

Дело в том, что в рамках каждого из этих направлений преследуются разные цели. При этом методы достижения этих целей не только не всегда совпадают, но подчас и вступают в противоречие друг с другом. Например, лечение больного с гангреной конечности в первую очередь направлено на спасение жизни. Руководствуясь только этой целью, врач скорее ампутирует более протяженную часть пораженной конечности (чем будет пытаться ее спасти, повышая риск смертельной опасности для больного). Но этим больной обрекается на более тяжелую степень инвалидности.

Четкое понимание того, что лечение, реабилитация, вторичная и третичная профилактика, с одной стороны, составляют единый процесс оказания медицинской помощи больному, но, с другой стороны, имеют разные, подчас трудно совместимые друг с другом, цели, способствует соблюдению оптимального баланса использования разных подходов, достижению наибольших итоговых результатов на благо больного.

Основные аспекты реабилитации. Среди других чаще выделяют клинический, физический, психологический и социально-трудовой аспекты реабилитации. Ясно, что без лечения основного заболевания проводить реабилитацию больных и инвалидов в большинстве случаев не представляется возможным. При многих заболеваниях (прежде всего, поражениях опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистых заболеваниях — ССЗ) добиться успешной психологической и социально-трудовой реабилитации больных без восстановления физической работоспособности и двигательных функций тоже достаточно затруднительно. В свою очередь, если реабилитант испытывает страх перед физическими и трудовыми нагрузками, по его убеждению, способными учинить вред его здоровью, то, скорее всего, он откажется от участия в программе физических тренировок, будет добиваться перевода на инвалидность. Во многих случаях именно психологические факторы, включая низкую мотивацию [8], а не органическое поражение органа или системы организма являются главной причиной социально-трудовой дезадаптации. В свою очередь возвращение к труду значительно ускоряет и завершает процесс психологической реадаптации (восстановления преморбидного психологического статуса, приспособления к изменившимся в результате болезни условиям жизни).

Системный подход к реабилитации. В настоящее время положение о комплексном характере реабилитации можно считать общепринятым. Однако на практике нередко используются лишь отдельные методы реабилитации. Они тоже позволяют достичь определенных положительных результатов, но эффективность такого подхода к реабилитации недостаточна.

Причина этого не только в том, что комплексное воздействие, как правило, дает больший эффект. Реабилитация — не просто комплекс мероприятий, механическая сумма большего или меньшего числа различных методов. В программах реабилитации эффективность каждой составляющей тесно зависит от других составляющих. Включение в программу реабилитации любой важной составляющей (клинической, психологической, физической, социально-трудовой и др.), помимо своего прямого действия, опосредованно повышает эффективность других составляющих. Такого рода синергия приводит к значительному повышению эффективности программы реабилитации в целом. Например, физическая реабилитация позволяет не только повысить физическую работоспособность, но и существенно улучшить психологическое состояние больных разных категорий, например, лиц, перенесших ИМ [9], больных раком [10]. Однако при психических изменениях, возникших в связи с заболеванием (ипохондрические и депрессивные изменения, страх за сердце при выполнении физических нагрузок у больных ССЗ; страх возникновения или усиления боли в спине при физической нагрузке у больных дорсопатией, депрессивные изменения при травматических поражениях позвоночника), в отсутствие мотивации, низкой самооценке и низкой самоэффективности само участие в занятиях лечебной физкультурой, а тем более в физических тренировках ставится под сомнение [8, 11—16]. Таких больных без психокоррекции подчас просто не удается вовлечь в программу физической реабилитации и для них ее эффективность (по причине неприменения) фактически сводится к нулю. К тому же, согласно результатам метаанализа результатов 15 исследований по изучению влияния программ физической реабилитации на уровень тревоги и депрессии у больных коронарной болезнью сердца, которых удалось вовлечь в эти программы, несмотря на их положительный эффект, они не могут рассматриваться как средство, достаточное для устранения таких эмоциональных нарушений [17].

Все это доказывает необходимость системного подхода к реабилитации. В системе реабилитации все звенья взаимосвязаны и необходимы. При этом большинство из них может быть представлено в достаточно простой и доступной практическому здравоохранению форме.

К этому следует добавить, что соматические заболевания и травмы достаточно часто сопровождаются психическими изменениями, значительно затрудняющими проведение реабилитации. Они не позволяют добиться достойного качества жизни больных и инвалидов — конечной цели реабилитации. К тому же, психические изменения в ряде случаев сопровождаются эмоциональными расстройствами, оказывающими негативное влияние на основной патологический процесс (например, повышенный уровень тревоги может приводить к усилению коронарной недостаточности при ишемической болезни сердца и церебрально-сосудистой недостаточности у больных, перенесших нарушение мозгового кровообращения). А это создает дополнительное препятствие на пути к реабилитации. Психологическая реабилитация (ПР) необходима и при психических заболеваниях [2, 18] (лечение, нацеленное на устранение психических нарушений, не всегда приводит к психологической реадаптации), и при органических поражениях мозга (восстановление нарушенных высших психических функций очень важно, но не достаточно для восстановления личностного статуса у больных этой категории).

В то же время отсутствие психопатологии, конечно же, не является основанием для отказа от проведения ПР. Показано, что особенности личности и психологической реакции на болезнь, отношение к лечению и реабилитации, к возвращению к труду и при нормальном психическом состоянии оказывает мощное влияние не только на процесс психологической реадаптации, но и на все другие составляющие реабилитации. Больные с нормальным психологическим статусом тоже нуждаются в психопрофилактике, в психологической поддержке, в помощи при формировании адекватных реакций на заболевание и его лечение, в создании установок на активное участие в программах реабилитации.

Хотя конечные цели комплексной медицинской реабилитации и ПР совпадают, у последней есть свои задачи, свои объекты и методы диагностики и коррекции. Объектом (и, конечно же, субъектом) ПР прежде всего являются больные и инвалиды следующих категорий:

— перенесшие внезапные тяжелые, угрожающие жизни и благополучию заболевания (ИМ, инсульт);

— страдающие хроническими заболеваниями с неблагоприятным течением, с угрозой жизни (онкологические заболевания);

— страдающие хроническими заболеваниями с неблагоприятным течением, с угрозой инвалидности (артрозы);

— перенесшие тяжелые операции;

— получившие тяжелые физические травмы с утратой (частичной или полной) трудоспособности;

— психически больные с неблагоприятным течением заболевания, с угрозой инвалидности;

— лица с девиантным поведением;

— дети с аномалиями развития;

— инвалиды с проявлениями психологической и социальной дезадаптации.

В этом списке можно выделить две основные категории лиц, нуждающихся в ПР: 1) медицинские проблемы, представляющие реальную угрозу жизни и благополучию, возникают внезапно, вызывая четко очерченные личностные реакции на болезнь, ее последствия и тяжело переносимое лечение. В части случаев невротические реакции на болезнь трансформируются в патологическое развитие личности; 2) медицинские проблемы связаны с хроническим заболеванием с неблагоприятным течением либо с врожденной патологией. Личностные реакции на болезнь стерты, а порой и не выявляются. Вместо них исподволь (и подчас на первых порах незаметно) может формироваться патологическое развитие личности. Неадекватные психологические реакции на болезнь и патологическое развитие личности становятся серьезным барьером на пути к реабилитации.

При проведении ПР важно знать: а) особенности психологического состояния больных и его динамику при данном заболевании; б) природу психологических изменений на разных этапах заболевания, его диагностики и лечения; в) факторы, влияющие на процесс психологической реадаптации.

Личностные реакции на болезнь, неврозы, патологическое развитие личности. Особого внимания врачей и клинических психологов требует этап диагностики и лечения, на котором больной узнает от врача и все в большей и большей мере осознает, что болен тяжелой болезнью, несущей угрозу его благополучию и самой жизни, требующим проведения труднопереносимого лечения (операция, химиотерапия, длительный постельный режим). Это вызывает у больного тревожные опасения и страхи за жизнь и здоровье, мрачные размышления о будущем, подавленность, страх перед возможной инвалидностью, ощущение краха карьеры, а подчас и всей жизни. Боль, слабость, физический дискомфорт усугубляют реакцию больного на психическую травму, в роли которой выступает тяжелое и опасное заболевание.

Выделяются как адекватные, так и патологические личностные реакции на болезнь и лечение, а также связанные с ними реальные и/или ожидаемые последствия. Личностная реакция квалифицируется как адекватная, если: а) поведение больного, его переживания и представления о болезни соответствуют полученной от врача информации о тяжести заболевания и лечения, а также их возможных последствиях; б) больной соблюдает режим, следует предписаниям врача; в) больной в состоянии контролировать свои эмоции.

При выявлении представленной ниже психопатологической симптоматики у больных онкологическими, соматическими или неврологическими заболеваниями или у лиц, получивших тяжелую физическую травму, ставится диагноз невротической реакции на заболевание (реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации, раздел F43 МКБ 10) или нозогении [19—21].

Мы выделяем следующие виды патологических личностных реакций на болезнь.

А. Фобическая реакция. Характерен страх перед повторным инсультом, ИМ, метастазами опухоли, рецидивом заболевания, внезапной смертью.

Б. Депрессивная (тревожно-депрессивная) реакция. Проявляется сниженным настроением, пессимистической оценкой перспективы, внутренней напряженностью, предчувствием надвигающейся беды.

В. Ипохондрическая (депрессивно-ипохондрическая) реакция. Отличается постоянной и явной переоценкой тяжести своего состояния, чрезмерной фиксацией внимания на своем здоровье.

Г. Истерическая реакция. Наблюдаются эгоцентризм, демонстративность, стремление привлечь к себе внимание окружающих и вызвать сочувствие, эмоциональная лабильность.

У больных женщин встречается чаще, чем у мужчин.

Д. Анозогнозическая реакция. Отмечается отрицание болезни с игнорированием лечебных рекомендаций и грубыми нарушениями режима. У больных мужчин встречается чаще, чем у женщин. В онкологии наблюдается значительно чаще, чем при соматических заболеваниях и физических травмах. Не следует путать анозогнозическую реакцию — разновидность невротического расстройства и анозогнозию как проявление органического поражения мозга (R41.8 по МКБ 10).

Приведенные психологические реакции характерны для преморбидно психически здоровых лиц. В случаях, когда соматическое заболевание развивается у лиц с достаточно выраженной психической патологией в анамнезе (больные неврозами, хроническим алкоголизмом, сосудистыми и травматическими заболеваниями головного мозга с психическими нарушениями и др.) психический статус определяется не только (а часто и не столько) личностными реакциями на болезнь. Такие случаи требуют внимания психиатра.

Факторы, влияющие на процесс психологической реадаптации. Главным фактором, затрудняющим процесс реабилитации у больных соматическими заболеваниями, являются психические нарушения. Прежде всего депрессивные, ипохондрические и фобические расстройства [8, 11, 14—16, 22, 23].

Одним из наиболее важных факторов, определяющих реакцию личности на болезнь и последующую динамику психологического состояния, особенно при соматических заболеваниях, являются особенности личности больных. Лица, всегда отличавшиеся тревожностью, мнительностью, психологической негибкостью, как правило, дают фобическую или ипохондрическую реакцию на болезнь. Лица, и до болезни склонные реагировать на жизненные трудности отчаянием, угнетенным подавленным настроением, неверием в возможность благополучного разрешения ситуации, и на заболевание отвечают депрессивной реакцией, и т.п. Степень гармоничности структуры личности, ее преморбидной устойчивости к психотравмирующим ситуациям коррелирует с частотой и выраженностью психопатологических реакций на болезнь [24].

Большое влияние на процесс психологической реадаптации оказывают индивидуальные ресурсы и стратегии совладающего поведения больных [16, 25, 26].

Положительное психологическое влияние на больных помимо благоприятной динамики соматического состояния оказывает сокращение длительности пребывания в стационаре, особенно сроков строгого постельного режима. Последовательное расширение режима, лечебная физкультура укрепляют уверенность в выздоровлении, устраняют тревожные опасения за здоровье и страх перед физическим напряжением даже при осложненном течении болезни.

В ряде случаев причиной психопатологических изменений у больных являются ятрогении — ошибки в поведении медицинского персонала, в частности запугивание разного рода, необоснованные запреты и т. д. [27].

Весьма важную роль эмоциональной поддержки и всесторонней помощи больным и инвалидам играет семья. Вместе с тем чрезмерная опека близких затрудняет процесс психологической реадаптации [27, 28].

Негативное психологическое воздействие подчас оказывают другие больные, отличающиеся неблагоприятным течением своих заболеваний.

Больные молодого возраста острее реагируют на заболевания, влекущие угрозу инвалидности. Внезапное развитие опасного заболевания или получение тяжелой физической травмы в период расцвета жизненных сил воспринимается ими как катастрофа. Больные пожилого возраста больше склонны относиться к болезни как некой реальности, с которой необходимо смириться. Не случайно у больных молодого возраста чаще, чем у пожилых, наблюдаются нозогении.

Необходимым условием успешного завершения процесса психологической реадаптации, сохранения и укрепления психического здоровья является возвращение к труду. Так, сравнивались показатели психического статуса больных, получивших одинаковую (II) группу инвалидности после ИМ. Несмотря на инвалидность, некоторые больные возвратились к труду. Спустя 1 год после выписки среди работающих инвалидов больных с психическими нарушениями оказалось в 7 раз меньше, чем среди неработающих инвалидов, хотя перед выпиской из стационара показатели их соматического статуса и психологического состояния были сопоставимы [27].

Учет всех этих факторов необходим для успешной психологической реабилитации больных.

Система психологической реабилитации больных и инвалидов. ПР проводится прежде всего врачами и клиническими психологами в тесном содружестве с другими специалистами, участвующими в программе комплексной реабилитации.

Психодиагностика должна проводиться как можно раньше, что позволяет уже на начальном этапе реабилитации выделить больных, в первую очередь нуждающихся в наблюдении и психокоррекции [15, 16, 29]. Психодиагностика позволяет индивидуализировать программы психологической реабилитации и осуществлять контроль над психологическим состоянием больных в процессе ее проведения. К числу приоритетных методов оценки психологического статуса больного следует отнести те, что отличаются не только валидностью, но и экономичностью, пригодностью для практики, а главное способностью оценивать переменные, значимые для медико-психологической реабилитации.

Психокоррекция. Среди задач психологической реабилитации выделяют следующие: 1) психологическая поддержка (в первые дни болезни, при объявлении диагноза, перед операцией и после нее, при вертикализации пациента, перед выпиской их стационара, при возвращении на работу и др.); 2) формирование адекватных личностных реакций на болезнь; 3) повышение приверженности проводимому лечению; 4) формирование установок на активное участие в программах реабилитации, на своевременное возвращение к труду (учебе), на восстановление своей роли в семье и социально-трудовом окружении.

Основу ПР составляют меры противодействия факторам, негативно влияющим на процесс психологической реадаптации, и использование факторов, оказывающих благоприятное воздействие на процесс психологической реадаптации (см. выше).

Надлежащий психотерапевтический климат, профилактика ятрогений должны постоянно обеспечиваться всем медицинским персоналом.

Психокоррекционную работу следует проводить и с членами семьи больного, в первую очередь с супругами больных [18, 27, 32, 33]. Это необходимо для формирования у лиц ближайшего окружения больного адекватных представлений о болезни, путях ее преодоления и последствиях. Важно выработать у больного и членов его семьи единые установки, способствующие активному участию в программах реабилитации.

Наиболее доступной, экономичной и эффективной формой психопрофилактики и психокоррекции в программах реабилитации больных соматическими, неврологическими и онкологическими заболеваниями являются школы для больных и их родственников, при проведении которых центральное место отводится групповой дискуссии [34].

Использование психотропных средств не играет ведущей роли при проведении ПР, однако в определенных ситуациях без них не обойтись. В этих случаях используют минимальные и малые дозы психотропных препаратов, не вызывающие побочных эффектов.

Следует подчеркнуть, что указанными подходами к ПР их список не ограничивается. Вместе с тем нужно учитывать, что на практике приживаются только доступные и эффективные (как в медицинском, так и в экономическом отношении) методы психокоррекции. Как оказалось, самые простые методы способны обеспечить успешную ПР у большинства больных.

ПР позволяет достоверно улучшать психологический статус реабилитантов, предотвращать развитие невротических реакций на болезнь и психологическую дезадаптацию, повышать показатели физической реабилитации, сокращать сроки временной нетрудоспособности, увеличивать число лиц, возвращающихся к труду, улучшать качество жизни больных и инвалидов [12, 27, 37, 38, 42—44].


В этом видеоуроке мы вместе с ребятами вспомним, что называют первой медицинской помощью. Поговорим о правах и обязанностях тех, кто оказывает первую помощь. Познакомимся с перечнем основных мероприятий первой помощи, утверждённым Минздравом РФ. А также рассмотрим основные методы и особенности оказания первой психологической помощи.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Медико-психологическая помощь"

Здравствуйте. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье — это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку даётся только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нём заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

Однако в человеческой жизни бывают такие моменты, когда случаются несчастные случаи. И первую помощь пострадавшим в каком-либо происшествии зачастую приходится оказывать очевидцам происшествия, не имеющим медицинского образования. При этом как пострадавшие, так и очевидцы испытывают растерянность, сталкиваясь с экстремальной ситуацией.


Напомним, что экстремальная ситуация — это кризисная обстановка, наносящая вред жизни и здоровью людей, имуществу и природной среде в результате поражающих воздействий природных, техногенных, социальных катастроф или в вооружённой борьбе.

Психика пострадавшего в экстремальной ситуации мобилизует все силы организма на борьбу за жизнь в самые первые минуты после случившегося. При травме к психоэмоциональному стрессу от экстремальной ситуации добавляется болевой шок.

Шок — это ответная реакция организма пострадавшего на действие внешних агрессивных раздражителей, которая может сопровождаться нарушениями кровообращения, обмена веществ, нервной системы, дыхания и других жизненно важных функций организма.

Шок условно разделяют на две фазы: возбуждения (кратковременного) и торможения, при которой быстро истощаются психические силы и происходит угнетение функций основных систем организма. В зависимости от тяжести протекания второй фазы выделяют три степени шока: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.


Травматический шок — это тяжёлое, угрожающее жизни пострадавшего патологическое состояние, возникающее при тяжёлых травмах, таких как переломы костей таза, тяжёлые огнестрельные ранения, черепно-мозговая травма, травма живота с повреждением внутренних органов, операциях и большой потере крови.

Травмой называют любое повреждение организма человека. Различают физическую травму (повреждение тела: рана, ожог, перелом и так далее), психологическую (повреждение нервной системы, психики) и моральную (разрушение идеалов, осмеяние нравственных ценностей).

Статистика основных причин смерти пострадавших от тяжёлых травм свидетельствует о низкой психологической и методической готовности очевидцев. Оказывающие первую помощь сами попадают в экстремальную ситуацию и боятся, что их действия могут оказаться ошибочными и не помогут человеку. Некоторые боятся уголовной ответственности за ошибки и не решаются подойти к пострадавшим. При этом уходят самые важные — первые минуты после травмы, а с ними уходит жизнь!

Каждый из нас надеется на помощь других людей в опасной ситуации, и от каждого из нас зависит своевременность и качество первой помощи.

Первая помощь — это меры срочной помощи пострадавшим, предпринимаемые до прибытия медицинских работников или до помещения пострадавшего в медицинское учреждение. Они направлены на устранение причин, угрожающих жизни пострадавших, и предупреждение развития осложнений от травм.


Отметим, что уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность для лица, уклонившегося от оказания первой помощи и не сообщившего о случившемся в службы экстренной помощи.

Оказание первой помощи — это алгоритм решения трёх задач:

1) незамедлительное прекращение воздействия внешних повреждающих факторов;

2) оказание первой помощи или самопомощи на месте;

3) оказание первой помощи во время транспортирования и в медицинском стационаре.

Следует запомнить пределы своей юридической ответственности:

• нельзя оставлять пострадавшего одного;

• необходимо вызвать скорую медицинскую помощь, дождаться приезда врачей, оказывать пострадавшему посильную помощь и поддержку;

• можно оказать первую помощь взрослому человеку только с его согласия, если он в сознании, и без его согласия, если он без сознания;

• необходимо оказать первую помощь ребёнку до четырнадцати (14) лет, если он без родителей;

• не оказывать помощь, если угрозу представляет сам пострадавший или обстоятельства, в которых он находится (например, угроза обрушения, взрыва, заражения или утопления).

Следует знать: у лиц, получивших первую помощь в течение получаса после травмы, осложнения возникают в два раза реже, чем у лиц, которым помощь была оказана позже.


— мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:

• определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья, жизни и здоровья пострадавшего;

• прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего;

• извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест;

— вызов скорой медицинской помощи или других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

— определение наличия сознания у пострадавшего.

— мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего.

— мероприятия по проведению сердечно-лёгочной реанимации до появления признаков жизни:

• давление руками на грудину пострадавшего;

— мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей.

— мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения:

• пальцевое прижатие артерии;

• прямое давление на рану;

• наложение давящей повязки и так далее.


— мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний.

— придание пострадавшему оптимального положения тела.

— контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки.

— передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

Основными причинами гибели пострадавших в первые минуты после травмы являются: несовместимые с жизнью повреждения, асфиксия и (или) аспирация в стрессовом состоянии спутанного сознания или в состоянии комы.

Асфиксия или удушье — это кислородное голодание организма и избыток углекислоты в крови и тканях, например при сдавливании дыхательных путей извне (удушение), закрытии их просвета отёком, падении давления в искусственной атмосфере (либо системе обеспечения дыхания) и так далее.

Аспирация — это проникновение в дыхательные пути при вдохе пострадавшим слюны, крови, содержимого желудка, рвотных масс.

А кома — это угрожающее жизни состояние между жизнью и смертью, характеризующееся потерей сознания, резким ослаблением или отсутствием реакции на внешние раздражения, угасанием рефлексов до полного их исчезновения, нарушением глубины и частоты дыхания, изменением сосудистого тонуса, учащением или замедлением пульса, нарушением температурной регуляции.

Если пострадавший находится в сознании, то очень важно оказать ему психологическую поддержку.

Первая психологическая помощь — это комплекс мер простейшего психологического воздействия на пострадавшего с целью снижения негативного влияния сильного стресса, переживаемого участниками происшествия.


К основным направлениям медико-психологической помощи относят:

• выявление, эвакуация и лечение людей с расстройствами психики;

• профилактика отдалённых последствий посттравматического синдрома (направление и постановка на учёт выявленных больных);

• консультационная помощь родным и близким пострадавших.

Однако до приезда специалистов вы и сами можете оказать первую психологическую помощь нуждающимся. Это может быть, как и эмоциональная поддержка (не оставляйте пострадавшего одного, создайте атмосферу заботы и внимания), так и активное общение с использованием словесных (вербальных) и невербальных методов психологического воздействия для успокоения пострадавшего, повышения у него чувства уверенности и надежды на благополучный исход.

Словесные (вербальные) методы психологической помощи включают объяснение, убеждение, внушение и переключение внимания. Например, при агрессии, нервной дрожи и двигательной активности попробуйте переключить внимание пострадавшего на выполнение простых физических действий, понятных ему и не требующих особого интеллекта; в случае истерики, паники — встряхните пострадавшего за плечи и уведите от места происшествия.

Невербальные методы первой психологической помощи подразумевают постоянный зрительный и телесный контакт. К примеру, можно подержать пострадавшего за руку или за плечо (осторожно, контакт с другими частями тела не рекомендуется).


После спасения у пострадавшего могут наблюдаться симптомы (признаки) посттравматического синдрома: нарушение сна, стремление снять нервное напряжение и страхи с помощью психотропных препаратов, раздражительность, агрессия, попытки суицида и депрессии. Суицидальные настроения и депрессии разных видов относятся к тяжёлым психическим расстройствам, которые требуют специального продолжительного лечения у психотерапевта.

Особенно тяжело люди переживают душевные (психические травмы), связанные со смертью близкого человека, увечьем или тяжёлой болезнью после травмы. Психические расстройства могут быть непосредственными (в момент травмы), ближайшими (в течение года), среднесрочными (пять лет) и долгосрочными (после пяти лет).

Врачи-психиатры определяют пострадавших, нуждающихся в квалифицированной помощи врачей-психотерапевтов по месту жительства для профилактики осложнений от посттравматического синдрома. Эти осложнения проявляются психосоматическими расстройствами — заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и репродуктивной систем. Своевременная квалифицированная профилактика таких осложнений — жизненно важное средство сохранения здоровья и качества жизни людей, переживших экстремальные ситуации.

Давайте подробнее рассмотрим методы психологической помощи и подумаем, кому и когда она нужна.

Понятие психологической помощи: какой она бывает?

Психологическая помощь предполагает дать человеку информацию о его психоэмоциональном состоянии, выявить причины и механизмы возникновения определенных психологических реакций на основе диагноза и симптомов, а также активно воздействовать на психику с целью гармонизировать психику и здоровье и улучшить качество жизни.

Такую помощь оказывают профессиональные психотерапевты, владеющие определенными знаниями и личностными качествами.

Психологическая помощь зависит от конкретного случая и может быть:

  • неотложной (при острых панических состояниях, опасности суицида, шока, насилия, непоправимого горя) или отсроченной (при длительных трудностях хронического характера);
  • краткосрочной или продолжительной (в зависимости от характера стресса, депрессии и кризисного состояния пациента);
  • индивидуальной или групповой (в зависимости от исходной проблемы и финальных задач).

Кому может помочь психолог?

Ученые психологи говорят о том, что симптомы кризисов зависят от тяжести пережитого события, но их природа идентична и подразумевает изменение психики человека вне зависимости от того, перенес ли он непоправимую катастрофу или потерял смысл жизни. В любом случае реабилитация начинается с понимания первопричины проблемы и стабилизации эмоционального состояния.

Психологическая помощь требуется людям с разными нервными, тревожными и психическими нарушениями и людям здоровым, которые в данный момент переживают сложные жизненные обстоятельства или находятся в кризисной, шоковой, стрессовой, конфликтной ситуации.

Как помочь себе самому?

Если вы чувствуете, что способны сами выбраться из сложной психологической ситуации, можно приложить некоторые усилия и помочь себе самому. Рассказываем, как это сделать.

При помощи литературы по психологии изучайте свою психику, выявляйте сильные и слабые стороны.

Не забывайте наблюдать за собой, контролируйте возникающие мысли и поведение на происходящие жизненные события, анализируйте свои реакции.

Помните, что прочитать несколько статей, чтобы научиться корректировать свой эмоциональный фон, недостаточно. Необходимо применять полученную информацию к своему случаю, только тогда вы достигнете результатов.

Путь исследования самого себя – увлекателен и интересен, заставляет увидеть свою личность в новом свете, учит лучше понимать как себя, так и других людей.

Доверьте себя профессионалам! Виды и методы психологической помощи

Профессиональная психологическая помощь проводится опытными психологами, психотерапевтами, консультантами, которые имеют образование в этой области, владеют специальными знаниями, проводят диагностику психологического состояния пациента, ставят цели, выбирают наиболее эффективные виды и методы воздействия.

Профессионалы оказывают действие на психику клиента при помощи:

  • психологического консультирования (проводится для формирования ценностей, позиции, взгляда на жизнь);
  • психологической коррекции (ставит своей целью выработать навыки деятельности психики, которые поспособствуют оздоровлению, личностному росту и гармоничной адаптации в социуме);
  • психотерапии (имеет задачу купировать патологические симптомы психики и помочь пациенту достигнуть равновесия в психическом и физическом состоянии);
  • профилактики (задача – дать здоровым людям навыки и техники предотвращения нервных, психических и соматических заболеваний, способы для облегчения реакций на травмирующие события).

Для оказания психологической помощи специалисты используют следующие методы:

воздействие на интеллект (основано на логическом мышлении, дает пациенту важную информацию для решения его проблем);

воздействие на эмоции (включает техники эмоциональной поддержки, такие как сочувствие, сопереживание, участие в проблеме, на этом этапе важным будет и физический контакт – обнять или взять за руку);

воздействие на поведение (обучение клиента другому мышлению, поведению и, соответственно, приобретение новых реакций на свои чувства и окружающие события).

В процессе консультации коррекционному специалисту необходимо соблюдать следующие правила:

Доклад задачи и формы психологической помощи

Психологическая помощь — область практического применения психологии , ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе или организации.

Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

Можно выделить основные задачи психологической помощи:

1. Задачи, связанные с личностью клиента . Первой из таких предметных перспектив, несомненно становится личность. Задачи которые человек стремиться решить: самоопределения (идентичности), выбора (принятия решения), самосознавания (личностной рефлексии); совладания с критической (кризисной) ситуацией и т.п.; Едва ли не самым существенным моментом здесь является то, что цели и задачи зачастую определяются самим клиентом.

2. Задачи, связанные непосредственно с процессом оказания психологической помощи . Где самостоятельными задачами являются: установление отношений доверия и принятия; обеспечение надлежащей динамики рабочих отношений, ведущей к осознанию и возможному разрешению психологических проблем клиента; проработка или, наоборот, снятие психологических защит; Самостоятельными задачами становятся определение форм и техник ведения начального интервью, сроков совместной работы и способов завершения психологической помощи.

3. Третья группа задач относится к психологической помощи сообществу . Основные и возможные задачи: адекватная ориентировка в ситуации, идентификация и локализация (при необходимости) конфликта; снятие социально-психологической напряженности, помощь в ценностно-смысловой переориентации группы; повышение (при необходимости) сплоченности и помощь в определении лидера.

4. Задачи, затрагивающие личность психолога . Совершенно особые задачи, стоящие перед профессионалом,— это задачи, которые касаются уже не непосредственно процесса психологической помощи: задачи, относящиеся к его (профессионала) собственному личностному развитию и благополучию, к его профессиональному мастерству. Недостаточная проработанность личностных проблем (фрустрированных или нереалистичных потребностей, фантазий, страхов, конфликтов, защит, ценностных смыслов, самооценок, мотивов и т.п.) И недостаточная профессиональная (техническая и теоретическая) подготовка легко могут вместо психологической помощи травмировать как клиента, так и консультанта и добавить к неразрешенным проблемам психогенные расстройства.

Основными формами психологической помощи являются следующие:

1. Психопрофилактика (предупреждение).

2. Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике — лекции, семинары).

3. Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).

4. Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

5. Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.

6. Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).

7. Психокоррекция (восстановление нормы, как с точки зрения эмоционального состояния, так и с точки зрения личностных черт).

Также виды психологической помощи можно разделить на: психологическое консультирование; психологическая коррекция; кризисное вмешательство; психологическая реабилитация; психологический тренинг.

Психологическая коррекция

Психологическое консультирование

Четкой дифференциации между психологическим консультированием и психотерапией нет. Обычно в дискуссиях на эту тему фигурирует аргумент об отсутствии в психологическом консультировании медицинской составляющей. Но он легко опровергается широким использованием оного в медицине, например, у пациентов с соматическими болезнями, у беременных женщин и т.д. Таким образом, оба вышеназванных метода, используя психологические инструменты воздействия, осуществляют терапевтические, профилактические и реабилитационные функции. Психологическое консультирование и психотерапия имеют практически идентичные цели (достижение положительных сдвигов в бихевиоральной и эмоциональной личностных сферах), базируются на одних и тех же научных разработках и осуществляются специалистами соответствующей квалификации (отличие здесь лишь в необходимости наличия у психотерапевта диплома об окончании медицинского ВУЗа, чего нет у психолога).

Психологическое консультирование может решать следующие задачи:

  • помощь и поддержка в психоэмоциональной сфере;
  • удовлетворение потребности пациента к познанию самого себя, повышение уровня его психологической компетентности;
  • формирование иного, более позитивного отношения к проблеме и своей роли в ее решении;
  • повышение адаптативности и устойчивости к стрессорному воздействию;
  • формирование реалистичного, толерантного мировоззрения;
  • повышение ответственности пациента за конечный результат проводимых мероприятий, выработка акцентированного желания познавать себя и окружающий мир.

Психологический тренинг

Целями психологического тренинга являются:

  • рост пациента как личности;
  • обучение различным психологическим приемам и техникам;
  • выработка поведенческих алгоритмов в стандартных ситуациях.

Отличием психологического тренинга от психотерапии является отсутствие медицинской составляющей. Характерными особенностями, выделяющими его из общего ряда психологических методов, являются: выраженный акцент на саморазвитие участников процесса, относительно постоянный состав группы, создание в группе атмосферы раскрепощения и психологического комфорта, использование активных методов групповой терапии, вербализованная рефлексия.

Психологический тренинг позволяет добиваться множества разнонаправленных целей. Для этого психолог, ведущий группу или занимающийся индивидуальным тренингом, изучает психологические закономерности и особенности поведения своего подопечного (подопечных), ищет эффективные способы внутригруппового и внешнего взаимодействия, развивает самосознание своих клиентов, исследует их конкретные проблемы, всячески содействует реализации их творческого потенциала и личностному совершенствованию. Благодаря этому улучшается психоэмоциональный статус клиента, предупреждается развитие депрессий, облегчается общение с окружающими, улучшается общее самочувствие и физическое здоровье, приходит ощущение полного психического комфорта и собственной успешности.

Виды и методы психологической реабилитации

Психологическая реабилитация — неотъемлемая составляющая восстановительных мероприятий, необходимость в которых возникает при перенесении человеком различных заболеваний, получении им инвалидности, попадании в ситуацию, травмирующую психику, избавлении от алкогольной, наркотической, игровой зависимостей и в некоторых других случаях.

Психосоциальная реабилитация направлена на восстановление нарушенных или вовсе утраченных психических функций, нормализацию психоэмоционального здоровья, помощь в адаптации к сложившейся социально-личностной ситуации, восстановление коммуникативных навыков.

Характер реабилитационных мероприятий зависит от того, какого рода нарушения наблюдаются у пациента.

Реабилитация инвалидов

Цель работы — помочь в социальной адаптации человеку с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Реабилитологи обучают инвалида необходимым навыкам — трудовым, коммуникативным, помогают развить способности, благодаря которым человек сможет выполнять физически доступную ему работу.

Большое внимание уделяется тому, как человек воспринимает себя в социуме, насколько ощущает себя его частью.

Постинсультная психологическая помощь

Реабилитация людей, перенёсших инсульт, предполагает три этапа. Задача №1 — восстановить Я-образ человека. Параллельно с работой психолога работает физиотерапевт и специалист по лечебной физкультуре.

Вторая задача — скорректировать межличностные отношения, представление о которых могло деформироваться под влиянием болезни. На этом этапе человек должен осознать свой социальный статус.

На третьей стадии восстановления реабилитант с помощью специалистов формирует установки на здоровый образ жизни. Человеку необходима новая концепция жизни, которая будет учитывать все имеющиеся факторы.

Реабилитация при болезни Альцгеймера и деменции

Лечению подобные болезни не поддаются. Можно только смягчить уже имеющиеся симптомы и поддерживать здоровье на текущем уровне.

И если терапевты, психиатры отвечают за лекарственное купирование негативных проявлений, то задача психолога состоит в другом. Реабилитологи корректируют поведение (агрессию, плохой сон, тревожность), проводят мероприятия, призванные улучшить настроение, организуют группы психологической поддержки.

Реабилитация при стрессах, депрессиях

Всё начинается с понимания причин. Выявив источник проблемы, психолог помогает клиенту осознать болезнь.

Далее с реабилитантом проводятся беседы, используются другие методы, вовлекается семья или близкое окружение человека, страдающего депрессией.

Реабилитационные методы

Восстановительный курс предполагает использование нескольких методик — в комплексе или по отдельности, в зависимости от поставленных задач.

  • предварительное обследование, посредством которого определяются проблемы, требующие решения;
  • медитация, преимущественно групповая;
  • упражнения, способствующие релаксации;
  • арт-терапия — выражение текущего психоэмоционального состояния с помощью творчества;
  • индивидуальные или групповые беседы, направленные на проработку проблем.

Психологическая реабилитация — это возможность вернуться к полноценной социальной жизни, почувствовать гармонию с собой и окружающим миром.

Читайте также: